Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения
Институт
проблем передачи информации РАН, Москва
Развитие
зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением
зрения
Т.А.Подугольникова
Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста
получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии
познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта. У
детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и
анизометропия, наблюдается снижение остроты зрения и контрастной
чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение
пространственной ориентации и восприятия пространственного взаиморасположения
объектов и т.д. Эти нарушения приводят к серьезным проблемам анализа изображений
на уровне зрительных центров мозга, приводящим к формированию неточных
зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития
наглядно-образного мышления. В результате у детей с нарушениями бинокулярного
зрения наблюдается снижение уровня развития когнитивных зрительных функций
(внимания и кратковременной зрительной памяти), зрительной работоспособности и
др. Поэтому они, как правило, отстают от нормально видящих ровесников по темпу
и качеству психического и интеллектуального развития.
Для лечения зрительных нарушений и успешной адаптации к окружающему миру
детям необходимы и лечение на специальных медицинских аппаратах, и специальное
обучение, требующие как от ребенка, так и от специалистов длительной и упорной
работы. В результате ребенок испытывает большие перегрузки, весь его день
заполнен занятиями и со специалистами, и с педагогами, а на игру, основную
«работу» дошкольника, у него просто не остается времени.
Специалистами лаборатории физиологии зрения нашего института (ИППИ РАН) был
разработан комплекс компьютерных программ «Академик» с учетом достижений
фундаментальной науки в области нейрофизиологии и психофизики зрения. Эти
программы предназначены, как для функционального лечения нарушений
бинокулярного зрения, так и для развития когнитивных зрительных функций
(зрительного внимания, кратковременной зрительной памяти, ориентировки в
микропространстве, зрительного поиска) и развития зрительной работоспособности.
Все эти навыки необходимы детям для успешного обучения в начальной школе, так
как они играют важную роль и при чтении, и при списывании с доски или с книги,
и при работе с наглядным материалом.
В настоящее время в дефектологической практике для развития внимания и
зрительной работоспособности используются бланковые методики - корректурные
пробы или кодинг-тесты. При выполнении кодинг-тестов ребенок должен обозначать
объекты определенными кодами, представленными в образце. Такая зрительная
работа требует большого внимания и многократных переводов взора. Для детей с
нарушениями бинокулярного зрения подобные упражнения представляют значительные
трудности, обусловленные неустойчивостью фиксации взора и нарушением работы
глазодвигательного аппарата, поэтому они не любят выполнять такие задания.
Интерактивная игровая программа «Кодинг» из комплекса «Академик»
представляет собой компьютерный вариант кодинг-теста. В ходе работы с этой
программой ребенку предлагается последовательно кодировать фигурки зрительного
ряда стрелками разной ориентации в соответствии с образцом.
Благодаря возможностям компьютера на каждом шаге работы изменять коды в
образце, ребенок не может работать по памяти, а вынужден при кодировании каждой
фигуры делать по три смены фиксации взора: объект - образец - клавиатура. За
одну тренировку ребенок кодирует 110 фигур, т.е. 330 раз совершает смену
фиксаций взора. Кроме того, программа предоставляет возможность расположения
образца не только в виде строки в верхней части экрана, как в бланковых
методиках, но и в углах экрана, что заставляет детей делать дополнительное перемещение
взора в разных направлениях. Вид экрана во время кодирования показан на рисунке
1.
компьютерный
бинокулярный зрение познавательный
Рис.1. Вид экрана во время кодирования при расположении образца вверху (слева)
и в углах (справа) экрана.
Такая активная зрительная работа соответствует нагрузке при чтении, так
как её выполнение требует длительной, точной работы на близком расстоянии и
хорошей фокусировки тест-объектов.
В нашей предыдущей работе было показано, что возрастная норма скорости
кодирования по программе «Кодинг» для детей старшего дошкольного возраста с нормальным
зрением равна 13,9 символов/мин, а уровень развития зрительной
работоспособности у детей с нарушениями бинокулярного зрения из
подготовительных групп значительно снижен и достигает уровня нормы с задержкой
в восемь месяцев.
В ГОУ детском саду № 112 компенсирующего вида для детей с нарушением
зрения при поддержке методического центра Северо-восточного окружного
управления Московского департамента образования, был проведен эксперимент по
определению эффективности использования игровой компьютерной программы Кодинг
для развития зрительной работоспособности у детей с нарушениями бинокулярного
зрения.
В эксперименте приняли участие 30 детей в возрасте от 5 до 7 лет из
старших и подготовительных групп, родители которых дали согласие на участие в
эксперименте.
Первое тестирование по программе Кодинг, проведенное до начала
тренировок, показало, что зрительная работоспособность у детей с нарушениями
бинокулярного зрения была очень низкой и составляла лишь 9.0 ± 0.53 символов/мин, при этом четыре
ребенка вообще не смогли довести тестирования до конца, а другие четыре
выполнили его с неудовлетворительной оценкой. Ни один ребенок не выполнил
первое тестирование с оценкой «отлично».
С каждым ребенком было проведено по 10 тренировок, в ходе которых
педагоги обучали их выгодным стратегиям выполнения задания, предлагали им
разные типы тест-объектов (легковербализуемые объекты, буквы, геометрические
фигуры трудновербализуемые объекты), поощряли за хорошую работу. Возможность
сохранять результаты, моментально производить их обработку и предъявлять в
цифровой и графической форме позволяет педагогу легко анализировать динамику
развития ребенка и индивидуально подбирать параметры тренировок в зависимости
от уровня его зрительной патологии. Поэтому, несмотря на то, что при кодировании
на компьютере ребенок выполняет более сложное задание, чем при работе с
бланками, интерактивный характер программы, возможность самостоятельно
управлять компьютером и отслеживать результаты своей работы значительно
повышали мотивацию ребенка и помогали преодолеть все трудности. Ни один ребенок
не отказался работать на компьютере.
Длительность первых тренировок не превышала 10-12 минут, а затем она
постепенно уменьшалась, так что дети не испытывали большого утомления. В ходе
тренировок у всех детей наблюдалась положительная динамика.
Повторное тестирование, проведенное через две недели после окончания
тренировок, показало, что скорость кодирования у всех детей увеличилась более
чем в 2 раза и составила в среднем 20,6 символов/мин. Даже дети, не справившиеся
с первым тестированием, повторное тестирование выполнили очень успешно.
На рисунке 2 представлены диаграммы распределения результатов тестирования
до и после тренировок. У большинства детей показатели скорости кодирования
значительно превысили возрастную норму. Это объясняется тем, что в ходе
тренировок дети научились концентрировать и быстро переключать внимание с
одного объекта на другой, а также часто менять фиксацию взора. При этом дети
практически перестали делать ошибки. Было видно, как при работе на компьютере
развивается самостоятельность, уверенность в собственных силах и активность
ребенка, появляется критичность к своей работе, повышается самооценка и
контроль над своей деятельностью. Очевидно, что такие занятия формируют у детей
мотивацию к учебной деятельности.
Полученные результаты свидетельствует о том, что программа «Кодинг»
является очень эффективным современным средством педагогической коррекции,
позволяющим развить зрительную работоспособность у детей с функциональными
нарушениями бинокулярного зрения.