Организация и тактика тушения пожара на объекте 'Волгоградский государственный университет'
Организация и тактика тушения пожара на объекте «Волгоградский государственный университет»
Введение
Пожары были известны человечеству с давних времен. В истории есть много случаев когда один пожар уничтожал целый город, унося с собой многие жизни и нанося непоправимый урон населению.
В новое время появилось пожарное дело, профессия пожарного. Изобреталась и совершенствовалась пожарная техника. В 21 веке противопожарная безопасность включает в себя широчайшую систему мер и действий для предупреждения и ликвидации пожаров. Но, тем не менее, пожары все так же врываются в нашу жизнь, снося все на своем пути.
Пожары в учебных заведениях, к сожалению, не являются исключением и уже давно перестали быть редкостью. Так за период с 1998 по 2003 год в системе образования случилось 11 тысяч пожаров. В огне погибли 177 человек. В 2003 году было зарегистрировано 134, 2006 году - 73, 2007 - 69. За последние годы, как показывает статистика, количество пожаров снижается, однако люди продолжают погибать в огне и получать различные травмы. Материальный ущерб остается по-прежнему высоким.
В печальном перечне высших учебных заведениях, где пожар унес человеческие жизни, числятся:
1993 гПензинское училище культуры и искусств9 человек1995 гОбщежитие РУДН4 человека1998 гМосковский институт нефти и газа4 человека1999 гМосковский государственный университет12 человек2001 гМИСИ10 человек2003 гОбщежитие РУДН38 человек2004 гКрасноярская академия цветных металлов и золота1 человек2007 гНовосибирская государственная медицинская академия1 человек2007 гМосковский институт государственного и корпоративного управления10 человек
Благодаря профессионализму пожарных и проведенной своевременно эвакуации удалось обойтись без жертв в Ивановской государственной медицинской академии (здание было полностью уничтожено огнем, 1996 г.), в Московском государственном строительном университете имени Куйбышева 10 человек пострадали (2001 г.), в Московской государственной консерватории ни кто не пострадал (2002 г.), в новосибирской медицинской академии 2 человека получили ожоги, в Дальневосточном государственном университете и Омском химико-механическом институте обошлось без пострадавших (2003 г.).
В высших учебных заведениях за 2005 год при семи зарегистрированных пожарах ущерб понесли только материальные ценности следующие ВУЗы:
Российская академия музыки имени Гнесинных в Москве
Новосибирский государственный технический университет
Российский химико-технологический университет им.
Менделеева в Москве
Калининградский военно-морской институт им. Ф. Ушакова
Московская академия труда и социальных отношений
Саратовский торгово-экономический институт
Красноярский государственный технический институт
Восемь пожаров 2006 года:
Уральский государственный экономический университет в
Екатеринбурге
Московский государственный университет леса
Технологический университет в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербургский государственный университет
Московский государственный университет
Саратовская архитектурно-строительная академия
Алтайский государственный университет в Барнауле
В 2007 году крупные пожары зарегистрированы в военно-медицинской академии, технологическом университете и государственном университете города Санкт-Петербурга
Сильнейший пожар в Московском авиационном институте в 2009 уничтожил полностью 4-х этажный административный и 2-х этажный лабораторный корпуса, общая площадь пожара составила 4 тысячи м2.
Согласно проведенному анализу причиной половины возгораний в высших учебных заведениях являлось неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении. Поджоги стали причиной лишь 9 процентов пожаров.
Среди других причин возникновения пожаров в вузах нарушение правил эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов, нарушение правил безопасности при проведении газосварочных и огневых работ, изношенность электропроводки.
Пути достижения безопасности учебных учреждений - это прежде всего правильные конструктивно-планировочные решения их зданий, обеспечение путями эвакуации, широкое внедрение автоматических систем сигнализации и пожаротушения, запрещение использования легкогорючих материалов для отделки путей эвакуации и учебных аудиторий, повышение ответственности администрации за состояние пожарной безопасности, а следовательно, за жизнь и здоровье людей.
Особое место в этом перечне занимают вопросы тушения пожаров в учебных заведениях. Пожарные, прибывшие для борьбы с огнем, являются последней надеждой тех, кто попал в огненную беду. Им порой ценой своей жизни приходится исправлять ошибки проектировщиков, халатность строителей, бездействие администрации, некомпетентность надзорных органов.
Именно вопросы тактики тушения возможных пожаров в высших учебных заведениях являются предметом дипломного проекта.
1. Оперативно-тактическая характеристика Волгоградского государственного университета
1.1 Объемно-планировочные решения Волгоградского государственного университета
Оперативно тактическая характеристика объекта
Волгоградский Государственный Университет расположен в Советском районе г. Волгограда по адресу: ул. 2-ая продольная 30. Территория выше указанного объекта неровная, подъезды к зданиям и сооружениям имеют твердое покрытие. На территории ВолГУ расположены четырехэтажные учебные корпуса блок «А», блок «Б», блок «В», блок «Г», блок «Д» «Столовая» и блок «Е» «Спортзал».
УЧЕБНЫЙ КОРПУС БЛОК «А»
Учебный корпус расположен в четырехэтажном здании, прямоугольной формы с техническим этажом и подвалом. Размер в плане 125x15 м. Высота здания 17 м. Наружные и внутренние капитальные стены кирпичные - оштукатурены, перегородки гипсолитовые - оштукатурены. Междуэтажные перекрытия железобетонные плиты - оштукатурены с двух сторон. Крыша совмещенная с чердачным перекрытием кровля мягкая (гидростеклоизол). На 5-ом этаже расположен технический этаж, выход на него осуществляется через лестничные клетки, расположенные с двух сторон внутри здания. Объект имеет с 1-го этажа 3 выхода непосредственно на улицу. Имеется подвал и тех этаж. Со 2-то, 3-го, 4-го этажей выход через общие лестничные клетки на 1-ый этаж, 2 выхода имеется с технического этажа и 2 выхода на кровлю, связанные с общими лестничными клетками. Лестничные клетки - 3 шт.
Освещение объекта - электрическое, напряжением на вводе 380 В, по участкам 220 В. Электрические сети проложены скрыто, под слоем штукатурки. Щит отключения электро-энергии расположен на первом этаже, с левой стороны от центрального входа, на каждом этаже расположены поэтажные распределительные щитки отключения электроэнергии.
В учебном корпусе расположены учебные и лекционные аудитории преподавательские, лаборантские и компьютерные кабинеты.