История физического и нравственного выживания людей в немецко-фашистских концентрационных лагерях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    428,66 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История физического и нравственного выживания людей в немецко-фашистских концентрационных лагерях

Содержание:

Введение

Глава 1. История происхождения и развитие концентрационных лагерей, цель и задача которых поработить людей нравственно и физически

1.     Первые концентрационные лагеря в мире

2.       Классификация лагерей и были ли настоящие концлагеря в СССР

.        История происхождения фашистских немецких концентрационных лагерей

.        За что можно было оказаться в аду за колючей проволокой, и кем являлись заключенные на самом деле

.        Структура, задачи и цели концлагерей

.        Медицинские опыты на людях. Доктор Йозеф Менгеле

Глава 2. Как удалось сохраниться людям, и судьбы тех, кого сломали и уничтожили нравственно и физически

1.     Первые дни пребывания в концлагере.

2.       Как менялись люди со временем пребывания в лагере. Под влиянием каких факторов люди переставали быть людьми.

.        Обреченные на смерть без шанса на жизнь.

.        Попытки побегов и чем они могли обернуться.

.        Механизм выживания.

.        Жизнь выживших после. Эффект концентрационного лагеря.

Заключение.

Библиографический список

Введение

«…всякие политические и экономические

системы, созданные без Бога, делают жизнь

человеческую дикой, зверской и невыносимой.

Истинные же культура, свобода и счастье

возможны лишь там, где основанием

Всего является Бог - любовь».

В. Гусарук

Человеческие душегубки - концентрационные лагеря, впервые созданные еще в далеком прошлом английскими колонизаторами во время англо - бурской войны, вошли в широкое применение Гитлером, после установления фашисткой диктатуры в 1933 г.. Тогда же, в 1933, были построены и три главных концлагеря, действовавших до конца войны: Дахау, близ Мюнхена, Бухенвальд, возле Веймара и Заксенхаузен, возле Берлина. Первыми узниками в них оказались коммунисты и евреи. Однако очень скоро узниками лагерей стали социал-демократы, католики, протестанты и многие другие. Концлагеря в руках Гитлера стали инструментом массовых репрессий и геноцида; главной задачей которых было - физическое и нравственное порабощение людей. В «фабриках смерти» погибали миллионы людей. Только официально известно, что из 18 млн. людей, было уничтожено 11 млн. граждан СССР, Польши, Франции, Бельгии, Нидерландов, Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии и других стран. Концентрационные лагеря являлись неотъемлемой составной частью фашистского террористического режима.

Среди средств терроризирования населения оккупированных стран самой позорной известностью пользовались именно концентрационные лагеря. А Нюрнбергский процесс над военными преступниками квалифицировал концлагеря, как центры самого жестокого террора и человеконенавистничества. Это ад за колючей проволокой, где ежедневно совершалось бесчеловечное варварство. Когда люди не понимали, забытье это или просто сон. Там, где между ними не было особой разницы. И то и другое означало погружение в глубинные трясины, из которых, казалось, уже ни за что не выбраться наверх.

И что остается у людей, захлебывающихся в огненном водовороте войны? Что остается у людей, у которых отняли надежду, любовь - и по сути, даже саму жизнь? Что остается у людей, у которых не осталось просто ничего? И остались ли сами люди после всех нечеловеческих ужасов, происходивших на территориях концентрационных лагерей. Ведь многие из бывших узников лагерей навсегда остались инвалидами, у которых покалечено не только тело, но и душа до конца их дней. Можно ли выжить пройдя ад за колючей проволокой и физически, и нравственно? Остаться человеком в этой кромешной тьме.

фашистский концентрационный лагерь узник

Глава 1. История происхождения и развитие концентрационных лагерей, цель и задача которых поработить людей нравственно и физически

. Первые концентрационные лагеря в мире

Если провести опрос среди людей, кто придумал концентрационные лагеря, то большинство из них ответит, что впервые их изобрели нацисты фашистской Германии в период Второй Мировой войны, меньшинство же ответит, Ленин во время Гражданской войны, а правильный ответ обычно не знает никто. Между тем, правда о том, кто придумал концлагеря, является настолько шокирующей, что многие даже не верят, хотя среди историков это общеизвестный факт, описанный в десятках серьёзных источников.

По некоторым свидетельствам первое место, для морального и физического уничтожения людей - концлагерь, был изобретен колониальными властями Испании в Латинской Америке. Энн Эпплбаум, американская исследовательница, утверждает, что первое подобие концлагерей появилось еще в 1895 г. на острове Куба, которая являлась в те года колонией Испании.

По другим сведениям - в годы Гражданской войны 1861 - 1865 гг. в США в Андерсонвилле южане создали первый «настоящий» лагерь, в котором отсутствовали газовые камеры и крематории. Но не смотря на их отсутствие десятки тысяч заключенных погибли в результате жесткого обращения, голода и холода. Заключенными этого лагеря являлись пленные солдаты федеральной армии. В Андерсонвилле заключенных пытали даже не для того, что бы выяснить военные сведения, а так, из чистого садизма, так как комендант был патологическим садистом. По существу, Андерсонвилль (как и - другие подобные лагеря южан и северян) можно считать первыми концлагерями: та же ограждённая территория с вышками для часовых по периметру.

А во время одной из первых войн эпохи империализма - войны Великобритании против бурских республик Южной Африки - Оранжевого Свободного государства и Трансвааля, в результате которой обе республики были превращены в 1902 году в английские колонии, были созданы первые концлагеря в современном понимании слова лордом Киченером, известным ещё по массовым убийствам в Судане в 1895-1898 гг. Причинами нападения Англии на Южную Африку являлось обнаружение крупнейшего в мире месторождения алмазов, а также золотоносные месторождения в Трансваале. К 1902 году общая численность английских войск составила 450 000, и не смотря на численный и технический перевес англичан, буры отчаянно сражались за свою независимость, за что и попадали в человеческие душегубки; в основном это были женщины, дети, старики. Бурских мужчин же англичане отправляли подальше - в концлагеря Индии и других отдалённых британских колоний. Концлагеря официально назывались «Места спасения» («Refugee»), и созданы были, по циничному заявлению английского правительства, для «обеспечения безопасности мирного населения бурских республик».

Так значит ад за колючей проволокой пришел в наш мир из цивилизованной Западной Европы, создавшей их с целью заполучить алмазы, золото и власть, сравняв с землей цену человеческой жизни и позабыв о всех моральных нормах и гуманности, обретя дьявольский лик, уничтожая своих же собратьев (людей) в адских мучениях на пути к богатству и власти.

Таблица №1


Всего погибло

Количество погибших детей

Количество погибших взрослых

Все концентрационные лагеря Англии в Южной Африке

26 000

70 %

30 %

С января 1901 г. по январь 1902 г.

17 000

14 284

2 484


Такое яркое преобладание смертности детей в концлагерях объясняется тем, что основной причиной смерти были болезни и холод, а так как у детей слабый иммунитет, и он не до конца сформирован, а организм вместе с нервной системой менее выносливы, чем у людей старшего возраста, то под влиянием данных факторов они погибали значительно быстрее и в больших количествах.

. Классификация лагерей и были ли настоящие концлагеря в СССР

В настоящее время очень многие люди ошибочно называют концлагерями все подряд лагеря прошлого века. Но к сожалению это большая ошибка, так как настоящие концлагеря существенно отличаются от лагерей для военнопленных, исправительно-трудовых, интернированных, не смотря также на достаточно большую смертность, голод и холод. Однако такой ад и нечеловеческое зверство, как в концентрационных лагерях не происходили ни в одном из перечисленных выше. Потому что из концентрационных лагерей вернуться в живых практически невозможно.

Классификация лагерей связанна с большими трудностями, так как лагеря для военнопленных и гражданских лиц сравнивать сложно. Для последних рассмотрены 6 следующих функций:

1) Изолировать группы лиц подозрительных или вредных

2) Наказать и образумить граждан, имеющих чуждые идеологические взгляды

3) Устрашить гражданское население

4) Использовать даровую рабочую силу

5) Изменить социальный состав общества

6) Ликвидировать (постепенно или сразу) вредные в расовом и социальном отношении категории людей

В соответствии с этими функциями выделяются 3 типа лагерей:

·   Лагеря для интернированных, где содержат временно подозрительных и опасных людей во время военных конфликтов (японские лагеря Второй мировой войны), в ходе колониальных войн (лагеря для гереро), репрессий во время диктаторских режимов (франкистские лагеря).

·   Концентрационные лагеря. В большинстве случаев заключенные могут из них выйти - если доживут! - только при смене режима.

·   Третий тип назван центрами уничтожения или «центрами быстрого умерщвления» - выражение Рауля Хилберга, и не имеет «аналогов в истории человечества». Это Бельжец, Хелмно, Собибор, Треблинка, Освенцим - Биркенау и Майданек.

Концентрационный лагерь - это орудие государственного террора, типичны для тоталитарных режимов. Используется в качестве учреждений внесудебной расправы в целях подавления классовых, политических и др. пр-ков, изоляции определенных категорий лиц, физического уничтожения различных групп населения.

В настоящее время нет однозначного ответа на вопрос: были ли концентрационные лагеря в Советском Союзе. Одна литература утверждает, что действительно были и появились с 1918 года, относя в эту категорию ГУЛАГ, который является исправительно-трудовым лагерем и колонией, но никак не концлагерем, в иных же публикациях говорится о том, что официально, как таковых концентрационных лагерей, в полном понимании этого слова, не было. Лично я придерживаюсь второй версии, не смотря на то, что некое общее действительно было у лагерей СССР и настоящих концлагерей. Но тем не менее, концентрационный лагерь - это западня, из которой практически невозможно было выбраться, где происходили самые жестокие действия по отношению к заключенным людям, например эксперименты над людьми, издевательство, условия, в которых они выживали или по-другому - существовали. В концентрационных лагерях не было никаких определенных норм, для содержания людей, которые были бы прописаны в официальных документах, например как в Женевской конвенции прописаны условия для военнопленных лагерей, в концлагерях люди были в первую очередь, как некий скот, от которого должна была исходить минимальная польза, однако кто был бесполезен - сразу уничтожался и не всегда быстрой смертью, как например в газовых камерах или расстрел, так как Вторая мировая война была первой, где было огромное количество ненужных людей, а от «ненужных вещей» мы всегда избавляемся. Я не отрицаю жесткость в других лагерях и даже в том же ГУЛАГЕ, и все репрессии со стороны СССР, особенно такие известные события, как Катынские расстрелы, жестокие расправы в восточной Польше с местным населением и прочие действия НКВД. Но создание в СССР настоящих концентрационных лагерей я отрицаю. Всего на территории Советского союза в период Второй мировой войны действительно было создано три концлагеря немецко-фашистскими захватчиками, которыми являлись

·   Рига - Кайзервальд (Латвия)

·   Файфара / Вайвара (Эстония)

·   Кауен (Каунас, Литва)

Но СССР никогда не создавало концлагеря, в которых творились немыслимые садизмы с людьми. Мы не были безжалостными зверями!

История происхождения фашистских немецких концентрационных лагерей.

Дахау расположился 21 марта в 1933 году близ Мюнхена в городе аналогичном названию концлагеря. Что было не случайным, так как жители Дахау единодушно проголосовали против кандидатуры Гитлера в 1933 году. И по всей видимости это задело фюрера, поэтому он отдал приказ выстроить крематории таким образом, чтобы черный дым, после сожжения человеческой плоти, видели жители Дахау. Так как черный дым является результатом горения костей. В день же открытия концлагеря Дахау была завезена первая партия заключенных, которые сразу осознали куда они попали. А начальник охраны СС выступил с показательной речью:

"Товарищи эсэсовцы! Вы знаете, к чему призвал нас фюрер. Мы здесь не затем, чтобы по-человечески обращаться с этими свиньями, которые находятся перед нами. Мы не считаем их такими же людьми, как мы, мы считаем их людьми второго сорта. В течение долгих лет они умудрялись вести свою преступную деятельность. Но теперь к власти пришли мы. Если бы к власти пришли эти свиньи, они бы нам, всем нам, отрезали головы. Так что пусть не ждут, что мы будем с ними миндальничать. Если среди нас есть человек, который не разделяет идею крови, то ему не место среди нас, и пусть он уходит. Чем больше мы сгноим этих ублюдков, тем меньше нам их придется кормить"

Немало внес в создание и деятельность концлагеря Теодор Айке, собственно и спроектировавший его. Он активно принимал участие и в воздвижении лагеря, и в построении системы взаимоотношений с заключенными - в системе их угнетений. Бессмысленная жестокость уступила место жестокости систематизированной, хорошо организованной, основанной на принципе безоговорочного и абсолютного повиновения всем приказам. 5 июля 1934 года Айке был назначен главным инспектором концлагерей и командиром охранных подразделений СС. Айке с энтузиазмом принялся за создание единой системы концлагерей. В 1937 году он закрыл несколько мелких концлагерей, сконцентрировав всю деятельность в четырех крупных: Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен и Лихтенбург. Рихард Глюкс стал новым инспектором лагерей, так как в 1939 году Теодор ушел командиром дивизии СС «Мертвая голова», в которую входили молодые охранники концлагерей - на их шеях был значок в виде черепа с костями. У эсэсовцев же, оставшихся работать на территориях концлагерей был значок «зиг»: ϟϟ. «Мертвая голова» была прикреплена к СС, как и сами концентрационные лагеря, которые являлись частью экономики эсэсовцев, потому что за счет них шло обеспечение войск СС и непосредственно «в карман» ее членам. Эсэсовцы были сами себе хозяевами и поэтому у них была полная свобода действий. Они и не считали за людей заключенных, всегда их называли только по номерам, которые им набивали по прибытию в концентрационный лагерь, уничтожение любого человека без причин, полное унижение каждого в любой момент времени. Безукоризненное исполнения приказов и искусство убивать, безжалостно и легко, считались в концлагере обязательными качествами фашистских солдат, которые должны присутствовать в каждом из них.

Всего концентрационных лагерей, созданных СС, было 23, не считая филиалов. (С филиалами порядком 700).

·   Арбайтсдорф (Германия)

·   Аушвиц/Освенцим/Биркенау (Освенцим, Польша)

·   Берген-Бельзен (Германия)

·   Бухенвальд (Германия)

·   Варшава (Польша)

·   Герцогенбуш (Нидерланды)

·   Гросс-Розен (Германия)

·   Дахау (Германия)

·   Кауен (Каунас, Литва)

·   Плашув (Краков, Польша)

·   Заксенхаузен (Германия)

·   Майданек (Люблин, Польша)

·   Маутхаузен (Австрия)

·   Миттельбау-Дора (Германия)

·   Натцвайлер (Франция)

·   Нейенгамме (Германия)

·   Нидерхаген-Вевельсбург (Германия)

·   Равенсбрюк (Германия)

·   Рига-Кайзервальд (Латвия)

·   Файфара/Вайвара (Эстония)

·   Флоссенбург (Германия)

·   Штуттхоф (пригород Гданьска Штутово, Польша)

·   Дора-Миттельбау

. За что можно было оказаться в аду за колючей проволокой, и кем являлись заключенные на самом деле

В 1922 году Бенито Амилькаре Андреа Муссолини, являвшимся политическим деятелем и диктатором в Италии, изобрел фашизм - обожествление государства и церкви. Но в Германии не было, как такового фашизма, в полном понимании этого слова. Так как там обожествлять требовалось только государство, роль же церкви была сильно занижена. Адольф Гитлер ненавидел Христианство, он называл его болезнью и однажды сказал: «Самый тяжелый удар, который когда-либо потряс человечество - это приход Христианства», - добавив, что это изобретение евреев. Он убивал и заключал в тюрьму пастырей и заменял их своими, нацистскими пастырями, заменив крест на свастику. Отпечатал 100 000 экземпляров своей собственной искаженной библии, переписал 10 заповедей. А затем создал своего собственного арийского Иисуса. Но его мотивом был его собственный злой замысел, и этот замысел был очень ясен. Он сказал: «Только тот, кому принадлежит молодежь - владеет будущим». Адольф Гитлер обманул молодежь Германии, он обманул многих в рядах традиционной церкви, но, более того, он обманул миллионы немцев, которые поверили его лжи о превосходстве немецкой расы. Адольф Гитлер ненавидел 10 заповедей и хотел освободить от них людей. Ему видимо не нравилась мысль «не убивай», прописанная в 6 заповеди, потому что она не вписывалась в его мировоззрение.

Поэтому автоматически узниками концлагерей стали все свидетели Иегова (очень страшная секта). Тот, кто пропагандировал религиозное направление, распространяя настоящую Библию, Евангелия, и не хотел отказываться от веры. А также заключение без суда тех лиц, которые были против правительства или которых германские власти считали ненадежными элементами, которые назывались - политическими врагами. С помощью отрядов тайной полиции эта практика получила широкое распространение. И к началу Второй мировой войны в тюрьмах и концентрационных лагерях Германии находились 300 тысяч немецких, австрийских и чешских антифашистов.

До 1936 года это были в основном политические заключённые, то теперь в заключение попадали асоциальные элементы: бездомные и не желавшие работать. Производились попытки очистить общество от людей, «позорящих» немецкую нацию, производилась, так сказать, полная зачистка Германии. В число асоциальных элементов входили гомосексуалисты, их подвергали различной стерилизации: химической, физической, с помощью различных излучений. В итоге со всей Германии было стерилизовано порядком 200 тысяч человек. Муссолини в свое время тоже был агрессивно настроен против гомосексуалистов и сказал, что гомосексуализм появляется от недостатка тестостерона и считал, что вылечить можно это только тяжелыми работами. Но Гитлер хотел, чтобы «арийцев» становилось как можно больше, в семьях было положено иметь по 4 ребенка минимум, а гомосексуалисты препятствовали размножению немецкой расы. Тем более, что Германия занимала в то время первое место по гомосексуализму. Но надо отметить, что в это время во многих странах, включая Англию и СССР, к гомосексуализму относились как к преступлению. Следовательно, подавление гомосексуалистов вовсе не было чисто немецким или нацистским явлением.

Адольф Гитлер - это политический деятель, который впервые применил в политике биократию - применение биологических законов, чтобы точно определить принадлежность человека к «арийской расе». Те, кто принадлежал к цыганам и евреем автоматически переставали быть гражданами Германии. Это выясняли при специальном медицинском обследование. Но почему же именно эти расы были подвержены наибольшим гонениям? Дело в том, что высшая раса подразумевает под собой культурных, образованных людей, а цыгане не коем образом не вписывались в данную картину, которую создал себе Гитлер. Они жили своими обычаями, у них был свой мир со своими понятиями, которые переродить нет возможностей. Поэтому цыгане сразу становились низкосортными из-за образа их жизни, только и всего. Что же касается евреев, то там немного по-другому обстояли дела. Ведь евреи как раз таки были и культурными, и образованными, хитрыми и умными. Все началось с некой договоренности между евреями и Гитлером об их переселении в Израиль с Европы для воссоздания Израильского государства, но этого мало кто хотел, в особенности англичане, у которых там имелась колония, и некоторые евреи, которые отлично устроились в Европе. Но как же происходило это переселение евреев, которому должен был способствовать Гитлер? Евреев просто выдавливали из страны достаточно жестокими методами - отнимали собственность, проявляли жестокость по отношению к ним, ущемляли их права. Но все это было только началом. Позже появлялось все больше и больше разногласий. Но после таких событий, как «Хрустальная ночь», объявление войны Германии Англией, Францией Гитлер счел себя обманутым евреями, в собственных же заблуждениях он пришел к выводу о том, что за всем за этим стоят евреи. В 1941 году на конференции Ванзея, в которой принимали участие ведущие немецкие чиновники, было поставлено несколько окончательных задач в отношении евреев:

·   Начать преследование всех евреев

·   Очистить Европу от евреев - выселить их

·   Уничтожить евреев

В декабре 1941 года США объявляет войну Германии. Именно после этого Гитлер полностью взялся за евреев. И если до этого момента они могли каким-то образом существовать, то теперь же они подвергались полному уничтожению и отправки в концентрационные лагеря, а чаще всего в лагеря-смерти. Евреи в концентрационных лагерях, как и цыгане стояли в самом низу иерархии.

Таблица №2

Необходимо отметить, что в концентрационных лагерях также содержались и наши соотечественники, которые также были ненавистны Гитлеру, за то, что в то время мы были коммунисты, по национальности славяне и также являлись вторым сортом в этом мире в соображении Адольфа. Во время речи на партийном съезде в Нюрнберге в 1937 году Гитлер именовал лидеров СССР не иначе как «нецивилизованной еврейско - большевистской международной гильдией преступников», заявив, что Советский Союз представляет «наибольшую угрозу для культуры и цивилизации…после падения государств Древнего мира». Конечно развязке отечественной войны 1941-1945 причиной не являлась личная неприязнь Гитлера к нам. Просто между нашими странами был заключен особый пакт Молотова-Риббентропа, в связи с которым мы являлись союзниками. Этот пакт был выгоден только лишь Германии, поэтому они и спешили его с нами заключить, приложив все к этому усилия - сам лично Гитлер написал Сталину письмо, Риббентроп лично приехал в Москву. Все дело было в том, что Германия планировала вторгнуться на территорию Польши и существовала вероятность, что СССР вступит в войну против Германии, следовательно придет конец фашистской Германии и Гитлеру. Также был огромный плюс в этом пакте для Германии в том, что СССР поставляла нефть Германии, с помощью которой и велась война Германии и Франции и была же выиграна, различное продовольствие, на своих северных морях предоставляла некоторые порты, где происходил ремонт немецких кораблей, судов и т.п.. Соответственно долг у Германии рос к СССР, и в июне 1941 года у Гитлера был выбор: либо объявить себя банкротом или же войну СССР. Логично, что он выбрал напасть на нас, тем более, что неприязнь Гитлера также сыграла свою роль. Он хотел захватить наши богатые земли, потому что считал, что их достойна только «арийская раса», которой являлся немецкий народ, а не наш русский сброд. В книге «Майн Кампф» («Моя борьба») Гитлер открыто заявил, что Германия должна заполучить богатые сельскохозяйственные угодья России и остальной части Советского Союза: «Мы национал - социалисты, совершенно сознательно ставим крест на всей немецкой иностранной политике довоенного времени. Мы хотим вернуться к тому пункту, на котором прервалось наше старое развитие 600 лет назад. Мы хотим приостановить вечное германское стремление на юг и на запад Европы и определенно указываем пальцев в сторону территорий, расположенных на востоке. Мы окончательно рвем с колониальной и торговой политикой довоенного времени и сознательно переходим к политике завоевания новых земель в Европе». Ненависть была построена на конкурентоспособности с нашей стороны, поскольку наш народ достаточно сложно сломить! Именно с нашей стороны во Второй мировой войне погибло 30 миллионов людей! И русские подверглись не меньшему издевательству, чем евреи. У наших была сила духа, именно она заставляла бороться и идти воевать до последнего вздоха, потому что за спиной была Мать Родина, русская земля и народ, не было пути обратно. Эта сила духа и гневила Гитлера, поэтому над русскими часто применяли такие пытки, чтобы выжить весь дух и сломать его. Не просто сразу нас убить, а именно сломать.

Концентрационные лагеря также кишили действительно настоящими преступниками, которых немного позже стали отправлять туда, особенно большой приток их был после начала Второй мировой войны. Эти люди, попав в концлагерь, иногда могли приобретать небольшую власть, которую им давали эсэсовцы. Есть выражение «Дай человеку власть и ты узнаешь, кто он на самом деле». Так вот, получив власть, уголовники могли издеваться еще хуже чем сами СС над узниками, обманывали их в отношении еды и одежды, устанавливая свой режим, более жесткий.

В члены СС происходил жесткий отбор, при котором необходимо было иметь кроме обыкновенного немецкого паспорта, паспорт с родословной от 1750 года. Но также другим основным критерием был - это быть способным убивать, унижать и издеваться с особой жестокостью над узниками, кто был на это не способен - сам становился заключенным.

Все узники концлагерей были обязаны носить отличительные знаки на одежде, в том числе порядковый номер и цветной треугольник. Политзаключенные носили треугольник красного цвета, уголовники - зеленый, "неблагонадежные" - черный, гомосексуалисты - розовый, цыгане - коричневый. Евреи носили помимо классификационного треугольника еще и желтый, а также шестиконечную "звезду Давида". Нарушивший расовые законы еврей должен был носить черную кайму вокруг зеленого или желтого треугольника. Иностранцы также имели свои опознавательные знаки, французы носили нашитую букву "F", поляки "Р" и т.д. Буква "К" обозначала военного преступника, "А" - нарушителя трудовой дисциплины. Слабоумные носили нашивку Blod - "дурак". Заключенные, участвовавшие или подозреваемые в побеге, должны были носить на груди и на спине красно - белую мишень. Обычно во всех концентрационных лагерях была нашивка на одежде с номером, и лишь в Освенциме номер заключенного набивался на левое предплечье, при поступлении в лагерь. Но те, кто поставлялся сразу для уничтожения, оставались без номеров и сразу отправлялись на уничтожение в газовых камерах. Это были общие принципы пометки заключенных в концентрационных лагерях. Но тем не менее, известны случаи несоответствия категории осужденного и цвета треугольника. В Дахау треугольник гомосексуалистов был зеленым, такой же треугольник нашивался гомосексуалистам, осуждённым повторно. В Нойенгамме все заключённые из Нидерландов носили красные треугольники. Такие же треугольники получили в концентрационном лагере Равенсбрюк Элли Смула и Маргарита Розенберг, напротив имён которых было указано «лесбиянка».

. Структура, задачи и цели концлагерей

Так как образцом для всех остальных концентрационных лагерей являлся Дахау, то с него все и началось. Когда поступили первые заключенные, которые являлись политическими преступниками, в то время жесткой системы не существовало, на тот момент там процветало пьянство и коррупция во всех ее проявлениях, неподчинение приказам старшим начальникам и тому подобное. Произошедшие там расстрелы евреев Артура и Эрвина Кана, Рудольфа Бенарио и Эрнста Гольдмана, быстро дошли до сведения прессы, что после подверглось громкой огласке. В связи с этим Гитлер в полной ярости от такого широкого распространении этой информации уволил Вэккерле с поста коменданта, назначив на его место спроектировавшего Дахау - Теодора Эйке. Новый комендант начал систематизировать и направлять в нужное русло работу концлагерей, начав с увольнения персонала за коррупцию, обновив состав молодыми парнями 20-22 лет, которые прошли строжайший отбор. Эйке обучал новый персонал жесткости, вдалбливая в их головы, что заключенные как таковыми людьми не являются, это ничто и никто, над которыми можно издеваться любыми способами, любыми! Задача состояла в том, чтобы сломать человека психологически, превратить его в робота, раба, скот, насекомое, кого угодно, только не оставить его ощущать себя человеком. Физически можно было делать с заключенными, что угодно, главное приносить им как можно больше боли и унижения. Чтобы растоптать все человеческое достоинство у людей. Заставить страдать. А Лагерный распорядок дня составили таким образом, чтобы каждый шаг заключенного приносил ему невыносимые страдания. Простая деталь лагерного быта превращалась в источник мучений. Так как главная цель концентрационных лагерей была поработить каждого нравственно и физически. Чтобы страх можно было испытывать тогда, когда горящей сигаретой прижигают глаза или мошонку; когда неделями морят голодом в бункере, своего рода каменном гробу, в котором нельзя ни стоять, ни лежать, когда тебе отбивают почки на «кобыле», когда попадаешь в застенок для пыток.

Теодор Эйке разрабатывал на протяжении 4 месяцев правила, которые утвердил 1 ноября 1933 года. В правилах четко прописывалось, как должны вести себя заключенные, что они обязаны делать и какая кара ожидает их, если они нарушат порядок. Он считал, что для закрепления его правила должны знать наизусть, как сами эсэсовцы, так и заключенные. Вот примеры некоторых правил, ставшими главными в концентрационных лагерях, начиная с Дахау:

"Статья 11. Нарушители нижеследующих правил считаются агитаторами и подлежат повешению, а именно:

всякий, кто... занимается политикой, произносит агитационные речи, проводит собрания, организует группировки, слоняется без дела и отвлекает других;

всякий, кто сообщает подлинные или лживые сведения о концлагере, а также распространяет россказни о зверствах для передачи врагам в целях ведения пропаганды, кто получает подобную информацию, хранит ее, разбалтывает другим, незаконно переправляет ее из лагеря иностранцам и т.п.

Статья 12. Нарушители нижеследующих правил считаются бунтовщиками и подлежат расстрелу на месте либо позднее повешению:

каждый, кто нападает на охранника или офицера службы СС;

каждый, кто отказывается повиноваться или работать по наряду;

каждый, кто кричит, говорит громким голосом, подстрекает, выступает с речами во время движения в строю или во время работы". "Статья 11. Нарушители нижеследующих правил считаются агитаторами и подлежат повешению, а именно:

всякий, кто... занимается политикой, произносит агитационные речи, проводит собрания, организует группировки, слоняется без дела и отвлекает других;

всякий, кто сообщает подлинные или лживые сведения о концлагере, а также распространяет россказни о зверствах для передачи врагам в целях ведения пропаганды, кто получает подобную информацию, хранит ее, разбалтывает другим, незаконно переправляет ее из лагеря иностранцам и т.п.

Статья 12. Нарушители нижеследующих правил считаются бунтовщиками и подлежат расстрелу на месте либо позднее повешению:

каждый, кто нападает на охранника или офицера службы СС;

каждый, кто отказывается повиноваться или работать по наряду;

каждый, кто кричит, говорит громким голосом, подстрекает, выступает с речами во время движения в строю или во время работы".

Каждый лагерь делился на комендатуру и охрану лагеря. Первая включала в себя:

·   Комендант

·   Различные заместители коменданта (штаб)

·   Лагерфюррер (занимается пересчитыванием заключенных, их обыском, в СССР такая должность именовалась - контролер)

Комендатура отличалась от охраны лагеря тем, что они находились непосредственно в самом концлагере и могли контактировать с заключенными, как прямо, так и косвенно; охрана же лагеря не могла ни в коем случае контактировать с заключенными, только охрана территории и расстрел заключенного при нахождении того в неположенном месте, а также сопровождение на работы заключенных вне лагеря.

Для управления концентрационными лагерями в 1942 году было создано специальное ведомство - департамент "D" в главном административно-хозяйственном управлении штаба СС. Под его контролем находились и охранные подразделения «Мертвая голова». Департамент состоял из четырех управлений:

Управление «D I»: центральное управление (начальник - Хёсс) - с отделами:

D I/1: вопросы заключенных;

D I/2: охрана и связь, кинологическая служба;

D I/3: транспорт;

D I/4: вооружение;

D I/5: подготовка личного состава.

D II/1: трудовое использование заключенных;

D II/2: обучение заключенных;

D II/З: статистический.

Управление «D III»: медико-санитарное (начальник - Лоллинг) - с отделами:

D III/1: медицинское и стоматологическое обеспечение охраны СС;

D III/2: медицинское и стоматологическое обеспечение заключенных;

D III/3: санитарно-гигиенические мероприятия в концлагерях.

Управление «D IV»: управление концлагерями (начальник - Бургер) - с отделами:

D IV/1: бюджетно-финансовый, денежное довольствие;

D IV/2: снабжение;

D IV/3: вещевое снабжение;

D IV/4: квартирно-эксплуатационный;

D IV/5: правовой.

Для существования заключенных были построены бараки с нарами, в которых была полная антисанитария, и зачастую спальных мест не на всех хватало, даже для людей - скелетов было слишком тесно, ибо плечевые и тазовые кости не усыхали. В каждом концентрационном лагере существовал крематорий для сжиганий бесчисленного множества трупов заключенных, пепел которых фасовали в мешки и продавали в качестве искусственного удобрения. В крематории работали заключенные, и долго они не жили, так как их уничтожали спустя несколько месяцев, чтобы избавиться от свидетелей. Так как официальные цифры уничтоженных установлены по определенным документам и бумажкам, а сколько людей убивали, не ведя счет никто не знает. Но даже официальные цифры просто катастрофически бешеные. Крематорий был создан, так как хранить людей - это слишком дорогостоящее удовольствие для Европы, у которой итак немного земли. Крематорий - был самым страшным местом в лагере, обычно туда также приглашали заключённых, под предлогом осмотра у врача, когда человек раздевался, ему стреляли в спину. На территории находился лазарет, в котором работали заключенные врачи и там «как бы» оказывалась помощь заключенным, учитывая не то что нехватку лекарств, а практически их отсутствие, когда вместо бинтов давали нечто подобное бумаге, а санитария была не лучше, чем в бараках. Сортиры, находившиеся иногда на улице, которые были всегда заполнены до отказа, часть ожидающих нередко лежала на земле, извиваясь в судорогах, другие же сидели на корточках в страхе близ стен и испражнялись, когда становилось уже невмоготу терпеть. Существовал помывочный барак, в котором толпились группы заключенных, в основном чтобы напиться или взять с собой воды в жестяных банках. Здесь всегда не хватало воды, чтобы по-настоящему помыться, а кто в надежде на это раздевался, всегда боялся, как бы не стащили вещи. Например, на территории Освенцима существовала даже лаборатория, в которой прогремевший своим именем на весь мир доктор Менгеле проводил свои опыты. В лагерях смерти имелись газовые камеры для уничтожения большого количества людей. Иногда прям в лагерях находились некие предприятия, на которых заключенные выполняли определенную работу, например такую, как вязание чулок и прочего. На территории лагеря обязательно находился карцер, в котором проводились допросы и всяческие избиения узников. Существовал еще так называемый "малый лагерь", иначе говоря, карантинная зона. Условия жизни в карантинном лагере были - даже в сравнении с основным лагерем настолько бесчеловечны, что это едва ли поддается разумному постижению.

Режим дня заключенных был составлен таким образом, чтобы они испытывали страх, изнеможение и страдание каждую минуту. После подъема собирали умерших и складировали их у выхода, потом миска брюквенной баланды, и капо строили заключенных на плацу на утреннюю проверку, пересчитывали и докладывали блокфюреру. Блокфюрер обходил строй, сам проверял наличие заключенных, и докладывал в свою очередь лагерфюреру или его заму. Люди могли стоять по несколько часов, многие этого не выдерживали и просто падали замертво на землю. После чего заключенных под присмотром капо и в сопровождении взвода охраны выводили на работу.

Меню заключенного принимает следующий вид:

·   0,800 кг хлеба,

·   0,020 " жира,

·   0,120 " крупы или мучных изделий,

·   0,030 " мяса или 0,075 рыбы (или морского зверя),

·   0,027 " сахара

Хлеб выдается на руки, из остальных продуктов готовится горячая пища, состоящая из супа один или два раза в день и 200 граммов каши.

. Медицинские опыты на людях. Доктор Йозеф Менгеле

На мой взгляд самое чудовищное, что могло произойти с заключенным - это участие в экспериментах, как подопытный кролик. Самое невыносимо мучительным и совершено бесчеловечным, что только можно было придумать, хуже этого просто нет ничего. Все, кого отбирали для экспериментов, понимали, что их ждет только смерть и адские мучения. Абсолютно все умирали после ужаснейших опытов, а единицы, которым удалось выжить каким-то чудесным способом оставались калеками на всю жизнь! Эксперименты над живыми людьми могли вытворять только нелюди, преследуя личные цели. Это просто садизм монстров. А для подопытных людей неожиданно хотелось вернуться в обычные изнуряющие дни концлагеря, нежили участвовать в адских экспериментах, проводимых без наркоза. В этот момент они просто хотели жить жизнью, совершенно не важно, где и какой - во вшах, побоях, крови, - тем не менее жизнью, пусть даже на самый короткий миг.

Опыты над людьми были просто колоссальны по своим масштабам, цели научных исследований настолько были разными, что понадобиться огромное количество времени для их перечисления. Все опыты могли производиться только с разрешения Гиммлера. Первые опыты в концентрационных лагерях стали производиться с 1939 года, для проверки различных гипотез врачей. Практически все врачи концлагеря принимали участие в опытах, специально для таких процедур строились отдельные бараки. С течением времени в каждом лагере производились однотипные эксперименты, это так же зависело от нахождения того или иного врача там, так как каждый экспериментатор ставил перед собой разные цели и задачи. Проводились:

·   Эксперименты над близнецами

·   Эксперименты с гипотермией

·   Эксперименты с малярией

·   Эксперименты с горчичным газом

·   Эксперименты с сульфаниламидом

·   Эксперименты с морской водой

·   Эксперименты по стерилизации

·   Эксперименты с ядами

·   Эксперименты с зажигательными смесями

·   Эксперименты по воздействию перепадов давления

Также проводились и другие эксперименты, в которых жертвам вводились раковые опухоли, вырезались и трансплантировались различные ткани и органы, а так же не редким была пересадка половых органов, в которой участвовали гомосексуалисты и мужчины с нормальной ориентацией, различные механические издевательства над заключенным уже чисто не из медицинского опыта, а из садизма, так как «экспериментаторы» затягивались в пучину удовольствия дьявольских пыток над людьми, и испытывали удовольствие, слыша как люди испускают звериный вой. Поэтому то подопытными становились чаще новички, которых был интерес помучить, которые еще могли выть от боли, в отличии от заключенных, с большим стажем, не способных ни к крикам, ни к чему. Их сломали.

Прогремевшее на весь мир имя доктора Йозефа Менгеля, до сих пор внушает страх до мурашек. И это не случайно. Эта фигура появилась в лагере Освенциме в звании майор мед службы, после того, как он подхватил заболевание на югах и стал негодным на фронте. В 1943 году Гитлер назначил его главным врачом Аушвица (немецкое название Освенцима). Он очень интересовался расовой теорией, которая приходилась ему очень даже по душе. Именно это и послужило основой для начатия экспериментов. В основном он экспериментировал над близнецами. Через его дьявольские руки прошло около 1500 тысяч пар близнецов, из которых выжило только 200. Хотел найти способы преумножить количество людей «арийской расы». Подопытных людей воспринимал, как материал, который он сшивал, дабы создать сиамских близнецов, проводил вскрытия различные, а так же проводил опыты по изменению цвета радужной оболочки, делая уколы прямо в зрачок своим жертвам. Все эти ужасные зверские и шарлатанские эксперименты проводились без наркоза. Один любопытный момент затрагивает нас - это эксперименты по изменению цвета глаз, зачем доктор Менгеле их проводил? Как известно, Йозеф был с юга Германии, и за счет этого у него были темные глаза, темные волосы, и на почве личных комплексов он хотел найти способ поменять цвет глаз и волос на светлый. После войны Менгеле провел некоторое время в британском госпитале для интернированных лиц, но затем исчез. Очевидно, использую некие каналы, он перебрался в Рим, а оттуда по поддельным документам на имя Грегорио Грегори в Буэнос-Айрес. Был включен в списки разыскиваемых военных преступников.

Еще одним немецким доктором, открывшим "далеко идущие перспективы", был профессор Август Хирт, руководитель Института анатомии при Страсбургском университете. Область его интересов несколько отличалась от предметов исследования его коллег, о чем он поведал адъютанту Гиммлера генерал-лейтенанту войск СС Рудольфу Брандту в письме, написанном в канун рождества 1941 года:

"В нашем распоряжении находится большая коллекция черепов почти всех рас и народов. Однако мы располагаем лишь очень небольшим числом черепов еврейской расы... Война на Востоке представляет нам благоприятную возможность восполнить этот пробел. С получением черепов еврейско-большевистских комиссаров, которые представляют собой прототип наиболее отталкивающих, но характерных человекоподобных существ, мы получим возможность обрести необходимый научный материал".

Как можно было придумать эту «карусель смерти», из которой нет выхода, от которой слышны только адские визги жертв. Это самое худшее, что могло произойти с заключенными - эксперименты.

Глава 2. Как удалось сохраниться людям, и судьбы тех, кого сломали и уничтожили нравственно и физически

«Когда-то он был другим, но потом его сломали. От того, чем он когда-то был, не осталось ничего. Сейчас это совсем другой человек, сросшийся из прежних остатков и клочков. К тому же клочки были повреждены. Я все это видел».

. Первые дни пребывания в концлагере

Первое, что испытывали люди по прибытию в концентрационный лагерь - это шок поступления. Не всегда люди знали куда направляется товарный поезд, напичканный огромным количеством людей, часть из которых погибала при перевозке, никто не говорил, куда направлялся товарный поезд, когда людей сажали в вагоны. Иногда даже врали, что их отправляют в трудовой лагерь. При желании психиатрически классифицировать фазу шока поступления, ее, пожалуй, можно было бы отнести к реакциям аномальных переживаний. При этом только нельзя забывать, что в такой аномальной ситуации, которую представляет собой концлагерь, подобная "аномальная" реакция переживания есть нечто нормальное. "Есть вещи, перед которыми человек теряет разум - или же ему терять нечего" Геббель. Для большинства это была последняя точка их жизни. По приезду выживших сортировали, больных и слабых сразу же отправляли в газовую камеру, под предлогом помыться или же излечиться. Так как нужна была рабочая сила, то есть те, кто в состояние пахать на СС. Из воспоминаний одного из узников по прибытию в концентрационный лагерь:

«Вот он передо мной: высокий, стройный, молодцеватый, в безупречной и сверкающей до блеска униформе - элегантный, выхоленный человек, бесконечно далекий от нас - жалких созданий, коими мы выглядим - одичавшие и после бессонной ночи. Он стоит в непринужденной позе, правый локоть опирается на левую руку, правая рука приподнята, и указательный палец делает едва заметные указующие движения - то налево, то направо, но гораздо чаще налево. Никто из нас не мог ни в малейшей степени представить себе то значение, которое имели эти легкие движения человеческого указательного пальца - то налево, то направо, но гораздо чаще налево. Теперь моя очередь. Эсэсовец оценивающе смотрит на меня, похоже, что удивляется или сомневается, и кладет мне обе руки на плечи. Я стараюсь выглядеть молодцевато, стою ровно и прямо. Он медленно поворачивает мои плечи, разворачивая меня вправо, - и я попадаю направо. Вечером мы узнали значение этой игры указательным пальцем - это была первая селекция! Первое решение: быть или не быть. Для огромного большинства из нашего транспорта, около 90 процентов, это был смертный приговор».

После дифференциации, потемневшие от грязи люди, должны были выполнить следующую команду - принять душ, который действительно мог означать душ, но точно также и отправку в газовые камеры. Туда в лагерях смерти отправляли нагишом тоже под предлогом мыться. Только вот из душа шла не вода, а смертельный газ. Если людям везло, то они после проходили дезинфекцию, на вещевом складе каждому бросали одежду, позже шеренги заключенных выстраивались на площади для переклички. Люди еще не до конца осознали, куда они попали и что здесь за законы. Потому что концентрационный лагерь - это свой мир за колючей проволокой, в котором свои законы, меняющиеся от ситуации к ситуации. Очень важно было, кто среди заключенных лидировал, устанавливая свои законы среди заключенных: политики или уголовники. Это было очень важно, так как если уголовники, то мучений было в два раза больше в концлагере и договориться с ними о каком либо деле было практически нереально, они обманывали, обворовывали и даже не часто не выполняли договоры. Нужно было понять, как обстоят дела, делать то, что является кульминацией всей этой первой фразы психологических реакций: подвести черту под всей своей прежней жизнью, чтобы выжить. Приспособиться к экстремальным условиям жизни на грани человеческих возможностей. Безвыходность ситуации, ежедневно, ежечасно и ежеминутно подстерегающая угроза смерти, близость смерти других - большинства - все это делало само собой разумеющимся, что почти каждому приходила, хоть и на короткое время, мысль о самоубийстве. Ведь более чем понятно, что в этой ситуации человек принимает в расчет вариант "броситься на проволоку". Этим повседневным лагерным выражением обозначался повседневный лагерный метод самоубийства: прикосновение к колючей проволоке, находящейся под током высокого напряжения. Заключенный, находящийся еще на стадии шока, вообще не боится смерти. В первые дни его пребывания газовая камера уже не вызывает ужаса: в его глазах она представляет собой всего лишь то, что избавляет от самоубийства. Если учесть нечеловеческие условия жизни, самоубийства были поразительно редкими. Люди хотели выжить, они приспосабливались, ведь у них оставалась всего-то искра жизни. Слабая, но негасимая, Искра жизни. Искра жизни, что дает людям силу улыбаться на пороге смерти. И хочется жить жизнью, совершенно не важно где и какой - во вшах, побоях, крови, - тем не менее жизнью, пусть даже на самый короткий миг. Потому что многие заключенные были еще молодыми, и толком то ничего не видели в этом мире. Вскоре, однако, паническое настроение уступает место безразличию. Каждый был человеком, но об этом начали забывать.

Из воспоминания бывшего узника концентрационного лагеря:

“Никогда мне не забыть эту ночь, первую ночь в лагере, превратившую всю мою жизнь в одну долгую ночь, запечатанную семью печатями. Никогда мне не забыть этот дым. Никогда мне не забыть эти лица детей, чьи тела на моих глазах превращались в кольца дыма на фоне безмолвного неба. Никогда мне не забыть это пламя, испепелившее мою веру. Никогда мне не забыть эту ночную тишину, навсегда лишившую меня воли к жизни...”.

2. Как менялись люди со временем пребывания в лагере. Под влиянием каких факторов люди переставали быть людьми

"все время поражался тому, что человек в состоянии вынести столько, не покончив с собой и не сойдя с ума".

И. Беттельхейм

Избиение плеткой, удары в лицо, живот и пах, огнестрельные и штыковые ранения. Все это перемежалось процедурами, вызывающими предельное утомление, например заключенных часами заставляли стоять на коленях и т.п. Время от времени кого-нибудь расстреливали. Запрещалось перевязывать раны себе или своим товарищам. Охранники вынуждали заключенных оскорблять и избивать друг друга, богохульствовать, обливать грязью своих жен и т.п. Я не встречал ни одного заключенного, которому удалось бы избежать процедуры "инициации", продолжавшейся обычно не менее двенадцати часов, а зачастую и много дольше. Цель такой начальной массовой травматизации - сломать сопротивление заключенных, изменить если не их личности, то хотя бы поведение. Пытки становились все менее и менее жестокими по мере того, как заключенные прекращали сопротивляться и немедленно подчинялись любому приказу эсэсовцев, каким бы изощренным он ни был. Несомненно, "инициация" была частью хорошо разработанного плана.

То, что раньше или позже могло возбуждать человека или отравлять ему жизнь, приводить его в возмущение или в отчаяние, то вокруг него, чему он был свидетелем или даже участником, теперь отскакивало, как от какой-то брони, которой он себя окружил. Здесь перед нами феномен внутреннего приспособления к специфической среде: все происходящее в ней достигает сознания лишь в приглушенном виде. Снижается уровень аффективной жизни. Все ограничиваются удовлетворением сиюминутных, наиболее насущных потребностей. Кажется, что все помыслы сосредоточиваются на одном: пережить сегодняшний день. Когда вечерами заключенных, усталых, измученных и спотыкающихся, замерзших и голодных, пригоняли с "рабочего задания" в заснеженных полях обратно в лагерь, каждый раз у них вырывался тяжелый возглас: "Ну вот, еще один день выдержали".

Когда же человек уже попадал в лагерь, то наряду с концом неопределенности (в отношении того, как обстоит дело) появлялась неопределенность конца. Ведь никто из заключенных не мог знать, как долго ему придется там находиться. Это было, быть может, одним из наиболее тягостных психологически обстоятельств жизни в лагере!

Со временем происходила адаптация. Каждый приобретал ту или иную роль. Некоторые не выдерживали постоянного унижения физического и нравственного и просто сходили с ума; их сломили психологически и уже безвозвратно. Кто-то приспосабливался к законам и условиям: быть тихим, и подавить в себе все эмоции и чувства, перестать чувствовать. Немногие, у кого имелась власть, такие как старосты, теряли лик человеческий, становясь похожими на СС; они предавали, избивали, сдавали, но и они же оставались сытыми и у «власти.

В концлагере человека низводили до животного начала. Люди ограничивались одним вопросом. Что есть, как выжить, где работа легче.

Очень выгодно было работать в лазарете и на кухне, так как именно эти узники имели шанс на выживание и сохранении себя, как человека нравственно и физически. На самом же деле голод лишает человека рассудка, вот тогда он и теряет человеческий лик. А врачи из лазарета и люди, работавшие на кухне, сильным голодом не страдали. Да, ими тоже овладевал страх, но они не лишались рассудка. Им просто приходилось вести торговлю на «черном рынке». Потому что здесь шел бой на выживание. Кто более полезен СС и больше приспособился к системе концентрационного лагеря, тот дольше и проживет. «Бесполезный мусор» автоматически уничтожался.

Примитивность внутренней жизни обитателей концлагеря находит характерное выражение в типичных мечтах заключенных. В основном они мечтают о хлебе, тортах, сигаретах и о теплой ванне. Разговоры были то и дело о еде: когда выведенные на работу заключенные оказывались стоящими рядом и поблизости не было охранника, они обменивались кулинарными рецептами и расписывали друг другу, какими любимыми блюдами они будут угощать друг друга, когда в один прекрасный день после освобождения один пригласит другого к себе в гости. Лучшие из них желали, чтобы поскорее наступил тот день, когда им не придется больше голодать, не из желания поесть получше, а чтобы кончилось наконец это ненормальное для человека состояние, когда он не может думать ни о чем, кроме еды.

Многие настолько одичали, что просто переставали быть людьми. Их сломали, и таких было много, не важно, кем был до момента появления в концентрационном лагере. Это совершенно другая «жизнь», которую знают лишь узники концентрационных лагерей.

. Обреченные на смерть без шанса на жизнь

Все, кто попадал в лагеря смерти, а их всего было шесть, те погибали в газовых камерах однозначно. Сколько было этих людей, точно на самом деле никто не скажет. Зафиксировано всего лишь около двух бунтов, которые дали результат, когда из 700 человек 210 смогли сбежать и присоединится к партизанскому движению. Остальные же были расстреляны, забиты до смерти, после вышедшими черным кольцом дыма через трубу крематория.

Непосредственно в концентрационном лагере умереть мог каждый, в любых ситуациях. Чаще это было неповиновение членам СС, а также голод и болезни, которые во всю бушевали по территории концлагеря. Умирали все, кто шел на работы в крематорий. Команду крематория очень неплохо кормили, но по истечению нескольких месяцев прибывала новая команда заключенных, и прежних вешали а затем отправляли в пучины печей на сжигание. Если человек ослаб и падал, его расстреливали, в нем больше не нуждались. Голод людей конечно доводил до состояния скелетов, которые были похожи на насекомых. Но таких иногда могли сохранить, отправив в «Малый лагерь», чтобы они там провели остатки недолгих дней. Там зачастую бушевали различные эпидемии, и даже сами эсэсовцы не часто навещали бараки «Малого лагеря».

Беременным женщинам обещали уход, заботу, мед персонал и погружали в машины как бы «красного креста», но на самом же деле их везли в крематорий. Они были совершенно бесполезны со своим новорожденным, а еще учитывая то, что должен продолжаться только арийский род, все остальные второсортные существа не достойны продолжать род, с этой целью и проводилась стерилизация многих заключенных. В одном из филиалов Освенцима, одного из самых страшных концлагерей в то время, была некая доктор Перл, которая сделала около тысячи абортов голыми руками, дабы спасти женщин от смерти. Она известна еще книгой «Я была доктором в Освенциме», которую написала, после прибытия в Америку, как была освобождена.

Тот, кто не может привязаться к какому-либо конечному пункту, к какому-либо моменту времени в будущем, к какой-либо остановке, подвержен опасности внутреннего падения. Душевный упадок при отсутствии духовной опоры, тотальная апатия были для обитателей лагеря и хорошо известным, и пугающим явлением, которое случалось часто так стремительно, что за несколько дней приводило к катастрофе. Люди просто лежали весь день на своем месте в бараке, отказывались идти на построение для распределения на работу, не заботились о получении пищи, не ходили умываться, и никакие предупреждения, никакие угрозы не могли вывести их из этой апатии; ничто их не страшило, никакие наказания - они сносили их тупо и равнодушно. Все было им безразлично. Это лежание - порой в собственной моче и экскрементах - было опасным для жизни не только в дисциплинарном, но и в непосредственном витальном отношении. Это отчетливо проявлялось в тех случаях, когда заключенного неожиданно охватывало ощущение "бесконечности" пребывания в лагере. Вот один из примеров:

«В начале марта 1945 года мой товарищ по лагерю рассказал мне, что 2 февраля 1945 года он видел вещий сон: голос, представившийся пророческим, сказал ему, что он может спросить о чем угодно и получит ответ на все. Тогда товарищ спросил, когда война будет для него окончена. Голос ответил: 30 марта 1945 года. Тридцатое марта приближалось, однако не было никаких признаков того, что голос сказал правду. 29 марта мой товарищ свалился в бреду и лихорадке. 30 марта он потерял сознание. 31 марта он умер: его унес сыпной тиф. Для него война действительно "кончилась" 30 марта - в день, когда он потерял сознание».

Бессмысленные задания, почти полное отсутствие личного времени, невозможность что-либо планировать из-за постоянных и непредсказуемых перемен в лагерных порядках - все это действовало глубоко разлагающе. Пропадала уверенность, что твои поступки имеют хоть какой-то смысл, поэтому многие заключенные просто переставали действовать. Но, переставая действовать, они вскоре переставали жить. Умирали люди, полностью утратившие волю к жизни.

. Попытки побегов и чем они могли обернуться

Попытка побега посещала каждого по прибытию в концентрационные лагеря. Да и только в первые несколько месяцев был шанс это осуществить, осмотревшись, взвесив все. Узники со стажем об этом не задумывались, у них просто не было физически сил и многих из них смогли поработить нравственно и физически, такие были превращены в «автоматы», потерявшие рассудок. Так же была огромная вероятность того, что после твоего побега уничтожат твой барак, а возможно и несколько, в которых могли находиться твои товарищи.

Но на самом деле побег - это была редкость, так как нужна была огромная сила воли и выдержка. А главное сила и поддержка в концлагере.

Если же человека ловили с попыткой побега, его ждал расстрел или долгая и мучительная смерть, которую обеспечивали члены СС и гестапо. Кроме этого, весь его барак морили голодом несколько дней, которые уносили колоссальное число людей.


. Механизм выживания

Чтобы остаться человеком, не стать тенью СС, необходимо было выявить достаточно важные для вас жизненные ситуации, которыми вы могли бы управлять.

Зачатки иерархических структур появились в концентрационных лагерях уже в 1936 году, когда заключенных стали использовать на стройках, для содержания лагерей и для других более сложных задач.

Всякая работа требует управляющих. Но СС сторонилась физического труда - это была каста воинов, достойная только командовать рабочей массой. Поэтому заключенный мог выбиться в начальники, причем, некоторые назначения таили в себе, казалось, непреодолимый соблазн власти, некоторой безопасности и привилегий. Однако разделение на «классы» не базировалось на их экономической роли и, следовательно, не определялось важностью их функций. «Классы» возвышались и падали лишь по прихоти СС. Так, деление на квалифицированный и неквалифицированный труд, которое для заключенного было вопросом жизни и смерти, основывалось не на квалификации, а на принадлежности к «классу» в лагерном расслоении. Заключенные из среднего «класса» назначались в команды для квалифицированного труда независимо от того, имели они нужную квалификацию или нет. Если имели - хорошо, если нет - получат в лагере. Именно так заключенные становились электриками или хирургами; например, войдя в «почти средний класс», сорок политических заключенных-евреев стали каменщиками. Капо назначали на работу, преследуя обычно внутрилагерные политические интересы или личные цели. Но квалифицированная работа была исключением и оставлялась только для привилегированного меньшинства. Неквалифицированный труд, наиболее трудный и опасный, был постоянным уделом большинства, и избежать его полностью не удавалось почти никому. Неквалифицированного рабочего всегда можно было заменить на другого, поскольку не требовалось предварительного обучения, а с потерями не считались. На этом и основывалась власть лагерной элиты.

В концентрационном лагере все прибывали в постоянном страхе смерти, боли и неизвестности, в независимости от того, кем ты был по иерархии. Поскольку все заключенные не относились к «арийской расе», они были второсортными. Но презрение к более низким «классам» заключенных служило важной психологической защитой от собственных страхов.

На самом же деле выжить можно было двумя способами:

·   Оставшись человеком, помогая таким же людям, делая все сообща.

·   Стать бесчеловечным, собакой на поводке у фашистов.

Каждый выбирал свой путь. Но абсолютна с чистыми руками не было никого. Людей, которые пребывали уже долгий срок в заключении называли «ветеранами». И Ветераны жили дольше не потому, что у них было больше еды, они продолжали жить, так как сумели сохранить отчаянную толику сопротивляемости, держась вместе. Именно то, что люди становились единым, пытаясь выжить, спасало во многих ситуациях.

Как сказала Гизелла Перл: «Возможно, лучшее из нас погибли».

Действительно приходилось ради выживания врать, давать взятки, обманывать, даже воровать, а иногда убивать. Но это война, и не такая, как за пределами колючей проволоки, совсем другая. В которой свои правила. Но очень важно было не стать таким же чудовищем, как эсэсовцы, просто хотеть выжить, и делать для этого что угодно в определенных пределах. Понимать, где необходимость, а где истинное зло.

Для выживания необходимо, невзирая ни на что, овладеть некоторой свободой действия и свободой мысли, пусть даже незначительной. Две свободы - действия и бездействия - наши самые глубинные духовные потребности, в то время как поглощение и выделение, умственная активность и отдых - наиболее глубинные физиологические потребности.

Ходячие трупы. Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, что они смогут выйти из лагеря только в виде трупа, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение - такие заключенные становились, в буквальном смысле слова, ходячими трупами. Это были заключенные, настолько утратившие желания, самоуважение и побуждения в каких бы то ни было формах, настолько истощенные физически и морально, что полностью подчинялись обстановке и прекращали любые попытки изменить свою жизнь и свое окружение. Процесс превращения был достаточно нагляден. Вначале человек переставал действовать по своей воле. Когда другие замечали случившееся, то старались больше с ним не общаться, так как любой контакт с "отмеченным" мог привести только к саморазрушению.

Из воспоминаний заключенного:

«Чтобы выжить, приходилось активно делать вид, что не замечаешь, не знаешь того, что СС требовало не знать. Одна из самых больших ошибок в лагере - наблюдать, как измываются или убивают другого заключенного: наблюдающего может постигнуть та же участь. Ты можешь замечать только то, что мы хотим, чтобы ты видел, и ты умрешь, если будешь наблюдать происходящее, исходя из своих внутренних побуждений. Идея все та же - свою волю иметь запрещено».

Такое момент жизни, когда все уничтожено в тебе, и ничего у тебя нет в этом мире, ты потерял буквально все, остается только верить. Именно вера оставляет людей людьми, именно она оставляет человека в рассудке, именно она не дает тебе сделать то, что является зверством. И человек, который верит, обретает больше шансов жизнь. Потому что она тебя держит до конца, когда у тебя уже ничего не осталось.

Из воспоминания патриарха, находившегося в концентрационном лагере:

«Они молились со слезами на глазах, с сердцем, полным веры, отдавшись Богу всей душой. Молились, как дети, просто и искренно. И по искренности и глубине чувств, возносимых в молитвах и песнопениях к Престолу Всевышнего, я не мог не почувствовать, что большинство людей здесь молящихся, обратились сейчас к Богу, тогда, как еще недавно они в Бога не веровали, ибо Его не знали.

Благодарю Тебя, Боже, что Ты силой вывез меня сюда из моей далекой Родины. Это Ты сделал, чтобы я познал Тебя,…

Слышалось и другое:

Господи, дай мне вернуться в родное село, чтобы там свидетельствовать об истине христовой…»

Жизнь выживших после. Эффект концентрационного лагеря.

Как только Россия, а также американцы и англичане начали в 1945 году приближаться к концентрационным лагерям, немцы запаниковали, у них летела вся нервная система, и они расстреливали и убивали всех подряд. Крематорий в этот момент просто не справлялся с таким потоком трупов. Когда наши уже были близко, чтобы освободить узников, начались так называемые «Марши смерти», когда всех, кто в состояние идти эвакуировали СС и вели прочь из концлагеря. Тех, кто не поспевал, расстреливали. В лагере же остались умирать инвалиды, кто не мог идти, обессилившие. Когда наши русские пришли в Освенцим, там было около 9 000 узников в тяжелом состоянии. Когда же американцы пришли в Дахау, Доро и увидели этот ад, они же и устроили его членам СС. То есть они продолжили весь этот кошмар, но уже над немцами.

После освобождения, многие люди остались там же в Европе, наши же соотечественники, кто решил вернуться в СССР, подлежали строгому допросу, в которых им приходилось много врать, дабы остаться в живых и не стать врагом народа. Рассказывая, как они устраивали бунты против немцев, подкладывали им стекла в шоколад и тому подобное. И поэтому большинство литературы в те времена включает в себя много небылиц, которые были выдуманы, ибо хотелось жить.

Что касается людей, возвратившихся из концлагерей, то у них, согласно Хофмейеру и Хертел-Вулфу, обнаруживались многообразные симптомы: беспокойство, чувство усталости, ухудшение концентрации, возбудимость, непоседливость, ослабление памяти и способности к концентрации, раздражительность, вегетативные симптомы, депрессии и головные боли. 78 процентов обнаруживали невротические симптомы; 47 процентов жаловались на ночные кошмары в образе концлагеря. В целом ряде случаев проходило шесть и более месяцев, пока не проявлялись эти многочисленные симптомы, которые затем нередко демонстрировали замедленное протекание, в некоторых случаях без тенденции к выздоровлению. Так, многие еще через четыре года после возвращения домой страдали от последствий пребывания в концлагере, а у 44 процентов это приняло хронические формы. Процент людей с тяжелыми невротическими симптомами прямо зависел от тяжести условий жизни в конкретном концлагере; так, тяжелые неврозы после возвращения демонстрировали 52 процента превратившихся в "мусульман" и 75 процентов тех, кто перенес сыпной тиф. Хофмейер и Хертел-Вулф объясняют эти неврозы как физическими, так и психическими травмами. Весьма вероятно, что в ряду этиологических факторов "невроза возвращения из концлагеря" доминирующим является чисто соматический стресс, в частности если учесть выраженную корреляцию между потерей веса и степенью тяжести заболевания. Отсутствие неврологических дефектов никоим образом не исключает возможности соматического происхождения "невроза возвращения из концлагеря", равно как латентный период, предшествовавший появлению симптомов.

После второй мировой войны вошел в медицину новый термин - «Эффект концентрационного лагеря».

Цель фашистами была достигнута. Они сломали людей. Они сломали их на всю жизнь, без шанса снова стать полноценными. А дети, выжившие после концентрационного лагеря были неполноценными, так как их духовное и физическое развитие осталось на том же уровне, как и было по прибытию в концентрационный лагерь, если не стало хуже.

Те, кто прошел концентрационный лагерь и видел весь это ужас и зверство, уже никогда не могли стать полноценными людьми. Бывшие заключенные ада за колючей проволокой погибали очень рано, поэтому на сегодняшний день если и остались, то их единицы. Единицы!

Заключение

"Если мы спросим себя о самом главном опыте, который дали нам концентрационные лагеря, эта жизнь в бездне, то из всего пережитого нами можно выделить такую квинтэссенцию: мы узнали человека, как, может быть, не знало его ни одно из предшествующих поколений. Что же такое человек? Это существо, постоянно принимающее решения, что оно такое. Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и с молитвой на устах"

Виктор Франкл

Страшное место концлагерь, оно вызывает мурашки по телу, что сложно заснуть, после того как открываешь занавес прошлого, читая воспоминания узников и описание историей всех дьявольских действий, происходящих с людьми. На земле больше нет еще ужасней места, где постоянно слышались вопли людей от боли, унижения. И я все-таки никак не могу уложить в голове, как можно было так издеваться над людьми? Как можно было уродовать их тела, как можно было превратиться из человека в нечто дьявольское.

Те кто выжил, это не просто герои, это те люди, перед которыми мы должны просто приклоняться, и не только 11 апреля.65 лет назад, 11 апреля 1945 года над Бухенвальдом взметнулось красное знамя и теперь это Международный день освобождения узников фашистских лагерей!!! Молиться о тех, кто был убит, и неважно быстрой смертью или в муках!!! Мы должны помнить это всегда и не допустить больше подобного никогда. Всегда есть завтра, и жизнь предоставляет нам ещё одну возможность, чтобы всё исправить.

И пожалуй очень важно было выжить именно человеком. Если бы я лежала вся в язвах, вся в своих же испражнениях, и была изуродована, я бы хотела остаться человеком до конца, до последней секунды своей жизни. Потому что только один человек имеет право смотреть на другого с высока, только тогда, когда он помогает ему подняться. И я бы до последнего вздоха хотела бы жить.

Библиографический список:

1.   В. Гусарук «За колючей проволокой немецкого концлагеря» 1949 г.

2.       «Военный Энциклопедический словарь», Москва «Военное издательство». 1983 г.

.        «Советская военная энциклопедия» 1977 г.

.        «Искра жизни» Э. М. Ремарк, Москва «Астрель»

.        «Век лагерей» Жоэль Котек, Пьер Ригуло, Москва «Текст» 2003 г.

.        «Военная энциклопедия», Москва «Военное издательство» 2004 г.

.        «Сталин, Гитлер и Запад» Лоуренс Рис, «Астрель» Москва 2008 г.

.        «Империя смерти» Мельникова Д., Черная Л., «политическая литература» 1988 г.

.        «Наказанный народ» Щербакова И.Л., «Звенья» 1999 г.

.        Франкл Виктор. «Сказать жизни "Да": психолог в концлагере» Москва: Смысл, 2004. 176 с.

Похожие работы на - История физического и нравственного выживания людей в немецко-фашистских концентрационных лагерях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!