Значение Полтавской битвы для Приднестровья в контексте противостояния цивилизаций

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,58 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Значение Полтавской битвы для Приднестровья в контексте противостояния цивилизаций















Реферат

Значение Полтавской битвы для Приднестровья в контексте противостояния цивилизаций

Длившаяся два десятилетия Северная война, как известно, включала многие десятки значимых военно-политических событий, вовлекших в свой круговорот страны Центральной, Северной, Восточной Европы, включая земли нынешнего Приднестровья. Дипломатические интриги и акции, крупные сражения и походы, создание и распад различных коалиций, клятвопреступления, измены, военно-техническое соперничество государств, амбиции царствующих особ, переплетение интересов отдельных магнатов и представителей властных структур и великое множество подобных крупных и мелких эпизодов составляет богатый материал специальных исторических исследований. В то же время на все эти события можно посмотреть, абстрагируясь от упомянутых интереснейших и значимых вопросов, и, существенно схематизируя, упрощая всю ситуацию, утверждать, что Северная война, по существу, - аналог «мировой» войны; хотя и не получив соответствующий официальный исторический статус, она фактически была таковой.

Планы превращения балтийских вод в «шведское озеро» и создания империи «от моря до моря» очень близки к последовавшему через столетие наполеоновскому нашествию, а еще через столетие - немецкому. При таком взгляде на минувшие три столетия, который предполагает возможность предельно обобщить, упростить весь гигантский массив исторических событий, становится очевидным, что с частотой в одно столетие объединенными усилиями стран Европы предпринимаются попытки овладеть восточными евразийскими территориями. В эту череду одновекторных континентальных катаклизмов можно включить и иные, относительно бескровные, события русской истории, связанные со «смутами», поддерживаемыми с Запада. Собственно «смутное время», как известно, разворачивалось на пороге XVII в., соответственно, переживаемые сегодня события на постсоветском пространстве приходятся тоже на начало уже XXI столетия.

Если отмеченная историческая периодичность (с «длиной волны» 100 лет) - явление случайное, то сам факт военных неудач каждой из названных векторно-однотипных восточных кампаний обсуждению не подлежит. Глубинные причины, толкавшие западных европейцев на каждый из такого рода походов, равно и причины их поражений, можно связать и с индивидуальными особенностями и амбициями государей-правителей и (или) их команд, можно связать их с некими особенностями складывающихся европейских наций-государств или множеством других разнородных обстоятельств. В то же время можно и, как мы полагаем, необходимо взглянуть на эти события и с предельно обобщающих позиций, а именно с позиций цивилизационных, тем более, что сомневаться в реальности существования соответствующих культурных общностей наивысшего ранга в настоящее время уже не приходится.

Напомним, что цивилизация есть культурная сущность, общность людей наивысшего ранга, самый широкий уровень культурной общности и самоидентификации. Объективно различия между цивилизациями определяют религия, обычаи, язык, история, институты. Крупные цивилизации могут включать одно единственное государство или несколько наций-государств.

Вне зависимости от того, какой из цивилизационных схем мы будем придерживаться, само существование некой специфической «российской» цивилизации не подлежит сомнению. Мы примем концепцию С. Хантингтона и вслед за ним будем считать, что самый широкий уровень общности и идентичности людей Восточной Европы есть «православно-славянская цивилизация» (ПСЦ).

Возникновение у западноевропейцев самой мысли о возможности покорить Россию проистекала из непонимания сегодня очевидного факта: Россия - отнюдь не одна из десятков европейских стран, она всегда была и есть государство-цивилизация.

Все устроители походов на Восток этого не понимали, в географии и этнологии были глубоко невежественны. Они рассчитывали, в конечном счете, на покорение российского государства-нации по западноевропейскому типу - на ее «цивилизованную» капитуляцию. Сталкивались же они каждый раз с могучей стихией иной цивилизации, с ее инстинктом самосохранения.

В каждом из таких военных столкновений с Россией четко различается известная периодичность этапов, апогеем которых были решающие переломные сражения. После них победа России в качестве оплота ПСЦ представлялась уже неизбежной. Такие битвы, как Полтавская, Бородинская, Сталинградская, представляют собой решающие события соответствующих кампаний, в которых сталкивались военная мощь западноевропейского государства с возможностями не обычной страны, а государства-цивилизации. Последнее опиралось не только на совокупность в широком смысле технических средств, но и на духовное начало, духовное могущество православно-славянской общности, на разбуженную оккупантами волну массового патриотизма. Исход всей войны и в значительной степени самой битвы этим обстоятельством был исторически предрешен.

Беру на себя смелость предположить, что цивилизация в качестве духовного феномена по самой своей сути физически «непобедима». Поэтому и в Северной войне военными действиями могла бы быть решена участь лишь государства как такового, что, кстати, и случилось двести лет спустя, в 1917 г. Но что касается самой ПСЦ, она могла бы исчезнуть только вместе со своими носителями - с многомиллионным народом в случае его тотального геноцида. Ни войной, ни революцией покорить цивилизацию невозможно. Она представляет собой принципиально иной уровень общности людей, иное измерение. Поэтому, нисколько не умаляя значения полководческих талантов русских военачальников и самого Петра I, следует признать, что итог войны был предопределен не ими, а великим единством православных, объединившим великороссов, малороссов, белорусов, черноросов в единую несокрушимую цивилизационную мощь, которая таким путем не могла быть уничтожена по определению.

Самое важное для понимания сути подобных событий состоит в том, что победа была одержана не одним доблестным православным воинством. Каждый раз соприкоснувшиеся с реальным событием люди осознавали, что «идет война народная, священная война», что это не политический лозунг, а констатация реального и великого явления. Под снегом холодной России под ногами у пришельцев каждый раз горела земля, им противостояла ими же спровоцированная «ярость благородная» народных масс. Именно они были не только подлинными исполнителями, но и авторами всех побед. «Невидимая рука» цивилизации постоянно и упорно работает на самосохранение этой общности людей. В критические же, роковые дни спасает себя, свое будущее, не останавливаясь ни перед чем. С точки зрения психологии действующих масс и внутренних механизмов событий нет различия, происходили ли они в XVII в. или XX в.

Такое понимание сути происходившего особенно близко людям, обитающим вблизи «цивилизационного разлома», непосредственно ощущающим влияние двух цивилизационных массивов.

В то же время многие нынешние политики представляют себе принципиально обратную ситуацию: по их мнению, существует единый всечеловеческий исторический процесс, который возглавляет единая же атлантическая европейская цивилизация, все остальное - более или менее выраженная отсталость, «нецивилизованность», которую следует любыми средствами преодолеть. С таких позиций в Полтаве встретились прогрессивная европейская цивилизация с азиатской «нецивилизованностью», отсталостью, дикостью. Несмотря на «благородные и передовые» устремления Карла XII и примкнувшего к нему Мазепы, они потерпели поражение, а Украина на три века осталась под пятой «азиатской России». И только теперь, утверждают современные политики, после развала советской империи, этой стране представился исторический шанс вернуться в Европу, в частности, в НАТО, на путь процветания и прогресса. Украина, также как Белоруссия, Молдова, - вполне европейские, т.е. передовые (хорошие) страны, которым постоянно мешала и мешает отсталая и дикая (плохая) Россия. Все просто, понятно и, самое главное, выгодно.

В то же время, этим политикам стоило бы, как выражаются журналисты, «оторваться от наполненной гламурятиной кормушки», подняться в рост и оглянуться по сторонам, и тогда они увидели бы совершенно иную, цивилизационную, историю человечества, ее далекий от линейности путь. Десятки известных крупных цивилизаций прошлого принципиально не могут подразделяться на положительные и отрицательные («хорошие и плохие»), все - наше прошлое. Точно также нынешняя атлантическая цивилизация отнюдь не единственная, «прогрессивная и всепобеждающая», их в современном мире не менее семи различных, непохожих друг на друга и равнозначимых. Вне всякого сомнения, технико-экономически европейцы впереди, здесь спорить не о чем, и по этому показателю можно (по-европейски) составить рейтинг всех стран. Но ранжировать по этому принципу цивилизации бессмысленно: все они - объективная культурная данность, все имеют право на существование, и все будут продолжать существовать вне зависимости от политических интриг и даже военных операций. ПСЦ - одна из них, давшая миру особую, не привязанную исключительно к какому-либо этносу, по сути, интернациональную надэт-ническую российскую культуру. Пытаться доказывать ее значение здесь, конечно же, неуместно, но еще раз напомнить о ее роли в духовном прогрессе человечества - необходимо. При этом отказ от принадлежности к ПСЦ (от подобной самоидентификации) - личное дело каждого, но политические акции, направленные на отрыв населения целой страны (сейчас мы говорим об Украине), бессмысленны, бесперспективны и недостойны.

Если бы уровень духовной близорукости и финансовой зашоренности политической элиты современной Украины не был бы столь высоким, ей нетрудно было бы осознать исторический цивилизационный аспект сов ременной ситуации в стране. Украина, равно как и Белоруссия и Молдова, оказались в линии межцивилизационного разлома. Часть населения этих стран (особенно западных районов), действительно, идентифицирует себя не с ПСЦ, а с западноевропейской цивилизацией. Попытки политическими средствами, силовыми приемами подчинить всю эту страну Западу не могут быть успешными по той простой причине, почему Швеция в Северной войне не могла поглотить Россию. Можно, конечно, организовать очередную смуту, можно довести страну до раскола и, чего доброго, и до гражданской войны, но сокрушить ПСЦ никогда не удастся. ПСЦ - это совершенно не тот уровень общности людей, который в принципе может контролироваться из кабинетов и штабов. Это другой системный уровень, другое, повторяюсь, измерение.

В наше время межцивилизационные противостояния набирают силу и угрожают стабильности всего мира больше, чем что-либо другое. В конечном счете и терроризм, и взрывоопасность, сохраняющаяся во многих регионах, и локальные войны современности - все связано с межцивили-зационным противостоянием. Содействовать этому нарастающему расчленению человечества или противодействовать ему - вопрос кардинальный, он не имеет промежуточных решений. Отношение к нему демонстрирует не больше и не меньше, чем ответственность за судьбу человечества.

Поэтому осмысленными, реалистичными, исторически перспективными и, скажем прямо, благородными по сути были бы такие действия руководителей восточнославянских стран, которые работали бы на сближение западноевропейской цивилизации и ПСЦ внутри их стран и в межгосударственных отношениях, на снятие недоразумений и предрассудков, искусственно противопоставляющих эти крупнейшие человеческие общности. В этом видится долг и всех граждан стран, примыкающих к межцивилизационному разлому.

В эпоху Северной войны на протяжении нескольких столетий территория, на которой нынче утвердилось Приднестровье, была единственным местом на земном шаре, где пересекались, соприкасались три великие цивилизации: западноевропейская, православно-славянская и исламская. Это один из непреложных историко-географических фактов, который оставил свой след в дожившей до наших дней топонимике края и его археологических памятниках. К северу, востоку и западу от него контакты были лишь двусторонними (западная и православная, исламская и западная, православная и исламская). Бегство Карла XII после полтавского поражения под стены Бендерской крепости, таким образом, было предопределено уникальностью региона.

Многократное изменение государственных границ, происходившее в последующие столетия, существенно изменило этнический и конфессиональный состав населения. Уже два века земли Приднестровья представляют собой неотъемлемую часть сферы ПСЦ, манифестируя свойственный этой общности образец толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях. Здесь сложная судьба перекрестка, точки пересечения цивилизационных влияний не только сохранилась, но и нашла свое оптимальное решение в социально-политическом явлении, называемом «феноменом Приднестровья».

Победы и поражения Петра, Мазепы и Карла

Основной задачей внешней политики Петра Великого с конца XVII в. стала борьба за выход к Балтике. И дело не столько в том, что прибалтийские земли издревле были заселены славянами и принадлежали Русскому государству. Суть состояла в том, что без этого прямого выхода на Запад Россия была обречена на хозяйственную и экономическую отсталость, политическую консервацию и быструю деградацию в обширную, но третьеразрядную ослабевшую державу, легкую добычу любого хищника с запада или востока. Начиная Северную войну, Петр прекрасно понимал, что перед ним стоит национальная задача исторического масштаба - быть или не быть России как державе, как единому народу, как цивилизации.

В поисках союзников против своего главного соперника - Швеции Петр заключает в 1699 г. Северный союз с королем Польши Августом II, к которому вскоре присоединяется и Дания. А в июле 1700 г. после трудных переговоров в Стамбуле был заключен и мирный трактат с Турцией. Посчитав внешнеполитическую безопасность страны достаточно обеспеченной, Петр через месяц двинул русскую армию против шведской крепости Нарва. Так началась Северная война. И началась она для России с поражений.

Карл XII осадил Копенгаген и вынудил Данию капитулировать. Затем он разбил русские войска под Нарвой, привел свою армию в Польшу, сверг союзника Петра Августа и возвел на польский престол своего ставленника Станислава Лещинского. Военная удача и звезда Карла достигли своего зенита. К нему в Саксонию, где он расположился в 1706 г., едут иностранные дипломаты, искавшие союза со Швецией. Приезжали из Франции, из Англии, из других стран, приезжали, чтобы выразить свое восхищение героем и предложить перспективные союзнические отношения. Но Карл

не прельстился выгодами от вмешательства Швеции в Войну за испанское наследство, к чему его так склоняли французы. Поверив тайным посулам гетмана Мазепы о полной поддержке шведов запорожским казачеством в деле разгрома «клятых москалей», Карл принял судьбоносное решение - двинуть все свои силы в русский поход, разбить и развалить Россию окончательно и навсегда.

Король Швеции Карл XII был воистину личностью незаурядной. Рано оставшийся без отца, он воспитывался матерью в духе высокого благочестия, веры, кротости и глубокой нравственности. Ему было присуще и редкое для монархов чувство справедливости. Король-воин, крупный полководец, он был и блестящим политиком, понимал назревшую необходимость внутренних реформ и наметил их пути. Ему не были чужды и научные интересы. Уже после своего разгрома, прячась под защитой турок в Бендерах, Карл сумел организовать и снарядить ученую экспедицию в Египет и Палестину. Но рядом с этими качествами жизнь зародила и воспитала в нем удивительную самонадеянность и упорную настойчивость, перешедшую в упрямство. Он продолжил абсолютистскую и великодержавную политику своего отца Карла XI, и вероятно, мог бы стать великим шведским королем, если бы так слепо не доверял профессиональному предателю Мазепе и не выбрал бы себе такого сильного противника, как Петр I. За спровоцированный Мазепой поход на Москву Карл расплатился катастрофой своей армии, почти пятилетним пребыванием на турецкой чужбине, а затем и смертью в Норвегии от раны при неясных обстоятельствах.

Итак, две бескомпромиссные стратегии, сориентированные только на победу, двух великих людей - Петра и Карла. И в маленьком украинском городке Полтава решались исторические судьбы великих держав. Но кто же такой Иван Мазепа, облагороженный портрет которого украинцы ежедневно лицезреют на купюрах Национального банка и с иронией называют его «десятигривенным гетманом»? К своей Полтаве Мазепа шел долгим путем.

Окончив Киевско-Могилянскую коллегию, а затем Варшавскую иезуитскую коллегию, этот шляхтич, всю жизнь говоривший на украинско-польском суржике, верно служил польскому королю на дипломатической службе. В 1669 г. за свои амурные проказы он был физически опозорен польским магнатом. Однако предпочел не драться на дуэли, как того требовал кодекс дворянской чести у поляков. Мазепа решил изменить Яну Казимиру и бежать к непримиримому врагу короля - гетману Правобережной Украины и турецкому ставленнику Петру Дорошенко. И в качестве гетманского дипломата Мазепа готовит материалы позорнейшего Бучац кого мира, по которому в 1672 г. часть Украины, вся Подолия, включая и северные районы Приднестровья, перешли в руки турок на четверть века.

Отправив Мазепу под татарской охраной в Стамбул на переговоры, Дорошенко дал ему своеобразный «подарок» султану - полтора десятка пленных запорожцев на лютую казнь. Казаки атамана Сирко в степи перехватили посольство и выпустили пленных на свободу, а Мазепу доставили к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу. Гетман не учинил над предателем расправу и даже взял Мазепу на службу, чтобы использовать его для компрометации Дорошенко в глазах Петра I. Оказываясь в Москве, Мазепа был щедр с высшими сановниками, а неудача Крымского похода 1687 г. стала очередной удачей Мазепы. После коллективной жалобы казацкой старшины на Самойловича Петр отправляет его в ссылку, а гетманом становится сам Мазепа.

Два десятилетия верой и правдой служил Мазепа Петру, сдавая ему то фаворита Софьи князя В.В. Голицына как взяточника и казнокрада, то казацкого полковника Палия, то других несчастных, которых он подозревал в нелояльности или богатства которых ему приглянулись. Став одним из крупнейших феодалов в Европе (а количество крепостных у Мазепы достигало 100 000 человек), он впервые в истории Украины ввел барщину и запретил крестьянам вступать в казаки. В связи с тем, что рядовые казаки и крестьяне крайне враждебно относились к «ляху» Мазепе, его гетманскую резиденцию в г. Батурине охраняли русские солдаты. Это русские спасали жизнь Мазепы от справедливого гнева его соотечественников. Но когда Карл XII сверг с польского престола Августа и поставил Станислава Лещинского, природный нюх профессионального интригана подвел Ивана Степановича, - он слишком поторопился. Слишком рано переметнулся Мазепа на сторону более сильного сюзерена. В тайных переговорах с польским королем 1705-1707 гг. он договорился присоединить к Речи Посполитой всю Украину, а себе в награду выпросил княжеский титул и в свое личное владение - Витебское и Полоцкое княжества. Гарантом выступал Карл XII.

Своему новому сюзерену Мазепа пообещал 50 тысяч казацких сабель, поддержку всего украинского народа, огромные запасы пушек, боеприпасов и продовольствия, которые он заготовил к приходу шведов. Устоять перед таким соблазном шведскому королю было трудно. И Карл решился.

В 1708 г. шведская армия вторгается в Россию. Петр I, принимая план отражения шведской агрессии, верил в то, что народ поддержит русскую армию, начнет партизанскую войну против иноземцев, измотает и ослабит неприятеля. Так оно и получилось. Карл столкнулся в России с беспощадной народной войной. Население бежало в леса, сжигая все запасы, а мелкие партизанские отряды уничтожали шведских фуражиров; ни отнять, ни купить продовольствие не представлялось возможным.

Понимая, что взять Москву с наскока не удастся, Карл поворачивает на юг в надежде втянуть в войну против России Стамбул и Бахчисарай, а главное, - здесь его ждал Мазепа с обещанной поддержкой. Но отряд Меншикова с помощью казаков Прилукского полка взял Батурин. Склады продовольствия и боеприпасов были уничтожены. А Голицын без боя взял родину Мазепы Белую Церковь, которую ему сдали казаки полковника Бурляя. Но самым тяжелым ударом для Карла стал разгром 16-тысячного корпуса Ливенгаупта, который шел на помощь из Прибалтики, и был разбит 12-тысячным отрядом, возглавляемым Петром.

Шведы передвигались по Украине во враждебном окружении ненавидящего их населения. Не встретив обещанной поддержки, шведы мстили украинцам с беспримерной жестокостью. Они сжигали хутора и села, уничтожали мирных жителей. Массовый террор сопровождал нашествие Карла на Украину. Это еще более подхлестывало народную войну. В шведский лагерь Мазепе удалось привести не 50 и даже не 20 тысяч, а жалкую горстку казаков, которые, увидев обман, стали просто разбегаться. А некоторые, как полковник И.И. Галаган, с боем уходили в Россию, да еще приводили с собой пленных шведов.

Петр в это время прилагал титанические усилия для создания новой армии и флота, комплектовал их русским командным составом. Создавалась военная промышленность, ведь армию нужно было одеть, вооружить, обучить. И постепенно военная инициатива в Северной войне перешла к России. Сначала взята крепость Орешек, основан Санкт-Петербург, взята Нарва. Затем в течение нескольких лет на две трети очищена от шведов Прибалтика. А вот армия Карла на Украине таяла на глазах, и поход на Москву становился все более несбыточным.

Мазепа попытался исправить свою поспешность. С помощью полковника Д.П. Апостола он передает Петру просьбу о прощении и даже предлагает выдать России шведского короля. Есть сведения, что Петр брезгливо отверг эти предложения со словами: «Не царское это дело с изменником якшаться!». Можно сказать, только благодаря Петру I Мазепа не предал еще одного своего благодетеля, Карла XII. Впрочем, еще до Полтавского сражения, однажды Карл, видимо, обуреваемый самыми мрачными предчувствиями, воскликнул: «Зачем мы не последовали доброму совету нашего верного генерала Реншильда и тому, что высказывал граф Пиппер? Мазепа, Мазепа! Вы нас погубили!».

Очень скоро события показали, насколько был прав шведский король в своих предчувствиях и как точно он определил виновника своей будущей гибели. Разгром шведов под Полтавой был полным. Россия преодолела внешнеполитическую изоляцию. Август II вновь занял польский престол и возобновил союз с Россией. Подобный союз вновь был заключен с Данией, Пруссией и Ганновером. Северный союз, распавшийся в результате прошлых побед Карла, не только возродился, но и расширился. А король Швеции в это время «гостил» у турок в Бендерах. И хотя до окончания Северной войны было еще далеко, господству Швеции в Северной Европе был положен конец. Датчане, прибалты, финны, все изгоняли шведов со своих территорий, пока Карл в гневе и неистовстве метался между Бенде-рами и Варницей, пытаясь втравить турок в войну против России. Швеция навсегда покинула разряд сильнейших мировых держав и во многом должна быть благодарна за это гетману Мазепе, которого по большому счету никогда не интересовала ни Швеция, ни Россия, ни Польша, ни Турция, ни Украина,

Умер Мазепа в Бендерах, став свидетелем собственного краха, умер в безвестности и позоре, покинутый почти всеми. По настоянию Карла, преемником Мазепы стал генеральный писарь Филипп Орлик, один из немногих сохранивших верность покойному гетману до конца. В Бендерах, оставшись без средств и поддержки, потеряв самостоятельность, Орлик довершил дело Мазепы последних и самых неудачных лет его жизни, - признал «вечный протекторат» Швеции над Украиной. Орлик упорно и настойчиво пытался втянуть Крымское ханство в войну против России, обещая Бахчисараю всенародную поддержку казачества в борьбе против «москалей». Но охотников верить этим посулам уже не находилось.

Так бесславно закончился этот «полтавско-бендерский» период в жизни шведского монарха. Стратегия побед Карла поскользнулась на стратегии поражений Мазепы. А для петровской России этот период стал трамплином к новым победам, к собственному самоутверждению и взлету.

Литература

1. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов.- М.: Издательство ПРИОР, 2005. - 687 с.

. История России: Учебник (А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.) Под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2005.- 614 с.

. История России: Учебник для студ. Вузов (А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак-т.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2006.- 525 с.

. Мунчаев Ш.М. История России: Учебник для студ. Вузов (Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов.- 4-е изд.. перераб. и доп.- М.: Норма, 2006.- 777 с.

. Отечественная история: Конспект лекций (Л.И. Семенникова, Н.Л. Головкина, Т.В. Сдобнина, Н.Н. Черкесова.- 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006.- 320 с.

Похожие работы на - Значение Полтавской битвы для Приднестровья в контексте противостояния цивилизаций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!