Театр как объект управления

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,08 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Театр как объект управления

Содержание

Введение

1. Театр как объект управления

1.1Понятие и виды театра

1.2 Цель и виды основной деятельности театра

1.3 Законодательство о театре и финансирование

1.4 Кадровый менеджмент театра

1.5 Менеджмент гастрольной деятельности

1.6. Условия развития и выживания негосударственных театров

Заключение

Список используемых источников

Введение

Тема контрольной работы "Театр как объект управления".

Начиная со второй половины 80-х годов театр, оказался в принципиально новых условиях социально-психологического и межкультурного взаимодействия. Сформировалось новое коммуникативное пространство, театр вступает в область взаимодействия с новыми социальными группами, с новыми идеологическими и художественными сообществами, осваивает новые зрелищные технологии, вступает в новую социально-эстетическую реальность. Здесь крайне важно определить место театра в складывающемся социально-политическом, идеологическом, культурном и, наконец, экономическом ландшафте, осмыслить отношения с обществом и его институтами. Начиная с 1985 года, количество театров увеличилось на 50% (их было примерно 320 в 1985 г., на сегодняшний день в России примерно 600 государственных театров, не считая муниципальных).

Целью контрольной работы является изучение театра как объекта управления

Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:

.Рассмотреть понятие и виды театра, цели и виды основной деятельности театра.

2.Раскрыть особенности финансирования театра, кадровый менеджмент, гастрольный менеджмент.

Объектом контрольной работы является арт-менеджмент.

Предметом - театр.

Теоретическую базу для написания контрольной работы составили материалы таких авторов, как Бореев Ю.Б., Даламян Г., Гунина Г.Б. и др.

1. Театр как объект управления

1.1 Понятие и виды театра

Специфичность театров (в России в настоящее время насчитывается около 580 профессиональных театров), в основном реализующих услуги зрителям по показу спектаклей, состоит в том, что показ спектакля проводится непосредственно во время его проведения. Таким образом, театр - это организация, оказывающая определенные культурные услуги и требующая постоянного функционирования при условии определенной ритмичности работы. Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Театр - "внутренний синтез эпохи". Театр - особый вид коллективного творчества, объединяющий усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актеров.

Драматический театр - самый распространённый и популярный вид театра. Главное выразительное средство - слово (не случайно этот театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий, характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в текст (он может быть прозаическим или стихотворным).

Оперный театр - театр, где основным видом музыкально-театрального искусства является опера. Музыкальный театр - театр, который включает в себя различные музыкальные жанры - мюзикл, оперу, оперетту, музыкальную комедию, балет и другое.

Театр кукол - вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой.

В русском театре кукол прославился театр Петрушки.

Один из ведущих кукольных театров - Центральный театр кукол имени С.В. Образцова (Москва).

Народный театр -

) театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством (см., например, Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи);

) непрофессиональный любительский театр. Появился в России в середине 19 в. Звание "народный театр" присваивалось (в конце 1960-х - 80-х годов) любительским театрам с постоянной труппой и полноценным репертуаром, которые располагали условиями для регулярного показа спектаклей.

) профессиональный театр, деятельность которого во 2-й пол. 19 в. была адресована широкому зрителю (театр для народа).

1.2 Цель и виды основной деятельности театра

Целью деятельности театра является развитие театрального искусства, формирование и удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве.

Основными видами деятельности театра являются:

-создание и показ театральных постановок, других произведений театрального искусства на основной сцене (сценах), гастролях и выездах, организация фестивалей, конкурсов, смотров, реализация билетов на указанные мероприятия;

-подготовка театральных постановок, концертов на основе договоров с юридическими и физическими лицами для показа на их собственных или арендованных ими сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, съемок на кино-, видео - и иные материальные носители при соблюдении прав авторов и исполнителей ролей (партий) в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах;

-организация других мероприятий художественно-творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями;

-проведение стажировок работников творческих театральных профессий ведущими мастерами и деятелями театра;

-предоставление организациям на основе договоров постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей, концертов, представлений;

-изготовление по заказам юридических и физических лиц предметов художественного оформления театральных постановок, концертов, представлений;

-предоставление своих сценических площадок другим театрам для проведения гастрольных и выездных мероприятий, совместных театральных проектов и программ;

-подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных и рекламных материалов, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра, при соблюдении прав авторов и исполнителей ролей (партий) в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах;

-прокат и реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных, пастижерных и иных принадлежностей;

-реализация сопутствующих товаров и услуг.

1.3 Законодательство о театре и финансирование

Законодательство Российской Федерации о театре и театральной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации, гражданском законодательстве Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации о культуре и состоит из Федерального закона "О театре и театральной деятельности в РФ", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Государственная политика в области театра и театральной деятельности основывается на принципах:

-неотчуждаемости и принадлежности каждому гражданину Российской Федерации прав и свобод в области театрального творчества и приобщения к искусству театра;

-признания уникальности таланта и ответственности государства за создание условий для его реализации и востребованности;

-самостоятельности театров и театральных организаций, их права на государственную поддержку;

-взаимодействия отечественного и мирового театров.

Финансирование государственных и муниципальных некоммерческих театров осуществляется из соответствующих бюджетов, а также из внебюджетных источников.

Объемы финансирования государственных и муниципальных некоммерческих театров из соответствующих бюджетов, включая средства на выполнение театрами отдельных заказов органов государственной власти и органов местного самоуправления, определяются в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основе договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации между театром и уполномоченным на то органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Доходы созданных в форме учреждения государственных и муниципальных некоммерческих театров, полученные от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в полном объеме используются этими театрами в качестве источника финансирования их уставной деятельности.

Средства, поступившие из других источников, не уменьшают объемы бюджетного финансирования государственных и муниципальных некоммерческих театров.

Не использованные в отчетном периоде финансовые средства не могут быть изъяты у государственных и муниципальных некоммерческих театров или зачтены учредителями (собственниками) в объеме финансирования следующего года.

Финансирование государственных и муниципальных некоммерческих театров, созданных в форме некоммерческой компании, производится из средств соответствующих бюджетов на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов или на условиях долевого финансирования этих расходов в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Юридические и физические лица, являющиеся наряду с органами государственной власти и органами местного самоуправления учредителями государственных и муниципальных некоммерческих театров, осуществляют финансирование их деятельности в порядке и размерах, предусмотренных учредительными договорами.

театр менеджмент гастрольный управление

1.4 Кадровый менеджмент театра

Существенно более сложным с точки зрения науки об управлении творческо-производственной деятельностью является так называемый "театральный организм", суть которого определяется двумя факторами: структурой и численностью, с одной стороны, и организационной моделью - с другой.

"Театральный организм" состоит из артистически - творческого персонала и его обслуживающей части. Успех театральной постановки зависит от таланта артистов, но эффект от игры может быть усилен или ослаблен деятельность других членов театрального организма. Осветители и звукорежиссеры, художники по костюмам, гримеры, реквизиторы, монтировщики и множество других специалистов является "участниками" театрального действа, и их труд также необходим для предприятия. Обслуживающий персонал обеспечивает деятельность артистов на сцене, но может создать для них и невыносимые условия. Успех театрально-зрелищного предприятия в конечном итоге зависит от степени единения всех членов коллектива. Возможности создания такого "коллектива единомышленников", как показывает практика, снижаются по мере увеличения численности театрального организма. Огромную роль в его жизни играет своеобразное распределение ролей между художественным персоналом и хозяйственно - экономической частью коллектива, система отношений между исполнителями и группой обеспечения.

Очевидная разновидность "театрального организма" сделала неизбежной выделение в его составе отдельных групп с разными возможностями и претензиями на участие в управлении делами предприятия.

Артистически - творческий персонал претендует на управление репертуаром, распределение ролей и другими формами участия собственно в творческом процессе, создавая так называемый "художественный совет".

Обслуживающий персонал не принимает участия в деятельности художественного совета, но может потребовать участия в управлении хозяйственно - экономическими вопросами жизнедеятельности театра, добиваясь создания "совета трудового коллектива".

Проблема привлечения зрительской аудиторией является одной из наиболее существенных для театрально-зрелищного предприятия. Решать данную задачу приходится в условиях жесткой конкурентной борьбы с другими субъектами рынка культуры, используя различные маркетинговые и рекламные технологии.

Директор. Творческую организацию возглавляет директор (генеральный директор, генеральный менеджер, продюсер), осуществляющий на принципах единоначалия в пределах своей компетенции и на основании устава организации текущее руководство ее творческой и производственной деятельностью. Директор представляет интересы организации, заключает от ее имени договоры и иные сделки, выдает доверенности, открывает и закрывает расчетные и иные счета, определяет структуру и штаты организации, утверждает штатное расписание, принимает на работу и увольняет работников, издает приказы, указания и распоряжения.

В некоторых театральных и концертных организациях должность директора совмещена с должностью художественного руководителя.

Заместитель директора. Заместитель директора по творческой работе через оперативный отдел либо импрессарскую службу руководит организацией театральной постановки или эстрадных концертов; в его же ведении находится вся выездная и гастрольная деятельность.

Основной обязанностью заместителя директора по административно-финансовым вопросам является финансово-хозяйственное обеспечение деятельности организации.

Типовых штатов театрально - антрепризных и концертных организаций нет ни в государственной, ни тем более в негосударственной системах Численность работников и их распределение по структурным подразделениям определяются также в зависимости от содержания и объемов деятельности.

В силу своей специфики театрально - концертная деятельность не только требует формального соответствия штата работников реализуемым функциям, в большинстве случаев определяющим является именно уровень профессионализма менеджеров.

1.5 Менеджмент гастрольной деятельности

Гастроли - концертная программа, проводимая за пределами города, области, края, республики, длительностью пребывания коллектива более суток Цель гастрольных программ формирование благоприятных условий для создания пропаганды, распространения и популяризация исполнительского искусства артистов, а также оптимального финансового результата, эффективного концертного обслуживания населения.

Главными фигурантами концертной деятельности являются: с одной стороны, артист в лице его агента, тур-менеджера или промоутера. С другой стороны - принимающая сторона, которая берет на себя всю ответственность за концерт, - это концертное агентство.

Артисты - концертные исполнители имеют сегодня достаточно широкие возможности для выбора организаций, через которые они могут осуществлять концертную деятельность. В числе этих организаций немаловажную роль занимают различные промоутерские фирмы, филармонии и концертные агентства.

Целью деятельности концертных агентств является:

получение максимальной прибыли посредствам предпринимательской деятельности, осуществляемой предприятием;

расширение рынка творческих проектов и услуг;

маркетинговые цели (выявление интересов и потребностей зрительской аудитории) и планирование деятельности на основе этих данных.

Концерты, в рамках гастрольной деятельности, проходят на условиях полной предоплаты представителям артиста, за оказание концертных услуг. Организационные затраты агентства - гонорар артиста, стоимость авиабилетов, гостиницы, при необходимости оформление визы, авиа транспортировка груза артиста. Концертное агентство несет расходы по оплате местного питания артиста, автотранспорт, при необходимости переводчика, охраны и другого обслуживающего персонала. Организатор оплачивает аренду зала, света, звука, а также работу персонала на площадке, рекламу на радио, ТВ, в Интернете, наружные щиты, берет на себя расходы по печати и распространению афиш, билетов, флаеров, расходы по страхованию, отчисления в РАО и все иные непредвиденные обстоятельства. Уровень затрат также зависит и от условий переезда (железная дорога, авто или авиа транспорт). Агентское вознаграждение составляет 10% от общей сметы комплекса мероприятий по организации гастрольных концертов. Продажа билетов по сформированной цене - вполне оправданный риск для предприятия. Она зависит от факторов популярности артиста и успеха рекламной кампании. Особое внимание агентство уделяет поиску спонсоров, продаже билетов, их распространению.

В работе концертного агентства по организации гастролей можно выделить следующие аспекты деятельности:

Организационный аспект: аренда и художественное оформление концертных помещений; установка звуковой, музыкальной и технической аппаратуры (согласно техническому райдеру), расписание репетиций и саун-чеков, подбор вспомогательной группы (менеджеры, визажисты, стилисты, персональная охрана), а также создание бытовых условий для исполнителя и других членов гастрольного тура. Аккредитация журналистов различных ТВ каналов.

Маркетинговый аспект: выявление процента потенциальной зрительской аудитории, исследование востребованности данного исполнителя или группы, организация рекламной кампании, подготовка афиш и видео ролика, проведение пресс-конференций, организация акций по связям с общественностью и т.д. организация каналов распространения билетов.

Финансовый аспект: формирование бюджета гастрольного тура, поиск генеральных, официальных и медиа спонсоров. Подготовка коммерческих предложений для данной категории организаций.

Нормативно-правовой аспект: заключение договора с представителями эстрадного исполнителя и выполнения договорных обязательств.

1.6. Условия развития и выживания негосударственных театров

Негосударственные театр, театральная организация - театр, театральная организация, созданные субъектами гражданского права без участия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Негосударственные коммерческие и некоммерческие театры и театральные организации наравне с государственными и муниципальными некоммерческими театрами и театральными организациями имеют право участвовать в объявляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления конкурсах, а также получать субвенции на проведение льготной ценовой политики по отношению к социально незащищенным слоям населения, на другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Негосударственным некоммерческим театрам и театральным организациям наряду с государственными и муниципальными некоммерческими театрами и театральными организациями могут предоставляться налоговые и иные льготы; они могут освобождаться от платы за пользование имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности; на них могут распространяться тарифы на коммунальные услуги, установленные для населения.

Управление негосударственными коммерческими и некоммерческими театрами и театральными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном их учредительными документами и гражданским законодательством Российской Федерации.

Заключение

Итак, можно сделать следующие выводы.

Театр - это организация, основной деятельностью которой является создание и публичный показ в живом исполнении театральных постановок, других представлений.

Выделяют основные виды театров: драматический, оперный, музыкальный, народный, театр кукол.

Целью деятельности театра является развитие театрального искусства, формирование и удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве. Финансирование государственных и муниципальных некоммерческих театров осуществляется из соответствующих бюджетов, а также из внебюджетных источников.

Персонал театра:

) артистически - творческий персонал претендует на управление репертуаром, распределение ролей и другими формами участия собственно в творческом процессе, создавая так называемый "художественный совет";

) обслуживающий персонал не принимает участия в деятельности художественного совета, но может потребовать участия в управлении хозяйственно - экономическими вопросами жизнедеятельности театра, добиваясь создания "совета трудового коллектива".

Гастроли - концертная программа, проводимая за пределами города, области, края, республики, длительностью пребывания коллектива более суток Цель гастрольных программ формирование благоприятных условий для создания пропаганды, распространения и популяризация исполнительского искусства артистов, а также оптимального финансового результата, эффективного концертного обслуживания населения.

Негосударственным театрам могут предоставляться налоговые и иные льготы; они могут освобождаться от платы за пользование имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности; на них могут распространяться тарифы на коммунальные услуги, установленные для населения.

Список используемых источников

1.Арт-менеджмент. Электронное учебное пособие. - Режим доступа: [http://www.tsiac.ru/cdo/index. php? id=14&emc_id=23 <http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=23>].

.Белозерова, Н.П. Система аналитических показателей творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров. / Н.П. Белозерова // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 2. - С.78

.Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев-М,: Высш. шк., 2002. - 511с.

.Гунина, Г.Б. Театральная деятельность: некоторые вопросы правового регулирования. / Г.Б. Гунина // Культура: управление, экономика, право. - 2006. - № 2. - С.43

.Дадамян, Г. Когда одна половина промокашки грязная, или как мы живем в театре. / Г. Даламян // Письма из театра. - 2003. - № 23. - С.105-107.

6.Проект ФЗ "О театре и театральной деятельности в Российской Федерации". - Режим доступа: [http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/sf/document/item/1139/index.html].

Похожие работы на - Театр как объект управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!