Связи
|
V,м3
|
L, м
|
Нср., м.
|
Lпопереч., м.
|
Средство механизации
|
Мин. себестоимость, руб/м3.
|
1 - 4'
|
53927
|
400
|
7,28
|
175,6
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
(Q=15 м3)
|
18
|
2 - 5'
|
35562
|
600
|
4,24
|
114,8
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
14
|
3 - 6'
|
59622
|
500
|
6,74
|
164,8
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
17
|
4 -1’
|
39966
|
600
|
4,60
|
122
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
14
|
5 -2’
|
20331
|
400
|
3,82
|
106,4
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
14
|
6 - 3'
|
13524
|
500
|
2,41
|
78,2
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
13
|
7 - 1'
|
39966
|
600
|
-
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
7 - 2'
|
20331
|
400
|
-
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
7 - 3’
|
13524
|
500
|
-
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
1 - 7’
|
53927
|
400
|
-
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
2 - 7'
|
35562
|
600
|
-
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
3 - 7'
|
59622
|
500
|
-
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
Фиктивные
|
7-4’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
7-5’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
7-6’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
7-7’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
Запрещенные
|
1-5’
|
53927
|
400
|
7,28
|
175,6
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
18
|
1-6’
|
53927
|
400
|
7,28
|
175,6
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
18
|
2-4’
|
35562
|
600
|
4,24
|
114,8
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
14
|
2-6’
|
35562
|
600
|
4,24
|
114,8
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
14
|
3-4’
|
59622
|
500
|
6,74
|
164,8
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
17
|
3-5’
|
59622
|
500
|
6,74
|
164,8
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
4-2’
|
20331
|
400
|
3,82
|
106,4
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
14
|
4-3’
|
13524
|
500
|
2,41
|
78,2
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
13
|
5-1’
|
39966
|
600
|
4,60
|
122
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
14
|
5-3’
|
13524
|
500
|
2,41
|
78,2
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
13
|
6-1’
|
39966
|
600
|
4,60
|
122
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
14
|
6-2’
|
20331
|
400
|
3,82
|
106,4
|
скрепер прицепной ДЗ-79А
|
14
|
4-4’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
4-5’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
4-6’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
5-4’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
5-5’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
5-6’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
6-4’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
6-5’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
6-6’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
7-7’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
5-7’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
6-7’
|
|
|
|
1000
|
Экс-р Э-1252
|
22
|
Таким образом, на основании полученных данных составляем матрицу. Там,
где перевозка грунта невозможна, в соответствующей клетке таблицы пишем ЗП.
Следует предусмотреть формальную возможность вывоза излишнего грунта из
резервов и карьеров и заполнения кавальеров и отвалов. Такие поставки
называются фиктивными и в соответствующей клетке таблицы записывается - ФП.
Соответственно для запрещенной поставки проставляем заведомо большую цену
перевозки (=1000), а для фиктивной при любом объёме фиктивно перевозимого
грунта цена равна нулю.
1.4 Решение задачи о распределении земляных масс
По составленной матрице с помощью наименьших стоимостей представляется
возможным составить вариант производства работ, близкий к оптимальному. Решение
методом наименьших стоимостей заключается в следующем: отыскивается в начале из
всей матрицы клетка с минимальной себестоимостью. С этой клетки и начинается
заполнение соответствующих строк и столбцов. Расчетная
матрица:
Таблица 3.
Определяем стоимость производства работ по этому варианту распределения
земляных масс (функционал).
Функционал:
Ф=Р*С=400*10+139*10+64*10+135*10+157*14+596*17=19710
Затем решаем соответствующую матрицу на ЭВМ, используя программу
разработки на кафедре строительного производства ПГУПС:
На рисунке составлен профиль, на котором отображен откорректированный
вариант работ с разбивкой на отдельные характерные участки. Для каждого из
участков необходимо определить комплект машин. При этом руководствуемся
техническими указаниями ВСН-186-75 на технические условия по технологии
производства земляных работ.
2. ДЕТАЛЬНАЯ
РАЗРАБОТКА ПРИНЯТОГО ВАРИАНТА
2.1
Определение состава комплекта машин и состава комплексной бригады
Составы комплекта машин определяются в соответствии с техническими
указаниями по технологии сооружении земляного полотна (ВСН 186-75).
В качестве ведущих землеройных и землеройно-транспортных машин при
выполнении работ по сооружению земляного полотна применяются экскаваторы с
ковшами разной емкости (от 0,65 до 2,5 м3).
Скреперы: самоходные, с емкостью ковша от 8 до 10 м3;
прицепные, с емкостью ковша - 8м3.
Бульдозеры мощностью до 400 кВт.
Помимо ведущих машин в каждый комплект входят вспомогательные машины и
механизмы, предназначенные для рыхления, транспортировки, разравнивания и
уплотнения грунтов, для содержания временных, построечных (землевозных) дорог,
освещения, электропитательных механизмов и так далее.
Эти машины и механизмы, включенные в состав комплектов, должны
обеспечивать бесперебойную работу ведущих машин по возведению ЗП при высоком качестве
производства работ.
Экскаваторный
комплект
Экскаватор с прямой лопатой наиболее часто применяют для разработки
выемок и карьеров (грунты 1-4 группы) при сооружении ЗП железной дороги.
Прямая лопата разрабатывает грунт в забое выше уровня стоянки.
Экскаваторы обратная лопата и драглайны наиболее эффективно применять при
разработке выемок и резервов с рабочей отметкой 3,5-5 м (грунты 1-3 групп).
Они разрабатывают грунт в забое ниже уровня стоянки.
Выбор экскаваторов зависит от объемов земляных работ (таблицы 1,2
методических указаний часть 1) и рабочих отметок выемок.
Для производства земляных работ на данных участках принимаем экскаватор Э
- 1252 прямая лопата с емкостью ковша q =1 м3.
Для транспортировки грунта используются автосамосвалы, которые подбираются
из расчета, чтобы в кузов входило 3-7 ковшей экскаватора.
-
число
ковшей,
гдеQа/с - грузоподъемность автосамосвала, т.
γ - объемный вес грунта, 1,5-2 т/м3.
q - емкость
ковша экскаватора.
Принимаем
автосамосвал МАЗ-503Б
а/с =4*1,8*1=7,2
Количество
автосамосвалов:
, где
, где
tп - время погрузки, tгр.х - время грузового хода.
tр - время разгрузки (2 мин = 120 сек )
tх.х - время холостого хода.
tожид - время ожидания (3 мин = 180 сек )
tп
= tп 1-го ковша *n; tп = 1,5 мин
tгр.х = L-средняя длина возки / (Vгр.х.-скорость = 15..20 км/ч)
tх.х = L-средняя длина возки / (V.х.х.-скорость = 20..35 км/ч)
- 1’
Lв
=661 м
tгр.х= 0,661/20=1,98 мин
tх.х=0,661/30=1,32 мин
Тц=1,5+3+2+1,98+1,32=9,8 мин
Nас=9,8/1,5=6,53=7 шт.
- 2’
Lв
=469 м
tгр.х= 0,469/20=1,41 мин
tх.х=0,469/30=0,94 мин
Тц=1,5+3+2+1,41+0,94=8,85 мин
Nас=8,85/1,5=5,9=6 шт.
- 2’
Lв
=570 м
tгр.х= 0,570/20=1,71 мин
tх.х=0,570/30=1,14 мин
Тц=1,5+3+2+1,71+1,14=9,35 мин
Nас=9,35/1,5=6,23=7 шт.
- 3’
Lв
=535 мгр.х=
0,535/20=1,61 минх.х=0,535/30=1,07 мин
Тц=1,5+3+2+1,61+1,07=9,18 минас=9,18/1,5=6,12=7 шт.
- 5’
Lв
=114,8 м
Nсп=2 шт (g=8-15 м3).
- 6’
Lв
=164,8 м
Nсп=2 шт (g=8-15 м3).
Итого, подбираем 2 экскаваторных комплекта.
В экскаваторный комплект машин входит:
Ø Экскаватор прямая лопата ЭО - 4121А ЭО-5111 Д (Э-10011Б) (q=1 м3) - 3 шт.
Ø А/с- МАЗ-503Б 7 шт.*3=21 шт.
Ø Бульдозер - 1 шт.
Ø Автогрейдер - 1 шт.
Ø Грунтоуплотняющая машина - 1 шт.
Ø Передвижная электростанция мощностью 5,7 кВт - 1 шт.
В экскаваторный комплект машин входит:
Ø Экскаватор прямая лопата ЭО - 4121А ЭО-5111 Д (Э-10011Б) (q=1 м3) - 3 шт.
Ø А/с- МАЗ-503Б 7 шт.*3=21 шт.
Ø Бульдозер - 1 шт.
Ø Автогрейдер - 1 шт.
Ø Грунтоуплотняющая машина - 1 шт.
Ø Передвижная электростанция мощностью 5,7 кВт - 1 шт.
Комплексная бригада экскаваторного комплекта машин:
· Машинист экскаватора (6 разряд) - 3 чел.
· Помощник машиниста экскаватора (5 разряд) - 3 чел.
· Водитель автосамосвала - 21 чел.
· Машинист бульдозера (6 разряд) - 1 чел.
· Машинист автогрейдера (6 разряд) - 1 чел.
· Машинист грунтоуплотняющей машины (5 разряд) - 1 чел.
· Машинист передвижной электростанции (5 разряд) - 1 чел.
Комплексная бригада экскаваторного комплекта машин:
· Машинист экскаватора (6 разряд) - 3 чел.
· Помощник машиниста экскаватора (5 разряд) - 3 чел.
· Водитель автосамосвала - 21 чел.
· Машинист бульдозера (6 разряд) - 1 чел.
· Машинист автогрейдера (6 разряд) - 1 чел.
· Машинист грунтоуплотняющей машины (5 разряд) - 1 чел.
· Машинист передвижной электростанции (5 разряд) - 1 чел.
В скреперный комплект машин входит:
Ø Скреперы прицепные ДЗ-23 (q=15 м3) - 8 шт.
Ø Бульдозер на базе трактора С-100 - 4 шт
Ø Рыхлитель прицепной на базе трактора С-100 - 1 шт.
Ø Толкач на базе трактора Т-180 - 1 шт.
Ø Грунтоуплотняющая машина - 1 шт.
Ø Передвижная электростанция мощностью от 5 до 7 кВт - 1 шт.
Комплексная бригада скреперного комплекта машин:
· Машинист скрепера (6 разряд) - 8 чел.
· Тракторист (4 разряд) - 4 чел.
· Помощник тракториста (2 разряд) - 1 чел.
· Машинист бульдозера (6 разряд) - 1 чел.
· Машинист автогрейдера (6 разряд) - 1 чел.
· Машинист грунтоуплотняющей машины (5 разряд) - 1 чел.
· Машинист передвижной электростанции (5 разряд) - 1 чел.
2.2
Определение продолжительности производства работ
Продолжительность производства работ для различных комплектов
определяется по формуле:
, где
V -
объем разрабатываемого грунта, м3.
Тк - календарное время производства работ (количество смен).
Пвед.м - производительность ведущей машины, м3/ч.
.7 - коэффициент перехода от календарных дней к рабочим.
tсм - продолжительность смены (8,2
часа).
В реальных условиях производительность определяется по ЕНиРу (сборник 2
земляные работы, Выпуск 1, "Механизированные и ручные земляные работы".
Москва. Стройиздат 1979 г.), где учитываются конкретные условия работ.
В таблице ЕНиРа находят норму времени: Нвр на 100 м3
грунта.
Далее определяется производительность комплекта:
, (м3/час)
, где
N -
число ведущих машин в комплекте.
Нвр - норма времени.
Производительность производства работ для экскаваторного комплекта: Нвр на 100 м3 грунта равен 1,42 (q=1 м3)
ΣПв.м = 100 * 3 / 1,42 =
211,3 м3/ч.
1) Возка 1 - 1’:
Тк = 40000/ (0,7 * 211,3 * 8,2) = 33 смен.
2)
Возка 1 - 2’:
Тк = 13900 / (0,7 * 211,3 * 8,2) = 11,5 смены.
3) Возка 2 - 2’:
Тк = 6400/ (0,7 *211,3 * 8.2) = 5,3 смены.
4) Возка 3 - 3’:
Тк = 13500/ (0,7 * 211,3 * 8.2) = 11,1 смен.
Производительность производства работ для скреперного комплекта:
) Возка 2-5’:
час/100м3
ΣПв.м = 100 * 8 / 1,848 = 432,9 м3/ч.
Тк
= 29200 / (0,7 * 432,9 * 8.2) = 11,8 смен.
)
Возка 3-6’:
час/100м3
ΣПв.м = 100 * 8 / 2,348 = 340,7 м3/ч.
Тк
= 46100 / (0,7 * 340,7 * 8.2) = 23,6 смен.
Расчет
продолжительности производства работ приведен в таблице.
Таблица
№ 5
Пост.
|
Потр.
|
Цена за 1 м3
|
Перевоз. Объем, м3.
Тип аш.
|
Принятая марка
|
Кол-во машин в компл.
|
Даль- ность возки,м
|
Произв -ть ведущ. аш., м3/ч
|
Срок производства работ,
смен.
|
1
|
1'
|
10
|
40000 экскаватор
|
Э-10011Б q=1
м3
|
3
|
661
|
211,3
|
33
|
16,5дн. по 2 см
|
1
|
2'
|
10
|
13900 экскаватор
|
Э-10011Б q=1
м3
|
3
|
469
|
211,3
|
11,5
|
5,8 дн. по 2 см.
|
2
|
2'
|
10
|
6400 экскаватор
|
Э-10011Б q=1
м3
|
3
|
570
|
211,3
|
5,3
|
2,7 дн. по 2 см.
|
3
|
3'
|
10
|
13500 экскаватор
|
Э-10011Б q=1
м3
|
3
|
535
|
211,3
|
11,1
|
5,6 дн. по 2 см.
|
2
|
5'
|
14
|
29200 Скрепер прицепной
|
ДЗ-23 q=15
м3
|
6
|
114,8
|
432,9
|
11,8
|
5,9 дн. по 2 см.
|
3
|
6'
|
17
|
46100 Скрепер прицепной
|
ДЗ-23 q=15
м3
|
6
|
164,8
|
340,7
|
23,6
|
11,8 дн. по 2 см.
|
2.3 Составление календарного графика
На основании количества смен, подсчитанных в предыдущем пункте, в
условиях курсового проекта строится календарный график производства работ.
Для каждого участка со своим комплектом машин.
При построении графика стремимся подкорректировать такое количество смен
в день ведущих машин, чтобы разрыв в работе ведущих машин каждого участка не
превышал 7 дней, а параллельные работы на всех участках заканчивались
приблизительно одновременно, исходя из возможности реальных условий проведения
максимального числа работ одновременно, учитывая основное требование:
Минимальные сроки производства работ.
В календарном графике работ необходимо учитывать следующие ограничения:
. Если предусмотрена в массиве продольная и поперечная возка грунта, то
необходимо предусмотреть в графике сначала поперечную, а потом продольную
возку.
. Если предусмотрено разработка выемки скреперным и экскаваторным
комплектом, то необходимо сначала выполнить скреперные работы.
. Если по результатам распределения земляных масс оказалось целесообразно
на границе насыпи и выемки выполнить работы бульдозером, то эта работа
выполняется в первую очередь.
. Работы экскаватором желательно проводить в 2 - 3 смены, работы
скрепером - в 1 - 2 смены, работы бульдозером - также в 1 - 2 смены.
Календарный график производства работ приводится на том же рисунке, на
котором изображается откорректированный график работ с разбивкой на отдельные
характерные участки.
Составление технологической карты на разработку выемки экскаватором
прямая лопата.
Эта работа осуществляется в два этапа:
1. Проектирование экскаваторного забоя.
2. Проектирование экскаваторных проходок.
Забой - это рабочее место экскаватора, включающее стоянку экскаватора,
часть грунтового массива, разрабатываемого с данной стоянки, место стоянки
автотранспорта.
Проходка - это сумма забоев при прохождении экскаватора вдоль одной оси,
в одном ярусе от начала до конца выработки.
Последовательность проектирования производится следующим образом:
1. Определяют необходимые геометрические характеристики выбранного
экскаваторного забоя. Для этого производится расчет забоя, после чего этот
забой вычерчивается на миллиметровке в масштабе (выемка глубиной 3-4 м -
масштаб 1:100; более 6 м - 1:200). Затем на кальку, на картон и вырезаем шаблон
экскаваторного забоя.
2. Получив шаблон экскаваторного забоя, необходимо в этом же
масштабе вычертить поперечное сечение выемки заданного участка с максимальными
отметками.
где
b - ширина разрабатываемой выемки по низу в глинистых
грунтах;
bo -
ширина основной площадки земляного полотна (bo =
7,6 м);
bk -
ширина кювета поверху (bk = 2,2 м);
Lb -
ширина разрабатываемой выемки поверху;
m - крутизна
откоса ( m = 1,5);
Н
- рабочая отметка (Н = 9,93 м).
Проектирование
поперечников начинается с проектирования первой или пионерной проходки траншеи
шириной не менее 4 м. Она нужна для того, чтобы организовать езду
автосамосвалов. При глубине пионерной траншеи 1 - 1,5 м её можно с успехом
проложить с помощью бульдозера или скрепера.
Для правильного проектирования экскаваторных проходок необходимо
придерживаться следующих требований:
ü Число проходок должно быть по возможности минимальным;
ü Процент недобора грунта 8 - 10 % от общей площади сечения
выемки;
ü Пионерная траншея находится в любом месте по ширине выемки;
ü Нижняя отметка выемки не доводится до проектной на 35 см (20
см - недобор грунта; 15 см - высота сливной призмы). Проектирование экскаваторного забоя. Чтобы запроектировать забой нужно знать характеристики
экскаваторов. Параметры и технические
характеристики при работе экскаваторов прямая лопата (таблицы 2 и 6 Методических
указаний).
Таблица 6
Показатели
|
Э-10011Б (q = 1 м3)
, м.
|
Hkk - высота по крышку кабины Rxч - радиус поворота хвостовой части Вп -
ширина поворотной платформы Rmax - наибольший радиус копания Rb - радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки Rcm - радиус резания на уровне стоянки экскаватора,
наименьший Hb - наибольшая высота выгрузки H3 - наибольшая высота резания Ho - нормальная высота забоя на уровне напорного вала Hmin - минимальная высота забоя lp
- длина рукоятки экскаватора lc - длина стрелы Шгл - ширина гусеничной
ленты Шгх - ширина гусеничного хода qгх - длина гусеничного хода hm
- погрузочная высота автосамосвала bm - ширина
автосамосвала l - длина автосамосвала
|
3,4 3,5 3,09 9,2 7,4 4,8
6,0 8,2 4,5 1,15 4,9 6,2 0,6 3 4 2,15 2,7 6,56
|
Боковой
забой.
где
В - расстояние от оси стоянки экскаватора до верхней кромки забоя.
Вn
- расстояние от оси стоянки экскаватора до бровки погрузочного пути.
где Rпр - практический радиус копания, Rпр = 0,9Rmax
- запас из условия необрушения откоса яруса.
Наименьшая
ширина бокового забоя:
гдеВ1
- расстояние от оси стоянки экскаватора до подошвы откоса забоя. В курсовом
проекте для двухъярусного бокового забоя можно принимать В1 ≈ Rcm или В1 = 4,8 м.
В2
- расстояние от оси стоянки экскаватора до нижней кромки откоса яруса.
где
hя - высота
яруса (превышение уровня погрузочного пути над уровнем стоянки экскаватора).
где
0,5 м - запас высоты над бортом автосамосвала, учитывающий неровности пути и
возможность погрузки грунта "с шапкой".
В2
= 5,05 - 3,35 = 1,70 м.
Bmin
= 4,8 + 1,7 = 6,5 м.
Лобовой
забой.
Проектирование
поперечного и продольного профилей экскаваторных проходок.
Основная
цель проектирования заключается в размещении проходок на поперечных сечениях и
продольном профиле заданного участка выемки.
Для
этого на продольном профиле выемки намечают одно - два сечения в наиболее
характерных местах, а затем в масштабе, одинаковом с тем, в котором сделан
шаблон забоя, вычерчиваются указанные поперечные сечения выемки. Накладывается
построенный шаблон забоя на поперечный профиль выемки, намечаются различные
варианты размещения проходок.
При
этом с точки зрения технологии производства работ, вскрытие выемки
целесообразно начинать с устройства первой или пионерной лобовой проходки
траншеи, которая в дальнейшем используется как временный путь для движения
автосамосвалов или другого вида транспорта. Поэтому её ширина по низу должна
быть не менее 4 м. Глубина пионерной траншеи hnm
зависит от соотношения глубины выемки HB и высоты яруса hя, определяемого как
где
n - расчетное число ярусов.
hn.т = Hв -n*hя-0,35=1,05 м
При n, равном целому числу пионерная
траншея фактически становится первой лобовой проходкой, разрабатываемой в
соответствии с имеющим шаблоном экскаваторного забоя.
Пионерные траншеи глубиной до 1-1,5 м целесообразно разрабатывать бульдозером или скрепером. Эти
же машины рекомендуется использовать и для разработки участков выемки от
нулевой отметки до глубины 2 м, так как применять экскаватор в подобных местах
неэффективно.
Проектирование продольного профиля экскаваторных проходок начинается с
разбивки массива выемки на ярусы с учетом рельефа местности и вида грунта. Так,
если выемка имеет пологие продольные склоны и уклон проектной линии более
0,003, то целесообразно разбивать её на ярусы, расположенные параллельно
проектной линии. При этом подошва нижнего яруса должна располагаться с
некоторым превышением ΔН над проектной линией, учитывающей высоту сливной
призмы с минимальным запасом на планировочные работы.
В случае, когда выемка имеет крутые склоны, исключающие движение по ней
экскаватора и транспортных средств, более эффективной оказывается разбивка её
лучевыми или веерообразными проходками, направленными под углом к проектной
линии. При этом крутизна уклонов для передвижения экскаватора и транспорта не
должна превышать 17 - 24о.
Длинные выемки с большими рабочими отметками могут разрабатываться
одновременно с двух концов. В подобных случаях наиболее целесообразной
оказывается разбивка на ярусы ломанного профиля, состоящие из двух концевых
участков веерообразного профиля и центрального участка с параллельными ярусами.
Как видно из рис.7 план выемки с размещенными на ней проходками
фактически представляет из себя третью проекцию, построенную по известным двум
другим. При этом все проходки пронумерованы с учетом последовательности их
разработки, а недобор грунта определяется заштрихованными треугольниками на
поперечном сечении выемки.
3. Технология производства подготовительных
работ на заданном участке
Объём работ по сооружению земляного полотна составляет почти 90% от
полного объёма земляных работ по постройке железной дороги. Работы по
сооружению земляного полотна разделяются на подготовительные, основные,
планировочно-отделочные и укрепительные.
Для данного проекта на стадии подготовительных работ выполняется:
восстановление и закрепление на местности трассы, границ полосы отвода
(контрольно-разбивочные работы), заключается в обозначении на местности
разбивочными знаками (забивкой кольев и пропашкой борозд) местоположения осей и
точек, определяющих границы элементов земляного полотна в плане и профиле.
Разбивка производится до начала земляных работ и в течение всего периода
сооружения земляного полотна. после восстановления трассы земляное полотно
разбивается на пикетах и плюсах, но не реже, чем через 50 м на прямых участках
и через 20 м на кривых участках пути.
разбивка земляных сооружений (насыпей и выемок), заключается в
определении точек пересечения откосов с поверхностью земли, то есть в
отмеривании на местности ширины насыпей понизу и выемок поверху. Расстояния от
оси пути до подошвы откоса насыпи или до бровки выемки берутся из проектных
поперечных профилей или вычисляются исходя из рабочей отметки и крутизны
откосов.
подготовка оснований под насыпи. На ровной поверхности, если крутизна
поперечного уклона не превышает 1:10, насыпи отсыпаются непосредственно на
естественную поверхность. Основания под насыпи, возводимые на местности с
поперечным уклоном от 1:10 до 1:5, очищаются от дерна, а при большей крутизне -
вспахиваются. Дерн срезается на нулевых местах, насыпях высотой до 0,5 м, на
косогорных участках насыпей высотой до 1 м. На косогорах крутизной от 1:5 до
1:3 для придания устойчивости в основании насыпи устраиваются уступы (штрабы)
шириной от 1 до 4 м с разрывом 0,5 м. Для отвода дождевой воды уступам
придается уклон 0,01 - 0,02 в направлении падения склона. Срезка растительного
слоя (дерна) и устройство уступов выполняется бульдозерами. Основания,
подготовленные для возведения насыпей, подвергаются техническому
освидетельствованию и принимаются с составлением акта об их соответствии
требованиям проекта, качеству и объёму выполненных работ.
удаление с полосы отвода леса, кустарника, пней, крупных камней.
устройство землевозных дорог. Их расположение выбирается в зависимости от
распределения техники.
На этом подготовительные работы по сооружению земляного полотна
заканчиваются. На данном участке осушение земляного полотна не требуется.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. С. П. Першин и др. "Железнодорожное строительство.
Технология и механизация". Москва. "Транспорт" 1982.
. Ю. А. Верженский, А. И. Кистанов.
"Проектирование производства земляных работ", часть 1. МУ. 2000.
. М. М. Булаш. "Проектирование работ при
возведении железнодорожного земляного полотна". 1972.
. ЕНиР "На строительные, монтажные и
ремонтно-строительные работы", сборник 2 "Земляные работы",
выпуск 1 "Механизированные и ручные земляные работы". Москва
"Стройиздат". 1979.
. ВСН-186-75 на технические условия по технологии
производства земляных работ.
. Ю. И. Беляков, А. Л. Ливензон. "Земляные
работы". Москва "Стройиздат". 1983.