База данных 'Магазин по продаже мобильных телефонов'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2 Мб
  • Опубликовано:
    2012-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

База данных 'Магазин по продаже мобильных телефонов'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА АР КРЫМ

РВУЗ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет информатики

Кафедра информационно-компьютерных технологий





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Базы данных и информационные системы»

на тему: «БД «Магазин по продаже мобильных телефонов»»









Симферополь 2012 г.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические понятия БД и СУБД

.1 Основные понятия БД и СУБД

.2 Описание предметной области

.3 Инфологическое проектирование

.4 Выбор СУБД

.4.1 СУБД Oracle

.4.2 СУБД Visual FoxPro

.5 Логическое проектирование

ГЛАВА II. Разработка базы данных

.1 Создание проекта базы данных

.2 Проектирование базы данных и таблиц

.2.1 Заполнение таблиц текстовой информацией

.2.2 Определение связей и целостности данных

.3.1 Создание отчётов

.3.2 Создание запросов

.3.3 Создание форм

.4 Разработка меню приложения

.5 Программирование программной оболочки

.6 Создание справки

.7 Создание инсталляционного пакета

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Составными частями любой информационной системы являются базы данных и приложение для обработки данных. Появление персональных машин класса Pentium, семейства операционных систем Windows фирмы Microsoft и различного программного обеспечения позволяют автоматизировать ручные операции, вести любые виды работ по накоплению информации, ее обработки и получению различных выходных форм.

На сегодняшний день современные информационные технологии позволяют значительно облегчить работу любого предприятия, начиная с больших предприятий и заканчивая мелкими частными фирмами и организациями. В наше время в сфере продаж ведется обработка огромное количество информации о товарах, поставщиках, покупателях, заказах, и т.д., Которое хранить, обрабатывать и пользоваться при помощи старых методов просто невозможно или не эффективно. И поэтому на замену бумажной бухгалтерии приходят БД, причем каждая БД направлена на конкретную область или сферу применения. Следуя этим фактам при использовании БД существенно увеличивается эффективность работы магазина, это за собой повлечет увеличение прибыли магазина меньшей затраты времени на работу с информацией, меньшего количества ошибок и недочетов. Созданная БД «Магазин по продаже мобильных телефонов» облегчит работу магазина по продаже мобильных телефонов. В частности позволит улучшить контроль, работа с информацией (о товарах, поставщиках, покупателях, заказах, и т.д.), позволит вести: учет поставщиков и поставок, учет продаж, подсчет остатков товаров, подведение финансовых итогов, анализ результативности работы продавцов, анализ продаж, также позволит увеличить объем продаж, повысит надежность и скорость работы складской части магазина, уменьшить время обслуживания клиентов, увеличить качество обслуживания в магазине, уменьшит нагрузку на бухгалтерию и директора магазина и увеличить контроль над всеми отделами магазина. Также БД позволит избавиться магазину от массы работ с бумагами, и снизить процесс работы до минимума.

Цель работы: создать БД «Магазин по продаже мобильных телефонов».

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

1.      Ознакомиться с литературой по данной теме.

.        Проанализировать предметную область.

.        Построить ER-модель.

.        Охарактеризовать СУБД для реализации БД.

.        Построить логическую модель БД.

.        Разработать проект и БД.

.        Создать объекты БД (таблицы, формы, отчеты, запросы).

.        Определить условия целостности БД.

.        Создать справку.

.        Спроектировать меню приложения.

.        Создать инстанционный пакет.

Объектом курсовой работы является процесс разработки базы данных, а предметом курсовой работы является разработка БД «Магазин по продаже мобильных телефонов».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассмотрены основные понятия баз данных и СУБД, во второй главе представлена практическая разработка БД «Магазин по продаже мобильных телефонов».

11.1.

Глава I. Теоретические понятия БД и СУБД

 

.1 Основные понятия БД и СУБД


База данных (БД) представляет собой совокупность данных, организованных специальным образом, хранимых в памяти вычислительной машины и отображающих состояние объектов и их связей друг с другом.

БД может храниться на одном компьютере, тогда она называется централизованной, а также на нескольких компьютерах некоторой сети, в этом случае она называется распределённой. Система управления базами данных (СУБД) - это комплекс языковых и программных средств, предназначенный для создания, ведения совместного использования БД многими пользователями. Логическую структуру хранимых в базе данных называют моделью представления данных (или просто модель данных). Они разделяются на два класса - классические и не классические. К первому классу относятся три модели:

§   иерархическая

§   сетевая

§   реляционная

Не классические модели появились относительно не давно и стали активно применяться на практике. Самые известные из них это:

§   пост реляционная

§   многомерная

§   объектно-ориентированная

Иерархическая модель

Первая модель хранения данных в вычислительной технике. Была призвана заменить бумажные базы данных различных структур. В такой модели связи между данными можно описать с помощью упорядоченного графа (или дерева) (Рис.1):

Рис.1 «Иерархическая модель»

К достоинствам иерархической модели относятся эффективность в использовании памяти ЭВМ и неплохие показатели времени выполнения основных операций над данными. Она удобна для работы с иерархически упорядоченной информацией.

Недостатком иерархической модели является её громоздкость для обработки информации с достаточно сложными логическими связями.

Сетевая модель

Другим подходом к логической структуре БД является сетевая модель. Она представляет собой наборы записей и наборы связей, определяющих отношения между записями по парно. Упрощённо такую модель можно представить в виде произвольного графа, обобщая тем самым иерархическую модель.

Достоинством сетевой модели данных является возможность эффективной реализации по показателям затрат памяти и оперативности. В сравнении с иерархической моделью она предоставляет большие возможности в смысле допустимости образования производственных связей.

Недостатком сетевой модели является высокая сложность и жесткость схемы БД, которая построена на её основе, а также сложность для понимания и выполнения обработки информации БД обычным пользователем. Кроме того в такой модели ослаблен контроль целостности связей вследствие допустимости установления производственных связей между записями.

Реляционная модель

Реляционная модель данных самая распространенная и наиболее часто используемая модель на нынешний момент (Реляционная модель данных для больших банков данных коллективного пользования), вкоторой предложил представлять данные как наборы таблиц. Основным понятием модели является отношение или связь (relation), а для навигации по взаимосвязанным сущностям используются избыточные данные, наборы первичных и внутренних ключей, связывающие записи различных таблиц.

В реляционном моделировании существуют некоторые понятия, требующие пояснения:

§   Сущность - объект любой природы, данные о котором хрянятся в БД. Данные о сущности находятся в отношениях

§   Атрибуты представляют собой свойства, которые характеризуют сущность. В структуре таблицы каждый атрибут именуется, и ему соответствует заголовок некоторого столбца таблицы.

Математически отношения можно описать следующим образом. Пусть даны n множеств D1, D2, ... , Dn, тогда отношение R есть множество упорядоченных кортежей <d1, d2, ... , dn>, где dk  Dk, dk - атрибут, а Dk - домен отношения R.

На рисунке представлен пример отношения СОТРУДНИК (Рис.2).

В общем случае в любом отношении порядок кортежей, также как и в любом множестве, не определён. Однако в реляционных СУБД для удобства они всё же упорядочены.

Рис. 2 отношения «Сотрудники»

Формально, если переставить атрибуты в отношении, то получается новое отношение. Но в реляционных СУБД перестановка атрибутов не приводит к образованию нового отношения.

§   Домен представляет собой множество всех возможных значений определенного атрибута. Данное отношение включает 4 домена. В первом домене хранятся фамилии всех сотрудников, во втором - номера всех отделов фирмы, в которых работают данные сотрудники, в третьем - занимаемые сотрудниками должности и в четвертом находятся даты рождения сотрудников.

Отношение СОТРУДНИК содержит 3 кортежа. Любой кортеж данной таблицы состоит из 4 элементов, каждый из которых выбирается из соответствующего домена.

§   Схема отношения представляет собой список имен атрибутов.

§   Первичным ключом называют атрибут отношения, однозначно определяющий каждый из его кортежей. Первичный ключ может состоять как из одного атрибута, так и из нескольких. В этом случае он называется составным. Первичный ключ должен состоять из минимального набора кортежей.

Функции первичного ключа:

.        исключение дублирования значения (первичный ключ должен быть уникальным);

.        упорядочение кортежей (хотя кортежи можно упорядочить и не только по первичному ключу);

.        организация связывания таблиц (использование внешнего ключа).

§   Внешним ключом называется поле таблицы, предназначенное для хранения значения первичного ключа другой таблицы с целью организации связи между этими таблицами. То есть, если в таблице А атрибут а может принимать только те значения, которые хранятся в атрибуте b таблицы B, то атрибут а - внешний ключ. Такое свойство внешних ключей называется ссылочной целостностью.

 

.2 Описание предметной области


Магазин по продаже мобильных телефонов от производителя не является действующим, и все его функции и обязанности действуют только в рамках данной работы, то есть являются вымышленными.

В режиме работы сотрудники решают следующие задачи: учёт товара (мобильных телефонов), выдача данных о поставщиках и поставляемых ими товарах (фирма-поставщик, его реквизиты, наименование товаров, характеристики, цены), вычисляет суммы оплаты.

Магазин по продаже мобильных телефонов включает в себя: офис, отдел по работе с клиентами, склад.

Взаимодействие организации с внешними объектами

Для салона по продажам мобильных телефонов внешними объектами являются: клиенты, поставщики и фирмы-производители мобильных телефонов.

Магазин заранее заключает договор с производителями мобильных телефонов, согласно которому последние обязуются оперативно по первому запросу поставлять каталог мобильных телефонов конкретной марки, в котором описаны и пронумерованы согласно стандарту все составляющие части.

Поставка ведется следующим образом: поставщику высылается документ-заказ на поставку товара, где указывается наименование, номер мобильного телефона и количество, которые присылаются в сопровождении курьера; курьер отдает накладную на склад и после проверки соответствия перечня товара и его комплектующих с поставленными, получает денежные средства.

Клиентами магазина являются любые граждане достигшие 16 лет. Взаимодействие с ними производится с помощью продавца-консультанта мобильных телефонов на продаже. Клиент может получить отказ в обслуживании в исключительных ситуациях. Клиент может запросить прайс-лист деталей и услуг, с ценами на текущий момент времени.

В течение времени, указанного в гарантийном талоне, клиент имеет право обратиться в организацию за проведением гарантийного обслуживания, в случае возникновения неисправности. При обращении клиента в течение срока действия гарантии (для устранения неисправности, на которую предоставлялась гарантия) клиент обращается по указанному адресу. Данный факт аргументируется тем, что клиент имеет представление о плане проведения гарантийных работ и услуга предоставляется бесплатно.

Магазин по продаже мобильных телефонов включает в себя следующие отделы (рис.3):

) отдел по работе с клиентами;

) склад;

) информационный отдел;

)офис.

Рис.3. Структура «Магазин по продаже мобильных телефонов»

В функции отдела по работе с клиентами входит вся деятельность, связанная с непосредственным взаимодействием с клиентом: прием заказа, возврат обслуженной техники, оформление сопутствующей документации и координирование действий, направленных на выполнение заказа. Отдел по работе с клиентами взаимодействует с офисом: получает данные о стоимости услуги, получает счет за оказание услуг, производит возврат квитанции в подтверждение оплаты; информационным отделом: получает номер мобильного телефона.

Склад представляет собой хранилище мобильных телефонов и их комплектующих. Склад взаимодействует отдел по работе с клиентами, поставляя туда заказанный товар. Склад взаимодействует с офисом, получая оттуда подтверждение на заказ отдел по работе с клиентами и предоставляя копию накладной, и с самими поставщиками, получая мобильные телефоны вместе с накладной на товар.

Информационный отдел - это большая комната со стеллажами, где хранятся каталоги мобильных телефонов отдела по работе с клиентами. Каталог выпускается фирмой производителем техники. Для каждой модели имеется свой каталог. Каталоги необходимы для того, чтобы клиент мог наиболее точно описать деталь, которую он хочет приобрести, чтобы отдел по работе с клиентами мог сориентироваться в строении бесчисленного количества мобильных телефонов. Заказы мобильных телефонов выполняются с указанием стандартного уникального идентификатора товара из каталога, чтобы исключить возможность ошибочной поставки. В результате, описания мобильного телефона внутри организации ведется с помощью номера из каталога, а информационный отдел является связующим звеном при таком взаимодействии. Информационный отдел принимает запрос, ведет поиск информации в каталогах и передает отделам сведения о заводских номерах деталей.

В отделе по работе с клиентами должностные обязанности разграничены между менеджером по приему заказов, продавцом- консультантом.

Краткий перечень задач менеджера по приему заказов:

) оказывать помощь клиенту в оформлении анкеты-заявки;

) заполнять журнал заказов;

) оформлять документ описание заказа;

) составлять расписку о приеме;

Краткий перечень менеджера по продаже мобильных телефонов

) получать расписку о приеме;

) запрашивать и получать документ готовности;

) заполнять журнал по продаж;

) вносить в журнал гарантийного обслуживания сведения о гарантии;

) запрашивать и получать счет из офиса;

) оформлять отчет о проделанной работе;

) оформлять гарантийный талон;

) предоставлять квитанцию об оплате в офис;

Продавец-консультант осуществляет выдачу мобильных телефонов клиенту.

Краткий перечень задач консультанта:

) запрашивать и принимать номер детали по каталогу;

) запрашивать и принимать данные о стоимости;

) формировать прайс-лист.

)консультация клиентов.

Схема взаимодействия сотрудников магазина с клиентами (рис.4).

Рис .4. «Взаимодействие магазина с клиентами»

Консультант дает информацию клиенту в ответ на его устный запрос о стоимости проведения тех или иных услуг. Кроме того, консультант предоставляет исчерпывающую информацию о стоимости мобильного телефона. Информация предоставляется в виде сформированного прайс-листа с указанием наименования товара, наименовании услуги и стоимости. При формировании прайс-листа консультант обращается в информационный отдел, за номерами товаров, затем, в офис за данными о стоимости товара и услуг.

При текущем положении дел сотрудники отдела по работе с клиентами вынуждены совершать действия, связанные с запросом и получением информации из других отделов, что существенно замедляет процесс работы с клиентами и оформление документов. Наличие единого хранилища данных в форме, подобной существующему журналу заказов затрудняет оперативный поиск информации при одновременном обращении к нему нескольких сотрудников.

Сотрудниками отдела офис являются директор и бухгалтер.

В обязанности директора входят поиск деловых партнеров и заключение договоров с фирмами поставщиками и производителями бытовой техники, комплектующих. Каждый месяц на основе данных о бракованных деталях определяется поставщик некачественных деталей, с которым расторгается договор. Директор следит за качеством проводимых работ, регулярно выявляя недобросовестных сотрудников. Вместе с тем директор заверяет своей подписью подлинность сведений о заказе в планах заказов.

Бухгалтер, получив копию накладной со склада, в которой указаны сведения о поступившем заказе, поставщике, стоимости, сроке исполнения и заносит сведения о стоимости поступившего товара в перечень услуг и мобильных телефонов с ценами, являющегося основным источником данных для бухгалтера.

При получении из мастерской отчета о проделанной работе, в котором указываются сведения о клиенте (ФИО), данные об изделии (марка, год выпуска, серийный номер), перечень мобильных телефонов и оказанных услуг, бухгалтер формирует счет, с указанием вышеперечисленной информации и стоимости, предоставляемый в отдел по работе с клиентами, по соответствующему запросу по телефону. Кроме того, бухгалтер обязан предоставлять данные о стоимости мобильного телефона и услуг по запросу из отдела по работе с клиентами.

Делами склада управляет единственный сотрудник - заведующий складом.

Краткий перечень обязанностей заведующего складом:

) проверять наличие товара на складе;

) заказывать детали, согласовывая планы с офисом;

) вести журнал учета мобильных телефонов;

) предоставлять копию накладной в офис.

Заведующий складом, получив заказ от продавца-консультанта или менеджера по продажам на выдачу необходимой модели телефона, проверяет их наличие на складе, руководствуясь записями журнала учета товара. В том случае, если необходимые детали имеются, он оформляет сопроводительный документ, содержащий информацию о наименовании детали, ее заводском номере, запрашиваемом количестве, и передает его вместе с заказом в мастерскую. В случае отсутствия необходимой детали, либо ее количественной нехватке, заведующий гаражом формирует план заказа, с указанием: заводского номера детали, наименования, необходимого количества, даты оформления заказа, срока поставки; план поставки затем утверждается офисом (подписью директора). Заведующий складом осматривает поставленные мобильные телефоны, руководствуясь товарно-транспортной накладной, в которой указаны наименование поставщика, заводской (каталожный) номер товара, ее наименование, количество поставленных единиц, цена. На основании этого он заносит в журнал учета товаров, являющийся основным хранилищем данных для этого отдела, сведения о поставленных мобильных телефонах: заводской номер, наименование деталей телефона, наименование поставщика, количество имеющихся на складе единиц. Кроме того, заказ может оформляться по мере обеднения ассортимента склада (при остатке наименования в количестве меньшем 10 штук), на усмотрение заведующего складом. Заведующий складом направляет копию накладной в офис. По мере поступления деталей на склад детали передаются в мастерскую, вместе с сопроводительным документом, равно как и перечень имеющейся краски.

Информационный отдел взаимодействует с двумя отделами предприятия: офисом и отделу по работе с клиентами, а также производителем мобильных телефонов, который является внешней по отношению к магазина сущностью.

База данных должна хранить следующую информацию:

)информация о клиенте (ФИО, адрес, телефон, электронный адрес (e-mail);

)информация о сотрудниках (ФИО, должность, стаж, возраст, телефон);

)информация о заказе (номер заказа, дата постановки, дата исполнения);

)информация о товаре (наименование, номер по каталогу, цена, поставщик, гарантийный срок);

)информация об услугах (наименование, стоимость, длительность, гарантийный срок);

) информация о каталоге (название, положение в хранилище, как то: номер полки, место на полке, порядковый номер каталога);

) информация о гарантии ( номер заказа, гарантийный срок);

) информации о поставщиках (название, почтовый адрес, телефон, электронный адрес (e-mail)).

)учет клиентов и заказов;

)учет продаж и договоров;

)подсчет остатков товаров;

)оформление заказов на товары;

)подведение финансовых итогов дня (по отделам и в целом по магазину);

)анализ результативности работы продавцов (для премирования);

)анализ объемов продаж по дням неделям и по месяцам.

Таблица Характеристика «Магазина по продаже мобильных телефонов»

Наименование

Характеристика

Информация о клиенте

ФИО, адрес, телефон, электронный адрес(e-mail);

Информация о сотрудниках

ФИО, должность, стаж, возраст, телефон

Информация о заказе

Номер заказа, дата постановки, дата исполнения

Информация о товаре

Наименование номер по каталогу, цена, поставщик, гарантийный срок

Информация об услугах

Наименование, стоимость, длительность, гарантийный срок

Информация о каталоге

Название, положение в хранилище (номер полки, место на полке, порядковый номер каталога)

Информация о гарантии

Номер заказа, гарантийный срок

Информация о поставщиках

Название, почтовый адрес, телефон, электронный адрес(e-mail)

 

.3 Инфологическое проектирование


В разделе инфологического проектирования были определены сущности (обозначаемые как прямоугольник) предметной области БД «Магазин по продаже мобильных телефонов». А также для каждой сущности были определены свойства (обозначаемые, как прямоугольник с пунктирными границами) сущности и связи между объектами. При определении сущностей объектов определял тип свойств, так как они могут быть динамическими (D- это свойства, являются постоянными, а их значения могут изменяться с течением времени) или статистическими (S-это свойства, которые не могут изменяться с течением времени).

Рис.5 ER-диаграмма типа объект-объект

На Рис.5 представленаER-диаграмма типа объект-объект. Данная схема отражает связи между отделами «Магазина по продаже мобильных телефонов. На ней наглядно показано, какое отношение между различными компонентами данной БД. Главной таблицей здесь является таблица «Продажи». Она является связующей для отдела товары и сотрудники. Персонал производит раз личные функции связанные с продажей и реализацией товара и работы с клиентами.

Рис.6 ER-диаграмма Объект (Продажи) - сущности (продажи)

На Рис.6 представлена ER-диаграмма типа Объект (Продажи) - сущность (сущности продажи). Данная схема отражает, что сущность «Продажи» хранит информацию о продажах: дата продажи товара, количество и серийный номер проданного товара.

Рис.7 ER-диаграмма Объект (Модели телефонов) - сущности (Модели телефонов)

На Рис.7 представленаER-диаграмма типа Объект (Модели телефонов) - сущности (Модели телефонов). Данная схема отражает, что сущность «Модели телефонов» хранит информацию о моделях телефонов: вид модели, гарантийный срок данный от производителя, цену на телефон и общую информацию о телефоне (разрешение экрана, камера, вес, корпус и т.д.).

Рис.8 ER-диаграмма Объект (Телефоны) - сущности (Телефона)

На Рис.8 представленаER-диаграмма типа Объект (Телефоны) - сущности (Телефона). Данная схема отражает, что сущность «Телефоны» хранит информацию: есть ли данная модель телефона в наличии, дата поставки, поставщик, количество поставленного товара и серийный номер телефона.

Рис.9 ER-диаграмма Объект (Сотрудники) - сущности (Сотрудники)

На Рис.9 представленаER-диаграмма типа Объект (Сотрудники) - сущности (Сотрудники). Данная схема отражает, что сущность «Сотрудники» хранит информацию о персонале магазина (личные данные): место проживания, фамилию, имя, отчество и оклад.

Рис.10. ER-диаграмма Объект (Фирма) - сущности (Фирмы)

На Рис.10 представленаER-диаграмма типа Объект (Фирма) - сущности (Фирмы).Данная схема отражает, что сущность «Фирма» хранит информацию о фирме производителе товара и будет отражать принадлежность модели телефонов и место сборки. Каждая модель телефона может иметь только одну фирму производитель, но может и иметь разное место сборки.

Рис.11. ER-диаграмма Объект (Должности) - сущности (Должности)

На Рис.11 представленаER-диаграмма типа Объект (Должности) - сущности (Должности). Данная схема отражает, что сущность «Должность» хранит информацию о должности, которую занимает персонал магазина. Каждый сотрудник может занимать только одну должность

1.4 Выбор СУБД

 

.4.1 СУБД Oracle

Молодой программист Ларри Эллисон, в 1977 году бросил учебу в Йелском университете. Сделал он это для того, чтобы начать собственный бизнес. Было у него тогда 1200 долларов. Сманив на свою сторону двух приятелей, с которыми трудились по заказу ЦРУ над проектом с именем, как ни странно, oracle, троица основала в 1977 году собственную компанию под названием SoftwareDevelopmentLab. Бюджет молодой компании равнялся двум тысячам долларов. Через некоторое время ее переименовали в RelationalSoftwareInc, ну а затем изменили последний раз название на ORACLE. Ребята решили разработать систему управления базами данных (СУБД), в основу которой положили реляционную алгебру [6].

Современная СУБД Oracle это мощный программный комплекс, позволяющий создавать приложения любой степени сложности. Ядром этого комплекса является база данных, хранящая информацию, количество которой за счет предоставляемых средств масштабирования практически безгранично. C высокой эффективностью работать с этой информацией одновременно может практически любое количество пользователей (при наличии достаточных аппаратных ресурсов), не проявляя тенденции к снижению производительности системы при резком увеличении их числа.

В СУБД Oracle последней версии позволяют безгранично увеличивать мощность и скорость работы сервера Oracle и своих приложений, просто добавляя новые и новые узлы кластера. Это не требует остановки работающих приложений, не требует переписывания старых приложений, разработанных для обычной одно-машинной архитектуры [7].

Встраивание в СУБД Oracle JavaVM, полномасштабная поддержка серверных технологий (Java Server Pages, Java-сервлеты, модули EnterpriseJavaBeans, интерфейсы прикладного программирования CORBA), привело к тому, что Oracle на сегодняшний день де-факто является стандартом СУБД для Internet [7].

Еще одной составляющей успеха СУБД Oracle является многоплатформенность, так как она поставляется практически для всех существующих на сегодня операционных систем. Работая под SunSolaris, Linux, Windows или на другой операционной системе с продуктами Oracle не будет возникать никаких проблем в работе. СУБД Oracle одинаково хорошо работает на любой платформе. Таким образом, компаниям, начинающим работу с продуктами Oracle не приходится менять уже сложившееся сетевое окружение. Существует лишь небольшое количество отличий при работе с СУБД, обусловленных особенностями той или иной операционной системы. В целом же это всегда та же самая безопасная, надежная и удобная СУБД Oracle., при выпуске новых продуктов уделяет особое внимание совместимости снизу-вверх, делая этот переход практически безболезненным.

Последние версии СУБД Oracle значительно проще в установке и первоначальной настройке. Также возросли возможности по специализированной настройке работы СУБД под конкретную задачу. В результате, и при работе с OLTP-системой, и с хранилищем данных, используя эти возможности по настройке СУБД Oracle, можно достичь поистине впечатляющих результатов [8].

СУБД Oracle поставляется в четырех вариантах Oracle DatabaseEnterprise Edition, Oracle DatabaseStandard Edition, Oracle DatabasePersonal Edition и совсем облегченный мобильный вариант, предназначенный в первую очередь для laptop-ов. При этом все варианты сервера Oracle имеют в своем основании один и тот же код и функционально идентичны за исключением некоторых опций, которые например, могут быть доступны только для Oracle DatabaseEnterprise Edition и не поставляться с другими.

В ответ на пожелания клиентов Oracle выпустила версию Oracle CommunicationsDataModel 11.2.5 с многочисленными новыми преимуществами, включая:

·              Поддержку всех форм информации о совершенных звонках абонента (CDR), в том числе о необработанных, опосредованных, оплаченных и неоплаченных вызовах, а также поддержку детальной регистрации событий (EDR) и IP-адресов (IPDR). Это позволит поставщикам услуг связи лучше понимать потенциальные операционные проблемы, которые могут приводить к потере доходов;

·              Новые отчеты по управлению заказами и поддержку аналитики для решения Oracle RapidOfferDesignandOrderDelivery;

·              Поддержку для системы бизнес-анализа Oracle BusinessIntelligenceEnterprise Edition 11.1.1.5 в части генерирования отчетности на мобильных устройствах, таких как iPhone и iPad [8].

В целях сокращения времени на развертывание, снижения интеграционных расходов и рисков, а также поддержки последующих обновлений Oracle также представляет готовые модули-адаптеры "извлечения, загрузки и преобразования" ("extract, loadandtransform", ELT) для Oracle CommunicationsDataModel. Версия 11.2.5 содержитадаптер Oracle Communications Network Charging and Control Adapter for Oracle Communications Data Model [9].

Некоторые ключевые возможности Oracle Database 10g:

·              RealApplicationCluster (RAC) обеспечивает работу одного экземпляра базы данных на нескольких узлах grid, позволяя управлять нагрузкой и гибко масштабировать систему в случае необходимости.

·              AutomaticStorageManagement (ASM) позволяет автоматически распределять данные между имеющимися ресурсами систем хранения данных, что повышает отказоустойчивость системы и снижает общую стоимость владения (TCO).

·              Производительность. Oracle Database 10g позволяет автоматически управлять уровнями сервиса и тиражировать эталонные конфигурации в рамках всей сети.

·              Самоуправление. Специальные механизмы Oracle Database 10g позволяют самостоятельно перераспределять нагрузку на систему, оптимизировать и корректировать SQL-запросы, выявлять и прогнозировать ошибки.

·              Большие базы данных. Теперь максимальный размер экземпляра базы данных Oracle может достигать 8 экзабайт.

·              Недорогие серверные системы. Oracle Database 10g может использовать недорогие однопроцессорные компьютеры или модульные системы из "серверов-лезвий".

·              В новой версии базы данных реализована поддержка переносимых табличных пространств, система управления потоками данных Oracle Streams и модель распределенных SQL-запросов. Для переноса существующих баз данных в среду Grid в них не потребуется вносить изменений, что позволяет быстро начать использовать все преимущества Oracle Database 10g [9].

Основные качестваСУБД Oracle:

·              Надежность;

·              Безопасность;

·              Высокая производительность;

·              Удобство в работе;

·              Многоплатформенность;

·              Последние версии СУБД Oracle значительно проще в установке и первоначальной настройке;

·              Поддержка серверных технологий;

·              Усовершенствования для ускорения анализа данных [10].

1.4.2 СУБД Visual FoxPro

Первоначально FoxPro (исходное название - FoxBASE) разрабатывалась Fox Software <#"564501.files/image013.gif">

Рис.13. Меню “New”

Рис.14. Проект «Магазин»

 

.2 Проектирование базы данных и таблиц


На данном этапе создана база данных, таблицы. Для каждой таблицы определен свой набор атрибутов, после чего заданы первичные и вторичные ключи и заключены связи между таблицами.

Создание базы данных:

1.      Выбрать File-New-Database, указать имя и место сохранения базы данных.

.        Выбрав вкладку Data, далее выбрать Databases и нажать New (Рис.15). Или прямо на вкладке All нажать плюсик возле Data, и выбрать Databases, нажать на New. Далее выбрать NewDatabases, и ввести имя базы, или запустить мастер (DatabaseWizard). На (Рис.16) окно готовой БД «Магазин по продаже мобильных телефонов»

Рис.15. Вкладка «New database»

Рис.16. Окно БД «Магазин по продаже мобильных телефонов»

В Базе данных «Магазин по продаже мобильных телефонов» главной таблицей является таблица «Продажи» (prodaju). Для данной таблицы были определены такие поля: «Код продажи» (id_prodaji), «Код сотрудника» (id_ludu), «Код телефона» (serial_number), «Дата продажи» (data_prodaji), продано единиц товара (prodano_sht). Для каждого поля был определен его тип (Type) и размер поля (Wight), все это отображено на (Рис.17). Первичным ключом для данной таблицы является «Код продажи», а вторичными ключами: «Код сотрудника» и «Серийный номер»(Рис.18).

Рис.17. «Таблица «Продажи» в режиме конструктора»

Рис.18. «Раздел Indexes таблицы «Продажи» в режиме конструктора»

Таблица «Сотрудники» (ludu).

Для данной таблицы были определены такие поля: «Код сотрудника» (id_ludu), «Код должности» (id_dolj), «ФИО» (fio), «Адрес» (adres), «Оклад» (oklad), «Телефон» (telefon). Для каждого поля был определен его тип (Type) и размер поля (Wight), все это отображено на (Рис.19). Первичным ключом для данной таблицы является «Код сотрудника», а вторичным ключом является «Код должности» (Рис.20).

Рис.19 «Таблица «Сотрудники» в режиме конструктора»

Рис.20 «Раздел Indexes таблицы «Сотрудники» в режиме конструктора»

Таблица «Должности» (doljnost).

Для данной таблицы были определены поля:«Код должности» (id_dolj), «должность» (doljnoxt). Для каждого поля был определен его тип (Type)и размер поля (Wight), все это отображено на (Рис.21). Первичным ключом для данной таблицы является «Код должности»(Рис.22).

Рис21 «Таблица «Должности» в режиме конструктора»

Рис.22 «Раздел Indexes таблицы «Должности» в режиме конструктора»

Таблица «Телефоны» (telefon).

Для данной таблицы были определены такие поля: «Код телефона» (serial_number), «Код модели» (id_model), «Дата поставки» (data_postavki), «Количество единиц товара на складе» (total_kol_vo), «Поставщик» (postavshik), «Поставлено единиц товара» (postavleno_sht) . Для каждого поля был определен его тип (Type) и размер поля (Wight), все это отображено на (Рис.23). Первичным ключом для данной таблицы является «Код телефона», а вторичным ключом является «Код модели» (Рис.24).

Рис.23. «Таблица «Телефоны в режиме конструктора»

Рис.24. «Раздел Indexes таблицы «Телефоны» в режиме конструктора»

Таблица «Модель телефонов» (model_telefon).

Для таблицы были определены такие поля «Код модели» (id_model), «Код фирмы» (id_firma), «Модель» (model), «Гарантийный срок» (garant), «Цена» (price), «Общая информация» (totalinfo). Для каждого поля был определен его тип (Type) и размер поля (Wight), все это отображено на (Рис.25). Первичным ключом в таблице является «Код модели», а вторичным ключом является «Код фирмы»(Рис.26).

Рис.25. «Таблица «Модель телефонов» в режиме конструктора»

Рис.26. «Раздел Indexes таблицы «Модель телефонов» в режиме конструктора»

Таблица «Фирма» (firma).

Для данной таблицы были определены такие поля: «Код фирмы»(id_firma), «Фирма» (firma). Для каждого поля был определен его тип (Type) и размер поля (Wight), все это отображено на (Рис.27). Первичным ключом для данной таблицы является «Код фирмы»(Рис.28).

Рис.27. «Таблица «Фирма» в режиме конструктора»

Рис.28. «Раздел Indexes таблицы «Фирма» в режиме конструктора»

2.2.1. Заполнение таблиц текстовой информацией

В соответствии с типом данных для каждого поля каждой таблицы была внесена информация соответствующего типа.

Таблица «Продажи», были внесены записи о продажах товара за некоторый период работы магазина (Рис.29).

Рис.29. Таблица «Продажи» в режиме редактирования



Рис.30. Таблица «Сотрудники»

Таблица «Должности» содержит информацию о занимаемых должностях . Так как средне статистический магазин по продажам в среднем имеет набор из 5 должностей , то и они были отображены в таблице (Рис.31).

Рис.31. Таблица «Должности»

Таблица «Телефоны» содержит в себе краткую информацию о телефонах, которыми торгует магазин (Рис.32).

Рис.32.Таблица «Телефоны»

Таблица «Модели телефонов» содержит в себе подробную информацию о моделях телефонов (Рис.33).

Рис.33Таблица «Модели телефонов»

Таблица «Фирма» содержит в себе 5 основных фирм производителей телефонов (Рис.34).

Рис.34. Таблица «Фирма»

2.2.2 Определение связей и целостности данных

После того как были определены ключевые поля и внесены записи в каждую таблицу, можно приступить к определению связей и целостности данных.

Определим связь между таблицами «Фирма» и «Модели телефонов». Таблица «Фирма» является главной, а таблица «Модели телефонов» дочерней. Тип связи «один ко многим» (Рис.35).

Рис.35.Таблицы «Фирма» и «Модели телефонов»

Определим связь между таблицами «Модели телефонов» и «Телефонов». Таблица «Модели телефонов» является главной, а таблица «Телефоны» дочерней. Тип связи «один ко многим» (Рис.36).

Рис.36. Таблицы «Модели телефонов» и «Телефонов»

Определим связь между таблицами «Сотрудники» и «Должности». Таблица «Должности» является главной, а таблица «Сотрудники» дочерней. Тип связи «один ко многим» (Рис.37).

Рис.37. Таблицы «Сотрудники» и «Должности»

Определим связь между таблицами «Продажи» и «Сотрудники». Таблица «Сотрудники» является главной, а таблица «Продажи» дочерней. Тип связи «один ко многим» (Рис38).

Рис.38. Таблицы «Продажи» и «Сотрудники»

Определим связь между таблицами «Продажи» и «Телефоны». Таблица «Таблицы» является главной, а таблица «Продажи» дочерней. Тип связи «один ко многим» (Рис.39).

Рис.39. Таблицы «Продажи» и «Телефоны»

Теперь определим условия целостности БД «Магазин по продаже мобильных телефонов».Условия целостности определены для каждой таблицы отдельно и результаты предствлены на (Рис.40).

Рис.40. Целостность БД «Магазин по продаже мобильных телефонов»

2.3.1 Создание отчётов

Создание отчетов с помощью мастера отчетов

·              Выберить в меню Tools (Сервис) команду Wizards (Мастера), а затем в открывшемся меню значение Report (Отчет).

·              Нажмить кнопку ReportWizard (Мастер отчета) в диалоговом окне NewReport (Новый отчет), открываемом при создании нового отчета из окна проекта.

·              Выборь командуNew (Новый) из меню File (Файл) и установить опции Report (Отчет).

Создание однотабличного отчета с помощью мастера.

.        Открыть созданный проект.

.        Откройть базу данных проекта. Для этого на вкладке Data (Данные) установить курсор на ее названии и нажмить кнопку Open (Открыть) окна проекта. При этом на стандартной панели инструментов в списке Databases (Базы данных) появится название открытой базы данных.

.        Перейти на вкладку Documents (Документы) и выберить группу Reports(Отчеты).

.        Нажать кнопку New (Новый) окна проекта (рис.41).

.        В открывшемся диалоговом окнеNewReport (Новый отчет) (рис.42) выберить опцию ReportWizard (Мастер отчета).

.        После запуска мастера для построения отчета на экране открывается диалоговое окно в котором надо указать тип создаваемого отчета.

Рис.41. Группа Reports в окне создания проекта

Рис.42. Диалоговое окно NewReport.

.        Открывается первое диалоговое окно мастера, в котором надо указать таблицу, для которой будет создан отчет, и выбрать размещаемые в отчете поля.

.        После выбора таблицы, для которой будет создан отчет, список Availablefields (Имеющиеся поля) будет содержать перечень всех полей таблицы. Необходимо из данного перечня перенести в список Selectedfields (Выбранные поля) поля, которые надо разместить в создаваемом отчете.

.        В следующем диалоговом окне мастера создания отчета необходимо указать поля, по которым будет осуществляться группировка данных в отчете.

.        Для формирования в отчете итоговых значений воспользуйтесь диалоговым окном SummaryOptions ( Итоговые опции ) . В нем содержится таблица, строками которой являются поля таблицы, а столбцами - возможные итоговые значения отчета.

.        В следующем диалоговом окне мастера задается стиль отображения объектов в отчете.

.        На четвертом шаге создания отчета необходимо указать порядок размещения объектов в отчете и ориентацию страницы отчета. После того как вы установили требуемые опции, нажмите кнопку Next (Далее).

.        На пятом шаге создания отчета с помощью мастера задаются поля, по которым требуется упорядочение данных в отчете. Для формирования списка полей, по которым будет осуществляться сортировка, из списка Availablefieldsorindextag (Выбранные поля и индексы), содержащего перечень всех полей отчета и индексов таблицы, надо перенести в список Selectedfields (Выбранные поля) требуемые поля в том порядке, в каком будут упорядочиваться данные. Затем надо указать одну из опций Ascending (По возрастанию) и Descending (По убыванию).

.        На шестом шаге необходимо ввести заголовок отчета, используя для этого поле ввода Type a titleforyourreport (Тип заголовка отчета). Введя заголовок и установив требуемую опцию, для завершения создания отчета с помощью мастера надо нажать кнопку Finish (Готово). Открывается диалоговое окно Saveas (Сохранить как), в котором надо ввести имя созданного файла.

Было создано 3 отчета: «Сотрудникам» (Рис.43-44), «Моделям телефонов», «Продажам».

Рис.43. Отчет по «Сотрудникам» в режиме конструктора

Рис.44. Отчет по «Сотрудникам»

Также были созданы отчеты «Модели телефонов», «Поставщики», «Продажи».

2.3.2 Создание запросов

Создание запросов с помощью Конструктора запросов

Для создания запроса в окне конструктора запросов выполните следующие действия:

1.      На вкладке Data (Данные) конструктора проекта необходимо выбрать группу Queries (Запросы).

.        Нажмить кнопку New (Новый).

.        В открывшемся диалоговом окне NewQuery (Новый запрос) нажмить кнопку NewQuery (Новый запрос). Открывается диалоговое окно выбора таблиц AddTableorView (Добавить таблицу или представление данных).

.        В этом диалоговом окне выберите таблицы, данные которые нужно использовать в запросе, и с помощью кнопки Add (Добавить) перенести их в окно конструктора запросов.

.        Завершив выбор таблиц, нажмить кнопку Close (Закрыть).

На экране появляется окно конструктора запросов, которое содержит названия выбранных таблиц, а в основном меню появляется пункт Query (Запрос). Можно приступать к формированию условий запроса

Рис.45. запрос «Продавцы консультанты»

Рис.46. запрос «Продавцы консультанты» в режиме конструктора

Также были созданы запросы «Продавцы-консультанты», «Продажи», «Поставки».

 

.3.3 Создание форм

Создание формы с помощью мастера

.        Открыть базу данных проекта.

.        В окне Менеджера проектов выберить вкладку Документы (Documents)

.        Выберить группу Формы (Forms) и нажмить кнопку New. Откроется диалоговое окно Новая форма (NewForm).

.        Нажать кнопку Мастер формы (FormWizard), на экране открывается диалоговое окно Выбор мастера (WizardSelection).

.        Нажмить кнопку ОК для запуска мастера по созданию однотабличной формы. В появившемся диалоговом окне мастера необходимо указать таблицу, для которой создается форма, и выбрать поля этой таблицы, размещаемые в форме. Список Availablefields (Имеющиеся поля) содержит перечень всех полей выбранной таблицы. Необходимо из данного списка перенести в Selectedfields (Выбранные поля) поля, которые вы хотите разместить в создаваемой форме.

.        После создания списка полей, отображаемых в форме, нажать кнопку Next. В появившемся диалоговом окне «Выбор стиля формы» следует установить стиль отображения объектов формы итипы кнопок управления.

.        Сохраните форму в соответствующую папку FORMS.

.        Открыть созданную форму.

.        Выберите в меню Form (Форма) команду RunForm (Запустить форму).

Для размещения в форме одной кнопки я выполнил следующие действия:

1.      Нажать кнопку CommandButton (Кнопка) на панели инструментов FormControls (Элементы управления формы) и щелкните мышью в месте предполагаемого размещения создаваемой кнопки.

.        Открыл окно свойств созданного объекта.

.        Кнопка может содержать текст или графическое изображение. При создании кнопки, содержащей текст, скорректировал свойство Caption(Надпись), разместив в поле ввода значения текст, который будет отображаться на кнопке. Например, при создании кнопки для закрытия формы ввел Выход.

.        При создании кнопки, содержащей графическое изображение, для задания изображения, размещаемого на кнопке, необходимо воспользоваться свойством picture. Нажмите кнопку, расположенную справа от поля ввода значения свойства. В результате откроется диалоговое окно Open (Открыть) (рис. 6.15), используя которое, вы можете выбрать файл на диске, содержащий изображение, и просмотреть его в области Picture (Изображение). Чтобы это можно было сделать, необходимо установить флажок Preview (Просмотр). После выбора файла нажмите кнопку ОК для перенесения изображения на кнопку.

.        Кнопка размещена в форме. Теперь необходимо, используя автоматически вызываемый при нажатии на кнопку метод объекта click (Нажатие),определить действия, выполняемые при нажатии на эту кнопку. Отобразите в окне свойств объекта список всех методов. Для этого в окне Properties (Свойства) выбрать вкладку Methods (Методы).

.        Установить курсор на метод click (Нажатие) и щелкните мышью. На экране откроется окно процедур. В нем необходимо написать команды, которые должны выполняться при нажатии на данную кнопку.

На (Рис.47-48) представлена форма «Продажи» в режиме запуска и в режиме конструктора. Данная форма позволит просмотреть информацию по продажам телефонов. Также были созданы формы «Сотрудники» и «Модели телефонов», которые соответственно позволят просматривать информацию по сотрудникам магазина и по моделям телефонов.

Рис.47. Форма «Продажи»

Рис.48. Форма «Продажи» в режиме конструктора.

Также были созданы отчеты «Модели телефонов», «Поставщики», «Склад и поставщики».

2.4 Разработка меню приложения


1.      В окне проекта необходимо перейти на вкладку Other и выбрать группу Menus. Затем нажать кнопку New окна проекта.

.        В поле Promptнеобходимо ввести наименования пунктов меню.

.        Далее необходимо определить тип пункта меню, длякаждого из пунктов меню, нажав кнопку раскрытия списка и выбрать необходимое значение из тех, которые предлагает система.

.        Для просмотра созданных пунктов меню необходимо нажать кнопку Preview (Рис.49-50).

Рис.49. Меню БД «Магазин по продаже мобильных телефонов»

Рис.50. Меню в режиме конструктора

2.5 Программирование программной оболочки


Для возможности работы пользователя с БД «Магазин по продаже м обильных телефонов» была создана программная оболочка, которая требует авторизации, для дальнейшей работы с приложением. Код программы представлен на (Рис.51).

иерархический реляционный база текстовый

Рис.51. Код программы «Запуска авторизации»

Окно компиляции проекта БД «Магазин по продаже мобильных телефонов» в отдельное приложение (Рис.52).

Рис. 52.Окно «Build»

2.6 Создание справки


Для помощи в использовании БД «Магазин по продаже мобильных телефонов» была создана справочная система. Которая даст ответы, на вопросы возникшие у пользователя. Справочная система была создана с помощью программы HTML HelpWorkshop.

Ход создания справки:

5.      На первом шаге необходимо создать новый проект, задать имя справки.

.        Добавить нужные файлы к справке (файлы формата «имя.htm»).

.        Создать разделы, прикрепить к каждому разделу соответствующий файл.

.        Создать указатель, ввести необходимый перечень слов.

.        Выполнить конечные настройки при создании справки (размер окна справки, имя главного окна, настройки поиска). Готовая справочная система представлена на (Рис.53).

Рис.53. Раздел «Содержание» Справочной системы.

2.7 Создание инсталляционного пакета


Для удобства переноса БД «Магазин по продаже мобильных телефонов» на различные устройства или компьютеры был создан инстанционный пакет. В процессе создания инсталляционного пакета были выбраны необходимые файлы.

В процессе работы была реализована БД «Магазин по продаже мобильных телефонов», которая содержит 6 таблиц, 4 запросов и 5 форм. Также для помощи в использовании БД «Магазин по продаже мобильных телефонов была создана справка, которая даст ответы на некоторые вопросы возникшие у пользователя. Для удобства использования БД «Магазин по продаже мобильных телефонов», компоненты БД были включены в соответствующие разделы. Также был создан инсталляционный пакет, для быстрой установки на компьютер или другие устройствa

Заключение


В ходе выполнения курсовой работы была создана база данных «Магазин по продаже мобильных телефонов», направленная на облегчения работы магазина по продаже мобильных телефонов.

В состав базы данных входят таблицы, между которыми определена связь.

Для быстрого просмотра информации, были созданы отчеты

Запросы созданы для выборочного просмотра информации. Также для редактирования информации (обновления, добавления, удаления) были созданы формы.

Для помощи в использовании БД «Магазин по продаже мобильных телефонов» была создана справка.

Для удобного пользования БД «Магазина по продаже мобильных телефонов» БД была наделена интерфейсом (меню). Где, в свою очередь соответствующая информация была заключена в соответствующий раздел. Также, для удобства в использовании БД «Магазин по продаже мобильных телефонов» был создан инсталляционный пакет, который позволит быстро установить БД «Магазин по продаже телефонов» на любое количество компьютеров.

Список использованной литературы


Электронные ресурсы:

1.      Википедия [Электронные ресурсы].- статья, посвященная истории Visual FoxPro развитие, основатели и дальнейшее развитие. Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/wiki/Visual_FoxPro>.html

2.      Foxclub[Электронные ресурсы]:- статья, посвященная Visual FoxPro 9.0. Режим доступа: <http://www.foxclub.ru/vfpbook/>.html

.        Мусина Т. Visual FoxPro 9. Учебный курс.-2009.- 528c. Научно-популярное издание. Книга в электронном формате [Электронные ресурсы].-Систем. Требования djvureader.- Режим доступа: <http://bookwebmaster.narod.ru/oracle.html>.djvu

4.      Основы баз данных [Электронные ресурсы].- характеристики пакета Visual FoxPro. Режим доступа: <http://archae-dev.com/n1t1r20part1.html>

.        Онлайн журнал SoftKey.info[Электронные ресурсы]:- Описание продукта: MicrosoftVisualFoxProProfessional 9.0. Режим доступа: <http://partner.softkey.ru/catalog/program.php?ID=2635>.html

.        Википедия [Электронные ресурсы].- статья, посвященная истории СубдOracle. Режим доступа: <http://ru.wikipedia.org/wiki/Oracle_Database>.html

.        Программное обеспечение Omega[Электронные ресурсы].- Информация о СУБД Oracle. Режим доступа: <http://www.omega.ru/oracle.html>

8.      Habrahabr[Электронные ресурсы]:- Общее описание СУБД Oracle. Режим доступа: <http://habrahabr.ru/blogs/oracle/72122/>.html

9.      Koruscpm[Электронные ресурсы]:- Описание СУБД Oracle. Режим доступа: <http://koruscpm.ru/products/detail.php?ID=401>.html

.        Гринвальд Р., Стаковьяк Р., Стерн Д.Oracle 11g. Основы.-2009.- 464c. Книга в электронном формате [Электронные ресурсы].-Систем. Требования djvureader.- Режим доступа: http://bookwebmaster.narod.ru/oracle.html#.djvu <http://bookwebmaster.narod.ru/oracle.html>

Похожие работы на - База данных 'Магазин по продаже мобильных телефонов'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!