Античная эстетика

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Этика, эстетика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,94 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Античная эстетика

Содержание

Введение

1. Исследование понятия «эстетика»

2. Античная эстетика

2.1 Ранняя классика

2.2 Зрелая классика

2.3 Эллинизм

2.4 Период Неоплатонизма

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема данной контрольной работы «Античная эстетика».

История эстетических учений представляет собой чрезвычайно важный раздел эстетики.

История эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Как научная дисциплина, эстетика является отраслью философии. Это положение эстетики определяется и ее предметом, и генезисом, и методологией исследования. Философский характер эстетики обусловлен по крайней мере тремя причинами. Во-первых, самим предметом исследования (эстетика изучает наиболее общие законы искусства и художественной деятельности человека); во-вторых, ее генезисом (происхождением и местом в общей системе философского знания) и, в-третьих, ее функцией (способностью оперировать наиболее общими понятиями - эстетическими категориями). На протяжении всей истории эстетика развивалась в тесной связи с философией и различными отраслями философского знания, в частности с логикой, диалектикой, теорией познания и т. д.

На сегодняшний день эстетика продолжает оставаться философской наукой и в наше время, хотя ее связи с так называемыми позитивными дисциплинами, в частности с психологией, лингвистикой, физикой и др., быстро растут. Тем не менее по своим выводам, методам исследования и форме изложения эстетика по-прежнему является одной из отраслей философского знания.

Одной из первых работ, содержащих обзор истории эстетических учений, было исследование магистра Московского университета И. Н. Среднего-Камышева «О различных мнениях об изящном» (1829), в которой рассматриваются эстетические учения от античности до XIX века.

. Исследование понятия «эстетика»

Слово «эстетика» - одно из наиболее употребляемых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т.д. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве.

Эстетика (от др. греч. - чувствующий) - философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Многообразие использования понятия «эстетика» за пределами науки - свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. При всем различии употребления на обыденном и профессиональном уровнях («эстетика интерьера», «эстетика спектакля») это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы. На это обратил внимание еще немецкий просветитель А. Баумгартен, когда в середине XVIII в. ввел в оборот само понятие «эстетика» (от греч. aistheticos - чувственный, относящийся к чувственному восприятию).

Немецкий философ А. Баумгартен впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие). Баумгартен считал, что: предмет эстетики - чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике - эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.


Эстетика Древней Греции и Рима оказала огромное влияние на развитие всей европейской эстетической мысли. Мы до сих пор пользуемся терминологией, выработанной античной эстетикой, и при решении современных проблем искусства и эстетики постоянно обращаемся к эстетическим теориям античного мира, в которых в классической форме были поставлены основные проблемы эстетики: вопрос о природе и сущности искусства, о его происхождении и развитии, об основных эстетических категориях, о характере эстетического восприятия и т. д.

Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных направлений и школ античной эстетики, следует выяснить некоторые характерные черты, присущие всей античной эстетической мысли. Б. Р. Виппер в своей книге «Искусство Древней Греции» указывает на следующие три черты, свойственные античному искусству:

логика, присущая произведениям греческого искусства, чувство меры, стремление к экономии средств;

агональные тенденции, постоянная потребность в соревновании, в борьбе противоположных направлений, в индивидуальном подходе;

тенденция к наглядному, образному, пластическому.

Эти черты присущи не только греческому искусству, но и античной мысли об искусстве. Действительно, для античной эстетики характерна стройная логика, рациональный подход к проблемам искусства и прекрасного. Даже когда античная эстетика обращалась к иррациональным формам мысли, таким, как миф, она всегда строго рационализировала их, превращала в средство познания. Эта особенность отличает в принципе почти все направления и школы античной эстетики, начиная с моментов ее зарождения и кончая поздними эллинистическими школами. Античной эстетике присуще также стремление выявить индивидуальное своеобразие в решении проблем эстетики.

Эти особенности характерны для всех направлений античной эстетики, отличают ее от других исторических типов эстетической мысли древнего мира, например от древнеиндийской или древнекитайской эстетики.

В истории античной эстетики, так же как и в истории античного искусства, можно выделить три наиболее значительных периода: раннюю классику, зрелую классику и эллинизм.

2.1 Ранняя классика

К этому периоду (VI - начало V в. до н. э.) относятся философско-эстетические школыранней греческой философии до Сократа: Пифагор и его школа, Гераклит, Демокрит, софисты. Каждая из этих школ ставила специфические проблемы и давала им своеобразное решение и истолкование.

Для пифагорейцев такими были проблемы гармонии, числовой пропорции, проблемы теории музыки, вопрос о катартическом, очистительном воздействии искусства на психику человека, с которым было связано их учение о музыкальном этосе. Пифагорейцам было свойственно космологическое истолкование всех проблем эстетики: не случайно в центре их философского учения была так называемая гармония сфер, т. е. музыка, издаваемая движением небесных светил. Это учение глубоко вошло в традиции европейской эстетики и продолжало в ней существовать вплоть до XVII в.

Значительный вклад в историю античной эстетики внес греческий философ-материалист, «один из основоположников диалектики» (по определению В. И. Ленина), Гераклит Эфесский. В центре воззрения Гераклита - идея гармонии, основанной на борьбе и совпадении противоположностей, диалектике множества и единства. В целом эстетические взгляды Гераклита носят космологический характер. Гармония и красота принадлежат прежде всего космосу, они выражают объективную закономерную устроенность мира. Но законы, действующие в космосе, действуют и в искусстве.

В истории античной эстетики большую роль сыграл величайший материалист древности Демокрит, который был основоположником атомистического учения о строении материи. Основой бытия
он считал атомы - неделимые материальные частицы, которых, по его мнению, существует бесконечное множество. Из них состоят все вещи и даже душа человека. Материалистический характер философии Демокрита определил и характер его эстетических воззрений. Прежде всего Демокриту принадлежит одна из первых формулировок теории мимесиса - представления о том, что искусство по своему происхождению и характеру представляет собой подражание. Принцип подражания получил широкое развитие не только в эстетике, но и в античной теории искусства. Демокрит высказал мысль относительно общественной обусловленности искусства. Так, музыка, по его мнению, возникает не из нужды, а из развившейся роскоши.
В развитии классической античной эстетики большую роль сыграли софисты. Софисты представляли собой философскую школу, в которую
входили Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др. Для софистов характерна ориентация на чувственное познание и ощущение. Они сводили бытие к чувственной кажимости. По словам Протагора, то, что кажется одному, то и существует, а то, что кажется для другого, то тоже существует. Из числа дошедших до нас сочинений софистов многие посвящены эстетическим вопросам, например небольшой трактат, названный «Dialexeis».
В самом искусстве софисты видели иллюзию, обман. Софист Горгий определял трагедию как искусство, сознательно производящее обман. Что же касается живописи и скульптуры, то в них софисты подчеркивали чувственное, гедонистическое содержание, способность доставлять глазам
«приятное зрелище». Такое чувственно-гедонистическое отношение к искусству весьма характерно для эстетики софистов.

2.2 Зрелая классика

Сократ. Как известно, Сократ развивал свое учение в устной форме, и поэтому можно судить о его взглядах не по оригинальным сочинениям, а лишь по свидетельствам его ученика Платона и по работе историка Ксенофонта «Воспоминания о Сократе». В своих беседах Сократ пользовался методом иронии. В начале беседы он притворялся незнающим и просил просветить его. Однако затем, при помощи последовательно задаваемых вопросов, он приводил собеседника к сомнению в истинности знаний последнего, а затем уже развивал собственный взгляд на существо проблемы.

Как философ Сократ выступил с опровержением софистики. В противоположность релятивизму софистов, доказывавших относительность всякого знания, Сократ утверждал, что критерий для наших представлений об истине, добре и красоте существует. Таким критерием является знание. Этому положению Сократ придал широкий просветительский и рационалистический смысл. По его мнению, в основе добра лежит знание. Если человек знает, что есть добро, он не может добровольно совершать дурные поступки. Все злое и несовершенное является результатом незнания. Поэтому знание является критерием всех духовных ценностей, в том числе и красоты.

Пользуясь приемами иронической диалектики, Сократ доказывал относительность наших представлений о прекрасном. Одна и та же вещь может быть прекрасна и безобразна, все зависит от того, насколько хорошо она отвечает своему назначению. В этом смысле навозная корзина - прекрасный предмет, если он хорошо соответствует своему назначению, а золотой щит окажется безобразным, если он плохо сделан по отношению к своему назначению.

Сократ выдвинул мотив соответствия и целесообразности, который оказался новым в античной эстетике. Та или иная вещь является прекрасной не сама по себе, а лишь в отношении к чему-либо. Красота уже не сводится к физическим пропорциям, как у пифагорейцев. Напротив, оказывается,
что красота может существовать и без точного соблюдения пропорций, если только непропорционально сделанная вещь будет соответствовать своей функции. Для непропорционально сложенного человека прекрасным будет непропорциональное, т. е. соответствующее меркам данного человека.
Понятие пропорциональности является не безотносительным. Критерием красоты должна быть идея полезности, утилитарности. Этот мотив соответствия, целесообразности впервые в античную эстетику вводит именно Сократ.

Признавая, что критерий прекрасного лежит в субъекте, в познании человека, Сократ обосновывал новый, антропологический тип эстетики в противоположность космологической эстетике досократиков. Тем самым он расширял представления о красоте, связывал их с нравственностью, идеей пользы и знания.

Говоря об искусстве как подражании жизни, Сократ делает акцент на том, что это подражание способно передать глубинные, психологические
стороны человеческой жизни.
Платон.

Аристотель и его школа

Существенный вклад в развитие античной эстетики внес великий греческий философ и ученый Аристотель. Для философии Аристотеля характерны колебания между материализмом и идеализмом. С одной стороны, Аристотель выступал против платоновского учения об идеях, признавал в противовес Платону самостоятельное бытие вещей, их независимость от идей. Согласно Аристотелю, в основе всех вещей лежит материя, которая получает реальное существование при соединении с формой. Однако, с другой стороны, конечной формой всех форм, «формой форм», Аристотель считал бога, которому отводил роль «перводвигателя».

В учении Аристотеля эстетике и проблемам искусства отводится большое место. Центральное положение здесь занимает учение о прекрасном.

Аристотель дает точное и однозначное определение красоты. Наиболее значительными и существенными признаками прекрасного он считает «величину» и «порядок». Помимо «величины» и «порядка» Аристотель выдвигает еще один, качественный критерий прекрасного - его обозримость. Всякая прекрасная вещь, будь то произведение искусства или природы, должна быть «легко обозреваемой», определенным образом соразмерной человеческому глазу или слуху. Прекрасное у Аристотеля не сводится только к «величине» и «порядку». Эти последние прекрасны не сами по себе, но только по отношению к человеческому восприятию, когда они соразмерны человеческому глазу или слуху.

Таким образом, учение Аристотеля о прекрасном существенным образом отличается и от концепции пифагорейцев, и от эстетики Платона, Для него прекрасное заключается не в идеях и не в абстрактных количественных отношениях, а в самих реальных вещах. Аристотель полагает, что прекрасное - объективно.

Важнейший аспект эстетики Аристотеля - учение о подражании. Так же как и Платон, Аристотель видел в искусстве подражание (мимесис). Но аристотелевская теория подражания коренным образом отличается от теории Платона. Если Платон учил о подражании «вечным идеям», то Аристотель выступает с критикой платоновского учения об идеях и говорит о подражании бытию вещей. Аристотель преодолевает здесь платоновскую противоположность мира идей и мира вещей. Он строит свою теорию подражания не на учении об идеях, как это делал Платон, а на учении о бытии, на диалектике формы и материи. Именно поэтому эстетика Аристотеля носит онтологический характер. Она тесно связана с его учением о бытии и по сути дела является органическим продолжением этого учения. Поэтому учение Аристотеля о подражании невозможно понятъ без анализа его учения о сущем, о форме и материи.

Согласно Аристотелю, все виды искусства связаны между собой, так как все они являются подражательными. Но подражание не только объединяет все виды искусства, но и дает критерий для их различения. Все подражательные искусства «различаются... друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают». Высшими видами искусства Аристотель считает поэзию и музыку. Музыка обладает особыми достоинствами, потому что она, по мнению Аристотеля, способна непосредственно выражать этические качества.

Классический период в античной эстетике был необычайно содержательным, но недолговременным. Он охватывает небольшой исторический срок, в полтора-два века, после чего классическая эстетика уступает место новому периоду в развитии античной эстетики - эллинизму.

2.3 Эллинизм

По сравнению с эпохой греческой классики эллинизм представляет собой более сложный, более противоречивый и более длительный период античной истории. В социальном отношении эта эпоха знаменуется окончательным распадом античного полиса, кризис которого начался
уже с начала IV в. до н. э. Как и большинство плодотворных для развития искусства и культуры эпох, греческая классика была промежуточной, переходной эпохой, она знаменовала собой такой период в истории, когда определенная историческая форма уже созрела и разложилась, а другая еще не созрела и не стала господствующей.
В этот период формируется новый тип духовной культуры, основанной на индивидуализме, новый тип личности, которая стремится уйти от всех противоречий и сложностей жизни в спасительный мир внутренней духовной культуры. Именно на этой почве возникают новые философские, нравственные и эстетические течения эпохи, такие, как стоицизм, эпикурейство и скептицизм.

Стоики.

Одной из ведущих и самых популярных школ в эллинистической философии был стоицизм. Стоики создали новую этику, новый
нравственный идеал - идеал мудреца, возвышающегося над миром повседневных забот, погруженного в глубины своей внутренней психики.
Стоики своеобразно интерпретировали теорию мимесиса, истолковав ее как учение о подражании природе. Они учили о творческом, художественном инстинкте природы и требовали от искусства следования природе. Стоики глубоко разработали идею единства добра и красоты, которая является одним из главных мотивов их эстетики. В эстетике стоиков отразилась потребность дифференциации и усложнения эстетических понятий. Именно от них в эстетическую литературу вошли понятия «подобающее» (decorum), «достоинство» (dignitas), «изящество» (venustas). Наконец, в эстетике стоиков, особенно Цицерона, получила развитие важная мысль о единстве пользы и красоты. Все это сделало стоицизм значительным направлением в эстетике эллинизма.

Скептики

Одним из наиболее характерных для эпохи эллинизма направлений в эстетике был скептицизм. Он явился одним из первых симптомов кризиса античной эстетики и обнаружил многие противоречия античной теории искусства.

В области философии скептики выдвинули учение о равносильности всех суждений. Они утверждали, что в области человеческого познания не
существует ничего истинного или ложного; всякое суждение имеет право на существование.
Один из основателей скептицизма, греческий философ Пиррон, учил, что суждение о прекрасном и безобразном не имеет отношения к истине, а основывается на традиции привычке.

Секст Эмпирик приходит к логически обоснованному выводу о несостоятельности всех традиционных учений о музыке. Вывод этот, при всей своей парадоксальности, не был только субъективным мнением скептически настроенного мыслителя. Таким образом, Секст Эмпирик доказывает принципиальную невозможность теории об искусстве. Суждения человека о красоте настолько противоречивы и субъективны, что все это исключает всякую объективность познания прекрасного и искусства.

Эпикурейцы

Одну из новых школ в эллинистической эстетике создали эпикурейцы. К последователям этой школы относятся Эпикур, Лукреций, Филодем.

Эстетике эпикурейцев свойственна материалистическая тенденция: искусство они выводили из подражания природе, а стремление к прекрасному из реальных потребностей человека, главным из которых они считали стремление к удовольствию. Удовольствие состоит в удовлетворении потребностей, а следовательно, в устранении неудовольствия, в создании равновесия душевных сил.

Эпикурейцы придавали большое значение эстетическому началу в жизни человека. В частности, они впервые в античной эстетике раскрыли красоту природы, ее творческие, созидательные потенции.


Завершением и грандиозным итогом развития античной эстетики был неоплатонизм. Неоплатонизм возник в III в. н. э. как попытка реставрации античной философии и греческой мифологии. Основателем этого направления был римский философ Плотин, а продолжателями его учения - Порфирий, Ямвлих и Прокл.

Неоплатонизм стремился реставрировать античную философию и мифологию в противовес новой нарождающейся религии - христианству. Примыкавший к неоплатонизму император Юлиан пытался в IV в. государственными мерами восстановить античную мифологию. Эта попытка была обречена на провал, так как рабовладение и основанная на нем античная культура уже изжили себя.

Одним из главных представителей неоплатонической философии и эстетики был, несомненно, Плотин. Эстетика занимает значительное место в философии Плотина. Это свидетельствует о том, что в античном неоплатонизме проблемы красоты и теория прекрасного становятся центром философской системы, концентрируя в себе многие другие философские проблемы, Плотин в своем трактате «О прекрасном» отвергает широко распространенный в античную эпоху взгляд на красоту как соразмерность или определенную пропорцию частей.

Эстетическая концепция Плотина сыграла большую роль в мировой эстетике. Эстетика неоплатонизма как в средние века, так и в эпоху Возрождения опиралась на его концепции, пользовалась его аргументами, хотя выводы из этих концепций делались самые различные.

Другим крупным представителем античного неоплатонизма был Прокл. В своем трактате «Первоосновы теологии» он развивает изощренную диалектику души и тела, божественного и земного, части и целого. Правда, боги, о которых говорит в своем трактате Прокл, не имеют ничего общего с христианством. Это традиционные божества грекоримской мифологии, вполне телесные и конкретные и противостоящие поэтому монотеизму христианской религии.

Только после Прокла неоплатонизм постепенно сближается с христианством. В Ареопагитиках неоплатонизм уже является источником новой эстетической системы, связанной со средневековой культурой и христианской религией.

Заключение

Наука эстетика, как и любая наука, не учит человека чему-то (например, правильному восприятию искусства или красоты в мире, - этим занимается, в частности, эстетическое воспитание, особыми методами развивая в человеке эстетический вкус, эстетическое чувство).

Прежде всего следует отметить, что вся античная эстетика носит онтологический характер. Она органически связана с учением о бытии. Отсюда ее пластический, скульптурный характер. Красота, прекрасное, гармония органично заложены в природе бытия, в устройстве всего космоса.

В античной эстетике в совершенстве отчетливой, классической, ничем не скрытой форме проявляется борьба двух главных линий в философии: материализма и идеализма. Эта борьба наполняет всю историю античной эстетики, дает ей внутреннее напряжение, динамику, источник развития.

В античной эстетике существовало широкое разнообразие концепций по самым кардинальным вопросам эстетики. В вопросе о значении прекрасного существовало несколько мнений: эпикурейское (прекрасное - доставляет бескорыстное удовольствие), платоновско-стоическое (красота имеет моральный характер) и, наконец, аристотелевское (ценность прекрасного заключена в нем самом). Эти разнообразные, а часто и прямо противоположные мотивы проходят через всю античную эстетику.

В античной эстетике впервые были выработаны основные понятия эстетической теории, была создана система основных эстетических категорий. Учение пифагорейцев о пропорциях в искусстве, общеантичная теория мимесиса, представления Платона и Аристотеля об огромном воспитательном значении искусства, учение о катарсисе - все это
вошло в плоть и кровь европейской эстетической мысли и определило ее развитие на много веков вперед.
Список использованной литературы

античная эстетика эллинизм

Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высш. шк., 2002. - 511с.

Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.

Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 434 с.

Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт. - 1536 с.

Шестаков В. П. Очерки по развитию эстетики. - М.: «Мысль», 1979. - 375 с.

Похожие работы на - Античная эстетика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!