Регионализм как научное учение

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,66 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регионализм как научное учение















Регионализм как научное учение

регионализм наука течение политический

Введение

Активный выход регионов государств на международную арену приводит к необходимости осмысления этого процесса и выяснения его истоков. Анализ показывает, что это явление связано с такой важной тенденцией развития мира, как регионализация. Именно регионализация выступает существенным факто ром в развитии международных связей регионов.

В последние годы отмечается повышенный интерес в социальных науках к региональной проблематике. В западной общественной науке интерес к проблеме регионализма проявился гораздо раньше. Один из признанных авторитетов в области регионалистики норвежский политолог С. Роккан отмечал: "...события двух последних десятилетий превратили "регионализм" и "этнонационализм" в предметы политической и академической моды в исследованиях индустриальных обществ Запада. Не без основания, поскольку в этих странах в 60-х и 70-х годах процветал явный "региональноэтнический" протест против режимов и политических центров. ...Подобные течения и события заставили политические науки вновь пересмотреть некоторые свои конструкции, так как они вызывают сомнения в обоснованности преобладающих теорий социальной мобилизации, экономического развития, политической интеграции и по поводу необходимости и успешного влияния перераспределительных политик" [3, с. 65].

Цель нашей работы - рассмотреть регионализм как научное течение, для решения указанной цели мы ставим следующие задачи:

. Зарождение и развитие регионализма и региональных идей

. Современное развитие регионализма в науке

Зарождение региональных идей и регионализма

Регионализм как идейное течение возник в Европе в XIX в. Западные ученые рассматривают его в нескольких проявлениях: в виде идеологии государственного вмешательства, в виде политического курса, в виде организационной основы для защиты интересов регионов и т.д. Так, С. Тарроу писал: «Есть важное различие между регионализмом как политическим курсом или совокупностью политических курсов, регионализмом как идеологией государственного вмешательства и регионализмом как организационной основой для защиты периферийных территорий». Эту мысль развивает и Э. Маркузен: «Региональная политика может принимать разные формы. Во первых, она может выражаться во внутренних конфликтах по поводу будущей эволюции региона. Во вторых, эта политика может принять очертания общерегиональной оппозиции какой то внешней силе, будь то другой регион, крупное государство или экономическая структура». В то же время, однако, было бы несправедливым сводить комплексный феномен регионализма к той или иной государственной реакции на какие то внешние «раздражители» [6, с. 132].

По мнению А.И. Трейвиша, по совокупности толкований, регионализм включает во-первых, региональную идентичность людей, их приверженность к провинциальным традициям и самобытности, во-вторых, воплощение соответствующих идей в региональные общественные движения и, в-третьих, «собственно регионализацию» (у этого термина, впрочем, разброс значений не меньше, чем у понятия «регионализм») - уже в сфере государственной политики. Существуют и иные трактовки термина «регионализм»

Региональные концепции, не претендующие на роль «предмета всей географии», стали возникать достаточно давно. Автором первой классической региональной теории был И.Г. Тюнен (1783-1850). Его книга «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии» вышла в Берлине еще в 1836 г. Именно он впервые использовал метод абстрагирования от реальной действительности (региональное моделирование) [1, с. 41].

Районирование территории представляет собой давнюю традицию, нашедшую свое яркое воплощение еще в идеях А. Геттнера; дальнейшее развитие она получила в трудах его последователей - Р. Градмана и Г. Лаутензака в Германии, Н. Феннемана в США, С. де Геера в Швеции, П. Мишотта в Бельгии и др., в том числе и в их работах культурно-географической направленности. Последовательный хорологизм (в «изначальном», кантовском понимании) проявлялся в том, что авторы стремились максимально абстрагироваться от материального «субстрата» изучаемых ими процессов. Одним из последних «классиков» этой традиции был американский географ Р. Хартшорн - автор фундаментального труда «Сущность географии». Подчеркивая свою приверженность хорологическим идеям, Р. Хартшорн вместе с тем считал географию вообще, а культурную географию в частности, наукой чисто идеографической. География призвана описывать множество районов (местностей), каждый из которых - сугубо индивидуален и неповторим. Какие-либо общие закономерности пространственной дифференциации культуры, по Р. Хартшорну отсутствуют. Лишь местоположение связывает разные элементы культуры, заполняющие пространство и взаимодействующие в нем [6, с. 133].

В противовес идеям о пространствах, «вмещающих» культуру, в культурной географии широкое распространение и противоположная точка зрения, согласно которой объектом культурного районирования выступает не территория, «заполненная» неким материальным и ментальным субстратом, но сама культура. Важный толчок этим идеям дали работы представителей французской школы географии человека (и прежде всего ее признанных лидеров - Ж. Брюна и П. Видаля де ла Блаша) еще в первые десятилетия XX в., хотя «культурная география» ими никогда не выделялась как самостоятельная ветвь географической науки. Регионализм (в данном случае как специфический исследовательский акцент в географических работах) был ярчайшей и характернейшей чертой всей французской школы географии человека, причем культурные феномены рассматривались представителями этой школы в неразрывном единстве природных и социальных явлений, формировавших индивидуальный «портрет» того или иного района. Когда позднее, уже после работ К. Зауэра, культурная география стала формироваться как самостоятельное направление в географической науке, многие идеи французских географов-регионалистов (в том числе представления о неразрывной связи культуры и ландшафта, критика ими хорологических построений и др.) были переосмыслены. Одним из первых в культурной географии четко артикулировал позицию «районировать культуру» (как альтернативу хорологической установке «районировать территорию») Д. Мейниг, а первую получившую широкий резонанс попытку культурного районирования такого рода предпринял В. Зелински в своей знаменитой монографии «Культурная география США» [4, с. 55].

Прямое или косвенное отношение к развитию региональных идей имели также труды А. Вебера (1868-1958) - основоположника теории размещения промышленности (книга «О размещении промышленности. Чистая теория штандорта»); В. Кристпаллера (1893-1969) - основателя (вместе с Л". Лапанном) теории расселения (книга «Центральные места в Южной Германии»); А. Леша (1906-1945), создавшего теорию экономического ландшафта (книга «Пространственный порядок экономики»); У. Изарда (р. 1919) - основоположника так называемой региональной науки (книга «Методы регионального анализа»); Хаггетпа - второго крупного представителя региональной науки (книга «Пространственный анализ в экономической географии»); Ф. Перру, разработавшего теорию «полюсов, роста» (1965), Т. Хегерстпранда, создавшего теорию распространения (диффузии) нововведений (1967) и многих других.

Современное развитие регионализма в науке

Многие исследователи отмечают, что изначально сторонники идеи регионализма исходили из того, что источником развития структур местной власти должны стать имеющиеся культурные и исторические традиции регионов, на базе которых возможно усиление роли периферии в политике европейских государств. Западная цивилизация, находясь на постиндустриальной и индустриальной стадии своего развития, не нуждалась в целостной концепции регионального деления общества, основанной на признании множественности организационно территориальных принципов его строения. Со временем была осознана ценность региональных укладов общественной жизни, а усложнившаяся структура общества потребовала не столько иерархии социальных и политических отношений, сколько согласования и координации разноуровневых интересов в рамках отдельных государств [9, с. 10].

Современные российские исследователи обращают внимание на то, что практически до начала 90-х гг. XX в. регионализм в России рассматривался как «революционное» течение западной мысли, выдвигающее альтернативные проекты мироустройства и тем самым бросающее вызов традиционному политическому истеблишменту. В содержательном отношении термин «регионализм» может быть представлен в разных «измерениях». Регионализм можно рассматривать как естественный, органический принцип территориальной организации социальных, политических, экономических и культурных аспектов жизнедеятельности человеческих сообществ. В этом смысле регионализм анализируется в таких категориях, как социальная сплоченность этнических, расовых и языковых групп, проживающих совместно; как экономическая взаимодополняемость тех хозяйствующих субъектов, которые работают в рамках данной территории; как совместимость общих ценностей, связанных с культурой, религией, историческими традициями; как политическая солидарность и т.д. [7, с. 5]

Часто регионализм нацелен на практическое использование тех возможностей, которые вытекают из естественного территориального деления современных обществ, а значит создает условия для рационального распределения компетенции власти и производственных ресурсов среди различных групп населения. Поэтому можно сказать, что регионализм внутренне присущ всем типам современных обществ, независимо от их размеров, уровня развития, особенностей политических и государственных структур и т.д. Другими словами, регионализм неизменно присутствует во внутреннем обустройстве общественных отношений и не всегда принимает облик какой-то конкретной линии поведения государства. Политический курс правительств, часто обозначаемый термином «регионализм», - это не более чем отражение (адекватное или искаженное) тех изначально существующих возможностей и потребностей, которые вытекают из самого принципа пространственно территориального распределения людских и материальных ресурсов. Если эти возможности и потребности игнорируются на официальном уровне, то регионализм будет продолжать существовать в подавленной (пассивной) форме и проявляться в различных привычках, обычаях, типах менталитета, публичной активности, культурных особенностях и т.д. Будучи поощряемым, регионализм приводит к появлению и сознательному поддержанию различных центров регионального притяжения и в политическом смысле может привести к децентрализации власти [2, с. 7].

Регионализм может быть общим наименованием различного рода интеллектуальных течений и доктрин, нацеленных на рациональное использование естественных пространственных различий, существующих внутри современных обществ. В данном контексте он может выражаться двояко: с одной стороны, это так называемая пассивная регионализация, определяемая общей идентичностью, культурой, историей, географией; с другой стороны, часто имеет место целенаправленная и активная деятельность по созданию региональных политических институтов под воздействием как правительств, так и субнациональных управленческо-административных единиц. В плане же направленности самого «вектора регионализма» имеет смысл провести различие между двумя пони маниями этого термина. В современной России оба типа регионализма одновременно и конкурируют, и взаимно дополняют друг друга. Во-первых, регионализм может предполагать вариант объединения соседних территорий по экономическим, культурным или политическим соображениям. Это «интегративный», или «ассоциативный», регионализм (например, объединение субъектов РФ в федеральные округа) [5, с. 50].

Необходимо отметить, что существенный перелом произошел в последние десятилетия, когда в связи с обозначившимися перспективами глубокой европейской интеграции заметно возросла роль регионов в политической и социально экономической жизни Европейского союза. И российские, и европейские исследователи отмечают, что провозглашаемая регионализмом дисперсия власти не противоречит ее концентрации в рамках общеевропейских институтов.

Регионализм сам по себе не предполагает экономической и политической изоляции, а его концепции широко распространены среди приверженцев идей единой Европы, критически относящихся к традиционному государству нации. Именно поэтому большинство сторонников современного европейского регионализма полагают, что по мере углубления интеграции основной объем власти и сопутствующий ей авторитет будут постепенно перемещаться в регионы. Известно, что уже существует примерная иерархия регионального устройства общества, где низовой уровень составляют коммуны, затем следуют ассоциации коммун, затем субрегионы и, наконец, регионы, обладающие политической властью.

Уровень региона соответствует крупным историческим областям, как, например, Бургундия во Франции, Бавария в Германии или Андалузия в Испании [7, с. 8].

Необходимо подчеркнуть, что в исследованиях по регионализму последних лет все больше внимания уделяется двум новым формам регионализма, которые все более определенно заявляют о себе в современном мире: это политический (закрытый) и новый (открытый) регионализм. Под политическим регионализмом понимается географическая группа смежных национальных государств, которые обладают рядом общих черт, высоким уровнем взаимодействия и институционализированной кооперации, осуществляемой посредством формальной многосторонней структуры.

Сегодня политический регионализм наиболее полно проявился в создании и развитии Европейского союза, но такая модель за пределами Европы не получила распространения. Здесь развивается так называемый новый регионализм - более открытая форма регионализма, что особенно характерно для Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) являются яркими представителями нового направления регионализации. Таким образом, регионализм не выступает в наши дни единым идейным течением; большинство исследователей видят в нем скорее целостную мировоззренческую и концептуальную систему, требующую междисциплинарного подхода для решения политических проблем, которые вытекают из регионального деления современных обществ [8, с. 70].

В своих многообразных проявлениях регионализм формирует общие предпосылки для постановки вопроса о независимом или относительно самостоятельном от центральной власти «пространстве решений», которым, безусловно, должно обладать региональное сообщество.

Заключение

Подводя итоги нашей работы, мы можем сделать следующие выводы:

Термин регионализм в современном географическом и социально-гуманитарном дискурсе используется в различных значениях. Например, под регионализмом часто понимается:

подход к проблемам социума с позиций интересов и потребностей регионов, их учет в экономике, политике, управлении, отказ от чрезмерного централизма и унификации;

взаимодействие между государствами (некоего макрорегиона) или между отдельными частями (например, административно-территориальными единицами) той или иной страны, образующих соответствующие региональные группировки; их региональное сотрудничество, укрепление связей между ними;

политические движения в рамках разных региональных сообществ, направленные, в частности: а) на обретение некоего институционального статуса (борьба за политическую или культурную автономию, за самоуправление провинций, этнических или территориальных групп людей); б) на расширение уже существующих прав региональных сообществ.

Современный регионализм - следствие усилий, направленных на увеличение безопасности, стабильности и устойчивости мультигосударственной международной системы.

Список использованных источников

.Камаев Р.А. Регионализм: новая социально-экономическая реальность и новая региональная политика / Р.А. Камаев // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2011. - № 2. - С. 41-47.

.Клемешев А.П. Регион, регионализм и регионализация / А.П. Клемешев // Регион сотрудничества. - 2004. - № 17. - С. 5-15.

.Песцов С.К. Регионализм и система международных отношений / С.К. Песцов // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. - 2005. - № 2. - С. 65-71.

.Песцов С.К. Современный регионализм: проблемы теоретического осмысления / С.К. Песцов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 2006. - № 1. - С. 54-59.

.Песцов С.К. Регионализм: содержание и этапы общей исторической динамики / С.К. Песцов // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. - 2009. - № 2. - С. 47-61.

.Плотникова О.В. Регионализм: некоторые подходы к определению / О.В. Плотникова // Власть. - 2012. - № 3. - С. 132-134.

.Царикаев Ю.Д. Современный регионализм и мировая политика / Ю.Д. Царикаев // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2010. Т. 242. - № 3. - С. 64-73.

.Швецов А.Н. Традиционный централизм или новый регионализм: подходы к обеспечению территориального развития / А.Н. Швецов // Регион: Экономика и Социология. - 2007. - № 1. - С. 7-27.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!