Факторы, влияющие на формирование таможенной стоимости ввозимых товаров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,32 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Факторы, влияющие на формирование таможенной стоимости ввозимых товаров

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

.1 Таможенная стоимость, понятие и факторы ее определяющие

.2 Методы определения таможенной стоимости. Последовательность и условия применения

.3 Значимость системы определения таможенной стоимости

ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

.1 Законодательная база нормативного регулирования таможенной стоимости

.2 Система контроля таможенной стоимости

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях экономического кризиса при формировании бюджета страны государство уделяет особое внимание тем сферам деятельности, которые менее всего затронуты кризисом. Одной из таких областей является внешняя торговля товарами, характеризующаяся бурным развитием и обновлением таможенного законодательства.

Ключевая цель деятельности таможенных органов - максимальное содействие международным экономическим отношениям, ускорение товарооборота. При этом нельзя забывать о том, что таможенная служба исторически формировалась как государственный фискальный аппарат, основная задача которого - пополнение федерального бюджета. В настоящее время практическая деятельность таможенных органов аргументированно указывает на то, что наиболее эффективным способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования. Как показывает практика, именно таможенная стоимость становится сегодня самым распространенным объектом судебного разбирательства.

Целью данной курсовой работы является рассмотреть факторы влияющие на формирование таможенной стоимость ввозимых товаров.

В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи курсовой работы:

рассмотреть понятие и значение таможенной стоимость;

изучить методы определения таможенной стоимости;

рассмотреть нормативное регулирование таможенной стоимость в РФ.

ГЛАВА I. ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ И ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

.1 Таможенная стоимость, понятие и факторы ее определяющие

таможенная стоимость

Стоимость товара (продукции) является важнейшей его характеристикой и существенным условием сделки. Цена (стоимость) товара должна быть указана с необходимой и достаточной точностью и полнотой описания со всеми разъяснениями и оговорками. Именно цена (стоимость) товара, определенная во внешнеторговом контракте, и является исходной базой для определения таможенной стоимости товара. Документальным подтверждением заявленной декларантом стоимости товара является счет-фактура (инвойс), который должен быть предъявлен декларантом вместе с таможенной декларацией и внешнеторговым контрактом, или счет-проформа для сделок, по которой не осуществляется оплата ввозимого товара (например, бартерные и компенсационные поставки, поставки в счет гарантии, безвозмездные поставки и т. п.), либо аккредитив о фактической оплате. При сдаче-приемке груза, в том числе в момент его таможенного оформления, могут быть выявлены отклонения по количеству и качеству ввозимого товара от условий контракта, которые могут повлечь за собой изменение контрактной цены товара. Наличие скидки в контракте также может повлечь за собой изменение контрактной цены товара. При осуществлении сделок купли-продажи возможны ситуации, когда поставка ввозимых товаров учитывает кредит, предоставленный продавцом покупателю. В таких случаях кредит образует часть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары и, следовательно, должен быть включен в цену сделки и в таможенную стоимость. Однако доход по процентам на кредит не должен включаться в таможенную стоимость, так как он не является ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате. Это возможно в том случае, если:

кредитное соглашение составлено в письменной форме;

установленный размер процентного дохода не превышает фактически сложившийся в стране уровень.

Данные положения применяются независимо от того, кем предоставляется кредит: продавцом, банком или какой-либо другой организацией.

В зависимости от условий (базиса) поставки расходы по доставке товара либо уже входят в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, либо должны доначисляться к этой цене дополнительно. В настоящее время основное многообразие возможных вариантов распределения обязанностей по доставке товара от продавца к покупателю описывается международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс-2010».

При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, страхование в пути, оформление таможенных документов и т. д.). Каждая из этих обязанностей предполагает различные расходы. При транспортировке товара существуют также риски, связанные с порчей или потерей товара. Как правило, все сделки международной купли-продажи сопровождаются обязательным страхованием груза.

Если существует два договора о страховании товара, например, страховка за морской фрахт и страховка за перевозку товара автомобильным транспортом, они должны быть обе включены в таможенную стоимость. Расходы по доставке товара весьма велики и могут составлять до 50% цены товара, в отдельных случаях стоимость авиаперевозок может быть выше цены товара. Условия поставки предполагают разные места, где происходит разграничение обязанностей продавца и покупателя. Ведь путь от склада продавца до склада покупателя включает погрузку и разгрузку, возможную перегрузку с одного вида транспорта на другой, расходы на транзит через те страны, которые товар должен пересечь, расходы на таможенное оформление в этих странах, расходы по страхованию груза и др.

Изменение контрактной цены товара из-за отклонения по количеству и качеству ввозимого товара от условий, предусмотренных внешнеторговым контрактом, в ряде случаев при организации внешнеторговых операций предусмотрено, что покупатель должен произвести приемку товара о количеству и качеству при его прибытии. В контракте купли-Продажи устанавливаются требования к качеству товара и указывается способ определения количества товара, фактически поставленного продавцом и подлежащего оплате покупателем. При несоответствии количества и качества отгруженного товара условиям контракта с учетом базиса поставки необходимо осуществить урегулирование возможных претензий покупателя. В коммерческой практике существуют два способа определения веса ввозимого товара:

по весу отгруженного товара;

весу выгруженного товара.

Под отгруженным понимается вес, устанавливаемый в пункте отправления и указанный перевозчиком в транспортном документе (коносаменте, накладной и т. д.). Вес, указанный в транспортном документе, признается окончательным, и по нему определяется (фактурная цена).

Под выгруженным понимается вес, установленный в пункте назначения, т. е. в стране импорта. Взвешивание товара производится обычно во время разгрузки товара или через определенное число дней после ее окончания весовщиками (счетчиками, тальманами). Результаты взвешивания фиксируются в весовых сертификатах, которые признаются арбитражем бесспорным доказательством веса. В контракте должен быть отражен допустимый предел отклонения от веса.

Возможны три случая отклонения по качеству ввозимого товара:

повреждение товара при транспортировке;

ошибочная поставка;

поставка некачественного товара.

В том случае, если в процессе таможенного оформления выявлены несоответствия сведений о количестве и/или качестве товара, заявленных декларантом согласно представленным документам и фактически установленных таможней при досмотре товара, эти расхождения оформляются в установленном порядке. Однако в декларацию таможенной стоимости должна быть внесена первоначальная стоимость ввозимого товара. Пересчет таможенной стоимости, внесение уточненных данных в таможенные декларации в соответствии с установленными правилами, а также уточнение расчетов по платежам осуществляются по письменному заявлению декларанта после урегулирования им претензий с лицом, ответственным за допущенное несоответствие поставленного товара (продавцом, перевозчиком и т. п.).

Если утеря или порча товара произошла до момента заявления таможенной стоимости, то первоначальная «фактурная цена» может быть скорректирована на величину, соответствующую размерам порчи или утери товара только при представлении таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление товара, в установленном порядке документов, подтверждающих факт порчи (утери) товара и согласования претензий по утере или порче товара с лицом, ответственным за сохранность товара, а также наличия доказательств, подтверждающих факт урегулирования претензий (таможенный документ на допоставку товара, выставление нового счета взамен выставленному ранее и подтверждение фактического платежа банковскими документами и т. п.). Отклонения по количеству и качеству, размер которых не выходит за пределы согласованной в договоре, контракте, соглашении суммы франшизы (определенной части убытков страхования, не подлежащей возмещению страховщиком в соответствии с условиями страхования) или оговорен в соглашении о цене, не признаются таможенным органом в качестве основания для уменьшения цены.

Учет скидок, предусмотренных внешнеторговым контрактом, при определении контрактной (фактурной) цены ввозимого товара как исходной базы (основы) при расчете таможенной стоимости

В коммерческой внешнеторговой практике имеют место случаи, когда на формирование цены оказывают влияние различного рода скидки, предоставляемые продавцом покупателю. В этих случаях возникает вопрос: должны ли все эти скидки каким-либо образом учитываться при определении таможенной стоимости? Общее требование, необходимое для учета при определении таможенной стоимости таких скидок, - это факт использования их покупателем. Таким образом, мы опять возвращаемся к понятию «цены, фактически уплаченной, или подлежащей уплате». В этом случае, если покупателем может быть однозначно доказано, что действительно за товар уплачена цена с учетом соответствующей скидки и эта скидка является общепринятой в коммерческой практике (как по ее величине, так и условиям предоставления), то и при расчете таможенной стоимости должна учитываться реально использованная скидка

.2 Методы определения таможенной стоимости. Последовательность и условия применения

Исчерпывающий перечень методов определения таможенной стоимости приведен в ст. 12 Закона "О таможенном тарифе":

метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

метод по стоимости сделки с идентичными товарами;

метод по стоимости сделки с однородными товарами;

метод вычитания;

метод сложения;

метод резервный.

Основным методом является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Только при невозможности его применения используют другие методы, причем последовательно. Иными словами, при невозможности использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами используется метод по стоимости сделки с идентичными товарами, и никакой другой.

В случае если метод по стоимости сделки с идентичными товарами не может быть применен, используется метод по стоимости сделки с однородными товарами и т.д. Исключение составляют методы вычитания и сложения, так как Закон о таможенном тарифе наделяет декларанта правом выбора последовательности применения этих двух методов (п. 2 ст. 12 Закона о таможенном тарифе).

Схема применения методов определения таможенной стоимости в Российской Федерации приведена на рис. 1.

Итак, первооснову в методологии применения методов определения таможенной стоимости составляет метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Статья 4 Соглашения от 25.01.08 об определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС прямо оговаривает, что "таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в ТС", т.е. первое главное условие применения метода по стоимости сделки - это факт продажи товара на экспорт в Российскую Федерацию. Таким образом, для применения метода по стоимости сделки необходимым условием является наличие международной сделки купли-продажи.

┌───────────────────┐ ┌───────────────────┐ ┌───────────────────┐

│ Метод 1 │ │ Метод 2 │ │ Метод 3 │

│по стоимости сделки├───>│по стоимости сделки├───>│по стоимости сделки├──┐

│ с ввозимыми │ │ с идентичными │ │ с однородными │ │

│ товарами │ │ товарами │ │ товарами │ │

└─┬─────────────────┘ └─┬─────────────────┘ └──────────────────┬┘ │

│ ┌────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐ │ │

├──>│Стоимость сделки│ │ │ Стоимость сделки с однородными/ │ │ │

│ │ (п. 1 ст. 19) │ ├──>│идентичными товарами, проданными │ │ │

│ └────────────────┘ │ │на том же коммерческом уровне │ │ │

│ ┌────────────────┐ │ │ (п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 21) │ │ │

│ │ Дополнительные │ │ └─────────────────────────────────┘ │ │

├──>│ начисления к │ │ ┌─────────────────────────────────┐ │ │

│ │стоимости сделки│ │ │ Корректировка стоимости, │ │ │

│ │(п. 1 ст. 19.1) │ │ │ учитывающей различия в │ │ │

│ ┌────────────────┐ └──>│ отсутствия продаж на том же │<──┘ │

│ │ Вычеты из │ │ коммерческом уровне) │ │

└──>│стоимости сделки│ │ (п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 21) │ │

│ (п. 7 ст. 19) │ └─────────────────────────────────┘ │

└────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────┐ │ ┌──────────────────┐ ┌────────────┐

│ Метод 4 │<───┴────>│ Метод 5 ├────>│ Метод 6 │

│ на основе вычитания│ ┌────┤на основе сложения│ │ резервный │

└┬───────────────────┘ │ └──────────────────┘ └────┬───────┘

│ ┌───────────────┐ │ ┌─────────────────┐ ┌───────┘

│ │ Цена единицы │ │ │ Расходы по │ │ ┌─────────────┐

│ │ оцениваемых │ │ │ изготовлению или│ │ │ Гибкость при│

│ │ однородных/ │ │ │ приобретению │ └>│ применении │

│ │ идентичных │ │ │ материалов и │ │методов 1 - 5│

├─>│ товаров на │ ├───>│ расходы на │ │(п. 2 ст. 24)│

│ │ внутреннем │ │ │производство и на│ └─────────────┘

│ │ рынке РФ │ │ │ иные операции, │

│ │ (п. 2 ст. 20, │ │ │ связанные с │

│ │ п. 2 ст. 21) │ │ │ производством │

│ └───────────────┘ │ │ ввозимых товаров│

│ ┌───────────────┐ │ │ (п. 1 ст. 23) │

│ │ Вычеты сумм, │ │ └─────────────────┘

│ │ связанных с │ │ ┌─────────────────┐

│ │ продажей на │ ├───>│ Суммы прибыли │

└─>│ внутреннем │ │ │ (п. 2 ст. 23) │

│ рынке РФ │ │ └─────────────────┘

│(пп. 1 - 3 п. 2│ │ ┌─────────────────┐

│ ст. 22) │ │ │ Расходы по │

└───────────────┘ │ │ перевозке, │

└───>│ погрузке, │

│ страхованию │

│ (пп. 5 - 7 п. 1 │

│ ст. 19.1) │

Рис. 1. Схема применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ "по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)", т.е. сделка купли-продажи всегда подразумевает под собой передачу права собственности за определенную сумму - стоимость сделки. Поэтому если ввозимые товары ввозятся по сделкам, не относящимся к сделкам купли-продажи, то таможенная стоимость не может быть определена по методу 1.

Приведем примеры сделок, не относящихся к сделкам купли-продажи:

ввоз товаров по агентским соглашениям (договоры о консигнации, ввоз товаров на условиях дальнейшей продажи);

ввоз подарков, образцов, рекламных и иных предметов, ввозимых на безвозмездной основе;

ввоз товаров структурными подразделениями, не являющимися самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности (например, ввоз товаров в качестве вклада в уставный фонд);

ввоз товаров на условиях аренды, договора займа, в целях проката.

В то же время к сделкам купли-продажи приравниваются бартерные сделки, договоры финансового лизинга, предусматривающие переход права собственности на предмет лизинга от лизингодателя (собственника товаров) к лизингополучателю.

Пункт 1.1 ст. 4 Закона о таможенном тарифе устанавливает ограничения применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Метод может быть применен при условии, если:

) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

установлены совместным решением органов таможенного союза

ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

существенно не влияют на стоимость товаров;

) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Лишь при условии, если существует какое-либо из перечисленных ограничений, таможенную стоимость нельзя определить с помощью метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Перейдем к методу по стоимости сделки с идентичными товарами и рассмотрим ограничения его применения.

Условие 1 - "ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами" - означает, что ограничиваются права покупателя товара как собственника, а именно права собственности и распоряжения товарами. Предполагается, что данное ограничение сказывается на цене сделки.

Типичным примером является ситуация, когда в договоре предусмотрено, что покупатель имеет право покупать товар только у этого продавца, продавать только определенному покупателю на территории Российской Федерации.

Могут быть ограничения, не связанные с ограничениями права собственности покупателя как собственника товара: требование оформления сделки через специального агента - ограничение организации продажи, требование обязательного получения лицензий и других разрешительных документов - получение права на производство и сбыт.

Условие 2 - "продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено" - означает, что существует условие, которое влияет на стоимость товаров, но в стоимостном выражении его влияние на стоимость сделки определить невозможно. Пример: продавец устанавливает цену при условии, что покупатель купит также и другие товары в определенных количествах. Другой пример: цена товара устанавливается в зависимости от цен, по которым покупатель ввезенных на территорию Российской Федерации товаров продает другие товары продавцу ввезенных товаров.

Условие 3 - "любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу", например, если установлен определенный процент от получаемой прибыли, которая неизвестна на момент таможенного оформления.

Условие 4 - "покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, если покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами" - не должно служить основанием для отказа от применения метода по стоимости сделки.

Взаимосвязанными в соответствии со статьей 8 соглашения от 25.01.08 являются следующие лица, отвечающие одному из следующих условий:

если каждое из этих лиц является сотрудником или руководителем организации, созданной с участием другого лица;

если они являются деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;

если они являются работодателем и работником;

если какое-либо лицо прямо или косвенно владеет пятью и более процентами выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц, контролирует пять и более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц или является номинальным держателем пяти и более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц;

если одно из них прямо или косвенно контролирует другое;

если оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

если вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;

если лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Декларанту предоставлено право с помощью проверочных величин доказать, что факт взаимозависимости не повлек изменения стоимости сделки.

Таким образом, взаимосвязанность продавца и покупателя влечет непринятие таможенной стоимости только в случае доказанности факта влияния этой зависимости на цену сделки.

Пример. В рамках внешнеэкономического контракта, заключенного ОАО "Веста" (покупатель) с компанией "Канди Элеттродоместичи С.р.л." (Италия, продавец), в адрес общества поступили пылесосы китайского производства компании "Канди Элеттродоместичи С.р.л.". Общество представило декларацию таможенной стоимости, в которой указало на наличие взаимосвязи между продавцом и покупателем, не влияющей на цену ввозимого товара. Продавец товара являлся единственным участником ОАО "Веста" с долей в размере 100% уставного капитала.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа также пришел к выводу о том, что общество и компания "Канди Элеттродоместичи С.р.л." являются взаимосвязанными организациями. Данное обстоятельство оказало влияние на продажную цену спорного товара путем ее снижения, следовательно, таможенный орган правомерно не принял таможенную стоимость, заявленную обществом, и обоснованно взял за основу цену идентичного товара.

Отметим, что при определении таможенной стоимости по указанному методу к базе - стоимости сделки - необходимо произвести доначисления, установленные ст. 4 соглашения от 25.01.08 и вычеты. Однако это предмет рассмотрения отдельной статьи. Упомянем лишь о необходимости их проверки и включения в таможенную стоимость.

Пример определения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами представлен на рис. 2.

┌─────────────────────────────────┐

│ Стоимость сделки 1000 долл. США ├─\

Продавец │ = │ \ Покупатель

│ таможенной стоимости │ /

│ ├─/

└─────────────────────────────────┘

Рис. 2. Определение таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами

Так, контракт купли-продажи заключен на сумму 1000 долл. США. При продаже на экспорт в Российскую Федерацию при определении таможенной стоимости по методу по стоимости с ввозимыми товарами стоимость сделки является таможенной стоимостью и в данном случае составляет 1000 долл. США.1.3 Значимость системы определения таможенной стоимости

Значимость системы определения таможенной стоимости обусловлена следующими обстоятельствами:

таможенная стоимость влияет на формирование показателей стоимостного объема импорта и экспорта, отнесенных Правительством РФ к основным макроэкономическим показателям, учитываемым при формировании федерального бюджета на очередной год;

таможенная стоимость является ключевым фактором, влияющим на поступление таможенных платежей. Так, в 2009 г. в федеральный бюджет перечислено 4 трлн 694,5 млрд руб., что составляет 101,8% от установленного таможенным органам задания. По сравнению с 2008 г. платежей перечислено на 1 трлн 440,6 млрд руб. больше (на 44%);

в результате корректировок таможенной стоимости общая сумма фактических доначислений таможенных платежей в федеральный бюджет в 2009 г. составила 13 504 42 млн руб.

Таможенный кодекс РФ 2003 г. (ред. от 28.11.2009) практически не содержал положений, касающихся таможенной стоимости, ссылаясь на Закон РФ "О таможенном тарифе". В то же время в Таможенном кодексе РФ существовали всего две статьи, регулирующие институт таможенной стоимости товаров (ст. ст. 322, 323 ТК РФ). При этом ст. 323 ТК РФ фактически дублирует нормы, закрепленные в Законе о таможенном тарифе, а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ФТС России, регулирующих порядок определения, заявления и контроля таможенной стоимости.

Таможенная стоимость - стоимость товара, далее ТС, определяемая в соответствии с соглашением «О едином таможенном Тарифе» и используемая при обложении товара пошлиной, ведении таможенной статистики внешней торговли, а также применения иных мер государственного регулирования. Является основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов, таможенных сборов и налога на добавленную стоимость.

Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Контроль таможенной стоимости товаров и таможенная оценка являются одними из наиболее значимых видов деятельности таможенных органов России.

Одним из самых распространенных нарушений таможенного законодательства является заявление участниками ВЭД недостоверных сведений о товаре и его стоимости.

При этом зачастую используются фиктивные внешнеторговые документы. Прямыми последствиями такой практики являются недополучение государством значительной суммы таможенных платежей, снижение эффективности тарифного регулирования ВЭД и искажение информации о стоимостном объеме внешней торговли. Косвенными последствиями являются негативное влияние на развитие цивилизованного внутреннего рынка, вызванное недобросовестной ценовой конкуренцией, легализация денежных средств, полученных незаконным путем, нелегальный вывод денежных средств за рубеж.

Таможенная служба России постоянно совершенствует инструменты контроля заявляемой участниками ВЭД таможенной стоимости, что позволяет в определенной мере сократить масштабы ее занижения.

Таможенный тариф является одним из главных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Посредством тарифного регулирования государство может, не вводя прямого запрета и используя косвенные экономические регуляторы в виде изменения ставок таможенных пошлин, сокращать или увеличивать потоки товаров из страны и в страну.

В мировой и отечественной практике основным видом ставок таможенных пошлин являются адвалорные, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

Соответственно, при определении суммы таможенной пошлины очень важно точно определить базу обложения. От этого зависит и экономический эффект тарифного регулирования и выполнение тарифом своей фискальной и регулирующей функций.

Таможенная стоимость также является основой для определения суммы налога на добавленную стоимость, акциза (при адвалорной или комбинированной ставке), сборов за таможенное оформление (за исключением случаев, когда они взимаются не по адвалорной ставке) и прочих адвалорных платежей.

Очевидно, что эффективность тарифного регулирования ВЭД резко снижается при заявлении недостоверных сведений о товаре и его таможенной стоимости. Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного законодательства основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII ("Оценка товаров для таможенных целей") Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - так называемого Кодекса таможенной стоимости.

Целью данного Соглашения, к которому присоединилось в настоящее время большинство стран, является установление единообразной и нейтральной системы определения таможенной стоимости товаров, препятствующей использованию произвольных или фиктивных таможенных стоимостей.

Таким образом, формирование российских законодательных норм о таможенной стоимости на основе международных принципов является важным условием обеспечения эффективной интеграции экономики России в мирохозяйственные связи, качественно новым этапом в развитии национального таможенного законодательства.

Особенности российской экономики, отличие хозяйственно-правовой системы России от систем развитых капиталистических стран вызывают существенные трудности в практической работе по внедрению системы определения таможенной стоимости, требуют адаптации нормативно-правовой базы к реальным условиям. Вместе с тем протекающий в настоящее время завершающий этап переговорного процесса по вступлению России в ВТО вызывает объективную необходимость максимально возможной реализации международных норм и принципов оценки товаров в таможенных целях, их учет в нормативных документах по таможенной стоимости и в практической работе таможенных органов.

Дальнейшее развитие и совершенствование нормативной национальной базы по таможенной стоимости осуществляется путем ее все большей гармонизации с международными нормами и правилами в этой области.

ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

2.1 Законодательная база нормативного регулирования таможенной стоимости

В настоящее время продолжается формирование законодательной базы Таможенного союза по различным направлениям, в том числе по направлению таможенной стоимости. В сентябре 2010 года Решением Комиссии Таможенного союза № 376 утвержден Порядок контроля таможенной стоимости (далее - Порядок), вступивший в силу с 21.10.2010 года. Данный Порядок определяет действия, как должностных лиц таможенных органов, так и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза. Порядок разработан на основании Таможенного кодекса Таможенного союза и иных документов. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками, с целью проверки соблюдения декларантами (таможенными представителями) установленных законодательством требований в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, а также ее документального подтверждения. В процессе осуществления контроля таможенным органом может быть использована информация, имеющаяся в его распоряжении, например, о ценах аукционов, из ценовых каталогов и другая. До выпуска товаров, по результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров, должностным лицом таможенного органа может быть принято решение о принятии заявленной таможенной стоимости либо об ее корректировке. При невозможности принятия одного из вышеуказанных решений (в связи с обнаружением признаков, указывающих на возможность заявления недостоверных сведений либо эти сведения должным образом не подтверждены) принимается решение о проведении дополнительной проверки. При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости декларант (таможенный представитель) обязан осуществить корректировку и уплатить таможенные пошлины и налоги в полном объеме. Если данные действия до истечения сроков выпуска товаров не будут выполнены, то таможенный орган отказывает в выпуске товаров.

При проведении дополнительной проверки у декларантов (таможенных представителей) таможенным органом запрашиваются дополнительные документы, сведения и пояснения с учетом заявленных сведений, условий и обстоятельств сделки, выявленных признаков недостоверности заявленных сведений, при необходимости может быть назначена таможенная экспертиза товаров (документов). Документы, сведения и пояснения декларант (таможенный представитель) обязан представить либо представить объяснения причин, по которым они не могут быть представлены. Срок представления документов определяется таможенным органом, он должен быть достаточным, но не может превышать 60 календарных дней со дня регистрации декларации на товары. По результатам рассмотрения дополнительно запрошенных таможенным органом и представленных декларантом (таможенным представителем) документов, сведений и пояснений, но не позднее 30 календарных дней со дня следующего за их представлением, таможенный орган обязан принять решение в отношении таможенной стоимости товаров. Если декларантом (таможенным представителем) действия по представлению соответствующих документов (сведений и пояснений) не были выполнены в установленные сроки, либо они не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, решение о корректировке принимается таможенным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока, установленного для выполнения декларантом (таможенным представителем) вышеуказанных действий. Такое решение направляется декларанту (таможенному представителю) - вручается либо направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечение 10 календарных дней с даты направления заказного письма. При согласии с решением таможенного органа, декларантом (таможенным представителем) оформляются соответствующие документы по корректировке таможенной стоимости и уплате таможенных платежей в течение 5 рабочих дней с даты получения решения таможенного органа. При несогласии декларанта (таможенного представителя) с решением таможенного органа корректировка таможенной стоимости осуществляется таможенным органом самостоятельно в срок, не превышающий 5 рабочих дней после истечения установленного срока. Также в установленном законодательством порядке проводятся мероприятия по взысканию подлежащих уплате таможенных платежей. После выпуска товаров при выявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров в ходе осуществления контроля, таможенный орган также имеет право принять решение о корректировке таможенной стоимости товаров и доводит это решение до декларанта (таможенного представителя) в порядке и в сроки, установленные законодательством государств - членов Таможенного союза. Декларантом (таможенным представителем) совершаются действия по корректировке таможенной стоимости, уплате таможенных платежей и направлению документов в таможенный орган. Если в установленные сроки вышеуказанные действия не будут совершены, то таможенный орган осуществляет корректировку таможенной стоимости самостоятельно, документы направляются декларанту (таможенному представителю) не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем их заполнения. Мероприятия по взысканию подлежащих уплате таможенных платежей проводятся в установленном законодательством порядке.

2.2 Система контроля таможенной стоимости

Система контроля таможенной стоимости является важной частью таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Основными задачами контроля таможенной стоимости являются:

определение правильности выбора и применения декларантом метода оценки;

проверка правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости в соответствии с условиями поставки товара и предусмотренными контрактом (договором) условиями внешнеторговой сделки;

получение документального подтверждения того, что заявленная декларантом цена действительно уплачена (подлежит уплате), в том числе проверка соответствия представленных таможенному органу документов предъявляемым к ним требованиям;

оценка правильности определения и заявления декларантом таможенной стоимости ввозимых товаров.

По результатам контрольных мероприятий уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают одно из следующих решений:

о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости;

об уточнении таможенной стоимости, одновременно у декларанта запрашиваются дополнительные документы и сведения для подтверждения заявленной таможенной стоимости;

о корректировке таможенной стоимости.

При этом решение таможенного органа о несогласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров должно содержать подробное обоснование причин несогласия. Решение же о корректировке таможенной стоимости должно содержать обоснование принятой таможенным органом таможенной стоимости (как по количественному показателю, так и по выбранному методу ее определения).

Полномочие по самостоятельному определению таможенной стоимости реализуется таможенным органом только после исчерпания процедур, предполагающих взаимодействие с декларантом, учет его воли и документально подтвержденного мнения в отношении таможенной стоимости. Таможенный орган, осуществляющий предусмотренное законом право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов. Так, Федеральным арбитражным судом Московского округа было отказано в удовлетворении заявления таможни о взыскании таможенных платежей и пеней, так как таможня, самостоятельно определяя таможенную стоимость, не вынесла обоснованного решения и не представила доказательств, свидетельствующих об отсутствии у таможенных органов информации, позволяющей применить иные методы определения таможенной стоимости. В практической деятельности таможенные органы при принятии решений по таможенной стоимости стремятся отклонить заявленную декларантом стоимость без обоснования своего отказа и ограничиваются указанием на невозможность применения заявленного метода. Поэтому дела, связанные с определением таможенной стоимости, являются одной из наиболее распространенных категорий дел с участием таможенных органов, рассматриваемых арбитражными судами Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день внешнеторговые отношения между странами непрерывно развиваются и совершенствуются, следовательно, контроль за развитием и совершенствованием также должен отвечать требованиям внешнеторговым отношениям и внешнеэкономической деятельности и их развитию в целом.

Оценка стоимости импортного товара с целью определения размера пошлин представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики, поскольку, варьируя способы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размер взимаемой пошлины.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

С 1 июля 2010 г. все вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, от 25.01.2008.

Самое важное изменение: в таможенную стоимость теперь включаются расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Ранее такие расходы включались в таможенную стоимость до аэропорта, морского порта или иного места их прибытия на таможенную территорию РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)

2.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009)

.Письмо ФТС РФ от 29.03.2010 N 01-11/14941 "О принятии новых решений по таможенной стоимости товаров после отмены по результатам ведомственного контроля решений нижестоящих таможенных органов"

.Агапова А.В. Применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами в целях определения таможенной стоимости // Право и экономика. 2010. N 4. С. 62 - 65.

.Богданова Е.Л., Гамидуллаев С.Н., Никитина Е.В. Таможенная стоимость. СПб.: РИО СПб. РТА, 2009. С. 182.

.Давыдова О.В. Сколько стоит ввоз импортных товаров? // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. N 5. С. 33 - 43.

.Основы таможенного дела: Учебник /Под общ. ред. Ю.Ф.Азарова - М.: РИО РТА, 2009 -412 С.

.Сорокина М.Н. Актуальные проблемы определения таможенной стоимости // Право и экономика. 2009. N 10. С. 54 - 59.

.Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. - М.: Экономисть, 2009. -376 С.

.Таможенная стоимость / Под общ. ред. Л.А. Бондарь и В.А. Шамахова. М.: Софт Издат, 2009. С. 161.

11.Морозов А. Каким кодексом пользуемся? // Новая бухгалтерия. 2010. N 8. С. 108 - 112.

.Морозов А. Таможенный кодекс Таможенного союза - еще не действует, но уже изменен // Новая бухгалтерия. 2010. N 7. С. 109 - 116.

13.Потапова Е.В. Экспорт. Импорт. Бухгалтерский учет, налогообложение, правовой аспект. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. 256 с.

14.Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации <<http://www.customs.ru/ru/press/of_news/index.php?id286=24175>>

Похожие работы на - Факторы, влияющие на формирование таможенной стоимости ввозимых товаров

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!