Томск - город искусств

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,94 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Томск - город искусств















Реферат

Дисциплина: Эстетика

Тема: Томск - город искусств

Содержание

Деревянные дома в архитектурном ансамбле Томска конца XIX - начала XX в

Облик и композиция деревянного дома

Резной декор

деревянный дом томск резьба

Деревянные дома в архитектурном ансамбле Томска конца XIX - начала XX в.

Районы исторической застройки Томска, в том числе районы деревянной застройки представляют собой не случайный конгломерат отдельных зданий, а целостный архитектурный ансамбль. Ансамбль улицы, застроенной домами середины и второй половины XIX в., характеризуется однородностью и единством, которые являются следствием уменьшения самостоятельной роли отдельных зданий и своеобразной нейтральности их композиции. Ритм зданий и ритм архитектурных элементов на каждом здании прерывен и непрерывен сразу.

Неотъемлемым компонентом ансамбля деревянной застройки являются заборы и ворота. Их композиция восходит к образцовым проектам классицизма. Ворота могли быть деревянными и каменными, украшаться накладной или сквозной резьбой. К сожалению, ворота и заборы оказались наиболее подверженными утратам элементами деревянной архитектуры. До наших дней сохранились относительно немногочисленные примеры этого вида малой архитектуры. И совершенно исчезли деревянные тротуары и торцовые мостовые, на улицах.

С середины XIX в. Впервые появляется возможность говорить о такой определяющей черте городского ансамбля старого Томска, как сочетание деревянных и каменных строений, взаимодействие дерева и камня. Формы сосуществования в городе дерева, камня и их сочетания весьма многообразны. Центральная часть города - его административный, деловой, торговый и научно-просветительский центр образуют относительно компактное ядро каменной застройки, окруженной большими массивами дерева. При виде могучих крупных объёмов деревянных зданий и богатства их декора зрителя не оставляет ощущение «дворцовости».

Но даже в районах застройки Томска её господство в конце XIX - начале XX в. уже не было абсолютным. Историческое ядро Томска с утратой крепостных стен превращается в район жилой застройки. И только у подножия Воскресенской горы, примыкающей к торговому и деловому центру города, как бы обрамляя застроенную деревянными жилыми домами историческую возвышенную часть, сооружаются каменные или смешанные каменно-деревянные здания с чрезвычайно характерными и распространенными в России сочетаемым - низ каменный, верх - деревянный. И бывший центр становится едва ли не окраинным районом дореволюционного Томска и районом почти исключительно деревянных жилых домов.

Своеобразие районов деревянной застройки Томска во многом определяют два типа небольших каменных зданий, разных по своему назначению и расположению в ансамбле улицы - водозаборные колонки и магазины.

Сочетание дерева и камня в одном здании - характерная для русской архитектуры особенность - представлена в застройке Томска исключительно многообразно. Кроме каменного, используемого под торговые, складские помещения или мастерские, низа и деревянного жилого верха возможны были и иные сочетания - каменные столбы или колонны, несущие балкон или эркер деревянного дома, и наоборот - деревянная терраса, балкон, эркер, в каменном доме.

В целом дореволюционный Томск - один из красивейших русских и сибирских городов. Типичные для городов особенности не лишали его облик неповторимого своеобразия.

Облик и композиция деревянного дома

Вызывающая невольное чувство восхищения красота и неповторимость облика деревянных домов Томска, неисчерпаемость фантазии и изобретательность в создании декоративного убранства базируются в общем на простых, но основанных на глубоком и тонком знании законов искусства и особенностей человеческого восприятия, приёмах. Главное здесь единичность исходных схем и бессчётное число вариаций немногих исходных элементов. Главных приёмов всего два: повторяемость главных элементов в определённых сочетаниях и дублирование по их вертикали и горизонтали.

Есть два типа зданий. Первый - жилой дом эпохи классицизма в три окна и крестьянская изба в два-четыре окна, выходящие на улицу торцовым фасадом с фронтовым завершением. Второй - купеческий и мещанский дом с гладким фасадом, равномерным ритмом окон и продольным расположением корпуса, вытянутого параллельно трассе улицы. Так или иначе, но исходным для деревянного жилого дома второй половины XIX - начала XX в. явился наиболее простой тип жилого дома - с безордерным фасадом, равномерным ритмом окон, равномерным распределением декора на фасаде, с минимально выделенным центром. Основным средством достижения выразительности и разнообразия облика домов стали их размеры и этажность. Число окон по фасаду колеблется от 2 до 8.

Такова композиция одноэтажных домов. Двухэтажные дома с равным одноэтажным постройкам количеством окон по уличному фасаду строятся по аналогичным схемам. Дома в 6 - 10 и более окон могут иметь четырехскатную кровлю с сильно развитым горизонтальным карнизом. Распространены и другие варианты: с одним щипцом в центре, с двумя по краям фасада или тремя щипцовыми завершениями. Встречаются дома с особенно богатым и живописным силуэтом. Избыточное применение декора не только выделяет важный в градостроительном отношении архитектурный объект, но и подчеркивает неординарность функции здания.

В деревянной застройке Томска преобладают двухэтажные дома, поражающие своими крупными размерами, парадной дворцовостью облика зданий и героической масштабностью.

Наряду с разнообразным сочетанием дерева и камня к важным средствам художественной выразительности принадлежит характер отделки стеновой поверхности. Стена могла быть бревенчатой или обшиваться тесом. Даже во второй половине XIX - начале XX в. в Томске остаётся наиболее распространённой особенно любимая в Древней Руси рубка брёвен с остатком - «в обло». Рубились брёвна и иначе, без остатка, - «в лапу», хотя и реже; иногда приёмом рубки «в лапу» соединялись не округлые брёвна, а отёсанные и образующие гладкую поверхность стены брусья. Обшивка тесом, как более поздняя и связанная с влиянием стилевой архитектуры техника, прививалась в Томске медленно и с трудом. И по сей день в деревянной застройке города преобладают дома с бревенчатыми, рубленными «в обло» стенами, поверхность которых впечатляет суровой, прямо-таки былинной красотой. Её суровость и мощь выглядят особенно выразительно на фоне нередко очень обильного многодельного декора. Техника обшивки тесом в свою очередь характеризуется многообразием и также благоприятствует созданию неповторимого облика фасадов. Существовал и третий способ обработки стеновой поверхности, использовавшийся в основном в домах большого размера, обшитые тесом стены и конструктивные швы-пилястры украшаются богатой накладной резьбой. Активным средством придания красоты и выразительности фасаду является наряду с возвышенными силуэтными завершениями ритм оконных и деревянных проёмов. В основном окна имеют равные размеры, расположены в равномерном ритме и украшены наличниками. Входы выделены крыльцами, козырьками или имеют вид подъездов, располагаются сбоку с одной стороны или с двух, если дом большой. Центральное расположение входов встречается крайне редко. Но это только общая тенденция, внутри которой существует множество нюансов, вариаций, отклонений.

Резной декор

Резьба, украшающая деревянные здания Томска, является неотъемлемой частью архитектуры. Резьбой акцентированы очертания и ритм основных форм и членений - венчания стен, обрамления и завершения окон и дверей, декоративные стенки над воротами и угловыми частями домов - аттики, балюстрады балконов и лоджий. Резьба располагается по-разному. Она широкими полосами окаймляет основные конструктивно-функциональные элементы здания - подзоры карнизов, окон, крылец, иногда идущих в два и даже три ряда. Резьба заполняет поверхности ряда архитектурных элементов - ограды балконов и лоджий, навершия ворот, наконец, подчёркивает особо важные с точки зрения композиции элементы фасада. Таковы резные розетки и «солнца» в тимпанах щипцов, сквозные резные орнаментальные заполнения тех же тимпанов.

В целом композиция деревянных зданий Томска представляет удивительное сочетание конструктивности и декоративности, конструктивной обусловленности и откровенной изукрашенности. Но при всём богатстве и многообразии декоративных элементов главным элементом декора является наличник окна. Но наличники не существуют отдельно от дома, они воспринимаются в контексте всего здания, в сочетании с другими элементами, плоскостью фасада, поверхностью стены, в сочетании с себе подобными на одном этаже и наличниками другого этажа.

Форма и характер наличников чрезвычайно разнообразны, своеобразие их зависит от многих причин, о времени сооружения дома. Наличники 1870 - 1880 гг. отличаются определённой архитектурностью. Их завершения чаще всего имеют треугольную, волютную или фестончатую форму. Деревянные дома Томска до сих пор сохранили ставни. Чаще всего ставни имеют окна первого этажа. Но в общем ставни - признак и принадлежность домов, тяготеющих к середине XIX в. По мере приближения к концу столетия ставни употребляются относительно редко. Структура самого наличника проста и сложна одновременно. Он состоит из надоконной, венчающей части, несущих, зрительно поддерживающих венчающую часть пилястр, и нижней, подоконной.

Однако к концу XIXв. всё более изобильным, ложным, замысловатым становится декор. Усложняются и увеличиваются в размерах навершия, нижняя часть и боковины. Боковины приобретают вид сложных, составленных из резных элементов замысловатой формы пилястр. Тоже происходит и с подоконной докой, она тоже получает усложнённую изрезанную форму, и её поверхность также становится местом размещения накладного резного декора.

В полях подоконных и надоконных частей наличников в Томске особенно любимы и чаще всего варьируются три мотива - занавес с кистями, гирлянда с цветами, ваза с поставленным в неё растением, а также трилистники или стебли растений.

Однако есть и другие завитки или свитки, орнаментальные мотивы в виде завитков.

Резным мотивам декора наличников соответствует своя техника резьбы. Изобразительные мотивы, как правило, выполнены в технике глухой или объёмной резьбы. Обе техники более употребительны в относительно ранний период.

Наиболее поздней по времени является пропильная резьба, получившая название по способу её изготовления. Возникновение пропильной резьбы относится к концу XVIII в.

Рост декоративности наличника достигается путём насыщения его поля резьбой, усложнения силуэта, постепенной трансформацией архитектурного наличника в орнаментальный, удвоения исходных элементов навершия и основания, разрастание боковин и обогащения их орнаментальным узором.

Резной узор наполнения - вазон с цветами, помещенный в поле фронтона наличника на фоне доски, удваивается и повторяется в его завершении уже как мотив прозрачной резьбы и воспринимается на просвет. То же происходит и с нижней частью наличника. Орнаментальный узор подоконной доски, выполненный в технике объёмной резьбы, повторяется внизу ещё раз и в той же технике, но помещается он уже не на поле подоконной доски, а под ней, в одной плоскости с поверхностью доски, благодаря чему достигается эффект удвоения прозрачности. Удвоение теряет буквальность повтора, так как происходит с использованием разных техник.

В отличие от объемной, в пропильной резьбе преобладают орнаментальные мотивы, восходящие к сложной компоновке растительных мотивов в виде завитков. В целом её характеризует ковровость многократно повторяющихся исходных мотивов. Пропильная резьба почти не встречается в Томске в чистом виде. Как правило, её используют в сочетании с объёмной. Дом № 19 по улице Белинского - один из немногих примеров её исключительного применения. Столь же любимы в Томске и бревенчатые фасады. Покрытые тесом также встречаются относительно редко.

Но в целом существует определённая закономерность в применении разных техник. Пропильную резьбу, появившуюся в Томске сравнительно поздно - в самом конце XIX в., - используют, а основном при декорировании относительно крупных или протяжённых элементов - фризов, карнизов, полей фронтов, словом, там, где требуется декорировать поверхность, плоскость. Резьба как бы удваивает архитектурную форму, фиксирует и подчёркивает её границы и силуэт, обогащает и одновременно снимает её строгую «архитектурность».


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!