Этика управленческих решений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    67,78 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Этика управленческих решений

Содержание

Введение

Глава 1. Морально-этические основы подготовки управленческих решений

Глава 2. Морально-этическая ответственность субъекта управления

Глава 3. Исследование этической согласованности управленческого решения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Развитие любой разумной цивилизации основано на разработке и реализации различного рода решений. Все решения обычно связываются с человеком или организацией. Решения разрабатываются и реализуются людьми с разной степенью профессионализма, поэтому диапазон решений велик - от недостаточно обдуманных до детально рассчитанных.

Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям. Так, решениями являются какой-либо вывод, сделанный человеком без дальнейших действий, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.

Решение называется управленческим (УР), если оно, разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:

·        стратегическое планирование деятельности организации;

·        управление управленческой деятельностью;

·        управление человеческими ресурсами (активизация знаний, умений, навыков);

·        управление производственной и обслуживающей деятельностью;

·        формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм управления и техническое обеспечение);

·        управленческое консультирование;

·        управление внутренними или внешними коммуникациями.

Процесс подготовки и реализации УР является ответственным, требующим использования теоретических и методических разработок отечественных и зарубежных ученых, а также накопленного и систематизированного практического опыта.

Однако, большинство решений принимаются в отношении управления человеческими ресурсами, или в отношении чьих-либо частных интересов. Здесь на первый план выходит не теоретическая целесообразность принимаемого решения (получения максимальной выгоды для лица принимающего решение), а этическая сторона взаимоотношений между людьми.

Целью данной работы является рассмотрение этических основ подготовки управленческих решений.

Задачами данной работы являются:

анализ этического взаимодействия объекта и субъекта принятия решения;

углубление знаний по вопросам морально-этической ответственности субъекта решения;

практическое применение навыков в исследовании этической согласованности принимаемого решения.

Работа содержит три главы, каждая из которых решает по одной из поставленных задач.

этический моральный управленческий решение

Глава 1. Морально-этические основы подготовки управленческих решений

Этика относится к практической философии, изучающей мораль и формирующей принципы правильного поведения, исходя из представлений большинства людей данной группы. Эти принципы касаются отношений людей между собой, отношений к историческим явлениям. Долговременное следование принципам формирует организационную культуру личности, компании, страны. Организационная культура - это прежде всего склонность к коллективной работе, к достижению взаимодействия, в том числе и при принятии управленческих решений. Каждое УР должно базироваться на нравственной основе. Для достижения этого используются соответствующие этические методы.

Основу этических методов составляют моральные ценности в виде норм, принципов, идеалов, понятий добра и зла, представлений о справедливости и счастье. Сами этические методы опираются на принципы и требования. Они реализуются с помощью убеждения и принуждения. Этические методы применяются в профессиональной этике, бытовой этике (нравственность), в отношении к природе, в религиозной этике.

Профессиональная этика охватывает набор правил поведения в организации, обеспечивающих нравственный характер отношений между работниками и подразделениями. В этот набор входят: уважение к человеку, презумпция невиновности, единство слова и дела и др. К профессиональной этике относится также врачебная этика, этика адвоката, педагогическая этика, этика менеджера и др.

Бытовая этика включает набор правил поведения во всех областях жизнедеятельности человека, в том числе брачно-семейных отношениях, неформальных коммуникациях.

Этика по отношению к природе (флоре и фауне места проживания и планеты Земля в целом) содержит набор правил поведения по отношению к домашним животным, окружающей природе Этические методы в этом направлении реализуются путем воспитательной и законотворческой работы.

Религиозная этика формирует систему нравственных представлений, норм и заповедей, связанных с вероучениями, догматикой и опирается на идею Бога. Так, в качестве религиозных этических норм в христианстве существует аскетизм, смирение, вера и др. Моральные заповеди играют важную роль в жизни любого человека, особенно исповедующего какую-либо религию. Религиозная этика фактически является основой для всех вышеперечисленных направлений этики.

При подготовке и реализации УР большее применение находят этические нормы, представляющие систему общих ценностей и правил лики, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. Этические нормы обычно принимаются работниками добровольно в качестве подтверждения их сопричастности с какой-либо социальной группой. Эти нормы регулируют поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. Они не имеют исключении, связанных с особыми обстоятельствами. Этические нормы санкционируются не властью государства, а авторитетом руководителя, силой обычая и общественного мнения, они часто формируются в нравственном сознании общества стихийно, а не в силу действия специального закона. Однако сами по себе этические нормы укореняются в сознании человека весьма медленно, поэтому требуется этот процесс организовывать и управлять им.

Этические нормы включают количественные или качественные оценки но элементам набора моральных качеств человека, таких, как назначение человека, мера добра и зла, чувство долга, нравственные принципы и идеалы В общем этические нормы связаны с определенной социальной группой работников.

Типовой набор моральных качеств человека включает следующие элементы, бережливость, благодарность, благодеяние, благородство, вежливость, верность, вероломство, взаимопомощь, вина, правота, волюнтаризм, выдержка, высокомерие, гордость, грубость, гуманизм, демагогия, дисциплина, добро, зло, добродетель, доверие, догматизм, долг, достоинство, единство слова и дела, жизненная позиция, завись, зазнайство, измена, инициатива, искренность, корыстолюбие, лицемерие, малодушие, манеры, месть, мещанство, мужество, ненависть, патриотизм, подвижничество, пошлость, правдивость, принципиальность, самообладание, самоотверженность, скромность, скупость, смелость, смирение, сочувствие, терпимость, трудолюбие, фарисейство, ханжество, чванство, человечность, честность, чуткость, эгоизм.

В процессе подготовки и реализации УР руководитель может ощутить противодействие или взаимодействие потенциальных исполнителей и потребителей решения. Эта реакция зависит от социально-психологической проработки УР, задача которой заключается в обеспечении согласованности потребностей и интересов управляющей и управляемой системы, достижения требуемого уровня социальной справедливости.

Социально-психологическая согласованность может быть отражена в тексте управленческого решения как его составная часть либо создана в процессе подготовки и реализации этого решения как внешняя аура (рис. 1).

Для первого варианта в текст УР, наряду с констатирующей и распорядительной частями, вводят социально-психологическую часть. Таким образом, текст УР несколько расширится. При втором варианте руководитель формирует социально-психологическую согласованность за счет дополнительных мероприятий организационного, экономического, социального и психологического характера. Например, руководитель убеждает исполнителей в актуальности УР или сам принимает активное участие в подготовке УР.

Рисунок 1. Результаты воздействия управленческого решения на исполнителя (Сплошной линией обозначено взаимодействие при подготовке и реализации УР, а пунктирной - противодействие)

Согласованность реализуется за счет использования социологических и психологических методов управления при реализации УР. Рассматриваемые методы основаны на удовлетворении социальных потребностей и интересов человека и коллектива. Напомним, что для человека - это потребность в порядке, стабильности, информации, безопасности, управлении, творческом труде, вере, любви, семье, знаниях, патриотизме, общении, самовыражении и самопроявлении. К социальным потребностям коллектива относятся: организация и управление, саморазвитие, безопасность и прибавочный продукт.

Этическая составляющая согласованности, в частности, может быть достигнута за счет выполнения правил риторики. Суть их в следующем:

§  основная масса предложений, составляющая приказ или устное выступление руководителя, должна включать 6-9 слов;

§  предложения должны быть полными по построению: существительные, глаголы, прилагательные, предлоги и др.;

§  в тексте выступления должны быть элементы заинтересованности каждого присутствующего человека;

§  продолжительность выступления руководителя или чтения его выступления должна соответствовать важности темы;

§  выступление должно быть эмоциональным и решительным;

§  в процессе выступления желательно кроме закрытых вопросов (самому себе) задавать открытые вопросы аудитории,

§  выступление должно быть преимущественно публичным, то есть осуществлением зрительного контакта с аудиторией;

§  темп выступления должен быть рассчитан так, чтобы слушатели имели время обдумать некоторые высказанные предложения.

Убыстряющийся темп хозяйственной деятельности предъявляет повышенные требования к коллективу и его работоспособности, к психической устойчивости человека, коммуникабельности, гибкости и неординарности мышления. А это повышает значимость этико-социальных методов.

Любая компания представляет набор социальных групп по возрасту, личностным качествам, профессионализму. УР должно этические особенности всех социальных групп для обеспечения взаимодействия между участниками принятия управленческих решений. Для этого необходимо управлять социальной адаптацией и социальной мобильностью персонала. Социальная адаптация заключается в привитии навыка индивиду к совместной работе с другими работниками по установленным в компании формальным и неформальным правилам. Социальная мобильность проявляется в способности индивида менять свое место в горизонтальной или вертикальной иерархии производственных отношений. Для достижения социальной адаптации и мобильности работников используют методы управления социально-массовыми процессами, методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами, методы управления индивидуально-личностным поведением. Методы управления социально-массовыми процессами основаны на теории систем и объективных законах организации законе синергии, самосохранения, пропорциональности и композиции, развития и др. Они полезны для больших коллективов исполнителей УР, например, для разработчиков партийных программ, экономической стратегии развития больших компаний.

Внутригрупповые и индивидуально-личностные методы этического регулирования основаны на внушении, деловой беседе, деловом слове, деловой игре, личном примере руководителя, наставлении, обучении, принуждении, разъяснении, совете и убеждении. К ним относятся методы повышения социально-производственной активности, налаживания коммуникаций, морального стимулирования и мобилизации.

Большое значение для менеджера, перед которым стоит проблема принятия этически верного решения, имеет психология труда, основанная на научной организации труда. Она призвана дать рекомендации по:

§  профессиональному подбору персонала на конкретные условия труда;

§  профессиональной ориентации человека, исходя из его личностных качеств и практических навыков;

§  снижению профессиональной утомляемости персонала.

Перечисленные задачи обслуживают психологические методы, которые также призваны обеспечить этически благоприятное для производственной деятельности персонала решение.

Предметом психологических методов являются формальные и неформальные отношения работников компании. Формальные (функциональные) отношения формируются, исходя из должностных инструкций, закрепленных обязанностей и распоряжений администрации. Формальные отношения закрепляются в виде функциональных или организационных структур подразделений и компании в целом. Неформальные (личностные) отношения устанавливаются на базе общности приоритетов потребностей и интересов, симпатий и антипатий. Неформальные отношения также закрепляются в виде структуры с лидерами и подчиненными, имеют неписаные правила отношений. Неформальные структуры обычно не объединяются между собой до уровня компании, то есть имеют локальную область действий. Психологические методы призваны создать гармонию этих отношений для формирования сплоченного коллектива.

Для улучшения взаимодействия при ПРУР используют следующие методы: профессионального отбора и обучения, комплектования малых групп и коллективов, гуманизации труда, убеждения.

Метод профессионального отбора и обучения основан на психологических тестах, выявляющих набор качеств, необходимых для работы в сфере управленческой деятельности или обучения. Как известно, существует деление работников на две группы: X и Y. Группа X состоит из людей, которые могут хорошо работать, но не любят организовывать свой труд, предпочитая, чтобы ими руководили и защищали. Для таких людей необходимо подбирать властных, высокопрофессиональных руководителей, обладающих способностью организовать труд людей и заставить их работать, не задевая их самолюбие. Группа Y состоит из людей, которые обладают большим творческим потенциалом, могут хорошо работать и управлять этим процессом. Таким образом, принадлежность работника к группе Y способствует его дальнейшему обучению или совершенствованию в области управленческой деятельности.

Метод комплектования малых групп призван сформировать работоспособный коллектив на базе закона композиции и пропорциональности. Основные приемы этого метода:

§  количество работников в группе должно быть не более 11 человек, так как при большем количестве происходит спонтанное разделение ее на подгруппы по 2-3 человека (напоминаем о том, что в управлении нет точных цифр, а есть диапазоны);

§  в группе должен быть достигнут баланс темпераментов;

§  в группе должно быть равновесие по квалификации работников, то есть наличие всего спектра: от ученика до профессионала. При наличии только профессионалов социально-психологический климат будет плохим;

§  в группе должен быть один весельчак, балагур для создания хорошего настроения.

Метод гуманизации труда основан на благотворном воздействии на человека определенной музыки, цвета, света, элементов творческой деятельности, престижности работы и др.

Управленческая практика выработала ряд этически корректных приемов убеждать исполнителя в правильности или неизбежности УР руководителя. Приведем некоторые из них.

§  проявить повышенный интерес к мнению исполнителя по своему решению. После этого исполнитель будет более благожелательно оценивать решение;

§  сразу сказать исполнителю, что УР ему самому не нравится, но в силу непреодолимых обстоятельств это решение нужно выполнить;

§  уклониться от спора по всему УР или по его частям с исполнителем или потребителем решения, чтобы они подумали, что руководитель очень уверен в правильности решения или что за этим решением стоит могущественная сила;

§  перед объявлением о предстоящем выполнении УР показать исполнителю свое дружеское к нему расположение;

§  включить в свое УР какую-то мысль исполнителя и представить это решение как полную реализацию идей потенциальных исполнителей (при этом можно пожертвовать авторством);

§  обсудить предстоящее УР с потенциальными исполнителями и включить в текст этого решения их предложения;

§  своим УР бросить исполнителям вызов типа: «Кто может лучше - предлагайте!» Обычно критиковать значительно проще, чем готовить и реализовывать УР;

§  придать наглядность основным положениям УР, используя возможности мультимедиа, вычислений, мнений авторитетных людей и т.д.;

§  подготовиться к разговору с исполнителем, заранее формируя один из авторитетов (доброты, компенсации, педантизма, подавления, расстояния, резонерства или чванства).

Глава 2. Морально-этическая ответственность субъекта управления

Вопросы применения принципа моральной ответственности уделяется большее внимание. При этом главная проблема состоит в адекватном определении "пользы" от конкретных действий. Для этого, преимущественно, используется так называемый метод "прибыли и затрат" (или "выгод и издержек"), который является количественным, поскольку выгоды и издержки определяются в денежном выражении. Однако существуют ценности, которые плохо поддаются количественному и денежному исчислению. В результате этого часто возникает диспропорция оценок из-за переоценки факторов, поддающихся измерению и стоимостному выражению, и пренебрежения не поддающимися количественному учету ценностями.

Аналогичное явление наблюдается при сопоставлении ценностей во временной перспективе: здесь сказывается тенденция к преувеличению существующих в настоящем ценностей и пренебрежению ценностями будущего. Соответственно, предпочтение отдается эксплуатации имеющихся ресурсов в настоящем, а ценность сохранения их для будущего не принимается во внимание.

Неадекватным является метод подсчета прибылей и затрат и с точки зрения этического принципа справедливости. Как правило, прибыли присваиваются преимущественно наиболее влиятельной и обеспеченной частью общества, а издержки оплачиваются трудом малоимущего и отстраненного от власти населения.

Как мы видим, деловой прагматизм и в вопросах применения принципа моральной ответственности не создал адекватных средств, позволяющих, согласно утверждению философского прагматизма, устремлять свой взгляд в отдаленнейшие перспективы будущего и обеспечивать уменьшение числа страдающих в результате тех или иных действий. Только участие "обделенных" в организованной экономической борьбе может привести к тому, что они получат когда-нибудь больше от пирога общей "пользы". По сути, все представленные выше позиции в вопросе о моральной ответственности менеджеров напрямую затрагивают вопрос о связи между этическим поведением и приемлемыми доходами. По этому поводу можно привести весь спектр высказываний: от того, что этическое поведение снижает доходы, до утверждения, что оно повышает доходы, через признание независимости дохода от соблюдения (не соблюдения) этических норм поведения. Например, сторонники первой из изложенных позиций утверждают, "что в целом менеджеры рассматривают разговоры о нравственности как деструктивные. Точнее, менеджеры убеждены, что разговоры о нравственности угрожают... организационной эффективности и... их репутации как энергичных, способных добиться своей цели людей". Оппоненты не менее горячо отстаивают иной тезис. Они убеждены, что именно "корпоративная этика есть ключ к стратегии выживания и прибыльности в эпоху яростной конкуренции в глобальной экономике".

Подобные высказывания позволяют сделать вывод, что прямая связь здесь, возможно, действительно отсутствует, или замерить ее пока достаточно сложно в силу того, что прибыль зависит от большого числа факторов. Но что практически не вызывает возражений, так это то, что именно долгосрочные достижения (в отличие от краткосрочной прибыли) зависят во многом от устойчивости репутации фирмы, которая, в свою очередь, характеризуется определенной системой ценностей и соблюдением этических принципов в ведении дел.

Неэтичное поведение увеличивает риск предприятий, поскольку результат оказывается непредсказуемым. В результате неэтичных действий корпораций Америка ежегодно теряет от 40 до 300 млрд. долларов. Последствия неэтичного поведения корпораций наглядно отражаются в экономических санкциях, осуществленных правительством США. Такие компании, как "Крайслер", "Дженерал динамик", "Бостонский банк", "Дженерал электрик" были подвергнуты крупным штрафам за неэтичное поведение. Ужесточение законодательства и предъявление судебных исков - в этом многие видят наилучший барьер против неэтичных действий в бизнесе.

Конечно, действующие юридические системы и традиционные этические ценности в разных странах по разному проводят грань между правовой и моральной оценкой тех или иных действий. Так, например, ситуация, когда отдельные лица, благодаря конфиденциальной информации внутреннего пользования о предстоящем повышении курса акций скупают их заранее по более дешевой цене, получает разную оценку в разных странах. В США и Великобритании подобные действия преследуются по закону. В Швейцарии же, например, эти действия подлежат лишь моральному осуждению. Это говорит о том, что расширение и ужесточение законодательства в области нарушения тех или иных норм отнюдь не всеми исповедуется как некий универсальный и конструктивный метод предупреждения нарушений морально-этических норм. Поэтому, даже исходя из прагматических оснований, моральная ответственность не может быть заменена юридической и профессиональной ответственностью. В корпорациях люди действуют в рамках сложной организационной структуры, и то, что кажется морально неприемлемым на личностном уровне, может оказаться допустимым на внеличностном уровне. Рост и усложнение социальной структуры приводят к тому, что она становится вне морального контроля. Увеличивается разрыв между личностным и даже групповым уровнем, где процессы происходят под контролем конкретных людей, и организационным уровнем, где происходит столкновение различных сил, многие из которых остаются анонимными и не поддаются какому-либо контролю. Оказывая всякого рода давление, крупные фирмы регулируют цены на рынке в соответствии с собственными интересами. Таким образом, сильные организованные группы в обществе функционируют за счет менее организованных групп. "В условиях современного рынка создается климат борьбы за равенство, в основе которого лежит не справедливость, а относительная мощь организованных групп". Для достижения своих целей администрация крупных фирм может устанавливать персональный контроль за своими работниками в целях того, чтобы работники правильно выполняли свои обязанности. В данном случае моральная проблема состоит в том, в какой степени давление экономической структуры сочетается с потребностями отдельных людей. Эта проблема не имеет адекватного решения с позиций утилитаризма, поскольку его крупнейшие представители не рассматривали взаимодействие субъектов в рамках сложных организационных структур. Они еще предполагали, что такие структуры могут быть понимаемы в рамках совокупности индивидуальных, личностных, персональных взаимодействий. Поэтому их понимание ответственности могло быть применимо только к индивидуальному действию и не распространялось на иных субъектов. Наличие, например, мощных транснациональных корпораций, которых многие считают единственными субъектами экономической деятельности, показывает ограниченность традиционного утилитаристского понимания ответственности. Это дает основания сегодняшним представителям делового прагматизма освободить менеджеров от персональной моральной ответственности, поскольку они не являются субъектами деятельности. Корпорация и индивид не соизмеримы между собой. Поэтому "польза" корпорации всегда значительно "превышает "пользу" отдельных индивидов. Поэтому и моральную ответственность должны нести не отдельные менеджеры, а корпорация в целом.

Следуя аристотелевской этической традиции, мы вынуждены признать, что бизнес - лишь модель общественных отношений, поэтому он не может быть изначально аморальным, хотя его главной пружиной и выступает личный интерес. И хотя Шарль Бодлер считал коммерцию сатанинским делом, самой подлой и низменной формой эгоизма, однако социальная значимость финансовой деятельности в настоящее время предполагает отойти от такой этически негативной оценки этой деятельности. С точки зрения многих исследователей, социальный прогресс связан с развитием демократических форм управления обществом, которые активизируют личный интерес, делая его катализатором общественного развития. Демократическая форма управления превращает личный интерес в сильнейший рычаг социальной динамики, в то, что в социологии принято называть социальными инициативами. Поэтому бизнес, который по общему признанию необычайно активизирует личный интерес, выполняет свою социальную роль в государстве. Он является инструментом развязывания социальных инициатив, т.е. инструментом демократии. Таким образом, бизнес - это органичный для демократии, накрепко связанный с ней институт воспроизводства в обществе социальных инициатив, обеспечивающий социальную динамику. Поэтому менеджмент не столько экономическая или даже политическая (в силу своей связанности с демократией), сколько социально-философская категория. Функционируя в обществе, бизнес очерчивает некое ценностное поле, которое, по определению, должно подлежать этической оценке: является ли в целом бизнес "благом" или не является. С этой позиции бизнес и менеджеры, как одни из наиболее активных его представителей, несут моральную ответственность именно за поддержание и развитие социальных инициатив, способствующих укреплению специфических ценностей в виде ценностей демократии, которые, и это надо подчеркнуть особо, политизированы. "На Западе уже давно пришли к мнению, что инстинкт наживы надо сдерживать этическими нормами, но так как инстинкт часто берет верх над совестью, общество должно всячески поощрять высокоморальный подход к бизнесу. Однако, как это ни парадоксально, в последнее время именно желание добиться успеха в бизнесе заставляет менеджеров думать об этической стороне дела. Компания "Ливай Страусс" - один из бесспорных лидеров среди мировых производителей одежды - недавно прекратила капиталовложения в экономику Бирмы и Китая из-за нарушения прав человека в этих странах. "Ливай Страусс" утверждает, что это решение продиктовано заботой о рабочих. Но, может быть, они просто раньше других поняли, что дешевый труд в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве продукции?".

Оставим здесь вопрос автора без обсуждения, хотя, может быть, в действительности именно эта прагматическая причина способствовала принятию указанного решения. Подчеркнем здесь другое - публичное обоснование этого решения апеллирует именно к этической ответственности бизнеса за свои действия. А это уже фиксирует определенный сдвиг в массовом отношении к этой проблеме.

Таким образом, мы можем констатировать, что вне зависимости от того, хотят они того или нет, менеджеры (корпорации) должны нести моральную ответственность не только с позиции "пользы", "целерациональности", т.е. с позиций утилитарной этики, но и с позиции "блага", что характерно для аристотелевской этической традиции, которая предполагает, что реализуя свой собственный экзистенциальный проект, индивид соотносит его и подчиняет некоторому более широкому социальному проекту. В настоящее время менеджеры несут моральную ответственность за поддержание социальной динамики, свойственной демократической форме управления.

Перейдем теперь к понятию моральной ответственности, основанной на принципах кантовской этики, послужившей фундаментом для деонтологического подхода в этике. Деонтологический подход придает понятию долга первостепенное значение. И хотя широкий деонтологический подход, представленный таким философом, как Кант, не отделяет понятие долга от связанных с ним последствий, но вместе с тем, "чисто" деонтологические учения оставляют "разрыв" между долгом (деонтологическим обязательством) и его последствиями. С точки зрения деонтологического подхода, ростовщическая деятельность рассматривается как нарушение нормы полагать другое человеческое существо как высшую ценность. Деонтологический подход служит основой для признания этой деятельности морально неприемлемой.

С самого начала рассмотрение морали было включено в рассмотрение противоположностей "свобода" и "необходимость". С этим связано и существование трех фундаментальных концепций закона: естественный, моральный и гражданский. Кант рассматривал волю как практическую причину. Он разделял моральный закон свободы и естественный закон необходимости. Для Канта "вменение в вину" отделяет человека от вещи: человек может совершать поступки и ему может быть вменено за это в вину, в то время как вещи невозможно вменить в вину за какое-то действие. "Вменение в вину, в моральном смысле, есть право, при помощи которого любой может требовать свободы действия, которое затем может расцениваться как моральное действие, поскольку он подчинен закону".

Можно согласиться, например, с Хабермасом, который считает, что собственно моральная позиция, в отличие от прагматической и этической, характеризуется именно тем, что при разрешении вопроса "Что я должен делать?" индивид меняет свою эгоцентрическую позицию и начинает соотносится с интересами других людей, пытаясь беспристрастно разрешить возможные конфликты.

С прагматической точки зрения ростовщическая деятельность может быть оценена лишь с точки зрения ее возможного успеха. С этической точки зрения она может быть оценена исходя из того, что каждый следует своим собственным интересам и подобная деятельность играет важную роль в обществе. С моральной точки зрения вопрос состоит в том, могли бы все люди захотеть, чтобы каждый в аналогичном положении давал бы деньги в рост.

Моральные заповеди значимы вне зависимости от того, в силах или не в силах их адресат выполнить то, что считается правильным. Претензия на значимость, связанная с моральными положениями, имеет обязывающую силу. Долг, согласно кантовской терминологии, есть аффекция воли через претензию моральных заповедей на значимость. И то, что основания, подкрепляющие такую претензию на значимость, не остаются бездействующими, явствует из угрызений совести. Чувство вины - доступнейший индикатор измены долгу.

Таким образом, только максима, способная претендовать на всеобщность в перспективе всех, кого она касается, может считаться морально обязательной нормой. Исходя из этого, любой субъект несет ответственность за нарушение (или сохранение) этой моральной нормы. Индивид ответственен за то, что он не игнорирует автономную волю Другого, будь то лишенные привилегий классы, угнетенные нации, порабощенные домашним трудом женщины или маргиналы. Так понимаемая ответственность неизбежно требует участия в социальных движениях и политической борьбе, в организации тех "форм коммуникации, в которых условия разумного коллективного формирования воли принимают вид объективного образования". Естественно, что подобная ответственность не диктуется ни правовыми, ни профессиональными нормами, ни даже этическими. Так определенная ответственность есть следствие существования собственно моральных норм.

Можем ли мы требовать от субъектов управления какой-то особой моральной ответственности в этом смысле, или подобная ответственность носит универсальный характер? С одной стороны, моральные нормы всеобщи и универсальны, индивиды обладают равной автономной волей, поэтому и моральная ответственность должна быть индивидуальна и носить универсальный характер. На этом основании многие отстаивают тезис о том, что "ответственное правительство может быть только у ответственных граждан". Но, с другой стороны, подобная позиция не деятельностна. Она позволяет субъектам управления избегать персональной моральной ответственности на том основании, что люди, которые находятся под их управлением, еще не стали такими морально ответственными людьми.

До этого момента мы вели разговор о морально-этической ответственности, исходя из положений классических этических теорий. Несмотря на их отмеченные ранее различия, по многим характерным признакам они едины. Во-первых, все, относящееся к "нечеловеческому" миру, то, что имеет основу "технэ" (за исключением медицины), - этически нейтрально в отношении субъекта и объекта действий. Т.е. действия с "нечеловеческими" вещами не составляли сферу собственно этики. Во- вторых, этической оценке подлежали только непосредственные взаимодействия человека с человеком, включая и с самим собой. Таким образом, все традиционные этики были антропоцентричны. В-третьих, сущность человека и его основные характеристики рассматривались неизменными: человек не мог быть объектом "технэ". В-четвертых, понятия "добра" и "зла" в суждениях о действиях устанавливались до самого действия и не подвергались изменению. В-пятых, традиционная этика имела дело со случаями, которые возникали между людьми, и были повторяющимися, типичными ситуациями частной и общественной жизни. Все высказывания и максимы традиционной этики демонстрируют свою ограниченность прямым указанием на действие. "Люби других как себя самого", "не делай другим того, что ты не пожелаешь, чтобы делали тебе", "соотноси свою собственную пользу с общей пользой" и т.д. Все эти этические универсалии были построены как единовременные и действительные в период собственной человеческой жизни. Эти максимы не были научным или экспертным знанием. Напротив, они были знанием, которое легко подойдет всем людям доброй воли. Кант утверждал, что "нет необходимости в науке или философии, чтобы знать, что человек должен делать, чтобы быть честным и хорошим, или быть мудрым и добродетельным".

Современная ситуация коренным образом отличается от тех, которые регулировались нормами старой этики. Современная техника изменила саму природу человеческих действий, изменила их масштаб, цели и результаты. Технология бросила вызов человечеству. Ни одной этической доктрине до настоящего времени не приходилось исходить из глобального масштаба человеческого существования, принимать во внимание перспективу далекого будущего или проблему выживания человеческого рода. Роль власти и знания в морали были весьма ограниченными, что, по мнению немецкого философа Ханса Йонаса, и обусловливает тот факт, что понятие ответственности не играет сколько-нибудь заметной роли в системе нравственных норм и философско-этических теориях прошлого. В настоящее время знание как сила и власть оказывает существенное влияние на социальное, политическое и техническое действие. Поэтому должна измениться и роль знания в морали. Знание должно соответствовать причинному измерению нашего действия.

Таким образом, на смену традиционным этическим системам должна придти новая этика - этика ответственности. В этой этике "присутствие человека в мире должно стать первой аксиомой, из которой могут выводиться все остальные идеи об обязательности человеческого поведения". Новый императив, соответствующий новым типам человеческих действий и адресованный новым типам агентов действия, должен, по утверждению Йонаса, начинаться так: "Действуй так, чтобы последствия твоих действий были совместимы с прочностью человеческого существования" или, в негативной форме, "Действуй так, чтобы последствия твоих действий не разрушали возможности такой жизни в будущем".

Глава 3. Исследование этической согласованности управленческого решения

В данной главе мы рассмотрим управленческое решение, разработанное организацией, с решениями которой каждый житель Санкт-Петербурга сталкивается ежедневно, - с решением Правительства Санкт-Петербурга.

Все мы помним, как два года назад во время осмотра территорий, прилежащих к станциям метрополитена, губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко решила вынести на обсуждение правительства вопрос об упразднении необорудованных точек торговли вблизи станций метрополитена. В результате обсуждения в правительстве было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга «Об упорядочении торговли на станциях метрополитена и прилегающих территориях».

Фрагмент Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 15 ноября 2005 г. «Об упорядочении торговли на станциях метрополитена и прилегающих территориях»:

«В целях предотвращения нарушений предприятиями и организациями всех форм собственности, физическими лицами правил торговли продовольственными товарами, условий их хранения, санитарно-эпидемиологических норм на территории, прилегающей к станциям Санкт-Петербургского метрополитена, и более эффективного использования стационарной розничной торговой сети:

. Установить, что с 01.01.2006 торговля на территории, прилегающей к станциям Санкт-Петербургского метрополитена, всеми видами продовольственных товаров с автомото-транспорта должна осуществляться только в специально отведенных и оборудованных местах (оптовые продовольственные и сельскохозяйственные рынки), за исключением.

. Запретить торговлю продуктами питания с рук в не отведенных для этих целей местах с ящиков, поддонов, коробок и другого подобного инвентаря, не обеспечивающую соблюдение необходимых санитарных норм.

3 Администрациям районов довести данное распоряжение до заинтересованных юридических и физических лиц и совместно с контролирующими органами осуществлять контроль за его выполнением.

Исполнителями данного распоряжения являются: администрации районов и городов Московской области. Потребителями решения являются торговцы продовольственными товарами, кроме оговоренных в распоряжении категорий.

Схема действия распоряжения может быть представлена на рис. 2.

Рисунок 2. Схема реализации распоряжения

В тексте распоряжения нет части, касающейся этической согласованности с исполнителями и потребителями решения. Можно лишь догадываться, что администрация городов и районов Московской области будет заинтересована в данном распоряжении как с организационной, так и с финансовой стороны. Таким образом, для исполнителей этическая согласованность будет создана в процессе подготовки и реализации этого решения. Для потребителей распоряжения согласованности не было и не предвиделось, поэтому неизбежны противодействия этому распоряжению с их стороны. Действующий регламент процесса принятия решения рассмотрен в табл. 1.

Таблица 1 Действующий регламент процесса принятия решения

Характеристика решения

Постановление правительства Санкт-Петербурга

Субъект решения

Правительство Санкт-Петербурга

Объект решения

Малый бизнес, индивидуальное и «стихийное» (сезонное) предпринимательство

Уровень принятия решения

Высший

Масштаб управленческого воздействия

В постановлении рассмотрены лишь общие вопросы упразднения торговых точек

Период действия

Разовое решение

Носитель распорядительной информации

Документально фиксируемое решение (текст постановления)

Кто готовит информацию и документ

Правительство Санкт-Петербурга

Кто осуществляет контроль за реализацией решения

Администрации районов города


Этическую согласованность решения следовало заложить в текст постановления в третьей части его структуры, как для администрации районов Санкт-Петербурга, так и для потребителей решения. Рассмотрим варианты формирования согласованности только для потребителей решения. Организационная сторона согласованности может быть представлена в следующем виде: «Продавцам, желающим торговать на оптовых продовольственных и сельскохозяйственных рынках, на условиях аренды будут предоставлены необходимый инвентарь и помещение».

Экономическая сторона согласованности может иметь следующий вид: «При долговременной аренде помещении и инвентаря продавцам предоставляются скидки и отсрочки платежа».

Социальная сторона согласованности может иметь следующий вид: «Все желающие продавцы могут вступить в общественную организацию «Союз продавцов» для защиты своих интересов, обмена опытом и создания цивилизованных рыночных отношений на территориях, прилежащих к станциям метрополитена».

Этическая сторона согласования может выглядеть следующим образом: «Продавцы, продающие товар по низким ценам и обеспечивающие высокое качество обслуживания населения, будут награждены администрацией города Почетной грамотой».

Предлагаемый регламент процесса принятия решения рассмотрен в табл. 2.

Таблица 2 Предлагаемый регламент процесса принятия решения

Характеристика решения

Постановление правительства Санкт-Петербурга

Правительство Санкт-Петербурга

Объект решения

Малый бизнес, индивидуальное и «стихийное» (сезонное) предпринимательство

Уровень принятия решения

Высший

Масштаб управленческого воздействия

В постановлении рассмотрены лишь общие вопросы упразднения торговых точек

Период действия

Комплекс разовых решений, постепенно упраздняющих торговые точки

Носитель распорядительной информации

Документально фиксируемое решение (текст постановления)

Кто готовит информацию и документ

Комитет по торговле, Союз защиты прав потребителей, Общественные организации

Кто осуществляет контроль за реализацией решения

Администрации районов города


Рассматриваемый в ситуации фрагмент постановления был бы более убедительным и понятным для исполнителей и потребителей решений, если бы он содержал элементы этической согласованности в тексте постановления.

Заключение

Современная жизнь ставит перед специалистом новые вопросы в области совершенствования процессов подготовки и реализации УР в условиях неопределенностей и рисков, стрессов и паники, нехватки времени или денег. Однако только сочетание теории и систематизированного практического опыта может дать специалисту ключ к ответам на новые вопросы. Основные элементы теории принятия управленческих решений с использованием матричного метода мы постарались рассмотреть в данной работе. Тем не менее не следует обольщаться полученными знаниями. Разрабатываются новые концепции по подготовке и реализации УР, расширяющие наши представления о возможностях целенаправленной управленческой деятельности в организациях различного уровня.

Стержнем решения любой проблемы по развитию любой составляющей экономики является управленческое решение. Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

В данной работе мы рассмотрели этическую сторону принятия управленческого решения метода, убедились в необходимости проведения анализа этической согласованности перед принятием управленческого решения, то есть, этика выступила в качестве одной из основных составляющих принятия управленческого решения.

Печальная правда заключается в том, что менеджеров часто продвигали на основании "огромных" результатов, достигнутых именно неэтичными способами, а их менее удачливым последователям в наследство неизбежно оставались бури. Компании не могут позволить, чтобы их обманывали подобным образом. Их должно интересовать нечто большее, чем просто результаты. Им необходимо внимательно следить за тем, каким образом эти результаты достигнуты.

Список использованной литературы

1.    Балаева О.Н. Разработка управленческих решений. М.: Юнити-Дана, 2006

.     Дейвид Д. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектив. М.: Олимп, 2006

3.       Красников В.С. Разработка управленческих решений. СПб., 2005

.        Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. М.: Логос, 2004

5.    Литвак Б.Г. Разработка управленческих решений. М.: КноРус, 2006

.     Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М.: Эксмо, 2006

7.       Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде. М.: Физматлит, 2005

.        Орлов А.И. Теория принятия решений. М.: Экзамен, 2005

.        Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса. М.: Проспект, 2007

.        Смирнов Э.А. Управленческие решения. М.: Инфрам-М, 2005

.        Теория морали и этики бизнеса. - М.: Изд-во Российск. эконом. акад., 2005

12.  Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений. М.: Юнити-Дана, 2007

.     Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М.: ЗАО «Бизнес-школа», 2006

.     Черноруцкий И.Г. Методы принятия решений. СПб.: БХВ-Петербург, 2005

.     Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. М.: Юнити-Дана, 2007

Похожие работы на - Этика управленческих решений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!