Создание чрезвычайных органов власти в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,11 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Создание чрезвычайных органов власти в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции

Министерство образования Российской Федерации Саратовская Государственная Академия Права

Кафедра истории государства и права








Курсовая работа

Создание чрезвычайных органов власти в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции

Выполнила

студентка 1 курса 104 группы

Института прокуратуры

Кармолина М.А.

Научный руководитель:

доцент Варламова Н.Д.

кандидат юридических наук


Саратов 2007г.

Введение

Изучение истории Советского государства и его органов периода гражданской войны и иностранной военной интервенции, установления и укрепления диктатуры пролетариата в России способствует более глубокому исследованию проблем развития нашей государственности.

В процессе изучения обобщается исторический опыт, накопленный Коммунистической партией и советским государством, который был использован в последующих боях за свободу и независимость нашей Родины.

Данная тема актуальна для современной России. Ведь политическая обстановка в мире может измениться в любую минуту. Неизвестно, какие последствия будут от этих перемен для нашей страны. В любом случае, главной целью всегда являлась, и будет являться защита нашей государственности и населения. В таких случаях, продуманная политика является залогом благополучия страны. От того, как оперативно и правильно власть перестроит государственный аппарат, зависят человеческие жизни. Нельзя сказать, что в те страшные для России годы большевики все сделали правильно. Напротив, было совершено много ошибок. Но нельзя подходить к этой проблеме односторонне. Советское правительство много сделало для нашей страны и, прежде всего, оно отстояла независимость России, не позволило нашему государству превратиться в чью-либо колонию, хотя стоит сказать, что условия мира были тяжелыми.

Те органы управления, которые были созданы, своей политикой, во многом помогли советской власти заручиться крепкой поддержкой рабочих, солдат и крестьян, классов, которые, на самом деле, были длительное время совершенно ущемлены в своих правах и которые получили свободу с приходом советской власти. Большевикам удалось создать систему, с помощью которой стало возможным контролировать состояние революционного порядка, начиная с центра и заканчивая самой небольшой деревней. Для управления привлекались сами рабочие и крестьяне. Они были одновременно управляющими и управляемыми. Они сами строили свое государство.

Мы уже не может исправить ошибки, которые были допущены советской властью в первые годы ее существования. Но в наших силах изучать плюсы и минусы системы управления, которая была создана, чтобы совершать как можно меньше промахов в современной политике.

В исследовании освещаются принципы функционирования чрезвычайных органов власти, причины их создания, взаимодействие друг с другом, подводятся итоги проделанной данными органами работы.

Методологической основой курсовой работы являются труды таких известных историков, как Понихидина Ю.М. и Бугая Н.Ф., исследовавших специфику революционных комитетов, Кукушкина Ю.С. и Кубланова А.Л., работавших по части изучения Совета Рабочей и Крестьянской Обороны, работы Чернобаева А.А. и Дедова А.М., изучавших комитеты деревенской бедноты. Помимо научных исследований были использованы нормативные источники, а именно декреты и постановления советской власти, а также некоторые сохранившиеся письма-обращения к рабочим, солдатам и крестьянам.

Целью данной курсовой работы является обоснование объективной необходимости создания чрезвычайных органов власти в рассматриваемый период, определение их места в советском государственном аппарате и роли, которую они сыграли в защите социалистической революции, анализ и уяснение специфики их деятельности.

ревком крестьянский военный власть коммунизм

Основные черты политики «военного коммунизма»

Годы гражданской войны были серьезным испытанием для нашей страны. На молодую рабоче-крестьянскую республику обрушились силы внутренней контрреволюции и мирового империализма. Это были годы, когда встал вопрос о самом существовании советской власти. В стране сложилась чрезвычайная обстановка. Резко обострилась классовая борьба, приняв самую беспощадную форму - форму гражданской войны. Государству пришлось отбивать натиск иностранных интервентов. На первый план выдвинулись следующие функции государства: оборона страны от нападения внешних врагов и подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. По данным некоторых исследователей, в эти годы погибли в сражениях, от репрессий, болезней, голода около 13 млн. человек.

Высшая точка политики военного коммунизма пришлась на конец 1920 г. Главными чертами экономики того периода стали:

ликвидация частнокапиталистических элементов, передача основных средств производства в руки трудящихся;

введение системы управления, охватывавшую всю национализированную собственность и все народное хозяйство;

милитаризация экономики, подчинение всей хозяйственной деятельности государства интересам гражданской войны;

использование конфискационных и реквизиционных мер типа продразверстки.

Принципы политики большевиков были таковы:

новая система должна базироваться на общественной собственности на средства производства;

система будет иметь пролетарско-классовый характер, и осуществлять диктатуру пролетариата;

в управление государства будут вовлекаться сами трудящиеся, становясь одновременно управляющими и управляемыми.

Совет Рабочей и Крестьянской Обороны

Совет Рабочей и Крестьянской Обороны - чрезвычайный орган советского государства, образованный постановлением ВЦИК от 30 ноября 1918г. Совет возглавлял председатель СНК Ленин В.И.. В первоначальный состав Совета Обороны были включены Сталин И.В. (от ВЦИК), Троцкий Л.Д (от ВРСР), Красин Л.Б. (от Чрезкомснаба Красной Армии), Невский В.И. (от наркомата путей сообщения), Брюханов Н.П. (от наркомата продовольствия), Мельничанский Г.И (от Всероссийского совета профсоюзов). Несколько позже в его состав вошли Милютин В.П. (от ВСНХ) и Данилов С.С. (от Главкомтруда). В работе Совета Обороны принимали активное участие Дзержинский Ф. Э., Чубарь В.Я., Межлаук В.И., Пятницкий И.А., Белобородов А.Г., Кобозев В.А. и др. Кроме того, на его заседания приглашались представители различных ведомств и учреждений, в зависимости от повестки дня. Секретарями СРКО работали секретари СНК Фотиева Л.А. и Бричкина С.Б. Совет был исключительно представительным органом.

Из постановления ВЦИК и СНК об образовании СРКО:

«Совету Обороны предоставляется вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны. Для ведомств и учреждений центральных и местных, для всех граждан постановления Совета Обороны безусловно обязательны.

Непосредственное руководство армией и флотом, а также всеми учреждениями военного и военно-морского ведомства остается по-прежнему в руках РВСР.»

Характеризуя значение этого чрезвычайного органа диктатуры пролетариата, вызванного к жизни условиями военного времени, «Правда» писала: «Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, организованный под председательством испытанного бойца, лучшего из лучших, товарища Ленина, должен централизовать и всеми мерами наладить необходимейшие для отпора насильникам области - железные дороги, продовольствие, военные заводы.»

Конец 1918 г., когда был учрежден рассматриваемый орган, был периодом, в котором по выражению Ленина В.И., «весь вопрос российской социалистической революции свелся к вопросу военному» Постановлением 2 сентября 1918 года ВЦИК объявил страну военным лагерем. Не только в вооруженных силах, но и на транспорте, военной промышленности, в снабжении продовольствием устанавливался военный режим.

В этих условиях создание СРКО как чрезвычайного органа советской власти преследовало цель - наиболее решительно и оперативно осуществлять задачи, стоящие перед Коммунистической партией и советским правительством по превращению страны в единый боевой лагерь. СРКО был таким органом советского государства, который не заменял собой Центральный Комитет партии и СНК, а являлся проводником в жизнь решений партий и правительства. Через Совет Обороны В. И. Ленин, ЦК объединяли и направляли работу партийных, советских, хозяйственных, военных, профсоюзных и комсомольских организаций - всех рычагов пролетарской диктатуры - по мобилизации людских и материальных ресурсов страны на войну.

Ленин был противником любых попыток раздувания государственного аппарата, создания в нем излишних звеньев. Его борьба за упрощение управленческой структуры была особенно ярко выражена в деятельности СРКО, который не имел своего аппарата, а работал на базе аппарата СНК. Распоряжения Совета Обороны подлежали претворению в жизнь, прежде всего силами тех учреждений, которым они были адресованы. Например, постановление от 4 декабря 1918г. об усилении темпа и размеров продовольственных заготовок было направлено в Народный комиссариат продовольствия и ВСНХ. Работники обоих учреждений энергично боролись за исполнение этого постановления и регулярно сообщали о ходе заготовок продовольствия. Совет Обороны рассматривал разнообразные вопросы, нередко до 50 на одном заседании. За период с 1 декабря 1918 до конца марта 1920, т. е. до преобразования в СТО, было проведено 110 заседаний, на которых обсуждено и решено около 2400 вопросов, связанных с обороной страны. Заседания Совета Обороны созывались, как правило, два раза в неделю. Решения принимались большинством голосов. Все заседания, за исключением двух, проходили под председательством В. И. Ленина. В случаях особой срочности Ленин, опросив мнение членов Совета Обороны, подписывал проекты постановлений до его созыва, но они обязательно затем утверждались на очередном заседании. Соблюдение коллективности руководства считалось необходимым условием.

Важнейшим условием эффективности работы Совета Обороны была его тесная связь с массами. Большую роль в организаторской работе данного органа играли создаваемые им для большей оперативности комиссии, в которые нередко привлекались рабочие. В необходимых случаях Совет Обороны назначал ревизии, посылал своих чрезвычайных уполномоченных туда, где советской республике угрожала наибольшая опасность, где требовалось принятие самых неотложных и энергичных мер. Обычно это были наиболее опасные участки фронта, наиболее ответственные участки работы военной промышленности, транспорта, органов снабжения, районы эпидемий и т. д. Уполномоченные Совета Обороны действовали от его имени и наделялись чрезвычайными правами, в т. ч. правом отстранять от работы и предавать суду реввоентрибунала всех виновных должностных лиц. В качестве уполномоченных направлялись члены СО или другие опытные партийные, военные, хозяйственные работники. Подбором и расстановкой уполномоченных занимался В. И. Ленин лично. Среди них такие имена, как А. С. Бубнов, В. В. Фомин, Г. Н. Мельничанский, С. И. Аралов и др. Если же возникали чрезвычайно сложные вопросы, то СРКО направлял коллегии уполномоченных. К примеру, в августе 1919г. на освобожденный от белогвардейцев Урал для восстановления разрушенного транспорта был послан уполномоченный СРКО, при котором была образована коллегия.

Деятельность этого чрезвычайного органа охватила все вопросы, решение которых было необходимым для укрепления боеспособности Красной Армии, для объединений условий фронта и тыла в борьбе против интервентов внутренней контрреволюции. Он направлял работу всех Советов, хозяйственных, военных и общественных организаций и оперативно решал задачи перестройки на военный лад промышленности, транспорта (в апреле 1920 г. при СРКО была создана Транспортная комиссия, которая проделала огромную работу по возвращению на транспорт специалистов, занятых в различных отраслях промышленности и мобилизованных в армию), продовольствия, дела культурной жизни, а также задачи пополнения Красной армии и флота людскими резервами и обеспечения их вооружением, боеприпасами, продовольствием, обмундированием и другими материально-техническими средствами.

Большое место в деятельности Совета Обороны занимали вопросы организации партийно-политической работы в Красной Армии, обеспечения формирующихся частей политработниками, командными кадрами, в том числе привлечение старых военных специалистов.

В случаях особой опасности Совет Обороны выносил решение об объявлении тех или иных районов страны на военном (осадном) положении и передаче всей полноты власти в них ревкомам.

Исключительное значение для подъема морально-политического духа войск имели приветствия и телеграммы от имени Совета Обороны в адрес фронтов, воинских соединений и частей со словами благодарности за проявленные храбрость, выдержку, самопожертвование.

В апреле 1920 г. СРКО преобразован в Совет Труда и Обороны. В постановлении 8 съезда Советов «О Совете Труда и Обороны» от 23.12.1920 отмечалось, что сейчас перед страной в полном объемом встали задачи хозяйственного строительства. СТО действовал на правах комиссии СНК. ВЦИК и СНК было предоставлено право отменять или приостанавливать постановления и решения СТО, как по протесту отдельных народных комиссаров, так и по своему усмотрению.

СО явился замечательной ленинской школой хозяйственного, военного и политического управления.

Революционные комитеты

С весны 1918г., по мере обострения классовой борьбы, в подавляющем большинстве губерний центральной части РСФСР постепенно стала создаваться сеть революционных комитетов. Массовое образование их относят к 1919г., в связи с наступлением белых армий Деникина. Они создавались на основе декретов и постановлений советского правительства: «Об организации гражданского управления в Сибири» (28 августа 1919), «О революционном комитете Киргизским (Казахским) краем» (10 июля 1919) и др. распоряжениями областных Советов, партийных организаций и РВС фронтов. В 1918 и до конца октября 1919гг. действие этих актов распространялось только на отдельные территории. До осени 1919г. не был разработан единый документ, который определял бы, как и кем создавались ревкомы, какого их правовое положение, принципы организации, компетенция, взаимоотношения с другими государственными органами. Исходя из этого, на основе обобщений накопленного опыта работы ревкомов, 24 октября 1919г. ВЦИК и СРКО

приняли Положение «О революционных комитетах», которое более подробно, чем предыдущие акты сформулировало единые принципы организации, задачи, компетенцию ревкомов. Были четко определены типы ревкомов, утвержден перечень органов, полномочных их учреждать. Положение заложило прочную правовую базу организации ревкомов на всех территориях, где в этом возникала необходимость.

Основные причины организации ревкомов:

близость фронтов, постоянная опасность вторжения войск интервентов и белогвардейцев;

бесчинства остатков войск противника и политический бандитизм, освобожденных частями Красной армии;

слабость пролетарской прослойки в непромышленных районах, отсутствие кадров для работы в советском государственном аппарате;

наличие казачьей контрреволюции;

влияние мусульманской реакции в Средней Азии, Закавказье, Северном Кавказе и в др. районах.

Данные органы решали самые разнообразные задачи, в соответствии с которыми можно выделить три основных направления в их работе:

) Подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, организация защиты завоеваний трудящихся в социалистической революции, организация обороны советского государства от объединенного натиска сил внутренней и внешней контрреволюции в наиболее напряженные моменты и в наиболее опасных местах;

) Хозяйственно-организаторская деятельность, обусловлена их статусом временных органов государственной власти на местах.

) Восстановление ликвидированных контрреволюцией Советов.

Кроме того, большое внимание уделяли охране революционного порядка и соблюдению социалистической законности, а также культурно воспитательной работе среди населения, обеспечению всеобщей трудовой повинности, проведению в жизнь под руководством Компартии ленинской национальной программы, реализации «Декларации прав народов России» и созданию советской национальной государственности. Они вели борьбу со спекуляцией, создавали органы милиции, народный суд, отряды особого назначения, призванные защитить завоевания социалистической революции. Согласно Положению организовывались республиканские, областные «промежуточные» (управляли одновременно несколькими губерниями и осуществляли связь с центральными органами советской власти), губернские, районные, уездные, волостные и сельские ревкомы. В ряде случаев, по мере необходимости, они организовывались также на крупных ж/д станциях. При губернских ревкомах организовывалось значительное количество отделов, ведавших различными отраслями управления. Создавались отделы народного хозяйства, образования, здравоохранения, земельный, соц. обеспечения, городского хозяйства, милиции, юридический, финансовый, продовольственный, труда, военный коммисариат. Для работы в них привлекались опытные партийные, советские и хозяйственные работники.

Положение о ревкомах не содержало детализации их структуры, а лишь устанавливало общие принципы их конструирования. Обязанности по определению конкретной структуры ревкомов возлагались на органы, непосредственно занимавшиеся их организацией. Ревкомы, будучи местными органами гражданской и военной власти, находились в двойном подчинении: с одной стороны, тем органам, которые их непосредственно создавали, а с другой - центральной власти.

Местные органы советской власти, исходя из конкретной военно-политической обстановки, разрабатывали инструкции и рекомендации по созданию губернских ревкомов. Последние в свою очередь утверждали районные, уездные, волостные и сельские ревкомы. Эта система строилась по мере возможности на принципах демократического централизма, исключая лишь один его элемент - выборность. Однако, в ряде мест сельские ревкомы избирались. Они получили широкое распространение в центральных губерниях России. Находясь в гуще крестьянских масс, проделали огромную работу по привлечению среднего крестьянства на сторону советской власти. Сельские ревкомы продолжали дело, начатое комитетами бедноты: решение продовольственного вопроса, мобилизация трудящихся крестьян в Красную армию, борьба с кулачеством и др. направления.

Существовало несколько типов ревкомов:

ревкомы местностей, освобожденных от неприятеля. Образовывались РВС армии, действовавшей на данной территории, при участии партийных организаций и советов, подчинялись РВС армии и центральным органам советской власти. Занимались организацией борьбы с бандитизмом и диверсионными группированиями, мобилизацией ресурсов на нужды фронта, обеспечением Красной армии и промышленных центров продовольствием, восстановлением народного хозяйства, организацией культпросветработы, созданием условий для передачи всей полноты власти Советам;

ревкомы прифронтовой полосы. Организовывались на расстоянии 25 50 км от линии фронта. Решали задачи помощи действующим частям Красной армии, контроля за революционным порядком на подведомственной территории, сохранения государственного имущества, эвакуации, борьбы со шпионажем, проведения мобилизаций, расквартировывания воинских частей, организации агитработы и др. После выполнения своих функций ревкомы передавали власть исполкомам советов;

тыловые ревкомы. Организовывались по постановлениям СРКО. Губернские подчинялись РВСР, уездные - губернским ревкомам. При необходимости губ. ревкомы создавали ревкомы в поселках, селах, на ж/д. узлах.

В состав ревкома тыла входили председатель, члены исполкома Совета и местный военный комиссар;

Ревкомы были глубоко народными и демократичными, поскольку их задачи, цели, формы и методы работы были всецело подчинены защите завоеваний революции, подавлению военного, экономического и политического саботажа свергнутых классов, организации советской власти на местах, вовлечению широких масс рабочих и крестьян в управление всеми сторонами политического, хозяйственного и социально-культурного строительства. Они постоянно отчитывались о своей деятельности на митингах, собраниях, съездах Советов и беспартийных конференциях. Этим достигалась широкая гласность осуществлявшихся ими функций по борьбе с контрреволюцией, а также в решении задач социально-экономического и политического переустройства общества на новых началах.

Ревкомы на начальном этапе перехода к НЭП (март-август 1921г.)

В конце 1920г. закончилась гражданская война. Советский народ сломил упорное сопротивление эксплуататорских классов, разгромил и изгнал за пределы страны войска интервентов. Новый общественный строй выдержал суровые испытания войной. Рабочий класс, трудовое крестьянство накопили большой опыт государственного строительства. Власть поставила перед трудящимися ясные и четкие цели - упрочить диктатуру пролетариата, сделать нерушимой ее основу-союз рабочих и крестьян, обеспечить восстановление и дальнейший подъем народного хозяйства, укрепить международное положение страны.

В новых условиях стало возможным на большей части территории республики упразднить ревкомы. Большинство их в европейской части РСФСР прекратили свое существование еще до окончания гражданской войны по мере восстановления и упрочения Советов. Ревкомы сохранялись, как подчеркивалось в постановлении СРКО от 26 января 1920г., лишь во вновь освобожденных от неприятеля местах, где еще не были учреждены Советы. К концу 1920г., когда в основном закончилась война, необходимость в ревкомах окончательно отпала.

К началу 1921г. трудности экономического и социального характера обусловили обострение классовой борьбы в стране. В это время сложился политический кризис. Ленин четко определил его сущность: «Экономика весны 1921 г. превратилась в политику…». Недовольством крестьян продразверсткой воспользовались враги советской власти, которые стремились столкнуть крестьян на путь контрреволюции». В ряде районов вспыхнули организованные недобитыми белогвардейцами и эсерами кулацкие мятежи. Возникла серьезная опасность разрыва союза пролетариата с крестьянством. В условиях разгула «мелкобуржуазной контрреволюции» (В.И. Ленин), кулацкого террора против советских работников, власть вынуждена была в ряде мест прибегнуть к созданию испытанных, оправдавших себя органов: ревкомов. Вновь, как в наиболее трудные периоды гражданской войны, они создавались для того, чтобы укрепить диктатуру пролетариата, защитить насущные интересы рабочего класса и трудового крестьянства, сохранить и упрочить завоевания социалистической революции.

Главная, определяющая все стороны деятельности цель ревкомов рассматриваемого периода была сформулирована в постановлении Полномочий комиссии ВЦИК по борьбе с бандитизмом: восстановление и укрепление Советов в районах, охваченных кулацким бандитизмом, и создании условий для их нормальной деятельности. Исторические решения X съезда партии, IX съезда Советов о замене продразверстки продналогом, восстановлении народного хозяйства обусловили главные направления деятельности ревкомов. На первый план была выдвинута хозяйственно-организаторская работа, создававшая необходимую материальную базу для деятельности восстанавливаемых Советов.

По мере нормализации обстановки в районе действия ревкома проводились выборы в местные советы и чрезвычайные органы передавали им всю полноту власти. Их ликвидация не была единовременным актом. В районах Сибири они просуществовали до конца1925, на Северном Кавказе до1924-28гг.

Комитеты бедноты

«Октябрьская революция 1917г. освободила наши поля от тяжкой неволи, от гнета и страданий, избавила их от пиявок-дворян и кулаков, передала их настоящему хозяину - крестьянину. Она же сделала свободным русского пахаря».

Стремление деревенской бедноты к самостоятельной политической организации стало проявляться еще до Октября. В документах конца 1917-начала 1918гг. сохранились многочисленные упоминания об особых съездах крестьянской бедноты, создание пролетарскими и полупролетарскими элементами деревни «союзов бедноты», «голодных комитетов», «кружков батраков», «союзов голодающих». Важной формой антикулацкой организации бедноты явилось создание отрядов сельской Красной гвардии. Данные организации проделали большую работу по защите жизненных интересов бедного и среднего крестьянства. Однако в силу того, что возникали стихийно и действовали разобщенно, они не смогли побороть засилье кулаков. Теми органами, которые представляли собой систему и смогли выполнить стоявшие перед ними задачи стали комитеты бедноты - опорные пункты диктатуры пролетариата в деревне. 11 июня 1918г. ВЦИК утвердил декрет СНК «Об организации и снабжении деревенской бедноты». Проект декрета подготовлен наркомпродом, отредактирован Лениным В.И.:

«Повсеместно утверждаются волостные и сельские комитеты бедноты, организуемые местными продовольственными органами при содействии Совдепов».

Стоит сказать, что возникновению комбедов яростно сопротивлялись кулаки и представители мелкобуржуазных партий, включая левых эсеров.

Согласно закону комбедам вменялось в обязанности: «1)Распределение хлеба, продуктов первой необходимости, с/х орудий;

). Оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев». В инструкции Народного комиссариата внутренних дел, опубликованной вскоре после издания декрета от 11 июня 1918, указывалось, что комбеды также должны:

вести перепись населения;

учитывать урожай и предметы промышленного производства и широкого потребления, живой и мертвый инвентарь, с/х орудия и машины;

проводить заготовку семян для обсеменения полей, изымать излишки урожая;

организовывать охрану общественного порядка в своем районе;

принимать меры к принудительной запашке полей;

бороться со спекуляцией, самогоноварением и злоупотреблениями;

вести учет и распределять сенокос;

устанавливать нормы потребления и распределять продукты питания в соответствии с классовым пайком;

организовывать трудовые коммуны, артельные работы, культурно - просветительскую работу на селе;

проводить заготовки сырья и продуктов питания.

Важнейшими задачами комитетов бедноты являлись борьба за хлеб, перераспределение земли, с/х инвентаря и скота, организация новых, социалистических форм ведения с/х. Они перераспределяли землю между крестьянами в соответствии с установленной в данной местности трудовой нормой по числу едоков, в результате чего отобрано у кулаков 50 млн. га (из 80 млн.) и передано беднейшему и среднему крестьянству.

От правильной организации снабжения продовольствием в большой мере зависели судьба республики Советов, успехи Красной Армии на фронтах, прочность советского тыла. В этом вопросе с наибольшей силой проявилась неразрывная связь в работе комбедов решения хозяйственных и политических задач. Они проводили строгий учет хлебных запасов. Чтобы воспрепятствовать вывозу кулаками хлеба за пределы деревень и волостей для продажи на стороне, беднота устанавливала ночные дежурства, на дороги, ведущие к базарам, высылались заградительные отряды.

Большую работу провели комбеды в области упорядочения налогового обложения деревенской буржуазии, а также по обложению кулаков единовременными денежными штрафами и контрибуциями в ответ на невыполнение ими распоряжений органов советской власти и в целях финансирования советских учреждений. Подрыву экономической мощи кулачества во многом способствовал декрет ВЦИК от 30 октября 1918г. об обложении единым чрезвычайным 10-миллиардным налогом имущих слоев населения. Проведение его в жизнь в деревнях было возложено на эти органы власти.

В неразрывной связи с участием комбедов в разгроме кулацкой контрреволюции стоит вопрос об их помощи советским органам в строительстве Красной Армии. Комбеды создавали вооруженные боевые дружины, содействовали мобилизации населения в Красную Армию (например, свыше 30 тысяч бедняков и середняков вступили в Красную Армию в Череповецкой и Вологодской губерниях), проводили военное обучение трудящихся крестьян, боролись с дезертирством, организовывали сбор материальных средств в пользу Красной Армии. Боевые дружины бедноты не только участвовали в подавлении кулацких мятежей, но и являлись вооруженной опорой комбедов в проведении всех их мероприятий. Важной формой содействия комбедов комплектованию частей Красной Армии явилась организация полков деревенской бедноты. Она развернулась по всей республике: 4, 5, 6 Петроградские стрелковые полки, 1- московский революционный полк бедноты, полки в Новгородской, Витебской, Смоленской губерниях и др.

Комбеды провели работу по очищению Советов от враждебных, классово-чуждых советской власти элементов и полностью подменили Советы, когда они не справлялись со своими функциями.

В ряде мест борьба бедноты с кулачеством за Советы доходила до вооруженного столкновения. Делегат Козельской волости на IV нижегородской губернской партийной конференции рассказал такой эпизод: «Беднота в количестве около 200 человек избирает свой исполком. Кулаки собирают многочисленную толпу и ночью устраивают вооруженное нападение на Совет. Разгоняют Совет, избивают советских работников. Но беднота не сдается. Вооружившись винтовками, беднота разгоняет собранную кулаками толпу, реквизирует хлеб у кулаков, а затем снова собирает большевистский по своему составу Совет».

Культурно-просветительская работа комбедов проводилась ими в различных формах. Большое внимание они уделяли народному образованию, расширению сети сельских школ и перестройке всей их работы на новых началах, улучшению материального положения учительства, старались, чтобы в школы были зачислены, прежде всего, дети трудящегося крестьянства. С помощью комбедов дети бедняков обеспечивались питанием, теплой одеждой, учебниками.

Рабочий класс как предводитель бедноты

Трудности работы в деревне усугублялись и тем, что беднота, горячо поддерживая советскую власть, не была организована. Ей нужна была поддержка в лице более организованного класса. Им стал пролетариат.

мая 1918, обращаясь к питерским рабочим, В. И. Ленин писал: «Только массовый подъем передовых рабочих способен спасти страну и революцию. Нужны десятки тысяч передовиков, закаленных пролетариев, настолько сознательных, чтобы разъяснить дело миллионам бедноты во всех концах страны и встать во главе этих миллионов…». Рабочий класс нашей страны горячо откликнулся на призыв Ленина и как вождь деревенской трудящейся массы пошел в деревню. Это сыграло огромную роль в просвещении крестьянства. Рабочие вносили классовое сознание в борьбу трудового крестьянства с кулачеством, углубляли социалистическую революцию в деревне.

В своем письме крестьянам Зиновьев Г. пишет: «Братья крестьяне! Рабочие Петрограда и других городов решили отправить к вам в деревню десятки и сотни своих отрядов. Наши и ваши враги нашептывают вам: рабочие хотят отнять у крестьян последние крохи, рабочие будто бы пошли войной на деревню. Это неправда. Рабочие хотят жить в самой теснейшей дружбе с вами, крестьяне! В деревне, как и в городах, существуют богачи, кулаки. Вот с ними мы действительно хотим и будем бороться. Но не с вами, не с крестьянской беднотой, не со средним трудящимся крестьянством, который в поте лица своего добывает себе хлеб.

Советская власть решила создать в каждой волости, в каждой деревне, в каждом селе комитеты бедноты. В них должны войти все беднейшие и средние крестьяне, которые не хотят наживаться на голоде, которые живут своим трудом, которые считают себя друзьями рабочего класса.»

Призыв Компартии и Советского правительства создавать комбеды встретил горячее одобрение подавляющего большинства трудящегося крестьянства. В ряде районов страны к их организации приступили сразу после опубликования декрета, иногда даже до получения каких-либо инструктивных указаний на этот счет из губернских или уездных центров. В ноябре 1918г. в 33 губерниях Европейской России и Белоруссии создано свыше 139 тыс. комбедов, во главе которых стояли преимущественно комитеты из рабочих и крестьян, бывших солдат. Ленин В.И. внимательно следил за ходом организации комбедов, помогал крестьянам советами, давал необходимые указания по борьбе с кулачеством и по другим вопросам. К примеру, в телеграмме, от 17 августа 1918 года, Задонскому исполкому. Вождь писал: «Действуйте самым решительным образом против кулаков и снюхавшейся с ними левоэсеровской сволочи. Обратитесь с воззваниями к бедноте. Организуйте ее. Необходимо беспощадное подавление кулаков - кровопийцев.»

Крестьяне-середняки в составе комбедов

Советскому государству необходима была поддержка крестьянина-середняка. Кулаки прилагали все условия, чтобы привлечь его на свою сторону. В ряде случаев их попытки разъединить среднюю и беднейшую часть деревни были небезуспешными: середняк заколебался.

Письмо крестьянина Г. Гулова.

«Обращаюсь к вам с просьбой и сообщением о жизни и мыслях крестьян-середняков и бедноты. На общей беседе с крестьянами мы обсуждали положение бедноты и середняков, как помочь бедноте устроить коммуну, и пришли к такому выводу: жизнь крестьянской бедноты очень тяжела… Мы пришли к выводу, что пока у бедноты не имеется в достатке скота, выехать в коммуну очень трудно, хотя знаем, что поправить свое положение беднота может только при общей обработке земли и при общем управлении хозяйством.

Но другое дело - крестьянин-середняк, который имеет хорошее хозяйство. Вот он вполне может выехать в коммуну и обработать сообща землю, потому что средняк есть самое трудовое крестьянство, которое обрабатывает землю своим личным трудом. Но, к сожалению, средняку еще по сие время не ясно положение средняка и отношение к нему партии коммунистов».

Верный защитник социалистического Отечества Г. Гулов

На данное письмо ответили т. Ленин В.И. и т. Троцкий Л.Д. В их ответах опровергаются всякие слухи о том, будто советская власть негативно относится к середнякам. Напротив, говорят о том, что она стремится к союзу с ними. Большевики не хотят силой заставлять крестьян-середняков переходить на общественную обработку земли, они хотят, чтобы средний крестьянин сам увидел ее преимущество.

Наконец, в декрете о создании комбедов было ясно сказано: «Избирать и быть избранными в волостные и сельские комитеты бедноты могут быть все, без каких бы то ни было ограничений, как местные, так и пришлые, жители сел и деревень, за исключением заведомых кулаков и богатеев, имеющих излишки хлеба или др. прод. продуктов, имеющих торгово-промышленные заведения, пользующиеся батрацким или наемным трудом и т. п.»

Поворот среднего крестьянства на сторону советской власти был закреплен на VIII съезде партии (март 1919). В аграрной части общей программы партии, принятой VIII съездом РКП (б) по докладу Ленина, говорилось: «Партия ставит своей задачей отделять среднее крестьянство от кулаков, привлекать его на сторону рабочего класса внимательным отношением к его нуждам, борясь с его отсталостью мерами идейного воздействия, а не мерами подавления, стремясь во всех случаях, где затронуты его жизненные интересы, к практическим соглашениям с ним».

Упразднение комитетов бедноты

Продовольственная, земельная и налоговая политика советского государства сыграло огромную роль в подрыве экономической мощи кулачества и его политического влияния в деревне, в укреплении союза рабочего класса и крестьянства. В результате перераспределения земли земельный фонд кулачества по сравнению с дореволюционным периодом сократился в 10 раз, зато количество земли, находящейся в руках бедняков и середняков, увеличилось более чем в 2 раза.

В 1919 деревня по преимуществу стала середняцкой. Если до революции из 15 млн. крестьянских семей было около 10 млн. бедняков и около 3 млн. середняков, то в 1919г. середняков насчитывалось в деревне более 60%.

К осени 1918г. комбеды блестяще выполнили поставленную перед ними задачу. Перед партией встал вопрос о создании единообразных органов власти на местах. В соответствии с Конституцией 1918 г. и решением VI съезда советов 4.12.1918 г. была опубликована инструкция «О порядке перевыборов волостных и сельских советов». Ее цель - создать по всей стране крепкий и единый аппарат рабоче-крестьянской власти. Комбеды были преобразованы и слиты с Советами. Лучшая, наиболее активная часть комбедовских работников была избрана в Советы. Оправдались ленинские слова: «Мы сольем комбеды с Советами, мы сделаем так, чтобы комбеды стали Советами». С 1920г. на Украине действовали родственные комбедам комитеты незаможных селян, а в среднеазиатских советских республиках и Казахстане - Кошчи. Данные органы были упразднены в 1933г.

Взаимодействие чрезвычайных органов власти

Выдающаяся роль в защите социалистической революции принадлежала Советскому государству, основному орудию защиты революционных завоеваний, и его органам власти - Советам. Через них Компартия и советское правительство сплачивали силы трудящихся и направляли их на разгром врага. Но в период резкого обострения классовой борьбы, когда республика Советов оказалась в кольце фронтов, не всегда и не везде была возможна нормальная деятельность Советов. Сложная военно-политическая обстановка диктовала необходимость преобразований в государственном аппарате для обеспечения решительного разгрома контрреволюции, упрочения диктатуры пролетариата, успешного проведения в жизнь политики военного коммунизма. Эти преобразования заключались в создании органов, которые способные были в исключительно сложных условиях острой классовой борьбы успешно, оперативно и последовательно решать задачи военного коммунизма. Такими органами стали: Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, революционные комитеты и комитеты бедноты. В рассматриваемый период они составляли систему и, в определённые периоды, сосредотачивали в своих руках всю полноту государственной власти. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции, решая поставленные перед ним задачи, обеспечивал вместе с тем тесное взаимодействие с другими вышеназванными органами.

Они ни в коей мере не противопоставлялись конституционным органам власти, а дополняли друг друга, совместно решая общие задачи. СРКО тесно взаимодействовал с ВЦИК и СНК.

СРКО осуществлял общее руководство организацией и деятельностью ревкомов. В тех местах, где в силу сложившейся обстановки возникала необходимость их создания при сохранении местных Советов и исполкомов, отношения между ними строились на основе сотрудничества и взаимной помощи. Ревкомы всех звеньев стремились, по мере возможности, сохранить аппарат Советов. В ряде губерний они создавались непосредственно Советом Обороны. Основная же их масса учреждалась через Реввоенсовет Республики и через реввоенсоветы фронтов, армий. Это нашло юридическое закрепление уже в первых постановлениях СРКО по строительству ревкомов, где подчёркивалось, что общее руководство их организацией и деятельностью возлагалось на Реввоенсовет Республики. Ревкомы в свою очередь выступали в роли организаторов и руководителей комитетов бедноты. Изучение соответствующих документов и материалов показывает, что ревкомы сыграли важную роль в организации и особенно налаживании работы комбедов. В уездных и волостных ревкомах имелись представители комбедов, а члены ревкомов присутствовали в свою очередь на заседаниях комитетов бедноты. Отчеты о работе последних периодически заслушивались на заседаниях ревкомов.

Анализ структуры, функций, компетенции, форм и методов взаимодействия между собой названных органов убеждает в том, что в рассматриваемый период они представляли взаимосвязанное целое. Руководящей идеей и чрезвычайных органов власти, и Советов являлось последовательное проведение в жизнь политики военного коммунизма, защита завоеваний социалистической революции, укрепление диктатуры пролетариата.

Заключение

В результате проделанной работы чрезвычайными органами советской власти, можно сделать несколько выводов:

Во-первых, чрезвычайные органы были созданы с целью, прежде всего, наведения революционного порядка по всей стране, от города до деревни, а также для ликвидации противников советской власти и привлечения на свою сторону крестьянства. Плюс ко всему, для поддержания боеспособности Красной Армии было необходимо продовольствие, которое правительство получило благодаря деятельности комбедов и ревкомов;

Во-вторых, создание чрезвычайных органов имело как плюсы, так и минусы. Россия отстояла свой суверенитет. Те слои населения, которые угнетались многие десятилетия, получили возможность управлять страной. Крестьяне получили землю, рабочие - фабрики.

Но, вместе с тем, было совершено много ошибок. Несомненно негативным последствием деятельности чрезвычайных органов явился принцип управления экономикой, который впоследствии был перенят Сталиным И.В. - «главкизм». Главки - специальные управления в составе ВСНХ для руководства определенными отраслями производства, работавшими на оборону. Включенные в систему «главкизма» предприятия терли всякую самостоятельность, сдавали продукцию главкам и получали от них необходимые сырье, оборудования и финансовые средства. Вмешательство местных хозяйственных органов в деятельность таких предприятий не допускалось.

Сколько невинных людей было расстреляно по приговору ревкомов! Сколько было сослано в Сибирь бедных крестьян, которые не угодили советской власти! Они были записаны в ряды кулаков, хотя зачастую не имели даже коровы в своем хозяйстве. Следует сказать и о том ужасном продовольственном кризисе, который разразился к 1920г., в результате которого советское правительство вынуждено было перейти к НЭП.

Возможно, если бы чрезвычайным органам было дано меньше полномочий, чем им предоставили (в их числе - руководство революционным сознанием, а не законами, при вынесении приговора или при решении любого другого вопроса), то было бы совершено намного меньше ошибок, удалось бы спасти многие тысячи загубленных жизней.

Список литературы

Декреты советской власти, т.II (17 марта-10 июля 1918гг.), М., Государственное издательство политической литературы, 1959.

Декреты советской власти, т. IV (10 ноября 1918-31 марта 1919 гг.), М., Издательство политической литературы, 1968.

Бугай Н.Ф., Чрезвычайные органы советской власти: ревкомы, Саратов, Издание саратовского университета, 1990.

Дедов А.М., Комитеты деревенской бедноты и их роль в укреплении советской власти, М., Знание, 1958.

Зиновьев Г., Письмо крестьянам, Петроград, Издание Петроградского Совета рабочих и Красноармейских депутатов, 1919.

Кубланов А.Л., Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, Ленинград, Издательство Ленинградского университета, 1975.

Кукушкин Ю.С., Совет Обороны, М., Политическая литература, 1969.

У- Фактория. 2004.

Понихидин Ю.М., Революционные комитеты РСФСР, Саратов, 1977.

Стешенко А.А., Шамба Т.М., История государства и права России (академический курс), т. 2 , М., Норма, 2003.

Титов Ю.П., История государства и права России, М., Проспект, 2003.

Троцкий Л.Д., Письмо крестьянина - середняка и ответ на него т. Ленина В.И. и т. Троцкого Л.Д., Казань, 1919.

Усатова А.К., Комитеты деревенской бедноты и развертывание

социалистической революции в деревне, Владимир, Владимирское книжное издательство, 1957.

Хромов С.С., Гражданская война и военная интервенция в СССР, М., Советская энциклопедия, 1987.

Чернобаев А.А., Комбеды Советской России, М., Политиздат, 1972.

Похожие работы на - Создание чрезвычайных органов власти в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!