Педагогические технологии

  • Вид работы:
    Методичка
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    783,81 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогические технологии

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»











Галанова М.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие











Уфа 2009

УДК ББК Г

Печатается по решению редакционно-издательского совета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Галанова, М.А. Педагогические технологии: Учебно-методическое пособие [Текст] - Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. - 103 с.

В учебно-методическом пособии представлен материал, который дополнит представление студентов о целостной профессиональной деятельности педагога, позволит будущим педагогам познакомиться с современными педагогическими технологиями. Пособие включает как теоретический материал, так и методические рекомендации по освоению предлагаемой информации. Учебно-методическое пособие составлено с учетом того, что студенты параллельно изучают дисциплину «Современные педагогические технологии», которая носит более практико-ориентированный характер.

Издание адресовано студентам вуза, также может быть интересно преподавателям высшей школы.

Рецензенты:

Гаязов А.С., д-р пед. н., проф. (ГОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»);

Алексеева Т.Б., канд. пед. н., доц. (ГОУ ВПО «РГПУ им. А. Герцена»).

© Издательство БГПУ, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

2.1 ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Модуль I. Научное обоснование педагогических технологий

Лекция 1.1 Педагогические технологии в современном образовательном процессе

Лекция 1.2 Теоретические основы создания и реализации педагогических технологий

Модуль II. Технологии организации целостного педагогического процесса

Лекция 2.1 Технология решения педагогических задач в целостном педагогическом процессе

Лекция 2.2 Педагогические технологии активизации и интенсификации деятельности

Лекция 2.3 Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений

Лекция 2.4 Модульно-рейтинговая технология обучения

Лекция 2.5 Технология мониторинга качества образования

Модуль III. Информационные технологии в целостном педагогическом процессе

Лекция 3.1 Интерактивные технологии в целостном педагогическом процессе

Лекция 3.2 Педагогические технологии дистанционного обучения

2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Семинар 1. Теоретические основы создания и реализации педагогических технологий

Семинар 2. Технология решения педагогических задач в целостном педагогическом процессе

Семинар 3. Практика конструирования и использования деловых игр

Семинар 4. Технология эффективного педагогического общения

Семинар 5. Технология модульного обучения

Семинар 6. Технология мониторинга качества образования

Семинар 7. Информационные технологии в целостном педагогическом процессе

.3 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

3.1 КОНТРОЛЬ САМОСТОТЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» НА ОСНОВЕ РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

.2 Тестовые материалы ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

.3 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ГЛОССАРИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Изменения, происходящие в настоящее время в системе российского образования, обусловливают неподдельный интерес к проблеме «технологизации» педагогического процесса, что в свою очередь, приводит к необходимости целенаправленной подготовки студентов к внедрению современных педагогических технологий в реальную педагогическую практику. Предлагаемое учебно-методическое пособие нацелено на систематизацию и представление информации по вопросам теоретического обоснования и практического применения современных педагогических технологий и адресовано как студентам педагогических вузов, так и преподавателям.

Пособие структурировано по разделам, включающим содержательные основы изучения педагогических технологий как учебной дисциплины, краткий курс лекций, дающий представление о педагогических технологиях как объекте научного исследования; методические материалы, необходимые для организации учебного процесса по дисциплине «Педагогические технологии». Задания для самостоятельной работы со студентами содержат рекомендации к их выполнению. Пособие дополнено контрольно-измерительными материалами, включающими как контрольные задания с описанием системы их оценки, так и тестовые задания по курсу. Методические рекомендации к проведению практических занятий включают в себя систему тренингов, упражнений, педагогических ситуаций и пр. Приложение к пособию содержит словарь необходимых терминов и электронные материалы по дисциплине.

В предлагаемом пособие особое внимание уделяется характеристике педагогических технологий организации образовательного процесса в профессиональных образовательных учреждениях: технологии модульного обучения, технологии педагогического общения, технологии рейтинговой оценки знаний, технологии дистанционного обучения и др. Пособие разработано для конкретного учебного курса «Педагогические технологии», но его материалы могут быть использованы при изучении других педагогических дисциплин.

Идеи, которые высказываются в пособии, основаны на опыте работы Института профессионального образования и информационных технологий Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Автор пособия благодарит своих коллег и студентов, помогавших в осмыслении накопленного опыта.

педагогический технология обучение модульный рейтинговый

 

РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»


1.1     ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Теоретико-методологические знания студентов, формируемые в системе дисциплин педагогического цикла, находят более глубокое теоретическое и практическое отражение в процессе изучения курса «Педагогические технологии», который существенно дополняет представление о целостной педагогической деятельности педагога, способствует формированию гуманистической направленности мышления, стимулирует формирование профессионально значимых качеств и готовит к овладению новыми образовательными технологиями.

Изучение дисциплины «Педагогические технологии» ориентирует студентов, прежде всего, на овладение образовательно-проектировочным и организационно-технологическим видами профессиональной деятельности, способствует выработке компетенций для решения следующих типовых задач профессиональной деятельности:

-   организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;

-   организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно-правовых документов;

-       анализ профессионально-педагогических ситуаций;

-   осуществление поиска, создание, распространение, применение новшества и творчество в педагогическом процессе для решения профессионально-педагогических задач;

-   проектирование, адаптация и применение индивидуализированных, деятельностно- и личностно ориентированных технологий и методик обучения;

-       проектирование, адаптация и применение комплекса дидактических средств;

-       проектирование и организация коммуникативного взаимодействия и управление общением;

-       проектирование путей и способов повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности;

-       проектирование педагогическое сопровождения образовательного процесса;

-       проектирование форм, методов и средств контроля результатов подготовки будущего специалиста в образовательном процессе;

-       организация образовательного процесса с применением эффективных технологий;

-       эксплуатация учебно-технологического оборудования.

Студент, изучивший дисциплину «Педагогические технологии», должен знать:

сущность педагогических технологий;

соотношение и взаимосвязь педагогических категорий: теория, система, методика и технология;

теоретические основы педагогических технологий;

особенности общепедагогических, дидактических и воспитательных технологий;

научные подходы к рассмотрению проблемы педагогической технологии;

взаимосвязь педагогической ситуации и педагогической задачи;

классификацию технологий по этапам целостного педагогического процесса.

Студент, изучивший дисциплину «Педагогические технологии», должен уметь:

моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач;

- решать педагогические задачи различных видов в целостном педагогическом процессе;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения;

- конструировать и использовать деловые игры;

- применять интерактивные технологии в целостном педагогическом процессе;

- осуществлять мониторинг целостного педагогического процесса в учреждениях профессионального образования;

проводить анализ и самоанализ деятельности.

Студент, изучивший дисциплину «Педагогические технологии», должен владеть навыками:

- организации эффективного педагогического общения;

эффективного решения педагогических задач;

- конструирования педагогического процесса;

- диагностирования, оценки и контроля результатов образовательного процесса;

использования педагогических программных средств организации целостного педагогического процесса;

работы с современными интерактивными дистанционными технологиями.

Проведя анализ требований ГОСТ к освоению дисциплины по различным педагогическим специальностям, мы пришли к выводу, что дисциплина «Педагогические технологии» может быть представлена следующим содержанием:

Модуль I. Научное обоснование педагогических технологий

1.1 Педагогические технологии в современном образовательном процессе.

.2 Теоретические основы создания и реализации педагогических технологий.

Модуль II. Технологии организации целостного педагогического процесса

2.1. Технология решения педагогических задач в целостном педагогическом процессе.

.2. Педагогические технологии активизации и интенсификации деятельности.

.3. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

.4. Технология модульного обучения.

.5. Технология мониторинга качества образования.

Модуль III. Информационные технологии в целостном педагогическом процессе

3.1. Интерактивные технологии в целостном педагогическом процессе.

.2. Педагогические технологии дистанционного обучения.

.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОДУЛЬ I Научное обоснование педагогических технологий

.1. Педагогические технологии в современном образовательном процессе

Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике. Технология как феномен образования. Технологически подход к образованию. Сущность педагогической технологии как педагогической категории, научной дисциплины и учебного предмета.

1.2. Теоретические основы создания и реализации педагогических технологий

Научные подходы к рассмотрению проблемы педагогической технологии в системе общепедагогических знаний. Основные параметры педагогической технологии. Структура педагогических технологий. Критерии технологичности. Классификационные признаки педагогических технологий. Различные подходы (основания) к классификации педагогических технологий: по уровню использования технологий в педагогике (общепедагогические, воспитательные, дидактические и локально-модульные), по факторам развития личности ребенка (технология индивидуальной и групповой деятельности, технология гуманного общения, технология взаимодействия общественности, школы и семьи, технология формирования коллектива, технология формирования общепедагогических ценностей и т.д.), по методам взаимодействия с детьми, по этапам образовательного процесса и т.д. Авторские педагогические технологии.

МОДУЛЬ II Технологии организации целостного педагогического процесса

.1. Технология решения педагогических задач в целостном педагогическом процессе

Сущность и специфика педагогической задачи. Соотношение понятий «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Компоненты педагогической задачи. Классификация педагогических задач. Этапы решения педагогической задачи. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.

2.2. Педагогические технологии активизации и интенсификации деятельности. Практика конструирования и использования деловых игр

Сущность и роль принципа активности в образовательном процессе. Виды педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: проблемное обучение, технология современного проектного обучения, интерактивные технологии, коммуникативные технологии, игровые технологии.

Функции игровой деятельности. Классификация игр. Деловая игра как форма организации деятельности учащихся. Этапы технологии деловой игры.

2.3. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений

Понятие о технологии педагогического общения. Анализ структуры акта педагогического общения. Стадии педагогического общения и технология их реализации. Факторы установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Слагаемые культуры педагогического общения Способы диагностики уровня готовности студентов к организации педагогически целесообразных отношений.

2.4. Технология модульного обучения

Технология модульного обучения как объект педагогического анализа. Психолого-педагогические аспекты модульного обучения. Принципы модульного обучения. Структура модуля. Этапы разработки модуля. Рейтинговая система контроля и оценки знаний в модульной технологии. Обобщенная модель маршрутного листа освоения модуля. Карта самостоятельной работы по усвоению модуля. Перспективы применения модульной технологии в профессиональном обучении.

.5. Технология мониторинга качества образования

Качество образования как объект мониторингового исследования. Сравнительный анализ категорий «мониторинг» и «диагностика». Основные виды и функции мониторинга в образовательном процессе. Объекты мониторинга в образовательном процессе. Технологические этапы мониторинга в системе образования.

Модуль III Информационные технологии в целостном педагогическом процессе

3.1. Интерактивные технологии в целостном педагогическом процессе

Образовательные возможности информационных технологий. Современное понятие интерактивных технологий. Специфика принципов обучения в интерактивных информационных технологиях. Интерактивные технологии в Приоритетном национальном проекте «Образование». Важнейшие задачи информатизации образования <#"563337.files/image001.gif">

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Похожие работы на - Педагогические технологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!