Монархия как форма правления во Франции XIX века

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,22 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Монархия как форма правления во Франции XIX века

Содержание

Введение

. Режим Реставрации

. Июльская монархия

. Революция 1848 г. и Вторая республика

. Переворот 1851 г.

Заключение

Список литературы

Введение

В течение трех веков, начиная с эпохи Петра Великого, Россия в своем развитии отталкивается от опыта западных стран. Франция - одна из таких стран. С этим государством нас связывают общая история, полная дружбы, взаимопомощи и противоборства, взаимное культурное обогащение. Французский опыт государственного строительства в XIX веке представляет для России особенный интерес, т.к. это, пожалуй, единственная развитая западная страна, которая в своем развитии прошла через серию революционных потрясений, что во многом делает ее похожей на Россию, которая уже в XX веке также прошла через многочисленные потрясения. При этом, вопреки всем катаклизмам и поражениям Франции удалось выйти на траекторию устойчивого развития, сформировать основы конституционализма, правового государства и гражданского общества, что является актуальной задачей и для современной России.

Формирование буржуазного государства во Франции было инициировано событиями, вошедшими в историю как Великая французская революция. Коренной, глубинной причиной революции явилось максимальное обострение противоречий между господствующей в стране феодальной политической системой, отношениями собственности и развивающимися буржуазными производительными силами.

Великая Французская буржуазная революция закончилась в 1799 г. Однако на протяжении последующих 8 десятилетий страна оставалась в плену перманентного кризиса и революций. Франции пришлось пройти через серию войн и потрясений прежде чем окончательно стать развитым буржуазным государством.

Один из важнейших этапов на этом пути - период с 1815 по 1851 гг. ЗА это время во Франции сменяли друг друга режим Реставрации, Июльская монархия, Вторая республика.

1. Режим Реставрации

Во Франции вплоть до 1815 г. существовала Первая Империя. Однако поражение армии Н. Бонапарта в 1812-1814 гг. предопределили конец самой I империи.

Н. Бонапарт вынужден был отречься от престола. В апреле 1814 года Сенат сформировал Временное правительство из 5 сенаторов и призвал на престол брата казненного в 1793 году короля под именем Людовика XVIII.

Новому монарху Сенат предложил проект новой Конституции, которая представляла собой общественный договор между нацией и королем, определявшим права сторон. Однако Людовик XVIII отверг эту конституцию и в мае 1814 года объявил о восстановлении дореволюционной монархии, а 4 июня обнародовал Конституционную «Хартию», которая создавала во Франции политическое подобие английской парламентской монархии. В период ста дней временного возвращения Бонапарта (март - июнь 1815 г.) действие хартии было приостановлено. Бонапарт сделал попытку согласовать свою власть с новопровозглашенными парламентскими институтами. С этой целью он поручил известному буржуазному демократу Б.Константу видоизменить «Хартию» и представить ему на утверждение Дополнения к конституции империи, которые, однако, не вызвали интереса и не получили поддержку правящих кругов Франции. Военное поражение армии Н.Бонапарта под Ватерлоо привело к окончательному падению I империи. 6 июля 1815 года Конституционная «Хартия» Бурбонов была восстановлена.

С 1815 г. по 1830 г. во Франции была установлена так называемая легитимная монархия. «Хартия» 1814 года объявила дореволюционный порядок единственно законным (легитимным). По форме правления Франция стала конституционной дуалистической монархией, которая олицетворяет божественный порядок и королевский суверенитет. Особа короля рассматривалась «неприкосновенной и священной». Он являлся верховным главой государства и главнокомандующим вооруженных сил. Королю предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать ордонансы. Глава государства обладал правом законодательной инициативы, издания и обнародования законов. Судьи назначались королем и были несменяемы. От имени короля осуществлялось правосудие. Он имел право верховного помилования.

«Хартия» не допускала строгого разделения и противодействия властей. Законодательный корпус (парламент) создавался по английскому образцу и на аристократической двухпалатной основе, что должно было укрепить политический союз крупной буржуазии и дворянства. Палата пэров назначалась королем. Пэрство было пожизненным и наследственным. Палата депутатов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявление перерыва в их работе, а также роспуска нижней палаты сохранялось за королем.

«Хартия» устанавливает цензовое избирательное право. Участвовать в голосовании в палату могли лишь граждане старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков. От кандидата в депутаты требовались достижение 40 лет и уплата прямого налога в 1 тысячу франков.

«Хартия» гарантировала гражданам неприкосновенность собственности и некоторые свободы (равенство перед законом, свобода вероисповедания, слова, печати и др.). «Хартия» 1814 года задержала развитие демократической государственности во Франции и способствовала стабилизации монархического строя на основе конституционализма.

Однако относительная стабильность режима была подорвана в 1830 году, когда королевское правительство решило упразднить некоторые конституционные институты, предусмотренные «Хартией» 1814 года. Правительство приняло четыре антиконституционных ордонанса: о роспуске палаты депутатов; об уменьшении по 50 % числа депутатов; о введении дополнительной цензуры; о запрещении собраний и манифестаций. Гражданское возмущение переросло в июльскую революцию 1830 года, которая покончила с легитимной монархией и сформировала Временное правительство.

. Июльская монархия

Роль и место Июльской монархии в истории Франции не поддаются однозначному истолкованию. Еще современники обличали ее узко буржуазный характер, олигархическую систему власти, антидемократизм и практицизм правящих кругов, преследовавших свои частные интересы в ущерб насущным потребностям общества. Но в последнее время многие историки, не ставя под сомнение недостатки и промахи Июльской монархии, признают ее позитивный вклад в развитие страны. Прежде всего, они видят ее заслугу в том, что она укрепила основы либерального правового государства, развила традиции парламентаризма, а также создала благоприятные условия для подъема крупной индустрии и развертывания промышленной революции.

По своему устройству Июльская монархия имела много общего с режимом Реставрации. В основе ее конституции лежали те же либеральные принципы законности, разделения властей, гражданского эавенства, политической свободы, выборности представительных учреждений, ограниченного избирательного права, которые были провозглашены в «Хартии» 1814 г., принятой во время возвращения Людовика XVIII на королевский трон. Символично, что вопреки многочисленным прецедентам Июльская монархия даже не отменила старую конституцию, ограничившись внесением в нее отдельных поправок.

Однако эти поправки, принятые в условиях революции 1830 г., имели существенный характер. Они свидетельствовали о дальнейшей либерализации режима. Эти поправки восстановили баланс исполнительной и законодательной власти (нарушенный в «Хартии» 1814 г. в пользу исполнительной), а также расширили политические права и свободы граждан. В соответствии с ними король лишался права по своему усмотрению отменять законы или приостанавливать их действие; законодательные палаты (палата депутатов и палата пэров) получили право законодательной инициативы; упразднялась наследственность пэров; отменялась какая-либо цензура печати. Кроме того, из «Хартии» было изъято упоминание о том, что она была «дарована», или «уступлена», подданным королевской властью. Соответственно она приобрела значение договора, заключенного между монархом и народом.

августа 1830 г. герцог Орлеанский поклялся соблюдать конституцию и принял титул короля французов под именем Луи-Филиппа. Избрание нового короля, однако, не успокоило страну. Значительная часть деятелей либерального движения согласились на это лишь при условии осуществления им глубоких реформ, расширяющих права и свободы граждан, в частности избирательной реформы

Некоторые из радикально настроенных либералов призывали вообще упразднить монархию. Их отнюдь не убедил аргумент одного из видных орлеанистов, Одилона Барро, что Июльская монархия будет «лучшей из республик». А политический курс, фактически проводимый новым правительством, окончательно их разочаровал.

В начале правления Луи-Филиппа министерский кабинет во главе с известным деятелем либеральной оппозиции время Реставрации банкиром Лаффитом действительно провел важные политические реформы. В 1831 г. был принят муниципальный закон, восстановивший выборность муниципальных советников, которые со времен Наполеона назначались правительством. Вместо королевской гвардии была образована национальная гвардия, членами которой могли стать все граждане, платившие налоги и на свои средства приобретавшие обмундирование. Национальные гвардейцы сами выбирали офицеров; только высшие командиры назначались королем. Тогда же был принят и новый закон о выборах палаты депутатов. Он снизил имущественный ценз для избирателей и кандидатов в палату депутатов соответственно с 300 до 200 фр. и с 1 тыс. до 500 фр. Эта мера приблизительно вдвое (со 100 до 200 тыс.) расширила корпус избирателей. Однако после отставки кабинета Лаффита, последовавшей в том же 1831 г., темп реформ замедлился. Лишь в 1833 г. был принят закон о выборности членов генеральных советов департаментов и окружных советов. К выборам генеральных и окружных советов наряду с цензовыми избирателями были допущены так называемые «таланты», или «способности», т.е. небогатые дипломированные специалисты (врачи, адвокаты, нотариусы), отставные чиновники и пр., а к муниципальным выборам, кроме того, - и гораздо более широкие слои средней и мелкой буржуазии. В результате корпус муниципальных избирателей увеличился до 2,9 млн человек.

Замедление темпа реформ, носивших к тому же весьма ограниченный характер, привело к росту оппозиционных настроений в обществе. В начале 30-х годов возникли тайные общества, народные по составу и республиканские по своим целям, которые пытались силой свергнуть Июльскую монархию. В 1832 и 1834 гг. они организовали восстания в Париже, подавленные правительственными войсками. В 1835-1836 гг. на жизнь короля было совершено несколько покушений. Республиканские лозунги звучали и во время восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг. Последним в этой серии было республиканское восстание в Париже в 1839г.

Особая трудность для Июльской монархии заключалась в том, что она была вынуждена бороться не только с республиканцами, но и с легитимистами (сторонниками свергнутой династии), а также с бонапартистами. Луи-Филипп принял вызов, брошенный ему противниками трона. Об обрушил на заговорщиков и участников восстаний суровые преследования. Их десятками заключали в тюрьмы, высылали за границу. Полиция и войска применяли порой неоправданную жестокость при подавлении народных волнений. Так, например, 14 апреля 1834 г. в Париже солдаты в отместку за ранение одного из своих офицеров перебили жителей дома № 12 по улице Транснонен. В сентябре 1835 г. правительство добилось издания серии репрессивных законов, которые несколько ограничивали свободу печати и полномочия судов присяжных заседателей, а также передали политические дела в ведение простых уголовных судов, получивших право рассматривать их даже в отсутствие обвиняемых. К концу 30-х годов Июльская монархия сумела отбить прямые атаки ее противников и стабилизировать политическое положение.

К этому времени в основном сложились и своеобразные формы парламентаризма, характерные именно для Июльской монархии. Законодательные палаты, в особенности палата депутатов, приобрели большой вес в политической жизни страны. Им принадлежали законодательная власть, право вводить новые налоги, контрольные функции («Хартия» установила ответственность министров). Поэтому выборы в палату депутатов носили отнюдь не формальный характер, но протекали, как правило, в острой конкурентной борьбе кандидатов. Кабинеты министров, назначавшиеся Луи-Филиппом, действовали с оглядкой на настроения большинства депутатов. Однако обычай формирования министерского кабинета на основе парламентского большинства и его ухода в отставку в случае вотума недоверия палаты в годы Июльской монархии так и не сложился. Вину за это несет сам Луи-Филипп, который не желал уступать палатам номинально принадлежавшие ему властные полномочия, хотя и не стремился к восстановлению королевского абсолютизма.

Правительственная система Луи-Филиппа заключалась в том, чтобы управлять Францией с помощью, а не посредством палат. Он хотел превратить законодательную власть в послушный инструмент своей политики. Добиться этого ему было тем легче, что его непримиримые, бескомпромиссные противники составляли в палатах ничтожное меньшинство (в назначаемой королем палате пэров их практически не было). В 1840 г. антидинастическая оппозиция была представлена в палате депутатов крохотной, в несколько человек, группой республиканцев, которые со времени принятия репрессивных законов в 1835 г. именовались радикалами, и 22 легитимистами. Остальные депутаты принадлежали к различным династическим группировкам. Консервативное орлеанистское большинство, или «правый центр», во главе с Гизо насчитывало 253 депутата. Другие орлеанистские группировки - «третья партия» (Дюпен), «левый центр» (Тьер), «левая династическая» (Одилон Барро) численностью соответственно 22, 43 и 104 депутата - составляли династическую оппозицию. Кроме радикалов и легитимистов, сколько-нибудь четкую политическую альтернативу правительству выдвигала только «левая династическая» группировка. Остальные готовы были поддержать любой кабинет в обмен на министерские портфели, административные должности, удовлетворение каких-либо требований их избирателей и т.д. Учитывая эти настроения, Луи-Филипп широко прибегал к прикармливанию и даже прямому подкупу депутатов, в частности путем предоставления хорошо оплачиваемых государственных должностей.

Эта система подкупа депутатов активно применялась министерским кабинетом, который управлял Францией в 1840-1848 гг. Формально его возглавлял маршал Сульт, фактически же им руководил Франсуа Гизо. Журналист, историк и дипломат, один из лидеров либеральной оппозиции режиму Реставрации, глава школы «доктринеров», он своей бурной деятельностью сумел придать французскому либерализму консервативную, охранительную тональность. Гизо и Луи-Филипп понимали друг друга с полуслова. Благодаря их тесному многолетнему сотрудничеству во Франции пышным цветом расцвела коррупция. Только с 1842 по 1848 г. 26 депутатов были назначены на различные административные посты, а 25 назначенных ранее получили повышение. Высшие должностные лица, включая министров, пэры Франции и депутаты были уличены во взяточничестве и других финансовых злоупотреблениях.

Это «загнивание» Июльской монархии во многом объясняется тем, что политическая база этого режима, в особенности ее «политический класс», т.е. круг лиц, в той или иной мере участвовавших в управлении государством, оказалась чрезмерно узкой. Правительство не сумело, а скорее не захотело приспособиться к переменам в обществе, происшедшим во второй четверти XIX в.

Ошибки правительства, не позаботившегося о расширении политической и социальной базы режима, деятельность оппозиции, не спускавшей ему ни малейшего промаха, просто неблагоприятное стечение обстоятельств, связанное с внезапной смертью наследника и грянувшим экономическим кризисом, - все это способствовало дискредитации Июльской монархии, падению ее авторитета в глазах собственных граждан.

3. Революция 1848 г. и Вторая республика

23 февраля Луи-Филипп отправил в отставку кабинет Гизо. Парижане шумно праздновали свою победу под окнами министерства иностранных дел, когда солдаты, несшие охрану, открыли огонь по толпе: несколько десятков человек упали на мостовую, сраженные их пулями. Этот инцидент послужил сигналом к началу восстания. В ночь с 23 на 24 февраля Париж покрылся баррикадами. На рассвете начались вооруженные столкновения парижан с правительственными войсками. К полудню отряды повстанцев окружили Тюильрийский дворец. Луи-Филипп отрекся от престола в пользу своего внука графа Парижского, после чего в сопровождении членов семьи покинул дворец, а затем и Францию, найдя убежище в Великобритании, где и скончался в 1850 г.

Невестка короля герцогиня Орлеанская вместе с сыном, девятилетним графом Парижским, направилась в палату депутатов, рассчитывая на учреждение регентства. Однако вооруженные повстанцы сорвали этот план. Под их приветственные крики депутаты от республиканской оппозиции приступили к формированию нового правительства Франции.

Ни статус Временного правительства, ни круг его полномочий не были четко определены. Оно являлось одновременно и коллективным главой государства, наподобие Директории 1795-1799 гг., и министерским кабинетом.

Выборы в Учредительное собрание Временное правительство назначило на 9 апреля 1848 г. Чтобы успокоить народ, 25 февраля Временное правительство декретировало право на труд. Одновременно оно приняло решение о создании особых национальных мастерских. Фактически же национальные мастерские представляли собой чисто благотворительную меру.

и 24 апреля во Франции состоялись выборы в Учредительное собрание. В них приняло участие все мужское население старше 21 года. Выборы проводились по департаментским спискам, но подсчет голосов производился по каждому кандидату индивидуально. Всего в Учредительное собрание было избрано 880 «народных представителей», как официально именовались депутаты. Большинство из них - около 500 - по своим взглядам были близки к умеренному крылу Временного правительства, т.е. к политическим демократам. Они выступали в поддержку либерально-демократической республики, в равной мере удаленной как от идеалов социальной революции, так и от планов монархической реставрации.

Учредительное собрание начало работу 4 мая 1848 г. На первом же его заседании народные представители» повторно провозгласили Францию республикой. Учредительное собрание взяло в свои руки всю полноту законодательной власти, а исполнительную власть организовало по образцу Конституции 1795 г. Оно образовало Исполнительную комиссию в составе пяти человек, которые руководили министрами, ответственными за отдельные отрасли управления. Высшие должности в Учредительном собрании и правительстве заняли почти сплошь политики, доказавшие как свою преданность республике, так и неприятие социализма.

Несмотря на атмосферу реакции, воцарившуюся после июньского восстания, в июле и августе 1848 г. во Франции спокойно прошли выборы в генеральные советы департаментов, в окружные и муниципальные советы. Граждане, таким образом, постепенно приобретали опыт практической демократии.

В это трудное время Учредительное собрание продолжало работать и над проектом новой конституции. В течение лета 1848 г. он был подготовлен специальной комиссией, 4 сентября проект был вынесен на обсуждение Учредительного собрания, а спустя два месяца, 4 ноября, поставлен на голосование. Новая конституция Франции была принята 739 голосами против 30.

Она восходила одновременно к двум источникам - конституционной традиции Франции и конституции США. Из первой вытекали философские посылки устройства государства, выраженные в преамбуле. Конституция учреждала во Франции «единую и неделимую» республику, принципами которой являлись свобода, равенство и братство, а основами - семья, труд, собственность и общественный порядок. Конституция наделяла граждан широкими демократическими правами и свободами. Однако 596 голосами против 187 депутаты Учредительного собрания отказались от упоминания в ней «права на труд», ограничившись лишь указанием на необходимость «братской помощи нуждающимся гражданам».

. Переворот 1851 г.

Влияние опыта США проявилось в организации исполнительной власти. Конституция строго проводила принцип разделения властей. Высшей законодательной властью наделялось однопалатное законодательное собрание, а высшей исполнительной - президент республики, что для Франции было внове. Как депутаты собрания, так и президент избирались на основе всеобщего избирательного права. Вопрос о способе избрания президента был предметом бурных споров депутатов. Многие из них опасались, что независимый от законодательной власти и наделенный широкими полномочиями президент может представлять угрозу для республики. Однако большинство депутатов считали, что Франция нуждается в «своем Вашингтоне», на роль которого прочили генерала Кавеньяка, и 643 голосами против 158 проголосовали за учреждение должности всенародно избираемого президента.

Учредительное собрание назначило выборы президента на 10 декабря 1848 г. Основными соперниками Кавеньяка были явно растерявшие за минувшие месяцы популярность Ламартин и Ледрю-Роллен, а также принц Бонапарт, избранный депутатом Учредительного собрания в результате дополнительных выборов в сентябре и перебравшийся из Лондона в Париж. К всеобщему удивлению, победа досталась Бонапарту, набравшему 5434 тыс. голосов, или три четверти от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Далеко позади него остался Кавеньяк с 370 тыс. голосов, не говоря уже о прочих кандидатах.

Как объяснить победу Бонапарта, не имевшего программы, а только имя и легенду, с этим именем связанную? Отчасти тем обстоятельством, что многие избиратели, особенно в провинции, голосовали не столько за него, сколько против политиков, действия которых причиняли простому человеку одни неудобства: новые тяжелые налоги, восстания рабочих, полицейский произвол.

Отчасти же победа Бонапарта объяснялась поддержкой, которую оказали ему в своих избирательных округах традиционные "нотабли", люди консервативных, монархических убеждений, усмотревшие в нем "меньшее зло" по сравнению с демократической республикой. Они образовали так называемую «партию порядка», которая старалась использовать президента в борьбе с республиканским большинством Учредительного собрания.

декабря 1848 г. Луи-Наполеон Бонапарт вступил в должность президента республики.

В сентябре 1849 г. сторонники Бонапарта образовали «Общество 10 декабря», которое стало проводить шумные кампании в поддержку президента. В борьбе с противниками оно прибегало к тактике запугивания и шантажа.

октября 1849 г. Бонапарт уволил в отставку Одилона Барро и других министров, назначив вместо них лично преданных ему лиц - Руэра, Фульда, Парье, д'Опуля и др. Прибирая к рукам основные рычаги управления страной, он умело играл на слабых струнах монархистов, в частности на их религиозных чувствах, а также на страхе перед угрозой республиканского реванша. Бонапарт прямо ставил себе в заслугу, что при участии французских войск была подавлена революция в Папской области и восстановлена светская власть папы римского.

С осени 1850 г. Бонапарт уже не скрывал, что стремился к восстановлению империи. Его сторонники инспирировали поток петиций в Законодательное собрание с требованием пересмотра тех статей конституции, которые ограничивали срок власти президента четырьмя годами. Однако в июле 1851 г. Законодательное собрание отклонило соответствующее предложение.

декабря 1851 г. под предлогом «защиты республики» Бонапарт осуществил государственный переворот. Законодательное собрание было объявлено распущенным, вожди оппозиционных партий - арестованы. Бонапарт восстановил всеобщее избирательное право. Тем не менее, его уловки никого не обманули. В Париже и в провинции были отмечены массовые выступления, в том числе и вооруженные, против переворота.

31 мая 1850 г. Национальное собрание приняло новый избирательный закон, который в нарушение Конституции, ввел повышенный ценз оседлости (три года) и восстановил имущественный ценз. Количество избирателей сократилось на 3 млн. чел. На выборах в Национальное собрание большинство депутатских мест получили монархисты, а президентом Французской республики был избран племянник Н.Бонапарта - Луи-Наполеон, с именем которого мелкая буржуазия, крестьянство и армия связывали возрождение бонапартизма. В декабре 1851 г. президент издал ряд декретов, в соответствии с которыми Национальное собрание распускалось, избирательный закон 1850 г. отменялся. Плебисцит по вопросу о поддержке народом президента принес победу Луи-Наполеону (свыше 7 млн. - «за», 650 тыс. - «против»). 14 января 1852 г. Луи-Наполеон промульгировал новую конституцию, которая напоминала бонапартистский Основной закон 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Президенту были подчинены все звенья государственного механизма, включая карательный аппарат. Он назначал министров, которые были ответственны только перед ним. Президент одновременно являлся главой государства и правительства.

Таким образом, демократическая республика уступила место авторитарному режиму.

Заключение

Утверждение республиканского строя было во Франции результатом многолетней и драматической борьбы. Первая попытка учреждения республики относится ко временам Великой Французской революции. В сентябре 1792 г. королевская власть была официально упразднена, и Франция провозглашена республикой. Но уже в мае 1804 г. Наполеон Бонапарт восстановил наследственную монархию под названием империи. Первую республику (по традиционной терминологии) сменила Первая империя, продержавшаяся до 1815 г. Затем в течение тридцати с лишним лет Франция снова была королевством. После революции в феврале 1848 г. во Франции опять устанавливается республиканский строй (Вторая республика), которая, в свою очередь, в декабре 1852 г. становится жертвой переворота, осуществленного племянником Наполеона I Луи-Наполеоном, восстановившим империю (Вторая империя) и правившим под именем Наполеона III. Его самого свергают в сентябре 1870 г. после ряда поражении во франко-германской войне. На свет рождается Третья республика. Республиканский строй закрепляется конституционными законами 1875 г. и утверждается окончательно. В 1884 г. принимается закон, гласящий, что республиканская форма правления не может быть предметом предложения о пересмотре>. Третья республика оказалась долговечной: она продержалась до поражения Франции во второй мировой войне и официально перестала существовать в июле 1940 г.

Список литературы

буржуазный республиканский франция конституционализм

1.Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994. 284 стр.

2.Всеобщая история государства и права. - М., 1998. 478 стр.

.Де Мишель А. и др. Институты и власть во Франции. М., 1977. 266 с.

.История государства и права зарубежных стран. - Ч.2. - М., 2004. 704 стр.

.История государства и права зарубежных стран. Т. 2. М., 1999. 380 стр.

.История Европы. Т.5. М., 2000. 678 стр.

.История Франции, т. 2. М., 1973. 664 стр.

.Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 1994. 426 стр.

.Манфред А.З. Великая Французская революция. М., 1983. 320 стр.

.Новая история стран Европы и Америки. Ч. 1, 2. М., 2001.

.Новая история. Ч. 1, 2. М., 1989.

.Олар А. Политическая история Французской революции. М., 1986.

.Омельченко О.Н. Всеобщая история государства и права. Т. 2. М., 1998. 358 стр.

.Серебренников В. Конституционное право Франции. М., 1976. 188 стр.

.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 1995. 366 стр.

Похожие работы на - Монархия как форма правления во Франции XIX века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!