Анализ тягово-скоростных свойств автомобиля ЗИЛ-4104

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    72,61 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ тягово-скоростных свойств автомобиля ЗИЛ-4104

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

Кафедра автомобилей








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Автомобили» раздел «Теория»

на тему: «Анализ тягово-скоростных свойств автомобиля ЗИЛ-4104»


Выполнил: студент

Кривуленко О.А.







Харьков 2009

Содержание

1. Задание для расчетно-графического анализа и выбор исходных данных

. Построение внешней скоростной характеристики двигателя

. Построение графиков силового баланса динамической характеристики

. Оценка показателей разгона автомобиля

. График мощностного баланса автомобиля

. Анализ тягово-скоростных свойств автомобиля

Перечень ссылок

1. Задание для расчетно-графического анализа и выбор исходных

данных

В соответствии с заданием, в курсовой работе необходимо провести тягово-скоростной анализ автомобиля ЗИЛ-4104 при движении по дороге с суммарным коэффициентом дорожного сопротивления =0,014.

Из справочника выбираем для заданной модели автомобиля исходные данные для расчета и реальные значения основных параметров автомобиля для сравнений их с полученными расчетами. Выбранные параметры заносим в табл. 1., а реальные значения - в табл. 2.

Таблица 1 - Исходные данные для расчета

Параметры

Значения параметра

1. Вид автомобиля

легковой

2. Полная масса, кг

3860

3. Марка и тип двигателя

V-обр, бензиновый карбюраторный

4. Максимальная мощность двигателя Nemax, кВт

232

5. Частота вращения вала двигателя при максимальной мощности nN, об/мин

4500

6. Наличие ограничителя частоты вращения вала     двигателя

нет

7. Передаточные числа:


     Коробки передач ик1                     ик2                     ик3

2,02 1,42 1,00

    Раздаточной коробки или делителя

нет

    Главной передачи и0

3.615

8. Маркировка шин

245/70HR16

9. Статический радиус колеса rcm, м

      0.347

10. Габаритные размеры      ширина Вг, м      высота Нг, м

 2326 1500

11. КПД трансмиссии

       0.92

12. Коэффициент сопротивления воздуха К, Н*с2/м4

Нет данных


Таблица 2 - Реальные значения основных параметров автомобиля для сравнения их с полученными расчетами

Максимальный крутящий момент двигателя    Меmax, Н*м

610

2. Частота вращения вала двигателя при максимальном крутящем моменте nM, об/мин

2700

3. Максимальная скорость Vmax, км/ч

   190

4. Время разгона до 100 км/ч tp, с

13,0


. Построение внешней скоростной характеристики двигателя

Для построения внешней скоростной характеристики поршневого двигателя внутреннего сгорания используют эмпирическую формулу, позволяющую по известным координатам одной точки характеристики (Ne max и nN) воспроизвести всю кривую мощности:

            (1)

где Ne - текущее значение мощности двигателя, соответствующее частоте вращения вала n, в кВт; А1 и А2 - эмпирические коэффициенты, характеризующие тип двигателя. Для карбюраторного двигателя А1 = А2 = 1, для дизельного двигателя А1 = 0,5, А2 = 1,5.

Для выбора текущего значения n диапазон частоты вращения вала двигателя от минимально устойчивых оборотов nmin до nN разбиваем на произвольное число участков (рекомендуется 6-8, целесообразно с постоянным интервалом  кратным 50 или 100 для упрощения расчетов):

Так как у карбюраторного двигателя, не имеющего ограничения частоты вращения, максимальная частота вращения коленчатого вала nmax при движении автомобиля с максимальной скоростью может на 10-20% превышать частоту nN, для него берут еще одно значение n после nN с тем же интервалом

Минимальную частоту вращения коленчатого вала выбирают в пределах 400…800 об/мин. Меньшие значения принимают для дизелей.

Большее - для карбюраторных двигателей легковых автомобилей и АТС на их базе, среднее - для карбюраторных двигателей грузовых автомобилей и АТС на их базе.

В данном случае примем nmin = 900 об/мин.


Текущее значение крутящего момента а Н м:

                      (2)

Значение мощности и крутящего момента при частоте вращения коленчатого вала n = 900 об/мин:


Результаты расчетов значений мощности и крутящего момента представлены в табл. 3, график внешней скоростной характеристики двигателя представлен на рис. 1.



Таблица 3 - Результаты расчетов внешней скоростной характеристики двигателя

Параметры

Значение параметров

n, об/мин

900

1500

2100

2700

3300

3900

4500

5100

0,2

0,333333333

0,466666667

0,6

0,733333333

0,866666667

1

1,133333333

0,04

0,111111111

0,217777778

0,36

0,537777778

0,751111111

1

1,284444444

0,008

0,037037037

0,10162963

0,216

0,39437037

0,650962963

1

1,455703704

0,232

0,407407407

0,582814815

0,744

0,876740741

0,966814815

1

0,962074074

Ne, кВт           

53,824

94,51851852

135,213037

172,608

203,4038519

224,301037

232

223,2011852

Me, кВт

571,1324444

601,7679012

614,8973827

610,5208889

588,6384198

549,2499753

492,3555556

417,9551605




. Построение графиков силового баланса и динамической

характеристики

При построении графиков силового баланса для различных передач и скоростей движения автомобиля рассчитывают значения составляющих уравнения силового баланса:


Тяговое усилие на ведущих колесах определяют из выражения, Н:


где rд - динамический радиус колеса, который в нормальных условиях движения принимаем равным rст, м.

Вторую составляющую силового баланса - силу суммарного дорожного сопротивления - определяют по формуле, Н:


где G = gm - полный вес автомобиля, Н; g = 9,81 м/с2 - ускорение свободного падения.

В расчетах не учитывается влияние скорости движения на коэффициент сопротивления качения, в связи с чем полагают .

Для ЗИЛ-4104  а при заданном

.

Сила сопротивления воздуха, Н:


где F - лобовая площадь, м2; v - скорость автомобиля, км/ч.

Лобовая площадь может быть определена по чертежу автомобиля, а при его отсутствии - приближенно по выражению.


где  - коэффициент заполнения площади, для легковых автомобилей =0,75…0,9 / большие значения принимаются для автомобилей с большей полной массой /; для автобусов = 0,85…0,95 / меньшие значения принимаются для автобусов малой вместимости, а большие - большой /.

Для ЗИЛ-4104 .

Сила сопротивления разгону, Н:


где - коэффициент, учитывающий влияние инерции вращающихся масс; - ускорение автомобиля в поступательном движении, м/с2.

При построении и анализе графиков силового баланса величина Pj не рассчитывается, а определяется как разность тягового усилия Pk и суммы сопротивлений движению ().

График силового баланса и все последующие строят в функции скорости автомобиля v, км/ч, которая связана с частотой вращения вала двигателя n зависимостью:


где rk - радиус качения колеса, м, равный при отсутствии проскальзывания статическому радиусу rст.

Динамический фактор автомобиля D определяется для различных передач и скоростей движения по формуле:


Переменные по скорости величины PK, PW и D рассчитывают по формулам 4, 6, 10, сводят данные расчетов в табл. 4 и строят по ним графики силового баланса, рис. 3, и динамической характеристики, рис. 4.

Таблица 4 - Результаты расчетов силового баланса и динамической характеристики

Ме

571,1324

601,7679

614,8974

610,5209

588,6384

549,25

492,3556

417,9552

Uк1

2,02

2,02

2,02

2,02

2,02

2,02

2,02

2,02

Uк2

1,42

1,42

1,42

1,42

1,42

1,42

1,42

1,42

Uк3

1

1

1

1

1

1

1

1

Uo

3,615

3,615

3,615

3,615

3,615

3,615

3,615

3,615

кпд

0,92

0,92

0,92

0,92

0,92

0,92

0,92

0,92

0,347

0,347

0,347

0,347

0,347

0,347

0,347

0,347

G

37866,6

37866,6

37866,6

37866,6

37866,6

37866,6

37866,6

37866,6

530,1324

530,1324

530,1324

530,1324

530,1324

530,1324

530,1324

530,1324

F

2,7912

2,7912

2,7912

2,7912

2,7912

2,7912

2,7912

2,7912

n,  об/мин

900

1500

2100

2700

3300

3900

4500

5100

1-я передача

V, км/ч

16,12329

26,87215

37,62101

48,36987

59,11873

69,86759

80,61645

91,36531


Рк, Н

11057,45

11650,57

11904,76

11820,03

11396,37

10633,79

9532,283

8091,849


Pw, Н

16,23646

45,10127

88,39849

146,1281

218,2902

304,8846

405,9114

521,3707


Рк-Рw, Н

11041,21

11605,47

11816,36

11673,9

11178,08

10328,91

9126,371

7570,478


D

0,291582

0,306483

0,312052

0,30829

0,295196

0,272771

0,241014

0,199925

2-я передача

V ,км/ч

22,93595

38,22658

53,51721

68,80784

84,09847

99,38911

114,6797

129,9704


Рк, Н

7773,057

8190,002

8368,693

8309,13

8011,311

7475,239

6700,911

5688,329


Pw, Н

32,8562

91,26722

178,8838

295,7058

441,7334

616,9664

821,405

1055,049

7740,2

8098,735

8189,81

8013,424

7569,578

6858,272

5879,506

4633,28


D

0,204407

0,213875

0,216281

0,211622

0,199901

0,181117

0,155269

0,122358

3-я передача

V ,км/ч

32,56905

54,28174

75,99444

97,70714

119,4198

141,1325

162,8452

184,5579


Рк, Н

5473,984

5767,607

5893,446

5851,5

5641,768

5264,253

4718,952

4005,866


Pw, Н

66,25124

184,0312

360,7012

596,2612

890,7111

1244,051

1656,281

2127,401


Рк-Рw, Н

5407,732

5583,576

5532,745

5255,239

4751,057

4020,202

3062,671

1878,465


D

0,14281

0,147454

0,146111

0,138783

0,125468

0,106167

0,080881

0,049607

PΨ+Рw, Н

596,3836

714,1636

890,8336

1126,394

1420,844

1774,183

2186,413

2657,533





4. Оценка показателей разгона автомобиля

Показатели разгона автомобиля представляют собой графики ускорений, времени и пути разгона в функции скорости.

Ускорение j для разных передач и скоростей определяют по значениям D из табл. 4, используя формулу


где  предварительно рассчитываем для каждой передачи. В данном примере ; ; ;.

Расчетные данные для построения графика ускорений сводят в табл. 5, где приводятся значения величин, обратных ускорений 1/j, которые будут использованы при определении времени разгона АТС.

Поскольку при максимальной скорости для автомобиля без ограничителя частоты вращения вала двигателя ускорения j=0, а обратная величина , построение графика  ограничивают последней точкой, примерно соответствующей 0,9*Vmax.

Время разгона получают как интеграл функции:


Площадь под кривыми  в интервале от Vmin до 0,9*Vmax разбиваем на произвольное число участков. Площадь этих участков представляют собой в определенном масштабе время разгона в соответствующем интервале скоростей на данной дороге.

;;

Принимаем каждый участок как трапецию, определяем площади участков по формуле:


Подсчитав площади Fti и нарастающую сумму площадей , по формуле вычисляем время разгона t, сводим результаты в табл. 6 и строим график времени разгона (рис. 7).


Путь разгона определяют по аналогии графическим интегрированием функции , т. е. подсчетом соответствующих площадей графика времени разгона.

Методика расчета и построения аналогична предыдущей.

Таблица 5 - Результат расчета ускорений и велечин, обратных ускорений

n, об/мин

900

1500

2100

2700

3300

3900

4500

5100

1-я передача

V ,км/ч

16,12328992

26,87214987

37,62100982

48,36986977

59,11872972

69,86758966

80,61644961

91,36531


D-y

0,27758177

0,292482895

0,298052376

0,294290191

0,281196341

0,258770876

0,227013745

0,185925


j, м/с2

1,019054685

1,073759506

1,094206113

1,080394428

1,032324451

0,949996367

0,83340999

0,682565


1/j

0,981301607

0,931307238

0,9139046

0,925587891

0,968687702

1,052635604

1,199889624

1,465061


D

0,29158177

0,306482895

0,312052376

0,308290191

0,295196341

0,272770876

0,241013745

0,199925

2-я передача

V ,км/ч

22,93594764

38,22657939

53,51721115

68,80784291

84,09847467

99,38910642

114,6797382

129,9704


D-y

0,190407061

0,193875419

0,196280564

0,191622481

0,179901169

0,161116664

0,13526893

0,102358


j, м/с2

1,011552978

1,029978913

1,042756441

1,018009995

0,955739573

0,855945365

0,718627181

0,543785


1/j

0,988578969

0,970893663

0,958996713

0,982308626

1,046310134

1,168298867

1,391542132

1,838962


D

0,204407061

0,213875419

0,216280564

0,211622481

0,199901169

0,181116664

0,15526893

0,122358

3-я передача

V ,км/ч

32,56904564

54,28174274

75,99443983

97,70713693

119,419834

141,1325311

162,8452282

184,5579


D-y

0,128810083

0,133453849

0,132111476

0,124782953

0,111468279

0,09216748

0,066880531

0,035607


j, м/с2

0,87751869

0,90915435

0,900009433

0,850083867

0,759377652

0,62789096

0,455623617

0,242576


1/j

1,139576868

1,099923242

1,111099466

1,17635452

1,316867828

1,592633218

2,19479404

4,122426


D

0,142810083

0,147453849

0,146111476

0,138782953

0,125468279

0,10616748

0,080880531

0,049607



двигатель автомобиль разгон скоростной


Таблица 6 - Результаты расчетов времени разгона

Параметр

Значение параметров

V, км/ч

16,12328992

37,62100982

54,28174274

75,99443983

97,70713693

114,6797382

141,1325311

162,8452282

184,5579253

 

0

20,37130609

16,77592392

24,00363317

24,83339776

21,79194297

39,46988633

41,11763042

68,58193978

 

0

20,37130609

37,14723001

61,15086318

85,98426094

107,7762039

147,2460902

188,3637207

256,9456604

 

0

5,642851788

10,28978271

16,9387891

23,81764028

29,85400848

40,787167

52,17675062

71,17394794

Параметр

Значение параметра

V, км/ч

16,1232

37,621

54,2817

75,9944

97,7071

114,6796

141,1325

162,8452

171

 

0

60,65444958

132,7244218

295,6029056

442,4660621

455,4710293

934,3319754

1009,248827

502,9501383

 

0

60,65444958

193,3788714

488,981777

931,4478391

1386,918868

2321,250844

3330,499671

3833,449809

 

0

16,80128253

53,56594737

135,4479522

258,0110514

384,1765266

642,9864837

922,5484088

1061,865597







. График мощностного баланса автомобиля

Таблица 7 - Результаты расчетов составляющих баланса мощности

Параметр

Значение параметра

n, об/мин

900

1500

2100

2700

3300

3900

4500

5100

Ne, кВт

53,824

94,51851852

135,213037

172,608

203,4038519

224,301037

232

N, кВт

49,52

86,96

124,40

158,80

187,13

206,36

213,44

205,35

V, км/ч

Uk1=2,02

16,12

26,87

37,62

48,37

59,12

69,87

80,62

91,37


Uk2=1,42

22,94

38,23

53,52

68,81

84,10

99,39

114,68

129,97


Uk3=1,00

32,56904564

54,28174274

75,99443983

97,70713693

119,419834

141,1325311

162,8452282

184,5579253


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ny, кВт

4,796085092

7,993475154

11,19086522

14,38825528

17,58564534

20,7830354

23,98042546

27,17781552

Nw, кВт

0,599372138

2,774871007

7,614246044

16,18304771

29,54682649

48,77113282

74,9215172

109,0635301

Ny+Nw, кВт

5,39545723

10,76834616

18,80511126

30,57130299

47,13247182

69,55416822

98,90194266

136,2413456



Уравнение баланса мощности могут быть выражены через мощность двигателя Ne:


Или через мощность на колесах Nk:


где Nr - мощность, теряемая в трансмиссии;  - мощность, расходуемая на преодоление соответственно суммарных дорожных сопротивлений и сопротивления воздуха; Nj - мощность, используемая для разгона.

Вначале вычисляют мощность на ведущих колесах NK. Эту величину определяют через мощность Ne (см. табл. 3), развиваемую на коленчатом валу двигателя, с учетом потерь в трансмиссии:


Значения мощностей  и  рассчитывают с использованием величин  и , взятых из табл. 4 для высшей передачи с целью обеспечения всего диапазона скоростей движения автомобиля:

;;

Полученные значения величин  и  суммируем.

Из табл. 4 берем также значения скоростей движения автомобиля на всех передачах, соответствующие принятым ранее величинам частоты вращения коленчатого вала двигателя. Данные расчетов сводим в табл. 8 и по ним строим график мощностного баланса автомобиля (рис. 9).


6. Анализ тягово-скоростных свойств автомобиля

Из внешней скоростной характеристики двигателя определим значения максимального крутящего момента Меmax, частоту вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте nM и момент при максимальной мощности МN. Полученные значения Меmax и nM сравниваются с реальными значениями. По значениям Меmax и МN можно вычислить коэффициент приспособляемости двигателя


Для двигателя ЗИЛ-4104 автомобиля ЗИЛ-4104 значение , рассчитанное по формуле (2) несколько больше, что объясняется приближенностью исходной расчетной формулы (1):


По графику силового баланса определяем максимально возможную скорость движения автомобиля Vmax для заданных дорожных условий (0,014). По динамической характеристике автомобиля для каждой передачи определяют максимальное дорожное сопротивления , которое может преодолеть автомобиль, критическую скорость Vкрi и максимальный преодолеваемый продольный уклон дороги  при коэффициенте сопротивлению качению  (грунтовая дорога после дождя).

Максимальный преодолеваемый продольный уклон дороги


Для большей наглядности полученное значение уклона представляют в процентах.

Для автомобиля ЗИЛ-4104 перечисленные параметры составляют:


По графику ускорений определяется максимальное ускорение jmax для каждой передачи и оптимальные скорости перехода Vпер с одной передачи на другую на данной дороге.

С помощью графиков времени и пути разгона для принятого дорожного сопротивления определяют соответственно время и путь разгона автомобиля до скорости 100 км/ч.

В приведенном примере перечисленные параметры составляют:


Перечень ссылок

1. Краткий автомобильный справочник / А.Н. Понизовский, Ю.М. Власко, М.Б. Ляликов и др. - М.: АО «Трансконсалтинг», НИАТ, 1994. - 779 с.

. Алекса Н.Н., Алексеенко В.Н., Гредескул А.Б. Теория эксплуатационных свойств автотранспортных средств в примерах и заданиях. - Киев, 1990. - 98с.

Похожие работы на - Анализ тягово-скоростных свойств автомобиля ЗИЛ-4104

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!