Дмитрий Кантемир и Петр I в школьном курсе Республики Молдова

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,68 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дмитрий Кантемир и Петр I в школьном курсе Республики Молдова














Реферат

Дмитрий Кантемир и Пётр I в школьном курсе Республики Молдова

Страна, у которой нет своих героев и героических страниц, обречена на исчезновение. Ее героями станут чужие деятели. Эту «простую» истину в свое время понял И. Сталин, когда вернул в школьные учебники имена прославленных русских полководцев, государственных деятелей и деятелей культуры. В 1990-е гг. мы видели, как российские либералы пытались предать забвению советскую эпоху и вымарать дегтем славные имена. Сегодня процесс возрождения русской истории еще не завершен, но позитивная динамика налицо.

Подобные проблемы стоят и перед другими государствами, в том числе и перед Республикой Молдова. Есть ли у Молдавского государства, с его более чем шестивековой историей свои герои? Конечно, есть! И в ряду этих выдающихся личностей стоит Дмитрий Кантемир, один из образованнейших людей своей эпохи, сподвижник Петра I и господарь Молдавского княжества в 1710-1711 гг. Какое же отражение нашла деятельность этой личности на страницах молдавских школьных учебников?

Картина, которая предстанет перед нами, будет достаточно пестрой. В начале и в середине 1990-х гг. оригинальных молдавских учебников практически не было. Поэтому начали с того, что стали переводить для русской школы румынские учебники, в молдавских школах просто использовали румынские. Например, в 1993 г. был переведен учебник «История румын. Античность и средневековье» для VIII класса, в котором очень коротко говорилось, что Кантемир ориентировался на Россию, заключил Луцкий договор, но Россия у Станилешт потерпела поражение, и Дмитрий Кантемир, эмигрировав в Россию, оттуда «поддерживал идею независимости княжеств и антиосманскую борьбу»1. Такова трактовка румынских профессоров Адриана Дайковичу, Помпилиу Теодора и Ио-ана Кымпяну.

Тогда же в 1990-х гг. выходит компиляционный труд молдавских историков И. Ожога и И. Шарова «История румын. Краткий курс лекций»2, на многие годы ставший пособием и для школ, и для непрофильных вузов. Надо сказать, что уже в этой работе наметилось некоторое противопоставление двух личностей: Константина Брынковяну, господаря Валахии в тот период, и Дмитрия Кантемира. Но акценты пока были не расставлены, давалось сухое, но достаточно адекватное изложение событий: Порта объявляет войну России, Луцкий договор, русские войска перешли Днестр, Станилешты, три дня упорных боев, перемирие и русские войска «при знаменах и оружии» покидают Молдавию.

В конце 1990-х гг. европейские структуры начали финансировать написание и издание в Молдове учебников истории. Для VII класса были изданы два учебника: первый - в 2002 г., «Всеобщая история. История румын - новое время», Часть I. Авторы: Демир Драгнев, Константин Драхенберг и Игорь Ожог, которые в курсе всеобщей истории уделили несколько строчек Петру I: реформы, основал Санкт-Петербург, победа в Северной войне обеспечила выход к Балтийскому морю, «но его совместный с молдавским господарем поход против Турции закончился неудачно»3. В разделе «История румын» чуть подробнее сказано о Луцком договоре, русское войско было окружено и разбито; Дмитрий Кантемир отступает в Россию, где развернул… и далее по тексту румынских профессоров, а завершается этот отрывок героической смертью К. Брынковяну и четырех4 его сыновей (что отражено на соответствующей иллюстрации). Второй учебник 2006 г. «История. Учебник для VII класса» (авторы Евгений Чертан, Ион Моисеев, Мария Веверица) констатировал: у Станилешт россияне и молдаване окружены и побеждены, Дмитрий Кантемир бежал в Россию5.

Для лицейских классов, а также для неисторических факультетов в вузах издан в 2003 г. учебник «История румын (с древнейших времен до наших дней). Авторы: Демир Драгнев, Емил Драгнев, Владимир Мискевка, Ион Варта, Ион Шишкану, которые, фактически, противопоставили «выдающегося дипломата», «государственного деятеля», героически погибшего вместе с четырьмя сыновьями за православную веру и канонизированного в 1992 г. Румынской православной церковью как великомученика Константина Брынковяну, который «верно оценил международную ситуацию своего времени»6, Дмитрию Кантемиру, «сориентировавшемуся на Россию». По поводу Луцкого договора авторы отметили, что «российские власти и не думали соблюдать в будущем принятые на себя обязательства, как это произошло в отношении Украины, «воссоединенной» с Россией в 1654 г.».

«Российский военный поход в Молдову в 1711 г. закончился крахом. Армия Петра была разбита…»7, Дмитрий Кантемир уходит в Россию и далее «дежа вю». Таким образом, мы видим, что авторы, умалчивая о положительном значении Луцкого договора, о выгодности его для Молдовы, подчеркивают только агрессивные планы российского правительства. Ничего не говорится о широкой поддержке населения, активно вступавшего в ополчение, о чем, в частности, повествует молдавский летописец и очевидец тех событий - Ион Некулче. Ни слова о том, что Константин Брынковяну не только сам не выступил на стороне России, хотя и имел с ней договоренности, но и не пропустил сербов и черногорцев через свою территорию.

Своеобразна у молдавских авторов и трактовка сражения у Станилешт: русская армия «окружена и разгромлена». Ни слова о трехдневном упорном сражении, о потерях в турецком войске и об условиях выхода русской армии «с оружием и знаменами».

Если кто-то скажет, что это мелочь, не соглашусь. Не надо забывать, что первые впечатления самые яркие, накладывающие отпечаток на последующее восприятие того или иного деятеля, события, явления. Кто-то скажет, что есть «История Республики Молдова (с древнейших времен до наших дней)» 2002 г., изданная Ассоциацией ученых Молдовы им. Н. Спэтарул-Милеску, ее авторы: В.Е. Андрущак, П.А. Бойко, П.П. Бырня, И.И. Жаркуцкий, В.П. Платон, Н.Д. Русев, А.Ю. Скворцова, К.В. Стратиевский, Н.П. Тельнов, В.И. Царанов, Н.А. Чаплыгина, П.М. Шорников8, где изложена достаточно взвешенная и адекватная позиция, но эта книга не является обязательным учебником, и если она и есть в школах, то может использоваться только в том случае, если сочтет нужным конкретный преподаватель.

Можно упомянуть еще и работу Василия Стати «История Молдовы», который отметил, что «безудержное расширение России отвечало освободительным стремлениям христианских народов: болгар, хорватов (католиков), валахов (мунтян), сербов, молдаван»9.

Однако деятели Культурного общества «Онисифор и Октавиан Гибу» в своем опусе «История Бессарабии (от истоков до 1998 г.)» заявили, что обвинения в адрес К. Брынковяну беспочвенны, так как «уже доказано отсутствие мнимого мунтяно-русского союзнического договора»10. Вот так, господа! Уже все доказано… В свете нынешних политических перемен в Республике Молдова (приход к власти ориентированных на Румынию ли бералов) следует ожидать новых «доказательств», среди которых Дмитрий Кантемир со своей ориентацией на Россию будет только одной из жертв того, что мы называем фальсификацией истории.

Тема полтавской Битвы в истории изобразительного искусства и архитектуры

Решающее сражение Северной войны послужило источником вдохновения для многих мастеров искусства и нашло отражение в живописи, скульптуре, архитектуре. Следует отметить такие шедевры живописи, как полотно П.-Д. Мартена-младшего «Полтавский бой», мозаика М. Ломоносова «Полтавская баталия», картины художников Ж. Натье «Битва под Полтавой», И.Г. Таннауера и А. Каравака с одноименным названием «Петр I в Полтавской битве», аллегорическое изображение неизвестного художника конца XVIII в. «Петр Первый на коне», иллюстрации К.Н. Рудакова к поэме А.С. Пушкина «Полтава» и др.

На старинной гравюре знаменитый мастер Алексей Зубов изобразил, как Москва встречала русских воинов-победителей Полтавской битвы. Колонны парадно шествующих войск, во главе которых сам Петр, встречает духовенство, а рядом - триумфальная арка, построенная специально по случаю славной виктории. Этот день победы - 27 июня 1709 г. - при Петре отмечали ежегодно и с особой пышностью, но после его смерти традиция была забыта.

Полтавская виктория нашла свое отражение в другом жанре изобразительного искусства - скульптуре. Она представлена бронзовым бюстом Перта I, выполненным выдающимся скульптором Бартоломео Растрелли (ГЭ,1729 г.), цилиндрическим медночеканным барельефом «Полтавский бой» (ГЭ, 1720-е гг.), скульптурной композицией «Петр I - победитель шведов» (ГЭ, XVIII в.), бюстом шведского короля Карла XII, выполненным Жаком-Филиппом Бушардоном (гипсовая копия находится в Государственном музее-заповедике «Усадьба Кусково XVIII в.»).

Впечатляющая победа в Полтавской битве была увековечена также в памятниках и архитектурных сооружениях. Среди памятников архитектуры на месте сражения следует отметить Памятный знак у места переправы русских войск через реку Ворскла. 19-20 июня 1709 г. (по старому стилю) российские войска переправились на правый берег реки Ворскла, чтобы дать генеральное сражение армии шведов под Полтавой. В 1909 г. на месте переправы российской армии был установлен бетонный обелиск, который в 1959 г. заменен на гранитный памятник. Памятник «Белая беседка» был сооружен к 200-летию битвы в 1909 г. на месте Сампсониевской башни Полтавской крепости. В годы Великой Отечественной войны беседка была разрушена и восстановлена лишь в 1954 г.

Следует отметить памятник полковнику Алексею Келину, который руководил обороной Полтавы, осажденной войсками Карла XII. Памятник герою был открыт в день 200-летия Полтавской битвы 27 июня 1909 г. в присутствии императора Николая II. Изначально памятник был увенчан двуглавым орлом, который был демонтирован после революции 1917 г.

По опубликованным данным, в Полтавском сражении русская армия потеряла 1 345 человек убитыми и 3 290 ранеными. В 1895 г. в память о павших на холме братской могилы был установлен гранитный крест. В начале ХХ в. на месте могилы был сооружен храм, внутри которого установлены мемориальные доски с указанием полков, принимавших участие в сражении.

Памятные знаки и сооружения устанавливались не только русским солдатам и офицерам. В Полтавском сражении армия короля Карла понесла серьезные потери, по различным оценкам, погибло до 10 тысяч шведских солдат. В 1909 г. был сооружен памятник шведским воинам от соотечественников на пожертвования подданных Швеции. Доставка и установка памятника была оплачена Альфредом Нобелем. Памятник шведам от русских сооружен к двухсотлетию битвы в знак признания доблести солдат неприятеля. Надпись на памятнике шведам: «Вечная память храбрым шведским воинам, павшим в бою под Полтавой 27 июня 1709 г.».

Всего в Полтаве и окрестностях в честь Полтавской битвы сооружено 20 памятников и памятных знаков. Многие из этих памятников уже давно нуждаются в реставрации. Для увековечения памяти был открыт в июне 1909 г., накануне 200-летнего юбилея сражения, Музей истории Полтавской битвы. В годы гражданской войны он неоднократно подвергался ограблению. В 1949 г. решением Совета министров СССР музей воссоздан в здании дома инвалидов русско-турецкой войны. Перед входом в музей установлен бронзовый памятник Петру Первому.

К сожалению, только за период 2007-2009 гг. в Полтаве и области были осквернены памятник Петру Великому, памятник на месте отдыха Петра, монумент на месте переправы русской армии, неоднократно осквернялась Колонна Славы.

июня 2009 г. в Полтаве открылась международная художественная выставка «Искусство вместо пушек», организованная в рамках юбилея Полтавской битвы. В экспозиции были представлены 186 работ 61 художника из Полтавы, Киева, Стокгольма и Санкт-Петербурга. Основная идея выставки - отобразить события 1709 г. с точки зрения современников. Мэр Полтавы Андрей Матковский на церемонии открытия выставки отметил, что «если три столетия назад украинцы, русские и шведы воевали, то теперь у них есть прекрасная возможность достичь взаимопонимания на языке искусства».

Выставочная деятельность, посвященная этой дате, активно проходила и в России. 23 июня 2009 г. в Государственном историческом музее г. Москва открылась эпохальная выставка, посвященная 300-летию Полтавской битвы. Лучшие музейные собрания и архивы России и Швеции представили около 500 уникальных экспонатов.

Государственная Третьяковская галерея предоставила для экспозиции знаменитое полотно с изображением Полтавской баталии, написанное по заказу Петра I художником Мартеном-младшим в 1726 г. И почти все, что изображено на этой масштабной картине, можно увидеть в экспозиции в реальном виде. Это подлинные исторические вещи: оружие, обмундирование и амуниция, боевые знамена и штандарты двух армий, камзол Петра I, который был на нем во время сражения, шапка-гренадерка драбанта (телохранителя) Карла XII, трофейная шведская пушка и археологические находки на поле боя. О том, что предшествовало баталии и что последовало за ней - об этом рассказывают редкие произведения живописи, графики, медальерного искусства и др.

В юбилейный год Полтавской битвы памятную стелу открыли в Санкт-Петербурге. Памятник установлен на Сампсониевском кладбище рядом с местом захоронения героев Полтавы и первостроителей Петербурга. Собор, возведенный в честь святого Сампсония Странноприимца, также является памятником Полтавской битве и ее героям. Захоронения на Сампсониевском кладбище осуществлялись до 1772 г. Здесь были погребены многие сподвижники Петра Первого, в их числе сибирский губернатор князь Михаил Гагарин, лейб-медик Лаврентий Блюментрост, зодчие Доменико Трезини и Жан Леблон.

Историческая экспозиция, приуроченная к 300-летней годовщине Полтавской битвы, открылась и в Музее-усадьбе «Бликлинг-холл» в графстве Норфолк на востоке Англии. В нее вошли репродукции исторических документов и произведения искусств. Выставка была подготовлена при участии посольства России в Великобритании.

Тема Полтавской баталии 1709 г., ярко отразившаяся в живописи, скульптуре и архитектуре, является частью мирового военно-исторического и культурного наследия.

История Полтавы в творчестве Пушкина

кантемир петр молдова учебник

Интерес А.С. Пушкина к исторической проблематике общеизвестен, равно как и настойчивый интерес поэта к эпохе и личности Петра I. Последний был связан не только с надеждами А.С. Пушкина добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра, которые поэт оценивал как «мирную революцию», как переворот в жизни России. Тема Петра I обусловливалась всей пушкинской концепцией исторического развития России. Основное содержание истории А.С. Пушкин видел в медленном, но неуклонном развитии просвещения. Твердо убежденный, что «народная свобода» явится «неминуемым следствием просвещения», А.С. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра I вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность политической свободы.

В контексте интереса А.С. Пушкина к истории своего Отечества вспомним и величайшее патриотическое воодушевление, которое охватило юного поэта и его товарищей-лицеистов во время Отечественной войны 1812 г. Героическая борьба русского народа с иноземными захватчиками оставила в сознании поэта неизгладимый след на всю жизнь. Прямым соприкосновением с еще недавней (для А.С. Пушкина и его современников) историей было отмечено и пребывание молодого поэта в Южной ссылке. О посещении Бендер, о предпринятых им исторических разысканиях, о характерах и судьбах людей, участников исторических событий поэт не мог не вспомнить в 1828 г., когда вспыхнула война с давним врагом России - султанской Турцией. Все это создало предпосылки для нового обращения А.С. Пушкина к одному из самых динамичных, героических периодов в жизни русского народа, к периоду утверждения его как великой нации, к тому времени, «Когда Россия молодая, В боренье силы напрягая, Мужала с гением Петра».

Так в 1828 г. появилась и уже в конце марта 1829 г. вышла в свет отдельным изданием историко-героическая патриотическая поэма «Полтава», в которой с особенной яркостью и силой был дан А.С. Пушкиным образ Петра I как национального героя-богатыря, носителя лучших черт русского народа. Полтавское сражение предстает в пушкинской поэме как необходимый и важнейший этап в осуществлении Петром Великим больших национально-патриотических задач в тесном единении со всей страной, с народом.

Свою позицию человека, гражданина и патриота Пушкин счел необходимым конкретизировать в предпосланном первому изданию поэмы предисловии в опубликованной в 1831 г. статье «Возражение критикам «Полтавы». Поэт утверждал, что: «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага, утвердила русское владычество на юге, обеспечила новые завоевания на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем».

Историзм А.С. Пушкина в оценке событий и людей, принимавших в этих событиях непосредственное участие, сказался и в оценке гетмана Ивана Мазепы как одного из «замечательных лиц той эпохи». «Некоторые писатели, - писал А.С. Пушкин, - хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварствах и злодеяниях, ...память его не может избегнуть и проклятия человечества». И свою задачу художника А.С. Пушкин видел в том, чтобы «развить и объяснить настоящий характер мятежного гетмана, не искажая своевольно исторического лица».

Величие Петра, отстаивающего свободу, честь и независимость своей страны, утверждающего «гражданство северной державы», еще рельефнее выступает в пушкинской поэме благодаря контрасту с «воинственным бродягой», историческим авантюристом, иноземным захватчиком Карлом XII и, в особенности, с честолюбивым, мстительным и жестоким Мазепой. Связавший свою личную судьбу с таким человеком, как шведский король, клеветник Самойловича - своего благодетеля, убийца отца своей несчастной возлюбленной, «изменник Петра перед его победою, предатель Карла после его поражения», - Мазепа, как исторический характер в изображении А.С. Пушкина, предстает личностью, для которой только «слава и власть» - побудительные причины действий.

Вместе с тем, сурово осуждая измену Мазепы, не забыв отметить в «Примечаниях» «сильные меры, принятые Петром с обыкновенной его быстротой и энергией», которые «удержали Украину в повиновении», А.С. Пушкин утверждал великое братство, крепкую, нерушимую связь русского и украинского народов, единство их исторических судеб:

«...Богдана счастливые споры, Святые брани, договоры И славу дедовских времен».

Все это и определило народность «Полтавы», самой народной из всех ранее созданных поэм А.С. Пушкина не только по содержанию, но и по своему стилю. Исторический оптимизм, вера в то, что исчезнет «кровавый след» усилий и бедствий, что душа народа жива и силы народа не сломлены, - все это определило общественное значение пушкинской поэмы для своего времени и продолжает определять ее актуальное звучание в наши дни.


1Дайковичу х., Помпилиу Т., Кымпяну И. История румын. Античность и средневековье: Учебник для VII класса. - Кишинев, 1993. - С. 149-150.

2История румын. Краткий курс лекций / И.А. Ожог, И.М. Шаров. - Кишинев, 1997. - С. 99-100.

Всеобщая история. История румын - новое время. - Ч. I. - Кишинев, 2002. - С. 32.

Там же. - С. 117.

История. Учебник для 7 класса. - Кишинев, 2006. - С. 69-70.

6История румын (с древнейших времен до наших дней). Кишинев, 2003. - С. 100.

7Там же. - С. 101.

8История Республики Молдова (с древнейших времен до наших дней) / Ассоциация ученых Молдовы им. Н. Спэтарул-Милеску. - Кишинев, 2002. - С. 69.

9В.Стати. История Молдовы. - Кишинев, 2003. - С. 190.

10История Бессарабии (от истоков до 1998 г.). - Кишинев, 2001. - С. 23-24.

Похожие работы на - Дмитрий Кантемир и Петр I в школьном курсе Республики Молдова

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!