Неоклассическая версия теории предельной полезности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    136,39 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Неоклассическая версия теории предельной полезности

ВВЕДЕНИЕ


В последней трети 19в. В Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ (по греч. неос - новый). Основу неоклассической теории составили разработки 3-х научных школ: австрийской- К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской - А. Маршалл и лозаннской - Л. Вальрас.

Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с их точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории - отдельная фирма, отдельный потребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

1. Концепция предельной полезности


Концепция предельной полезности является одним из фундаментальных достижений экономической мысли. Более того, только после ее возникновения можно говорить о возникновении экономики как науки в том виде, в котором мы знаем ее сейчас. С самого своего возникновения эта концепция подвергалась критике со стороны конкурирующих концепций и не только пережила альтернативные концепции, но и оказалась способной впитать в себя многие достижения оппонентов.

Концепция предельной полезности возникла в 40-50-ых годах ХIХ века, однако широкое распространение получила лишь в 70-ых годах после трудов Джевонса, Эджуорта, Менгера, Вальраса, Маршалла и ряда других экономистов, создавших новое направление в экономической науке - неоклассическую экономику.

Начиная со средних веков людей мучил вопрос: чем определяется цена товара? Ко времени А. Смита (вторая половина XVIII века) сформировалось два альтернативных ответа на данный вопрос:

Цена товара определяется количеством вложенного в него труда (так называемая трудовая теория стоимости);

Цена товара определяется его полезностью для потребителя.

Первая концепция утверждала, что существует единое мерило любой стоимости - час простого труда. Считалось, что сложные виды труда могут быть без особого труда сведены к простому труду путем использования определенных коэффициентов, хотя реально эта проблема представляется далеко не столь однозначной. Отношение цены товара А к цене товара В равно отношению времени, затрачиваемого на производство товара А, к времени, затрачиваемого на производство товара В. "Почему одного бобра индейцы дают за двух оленей?" - спрашивал Адам Смит. "Потому, что на поимку бобра надо затратить в два раза больше времени, чем на поимку оленя," был его ответ. Универсальным товаром, на добычу единицы которого затрачивается примерно постоянное количество труда в течение значительных промежутков времени, является золото, поэтому все остальные товары номинируются в золоте.

Согласно второй концепции, цена товара определяется его полезностью для потребителя: товар, который нужен всем, будет стоить дорого, а тот, который не нужен никому, не будет стоить ничего. А. Смиту удалось сформулировать убийственный аргумент против этой концепции, получивший в истории экономической мысли название "парадокс: вода и бриллианты". Бриллианты обладают крайне низкой полезностью для человека (во времена А. Смита они использовались только как украшения), в то время как вода обладает большой полезностью: без нее человек не может прожить несколько дней. "Почему же вода не стоит ничего, а бриллианты ценятся весьма высоко?" -задавал вопрос А. Смит. "Потому, что для огранки бриллиантов необходимо большое количество труда, а добыча воды практически ничего не стоит!". Этот аргумент почти на сто лет предопределил доминирование трудовой теории стоимости. В частности, вся экономическая теория Маркса основана именно на этой концепции.

Только в 70-ых годах XIX века австрийской школой неоклассического направления (некоторые выделяют ее в самостоятельное научное течение) было найдено решение этого парадокса. Представители этой школы полагали, что полезность каждой единицы потребляемого блага можно измерить количественно в единицах измерения, называемых ютилями (от англ. utility - полезность). Важнейшим принципом, называемым принципом убывающей предельной полезности, был провозглашен закон, согласно которому, начиная с некоторого количества потребленных единиц блага, удовлетворение от каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше. Оно может даже стать отрицательной величиной. Например, полезность стакана воды для человека, страдающего от жажды в пустыне, очень велика. Если у него есть бриллианты, то, возможно, он согласиться отдать их за глоток воды. По мере увеличения количества выпитых стаканов, желание пить дальше ослабевает, пока не превратиться в свою противоположность. Вероятно, десятый стакан придется вливать ему в рот силой. Таким образом, полезность каждой дополнительной единицы блага, называемая также предельной полезностью, имеет тенденцию к снижению. Общая полезность полученная индивидом от потребления n единиц блага равна сумме предельных полезностей, полученных от потребления каждой единицы


где MUi - предельная полезность i-ой единицы блага.

Если количество потребляемого блага может изменяться непрерывно, то мы можем переписать выражение в виде интеграла


где U(x) полезность потребления блага в количестве х. Тогда предельная полезность потребления блага в точке x1 равна производной по х функции U, взятой в точке x1


На рисунке 1 вверху изображена кривая предельной полезности воды. Закрашенная площадь под графиком суммарная полезность, полученная индивидом в процессе потребления.


Несмотря на то, что предельная полезность от потребления каждой дополнительной единицы блага убывает, часто встречаются случаи, когда она остается положительной, поэтому при неограниченное потребление блага ведет к росту полезности. Что же ограничивает потребление благ? Австрийцы считали, что потребление благ ограничивается их редкостью. Поскольку располагаемый запас большинства благ ограничен, то мы вынуждены остановиться в своем потреблении. Мы подошли к основному вопросу микроэкономики: чем определяется пропорции обмена благ друг на друга?

Представим себе несчастного путника в пустыне. Предположим, что у него есть много мелких бриллиантов, поэтому предельная полезность одного бриллианта ниже, чем предельная полезность первого стакана воды. Ему предлагается менять воду на бриллианты по фиксированному курсу 1 стакан воды = 2 бриллианта. Тогда ему выгодно будет отдать два бриллианта за один стакан воды. При этом его суммарное удовлетворение возрастет на предельную полезность первого стакана воды и снизится на предельную полезность двух бриллиантов. После этого он может обменять еще два бриллианта на стакан воды и т. д. Со временем его запас бриллиантов будет иссякать, а количество выпитых стаканов - увеличиваться. Он будет менять бриллианты на воду до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана воды не сравняется с предельной полезностью двух бриллиантов. В этом случае он уже не сможет улучшить свое положение посредством обмена: его полезность возрастет на величину предельной полезности стакана воды и снизится на равную ей величину полезности двух бриллиантов. В этой точке и наступает рыночное равновесие: человек больше не будет покупать воду.

Поскольку деньги являются универсальным благом, взамен которого можно приобрести все остальные, мы можем положить РМ=1 и получим для любого блага: Рх=MUх/MU.М . Если принять, что предельная полезность денег постоянна (а экономистам стоило немалых трудов придумать, как избавиться от этого явно нереалистичного предположения), то цена блага будет равна его предельной полезности.

Теперь мы легко можем разрешить парадокс А. Смита. Дело в том, что запас воды, имеющийся в распоряжении общества, таков, что его хватает для удовлетворения большинства потребностей. Поэтому предельная полезность воды, а, следовательно, и ее цена, крайне низка. С другой стороны, объем бриллиантов незначителен, поэтому их предельная полезность и цена высоки, что наглядно изображено на рисунке 1.

Однако возникает новая проблема: запас благ зависит от объема их производства, а объем производства, в свою очередь, определяется установившейся ценой.

2. Основные постулаты неоклассической теории


2.1 Принципы неоклассической модели экономики


Прежде чем продолжить рассказ о неоклассической теории, необходимо отметить весьма любопытный факт: большинство ученых, создававших эту теорию, были представителями физико-математических наук. Исключение составляют лишь представителя австрийской школы и Дж. Б. Кларк. Поэтому во многом созданная ими наука напоминает классическую механику Ньютона. В целом существует семь основных принципов, на которых базируются идеальные неоклассические модели экономики:

. Принцип ограниченности ресурсов утверждает, что в большинстве случаев имеющихся ресурсов недостаточно для удовлетворения всех человеческих потребностей. Ресурсы, не удовлетворяющие этому определению, называются даровыми (вода у А. Смита). Этот принцип является основой самого толкования предмета экономической науки неоклассиками. Если бы ресурсов хватало на удовлетворение всех потребностей, то у общества не было необходимости выбирать между использованием ресурсов для удовлетворения различных потребностей. Острие неоклассического анализа направлено на изучение методов распределения ресурсов между потребностями и обоснование оптимальности метода распределения ресурсов через свободный рынок. Поэтому неоклассическое определение экономики как науки звучит следующим образом: "Экономика - это наука об оптимальном распределении ограниченных ресурсов".

. Принцип максимизации полезности (прибыли) говорит о том, что потребитель действует таким образом, чтобы максимизировать собственную полезность, а производитель - чтобы максимизировать прибыль. Следует отметить один очень важный момент: тогда как прибыль имеет четко выраженную денежную оценку, понятие функции полезности представляется гораздо более туманным. Поэтому понятие полезности очень часто трактуется совершенно неверно, как некое выражение пользы, принесенной данной единицей продукции. На самом деле, бутылка водки очень вредна для алкоголика, тем не менее, ее полезность для алкоголика весьма велика.

Кроме того, как указывал А. Маршалл, полезность товара определяется покупателем не после его употрбеления, а до этого момента, как ожидаемое удовлетворение от процесса потребления.

Дело в том, что понятие "полезность" (utility) имеет в английском языке оттенок "вожделенность", т. е. степень желания, имеющегося в данный момент, получить данную вещь. В этом смысле теория полезности представляет тавтологию: она утверждает, что человек принимает такие решения, чтобы максимизировать свои вожделения в данный момент времени, а о вожделениях человека мы можем судить потому, как он себя повел.

. Принцип убывающей предельной полезности (предельной производительности) утверждает, что по мере увеличения количества потребляемой продукции снижается предельная полезность этой продукции для потребителя. То же самое относится и к предельной эффективности капитала или труда: при фиксированных объемах всех прочих факторов производства, начиная с некоторого момента, увеличение объема одного фактора сопровождается снижающимся приростом выпуска продукции. Например, если в цехе количество рабочих существенно превышает количество станков, то часть рабочих можно занять на подсобных работах, но при дальнейшем возрастании их количества все сложнее будет находить для них занятие, тем не менее, они будут все больше мешать работать друг другу. Поэтому прирост выпуска при увеличении занятости в цехе на одного рабочего будет меньше, чем соответствующий прирост для предыдущего.

. Принцип независимости экономических агентов подразумевает, что одни агенты принимают решения независимо друг от друга, и никто ни принуждением, ни личным примером не способен оказать влияние на другого. Это означает, что функции полезности одних экономических агентов не зависят от функций полезности других агентов. Каждый лучше других знает, что он хочет, и его убеждения не подвержены воздействию мнения других. В нереалистичности этого принципа можно убедиться хотя бы на примере следования моде.

. Принцип непрерывности предполагает, что мы можем производить изменения переменных очень малыми порциями, так что в пределе они оказываются непрерывными. Например, мы можем покупать масло с точностью до десятков граммов, а если на предприятии работает 100 рабочих, то найм еще одного можно рассматривать как малое приращение количества рабочей силы. С другой стороны, покупка крупных товаров (дом, машина) или дорогостоящего оборудования, или найм рабочих в малом предприятии могут не удовлетворять данным критериям.

Предположение о непрерывности функций дает нам возможность применить обычный аппарат максимизации функций, который используется в классической механике. Для наглядности в экономике часто графически иллюстрируется процесс нахождения максимума функции, однако эта операция также опирается на предположение о непрерывности функций.

С другой стороны, это предположение используется при анализе рынков, на рынке совершенной конкуренции число продавцов и покупателей должно быть так велико, чтобы количество продукции покупаемой и продаваемой одним агентом было малой величиной по сравнению с объемом торгуемой продукции. Тогда поведение одного агента не способно изменить рыночную конъюнктуру. В действительности это предположение практически никогда не выполняется, но рынок совершенной конкуренции считается эталоном (так как обеспечивает в определенном смысле оптимальное распределение ресурсов), с которым должны сравниваться все реально существующие рынки.

. Принцип универсальности в определенном смысле является продолжением принципа непрерывности, так как он постулирует неразличимость агентов и товаров: ни один из покупателей на рынке не предпочитает одну единицу данного товара другой единице. Отсутствуют предпочтения, связанные с личностью конкретного продавца, его торговой маркой и т. п. Также не имеет значение расположение продавцов: считается, что рынок концентрирован в одной точке и издержки покупателя на поход к продавцу и обратно равны 0.

. Принцип полноты информации подразумевает, что все продавцы и покупатели располагают полной информацией относительно всего, что касается деятельности данного рынка. То есть, невозможна такая ситуация, когда я покупаю товар по 10 рублей, не зная, что за углом он продается по 8.

Ниже будет показано, как на основе комбинации этих семи базисных принципов возникает неоклассическая картина экономической действительности.

2.2 Построение кривой рыночного спроса


При увеличении количества покупаемой продукции, предельная полезность индивида снижается. Допустим, речь идет о товаре, цена единицы которого мала по сравнению с запасом денег, которым располагает индивид. Тогда мы можем посчитать предельную полезность денег приблизительно постоянной. В этом случае мы можем выразить предельную полезность единицы товара в денежной форме. Для этого достаточно разделить предельную полезность единицы товара на предельную полезность единицы денег и умножить на цену единицы денег, которая по определению равна единице. То есть

(q)=pMMUg(q)/MUM=MUg(q)/MUM

где MUgM(q) - полезность q-ой единицы товара, выраженная в деньгах, MUg(q) - полезность q-ой единицы товара, выраженная в единицах измерения полезности (ютилях), pM - цена единицы денег (pM =1), MUM - полезность единицы денег (MUM=const). Как было отмечено в предыдущей статье, индивид будет обменивать одно благо (деньги) на другое (товар) до того момента, когда их предельные полезности, деленные на цены, не сравняются. Применительно к нашему случаю, индивид купит такое количество товара q, при котором предельная полезность товара, выраженная в деньгах, не станет равна цене этого товара. Таким образом, кривая MUgM(q) представляет собой зависимость предельной полезности товара от приобретенного количества, а обратная функция q(MUgM) - зависимость количества товара, которое приобретет индивид от цены, по которой товар будет продаваться. Так из закона максимизации полезности и закона убывающей предельной полезности выводится кривая индивидуального спроса. Она имеет отрицательный наклон: при увеличении цены, количество товара, которое приобретет индивид, уменьшается. Этот факт обусловлен законом убывающей предельной полезности.

На одной системе координат мы можем изобразить индивидуальные кривые спроса многих индивидов. Следуя традиции, заложенной Маршаллом, принято откладывать независимую переменную - рыночную цену по вертикальной оси, а зависимую переменную - количество по горизонтальной оси. Тогда площадь, ограниченная осями координат, рыночной ценой и индивидуальной кривой спроса, будет выражать денежную суммарную полезность, полученную индивидом. Исходя из принципа независимости, индивидуальные кривые спроса не будут зависеть друг от друга. Поэтому, сложив значения по горизонтальной оси (объемы покупок отдельными индивидами при данной цене), мы получим суммарный спрос, предъявляемый всем рынком при данной цене. Эта функция также будет убывать с ростом цены, как сумма монотонных функций.




2.3 Предложение благ


Рассмотрим теперь, каким образом формируется рыночное предложение благ. Вначале рассмотрим поведение единичной фирмы-производителя. Мы считаем, что он действует исходя из принципа максимизации прибыли. Для этого он выбирает такой объем производимого продукта, который, с учетом издержек производства, обеспечит ему максимум прибыли. Принято делить издержки на постоянные (объем которых не зависит от объема производства) и переменные (объем которых напрямую связан с объемом выпуска). К первым относятся арендная плата, затраты на обогрев и освещение помещения, охрану и т. д.

Ко вторым относятся затраты сырья, комплектующих, упаковочных материалов и т. д. Согласно принципу убывающей предельной производительности, начиная с некоторого момента, увеличение переменных издержек сопровождается все меньшими приращениями выпуска. Иными словами, переменные издержки растут быстрее, чем выпуск, что изображено на рисунке 3.


На этом рисунке отражены постоянные, переменные, средние и предельные издержки. Постоянные издержки изображены на верхнем графике в виде расстояния между 0 и той точкой, из которой выходит график общих издержек. Переменные издержки можно получить, если сместить горизонтальную ось таким образом, чтобы кривая издержек начиналась из 0. Общие издержки представляют собой сумму постоянных и переменных. Средние общие издержки мы получим, разделив общие издержки на объем выпуска продукции. Геометрически средние общие издержки при данном выпуске равны тангенсу угла между горизонтальной осью и лучом, проведенным в точку, определяющую общие издержки при данном выпуске. Средние переменные издержки равны частному от деления переменных издержек на объем выпуска. Геометрически переменные издержки представлены тангенсом угла между горизонтальной прямой, проходящей через точку постоянных издержек, и лучом, проходящей через эту точку и точку, определяющую общие издержки при данном выпуске. Наконец, предельные издержки равны отношению приращения общих издержек на вызывающее его приращение объема выпуска. Графически предельные издержки равны тангенсу угла наклона между горизонтальной осью и кривой общих издержек. На рисунке внизу мы видим, что график предельных издержек пересекает график средних переменных и средних общих издержек в точке минимума последних. Это не случайно: средние издержки могут уменьшаться только в том случае, если при возрастании объема производства к общим издержкам прибавляется величина, меньшая, чем средние издержки. Аналогично, они могут возрастать только в том случае, если к общим средним издержкам при возрастании объема выпуска прибавляется величина, большая средних издержек. Следовательно, в точке минимума, когда средние издержки не возрастают и не убывают, предельные издержки равны средней величине, т. е. средним издержкам.

Каково же оптимальное количество производимого товара? Поскольку фирма занимает очень маленькую долю на рынке, увеличение ее выпуска не может изменить рыночную цену, что соответствует принципу непрерывности. Следовательно, выручка равна рыночной цене, умноженной на объем выпуска. На рисунке внизу она представлена лучом, выходящим из начала координат. Отрезок вертикальной прямой, проведенной из точки фиксированного объема производства, заключенный между графиками выручки и суммарными издержками, показывает суммарную прибыль полученную фирмой. Как известно из курса математики, прибыль достигнет максимума в точке, в которой касательная станет параллельной лучу, характеризующему выручку предприятия. Поскольку предельная выручка (отношение приращения выручки к вызывающему его приращению объема продаж) равна рыночной цене, условием максимизации прибыли является равенство предельной выручки предельным издержкам.

Мы выяснили, что прибыль максимизируется при условии равенства рыночной цены предельным издержкам. Следовательно, кривая предельных издержек (МС) является кривой предложения фирмы: при данной рыночной цене фирма продаст такой объем продукции, который обеспечит равенство цены и придельных издержек. Однако если цена упадет ниже, чем минимальное значение средних переменных издержек, фирма ни при каком объеме выпуска не сможет покрыть свои издержки, что вынудит ее покинуть отрасль. Если же цена будет находиться между минимумом средних переменных издержек и минимумом средних общих издержек, то фирма может существовать в коротком периоде, так как она окупает свои текущие издержки, но в долгом периоде также вынуждена будет покинуть отрасль.

Суммирую вышесказанное, можно заключить, что график предложения фирмы в коротком периоде равен 0, пока цена ниже минимума средних переменных издержек, и совпадает с кривой предельных издержек в противном случае. График предложения отрасли можно построить, упорядочив фирмы по возрастанию минимума средних переменных издержек. Предложение отрасли просто равно сумме предложений отдельных производителей при данной цене, что и показано на рисунке 4. Если число фирм очень велико, а доля каждой на рынке очень мала (как требует принцип непрерывности), рыночная кривая превращается в гладкую линию. При этом площадь, ограниченная осями координат, кривой предложения и объемом продаж, равна суммарным издержкам, а площадь, ограниченная рыночной ценой, отрезком вертикальной оси и кривой предложения - совокупной прибыли фирм отрасли.


2.4 Равновесие на рынке


Теперь мы получили все необходимое, чтобы понять, как формируется цена на рынке. Напомним, что кривая спроса представляет собой объем продукции, который покупателя согласны продать при данной цене, а кривая предложения объем продукции, который производители готовы продать по этой цене. Поскольку кривая спроса убывающая функция от цены, а кривая предложения возрастающая, существует такая цена, при которой спрос становится равным предложению. В этом случае объемы продаж и цена на рынке оптимальны в том смысле, что никто не может улучшить свое благосостояние, изменив свое поведение. Проблема механизма установления равновесной цены спроса и предложения является весьма интересным и сравнительно плохо изученным разделом экономической мысли, поэтому здесь мы не будем затрагивать его, ограничившись достаточно простыми рассуждениями. Пусть в начальный момент на рынке установилась такая цена, при которой спрос превосходит предложение. Тогда на рынке возникнет дефицит, и не все покупатели смогут удовлетворить свои желания относительно закупки товаров. Тогда они начнут предлагать повышенную цену за товары. Аналогично, продавцы, обнаружив, что у них не только не остается излишков товаров, но продукции не хватает для удовлетворения потребностей всех покупателей, станут требовать от покупателей более высокую цену. Тогда рыночная цена будет увеличиваться, предложение расти, а спрос - уменьшаться, пока цена и количество не достигнут равновесного уровня. Аналогично будет протекать процесс, если изначально цена оказалась очень большой, однако в этом случае возникнет избыток товаров, и продавцы вынуждены будут снижать цену.

2.5 Результаты вмешательства государства в функционирование свободного рынка


Рассмотрим очень важный с теоретической и практической точки зрения вопрос: может ли вмешательство государства увеличить общественное благосостояние путем вмешательства в функционирование механизма свободной рыночной конкуренции? Тут мы встречаемся со значительным затруднением: поскольку вмешательство государства приводит к перераспределению доходов от одних экономических агентов другим, то мы должны решить вопрос: насколько перераспределение одного рубля от одного агента другому увеличивает благосостояние? Иными словами, речь идет о возможности межличностного сопоставления полезности от получения определенного дохода. Понятно, что одна и та же величина дохода обладает различной полезностью для бедных и богатых, скупых и щедрых, молодых и старых и т. д. К сожалению, мы не имеем критерия, чтобы выразить это каким либо количественным показателем. Поэтому, за неимением лучшего ответа, нам придется принять, что ценность одного рубля одинакова для любого экономического агента. Таким образом, мы перейдем к максимизации совокупной полезности общества, выраженной в деньгах.


Допустим, государство устанавливает максимальную цену (pmax) на данный товар, как это показано на рис 3. В этом случае возникнет разрыв между спросом и предложением, равный qdem- qsup . Суммарное общественное богатство и степень удовлетворенности экономических агентов снизятся. В случае отсутствия госрегулирования, равновесные цена и количество составили бы и соответственно, прибыль продавцов равнялась бы сумме площадей, обозначенных буквами с, d и h, тогда как в случае госрегулирования - лишь d. Излишек же потребителей будет равен сумме площадей a, b и c, в то время как без госрегулирования он бы составил площадь, равную сумме площадей a, b и i. В зависимости от соотношения площадей c и i потребители могут как выиграть, так и проиграть от введения госрегулирования, в то время как общество целиком теряет сумму, равную площади криволинейного треугольника i.

Таким образом, вмешательство государства в механизм функционирования совершенного рынка приводит только к экономическим потерям.

3. Закон убывающей полезности в изложении Альфреда Маршалла


Существует бесконечное множество потребностей, но каждая в отдельности потребность имеет свой предел. Это привычное, коренное свойство человеческой натуры можно сформулировать в виде закона насыщаемых потребностей, или закона убывающей полезности, следующим образом: общая полезность вещи для человека (т.е. совокупность приносимого удовольствия или иной выгоды) возрастает вместе с каждым приращением у него запаса этой вещи, но не с той скоростью, с какой увеличивается этот запас. Если запас увеличивается равномерно, то извлекаемая из него выгода возрастает убывающим темпом. Иными словами, дополнительная польза, которую человек извлекает из данного прироста своего запаса какой-либо вещи, уменьшается с каждым новым приростом уже имеющегося запаса.

Ту часть количества вещи, которую его просто убедили купить, можно назвать его предельной покупкой, поскольку он уже был на грани сомнения, стоит ли производить расход, требующийся для ее приобретения. А полезность его предельной покупки можно назвать предельной полезностью этой вещи для него. Если же человек, вместо того чтобы купить вещь, изготовляет ее сам, предельную полезность составляет полезность того ее количества, которое он сочтет целесообразным изготовить. Таким образом, приведенный здесь закон может быть выражен в следующих словах: предельная полезность какой-либо вещи для всякого человека убывает с каждым приростом того ее количества, которым он уже располагает.

Термин предельная полезность (Grenznutz) был впервые употреблен в данной связи австрийцем Визером.

В этом законе, однако, содержится скрытое условие, требующее выяснения. Оно заключается в том, что мы не учитываем, какое влияние оказывает время на какие-либо изменения в характере и вкусах самого человека. Поэтому закон не исключает того, что чем более человек слушает хорошую музыку, тем более должно возрастать у него желание ее слушать, или что жадность и честолюбие часто ненасытны, или что и добродетель чистоплотности, и порок пьянства произрастают в среде, которая их питает. В подобных случаях наши заключения распространяются на какой-то период времени, причем к концу его человек уже не тот, каким он был вначале. Если же мы берем человека таким, какой он есть в данный момент, без учета воздействия времени, изменяющего его характер, предельная полезность вещи для него неуклонно сокращается по мере увеличения ее количества в его распоряжении. Здесь можно отметить, хотя этот факт и не имеет большого практического значения, что малое количество товара может оказаться недостаточным для удовлетворения какой-то определенной потребности и что, следовательно, когда потребитель получает его в количестве, достаточном для достижения желаемой цели, его удовлетворение возрастает в большей пропорции, чем само количество данного товара. Например, любой человек получит меньше удовлетворения от 10 кусков обоев, чем от 12, в том случае, когда 12 кусков достаточно для покрытия стен его комнаты, а 10 кусков мало для этой цели. Еще пример: очень короткий концерт или праздник может не достигнуть своей цели доставить достаточное наслаждение или надлежащий отдых, а удвоение их продолжительности способно больше чем удвоить их общую полезность. Этот пример аналогичен тому факту, который нам придется исследовать в связи с тенденцией к сокращению отдачи, а именно что капитал и труд, уже вложенные в какой-либо участок земли, могут оказаться столь недостаточными для реализации всего ее потенциального плодородия, что некоторые дополнительные вложения в нее - даже при существующей агротехнике - в состоянии принести большую, чем пропорциональную этим затратам, отдачу. А в том факте, что совершенствование агротехники может противодействовать этой тенденции, мы обнаружим аналогию c только что упомянутым в тексте условием, подразумеваемым в законе убывающей полезности.

Чтобы получить полное представление о спросе на какой-либо товар, необходимо установить, какое количество этого товара человек готов купить по каждой из цен, по которым этот товар предлагается; параметры его спроса можно лучше всего выразить в виде перечня цен, которые он согласен платить (этот перечень можно назвать его шкалой спроса).

Мы можем выразить спрос точно лишь посредством перечней цен, по которым человек готов купить различные количества. Под словом "спрос" следует понимать требуемое количество, причем помнить, что это не фиксированная величина, а величина, изменяющаяся в зависимости от стоимости. Когда мы говорим, что спрос человека на какой-либо товар увеличивается, мы подразумеваем, что он купит большее его количество, чем за ту же цену он купил бы его прежде, и что он купит такое же его количество по более высокой цене. Общее возрастание его спроса представляет собою увеличение цен - по всей их амплитуде, - которые он готов платить за различные количества товара, а не тот лишь факт, что он согласен купить боль шее количество товара по существующим ценам.

Чем богаче становится человек, тем меньше для него предельная полезность денег; каждый прирост его средств повышает цену, которую он готов уплатить за какое-нибудь определенное благо. Равным образом и каждое сокращение его ресурсов увеличивает предельную полезность денег для него и снижает цену, которую он согласен заплатить за какое-либо благо.

Заключение


Проблемы взаимодействия спроса и предложения в ценообразовании, вопросы взаимной связи потребительной стоимости (полезности) и стоимости, соотношения платежеспособного спроса и цен, затронутые в этой теории предельной полезности, являются важными для понимания функционирования товарного производства. Совершенно очевидно, что изучение и прогнозирование спроса и предложения, исследование конкретных рынков является актуальной задачей для экономической науки. С целью решения этой задачи современные буржуазные экономисты используют теорию предельной полезности, усилив внимание к изучению закономерностей потребительского спроса, анализу предложения, исследованию рынков совершенной и несовершенной конкуренции и ценообразования факторов производства на микроэкономическом уровне.

Как видим, неоклассическая версия теории предельной полезности продолжает жить и наше время, причем находит применение не только в своем классическом виде, но и, что очень важно, в синтезе с другими теориями. Это дает возможность получить качественно новые методы анализа, изучения и прогнозирования экономических процессов и явлений, которые на современном этапе позволят наиболее полно выполнять свои функции.

Литература


1. Микроэкономика. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов НметАУ.

. Баканов, Михаил Иванович, Шеремет, Анатолий Данилович. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон.спец.-4-е изд. доп и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2007.-416 с.: ил.

. Шумейкер П. Модель ожидаемой полезности: разновидности, подходы, результаты, пределы возможностей// THESIS - 2004. - Вып.5.- С.29-80.

. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория поведения потребителей и рыночный спрос. - М., 2006.

. Шаститко А.Е. Модели рационального экономического поведения человека// Вопросы экономики. - 2008. - №5.

. Фридмен М. Маршаллианская кривая спроса/ В кн.: Теория потребительского поведения и спроса. - СПб., 2003.

. Фридмен М., Сэвидж Л. Дж. Анализ полезности при выборе среди альтернатив, предпологающих риск/ В кн.: Теория потребительского поведения и спроса. - СПб., 2003.

Похожие работы на - Неоклассическая версия теории предельной полезности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!