взаимодействия отечественного и мирового театров.
Финансирование государственных и муниципальных некоммерческих театров осуществляется из соответствующих бюджетов, а также из внебюджетных источников.
Объемы финансирования государственных и муниципальных некоммерческих театров из соответствующих бюджетов, включая средства на выполнение театрами отдельных заказов органов государственной власти и органов местного самоуправления, определяются в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основе договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации между театром и уполномоченным на то органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Доходы созданных в форме учреждения государственных и муниципальных некоммерческих театров, полученные от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в полном объеме используются этими театрами в качестве источника финансирования их уставной деятельности.
Средства, поступившие из других источников, не уменьшают объемы бюджетного финансирования государственных и муниципальных некоммерческих театров.
Не использованные в отчетном периоде финансовые средства не могут быть изъяты у государственных и муниципальных некоммерческих театров или зачтены учредителями (собственниками) в объеме финансирования следующего года.
Финансирование государственных и муниципальных некоммерческих театров, созданных в форме некоммерческой компании, производится из средств соответствующих бюджетов на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов или на условиях долевого финансирования этих расходов в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Юридические и физические лица, являющиеся наряду с органами государственной власти и органами местного самоуправления учредителями государственных и муниципальных некоммерческих театров, осуществляют финансирование их деятельности в порядке и размерах, предусмотренных учредительными договорами.
театр менеджмент гастрольный управление
1.4 Кадровый менеджмент театра
Существенно более сложным с точки зрения науки об управлении творческо-производственной деятельностью является так называемый "театральный организм", суть которого определяется двумя факторами: структурой и численностью, с одной стороны, и организационной моделью - с другой.
"Театральный организм" состоит из артистически - творческого персонала и его обслуживающей части. Успех театральной постановки зависит от таланта артистов, но эффект от игры может быть усилен или ослаблен деятельность других членов театрального организма. Осветители и звукорежиссеры, художники по костюмам, гримеры, реквизиторы, монтировщики и множество других специалистов является "участниками" театрального действа, и их труд также необходим для предприятия. Обслуживающий персонал обеспечивает деятельность артистов на сцене, но может создать для них и невыносимые условия. Успех театрально-зрелищного предприятия в конечном итоге зависит от степени единения всех членов коллектива. Возможности создания такого "коллектива единомышленников", как показывает практика, снижаются по мере увеличения численности театрального организма. Огромную роль в его жизни играет своеобразное распределение ролей между художественным персоналом и хозяйственно - экономической частью коллектива, система отношений между исполнителями и группой обеспечения.
Очевидная разновидность "театрального организма" сделала неизбежной выделение в его составе отдельных групп с разными возможностями и претензиями на участие в управлении делами предприятия.
Артистически - творческий персонал претендует на управление репертуаром, распределение ролей и другими формами участия собственно в творческом процессе, создавая так называемый "художественный совет".
Обслуживающий персонал не принимает участия в деятельности художественного совета, но может потребовать участия в управлении хозяйственно - экономическими вопросами жизнедеятельности театра, добиваясь создания "совета трудового коллектива".
Проблема привлечения зрительской аудиторией является одной из наиболее существенных для театрально-зрелищного предприятия. Решать данную задачу приходится в условиях жесткой конкурентной борьбы с другими субъектами рынка культуры, используя различные маркетинговые и рекламные технологии.
Директор. Творческую организацию возглавляет директор (генеральный директор, генеральный менеджер, продюсер), осуществляющий на принципах единоначалия в пределах своей компетенции и на основании устава организации текущее руководство ее творческой и производственной деятельностью. Директор представляет интересы организации, заключает от ее имени договоры и иные сделки, выдает доверенности, открывает и закрывает расчетные и иные счета, определяет структуру и штаты организации, утверждает штатное расписание, принимает на работу и увольняет работников, издает приказы, указания и распоряжения.
В некоторых театральных и концертных организациях должность директора совмещена с должностью художественного руководителя.
Заместитель директора. Заместитель директора по творческой работе через оперативный отдел либо импрессарскую службу руководит организацией театральной постановки или эстрадных концертов; в его же ведении находится вся выездная и гастрольная деятельность.
Основной обязанностью заместителя директора по административно-финансовым вопросам является финансово-хозяйственное обеспечение деятельности организации.
Типовых штатов театрально - антрепризных и концертных организаций нет ни в государственной, ни тем более в негосударственной системах Численность работников и их распределение по структурным подразделениям определяются также в зависимости от содержания и объемов деятельности.
В силу своей специфики театрально - концертная деятельность не только требует формального соответствия штата работников реализуемым функциям, в большинстве случаев определяющим является именно уровень профессионализма менеджеров.
1.5 Менеджмент гастрольной деятельности
Гастроли - концертная программа, проводимая за пределами города, области, края, республики, длительностью пребывания коллектива более суток Цель гастрольных программ формирование благоприятных условий для создания пропаганды, распространения и популяризация исполнительского искусства артистов, а также оптимального финансового результата, эффективного концертного обслуживания населения.
Главными фигурантами концертной деятельности являются: с одной стороны, артист в лице его агента, тур-менеджера или промоутера. С другой стороны - принимающая сторона, которая берет на себя всю ответственность за концерт, - это концертное агентство.
Артисты - концертные исполнители имеют сегодня достаточно широкие возможности для выбора организаций, через которые они могут осуществлять концертную деятельность. В числе этих организаций немаловажную роль занимают различные промоутерские фирмы, филармонии и концертные агентства.
Целью деятельности концертных агентств является:
получение максимальной прибыли посредствам предпринимательской деятельности, осуществляемой предприятием;
расширение рынка творческих проектов и услуг;
маркетинговые цели (выявление интересов и потребностей зрительской аудитории) и планирование деятельности на основе этих данных.
Концерты, в рамках гастрольной деятельности, проходят на условиях полной предоплаты представителям артиста, за оказание концертных услуг. Организационные затраты агентства - гонорар артиста, стоимость авиабилетов, гостиницы, при необходимости оформление визы, авиа транспортировка груза артиста. Концертное агентство несет расходы по оплате местного питания артиста, автотранспорт, при необходимости переводчика, охраны и другого обслуживающего персонала. Организатор оплачивает аренду зала, света, звука, а также работу персонала на площадке, рекламу на радио, ТВ, в Интернете, наружные щиты, берет на себя расходы по печати и распространению афиш, билетов, флаеров, расходы по страхованию, отчисления в РАО и все иные непредвиденные обстоятельства. Уровень затрат также зависит и от условий переезда (железная дорога, авто или авиа транспорт). Агентское вознаграждение составляет 10% от общей сметы комплекса мероприятий по организации гастрольных концертов. Продажа билетов по сформированной цене - вполне оправданный риск для предприятия. Она зависит от факторов популярности артиста и успеха рекламной кампании. Особое внимание агентство уделяет поиску спонсоров, продаже билетов, их распространению.
В работе концертного агентства по организации гастролей можно выделить следующие аспекты деятельности:
Организационный аспект: аренда и художественное оформление концертных помещений; установка звуковой, музыкальной и технической аппаратуры (согласно техническому райдеру), расписание репетиций и саун-чеков, подбор вспомогательной группы (менеджеры, визажисты, стилисты, персональная охрана), а также создание бытовых условий для исполнителя и других членов гастрольного тура. Аккредитация журналистов различных ТВ каналов.
Маркетинговый аспект: выявление процента потенциальной зрительской аудитории, исследование востребованности данного исполнителя или группы, организация рекламной кампании, подготовка афиш и видео ролика, проведение пресс-конференций, организация акций по связям с общественностью и т.д. организация каналов распространения билетов.
Финансовый аспект: формирование бюджета гастрольного тура, поиск генеральных, официальных и медиа спонсоров. Подготовка коммерческих предложений для данной категории организаций.
Нормативно-правовой аспект: заключение договора с представителями эстрадного исполнителя и выполнения договорных обязательств.
1.6. Условия развития и выживания негосударственных театров
Негосударственные театр, театральная организация - театр, театральная организация, созданные субъектами гражданского права без участия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Негосударственные коммерческие и некоммерческие театры и театральные организации наравне с государственными и муниципальными некоммерческими театрами и театральными организациями имеют право участвовать в объявляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления конкурсах, а также получать субвенции на проведение льготной ценовой политики по отношению к социально незащищенным слоям населения, на другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Негосударственным некоммерческим театрам и театральным организациям наряду с государственными и муниципальными некоммерческими театрами и театральными организациями могут предоставляться налоговые и иные льготы; они могут освобождаться от платы за пользование имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности; на них могут распространяться тарифы на коммунальные услуги, установленные для населения.
Управление негосударственными коммерческими и некоммерческими театрами и театральными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном их учредительными документами и гражданским законодательством Российской Федерации.
Заключение
Итак, можно сделать следующие выводы.
Театр - это организация, основной деятельностью которой является создание и публичный показ в живом исполнении театральных постановок, других представлений.
Выделяют основные виды театров: драматический, оперный, музыкальный, народный, театр кукол.
Целью деятельности театра является развитие театрального искусства, формирование и удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве. Финансирование государственных и муниципальных некоммерческих театров осуществляется из соответствующих бюджетов, а также из внебюджетных источников.
Персонал театра:
) артистически - творческий персонал претендует на управление репертуаром, распределение ролей и другими формами участия собственно в творческом процессе, создавая так называемый "художественный совет";
) обслуживающий персонал не принимает участия в деятельности художественного совета, но может потребовать участия в управлении хозяйственно - экономическими вопросами жизнедеятельности театра, добиваясь создания "совета трудового коллектива".
Гастроли - концертная программа, проводимая за пределами города, области, края, республики, длительностью пребывания коллектива более суток Цель гастрольных программ формирование благоприятных условий для создания пропаганды, распространения и популяризация исполнительского искусства артистов, а также оптимального финансового результата, эффективного концертного обслуживания населения.
Негосударственным театрам могут предоставляться налоговые и иные льготы; они могут освобождаться от платы за пользование имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности; на них могут распространяться тарифы на коммунальные услуги, установленные для населения.
Список используемых источников
1.Арт-менеджмент. Электронное учебное пособие. - Режим доступа: [http://www.tsiac.ru/cdo/index. php? id=14&emc_id=23 <http://www.tsiac.ru/cdo/index.php?id=14&emc_id=23>].
.Белозерова, Н.П. Система аналитических показателей творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров. / Н.П. Белозерова // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 2. - С.78
.Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев-М,: Высш. шк., 2002. - 511с.
.Гунина, Г.Б. Театральная деятельность: некоторые вопросы правового регулирования. / Г.Б. Гунина // Культура: управление, экономика, право. - 2006. - № 2. - С.43
.Дадамян, Г. Когда одна половина промокашки грязная, или как мы живем в театре. / Г. Даламян // Письма из театра. - 2003. - № 23. - С.105-107.
6.Проект ФЗ "О театре и театральной деятельности в Российской Федерации". - Режим доступа: [http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/sf/document/item/1139/index.html].