Условия становления профессионализма артиста балета

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,48 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Условия становления профессионализма артиста балета

Введение

Балет - тот вид искусства, который соединяет в себе красоту и мелодичность музыки, пластику и ритмичность танца, тонкость актерской игры и многообразность литературных сюжетов. Балет, по утверждению В.В. Ванслова - «искусство синтетическое» [8, C. 8].

Российская школа балета по праву считается одной из лучших в мире. Достаточно лишь вспомнить имена Б. Эйфмана, Г.С. Улановой, А.Я. Вагановой, Н.М. Дудинской и др.

Школа - это определенная совокупность идей, направлений, концепций, взглядов. Чтобы она существовала и развивались, необходима четкая система педагогической поддержки, позволяющая брать от этих идей и направлений все самое лучшее, воплощать их в реальность, дополнять их новыми идеями. «Мы ждем от школы прекрасно подготовленных виртуозов танца, крепких технически и вместе с тем настоящих артистов, которые в самом сложном танце могут выразить мысль и пламенное чувство, способных к перевоплощению каждый раз в новый художественный образ, - пишет Р. В. Захаров [22, C.8].

В настоящее время система хореографического образования в России претерпевает значительные изменения, вызванные глобальными тенденциями, такими как вступление России в Болонское соглашение, реформированием системы профессионального образования вообще. Эти тенденции выражаются в подготовке специалистов по типу «бакалавриат-магистратура», внедрением практикоориентированного образования, широкой информатизацией системы ВПО.

Актуальным в системе подготовки современных специалистов является их умение напрямую встраиваться в профессиональную деятельность непосредственно сразу по окончанию ВУЗа или среднего профессионального заведения. Об этом говорят в своих работах Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, В.А. [10] Болотов [7], А.В. Хуторской [33] и др. В случае с хореографическим образованием это подразумевает плавность перехода из хореографического училища, академии в театр. Обеспечить этот переход - значит обосновать сущность педагогической подготовки будущего солиста балета, наладить взаимодействие театров и учебных заведений, уметь определять уровень готовности вчерашнего ученика к сегодняшней взрослой профессиональной деятельности.

Работ, посвященных комплексному исследованию процессов становления профессионализма артиста балета, практически нет. Существуют лишь отдельные публикации, рассматривающие ту или иную сторону этого обширного вопроса. Тем не менее, прецеденты грамотного построения системы перехода к профессиональной деятельности в нашей стране есть, и они требуют детального изучения. Одним из таких прецедентов может считаться город Красноярск, в котором действует один из самых известных российских театров - Красноярский театр оперы и балета, часть солистов которого была подготовлена в Красноярском хореографическом училище. И эти солисты занимают лидирующее положение в красноярском балете.

Конкретизируя все вышесказанное, выделим проблему данного исследования.

Проблема: дефицит исследований посвященных становлению профессионализма артистов балета, дефицит моделей, описывающих становление профессионализма артистов балета.

Гипотеза исследования: становление профессионализма артиста балета происходит при следующих условиях:

§наличие педагогического сопровождения всего процесса становления артиста со стороны профессионала в сфере балета;

§возможность осуществления реальной практики профессиональной деятельности на ранних этапах обучения;

§наличие постоянной конкуренции со стороны других становящихся профессионалов;

§планомерная физическая, интеллектуальная и психологическая подготовка и самоподготовка будущего профессионала;

§наличие базовой готовности к профессиональной деятельности артиста балета и постоянное подтверждение повышения готовности на протяжении всего процесса становления профессионала.

Цель исследования: анализ и описание современной модели становления профессионального артиста балета.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

§определить специфические черты профессиональной деятельности артиста балета;

§выявит требования профессии артиста балета к личности и психике человека;

§определить критерии профессионализма артиста балета, способы его измерения и формирования;

§собрать историческую справку о развитии красноярского балета (на примере Красноярского театра оперы и балета, Красноярского хореографического училища);

§определить тенденции современной системы профессионального образования вообще и системы подготовки артистов балета в частности;

§разработать методические рекомендации по становлению профессионализма артиста балета в последипломный период.

Объект исследования: выпускники хореографического училища - артисты театра оперы и балета.

Предмет исследования: процесс профессиональной подготовки артиста балета.

Методы исследования:

наблюдение;

описание;

теоретический анализ;

разработка методических рекомендаций.

Теоретическую основу работы составляют исследования психологии и педагогики профессионализма А.К. Марковой [22], психологии творческой деятельности А. И. Севастьянова [28], Б.С. Мейлаха, Б.М. Рунина, Я.А. Пономарева, основ балетного искусства В.В. Ванслова [8], М.М. Габович [9], Н.И. Тарасова [30] и др. Также в работе использовались периодические издания, мемуары, биографии и автобиографии, описывающие деятельность ведущих солистов балета прошлого и современности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Во введении обоснованы актуальность темы исследования, цель, задачи, объект, предмет исследования, его теоретическая и практическая значимость.

В главе 1 «Теоретические аспекты становления профессионализма артиста балета (на примере артистов балета Красноярского государственного театра оперы и балета)» определена специфика профессиональной деятельности артиста балета, критерии профессионализма, представлена историческая справка о развитии красноярского балета.

Во главе 2 «Анализ путей становления профессионализма артиста балета в последипломный период (на примере артистов балета Красноярского государственного театра оперы и балета)» рассмотрены основные тенденции современной системы профессионального образования, особенности становления профессионализма артиста балета, представлены разработанные методические рекомендации по становлению профессионализма артиста балета в последипломный период.

В заключении представлены общие выводы по всей работе.

С теоретической точки зрения работа может быть интересна исследователям в сфере психологии и педагогики творческой деятельности, с практической точки зрения работа интересна содержащимися в ней методическими рекомендации по становлению профессионализма артиста балета в последипломный период.

Глава 1. Теоретические аспекты становления профессионализма артиста балета (на примере артистов балета Красноярского государственного театра оперы и балета)

.1 Специфика профессиональной деятельности артиста балета

Для определения специфики профессиональной деятельности артиста балета проясним ключевые понятия и, в первую очередь - понятие «балет». Ванслов В.В. определяет балет как «вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах» [8, C.8]. Хореографический образ, в свою очередь, это «танцевально-пластическое воплощение жизненного содержания: настроения, чувства, состояния, действия, проникнутых мыслью и находящих свое проявление в особой системе выразительных движений человека» [там же]. Балет, утверждает Ванслов, «искусство синтетическое», так как объединяет в себе несколько видов художественного творчества: хореографию, музыку, драматургию, изобразительное искусство.

Шаталов О.В. под балетом понимает вид театрального искусства, где основными выразительными средствами служит так называемый «классический» (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец и пантомима, сопровождаемые музыкой, а также сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства» [31, C. 17].

Как видно из данных определений, балет - достаточно многомерное и системное явление. В структуре балета можно выделить:

. Сценарий балета - драматургический замысел, либретто (стоит отметить, что существуют и бессюжетные балеты). Он задает краткое словесное изложение идей, сюжета, конфликта, характеров спектакля. Сценарий балета должен сочиняться с учетом его музыкального и хореографического воплощения. Очень часто балетный сценарий создается на основе литературного произведения. Автором сценария обычно является специальный балетный драматург. Но сценарий может быть сочинен также и балетмейстером, композитором, художником или одновременно несколькими создателями балетного спектакля.

. Хореография. В современной хореографии различается танец бытовой (народный и бальный), а также сценический (эстрадный и в балете). Балет - высшая форма хореографического искусства. Танец образует действенный стержень балета. «Пластические возможности хореографии безграничны, она может выразить любые чувства, в том числе горя, подавленности, отчаяния и т.д. Она обладает средствами пластической характеристики не только движения, но и покоя, воплощения не только красоты и добра, но также уродства и зла», - пишет Ванслов В.В [8, C.19].

. Музыкальное сопровождение. Общность образной природы создает возможность органического соединения музыки и хореографии в едином художественном целом. Значение музыки для хореографии в балетном спектакле, прежде всего, содержательное. «Балетмейстер ставит спектакль, опираясь не только на драматическую канву сценария, но и прежде всего на музыку, претворившую эту сценарную канву и эмоционально, содержательно обогатившую ее», - говорит Ванслов В.В [8, C. 21].

. Пантомима, элементы гимнастики и акробатики. Артист балета - не только исполнитель заранее заготовленных и расписанных движений танца. Это еще и полноценный актер театрального действа. Как и для любого актера, пантомимика для артиста балета является неотъемлемой частью его работы на сцене. Небольшие движения, тончайшая мимика передают большой объем информации, раскрывают сущность героя, передают его чувства и настроения.

. Художественное оформление. Балет - полноценное театральное действо. Помимо работы людей на сцене он включает в себя и общую художественную атмосферу, которая создается на сцене и с помощью реквизита, костюмов героя, игры теней и света. Все это крайне важно для передачи замыслов балетмейстера.

И все же основная роль в балете отводится людям - артистам балета. Они - исполнители замысла постановщика балета, актеры, танцоры, герои. «Без актера нет и не может быть хореографического спектакля, нет балета как вида искусства. Самое лучшее либретто, прекраснейшая музыка, богатейшая фантазия художника приносят свои плоды лишь в том случае, если персонажи балета оживают в хореографических образах, балеринами и танцовщиками», - утверждает Габович М.М [9, C. 23].

Специфика профессиональной деятельности артиста балета заключается в необходимости удержания одновременно нескольких позиций, передачи художественного смысла одними лишь движениями, не произнося при этом ни слова.

.2 Психология профессиональной деятельности артиста балета

Как и любая профессиональная деятельность, балет предъявляет определенные требования к личности артиста, уровню развития его психических функций. Так активная двигательная деятельность артиста балета требует полноценного развития таких психических функций, как ощущения. «Большое значение, особенно в исполнительской деятельности человека, пишет Севастьянов А.И., имеет развитие кинестетического, или двигательного анализатора. Кинестетические ощущения вызываются, например, раздражением нервных окончаний, заложенных в мышцах, суставах, связках и костях, а также возникающих в результате перемещения тела в пространстве, и обеспечивают организм необходимой информацией для осуществления координированных и сложных двигательных актов исполнителя» [28, C. 54].

Ясно, также, что в деятельности артиста балета важны и такие виды ощущений, как слуховые, тактильные, статические, зрительные. Необходимо отметить, что развитие той или иной психической функции подразумевает их качественное состояние. Каждый здоровый человек обладает определенным набором психических функций, но степень их выраженности может существенно различаться, и тем самым создавать индивидуальные психические особенности каждой личности. В случае с ощущениями, мы можем говорить о таких качественных характеристиках, как абсолютный порог ощущений - наименьшее по силе раздражение, которое вызывает едва заметное ощущение, положительная или отрицательная адаптация - приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям.

Немаловажным в деятельности артиста балета является высокий уровень развития восприятия и внимания. При высокой активности этих функций у некоторых людей может сформироваться творческая наблюдательность, характерной чертой которой является «способность замечать в предметах и явлениях малозаметные, но весьма существенные, типичные признаки объекта или явления».

Творческая личность проявляется в своеобразии запечатления явлений окружающей действительности. Наиболее важна для творческого человека так называемая образная память, «заключающаяся в запечатлении и последующем воссоздании представления ранее воспринятых объектов». Крайне важна и эмоциональная память, которая заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств.

Для любой творческой профессии важны чувствительность и эмоциональность. Своеобразие эмоций и чувств определяется личностными свойствами, направленностью личности, ее мотивами, стремлениями, намерениями, индивидуальными психическими свойствами, например, характером и эмоционально-волевыми компонентами. Эмоции и чувства человек не только переживает, они имеют и внешнее «телесное» оформление в виде мимики, пантомимики, интонации и вегето-сосудистых проявлений.

Неотъемлемым элементом творческой деятельности является ее осознанность и мыслительная проработка человеком. В балете, как и в искусстве вообще важно умение человека творчески мыслить. Основные свойства творческого мышления таковы [18, C. 75]:

§гибкость мышления (переход от одного класса явлений к другому, подчас далекому по содержанию);

§свобода от шаблона (нетривиальность, характеризующаяся поиском новых подходов к решению задач);

§широта мышления (возможность привлечения знаний из различных областей и умение эти знания применять);

§критичность (способность верно оценивать объект действий собственной деятельности);

§глубина (степень проникновения в сущность явлений);

§открытость (доступность мышления к различного рода привходящим идеям и суждениям);

§независимость (способность самостоятельно и оригинально формулировать и решать творческие задачи, не поддаваясь влиянию);

§эмпатичность (умение проникнуть в ход мыслей другого человека).

Процесс постановки балета сопряжен с огромной мыслительной работой всех исполнителей. Артисту балета приходится работать с художественными образами. Их формирование и реализация ложится на воображение.

Таким образом, в работе артиста балета на сцене задействованы все познавательные способности человека. Помимо них, значительное влияние оказывают и черты характера человека и его темперамент. Леонгард К. ввел понятие об акцентуированных личностях с учетом акцента как черт характера, выражающихся в особенностях мыслительной сферы, побуждениях человека, так и темперамента, влияющего на реактивные качества личности, в частности на темп и глубину эмоциональных проявлений.

Существует несколько различных классификаций акцентуаций характера, большая часть которых сопровождается специальными методиками диагностики, позволяющими выделить тип акцентуации. Не останавливая внимания на конкретных методиках, отметим, что деление людей на типы всегда достаточно условно. Выделение «благоприятствующих» профессии черт характера и типа акцентуации возможно, но делать это нужно с осторожностью, обращая внимание на целостное восприятие личности профессионала, его профессиональные качества, отзывы коллег, ту социальную среду, в которую он включен.

Для творческой профессии, в работе артиста балета важны такие черты характера как открытость, дружелюбие, терпение, ответственность, самостоятельность, активность, инициативность. Этот список не полон, но в целом он отражает специфику именно творческой профессиональной деятельности.

Характеризуя деятельность артиста балета, нельзя не отметить такую особенность его работы как коллективизм. Балетная труппа - это большая группа людей, со своими индивидуальными особенностями, в которой действуют определенные правила поведения, сложилась некая иерархия отношений. Коммуникативность как умение находить общий язык с другими людьми является важнейшей чертой характера творческого человека и артиста балета в том числе.

.3 Понятие «профессионализм» в балете, исследование его уровня и способы формирования

Мотивационный элемент подразумевает [22, C. 45]:

§увлеченность менталитетом, смыслом, направленностью профессии на благо других людей, стремление проникнуть в современные гуманистические ориентации, желание оставаться в профессии;

§мотивацию высоких уровней достижения в своем труде;

§стремление развивать себя как профессионала, побуждение к позитивной динамике профессионального роста, использование любого шанса для профессионального роста, сильное профессиональное целеполагание;

§гармоничное прохождение всех этапов профессионализации - от адаптации к профессии далее к мастерству, творчеству, к безболезненному завершению профессионального пути;

§отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере, кризисов;

§внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успех - неуспеха в себе самом и внутри профессии;

§оптимальная психологическая цена высоких результатов в профессиональной деятельности, то есть отсутствие перегрузок, стрессов, срывов, конфликтов.

Операциональный элемент включает:

§осознание в полном объеме черт и признаков профессионала, развитое профессиональное сознание, целостное видение облика успешного профессионала;

§приведение себя в соответствие с требованиями профессии;

§реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством, высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов;

§развитие человеком себя средствами профессии, самокомпенсация недостающих качеств, профессиональная обучаемость и открытость;

§внесение человеком своего творческого вклада в профессию, обогащение ее опыта, преобразование и оздоровление окружающей профессиональной среды;

§привлечение интереса общества к результатам своего труда, ибо общество может и не знать своих потребностей в результатах данного профессионального труда, этот интерес необходимо формировать.

Профессионализм, по мнению Марковой, достигается через прохождение следующих этапов [22, C.47]:

1.Этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии; этот этап может завершиться быстро за первые 1-2 года начала работы или растянуться на годы, проходить болезненно;

2.Этап самоактуализации человека в профессии; осознание человеком своих возможностей выполнения профессиональных норм, начало саморазвития себя средствами профессии, осознание человеком своих индивидуальных возможностей выполнения профессиональной деятельности, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация своих возможностей в профессиональной деятельности;

.Этап свободного владения человеком профессией, проявляющегося в форме мастерства, гармонизации человека с профессией; здесь происходит усвоение высоких стандартов, воспроизведение на хорошем уровне кем-то ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.

Значительные наработки в сфере исследования характеристик профессионализма помогли выработать целый диагностический комплекс для определения уровней его формирования. Диагностика опирается на ряд принципов:

. Принцип этапности отбора претендентов

Первый этап - отбор по медицинским показателям проводится, как правило, врачами общего профиля и используется в основном лишь как средство обнаружения противопоказаний к обучению. Отсутствие при отборе специалистов узкого профиля - врача-психолога или психиатра-психогигиениста отрицательно сказывается на чистоте профессионального отбора.

Второй этап - выявление профессионально-пригодных, условно-пригодных и непригодных к обучению в творческом вузе. Осуществляется в процессе работы с абитуриентами мастеров и педагогов учебного заведения.

Третий этап - контрольный. Он выявляет как благоприятные, так и неблагоприятные сдвиги в профессиональной и учебной деятельности.

. Принцип учета функциональных резервов психики гласит о большой пластичности нервной системы, огромных скрытых потенциалах, заложенных в творческой личности, и возможностях развития и вскрытия резервов человеческой психики. Отсюда следует и необходимость ведения отбора по верхнему, среднему и нижнему критериям с целью выяснения диапазона приемлемости методов профотбора и вариативности критериев.

. Профессиографический принцип.

Профессиограмма является одним из основных диагностических инструментов. Профессиограмма, согласно Севастьянову А.И. это «система требований, предъявляемых к человеку определенной специальностью, профессией или их группой» [28, C. 47]. Частью профессиограммы является психограмма - краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека, что составляет перечень необходимых способностей.

. Принцип надежности, лежащий в основе профессиографической работы, учитывает усложненные условия изучения профессиональной деятельности и так называемой «помехоустойчивости» личности.

Указанные выше средства помогают определить готовность человека к профессиональной деятельности вообще. Но творческая деятельность имеет свою специфику, о которой не стоит забывать. Профессионализм артиста балета через профессиограмму не определишь, также, как не выявишь будущего мастера из числа абитуриентов только лишь по результатам теста, контрольной работы и пр. объективных методов.

Профессионализм артиста балета - это не столько объективные факторы профессиональной деятельности вообще, сколько совокупность требований, ожиданий от действий артиста на сцене, формируемая традициями, историей балета, его выдающимися исполнителями, постановщиками балета, обычными зрителями. Поэтому обратимся к пониманию профессионализма артиста балета тех людей, кто непосредственно связан с этим искусством.

Работа артиста балета - это каждодневный тяжелый труд. По мнению А. Оль, балет должен стать «стилем жизни» артиста. Времени на что-либо другое не остается. Поэтому, в первую очередь профессионал в балете - это человек, отдающий всего себя этому искусству без остатка» [17, C. 52].

Готовность постоянно учиться у других и самосовершенствоваться - еще одно немаловажное требование к профессионалу. Вот что говорит по этому поводу один из ведущих солистов красноярского балета Александр Бутримович: «…любая подсказка воспринимается как кратчайший путь к лучшему и идет только на пользу. Стараюсь… больше слушать…» [17, C. 53]. Подтверждение этих слов находим и у А. Оль: «После работы… приходится просматривать видеоряд каких-то классических постановок чуть ли не покадрово. И это не для того, чтобы бездумно слизать чью-то технику, а чтобы разобраться и понять всю глубину исполнения» [14, C. 24].

Соотнесенность балета и актерского искусства подчеркивается неоднократно: «Когда актеру балета удается соединить блестящее знание ремесла, техники танца с умом, увствами и творческим воображением, ему по праву принадлежит звание художника», - говорит Габович М.М. [9, C. 87]. То же находим и у А. Оль: «Если в спектакле нет энергетики, выстроенных ролей, не спасут ни красивая музыка, ни роскошные костюмы и декорации - это будет скучно и непрофессионально» [19, C. 25].

Серьезные требования в балете предъявляются и к физическому состоянию исполнителя. «От строения мышц и связок, а в какой-то мере и костного остова фигуры человека, прежде всего, зависит, сможет ли он выполнить то или иное движение…», - утверждает Лопухов Ф.В. [20, C. 34]. Профессионал в балете всегда в хорошей физической форме, пластичен и артистичен. Индивидуальные физиологические особенности солиста определяют его амплуа на сцене.

Профессионализм - комплексная характеристика уровня мастерства специалиста. Профессионализм артиста балета формируется в процессе длительного обучения и каждодневного труда. Профессионал в балете это физически и интеллектуально развитый, творчески одаренный человек, психологически устойчивый к разного рода неурядицам. Достижение профессионализма возможно лишь через практическую деятельность человека, через саморазвитие, активную помощь уже сформировавшихся мастеров.

.4 История балета в городе Красноярске

.4.1 Красноярский театр оперы и балета

Красноярский театр оперы и балета создан на основании решения Совета Министров РСФСР от 30 декабря 1976 года, приказом Министерства культуры РСФСР от 17 января 1977 года. Учредителем театра является администрация Красноярского края в лице управления культуры. Театр официально открыт 12 августа 1978 года.

Здание построено в 1966-78 по проекту лауреата Госпремии СССР архитектора И.А. Михалёва. Открытие театра было приурочено к 350-летию Красноярска, расположено на одноимённой площади (ныне Театральная площадь).

Одиннадцатью премьерами был ознаменован сезон 1978-1979 годов. Зрителям были показаны замечательные произведения оперного и балетного репертуара. 20 декабря 1978 года состоялась премьера оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Этот спектакль стал своеобразной визитной карточкой нашего театра. 21 декабря 1978 г. был показан балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро», 22 декабря 1978 - опера Дж. Россини «Севильский цирюльник», 23 декабря 1978 - премьеры двух одноактных балетов «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина и «Барышня и хулиган» Д. Шостаковича, 24 декабря 1978 г - опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин», 26 декабря 1978 г. - балет А. Адана «Жизель».

В 1979 году репертуар театра неуклонно пополнялся замечательными спектаклями: оперы - «Ураган» В.А. Гроховского, «Аида» Дж. Верди, «Иоланта» П.И. Чайковского и балеты - «Шопениана» и «Пахита» Л. Минкуса, а также детский спектакль «Сказка о попе и его работнике Балде» М.И. Чулаки. Всего за 30 лет существования театра были осуществлены постановки 53 опер, 2 мистерий, 57 балетов и 16 детских спектаклей.

Необходимо отметить и имена выдающихся мастеров, способствовавших становлению Красноярского театра оперы и балета. Это режиссеры-постановщики - М.С. Высоцкий, Р.И. Тихомиров, Г. Панков, Б. Рябикин, Л. Хейфиц, В. Цюпа, Е. Бузин; дирижеры - И. Шаврук, В. Коваленко, Н. Сильвестров, И. Лацанич, А. Косинский, А. Чепурной, А. Юдасин; художники - Н. Котов, Т. Бруни, Г. Арутюнов, В. Архипов, Чербаджи, М. Смирнова-Несвицкая; хореографы - Н. Маркрьянц, В. Бурцев, В. Федянин, А. Горский, С. Дречин, А. Полубенцев, Вл. Васильев, С. Бобров. В Красноярском театре работали и зарубежные музыканты Й. Станек, М. Пьецух и др.

Имена ведущих солистов оперы и балета широко известны как в России, так и за ее пределами. Среди них народный артист России В. Ефимов, народный артист России А. Куимов, народная артистка России Л. Марзоева, народная артистка России Л.Сычева, заслуженные артисты России В.Баранова, Ж. Тараян, С.Кольянова, А. Березин, С. Ефремова, Г. Ефремов, Н. Соколова, И. Климин, заслуженный артист республики Тыва Г. Концур. Ярки и интересны работы молодых солистов оперы А.Лепешинской, О.Басовой, А.Бочарова, Е.Балданова, и солистов балета А.Оль, Е.Булгутовой, М.Куимовой, И.Карнаухова, В.Капустина, В.Гукленкова и др. Широко известны Российской и мировой общественности имена знаменитых танцовщиков Н. Чеховской и В. Полушина, великолепного оперного певца Д. Хворостовского, которые работали в Красноярском театре оперы и балета.

.4.2 Красноярское хореографическое училище

Красноярское хореографическое училище создано в 1978 году. Открытие его связано с началом деятельности Красноярского театра оперы и балета и Красноярского ансамбля танца «Сибирь». Первый директор - И. Г. Шевченко.

Художественное руководство в разное время осуществляли: Г. Н. Гурченко, Р. Т. Хакулова, В. И. Бурцев, Б. Г. Федченко.

За все время существования из училища было выпущено более 150 специалистов, которые успешно работают в театрах и танцевальных коллективах страны.

Ведущие педагоги: Г.Н. Гурченко, Т. А. Дзюба, Хакулова, Л. В. Вторушина.

Среди учащихся и выпускников училища - лауреаты всесоюзных, российских и международных балетных конкурсов (С. В. Дауранова, А. В. Юхимчук, Е. Кощеева и др.).

Выводы

В первой главе нам удалось определить существенные признаки балета как искусства и как сферы профессиональной деятельности.

Профессия артиста балета разносторонняя и многогранная. Она требует достаточно длительной и качественной подготовки в процессе обучения, постоянного самосовершенствования по окончании обучения. Труд артиста балета - это каждодневные физические тренировки, это высокий уровень нравственного и эстетического воспитания, интеллекта, самосознания. Профессия артиста балета требует развития личностных качеств человека, постоянной активности познавательных функций, творческих способностей.

Определение профессионализма процесс двойственный. С одной стороны существуют объективные инструменты измерения физической, интеллектуальной и психологической готовности к профессии. С другой стороны даже самые высокие показатели в данных сферах не гарантируют появления истинного мастера в результате становления профессионала. Что является определяющим в процессе подготовки солиста балета? Каковы факторы становления его успешности? Раскрытию этих вопросов посвящена вторая глава.

Глава 2. Анализ путей становления профессионализма артиста балета в последипломный период (на примере артистов балета Красноярского государственного театра оперы и балета)

.1 Тенденции современной системы хореографического образования

.1.1 Современное состояние системы профессионального образования

Анализ правовых актов и других нормативных документов позволяет сформулировать следующие характеристики профессионального образования в Российской Федерации.

Долгое время в нашей стране существовало четкое разделение профессионального образования на среднее, которое осуществлялось в техникумах, колледжах, лицеях, и высшее, которое осуществлялось в институтах и университетах. Подобный подход с момента принятия Россией Болонского соглашения постепенно упраздняется.

С 2007 года высшее профессиональное образование в России осуществляется на следующих уровнях:

§высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификацию (степени) «бакалавр» - бакалавриат;

§высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификацию (степень) «специалист» или квалификацию (степень) «магистр» - подготовка специалиста или магистратура.

Обучение по программам бакалавриата проходит в течение четырех лет, программам специалитета - не менее пяти лет, программам магистратуры - два года.

Средние профессиональные заведения планируется подвести под формат прикладного бакалавриата с целью сведения в единую систему профессионального образования разрозненные образовательные программы и учреждения.

Помимо разделения на уровни вступление России в Болонское соглашение принесло систему кредитно-рейтинговой оценки, возможность интеграции в единое европейское образовательное пространство. Кредитно-рейтинговая система оценки предполагает выделение кредита как единицы оценки успешности освоения образовательной программы и подсчет рейтинга среди всех студентов, обучающихся по данной программе.

Болонское соглашение также предполагает возможность беспрепятственного перехода студента из одного учебного заведения в другое по всей территории Европы благодаря единой системе оценки образовательных программ и собственно схожего ранжирования кредитной «нагрузки» каждого образовательного курса.

Необходимо заметить, что вступление России в Болонское соглашение оценивается многими педагогами крайне неоднозначно. Так практически невозможно перестроить по Болонским принципам славящуюся на весь мир отечественную систему подготовки медицинских работников. Определенные трудности возникают и при подготовке специалистов в области культуры и искусства. В этой сфере огромное значение имеет профессионализм отдельно взятого педагога и складывающиеся в течение долгих лет традиции подготовки в конкретном учреждении. Годами складывающийся опыт просто так не переведешь в зачетные единицы и не разделишь на универсальные учебные курсы. Между тем, процесс реформирования не остановим и переход на систему «бакалавриат+магистратура» неизбежен. И всем учебным заведениям приходится подстраиваться под данные тенденции. Так, к примеру, довольно успешно ведет подготовку бакалавров и магистров «Российская академия русского балета имени А.Я. Вагановой».

Еще одной характерной чертой современного профессионального образования в России, неоднократно упоминавшейся в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года», в «Программе развития российского образования на 2010-1015 гг», является ориентация на практику как основной инструмент профессиональной подготовки. Долгое время российская система образования была чересчур перегружена фундаментальными знаниями, абсолютно бесполезными для специалиста в реальной жизни: «Российское фундаментальное образование, пишет Ялалов Ф., создавалось на знаниевой парадигме. Образовательный процесс в системе общего и профессионального образования несколько десятилетий строился на дедуктивной основе в соответствии с дидактической триадой «знания - умения - навыки», причем основное внимание уделялось усвоению знаний» [34, C.90].

В последнее же время происходит пересмотр образовательного содержания, уход от излишней теоретизации, создание больших возможностей для прохождения студентами практики в реальной профессиональной деятельности.

В указанных выше документах закреплено понятия «компетентность», как базовая единица измерения качества образования.

В Глоссарии терминов рынка труда Европейского фонда образования компетенция определяется как:

§соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;

§способность выполнять особые трудовые функции.

Ивановой Т.В. компетентность рассматривается как «…самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики» [15, C.17].

Особенность компетентности как результата образования состоит в том, что в сравнении с другими результатами образования она:

§является интегрированным результатом;

§позволяет решать целый класс задач;

§существует в форме деятельности, а не информации о ней;

§проявляется осознанно.

Значимой тенденцией в современном отечественном профессиональном образовании является его активная информатизация. Образовательные учреждения оснащаются современной компьютерной техникой, электронные образовательные среды используются в качестве одного из инструментов обучения, сетевые технологии позволяют налаживать дистанционное образование, расширяя образовательные возможности людей, с ограничениями, людей, проживающих далеко от густонаселенных городов.

.1.2 Современное балетное образование в России

Подготовка профессионалов в области хореографии в нашей стране осуществляется на трех уровнях:

. Начальный уровень - балетные школы.

. Средний профессиональный уровень - хореографические училища.

. Высшем профессиональном уровне - академии.

. Нетипичные учебные заведения, занимающиеся комплексной и систематической подготовкой (совмещение всех трех предыдущих уровней).

В результате профессионального обучения (на среднем и высшем уровне) можно получить следующие профессии:

.Артист балета - творческий работник театра, профессиональный танцовщик, исполняющий в соответствии с должностной характеристикой и квалификацией поручаемые ему партии в балетных спектаклях и других произведениях балетного искусства.

.Артист танцевального коллектива (ансамбля) - творческий работник, профессиональный танцовщик, исполняющий в соответствии с должностной характеристикой и квалификацией поручаемые ему партии (роли) в произведениях хореографического искусства (за исключением балета).

.Балетмейстер - творческий работник, в соответствии с должностной характеристикой под руководством балетмейстера-постановщика (хореографа) участвующий в работе по созданию (сочинению) новых, возобновлению ранее поставленных хореографических произведений, и по выпуску их на сцену.

.Хореограф (балетмейстер-постановщик) - творческий работник, в соответствии с должностной характеристикой осуществляющий создание (сочинение) собственных хореографических произведений, возобновляющий ранее поставленные хореографические произведения и осуществляющий комплекс организационных мероприятий по их выпуску на сцену.

.Репетитор - творческий работник, в соответствии с должностной характеристикой ведущий работу по разучиванию с артистами партий в новых и ранее созданных спектаклях, репетирующий спектакли текущего репертуара.

.Преподаватель - работник учебного заведения, проводящий обучение студентов в разнообразных формах и формирующий у них определенные компетенции.

.Преподаватель-тьютор - работник учебного заведения, педагог-профессионал, выполняющий функции помощника, консультанта, наставника, доверенного лица студента, являющийся организатором его жизнедеятельности и сопровождающим в его стремлении самостоятельно решать задачи образования.

.Балетовед - специалист в области исследования балетного искусства, историк балета, балетный критик, не редко совмещающий эти функции с преподавательской деятельностью в соответствующей сфере.

.Хореолог - специалист в области комплексных и междисциплинарных исследований хореографии во всей ее полноте (включая балет), арт-критик, не редко совмещающий эти функции с преподавательской деятельностью в соответствующей сфере.

.Кинезиолог - врач, медицинский работник, специалист в области кинезиологии.

.Танцевальный терапевт - врач, психолог, медицинский работник, специалист в области танцевальной терапии.

Цели профессионального образования артиста балета задаются списком компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Хореографическое искусство».

Так в проекте ФГОС ВПО третьего поколения бакалавры по данному направлению должны обладать:

социально-личностными и общекультурными компетенциями;

общенаучными компетенциями;

инструментальными компетенциями;

профессиональными компетенциями.

Последние разделены на общепрофессиональные и профильно-специализированные компетенции (в соответствии с видом профессиональной деятельности).

Среди профессиональных компетенций, которыми должен обладать бакалавр:

знание хореографического репертуара;

практический опыт исполнения хореографического репертуара;

владение основами рисунка, живописи, композиции и др.

Список компетенций достаточно обширен. Остается непонятным то, каким образом можно проверить сформированность каждой, и можно ли судить по совокупности их сформированности о профессионализме студента как будущего артиста балета.

В дальнейшем в самом общем виде охарактеризуем содержание профессиональной подготовки будущего артиста балета в учебных заведениях России.

Как уже было отмечено, обучение балетному искусству начинается с десяти лет в балетных школах. Н.И. Тарасов, задавая вопрос, с какого возраста надо начинать обучение классическому танцу: «...познавать его выразительные средства, его язык, которым, конечно, будущий артист балета должен овладеть технически совершенно, виртуозно, художественно свободно, гибко и музыкально», сам же и отвечал: «Можно смело утверждать, что для будущего артиста балетного театра начинать осваивать школу классического танца необходимо с девяти-десятилетнего возраста… Упущенные детские годы, как начальный период обучения будущего танцовщика, непременно в чем-то и где-то скажутся в его исполнительском искусстве как некая теневая и не до конца раскрытая сторона» [30, C. 117].

Не менее важно, что «детство особенно восприимчиво к прекрасному - музыке и танцу. Именно детство - время огромной эмоциональной насыщенности, впечатляемости, мечты и активности действий» [там же], что в обучении артиста балета играет не последнюю роль, особенно в период начального обучения, когда надо заинтересовать ребенка, разволновать и увлечь его душу и творчески пытливо начать ее развивать.

«Все начинается с простых вещей, - пишет Е.А. Меньшикова. Движения, которые ежедневно оттачиваются на уроке и которые кажутся скучными и нетанцевальными, будучи включены в текст хореографической композиции, воспринимаются детьми уже как неотъемлемая часть танца… чем раньше возникает возможность сложить буквы балетного алфавита в слова… тем органичнее будет существование на сцене» [21, C. 91]. На начальной ступени автор предлагает обращать внимание на физическую подготовку ребенка, на развитие пластичности, чувства ритма: «… не обучив детей первоначальным элементам хореографической грамоты, нельзя учить их танцам, иначе преподавание теряет всякий смысл» [21, C. 93].

Особое внимание следует уделять воспитанию терпеливости, дисциплинированности, привитию любви к музыке, искусству. «На уроке надо вырабатывать волю, характер, дисциплину, - пишет Н.М. Дудинская» [13, C. 27]. Также упор делается на развитие воображения, памяти, внимания, восприятия, эмоциональности.

Обучение проводится по следующим дисциплинам: ритмика, гимнастика, хореография, танец, общешкольные дисциплины. Занятия проводятся в группах по 10-12 человек.

Следует отметить, что ученики балетных школ с раннего возраста включаются в профессиональную деятельность, принимают участие в постановках. «Вечер всегда начинался с класс-концерта… Каждая танцовщица имела один или два сольных номера, которые я подбирала соответственно их индивидуальности и подготовленности», - пишет Н.М. Дудинская. Выбор тематики постановок обусловлен особенностями развития детей в конкретном возрастном периоде: «Для детей каждого возраста свои танцы. Младшие танцуют «Польку», «Полонез». Средние - «Гуси», «Рок-н-рол», старшие - «Салют победы». «Постановки должны соответствовать возрасту и уровню развития детей, они должны быть понятны им, тогда их поймет и примет зритель» [13, C. 29].

Обучение в хореографических училищах ведется от пяти до восьми лет. Отбор в данные заведения, как и в балетные школы достаточно строг. Предъявляются жесткие требования к физической готовности, здоровью ребенка, уровню его интеллектуального и психоэмоционального развития. Экзамены в училище проходят в три этапа:

проверка профессиональных данных, особенности телосложения (внешние данные) - сложение пропорций, сценичность, выворотность, подъем, шаг, прыжок, гибкость;

медицинская комиссия - зрение, слух, внутренние органы, нервная система, аппарат. Тестирование по русскому языку;

художественная комиссия - музыкально-ритмические данные: ритм, слух, память; профессиональные данные, танец.

Основными методами и средствами обучения выступают (на примере ООП, используемой в Академии русского балета им. А.Я. Вагановой):

лекция;

семинар;

самостоятельная работа;

консультация;

практическое занятие;

эссе;

экскурсия;

учебная и производственная практика;

курсовая работа;

выпускная работа.

Среди базовых дисциплин в хореографических училищах: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, джаз, степ, ритмика, гимнастика, актерское мастерство, грим, иностранные языки, история театра, музыки, изобразительного искусства, музыкальная грамота, философия, основы права, экономики, социологии, анатомия и др.

Основную роль в подготовке артиста балета играет классический танец. «Он обеспечивает воспитание тела в движении, которое может служить подспорьем в любом танцевальном решении» [16, C. 123].

Классический танец является основополагающей дисциплиной в хореографическом училище, ему принадлежит ведущая роль в профессиональном обучении будущих артистов балета. Именно на уроке классического танца и познается язык хореографии. Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством классического танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу. Школа классического танца - основа основ систематического, последовательного, методического обучения профессии артиста балета.

Одним из главных компонентов подготовки будущего танцовщика является сценическая практика, которая стабильно введена в расписание занятий. Цель данного предмета - всестороннее развитие и усовершенствование исполнительского мастерства учащихся на основе репетиционной работы и сценических выступлений, в том числе и в спектаклях театра. Сценическая практика является неотъемлемой, итоговой частью учебного процесса.

Таким образом, к особенностям подготовки артиста балета в России можно отнести следующие:

§в силу физиологических особенностей человеческого организма существуют жесткие сроки профессиональной деятельности артиста балета: начало профессиональной подготовки в 10 лет, начало профессиональной деятельности в 18-19 лет, окончание профессиональной деятельности в 38-40 лет;

§обучение в балетном учебном заведении (хореографическое училище, балетная академия) рассматривается как профессиональная подготовка с первых шагов, с 10-летнего возраста;

§особый режим и уровень нагрузки ученика сопоставимы с режимом и нагрузкой взрослого артиста, что соответствует физическим нагрузкам спорта высоких достижений;

§общее (школьное) образование и профессиональное (начальное, среднее, высшее) образование совмещаются в едином учебном процессе, зачастую между ними нельзя провести четкого разграничения;

§непосредственная передача умений, знаний, опыта от поколения к поколению («из рук в руки - из ног в ноги», минуя материальные носители информации);

§функционирование хореографического училища (балетной академии) одновременно как учебного заведения и как театрального коллектива, единство собственно учебного процесса и практики;

§обязательное взаимодействие хореографического училища (балетной академии) с профессиональной, «базовой» балетной труппой (театром): труппа большей частью состоит из выпускников данного учебного заведения, а большинство его педагогов - бывшие и нынешние артисты труппы; ориентация учебного процесса на стилевые особенности и репертуар труппы; возможность для учеников участвовать в профессиональных спектаклях с первых лет обучения.

.2 Педагогическая деятельность по подготовке артиста балета

«Роль педагога огромна, от него во многом зависит творческий рост артистов», - писала Н.М. Дудинская [13, C. 24].

Нами была проведено исследование с целью определения специфики становления профессионализма артиста балета.

База исследования: Красноярское хореографическое училище и Красноярский театр оперы и балета.

Методы исследования:

наблюдение;

беседа.

«Единственно возможным способом накопления и сохранения социально-культурного опыта в контексте преемственности поколений служит система непрерывного гуманитарного образования», - говорит В. М. Захаров. В наиболее убедительной, наглядной форме эта система разработана в рамках непрерывного хореографического образования «школа - хореографическое училище (вуз) - театр» [21, C. 113]. Подобных позиций придерживаются педагоги Красноярского хореографического училища.

Училище основано в 1978 году. На сегодняшний день в нем работают 56 педагогов, из них 18 по совместительству. С 2010 года училище готовит бакалавров по направлению «Хореографическое искусство». Профессиональная деятельность бакалавров по данному направлению осуществляется в области культуры и искусства, связанной с хореографическим искусством и способами его функционирования в обществе, в учреждениях сферы образования, культуры, искусства и управления.

У учреждения налажены достаточно тесные связи с Красноярским театром оперы и балета. Студенты училища постоянно выступают с отчетными постановками на сцене театра, со студентами регулярно встречаются и работают их будущие наставники - хореографы театра.

В балете от учеников требуется добротная подготовка, способность осмысленно применять комплекс полученных знаний, умений, разбираться в определенном междисциплинарном круге вопросов. Управлять процессом обучения, развития и воспитания должен педагог, а для этого «нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование. Знания, компетентность, образованность нельзя заменить никакими другими, даже лучшими человеческими качествами».

Нынешние условия образования предъявляют к современному педагогу непреложное требование - знание фундаментальных наук. Причем «решающее значение имеет не только объем знаний, но и их точность, систематичность, подвижность. Не максимум знаний, а их мобильность и управляемость, гибкое приспособление к условиям учебного заведения делает специалиста пригодным к педагогической деятельности».

Опираясь на эти положения, мы проанализировали уровень фундаментальной подготовки педагогов из Красноярского хореографического училища. Все педагоги имеют высшее профессиональное образование, на постоянной основе проходят курсы повышения квалификации, участвуют в конференциях и симпозиумах, подготавливают и публикуют собственные статьи.

Профессионализм педагогов проявляется и в умении быстро адаптироваться к новым веяниям и тенденциям в образовании. В данном случае доказательством этому является пересмотр педагогами училища традиционной системы подготовки по причине внедрения системы бакалавриата. Ими были подготовлены проекты ООП, программы дисциплин на основе ФГОС третьего поколения, обновлены учебно-методические материалы.

Современные исследователи все чаще говорят о формировании эмпатии как профессионального качества, особенно по отношению к социометрическим профессиям. «Понять и почувствовать своего ученика, его чаяния, надежды, мотивации, устранить опасения и комплексы, настроить на достижение поставленной цели, а также, вовремя поняв бесперспективность дальнейших усилий, суметь, не травмируя психику ребенка, убедить в этом ученика, подсказать ему возможные варианты самореализации вне балета - не в этом ли заключается высшее педагогическое мастерство?»

Наблюдение за способами педагогов наладить взаимодействие со студентами училища позволяют выделить следующее:

в училище сложилась благоприятная атмосфера между учениками и педагогами;

замечания педагогов касаются действий учеников, а не их личности;

указывая на ошибки, педагоги подсказывают и показывают, как их можно исправить, а не довольствуются одной лишь критикой;

все специалисты в учреждении обладают большим авторитетом в среде студентов.

Педагогическая деятельность по подготовке артиста балета не является прерогативой лишь учебного заведения. Педагогов училища в театре заменяют хореографы, балетмейстеры, которые продолжают совершенствовать мастерство артиста. «В театр как класс усовершенствования, пишет Н.М. Дудинская, приходят танцовщицы уже кем-то выученные в училище, чьи-то ученицы, они уже имеют диплом и приходят совершенствовать свою профессию, отрабатывать движения, наращивать технику танца, обретать мастерство, повышать профессионализм» [13, C. 22].

Переход из Красноярского хореографического училища в Красноярский театр оперы и балета осуществляется плавно. Студенты училища на постоянной основе выступают в театре, знакомятся с ним, порядками, принятыми в нем. Поэтому момент выпуска из училища и поступления в театр на работу не является для них чем-то чрезмерно волнительным.

В театре собраны профессионалы своего дела, художественный руководитель театра - С.Р. Бобров и художественный руководитель по балету - М.В. Перетокин делают значительный вклад в становление новых звезд российского балета. «Балет - искусство молодых, нравится нам это или нет, - рассказывает С.Р. Бобров. Но с чего-то же им надо начинать? Как говорил Марис Лиепа, чтобы танцевать - нужно танцевать. Здесь они получают такую возможность. Анастасия Чумакова и Hиколай Олюнин - очень способные и перспективные ребята, с ними занимались репетиторы из Большого театра. А другие разве хуже? Мария Куимова танцевала Одетту в «Лебедином озере», Китри в «Дон Кихоте», Денис Зыков там же танцевал Базиля. Максим Клековкин и Анна Оль танцевали в Англии «Щелкунчика», я дал им такую возможность. А в «Ромео и Джульетте», наравне с Аней, заняты юные студентки хореографического училища Екатерина Булгутова и Елена Казакова» [17, C. 53].

Педагогическая деятельность в театре представляет собой высший уровень оттачивания мастерства артиста. Здесь он не имеет возможности познавать азы, но должен демонстрировать собственные возможности максимально эффективно. Работа педагога здесь соединяется с работой вчерашнего студента. Если в училище все было нацелено на обучение и воспитание будущего артиста, то в театре внимание уделяется художественному образу, который создается и постановщиком-педагогом, и исполнителем-артистом.

Художественный руководитель театра, балетмейстер заботятся о постоянном совершенствовании мастерства артистов. В Красноярский театр оперы и балета на регулярной основе приглашаются репетиторы из ведущих театров страны, перед каждой новой постановкой труппа прорабатывает видеоматериалы по уже существующим постановкам других авторов.

Эксперты в основу театральной педагогики ставят общение. «Общение, пишет Е.А. Демидов, наряду с действенной выраженностью, является центральным понятием театральной сферы» [12, C. 199]. Театральная теория действий определяет следующие особенности поведения педагога в процессе взаимодействия с учениками:

. Педагог при исполнении своих обязанностей должен выглядеть сосредоточенно, собранно, мобилизационно. Педагогу необходимо устанавливать «нелегальное» общение, т.е. добиваться рабочего шума, «перемешивать» артистов, «разрушать правильность рядов». Это является необходимой предпосылкой для того, чтобы возникли реальные условия для появления индивидуальных позиций, чтобы исполнителям во время общения было легче высказывать свое мнение.

. Особое место в педагогическом общении по законам театрального действия занимает речевой артистизм. Речевой артистизм - это яркая направленность в речи личности педагога, умение творить в речи, вызывая у подопечных эмоционально-чувственный отклик. Это ее энергетика, интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, тонкое и уместное использование невербального языка.

.3 Методические рекомендации по становлению профессионализма артиста балета в последипломный период

На основе анализа подходов к организации педагогической деятельности по подготовке артистов балета в г. Красноярске были сформулированы следующие методические рекомендации:

. Подготовка артиста балета должна вестись системно и включать в себя три связанных этапа: этап начальной подготовки в балетной школе, этап базовой подготовки в хореографическом училище, этап профессионализации в старших классах училища и в театре. Возможно совмещение данных этапов. Характерным примером здесь выступает нетиповое высшее учебное заведение - «Академия русского балета им. А.Я. Вагановой», которому удается вести подготовку с самого раннего возраста в течение 5-8 лет по различным специальностям.

2. Необходимо налаживать тесные контакты между хореографическими училищами и театрами. Это взаимодействие должно включать в себя отчетные постановки студентов училища, участие лучших студентов в постановках театра, преподавание некоторых дисциплин сотрудниками театра.

3. Необходимо активно использовать рейтинговую систему оценки успешности учащихся. С помощью этой системы, а также через посещения сотрудниками театра занятий в училище можно отбирать для постановок наиболее талантливых ребят.

. В стенах училища необходимо развивать возможности для здоровой конкуренции среди учащихся, разрабатывать конкурсные программы с поощрением, заниматься контролем и оценкой успешности учебной деятельности. Все это позволит по окончанию училища наименее болезненно встроиться в график работы театра.

. В театре должны быть созданы возможности для постоянного повышения мастерства молодыми исполнителями. Это подразумевает приглашение квалифицированных репетиторов, участие в стажировках, активную педагогическую деятельность со стороны балетмейстера, опытных исполнителей. хореографический образование профессиональный балет

. В процессе обучения в училище у будущего артиста балета необходимо сформировать стремление и способность к самообучению. Важно подчеркнуть необходимость постоянного самосовершенствования, показать пути саморазвития.

Выводы

Современное российское профессиональное образование характеризуется переходом на двухуровневое обучение (система «бакалавриат-магитратура»), внедрением модульного принципа обучения, кредитно-рейтинговой системы оценки. Также наблюдаются тенденции к практикоориентированности образования, которые проявляются, как в активном внедрении практики, как инструмента обучения, так и в стремлении получить на выходе реальный, социально полезный и применимый в практике результат.

Подобные веяния касаются и хореографического образования. Хореографические училища переходят к подготовке бакалавров. Этот процесс сопровождается пересмотром содержания образования, временных рамок обучения. Предъявляются новые требования к оценке качества получаемого на выходе результата. Компетентностный подход является главенствующим в современной образовательной практике. Будущие артисты балета должны обладать социально-личностными, общекультурными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетенциями.

Процесс подготовки артистов балета в Красноярске является комплексным. Он включает в себя подготовительное и начальное обучение, базовую подготовку в хореографическом училище, профессиональную подготовку на старших курсах училища и в самом театре. В процессе становления профессионализма принимают активное участие не только педагоги училища, но и художественные руководители театра.

Профессионализм артиста балета формируется при следующих условиях:

§при наличных внешних и физических данных, соответствующих профессиональной деятельности;

§при условии начала обучения в раннем возрасте (не позднее 10 лет);

§при условии наличия комплексного образования в хореографическом училище;

§при наличии стремления к обучению и постоянному самосовершенствованию;

§при наличии грамотного и высококвалифицированного педагогического сопровождения на всем пути становления профессионализма;

§при наличии налаженных связей между учебным заведении и театром, возможности постоянной практики.

Заключение

В первой главе нам удалось определить существенные признаки балета как искусства и как сферы профессиональной деятельности. Шаталов О.В. под балетом понимает вид театрального искусства, где основными выразительными средствами служит так называемый «классический» (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец и пантомима, сопровождаемые музыкой, а также сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства

Профессия артиста балета разностороння и многогранна. Она требует достаточно длительной и качественной подготовки в процессе обучения, постоянного самосовершенствования по окончании обучения. Труд артиста балета - это каждодневные физические тренировки, это высокий уровень нравственного и эстетического воспитания, интеллекта, самосознания. Профессия артиста балета требует развития личностных качеств человека, постоянной активности познавательных функций, творческих способностей.

Во второй главе нами были определены основные тенденции в современном хореографическом образовании, специфика педагогической деятельности по подготовке артиста балета.

Современное российское профессиональное образование характеризуется переходом на двухуровневое обучение (система «бакалавриат-магитратура»), внедрением модульного принципа обучения, кредитно-рейтинговой системы оценки. Также наблюдаются тенденции к практикоориентированности образования, которые проявляются, как в активном внедрении практики, как инструмента обучения, так и в стремлении получить на выходе реальный, социально полезный и применимый в практике результат.

Подобные веяния касаются и хореографического образования. Хореографические училища переходят к подготовке бакалавров. Этот процесс сопровождается пересмотром содержания образования, временных рамок обучения. Предъявляются новые требования к оценке качества получаемого на выходе результата. Компетентностный подход является главенствующим в современной образовательной практике. Будущие артисты балета должны обладать социально-личностными, общекультурными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетенциями.

Процесс подготовки артистов балета в Красноярске является комплексным. Он включает в себя подготовительное и начальное обучение, базовую подготовку в хореографическом училище, профессиональную подготовку на старших курсах училища и в самом театре. В процессе становления профессионализма принимают активное участие не только педагоги училища, но и художественные руководители театра.

Профессионализм артиста балета формируется при следующих условиях:

§при наличных внешних и физических данных, соответствующих профессиональной деятельности;

§при условии начала обучения в раннем возрасте (не позднее 10 лет);

§при условии наличия комплексного образования в хореографическом училище;

§при наличии стремления к обучению и постоянному самосовершенствованию;

§при наличии грамотного и высококвалифицированного педагогического сопровождения на всем пути становления профессионализма;

§при наличии налаженных связей между учебным заведении и театром, возможности постоянной практики.

На основе анализа подходов к организации педагогической деятельности по подготовке артистов балета в г. Красноярске были сформулированы следующие методические рекомендации:

. Подготовка артиста балета должна вестись системно и включать в себя три связанных этапа: этап начальной подготовки в балетной школе, этап базовой подготовки в хореографическом училище, этап профессионализации в старших классах училища и в театре. Возможно совмещение данных этапов. Характерным примером здесь выступает нетиповое высшее учебное заведение - «Академия русского балета им. А.Я. Вагановой», которому удается вести подготовку с самого раннего возраста в течение 5-8 лет по различным специальностям.

2. Необходимо налаживать тесные контакты между хореографическими училищами и театрами. Это взаимодействие должно включать в себя отчетные постановки студентов училища, участие лучших студентов в постановках театра, преподавание некоторых дисциплин сотрудниками театра.

3. Необходимо активно использовать рейтинговую систему оценки успешности учащихся. С помощью этой системы, а также через посещения сотрудниками театра занятий в училище можно отбирать для постановок наиболее талантливых ребят.

. В стенах училища необходимо развивать возможности для здоровой конкуренции среди учащихся, разрабатывать конкурсные программы с поощрением, заниматься контролем и оценкой успешности учебной деятельности. Все это позволит по окончанию училища наименее болезненно встроиться в график работы театра.

. В театре должны быть созданы возможности для постоянного повышения мастерства молодыми исполнителями. Это подразумевает приглашение квалифицированных репетиторов, участие в стажировках, активную педагогическую деятельность со стороны балетмейстера, опытных исполнителей.

Таким образом, поставленные в начале исследования задачи можно считать выполненными, а сформулированную гипотезу доказанной.

Список литературы

1.Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действующей в 2010 г.).

2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.11.08 №1662-р // СЗ РФ. № 35. Ст. 2190.

.Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н. А. Селезневой. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.

.Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции, действующей в 2010 г.).

.Абасов, З.А. Традиционное и инновационное в современном российском образовании // Философия образования. - М., 2005. - №9. - С.101-114.

.Бахрушин, Ю.А. История русского балета. - М.: Советская Россия, 1965. - 227 с.

.Болотов, В.А. Новые стандарты и новое время / В.А. Болотов // Лидеры образования, 2004. - № 3. - С. 22-24.

.Ванслов, В.В. В мире балета. - М., 2010. - 296 с.

.Габович, М.М. Душой исполненный полет (об искусстве балета). - М.: Молодая гвардия, 1966. - 173 с.

.Голуб, Г.Б., Коган, Е.Я., Прудникова, В.А. Парадигма актуального образования / Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, В.А. Прудникова // Вопросы образования. - М., 2007. - №5. - С. 20-31.

.Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. Х. Дебердеева // Инновации в образовании. - М., 2005. - № 3. - С. 5-7.

.Демидов, Е.А., Мухаметзянова, Л.Ю. Педагогическое общение в логике театральной теории действия / Е.А. Демидов, Л.Ю. Мухаметзянова // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2008. - №2. - С. 198-213.

.Дудинская, Н.М. На педагогическом поприще / Н.М. Дудинская // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 1995. - №3. - С. 23-30.

.Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов // Завуч. - М., 2008. - №1. - С. 4-29.

.Иванова, Т.В. Стандарты и мониторинг в образовании / Т.В. Иванова // Лидеры образования, 2004. - №1. - С. 16-20.

.Илларионов, Б.И. Балетное образование в России / История художественного образования в России. - СПб: Композитор, 2007. - С. 122-161.

.Карпухин, К. Балет как стиль жизни / К. Карпухин // Стольник, 2009. - №6. - С. 52-53.

.Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с.

.Коновалова, Е. Балет все больше превращается в спорт / Е. Коновалова // Вечерний Красноярск. - Красноярск, 2010. - № 22.- С. 24-25.

.Лопухов, Ф.В. Хореографические откровенности. - М.: Искусство, 1972. - 215 с.

.Макарова, В.Г. Некоторые аспекты педагогики балета / В.Г. Макарова // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2009. - №2. - С. 105-114.

.Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с

.Меньшикова, Е.А. Специфика работы «детского» хореографа / Е.А. Меньшикова // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2007. - №2. - С. 91-99.

.Практическая психология образования: Учеб пособие для вузов; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение. 2003. - 480с.

.Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - 285 с.

.Рождественская, Н.В. Быть или казаться: Истоки современного театра и психотехника актера: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2009. - 96 с.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

.Севастьянов, А.И. Общая и театральная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - СПб.: КАРО, 2007. - 256 с.

.Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

.Тарасов, Н.И. Классический танец. Школа мужского иполнительства. - СПб.: Изд-во «Лань», 2005. - 496 с.

.Театр: балет и опера / под ред. О.В. Шаталова. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 173 с.

.Фомкин, А.В. Проект актуального набора компетенций бакалавров для ФГОС ВПО третьего поколения направления подготовки 070300 «Хореографическое искусство» / А.В. Фомкин // Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2008. - №1. - С. 28-51.

.Хуторской, А. В. Проектирование нового содержания образования / А. В. Хуторской // Школьные технологии. - М., 2006. - № 2. - С. 74-88.

.Ялалов, Ф.Н. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию / Ф.Н. Ялалов // Высшее образование в России. - М., 2008. - №1. - С. 89-93.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!