Предметное и ценностное восприятие мира

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,29 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предметное и ценностное восприятие мира












Реферат по педагогике

ПРЕДМЕТНОЕ И ЦЕННОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА

План

1.Понятие и основные отличия предметного и ценностного восприятия

2.Преимущества ценностного восприятия мира в воспитательном процессе

.Методологическая база педагогов с разными видами восприятия

1.Понятие и основные отличия предметного и ценностного восприятия

Предметное восприятие окружающей действительности - это непосредственное отражение в сознании человека окружающих объектов в их ограниченной контурами конкретной материальной форме. При предметном восприятии объекта видится цвет, объем, цена, функциональное назначение объекта, вес, рост, возраст, принадлежность объекта кому-либо или чему-либо, название, расположение и мера затребования этого объекта в обыденной жизни человека.

Шофер такси рассказывает, какой возил по городу даму в поисках книги красного цвета, эта книга нужна даме для завершения комнатного интерьера. Данный пример как нельзя более иллюстрирует предметное восприятие книги с выхолощенным сущностным содержанием.

Ценностное восприятие мира - это восприятие действительности, сопровождаемое проживанием отношения к объектам действительности как некоторой ценности для жизни человека. При такого рода восприятия мира субъект направляет свое внимание на роль объекта в жизни человека, на значимость объекта для счастливого проживания на земле, на скрытое внутреннее назначение объекта.

Если бы шофер такси рассказывал о том, как они с дамой долго ездили по городу в поисках книги, без которой дама не могла решить своих жизненных проблем или без которой дама считала бы себя лишенной огромного духовного наслаждения, то мы могли бы указать на этот эпизод как на пример ценностного восприятия той же книги (которая могла быть в красном переплете, но и в черном или синем).

Современный культурный человек сочетает при восприятии окружающей реальности предметное и ценностное восприятие объектов реальности, а точнее, его предметное восприятие обогащено ценностным, он одновременно, воспринимая предметную изолированность объекта, обнаруживает значимость предмета для жизни человека на земле, наполняет предмет ценностным содержанием, помимо функциональной предназначенности предмета.

Карандаш - инструмент для записи сведений, средство для фиксирования мысли, замечательное изобретение разумного человека, но и товар, личная собственность, оружие аналитической работы разума, а также техническое средство графического отражения прекрасного мира на картоне. Карандаш обретает при таком восприятии высокую значимость, а взаимодействие с этим объектом наполняется значимым для человека содержанием.

Попутно заметим: по восприятию одного и того же предмета можно судить о личности, а значит, в работе с детьми правомерно использовать анализ восприятия предмета как одну из возможных диагностик.

2.Преимущества ценностного восприятия мира в воспитательном процессе

Посмотрим на фотографии школьников. Фото № 1: дети рисуют на асфальте. С точки зрения предметной, это бессмысленное и неприличное занятие, ибо рисунок не сохранится, нарисовать не удастся аккуратно, гигиенические нормы явно нарушаются. Но смысл данного занятия выходит за пределы предметного рисования - дети весь свет оповещают о своем личностном видении мира, о своих идеях, им предоставлена свобода творчества пространством в площадь, а число зрителей, на общение с которыми выходит ребенок, необозримо. Здесь "Я" школьника выходит на общение с миром. С точки зрения ценностной, такого плана деятельность имеет большой педагогический смысл.

А теперь рассмотрим фото № 2: веселые дети у школы, их много, вместе с ними учителя. Поверхностное (предметное) восприятие благоприятное, потому что всегда радостные лица детей рождают радость любого нормально развитого человека. Что-то однако заставляет насторожиться. Может быть, кулаки, поднятые вверх? Кулак всегда сигнализировал борьбу, протест, угрозу, подавление противника. Каждый ребенок стоит отдельно от всех. Их много, но они не вместе... Картинка теряет свою прелесть, если не ограничиваться предметным восприятием. Ах, если бы ладошки детей были открыты, если бы дети чувствовали свое единство, если бы они выражали своё содружество... Ценностное восприятие иначе видит веселую картинку.

Владея ценностным восприятием, услышишь то, чего не слышат уши, увидишь то, чего не видят глаза. Дети ведут беседу о дружбе. Говорят, что друга приобрести можно, если «булочкой поделиться», если «купить и подарить что-то», если «дать карандаш». Молодой педагог удовлетворен активностью детей, согласно кивает головой, присоединяясь к идее «приобретения» друга, как если он тот был предметом, который покупаешь. Педагог не заметил, как беседа о дружбе переросла в разговор о способах манипулирования человеком, использования другого как средства.

Учительницу по имени Миляуша Гайнановна дети называют Людмилой Григорьевной. Учительница не возражает, объясняет: им так удобнее. Это тоже предметное восприятие человека. Пренебрежение уникальностью человека. Непризнание его национальной принадлежности. Сведение личности к особи без имени.

Сто лет назад Петр Федорович Каптерев, выдающийся русский педагог, говорил о пагубной роли утилитарного восприятия красоты, то есть, предметного восприятия, лишенного скрытой сущности прекрасного. Он называл это "узким утилитаризмом", потому что шоры предметного восприятия только и позволяют человеку увидеть в предмете лишь корыстный интерес. Каптерев писал:

...Если при великолепном закате солнца человек только и может думать о том, что предвещает назавтра этот закат - дождь иди вёдро; если при виде прекрасной статуи или картины, изображающей обнаженное человеческое тело, у человека только и в голове, что желания чувственной любви, то для него нет закатывающегося солнца как эстетического предмета, а есть солнце как предмет хозяйственных соображений; нет статуи или картины как произведений искусства, а есть лишь предметы, возбуждающие желание обладания.

Когда педагог владеет ценностным восприятием, поле его профессиональной работы расширяется, он сам видит богатый мир, способен и детям предъявить это богатство. Профессиональная палитра его взаимодействий с детьми нескончаемо разнообразится, он становится интересен для детей и - добавим - незаменим в своем индивидуальном предъявлении детям мира, который он воспринимает. Чтобы понять преимущество ценностного восприятия мира перед предметным восприятием, следует сопоставить их.

3.Методологическая база педагогов с разными видами восприятия

Воспитательные методики педагогов предметного и ценностного восприятия мира тоже разительно отличаются:

первый «показывает» мир, второй «предъявляет» мир детям;

первый призывает детей к «запоминанию», второй - к «осмыслению»;

первый научает детей через инструкцию и контроль, второй - инициирует их активность и самоконтроль;

первый оценивает, второй выражает свое «Я», откликаясь на действия ребенка;

первый требует, чтобы дети были похожи на него, второй - предоставляет свободу проявления индивидуальности.

Проверить данные альтернативные характеристики легко, достаточно взять в руки какой-либо предмет и принести его детям. Например, яблоко. При предметном восприятии дети недолго станут рассматривать его, им захочется попробовать яблоко, они станут даже спорить, кому дать этот плод, кто-то вспомнит, что на рынке полно бананов, винограда, киви и других экзотических фруктов, интерес к яблоку увянет... Ценностное предъявление яблока ^красота, жизнь, дар природы, привет солнца, совершенство формы!) надолго удержит внимание детей, их лица осветятся добрыми чувствами, на предложение съесть яблоко они закричат: «Нет-нет! Пусть пока живет!»...

Неуловимость педагогического мастерства кроется, прежде всего, в ценностном восприятии мира и, следовательно, в ценностном предъявлении мира детям. Поэтому все, что делает такой педагог, принципиально отлично от того, что делает другой педагог предметного восприятия мира и предметного сосуществования в мире.

Иметь ценностное восприятие - значит при восприятии какого-то объекта вскрывать его внутреннюю сущность, вмонтированность объекта в человеческую жизнь, видеть глубоко от поверхностного образа объекта, понимать предназначенность объекта для современной жизни. Такой характер восприятия проявляется всегда, даже в коротких эпизодах жизненных событий.

Педагог говорит:

Какая разница, на каком стуле сидеть?! Ведь стул - всего лишь средство для отдыха и удобства работы, не более того...

Педагог утверждает:

Речь - платье нашего достоинства, дурные слова -грязная форма, в которую облачает себя человек... Педагог бросает реплику:

Как жалко бабочку - одна жизнь погибла.... А дети слышат и видят мимику педагога, приобщаются к умению философски обобщать отдельные предметы, извлекая из их единичности общее явление. Но зачем надо совершать такое восхождение с детьми на уровень ценностного восприятия жизни? Мы не можем научить ребенка, как нужно жить, ему постоянно придется делать собственный выбор, ежедневный и ежечасный. Бесчисленное множество объектов и беспредельность ситуаций либо заставят его поступать как все, либо каждый раз заново решать проблему с новым объектом и в новой ситуации. Ценность есть некоторое обобщение объектов мира. Если к ценности выработано отношение, то не надо каждый раз заново производить непосильную работу - пытаться определить значимость отдельного предмета. Выбор общего плана сделан, поэтому в уникальной ситуации человек легко справляется с проблемой. Конформисты и импульсивные дети -продукт «предметного» воспитания детей. И тот, и другой вариант - тревожное и грустное явление: педагогических сил затрачено много, а результативность ничтожна, потому что дети обречены либо на подражание окружающим, либо на полную зависимость отданного самочувствия и состояния, диктующих реакцию.

Воспитанные дети - это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с миром на уровне ценностей, то есть, на уровне философического восприятия предметной многообразной беспредельной реальности, поэтому способные самостоятельно выстраивать собственное поведение и собственную жизнь на уровне современной культуры, в контексте которой они родились.

Облегчается процесс воспитания для ребенка, но облегчается и профессиональная работа педагога по воспитанию ребенка. Педагогу не надо беспокоиться о дисциплине, если он формирует у детей общее отношение к человеку как ценности, ему нет необходимости излагать правила поведения и следить за их исполнением, если он ориентирует внимание детей на проявляемые отношения к обществу, людям, самому себе. Педагог может забыть о запретах и наказаниях, если он допускает свободу поведения в пределах уважения наивысших ценностей жизни.

Короче: педагог освобождается от надзирательской функции, если он помогает ребенку выстраивать свою жизнь на основе ценностей достойной жизни. И, конечно же, он вынужден надзирать за детьми, если не ориентирует детей на отношения, держит их в рамках правил поведения. Девочка подымается на сцену, споткнулась, упала. Дети ахнули, но сидят неподвижно, будто прикованные к креслам актового зала. Ни один не бросился на помощь Неужели так холодны и жестоки эти дети? Их приучили сидеть послушно, ими не распорядились, им не приказали помочь. Они привычно исполняют требуемое. Инициатива убита была ещё тогда, когда им рассказывали, как надо вести себя хорошему человек у, но забыли рассказать, как надо быть хорошим человеком. Их не учили отношению, их учили исполнению.

Традиционная система воспитания в советский период возводила в качество содержания воспитания деятельность, и надо признать, что подобное решение не было безрезультативным. Однако в тот период мы постоянно встречаемся с поправкой в виде дополнительной категории «воспитывающая деятельность» («воспитывающий урок», «воспитывающий труд» и т.п.) и поисками связующего звена между действиями и отношениями ребенка. Но, разорвав единый воспитательный процесс на «обучение» и «воспитание», педагоги того времени загнали себя в тупик, не находя искомого связующего звена.

Если сузить мотивацию деятельности (ради чего совершаются активные усилия?) до предметного её результата, то деятельность не перестает оставаться отношением, но это отношение жестко ограничено рамками предмета, который подвергается действию (вытер, протянул, сел, убрал, открыл...), а значит, деятельность являет себя как предметное отношение (к доске, стулу, приказу, двери...), лишается социального значения, духовного содержания.

Духовность - это способность личности обнаруживать за предметом его социальное значение, его влияние на жизнь человека, его «вочеловеченное» значение и видеть в предмете личностный смысл, то есть значимость предмета для жизни этой личности, её состояния, самочувствия, хода личностных событий, содержания личностной жизни, а в итоге, обнаруживать ценность, скрытую в обыденном предметном мире.

Предметное восприятие цветка, книги, автомобиля, старика полностью обусловливает действия в их адрес: как только эти предметы исчерпают любопытство, корысть, полезность, они отодвигаются из поля внимания и даже подвергаются разрушительному воздействию: их разрывают, выбрасывают, отталкивают, убивают. Жестокость, столь характерная для кризисного периода, не объяснимая, как кажется, ничем, на самом деле, объясняется, первую очередь, предметным отношением к человеку, утилитарным подходом к нему.

Предметное отношение очень быстро исчерпывает себя, в то время, как духовное восприятие тех же объектов - восприятие ценностное - неисчерпаемо, потому что многогранно влияние на жизнь любого отдельного объекта, и эти разные грани держат внимание человека на ценности объекта, поражая его всё более своей неисчерпаемостью (не могу наглядеться на цветы, не раз прочитывал книгу, всегда проживаю восторг при виде технического совершенства автомобиля, в каждом старике вижу разность жизненных историй и судеб...).

Предметный результат достигается хорошим обучением действиям, но предметный результат приносит человеку счастье лишь при проживании отношения к тому явлению, что скрывается за полученным предметным результатом. Педагогически организованная деятельность всегда предполагает возвышение над предметным результатом, выявление в предмете человеческой сущности, «распредмечивания» предмета (К.Маркс), соотнесения его с общим ходом жизни, включения его в общий контекст жизни.

Ничто не изменяет этой картины жизни, когда сменяется вид деятельности детей, будь это познавательная, трудовая либо художественная деятельность. Воспитание присутствует там, и только там, где присутствует отношение. И поэтому воспитание - это всегда формирование духовности подрастающего молодого поколения'.

Отказавшись от воспитания, мы низвели весь мир ребенка к совокупности предметов и тем самым поместили и человека в качестве предмета в данную совокупность, поэтому неслучайно предметное отношение к человеку фиксируется как отличительная черта современного молодого человека, читай: бесчеловечное.

Понятие «духовность» не имеет для нас средневекового религиозного наполнения.

Одно из чудовищных лицемерий сегодняшнего периода общественной и педагогической сферы - провозглашение человека наивысшей ценностью и, одновременно, аннулирование воспитательного процесса, который только и мог бы раскрыть ребенку сущность человека как наивысшей ценности.

Литература

воспитательный ценностное восприятие духовность

1.Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1992. С. 394-395.

2.Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с., иллюстр.

.Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.

Похожие работы на - Предметное и ценностное восприятие мира

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!