Интернет-технологии в учебном процессе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,27 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Интернет-технологии в учебном процессе















Интернет - технологии в учебном процессе

интернет технология образование электронный

Введение

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды.

Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования. При этом должна быть решена проблема содержания образования на современном этапе, соотношение

традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащихся, учителя и образовательной среды.

Развитие новых информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей при сокращении удельных затрат на образование. Именно на достижение этих целей направлено Интернет-образование, которое можно определить как образование широких слоев населения, получаемое с помощью

информационных образовательных ресурсов сети Интернет.

В настоящее время влияние образования на возможности трудоустройства человека и на его уровень жизни стало более сильное, чем раньше.

Сегодня требования, предъявляемые к образованию, изменились: работник должен постоянно овладевать новыми знаниями, должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы.

Одна из проблем современного образования является необходимость соблюдения баланса между пониманием самого процесса обучения и методами традиционного обучения. Ключом к решению этой проблемы являются интернет технологии в образовании, которые подразумевают интеграцию новых вычислительных устройств, глобальное распределение веб-услуг и мощное программное обеспечение. Такая интеграция обеспечивает неограниченные возможности обучения в любом месте в любое время.

Интернет технологии расширяют постоянно возможности обучения, предоставляют практический опыт их внедрения в среду обучения.

Система современного обучения представляет собой определенную инфраструктуру, включающую в себя программное обеспечение, необходимое оборудование, наличие Интернета и людей, которые должны обладать знаниями и определенным практическим опытом.

Приобретение интернет - технологий является первым шагом в использовании этих технологий для усовершенствования процессов обучения. Все это приводит в конечном счете к созданию новых, более высоких уровней обучения, к реализации новых возможностей человека в процессе обучения в высших учебных заведениях. Для студентов информационные технологии становятся инструментом обучения, для преподавателей - это источник возможности непрерывного усовершенствования учебного процесса.

В настоящее время многие студенты, только что переступившие порог ВУЗа, уже обладают знаниями в области интернет технологий. Каждый студент по-разному осваивает новые знания, поэтому раньше преподавателям нужно было найти индивидуальный подход к каждому студенту. Сейчас, при использовании интернет - технологий в образовании, преподаватели могут выдавать новую информацию так, чтобы удовлетворить по возможности все индивидуальные запросы студента.

Интернет технологии в образовании дают возможность проводить процесс обучения более интересно, предоставлять нужную информацию в нужное время, участвовать в исследовательских проектах, используются для связи студентов между собой и с преподавателями.

Интернет технологии в образовании отвечают реалиям сегодняшнего дня. Внедрение интернет технологии в процесс образования определяется знаниями, которые были получены ранее и получаемыми сегодня результатами, которые формируют процесс обучения. Мощное программное обеспечение, его полное интегрирование с Интернетом дает студентам возможность обмениваться информацией, полученной во время освоения новых знаний.

Сеть Интернет создавалась прежде всего для того, чтобы людям была доступна какая либо интересующая их информация, есть сервисы так называемых социальных закладок, где любой человек может поделиться ссылкой на интересный ресурс. И если некоторые ищут информацию для того, чтобы не отставать от жизни, быть всегда в курсе событий и происшествий, то другим, она нужна для того, чтобы развить свои умения, навыки или научиться чему-то новому. Интернет поможет именно тем, кто не перестает интеллектуально развиваться и не имеет ничего против того, чтобы посвятить свое свободное, а некоторые и рабочее время на изучение чего-то нового и полезного для себя и своего развития. Ресурсов в интернете достаточно много и их количество постоянно растет, и администраторы сайтов не знают что действительно будет нужно большой аудитории, и некоторые из них создают тематические сайты и располагают там информацию соответствующую выбранной тематики, а другие открывают порталы общей тематики, на которых выкладывают информацию различной направленности.

К примеру: если портал посвящен обучению, то на страницах сайта может быть выложено обучающее видео, фильмы помогающие изучить какую-нибудь сферу деятельности, компьютерные уроки. С помощью этого видео вы сможете изучить приемы самообороны, расширить свои кулинарные способности, улучшить свои интимные отношения. Кроме общих навыков, эти курсы смогут изменить вашу судьбу, ведь профессиональные психологи и финансисты поделятся с вами секретами успеха в карьере и финансовом благополучии.

В последние годы компьютер стал доступным не только для взрослых, но и для большинства детей. Позитивная возможность современных Internet-технологий - возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы,

расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» онлайн -лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.

1. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях

.1 Дистанционное образование

Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для лиц, которые физически не могут добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, лица, имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья; лица, работающие по вахтовому методу.

Дистанционное образование (ДО)- комплекс образовательных услуг, предназначенный для профессиональной подготовки и переподготовки с использованием передовых информационных технологий. Предполагает трансляцию знаний к обучаемому преимущественно с помощью электронных средств доставки информации, осуществление проверки знаний на рабочем месте (или дома).

Цели внедрения ДО:

создание благоприятных условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации в регионах без отрыва людей от работы и места проживания;

сокращение потерь времени и материальных ресурсов в связи с отвлечением работников территориальных организаций (предприятий) на очное обучение;

увеличение информационной емкости учебного материала и повышение эффективности обучения за счет использования передовых информационных технологий на основе компьютеров;

обеспечение технических и организационных условий для оперативного обновления учебного материала в соответствии с динамикой развития рынка и потребностей организаций (предприятий).

ДО представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, чем и объясняется его широкое распространение во всем мире. Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Преимущества дистанционного образования:

Более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;

Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.;

Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;

Доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;

Возможность пройти обучение и аттестацию быстро, в сжатые сроки, или наоборот, отсрочить аттестацию, то есть лучше, разумнее планировать свое время;

Возможность одновременно заниматься по нескольким специальностям в разных учебных заведениях;

Повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;

Ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).

По данным социологического исследования Министерством образования РФ, открытые образовательные программы пользуются популярностью у жителей населенных пунктов, удаленных от административных центров; у лиц, получающих параллельно второе образование. Гибкие условия формирования собственной образовательной программы привлекают государственных служащих, инженеров, педагогов, а так же людей, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них. Свобода в выборе времени, места и темпов обучения привлекают огромное количество лиц, образовательные потребности которых не могут быть удовлетворены вследствие невозможности прерывания основной деятельности. В основном это работа или уход за ребенком или больным.

Идея непрерывного образования предполагает развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Открытое образование реализует идею опережающего образования, что является требованием времени. По утверждению специалистов, технологические знания стареют каждые 2-3 года, при этом наблюдается положительная динамика данного процесса. Из этого следует, что при сохранении прежних образовательных технологий, к концу обучения в вузе знания выпускника будут в большинстве своем уже устаревшими. Как следствие - необходимость повышения квалификации, то есть необходимость открытого образовательного пространства.

Открытое образование предполагает свободный выбор абитуриентом образовательного учреждения и бесконкурсное поступление в него. Западные вузы, реализующие программу открытого образования, выходят на российский рынок образовательных услуг и становятся прямыми конкурентами отечественному образованию. Сегодняшний абитуриент, не выходя из дома , может поступить и успешно обучаться, например, в ведущем американском Калифорнийском виртуальном университете, получая в результате диплом, котирующийся на мировом рынке.

Одним из препятствий более быстрого развития сети данного вида образовательных услуг является низкая степень осведомленности населения России о возможностях современных информационных технологий в сфере образования. Однако, несмотря на это, дистанционное образование на базе компьютерных телекоммуникаций становится все более популярным.

Дистанционное обучение - технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах (См. Приложение А). Ранее, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако это не совсем так. Когда речь идет о процессе дистанционного обучения, то предполагается наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их постоянное общение. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения от различных форм заочного обучения, систем и программ самообразования, представленными автономными курсами на видеокассетах, телевизионными и радиокурсами, при работе с компьютерными программами, программами на компакт-дисках. В этом же ряду следует рассматривать и процесс самообразования на основе сетевых программ, курсов и т. д., где не предусматривается взаимодействия учителя, учащихся между собой. Применять в данном случае термин «дистанционный» представляется не вполне оправданным, поскольку речь идет о самостоятельной работе любого учащегося (в широком понимании этого слова) с обучающей программой, информационно-образовательными ресурсами на разных носителях.

Разработка курсов дистанционного обучения - более трудоемкая задача, чем создание нового учебника или учебного пособия, поскольку в этом случае необходима детальная проработка действий учителя и учащихся в новой информационно-предметной среде. Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс (электронный учебник) предназначен действительно для обучения, т. е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора содержания и его организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов на серверах Интернет подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование, организация будут существенно иные. Задачи организации дистанционного обучения заключаются в том, чтобы учить, не входя в прямой контакт с обучаемым. Дистанционное образование в школе, конечно, имеет свои особенности. Организация дистанционного образования в школе в настоящий момент достаточно актуальна. Ведь дистанционное образование в школе будет незаменим для обучения, например, детей-инвалидов. Конституционные гарантии получения общего среднего образования заставляют искать новые формы организации обучения. Развитие информационных и коммуникационных технологий позволяет сделать дистанционное образование в школе достаточно удобным инструментом обучения. Национальный проект «Образование» подразумевает оснащение компьютерами и средствами информационных технологий все школы России. Особенно это актуально для сельских школ. Дистанционное образование в школе базируется на некоторых общих и специфических для начального образования принципах. Во-первых, конечно, доступность. При удаленных от населенных пунктов деревень и сел, организация получения начального образования весьма является проблемной. Интернет помогает школьникам проходить обучение, не выезжая каждый день в школу. Во-вторых, новые формы представления информации помогут школьникам воспринимать ее по-новому, с максимальным охватом всего материала. Дистанционное образование в школе предполагает, учитывая специфику работы с детьми, наличие большого количества справочной информации, причем именно в дополнительной форме, такой, как мультимедиа, снабженной различными игровыми вариантами. Ведь такая форма представления информации более доступна детям. Ну и, наконец, как уже говорилось выше, дистанционное образование в школе поможет детям-инвалидам не чувствовать себя ущемленными в правах. Получая дистанционное образование такие дети, как правило, продолжают обучение уже и после школы. И дистанционное образование в школе поможет им найти себя в дальнейшей жизни. Привыкая работать с компьютером и интернет за время дистанционного обучения, им легче будет продолжать обучение в вузе, где дистанционные технологии развиты и внедрены достаточно полно. Конечно, дистанционное образование в школе требует большой отдачи от преподавателей. Ведь обучение, процесс передачи знаний, приходится организовывать, ориентируясь на индивидуума. Каждый школьник - это уникальная личность.

К нему нужен особый подход. Дистанционное образование предполагает не только обучение, но и, конечно, контроль знаний. Система тестирования, как наиболее приемлемая при организации дистанционного образования в школе и в вузах вызывает и некоторые проблемы. Ведь тесты нужно создавать, ориентируясь на ребенка. Больше приходится использовать мультимедийные формы организации информации. В таком виде информация лучше усваивается школьниками. Педагогам, которые принимают участие в дистанционном обучении в школе, необходимо постоянно повышать свою квалификацию. Развитие науки и новые технические достижения заставляют профессиональные педагогические кадры идти в ногу со временем. Дистанционное образование в школах и вузах развивается и постепенно становится необходимым атрибутом образовательной системы начального (полного) среднего образования.

.2 Интернет технологии в профильном образовании школьников

Интернет-технологии - это поиск информации в Интернет, создание Интернет-сайтов, блогов, электронных библиотек, работа с электронными энциклопедиями и т.д.В настоящее время телекоммуникационные технологии проникли практически во все сферы образовательной деятельности. С одной стороны, это связано с постоянным расширением возможностей сети Интернет, ее сервисов, размещенной с ее помощью информации, значимой с точки зрения образования. С другой стороны, современные средства телекоммуникаций, используемые в процессе подготовки школьников и студентов, делают возможным появление новых форм обучения, без которых становится невозможным решение постоянно расширяющегося спектра задач, стоящих перед образованием.

Очевидно, что одной из возможных областей эффективного применения интернет - технологий в общем среднем образовании может стать внедряемое профильное обучение старшеклассников. Благодаря таким технологиям к обучению школьников в рамках достаточно узких профильных направлений подготовки могут быть привлечены специалисты-профессионалы, которыми, по вполне понятным причинам, каждая школа обладать не может. И это лишь один из возможных аргументов, говорящих о необходимости создания и внедрения системы профильного обучения школьников с использованием Интернет - технологий.

Казалось бы, дистанционная форма обучения и школа - понятия не совсем совместимые. Ведь школа изначально подразумевает очную форму обучения.

Но даже в школе дистанционная форма обучения может найти применение.

Индивидуальная форма обучения, находящая в последнее время все большее распространение в школах, обучение на дому для инвалидов, наверстывание материала, пропущенного учащимся по болезни, из-за прогулов или других причин, просто повторение пройденного материала с преподавателем или изучение какого-либо предмета факультативно - вот далеко не полный перечень причин, по которым дистанционная форма обучения может и должна быть использована в школьном образовании.

Внедрение дистанционного обучения в школе не должно начинаться с нуля. Должен быть мощный фундамент, который послужит залогом успеха использования дистанционного обучения в школе. Этим фундаментом должны стать педагогический коллектив учебного заведения с его богатыми знаниями и опытом традиционных технологий обучения учащихся, а также последние достижения в сфере информационных технологий, инновационные технологии образования, передовые методики и программы обучения.

А вот залогом успешного внедрения и использования дистанционного обучения в школе может стать только желание самого педагогического коллектива школы использовать дистанционную форму в учебном процессе и готовность продвигать ее в повседневную жизнь. Для развития дистанционного обучения в школе необходимо, в первую очередь (конечно, после того, что было упомянуто выше), техническое обеспечение дистанционного обучения. Без этого все попытки создать учителями на домашних компьютерах нечто, именуемое курсами дистанционного обучения, будет только личным желанием самого учителя, но не как согласованной программой школы.

Примером информатизации школьного образования в настоящее время можно взять школы, в которых учителя используют информацию из интернета. Так как в настоящее время почти у каждого в доме имеется компьютер, учитель спокойно задает домашнее задание со страниц в интернете, а ученики спокойно, приходя домой, включают компьютер и ищут задание в определенном месте. Всевозможную информацию по докладам и т.д. они так же могут прочитать в интернете при использовании электронных учебников.

Так же интернет используется для подготовки к единому государственному экзамену.

Для создания такой системы необходима многолетняя научно-исследовательская и практическая деятельность, в ходе которой были бы решены вопросы отбора содержания образования, создания необходимых методов обучения, разработки технических и программных средств, их содержательного наполнения, подготовки необходимых специалистов, формирования критериев отбора школьников для обучения по каждому профильному направлению и многие другие вопросы. Основной целью реализации проекта является предоставление учащимся старших классов общеобразовательной школы доступа к качественному образованию, обеспечение школьникам возможности изучения выбранных ими общеобразовательных дисциплин на профильном уровне с использованием сервисов, ресурсов и технологий Интернет.

Конечной целью проведения всего комплекса исследований должно стать создание условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационных и телекоммуникационных технологий в работе учреждений общего и начального профессионального образования.

При внедрении Интернет-технологий в профильное обучение старшеклассников планируется решение трех основных задач. Первая задача связана с разработкой цифровых образовательных ресурсов (См. Приложение Б), и программных средств учебного назначения, необходимых для профильного обучения по пятнадцати предметам (русский язык, литература, английский и немецкий языки, математика, информатика, история, обществознание, экономика, право, география, биология, физика, химия, мировая художественная культура).

Вторая задача состоит в необходимости дополнительной подготовки педагогов и ряда других специалистов, без которых профильное обучение с использованием Интернет - технологий было бы невозможным. Очевидно, что решение этой задачи должно включать в себя разработку методической базы дополнительной подготовки и собственно обучение педагогов и других специалистов.

Третья задача заключается в организации экспериментального обучения учащихся 10-11-х классов школы с использованием Интернет на профильном уровне по всем пятнадцати предметам. В ходе такого экспериментального обучения планируется разрешение комплекса организационных и методических вопросов, в том числе вопросов достаточности и качества учебных и методических материалов, реализуемости разработанных учебных программ и методических рекомендаций. Экспериментальное профильное Интернет-обучение школьников должно выявить достижение учащимися запланированных целей обучения (по каждому учебному предмету), результативность и эффективность учебной работы, удовлетворенность учебным процессом со стороны учащихся и педагогов, отношение к новой форме учебной работы школьников со стороны родителей и общественности.

Кроме отмеченного выше экспериментальное обучение должно выявить эффективность используемой системы подбора и дополнительной подготовки педагогических кадров, в том числе полноты описания и обоснованности квалификационных требований, предъявляемых к педагогам, уровню их общей и дополнительной профессиональной подготовки, эффективности системы дополнительной подготовки и методической поддержки педагогов.

Экспериментальной проверке подлежит система технических и технологических решений, использованных при проведении профильного Интернет - обучения. В этом направлении должны быть проверены надежность функционирования программно-технических комплексов, обеспечивающих Интернет-обучение школьников, включая серверы, на которых установлены соответствующие прикладные программные средства, используемые в учебном процессе технические системы и средства связи, оболочки, базы данных и комплексы инструментальных средств, поддерживающие и обеспечивающие процессы Интернет - обучения, цифровые образовательные ресурсы и программные средства учебного назначения. Необходимо определить степень эффективности, надежности и удобства используемых процедур и средств доставки учебных материалов, оценки результатов учебной работы школьников.

.3 Компьютер - как средство повышения эффективности процесса обучения в школе

Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний.

Применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний. Программы-контролеры позволяют осуществлять контроль усвоения изученного материала. Преимущество данных программ в том, что ученик, совершив ошибку или выполнив работу на «2», может снова вернуться к заданию. В этом случае школьник работает в темпе, соответствующем его природным задаткам. Основная задача учителя - мотивировать ученика в его занятиях географией. Повысить интерес к предмету можно через создание мультимедийных презентаций и интерактивных программ. Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, а внимание - множитель информации. Она позволяет учащемуся реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха, способствует его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию творческих способностей. Использование компьютерных презентаций делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Работая в Интернете с сайтами, ученики получают более полную и свежую информацию о туристических регионах и центрах мира, статистические материалы по различным темам, имеют возможность отслеживать динамику экономических и социальных процессов.

Компьютерный класс (КИВТ), обеспечивается всем необходимым, согласно положению и методикам для преподавания дисциплин. Кабинет информатики и вычислительной техники (КИВТ) - это учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, межшкольного учебно-производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения практических и теоретических, классных, внеклассных и факультативных занятий по курсу "Основы информатики и вычислительной техники" (ОИВТ). Кабинет информатики используется в преподавании различных предметов, в организации внеклассных занятий, для эффективного управления воспитательным процессом.

Для обеспечения организации работы кабинета информатики приказом директора школы назначается заведующий КИВТ из числа учителей информатики. Заведующий кабинетом является организатором оборудования кабинета, работы учителей и учащихся по применению средств вычислительной техники, информационных технологий в преподавании информатики и других учебных предметов. Заведующий КИВТ обеспечивает использование кабинета в соответствии с учебным планом школы, разрабатывает перспективный план оборудования кабинета, принимает меры по его дооборудованию и пополнению учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения в соответствии с «Перечнем», несет ответственность за сохранность имеющегося в кабинете оборудования и средств вычислительной техники. Заведующий несет ответственность за ведение журнала инвентаризационной записи, содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания, регистрацию отказов ПЭВМ и организацию их отладки или ремонта, поддержание санитарно-гигиенических требований и требований техники безопасности.

Занятия в Компьютерном классе (КИВТ) должны служить:

современной вычислительной техники, умений и навыков решать задачи с помощью ЭВМ;

ознакомлению учащихся с применением вычислительной техники на производстве,

в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении;

развитию у учащихся теоретического мышления в процессе изучения основ информатики;

совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса.

Интернет открывает широчайшие возможности для всех участников образовательного процесса.

Среди полезных образовательных ресурсов можно назвать:

Электронная почта - для обмена информацией между студентами, преподавателями и учебными заведениями.

Списки рассылки - для рассылки общей информации учебной группе и организации коллективных обсуждений; также полезным являются данные о научно-исследовательских грантах, стипендиях, конкурсах.

Передача файлов при помощи FTP, позволяющая через FTP-сервер организовать обеспечение студентов и слушателей базовыми методическими и учебными материалами и программным обеспечением.

Использование технологий WWW, которые в настоящее время может служить базовыми технологиями для организации дистанционного образования. Сюда относятся различные Online курсы и мастер-классы. Основным преимуществом данного ресурса является быстрота обратной связи.

Доступ к мировым информационным ресурсам через Интернет. Это, прежде всего сайты издательств и библиотек. На этих сайтах можно ознакомиться с книжными новинками и отзывами на них, заказать нужные книги и периодические издания. Большинство из этих сайтов также имеют бесплатные рассылки, что позволяет без особых усилий отслеживать новые работы по интересующим направлениям. Отдельно следует отметить такие ресурсы как Федеральный общеобразовательный портал (www.edu.ru) и Российский общеобразовательный портал (school.edu.ru).

Сайты высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, общественных и государственных организаций. Они значительно облегчают налаживание контактов между вузами, организацию совместных мероприятий, обмен опытом и информацией, проведение конференций и семинаров и т.д.

Также эффективным является создание каталога ежегодных и грантов и грантов с неограниченным сроком подачи заявок. Каталог должен быть доступен как во внутренней сети, так и в печатном виде.

Для оптимизации НИРС также можно создать и разместить во внутренней сети базу данных по проводившимся в Вузе исследованиям. Этот ресурс позволит студентам, аспирантам и преподавателям получить доступ ко всем научным работам вуза, а также существенно облегчит осуществление совместных проектов и создание научно-исследовательских групп (в том числе и межкафедральных).

Менее востребованным, однако, все же действенным является организация форумов, посвященных обсуждению научных работ студентов.

На наш взгляд, постоянная работа подобного рода форумов не будет востребована, поэтому их следует организовывать в течение двух-четырех недель до и после проведения значительных внутривузовских и межвузовских конференций и семинаров.

.4 Интернет- технологии обучения в вузах

Современное образование в узах не возможно без использования всевозможных интернет-технологий.

Во всех городах мира в вузах для более упрощенного обучения пользуются интернет-технологиями.

Интернет ресурсы также могут быть использованы для эффективной организации научно-исследовательской деятельности и учебно - исследовательской работы студентов.

При разработке системы организации НИРС, необходимо учитывать эти факторы и, отдавая предпочтение использованию информационных технологий, создавать, особенно на первых этапах, альтернативные дублирующие модели, уменьшая их роль постепенно.

Так, для оперативного оповещения студентов и преподавателей о поступающих предложениях рекомендуется создать информационный центр, который будет регулярно освещать новую информацию в стенной или периодической печати.

Можно привести некоторые примеры:

)Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики является одним из мировых лидеров в подготовке специалистов в области передовых информационных и оптических технологий. В этом университете дистанционно проходят олимпиады по информатике. В этом году они снова стали абсолютными чемпионами по программированию. ИТМО связывает свою дальнейшую судьбу с новыми образовательными технологиями, в первую очередь, технологиями Интернет.

В системе университета дистанционного обучения введен новый сервис. Теперь родители смогут оперативно получать отчеты об учебных достижениях своих родственников, обучающихся в этом Университете. Для получения отчетов о своих родных им требуется заполнить заявку и не посещать вуз.

) Гуманитарно-экономический и Информационно-технологический Институт (ГЭИТИ) - образовательное учреждение, реализующее программы высшего профессионального образования в очно-заочной и заочной форме, применяя в образовательном процессе технологии дистанционного обучения. Благодаря программам ГЭИТИ Вы можете получать первое и второе высшее образование дистанционно в московском вузе из любой точки России и мира.

Студенты вузов Нижнего Новгорода получают высшее профессиональное образование в таких высших учебных заведениях Нижнего Новгорода, как: Нижегородская правовая академия, Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, Нижегородский филиал Государственного университета - Высшая школа экономики и другие.

Появление дистанционных технологий в образовании жителям Нижнего Новгорода и Нижегородской области дает прекрасную возможность получить высшее профессиональное образование, не выходя из дома. Дистанционная форма обучения иногда является единственно возможной при совмещении, к примеру, работы и учебы в высшем учебном заведении. Для этого необходим лишь дома или на работе компьютер и выход в интернет. В интернете можно получить знания и даже сертификат по окончании обучения не выходя из дома. Примером этому может служить Интернет-университет информацонных технологий : www.intuit.ru. Дистанционное обучение в НОУ «ИНТУИТ» - это самый удобный способ получения знаний, который может помочь получить новую работу и занять более высокую должность. Здесь можно получить много бесплатных курсов, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, интересных докладов и другой полезной информации. Следует, однако, иметь в виду, что практическое использование Интернет в наших вузах весьма ограничено в связи со следующими факторами:

· недостаточное количество преподавателей и специалистов, имеющих реальный опыт работы в Интернет и разработки приложений для Интернет;

· недостаточно развитая коммуникационная инфраструктура в стране и скорость каналов подключения к Интернет у университетов и учебных заведений;

· бедные информационные ресурсы образовательного характера на русском языке (включая ресурсы СНГ);

· слабая оснащенность компьютерами вузов;

· высокая стоимость использования Интернет.

1.5 Преимущества электронного обучения

Электронное обучение - это обучение в режиме онлайн в Интернете, или в режиме онлайн - на рабочем месте или дома, в зависимости от настроения, используя компакт-диски, что полностью соответствует нашему девизу: "Когда угодно, чему угодно и где угодно". Электронное обучение - интерактивно и мультимедийно и означает развлечение во время обучения.

Основные преимущества применения электронного обучения можно разделить на три группы.

Организационные:

удобства, связанные с возможностью работать над учебным материалом в удобное время и в любом месте, где можно выйти в Интернет;

возможность синхронной и асинхронной коммуникации с преподавателем и другими обучающимися;

простота использования.

Психолого-педагогические:

возможность реализации нелинейных, гибких концепций обучения;

индивидуализация процесса обучения (индивидуальный темп, задания по выбору, учет индивидуальных интересов и склонностей);

интерактивность процесса обучения;

мультимедийность процесса обучения (использование не только текстовых, гипертекстовых, графических материалов, но и аудио-, видеофайлов, анимации и т.д.);

активность всех каналов восприятия информации благодаря мультимедийности;

возможность сочетать индивидуальные и групповые задания;

возможность организации групповой работы в асинхронном режиме.

Социальные:

обеспечение более широкого доступа к образовательным услугам;

открытость процесса обучения;

значительное удешевление образовательных услуг.

Частью общего процесса информатизации образования является электронное обучение (e-learning). Термин e-learning получил в России широкое хождение в последние годы в связи с вхождением нашей страны в Болонский процесс для облегчения взаимопонимания с зарубежными коллегами. Он обозначает использование ИКТ в учебном процессе.

Под информационно-коммуникационными технологиями понимаются программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [IV].

Применительно к обучению выделяют следующие виды ИКТ:

компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы);

обучающие системы на базе мультимедиатехнологий;

интеллектуальные и обучающие экспертные системы;

базы данных по отраслям;

средства телекоммуникации (электронная почта, телеконференции, сети обмена данными и т.д.);

- электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Основные дидактические функции ИКТ заключаются в следующем:

презентация содержания (текстов, графиков, фотографий, картинок, звуков и т.д.);

создание заданий и упражнений;

коммуникативная функция (коммуникация может быть асинхронной, как, например, при использовании электронной почты или проведении веб-форумов, и синхронной, как, например, в чате);

оценочная функция;

организационно-управленческая функция.

Если этот курс должен располагаться на компьютере учащегося, пользователь может решить не устанавливать файлы учебного пособия, если они значительно увеличивают объём занимаемого приложением места. В том случае, если пользователь должен подключаться к материалу через Интернет, размер файла также важен.

Теленаставничество и дистанционная подготовка используют последние технологии для одной из древнейших форм обучения. В этих типах электронного обучения используются видеоконференции, мгновенный обмен сообщениями, Интернет - телефоны и другие инструменты совместной работы, помогающие менторам руководить развитием своих протеже.

Реалии сегодняшнего дня требуют поиска наиболее быстрых и дешевых способов освоения и передачи знаний. E-learning - один из инструментов решения этой острой проблемы. Широкий спектр методов дистанционного обучения позволяет при их выборе учитывать как требования бизнеса, так и индивидуальные предпочтения сотрудников предприятия.

Электронное обучение может использовать практически любая организация. Очевидная «универсальная» выгода состоит в возможности оптимизировать бюджет на обучение путем сокращения издержек. Если раньше об этом говорили как о преимуществе для SMB (small-medium business - малый и средний бизнес - прим. корр.), то сейчас вопрос экономии волнует и крупные компании.

Важный фактор - реализация с помощью средств e-learning программ повышения квалификации и развития персонала по единым стандартам, например, для холдинговых или территориально-распределенных структур. В этом случае HR-менеджеры получают более широкие возможности работы с кадровым резервом. Кроме того, сами сотрудники могут использовать полученные знания практически сразу, отрабатывая ключевые навыки.

При использовании этой технологии, как и любой другой методики, необходимо изначально обозначить четкие и однозначные цели, разработать программу реализации и критерии оценки эффективности. E-learning имеет свои ограничения в применении, и если, сотрудникам нужно отработать навыки прямых продаж, более действенным инструментом для них будет тренинг.

К основным преимуществам электронного обучения, пожалуй, можно отнести удобные время и место для занятий без отрыва от производственной деятельности, индивидуальный график и, безусловно, экономию времени и денег. Для крупных территориально распределенных холдингов и компаний с разветвленной географической структурой это реальная возможность обучать сотрудников с минимальными затратами.можно эффективно использовать в сфере образовательных услуг.

Во-первых, вы можете найти материалы для диссертационной работы, курсовых и дипломных проектов. В отличие от зачастую ограниченных книжных ресурсов местной библиотеки, к вашим услугам мировые информационные сокровища. Через Internet можно найти коллег по работе в разных странах и организовать совместный научный проект. Обратившись напрямую через представительство образовательных учреждений в WWW, вы найдете информацию об интересующих научных конференциях, а также о возможности обучения или стажировки за рубежом.

С появлением Internet новый импульс приобрело заочное образование. Использование современных сетевых технологий позволяет сейчас получить полноценное образование или пройти переподготовку без отрыва от основного вида деятельности. В Internet появляется все больше и больше виртуальных университетов, предлагающих образовательные услуги. Этот способ обучения называется дистанционным.

Использование ИКТ в образовании вызывает значительные изменения в его организации, методах, формах. Многие ученые считают электронное обучение новой образовательной парадигмой, ведь ИКТ претендуют на моделирование процесса обучения в целом. Например, обучающие платформы, в отличие от компьютерных программ, не работают с конкретным содержанием, а лишь задают рамки, в которых может разместиться любой учебный материал. Тем выше должны быть требования к качеству их дидактико-методической составляющей. Однако ИКТ не разрабатывались специально для образования, поэтому остается много нерешенных проблем, связанных с анализом их дидактических свойств и разработкой методик их применения в учебном процессе. Неслучайно в последние годы активно развивается электронная педагогика.

2 Методика использования информационных и телекоммуникационных технологий в обучении

.1 Обучающие программы

В современном обществе существует множество обучающих программ, которые помогают им реализовывать свои проблемы.

Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.

Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:

наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;

расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;

завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;

использование автоматического устройства;

индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).

При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП - это необходимое условие успешности обучения. Хорошо построенная ОП позволяет:

избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым ученикам;

учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).

При работе с ОП большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Чтобы не ставить учащихся в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только после длительной опытной проверки ОП и умения учащихся свободно работать с компьютером.

Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.

Обучающие программы распространяются, как правило, на дискетах или СD, ВВS и FTP. Чаще всего такие программы применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Наибольшую популярность среди такого рода учебных материалов получили различные курсы иностранных языков, гораздо реже попадаются обучающие программы по естественнонаучной тематике: например «Физика на компьютере». Особая разновидность учебных пособий - разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие, как Microsoft Encarta, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» Не являясь чисто учебными материалами, они тем не менее могут оказаться весьма полезными в школах в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора учащихся.

В настоящее время прослеживаются четыре пути создания обучающих программ на основе:

прямого программирования на языках высокого уровня (в том числе на JAVA для сетевых вариантов ПСУН);

инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, незнакомому с программированием. Среди используемых отечественных инструментальных систем можно отметить АДОНИС, УРОК и системы, позволяющие создавать мультимедиа программные продукты, это: ДЕЛЬФИН-3 (разработка МЭИ), Statpro Multimedia (разработка МЭСИ) и др.

использования готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, Рос НИИ информационных систем, Института информатизации образования и других организаций;

заказа специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ПСУН.

Выбор пути зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавательского состава и его творческих возможностей и желания.

В настоящее время происходит внедрение системы дистанционного обучения в образовании, которая предусматривает информационное взаимодействие удаленных друг от друга от преподавателей и студентов при помощи телекоммуникационных технологий и сети Интернет. Быстрый рост числа учащихся по технологии дистанционного образования свидетельствует о ее перспективности.

Технологию системы дистанционного обучения необходимо рассматривать как составную часть единой информационно-образовательной системы ВУЗа, в которой образовательный процесс построен на базе новейших информационных технологий.

Многие помнят обучающие телепередачи, транслировавшиеся в свое время на всю страну. С началом эпохи компьютеризации и Интернета удобство дистанционного обучения многократно возросло: отправка преподавателю выполненных заданий и написанных рефератов и эссе занимает теперь не 2-3 недели, а считанные минуты. Комментарии руководителя и ответы на вопросы студента приходят оперативно, а не тогда, когда вносить изменения в работу уже поздно.

Все чаще мы видим, что в дистанционном обучении привычного нам контакта «ученик-учитель» не происходит. На смену «живым» преподавателям в дистанционном обучении постепенно приходят программы. Исчезает человеческий фактор. Хорошо это или плохо? Рассмотрим плюсы и минусы обучающих программ для русскоязычных школьников, которые представлены в настоящее время как на CD, так и в сети Интернет.

Современные обучающие программы для школьников не сводятся к выводу на экран текста учебника. Это учителя, репетиторы и справочники одновременно. Естественно, компьютер при этом не является лишь звеном между настоящим преподавателем и учеником, как это происходит в классическом процессе дистанционного обучения: здесь мы имеем цепочку всего из двух звеньев, «ученик-компьютер», со всеми плюсами и минусами отсутствия общения с реальным учителем.

Минусы программ:

Отсутствие человеческого общения может негативно сказываться на ребенке, вся система обучения которого построена на интерактивном общении с компьютером. Школа - мощная система социализации, и форумы и чаты в Интернете ее не заменят.

При отсутствии хотя бы опосредованного, но все же контакта с преподавателем невозможно гарантировать, что человек добросовестно выполняет все полагающиеся задания. Отсюда возникает проблема сертификации учащихся - курс-то они пройти могут, но кто докажет, что его прошли именно они? Если обучаемый - ребенок, то как давать ему контрольные и обеспечить отсутствие списывания? Максимум, на что способна программа, - обеспечение обучения, но не достоверной проверки качества успеваемости.

Плюсы программ:

Компьютер предлагает стандартизованную программу обучения, причем обычно пошаговую: так же, как и в очном обучении, существует ряд этапов, которые последовательно изучаются. Можно перепрыгивать через этапы (например, если учащийся не изучает предмет «с нуля», а восполняет пробелы в образовании или повторяет особенно трудные разделы).

Поскольку материал обычно четко структурирован, можно пользоваться обучающей программой или Интернет-ресурсом как справочником.

Компьютер для ребенка - это всегда увлекательно и интересно. Кто из нас не вытаскивал насильно детей из-за монитора после нескольких часов, проведенных ими в Интернете или за играми? Компьютерные обучающие программы помогут направить «компьютероманию» ребенка в относительно полезное русло.

Поскольку время на изучение раздела не ограничено, обучаемый не испытывает стресс, который знаком каждому школьнику: страх не собраться с мыслями после внезапного вопроса преподавателя и принудительного вызова «к доске».

Заменить полностью очное образование дистанционное обучение пока что не в силах: его стандартизованность помогает «дотянуть» знания учащегося до определенного уровня, но дать больше положенного программа не в силах. Точно так же пока что она не в силах распознать особый талант и индивидуальность ребенка, дабы направить обучение в определенном направлении. В то же время многим требуется от программы именно стандартизованность: есть учебный план, и учащийся должен его выполнить.

В настоящее время Интернет-ресурсы и обучающие программы призваны выполнять роль дидактических материалов, а также материалов для самообучения, но в последнем случае мы должны помнить, что качество получаемого образования зависит преимущественно от сознательности обучаемого. В защиту подобных проектов следует сказать, что детям действительно нравится подобное обучение. Опросы, проводимые среди учеников школ, оборудованных информационной системой «КМ-Школа», свидетельствуют об интересе учащихся к компьютерным программам обучения. Часто образовательные CD и Интернет-ресурсы также содержат справочную информацию (энциклопедии, архивы электронных текстов и проч.), причем все это, естественно, мультимедийно: по запросу выводятся иллюстрации и видеоролики, можно прослушать аудиофайлы, мгновенно перейти к связанным с предметом интереса статьям.

Таким образом, обучение русскоязычных школьников посредством CD и Интернета одновременно и шире, и уже классического очного обучения. Несомненно, полноценной заменой школьному процессу такое обучение стать не может, но его вполне можно использовать в условиях, когда школьное обучение недоступно в силу географических, психологических факторов, факторов здоровья и проч. Для любого школьника такие ресурсы и программы могут стать подспорьем в образовательном процессе. Преподаватель, независимо от того, индивидуальные или групповые занятия он проводит, может объяснять учащимся темы при помощи мультимедиа-приложений, выводя их на экран при помощи проектора и используя в качестве дидактических материалов, или давать задания, которые ученики могут выполнять в его присутствии на персональных компьютерах.

Итогом данной статьи может служить следующее: обучающие программы и ресурсы - это инструмент. Адекватность и результаты его применения зависят от обучаемого и лиц, контролирующих его обучение, если таковые имеются.

Наиболее известные проекты создания обучающих программ на CD: «Кирилл и Мефодий».

Наиболее посещаемые обучающие Интернет-проекты Рунета: VIP.KM.RU - сетевая версия обучающих программ «Кирилла и Мефодия» с расширенными возожностями: дополнительно архив электронных книг, mp3, 12 энциклопедий, тренинги по компьютерным программам и прочее.

2.2 Новые информационные технологии

Информационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.

Благодаря новым возможностям, использование компьютерных технологий обучения в наше время имеет огромное значение. XXI век - век информатизации, несомненно вносит свои коррективы в традиционное обучение иностранным языкам. Главное научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе. Компьютер может выполнять многие функции и не зря его часто сравнивают с искусственным интеллектом.

Внедрение современной компьютерной техники и средств передачи информации в различные сферы человеческой деятельности привело к появлению принципиально новых способов осуществления этой деятельности. Эти способы, основанные на широком использовании уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению и предоставлению информации, объединены в понятие новые информационные технологии (НИТ).

Бурное развитие современных средств информационных технологий, в частности компьютерных информационных технологий, приводит к тому, что происходит процесс внедрения этих технологий в такие сферы деятельности человека, как наука, производство, искусство, образование и т.д. В связи с этим современная вычислительная техника предлагает широкий диапазон технических и программных средств, способных решить большое количество профессиональных задач.

Современный рынок представлен компьютерной техникой, способной производить миллионы операций в секунду, высококачественными средствами ввода-вывода информации (как графической и текстовой, так и видео-, аудиоинформации), мощными средствами передачи информации на большие расстоянии. В то же время большой выбор программного обеспечения позволяет решать поставленные задачи, не имея навыков программирования, обходясь лишь навыками пользователя. При этом важной особенностью является постоянное совершенствование технических средств и методов обработки информации.

Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Сегодня уже трудно найти сферу деятельности человека, где часть задач не решалась бы с помощью компьютера.

Практически во всех городах России существуют глобальные или локальные компьютерные сети того или иного масштаба, которые позволяют решать различные хозяйственные, экономические, финансовые и прочие административные вопросы намного быстрее, чем это происходило раньше. Это объясняется в первую очередь тем, что количество информации многократно увеличивается, а ее структура усложняется. Происходит это не только за счет появления большого числа независимых источников информации, но и в силу того, что электронные технологии делают информацию более доступной. Подобные изменения оказывают непосредственное влияние и на сферу образовательных услуг, предъявляя новые требования к ее содержанию.

Как и все технологии, информационные технологии находятся в постоянном развитии и совершенствовании (см. Приложение В). Этому способствуют появление новых технических средств, разработка новых концепции, методов организации данных, их передачи, хранения и обработки, форм взаимодействия пользователей с техническими и другими компонентами информационно-вычислительных систем.

Расширение круга лиц, имеющих доступ к информационно-вычислительным ресурсам систем обработки данных, а также использование вычислительных сетей, объединяющих территориально удаленных друг от друга пользователей, особо остро ставят проблему обеспечения надежности данных и защиты их от несанкционированного доступа. В связи с этим современные информационные технологии базируются на концепции использования специальных аппаратных и программных средств, обеспечивающих защиту информации

Следующим шагом в совершенствовании информационных технологий, используемых в организационно-экономическом управлении, является расширение сферы применения баз знаний и соответствующих им систем искусственного интеллекта.

База знаний - важнейший элемент экспертной системы, создаваемой на рабочем месте специалиста управления. Она выступает в роли накопителя знаний в конкретной области профессиональной деятельности и помощника при проведении анализа экономической ситуации в процессе выработки и принятия управленческого решения.

К новым информационным технологиям в образовании относят:

применение средств мультимедиа в образовательный процесс (например, презентации, видео);

доступность учебных материалов через сеть Интернет для любого участника учебного процесса (например, конспекты лекций в Интернет в свободном доступе, видео-курсы лекций, семинаров);

возможность консультирования студентов преподавателями в любое время и в любой точке пространства посредством сети Интернет;

внедрение системы дистанционного образования (например, трансляция лекций через Интернет в online).

2.3 Применение мультимедиа- технологий

Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;

имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;

допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;

допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;

допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;

устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.

Организация аудиторных занятий с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств. В ходе урока самими школьниками может создаваться до предела визуализированная красочная учебно-игровая среда, что производит буквально революционный эффект в восприятии предмета "Информатика" школьниками.

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Внедрение в преподавании современного курса информатики мультимедиа технологий выявило ряд положительных сторон и несколько трудных моментов. Так организация занятий с использованием мультимедиа-технологий с применением специального проектора дает возможность наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения и экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала. В тоже время появляются дополнительные требования к подготовке мультимедийных материалов и организации урока.

Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.

Так при использовании мультимедиа на уроке через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания.

Из всех информационных каналов визуальный - самый мощный, поэтому его использование в области образования средствами мультимедиа более разработано. Однако это не отменяет важности и значения других мультимедиа-технологий. Например, эффективность усвоения материала значительно повышает создание для каждого мультимедийного учебника своей ритмичной доминанты с помощью оптимального подбора музыкального сопровождения. Продуманное взаимодействие клавиатуры и мыши в мультимедийных учебниках в сочетании с другими добавляет ещё одно преимущество данной образовательной технологии. Оно основано на том, что мануальные упражнения существенно развивают память. Не случайно раньше в гимназиях контурные карты рисовали - чтобы «набить» руку и чтобы лучше запомнить. Если в дальнейшем добиваться возрастания норм пользования (свести к минимуму случайное нажатие клавиши), то моменты, связанные с мышью и клавиатурой будет легче формализовать. Здесь необходимо опираться на исследования в области инженерной психологии и эргономики.

2.4 Использование электронных учебников

Электронный учебник - компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого. Спектр использования электронных учебников- самостоятельная индивидуальная работа студентов. Поэтому использовать электронные учебники в рамках обычной классно урочной системы часто не приемлемо.

Электронные учебники должны содержать только необходимый минимум текстовой информации, так как воспринимать ее с экрана компьютера не всегда удобно. Гипертекстовые ссылки позволяющие получить контекстную помощь позволяют изучать материал не линейно, в той последовательности, которая удобна и интересна студенту. Использование аудиосопровождения материала делает учебник более понятным и доступным. Основное же, на мой взгляд, в электронном учебнике, мультимедиа- демонстрация явлений и процессов, которые трудно или не возможно проследить в реальном времени или провести в качестве эксперимента в учебной аудитории. Немаловажным фактором является открытость учебника, то есть возможность его модернизировать, вносить новый материал. Такими свойствами должны в идеале обладать электронные учебники.

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса.

Использование электронной почты так же упрощает работу обучающихся.

В настоящее время электронная почта - одна из наиболее популярных услуг Интернета. Кроме того, e-mail поддерживает и большинство коммерческих оперативных служб; именно ради нее многие люди оплачивают доступ к Интернету или к другим оперативным службам. Чтобы послать сообщение в другой город, страну и т.д. нужно прочто указать электронный адрес (e-mail address) получателя. Эти адреса включают идентификатор пользователя, за ним следует знак @, затем адрес компьютера-получателя. Например, электронный адрес президента Соединенных Штатов Америки выглядит так: president@whitehouse.gov. Последние три буквы означают, что адрес зарегистрирован на домене Интернета, который оплачивается правительством.

Обращаясь в Интернет через местного поставщика или крупную коммерческую оперативную службу, Вы можете обмениваться любым количеством электронных сообщений, не затрачивая средства на оплату междугородных и международных телефонных звонков. К тому же e-mail имеет дополнительное преимущество: Вы будете получать почту в удобное для себя время, а одно и то же сообщение сможете отправить любому количеству людей одновременно.

Основной составляющей кейс-технологии является обычный печатный или электронный учебник, который выпускается в модульном исполнении. Он содержит дидактический план, список литературы, перечень умений, которые должны быть освоены обучающимися в процессе работы над модулем. Содержательная часть выполняется в виде тематического обзора, представляющего текст реферативного характера по теме учебной дисциплины, методические рекомендации по изучению курса. Кроме того, учебник включает в себя занятия для самостоятельной работы, тренинг умений, глоссарий. Вместе с учебником разрабатывается база тестовых заданий. Дополнительно к учебнику можно разработать слайд - лекции с большим количеством рисунков, схем, диаграмм и других видеофрагментов, которые имеют свои преимущества перед классическими аудиторными лекциями, т.к. отличаются максимальной информативностью, четкой структурированностью материала и наиболее доступной для понимания формой его подачи. Эффект компьютерного обучения возрастает по мере увеличения доли учебного материала, включаемого в сценарий компьютерного воплощения дистанционно обучения. В постоянном сценарии обучающийся как бы ведет диалог с преподавателем, который заранее предусмотрел, какие вопросы при изучении материала могут возникнуть у обучаемого, какие типовые ошибки при разборе поясняющих примеров он может допустить, какие подсказки при этом понадобятся, к какому фрагменту учебного материала ему следует вернуться.

Проведенные статистические исследования использования обучающих и тестирующих программ по различным дисциплинам (в рамках учебного процесса и компьютерных курсов) показывают, что их применение позволило повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому учащемуся независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при информационных технологиях обучения компьютеру на время переданы отдельные функции преподавателя. А компьютер может выступить в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады. Время идёт, и программы быстро устаревают. И учебный материал, и форма представления. В настоящее время в сфере образования наиболее актуальным становится разработка компьютерных программ - электронных учебников по различным дисциплинам. Компьютерные учебные программы создаются по тем дисциплинам, которые являются профилирующими в профессиональной подготовке. Если мы возьмем электронное издание, которое хранится на компакт-диске (CD-ROM) и воспроизведем его на компьютере, то мы сможем увидеть текст, иллюстрации, кинофильм, услышать звук. Такое издание отличается от печатного и по своему внутреннему оформлению, и по внешнему виду. Разумеется, можно взять какую-либо печатную книгу и преобразовать ее в электронное издание. Тогда текст будет находиться не на листах бумаги, а в памяти компьютера. Если еще при этом использовать звук, видео, анимацию, гиперссылки, то это уже будет иное по своей структуре издание. Таким образом, отличие электронных изданий от печатных в том, что в первых есть возможность создавать и воспроизводить информацию в разнообразных формах, которые нельзя применить в печатных книгах. Хранится такая информация на магнитных дисках. Электронные издания распространяются или с помощью компакт-дисков, или через сеть Интернет. В настоящее время существует большое количество Web-сайтов электронных изданий. Это и каталоги, и справочники, и учебная литература, и тексты художественных книг, и другая разнообразная информация, Через сеть Интернет распространяются также учебные программы по отдельным дисциплинам для самостоятельного обучения.

Электронный учебник является ключевым моментом заочно-дистанционной формы обучения. Несмотря на то, что термин "Электронный компьютерный учебник" (ЭКУ) приобретает все большее распространение, разные авторы вкладывают в него существенно различный смысл. Единое общепринятое определение отсутствует, однако ясно, что его нельзя сводить только к одному из многочисленных видов обучающих программ. Довольно распространенным является взгляд на ЭКУ, как на программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел и часто объединяющий в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Он не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, и не заменяет работу студента с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений и т.п. Этот «электронный лектор» призван не только сохранить все достоинства книги или учебного пособия, но и в полной мере использовать современные информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. К таким возможностям относятся:

представление физических, химических и т.п. процессов в динамике· наглядное представление объектов и процессов, недоступных для непосредственного наблюдения (процессы в микромире, космические процессы, процессы, обладающие очень малыми или очень большими характерными временами и т.п.);

компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования, материалов, реагентов, а также опасных для жизни и здоровья человека, и их наглядное представление· аудиокомментарий автора учебника· включение в учебный материал аудио- и видеосюжетов, анимации;

организация контекстных подсказок, ссылок (гипертекст);

быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в цифровом или графическом виде ;

оперативный самоконтроль знаний студента при выполнении им упражнений и тестов.

Основное содержание ЭКУ должно включать:

опорный конспект;

конспект лекций;

детализированный курс;

углубления отдельных разделов курса.

Одно из преимуществ электронного учебника - возможность быстрого совершенствования. И в этом смысле вряд ли можно каждый раз подвергать его тем же процедурам экспертизы, которые установлены для обычных учебных изданий. С другой стороны, электронная форма требует участия в экспертизе медиков, психологов и других специалистов в области охраны здоровья.

Несмотря на то, что электронный учебник - это необходимый элемент электронного обучения, он обладает целым рядом преимуществ.

Во-первых, он вызывает несопоставимо больший интерес детей. В отличие от старших поколений, многие современные дети буквально живут в виртуальном мире. Между поколениями в ещё большей мере, чем между странами, существует «цифровой разрыв». В этом смысле электронный учебник обращается к новому поколению на доступном и любимом им языке. Например, успех южно-корейского эксперимента «Электронный репетитор» во многом связан именно с тем, что создал для учеников дополнительную мотивацию.

Во-вторых, электронный учебник позволяет в гораздо большей мере, чем обычный, индивидуализировать процесс обучения. Не имея ограничений в объёме информации, он может быть насыщен разнообразными дополнительными материалами, заданиями различного уровня, рассчитанными на детей с различными интересами и различной подготовкой. В частности, проблема обучения на базовом и профильном уровнях, которая давно обсуждается, но в массовом порядке до сих пор не решена, в данном случае получает гораздо более широкие возможности для претворения в жизнь.

В-третьих, электронный учебник обладает гораздо более широкими возможностями воздействия на все каналы восприятия по сравнению с обычным. Это не очень хорошо, но современное поколение детей ориентировано не столько на печатный текст, сколько на картинку. В результате возникает т.н. клиповая культура, а социологи спорят: является ли в информационном обществе человек более информированным или более дезинформированным? В любом случае нельзя не считаться с реальностью, а искать средства преодоления противоречий технического прогресса нужно при помощи самого же технического прогресса. Использование мультимедийных средств позволяет влиять не только на разум, но и на чувства, а вместе с тем с помощью картинки увеличивать объём информации, доступный человеку. Соответственно, растёт скорость восприятия и облегчается его процесс.

В-четвёртых, есть ещё такое тривиальное преимущество электронного учебника, как его лёгкость. Действительно, для ребёнка нести в школу современный комплект обычной учебной литературы - это тяжёлый физический труд, весьма вредный для здоровья вообще и для позвоночника, в частности. По мнению же ряда специалистов (доктор медицинских наук В. Базарный), болезни позвоночника для современных детей являются причиной большинства других заболеваний.

2.5 Телекоммуникационные технологии

Совершенствование вычислительной базы, высокие темпы информатизации и интенсивное развитие инфраструктуры широкополосного доступа привели в последнее десятилетие к широкому внедрению и эффективному практическому использованию технологий видеоконференцсвязи (ВКС) в самых различных областях деятельности и сегментах рынка. Технологии ВКС находят применение в видеотелефонии, деловых телеконференциях, телемедицине, судебной практике и др.

Одним из наиболее социально значимых направлений использования ВКС является реализация дистанционного обучения (ДО) в среднем, высшем и дополнительном профессиональном (ДПО) образовании. Потенциальные преимущества дистанционного обучения по видеоконференционной технологии очевидны. Вещательный характер дистанционной лекции позволяет обслужить единовременно и из единого центра большое количество удаленных групп учащихся; при этом экономится ресурс рабочего времени преподавательского состава, снижаются операционные издержки поставщика образовательных услуг, исключаются расходы учащихся на проживание и проезд к месту проведения обучения. Интерактивность, присущая сеансу ВКС, позволяет существенно повысить эффективность ДО за счет организации взаимодействия преподавателя с учащимся в режиме реального времени, в отличие от такого метода ДО как однонаправленная телевизионная лекция (будь то в записи или в реальном времени).

Наконец, что особенно важно в российских условиях, ДО по видеоконференционной технологии является способом оперативно компенсировать отсутствие адекватного предложения образовательных услуг и дефицит квалифицированных преподавательских кадров в экономически отстающих регионах. Применительно к ДПО это означает возможность выстроить систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации (которая является критическим фактором сохранения конкурентноспособности) для значимых промышленных центров.

При всей очевидности преимуществ ДО по технологии ВКС, эти преимущества до недавнего времени оставались потенциальными, поскольку успешная практическая реализация такого ДО сопряжена с множеством технологических проблем и ограничений, особенно учитывая, что из всех областей применения ВКС дистанционное обучение является самым требовательным в технологическом отношении. Кроме того, сдерживающим фактором была дороговизна специализированных комплексов ВКС. Поэтому в то время как внедрение дистанционного онлайн-обучения достигло большого размаха, и ведущие мировые образовательные учреждения уже реализуют образовательные программы, построенные исключительно по веб-технологии, использование ВКС имеет пока еще фрагментарный и вспомогательный характер.

Предпосылки изменения такой ситуации видятся в том, что в последние годы разработаны профессиональные программные средства ВКС, для функционирования которых вполне достаточной является производительность современных персональных компьютеров (ПК). Таким образом, стало возможным строить достаточно функциональные системы ВКС на основе обычных офисных ПК, интегрируя их в корпоративную сеть Intra/Extranet. Это не замедлит сказаться на темпах внедрения ВКС, в том числе в ДО. В качестве примера можно привести впечатляющее развитие видеотелефонии. Рост этого сегмента рынка был обеспечен переориентацией с выделенного терминального оборудования (видеотелефонов) на использование стандартных ПК и развитием интернет-сервисов типа Skype.

Неотъемлемые ограничения ВКС, такие как восприятие информации с экрана, методические трудности адаптации учебного курса и самого преподавателя к новой технологии, а также технические проблемы минимизации задержки, синхронизации видео- и аудиопотоков друг с другом, обеспечения бесперебойности сеанса связи и др., ставят вопрос об относительной эффективности ДО по технологии ВКС по сравнению с традиционным очным обучением. Ответить на него можно лишь путем анализа результатов практической эксплуатации систем ДО, которые до недавнего времени не давали достаточной статистической базы для исследования. В последние годы, по мере возрастания практической значимости и накопления опытных данных, научный интерес к проблеме заметно возрос. Рассмотрение вопросов эффективности ДО по телекоммуникационной технологии выходит за рамки данной статьи; соответствующие исследования и рекомендации отражены в специализированных работах, например, . Здесь отметим, что при рациональной организации ДО, комбинирующей проведение правильно спланированных интерактивных лекций и практических занятий с использованием средств самостоятельной работы учащихся (как традиционных, так и новых мультимедийных), показатели академической успеваемости приближаются к достигаемым при очном обучении . Кроме того, отмечается повышение мотивации учащихся, как в средней школе , так и в ДПО.

Технической основой ВКС являются сегодня сети IP, представляющие собой универсальную коммуникационную среду функционирования мультимедийных приложений. В противовес более ранним системам ВКС на базе ЦСИО, построение систем ВКС на IP-основе обеспечило удешевление и универсализацию коммуникационной составляющей системы, гибкость и масштабируемость последней, простоту интеграции в корпоративную телекоммуникационную среду предприятия, снижение абонентской платы за услуги связи. Проблема передачи трафика реального времени, априорно существенная для сетей пакетной передачи данных, сегодня эффективно решается как на уровне протоколов передачи, так и на уровне архитектурного построения системы ВКС.

Задачей настоящей статьи является обзор современных методов построения и особенностей работы систем IP-видеоконференцсвязи в разрезе телекоммуникационной составляющей. Обсуждаются архитектура систем ВКС, особенности реализации ВКС по протоколам H.323 и SIP, сетевая инфраструктура ВКС.

В приложении Г представлена протокольная база функционирования систем IP ВКС. На транспортном уровне основой работы этих систем является протокол передачи трафика реального времени RTP. Следует отметить, что протоколы RTP и RTCP сами по себе не обеспечивают механизмов поддержания качества обслуживания. Они предоставляют лишь средства упорядочивания, управления передачей пакетов и синхронизации потоков трафика реального времени, такие как порядковый номер RTP, метки времени RTP и RTCP, а также отчеты RTCP о качестве получаемого потока, которые позволяют передающей стороне адаптировать скорость передачи потока, например, под условия перегрузки сети.

Заключение

В настоящее время влияние образования на возможности трудоустройства человека и на его уровень жизни стало более сильное, чем раньше.

Сегодня требования, предъявляемые к образованию, изменились: работник должен постоянно овладевать новыми знаниями, должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы.

Одна из проблем современного образования является необходимость соблюдения баланса между пониманием самого процесса обучения и методами традиционного обучения. Ключом к решению этой проблемы являются интернет технологии в образовании, которые подразумевают интеграцию новых вычислительных устройств, глобальное распределение веб-услуг и мощное программное обеспечение. Такая интеграция обеспечивает неограниченные возможности обучения в любом месте в любое время.

Интернет технологии расширяют постоянно возможности обучения, предоставляют практический опыт их внедрения в среду обучения.

Система современного обучения представляет собой определенную инфраструктуру, включающую в себя программное обеспечение, необходимое оборудование, наличие Интернета и людей, которые должны обладать знаниями и определенным практическим опытом.

Приобретение интернет - технологий является первым шагом в использовании этих технологий для усовершенствования процессов обучения. Все это приводит в конечном счете к созданию новых, более высоких уровней обучения, к реализации новых возможностей человека в процессе обучения в высших учебных заведениях. Для студентов информационные технологии становятся инструментом обучения, для преподавателей - это источник возможности непрерывного усовершенствования учебного процесса.

В настоящее время многие студенты, только что переступившие порог ВУЗа, уже обладают знаниями в области интернет технологий. Каждый студент по-разному осваивает новые знания, поэтому раньше преподавателям нужно было найти индивидуальный подход к каждому студенту. Сейчас, при использовании интернет - технологий в образовании, преподаватели могут выдавать новую информацию так, чтобы удовлетворить по возможности все индивидуальные запросы студента.

Интернет технологии в образовании дают возможность проводить процесс обучения более интересно, предоставлять нужную информацию в нужное время, участвовать в исследовательских проектах, используются для связи студентов между собой и с преподавателями.

Интернет технологии в образовании отвечают реалиям сегодняшнего дня. Внедрение интернет технологии в процесс образования определяется знаниями, которые были получены ранее и получаемыми сегодня результатами, которые формируют процесс обучения. Мощное программное обеспечение, его полное интегрирование с Интернетом дает студентам возможность обмениваться информацией, полученной во время освоения новых знаний.


Список использованных источников

1.Информатика: Учебник для вузов

Макарова Н. В., Волков В. Б.Питер, 2011г.

.Информатика и информационные технологии. Конспект лекций

Автор: Романова Ю. Д. и др.,2010г.

.Учебное пособие для самостоятельной работы студентов юридических вузов, обучающихся по дистанционной форме образования. Чубуков Г.В, 2010г.

.Дистанционное обучение и его развитие: В. А. Трайнев, В. Ф. Гуркин, О. В. Трайнев - Санкт-Петербург, Дашков и Ко, 2006 г

.Достойное образование - успешная карьера: Санкт-Петербург, 2009г.

.Мультимедиа в образовании: Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк - Москва, Дрофа, 2008 г.

.Самое полное руководство по созданию мультимедийных проектов: Тэй Воган - Москва, НТ Пресс, 2006 г.

8.Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень: Под редакцией Н. В. Макаровой - Санкт-Петербург, Питер, 2008 г.

9.Информационные технологии и вычислительные системы, № 3, 2006: - Санкт-Петербург, Едиториал УРСС, 2006 г.

11.Самоучитель Интернет (+ 2 CD-ROM): - Санкт-Петербург, Триумф, 2010 г.

.Технологии воспитания и обучения детей с проблемами: Г. К. Селевко - Санкт-Петербург, НИИ школьных технологий, 2005 г

.Эффективная работа в сети Интернет (+ CD-ROM): О. В. Белявский, О. Л. Капилевич - Москва, Триумф: 2008 г.

.Предоставление электронных услуг: Дэвид МакМенеми, Алан Поултер - Москва, Омега-Л, 2006 г.

.Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: Е. В. Сидорова - Москва, БХВ-Петербург, 2010 г.

.Информационные технологии и вычислительные системы, №1, 2009: Редактор С. В. Емельянов - Москва, Ленанд, 2009 г

.Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев - Москва, Дашков и Ко, 2009

.Новые информационные технологии: Под редакцией В. П. Дьяконова - Москва, Солон-Пресс, 2005 г

.Технологии разработки современных информационных систем на платформе Microsoft .NET: Е. А. Павлова - Москва, Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатор, 2009 г.

.Человек и новые информационные технологии. Завтра начинается се2007ня: Елена Ван Поведская, Агустин Досиль Масейра - Санкт-Петербург, Речь, 2007 г.

.Информационные технологии. Курс лекций для гуманитарных вузов: Свириденко С.С. - Москва, 2007 г.

.Информационные технологии и вычислительные системы, № 3, 2006: - Санкт-Петербург, Едиториал УРСС, 2006 г.

.Компьютерные информационные технологии. Практикум: - Санкт-Петербург, БГЭУ, 2010 г.

.Программируемые инфокоммуникационные технологии: Александров В.В., Сарычев В.А. - Санкт-Петербург, 2008 г.

.Технологии программирования и хранения данных: Арлазаров В.Л., Емельянов Н.Е. - Санкт-Петербург, 2009 г.

.Компьютерные информационные технологии. Практикум: - Санкт-Петербург, БГЭУ, 2010 г.

.Показатели эффективности и эксплуатационные характеристики печатных машин: А. Е. Иванова - Москва, Московский государственный университет печати, 2008 г.

.Компьютер для школьника: Е. А. Яковенко - Москва, АСТ, Сталкер, 2007 г.

.Высокая технология, глубокая гуманность. Технологии и наши поиски смысла: Джон Нейсбит - Санкт-Петербург, АСТ, Транзиткнига, 2006 г.

.Глобалистика, информатизация, системные исследования. Том 1. Глобалистика: В. М. Лейбин - Санкт-Петербург, ЛКИ, 2007 г.

.Интернет. Как эффективно пользоваться поисковиками: Т. В. Козлова - Москва, НТ Пресс, 2006 г.

.Мультимедиа Microsoft Windows XP без страха: Борис Леонтьев - Санкт-Петербург, Новый издательский дом, 2007 г.

.Информатика для абитуриентов (+ CD-ROM): - Санкт-Петербург, Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение (ММТ и ДО), 2005 г.

.Информация и информационные процессы. Социальная информатика: А. В. Могилев, Л. В. Листрова - Москва, БХВ-Петербург, 2009 г.

.Информатика: М. В. Гаврилов, Н. В. Cпрожецкая - Москва, Гардарики, 2008 г.

Похожие работы на - Интернет-технологии в учебном процессе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!