Физиолого-биохимический статус молоди форели, выращиваемой на кормах с введением коллагенсоржащего компонента

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Биология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,96 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Физиолого-биохимический статус молоди форели, выращиваемой на кормах с введением коллагенсоржащего компонента

Физиолого-биохимический статус молоди форели, выращиваемой на кормах с введением коллагенсоржащего компонента из отходов рыбопереработки

Н.Т. Сергеева, В.И. Воробьев, И.В. Перловская

Проведены физиолого-биохимические и рыбоводные испытания эффективности замены 10, 20 и 30 % рыбной муки на коллагенсодержащий компонент в комбикормах при выращивании молоди форели. Установлено, что введение в комбикорм коллагенсодержащего компонента в количестве 15 % оказало положительное влияние на гематологические показатели крови, обмен белков и липидов в организме форели, что обусловило более высокий темп роста рыб при более низких затратах корма по сравнению с контролем.

При существующей перестройке экономики в рыбной отрасли России происходит ликвидация энергоёмких производств, и в частности береговых жиромучных цехов рыбообрабатывающих предприятий малой и средней мощности. При этом часть получаемых отходов (кости, шкура, чешуя и др.), которые ранее перерабатывались в этих цехах, в настоящее время практически не используются (выбрасываются, загрязняя тем самым окружающую среду) из-за жёсткой структуры данных отходов, отрицательно влияющих на процессы пищеварения у животных. Однако данные коллагенсодержашие отходы могут быть использованы в кормах для рыб, так как содержат значительное количество питательных веществ и являются хорошими связующими веществами. Использование коллагенсодержаших отходов при гранулировании кормов способствует снижению крошимости и повышению водостойкости гранул.

В связи с изложенным выше целью работы является рыбоводно-биологическая характеристика эффективности введения коллагенсодержашего компонента в комбикорма при выращивании форели.

Испытания замены 10, 20 и 30 % рыбной муки на коллагенсодержащий компонент проводились в условиях НВХ «Прибрежное» Калининградской области с 27 мая по 4 августа 2001 г. Форель начальной средней массой 4,9 – 5,3 г выращивали в садках по 13 000 штук. Выращивание форели проводили при температуре 14,0 – 22,5 ºС, содержание кислорода в воде составляло 8,0 – 10,7 мг/л. Проведено три серии опытов.

В опытах 1, 2 и 3 форель кормили гранулированным кормом с введением коллагенсодержащего компонента и рыбной муки соответственно 15 и 30, 25 и 20, 35 и 10 %.

Комбикорма были изготовлены на лабораторной установке гранулированных кормов КГТУ и в течение эксперимента хранились в специально оборудованном помещении с соблюдением требуемых условий хранения. Показатели качества липидов комбикормов соответствовали ТУ 15-615-84, при этом показатели перекисного и кислотного чисел не превышали нормативных величин. Кормление рыб проводили вручную согласно «Руководству по кормлению радужной форели полноценными гранулированными кормами» ВНИИПРХ [1].

Эффективность применения добавок коллагенсодержащего компонента оценивали:

– по гематологическим и биохимическим показателям крови;

– по интенсивности роста рыб;

– по накоплению питательных веществ кормов (сухое вещество, сырой протеин, липиды, минеральные вещества) на 1 кг первоначальной массы рыб;

– по выживаемости рыб;

– по затратам корма на единицу прироста массы рыб.

Количественное определение гематологических показателей крови, сухого вещества, сырого протеина, липидов, минеральных веществ проводили по общепринятым методикам [2; 3].

В таблице 1 представлены данные о химическом составе опытных комбикормов.

Из таблицы 1 видно, что содержание в кормах сырого протеина и его обеспеченность энергией соответствовало потребностям форели. Качество липидов корма было высоким в течение всего эксперимента.

В таблице 2 представлены некоторые физиолого-биохимические показатели крови.

Анализ данных таблицы показывает, что содержание гемоглобина в крови рыб опытов 1, 2 и 3 находится на одном уровне и не отличается от 1-го дня эксперимента, но при этом на 40 – 50 % выше, чем в контроле. Различия между содержанием эритроцитов в опытах и контроле статистически недостоверны. В опыте 1 содержание лейкоцитов, лимфоцитов и нейтрофилов у рыб достоверно не отличается от 1-го дня опыта и контроля. В крови рыб опыта 2 отмечено некоторое повышение содержания лейкоцитов, нейтрофилов и моноцитов, а лимфоцитов – понижение, в то время как в опыте 3 содержание лейкоцитов и моноцитов повысилось, а лимфоцитов – понизилось, что свидетельствует о влиянии добавок коллагенсодержащего компонента на иммунитет рыб. При этом в опытах 1 и 2 содержание лимфоцитов и нейтрофилов достоверно не отличается от контроля, а в опыте 3 отмечено достоверное снижение лимфоцитов на 12,2 % и повышение нейтрофилов на 28,6 % по сравнению с контролем. В опытах 1, 2 и 3 выявлен более высокий уровень моноцитов, чем в контроле, при этом в опытах 1 и 2 он не отличается от 1-го дня эксперимента, а в опыте 3 этот показатель превышает данные других авторов [4].

Низкий уровень фагоцитарных клеток (моноцитов и нейтрофилов) свидетельствует об отсутствии воспалительных процессов, нормальном функционировании иммунной системы и здоровье рыбы в целом [3]. В целом количество нейтрофилов в лейкоцитарной формуле находилось на одном уровне с контролем и хорошо согласуется с многочисленными литературными данными о повышенной способности нейтрофилов рыб к фагоцитозу при различных заболеваниях.

В таблице 3 представлены рыбоводные результаты испытаний эффективности введения в комбикорма добавок коллагенсодержащего компонента при выращивании молоди форели.

Таблица 1

Химический состав комбикормов и коллагенсодержащего препарата для молоди форели, % абсолютно сухого вещества

Показатель

Похожие работы на - Физиолого-биохимический статус молоди форели, выращиваемой на кормах с введением коллагенсоржащего компонента

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!