Организация ветеринарного образования

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,85 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация ветеринарного образования

Организация ветеринарного образования

После распада СССР коллектив Витебского ордена «Знак Почета» ветеринарного института предпринимал меры по перестройке высшего ветеринарного образования в суверенной Республике Беларусь. Было очевидным, что систему подготовки ветеринарных врачей необходимо ориентировать на мировое образовательное пространство, на опыт «ветеринарного здравоохранения» таких стран как, Германия, Франция, Швеция, США, Англия, и других развитых государств. Вместе с тем, требовалось сохранить все, что было накоплено положительного советской школой подготовки и переподготовки высших кадров. С этой целью требовалось унифицировать номенклатуру терминов по названию ветеринарной профессии, поскольку европейская система образования (да и мировая тоже) использует в определении ветеринарии такое понятие как «ветеринарная медицина». В Российском государстве и СССР данная специальность всегда именовалась «ветеринарией». Подготовив необходимые документальные доказательства, руководство Витебского ветинститута в ноябре 1993 года обратилась с коллективной просьбой в Кабинет Министров республики переименовать институт в академию ветеринарной медицины, основной факультет - в факультет ветеринарной медицины, а присваиваемую выпускникам квалификацию, вместо «ветеринарный врач» - «врач ветеринарной медицины». Надо заметить, что почти во всех государствах, вышедших из состава СССР, ветеринарные вузы и факультеты предприняли попытки переименоваться в вузы ветеринарной медицины и биотехнологии. Большинству это удалось. Ветеринарная медицина и ветеринарное здравоохранение (используется в некоторых странах) - понятия, обозначающие биологическую и медицинскую сущность ветеринарии. Вместе с тем, в ряде государств (Германия, Италия, США, Австрия, Испания, Израиль, Турция, Мексика и др.) здравоохранительным функциям ветеринарной службы придают столь важное значение, что ее подразделения находятся в ведении органов здравоохранения. В своем ходатайстве коллектив профессорско-преподавательского состава института исходил из понимания ветеринарной медицины как фундамента ветеринарного здравоохранения. В зарубежной науке и практике целям объединения усилий профилактической ветеринарии и медицины служит система профессиональной деятельности, получившая название ветеринарное здравоохранение и широко внедренная в европейских странах, МЭБ, ВОЗ и ФАО. По определению ВОЗ, «ветеринарное здравоохранение» - это спектр здравоохранения, который для защиты здоровья человека использует ветеринарные знания, опыт и ресурсы. Руководствуясь этим определением, под ветеринарным здравоохранением следует понимать такие сферы ветеринарной деятельности, как профилактика и борьба с болезнями, общими человеку и животным, ветсанэкспертиза продуктов животного происхождения и контроль за гигиеной их производства и качеством продуктов животного происхождения, лабораторная и исследовательская работа в этой области, эпизоотология и эпидемиология зооантропонозов, все научные аспекты сравнительной медицинской и ветеринарной патологии (онкология, терапия, хирургия, рациональное питание и др.), профилактика болезней и разведение лабораторных животных, используемых для медицинских целей и т.д. Особое значение вопросы ветеринарного здравоохранения приобретают в условиях интенсивного ведения животноводства и сельского хозяйства, связанного с широким применением пестицидов, минеральных удобрений, ветеринарных препаратов, дезинфицирующих средств и т.д. Эти вещества могут загрязнять почву, воздух, воду, растения и попадать в организм сельскохозяйственных, промысловых животных, рыб и пчел, а через них - в продукты питания человека. Не менее актуально загрязнение продуктов животного происхождения болезнетворными микроорганизмами. Одним из таких опасных источников микробного загрязнения окружающей среды и в конечном итоге - продуктов животного происхождения являются крупные животноводческие комплексы. Через навоз и стоки с данных комплексов могут инфицироваться близлежащая территория, реки и даже грунтовые воды. Важно отметить и то, что большинство инфекций человека, открытых в последние 20 лет, были связаны с животными, а значительное количество болезней, ранее считавшихся чисто «человеческими» оказались зооантропонозами (например, грипп, лихорадки, прионные энцефалопатии и др.). Согласно последним научным данным, к опасным инфекциям, общим для человека и животных, сейчас относят 193 нозологические формы из числа достаточно известных науке. Они часто являются причиной чрезвычайно опасных и тяжелых заболеваний людей и животных, наносят огромный социально-экономический ущерб и вызывают серьезные последствия. Кроме того, есть несколько инфекций, общих для человека и птиц, а также малоизученных инфекций, общих для человека и рыб, моллюсков, насекомых и даже ассоциированных с растениями и планктоном. Этиология зоонозов включает всех возможных представителей живых патогенов - от вирусов (теперь уже и прионов) до животных-паразитов. При этом принципиально важно, что с эпидемиологической и эпизоотологической точек зрения заражение и риск, создаваемые возбудителями зоонических инфекций, имеют выраженную социальную, профессиональную и иные специфики. Не менее ответственная функция ветеринарного здравоохранения - контроль санитарного качества продуктов животного происхождения. Наиболее важные для человека продукты, содержащие белки животного происхождения (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца), одновременно являются основными причинами пищевых отравлений: известны 18 видов бактерий, 26 видов паразитов (включая простейших), 9 групп вирусов, 4 группы биотоксинов, 9 групп химических веществ, 3 группы биологически активных веществ, а также различные токсические явления, грибы, пищевые добавки, другие вещества, которые вызывают пищевые отравления человека.

В США вопросы ветеринарного здравоохранения включены в учебные программы ветеринарных институтов и отражают следующие аспекты:

  1. Сельское хозяйство (гигиена пищевых продуктов животного происхождения; защита человека от остатков пестицидов, токсических веществ, фальсификатов, антибиотикоустойчивых бактерий в пищевых продуктах).
  2. Защита окружающей среды (обработка отбросов животного происхождения, обеспечение доброкачественного водоснабжения человека и животных).
  3. Зооантропонозы (программа по борьбе и профилактике, сравнительная медицина, «экзотические», особо опасные зооантпропонозы).
  4. Домашние животные (влияние домашних животных на поведение людей; изучение биологических процессов у детей от контакта с домашними животными).
  5. Профилактическая медицина (эпидемиология и надзор за болезнями, программы по борьбе и ликвидации болезней, техника безопасности при работе в лабораториях и гуманное отношение к лабораторным животным, болезни диких животных).
  6. Эпидемиология и биостатика (роль ветеринарных специалистов в эпидемиологическом надзоре).
  7. Общественное здравоохранение (обучение вопросам здравоохранения широких масс населения, общественно-экономический урон, наносимый болезнями животных).

Таким образом, мировая практика определения места ветеринарии в системе охраны здоровья людей дает правовую возможность именовать ее ветеринарной медициной. Это и было сделано. В марте 1994 года постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь ходатайство профессорско-преподавательского состава ветинсититута было полностью удовлетворено. Так появилось в белорусском ветеринарном обиходе новое понятие - «ветеринарная медицина». Для своих читателей разъясняем, что термин «ветеринарная медицина» следует употреблять чаще всего в научно-образовательной сфере, когда речь идет об общих высоких вопросах нашей профессии, при сравнении достижений отечественной и зарубежной науки, при рассмотрении проблем охраны здоровья человека. Так, современно на международном уровне звучат выражения: «академия и факультет ветеринарной медицины», «проблемы и достижения ветеринарной медицины», «успехи человеческой и ветеринарной медицины в борьбе с зоонозами», «место ветеринарной медицины в системе сельскохозяйственного производства», «сотрудничество в области ветеринарной медицины» и т.п.

Вместе с тем, термин «ветеринария» уместно использовать на бытовом уровне при определении более узких профессиональных понятий там, где «ветеринарная медицина» никак не умещается в логическое содержание фразы «ветеринарные мероприятия», «ветеринарная защита ферм и комплексов», «ветеринарные средства», «ветеринарные ограничения», «ветеринарные специалисты», «ветеринарная служба», «ветеринарные органы (учреждения)», «ветеринарные услуги (помощь)», «ветеринарное дело», «пропаганда ветеринарных знаний», «управление ветеринарии» и т.д. Правильное использование профессиональной терминологии позволит избежать неуместных ошибок и казусов при обращении или переписке с зарубежными партнерами, предотвратить смысловую путаницу в литературном творчестве, хотя оба термина, по существу, выражают одно и то же понятие. Утверждая новое название ветинститута, правительственные органы посчитали неуместным оставлять его орденоносным, однако, благодаря настойчивому ходатайству ректората 15 сентября 1999 года было возвращено вузу почетное звание ордена «Знак Почета». Сегодня Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины (ВГАВМ) по-прежнему является признанной кузницей высших ветеринарных кадров, более 99% которых в Республике Беларусь - это выпускники ВГАВМ, так же, как и преподавательский состав факультета ветеринарной медицины. В 2001 году решением Совета Министров республики в Гродненском государственном аграрном университете открыт факультет ветеринарной медицины с набором 50 абитуриентов. Коллектив профессорско-преподавательского состава ВГАВМ считает такое решение ошибочным, так как в этом вузе нет надлежащей материально-технической базы, а главное, необходимых преподавательских кадров, чтобы готовить полноценных ветспециалистов высшей квалификации. Для восполнения этих недочетов требуются десятилетия. За время своего существования (1924-2004 гг.) ВГАВМ обучила и направила селу свыше 30 тысяч ветврачей (врачей ветеринарной медицины) и 10 тысяч зооинженеров. В настоящее время в состав академии входят 5 факультетов (ветеринарной медицины; зооинженерный; повышения квалификации и переподготовки кадров АПК; заочный; довузовской подготовки, смежных и общественных профессий), а также аграрный колледж и филиал в г. Речица Гомельской области, центральная научно-исследовательская лаборатория с диагностическим центром, лаборатория информационных технологий. В 2004 году с разрешения МСХ и П Республики Беларусь в академии открыт и начал функционировать научно-исследовательский институт прикладной ветеринарной медицины и биотехнологии. В академии обучается 3500 студентов, в том числе 2400 будущих врачей ветеринарной медицины. Для подготовки научно-педагогических кадров имеется аспирантура и докторантура по 13 ветеринарным, биологическим и сельскохозяйственным отраслям. Работают советы по защите диссертаций по пяти научным специальностям. За годы существования в академии защищено 350 кандидатских и докторских диссертаций. В аспирантуре обучается более 50 аспирантов. Учебный процесс осуществляют 24 доктора наук и 147 кандидатов наук (всего 349 преподавателей). Обеспеченность докторами наук составляет 87% к потребности. Это самый высокий кадровый показатель в расчете на 1000 студентов среди большинства вузов республики. В 60-80-х годах много средств вложено в развитие материальной базы академии, что позволило ее заметно улучшить. В 2004 году завершено строительство, начатое в 1988 году нового учебно-лабораторного корпуса, в котором учебная площадь в 17,6 тысячи м2 удваивается относительно имевшейся до сих пор. Это является значительной предпосылкой к переходу на новый уровень подготовки специалистов. Перестроена и введена в эксплуатацию современная клиника для кафедр эпизоотологии, паразитологии, болезней мелких животных и птиц. Только с конца 90-х годов академией закуплено на несколько миллиардов рублей научного и учебного оборудования, приборов, инструментария, аппаратуры, видеотехники, компьютеров, химреактивов и т.п. В плановом порядке проводится ремонт и реконструкция учебных корпусов, клиник, студенческих общежитий. Открыто студенческое кафе. Приобретено 212 компьютеров, что позволило большинству кафедр перейти на использование современных информационных технологий в учебном процессе, где оборудовано более 20 компьютерных классов, а также организована кафедра компьютерного обучения. Одной из первых в республике ВГАВМ проявила инициативу в вопросах целесообразной интеграции среднего профессионального и высшего образования, введя в свой состав бывший Лужеснянский аграрный колледж (ныне «Аграрный колледж ВГАВМ»). Особенно в последние годы по инициативе ректора академии А.И. Ятусевича значительно активизирована деятельность аспирантуры, благодаря чему ежегодно молодые ученые защищают по нескольку кандидатских диссертаций и вливаются в штат профессорско-преподавательского состава вуза. Факультет ветеринарной медицины является ведущим подразделением академии. В его состав входят 18 кафедр, 6 клиник, виварий, ветеринарная лечебница с учебными классами в деревне Подберезье и мясокомбинат, учебная база на Витебском мясокомбинате. В учебном процессе участвуют также 10 кафедр зооинженерного факультета. Первичная клиническая подготовка будущих врачей ветеринарной медицины ведется на практических занятиях с использованием в клиниках за учебный год 650-700 больных животных, принимаемых на стационарное лечение и 1500-1800 - на амбулаторное. В 1996 году на факультете введены 2 специализации: по ветеринарно-санитарной экспертизе и по токсикологии, в 1997-м - по ветеринарной бактериологии, а в 1998-м - по ветеринарной гинекологии и биотехнике размножения, с 2001 года - по болезням птиц и болезням рыб и пчел. Дополнительно к учебному плану изучаются актуальные спецкурсы (клиническая эндокринология, иммунология, новое в ветеринарии и т.д.). Для выпускников введен экзамен по практическим навыкам и умениям. Внедряется рейтинговая система оценки знаний студентов. Зооинженерный факультет функционирует с 1933 года. Основной его производственной базой являются базовые хозяйства, племпредприятия области, животноводческие комплексы. Главные структурные подразделения - 10 кафедр. С 1996 года на факультете открыта специализация по племенному делу. Факультет заочного образования был открыт в 1959 году и включал в себя 2 отделения: ветеринарное и зооинженерное. За это время подготовлено 6161 специалист с высшим образованием, в том числе 3959 ветеринарных врачей и 2202 зооинженера. В 1994 году по решению Верховного Совета Республики Беларусь заочная форма обучения по специальности «ветеринарная медицина» была закрыта, а с 1998 - снова открыта. Научные исследования в академии имеют давние традиции и неразрывно связаны с историей развития всей сельскохозяйственной науки Республики Беларусь. Буквально сразу же после открытия ветеринарного института в Витебске (с 1924 года) начали издаваться журналы, первые руководства, справочники, монографии практически по всем актуальным проблемам ветеринарии и животноводства. Авторы многочисленных работ, среди которых были первый ректор института Герой Труда Е.Ф. Алонов, академики С.Н. Вышелесский и Х.С. Горегляд, профессора Г.Я. Белкин, А.Н. Макаревский, В.Ю. Вольферц, И.А. Щербович, и другие фактически стали основоположниками научно-педагогических школ. За 80 лет существования вуза на многих кафедрах сформировались научные школы и направления, широко известные в дальнем и ближнем зарубежье. Среди них ученые кафедры эпизоотологии, которой заведует В.В. Максимович. Они длительное время изучают методы одновременной иммунизации животных против нескольких инфекций, вирусные респираторные болезни молодняка, сальмонеллез, лептоспироз и т.п. (профессора В.Ф. Петров, Д.Д. Бутьянов, В.В. Максимович, В.А. Кирпиченок и др.). Кафедра паразитологии (заведующий - профессор А.И. Ятусевич) занимается исследованием фауны паразитов животных, изучением их биологии, методов диагностики и разработкой средств защиты животных. Большой вклад в развитие паразитологии внесли профессора И.А. Щербович, П.С. Иванова, Т.Г. Никулин, Н.Ф. Карасев и др. Результатом исследований этих ученых явились успешная ликвидация или снижения распространения многих инвазионных болезней животных и разработка эффективных средств терапии и профилактики паразитов. Широко известна ветеринарная терапевтическая школа (заведующий кафедрой член-корр. НАН И.М. Карпуть), посвятившая исследовательскую работу проблемам иммунологических аспектов незаразных болезней молодняка, лечебно-профилактическим мероприятиям при иммунодефицитах у них (профессора П.В. Каймаков, З.С. Горяинова, Н.Х. Уразаев, Ф.Ф. Порохов, П.Я. Конопелько, И.М. Карпуть, С.С. Абрамов, А.Ф. Могиленко, В.А. Телепнев, М.П. Бабина и др.).

Большим уважением пользуется научно-педагогический коллектив кафедры акушерства, гинекологии и биотехники размножения (заведующий кафедрой - профессор Р.Г. Кузьмич). Здесь трудились или трудятся профессора Я.Г. Губаревич, В.М. Воскобойников, К.Д. Валюшкин и др. Весомые научные достижения имеют также кафедры общей, частной и оперативной хирургии (профессор Э.И. Веремей), патанатомии (профессора В.С. Прудников, М.С. Жаков), ветсанэкспертизы (член-корр. НАН В.М. Лемеш), болезней мелких животных (доцент В.А. Герасимчик и др.). На зооинженерном факультете лидерами в решении научных проблем животноводства являются кафедры технологии производства продукции и механизация животноводства (заведующий академик В.И. Шляхтунов), кормления (профессор А.П. Шпаков), частного животноводства (профессор А.А. Лазовский), генетики (доцент В.К. Смунева) и др. Заметный вклад в развитие зооветеринарной науки также внесли работающие или работавшие в разное время на кафедрах обоих факультетов профессора Ю.И. Никитин, А.А. Солонеко, С.С. Абрамов, А.С. Шашенько, В.К. Гусаков, Ю.Д. Корнилов, Л.П. Ковшикова, В.М. Холод, Г.А. Соколов, В.А. Медведский, А.П. Шпаков, Е.В. Алонов, С.Н. Вышелесский, Ф.Я. Беренштейн, В.Ю. Вольферц, А.И. Гаврилов, И.Я. Демиденко, Г.С. Мастыко, Х.С. Горегляд, О.И. Иванова, А.А. Акулин, А.С. Калинин, В.Ф. Лемеш, Н.И. Смирнова, Е.В. Петрова, В.Д. Чернигов, И.Г. Арестов и др., принесшие вузу и отечественной ветеринарии признание во всем мире. Сотрудниками академии защищено 41 докторская и 307 кандидатских диссертаций, большинство из которых выполнено под руководством выдающихся ученых С.Н. Вышелесского, Х.С. Горегляда, И.Я. Демиденко, В.Ф. Лемеша, В.Ф. Петрова, М.С. Жакова, Г.С. Мастыко, И.М. Карпутя, А.И. Ятусевича и др. В настоящее время в академии проводятся научные исследования, посвященные изучению болезней и разработке мер по борьбе с ними, совершенствованию племенных и продуктивных качеств животных, разработке современных, отвечающих мировым требованиям технологий получения животноводческой продукции, а также научному обеспечению учебно-воспитательного процесса. Большинство тем включены в Государственные программы заданий НАН Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Научные исследования осуществляются с использованием самого современного оборудования как отечественного, так и зарубежного производства. Ежегодно приобретается 1-2 дорогостоящих прибора. Только в течение последних пяти лет (с 1999 по 2004 год) учеными академии создано и внедрено в производство 65 ветеринарных препаратов и технологий, разработано 87 рекомендаций, 21 инструкция по борьбе с болезнями животных, 123 наставления на применение и технических условий на производство препаратов и средств защиты животных. Получено 33 патента, защищено 70 диссертаций, из которых 3 докторские. Значительными тиражами издано 382 учебника, учебных пособия, монографии и справочники.

В академии, являющейся одним из ведущих аграрных вузов страны, продолжает развиваться учебно-материальная база: комплектуется библиотека учебниками и художественной литературой, для проведения специализации при кафедрах ветеринарно-санитарной экспертизы, фармакологии, генетики укомплектовываются учебные лаборатории. Профессорско-преподавательский коллектив совершенствует воспитательные процесс студенчества. Вдохновенно, с отдачей работают как профессора, так и опытные молодые педагоги кураторами курсов, потоков и групп. В Доме культуры продолжают радовать своим мастерством танцевальный коллектив, духовой оркестр, эстрадная и мужская вокальные группы, сборная команда КВН, которые неоднократно получали призовые места и дипломы на конкурсах. В академии одна из лучших среди родственных вузов СНГ библиотека с фондом 312 тысяч единиц хранения. Более 85% студентов проживают в благоустроенных общежитиях. Большое внимание уделяется спортивно-оздоровительной работе. В академии работают 22 секции по 17 видам спорта, где занимаются 389 студентов, что составляет 17% от общего коллектива. В вечернее время студенты и аспиранты занимаются спортивными играми, атлетической гимнастикой, настольным теннисом. Работают группы «здоровья» для сотрудников по мини-футболу, баскетболу, большому теннису, в общежитиях №№6 и 7 оборудованы комнаты для занятий физическими упражнениями, организовываются туристические походы выходного дня. Спортивным клубом проводятся спартакиады академии по 8 видам спорта, недели спорта на факультетах, среди сотрудников по мини-футболу и лыжным гонкам, плаванию. За период существования в вузе подготовлено трое мастеров спорта международного класса, 74 мастера спорта и 252 кандидата в мастера спорта, 2011 перворазрядников, 20900 спортсменов массовых разрядов. Совершенствуя все направления учебной и научной деятельности, академия тесно сотрудничает с учебными заведениями и НИИ республики (БГСХА, БАТУ, ГГСХУ, БелНИИЭВ, институты НАН), России, Украины. Поддерживаются деловые связи с родственными учебными заведениями 12 государств дальнего зарубежья, прежде всего, Германии, Польши, Англии, США, Франции, Голландии и других стран. Ежегодно более 100 студентов академии проходят производственную практику в этих государствах. Каждый учебный год на базе академии проводятся международные или республиканские научные или научно-практические конференции, посвященные самым острым проблемам ветеринарии, биологии, зоотехники. В этом сотрудничестве научные исследования направлены на разработку комплексной системы мероприятий, обеспечивающих благополучие животноводства по инфекционным, паразитарным и незаразным болезням, а также получения качественной продукции, совершенствования кормопроизводства, кормления, племенных и продуктивных качеств животных.

В истории академии большую роль в становлении ветеринарного образования, организации учебно-воспитательного процесса и развития материально-технической базы вуза, безусловно, играли ее ректоры. Ректор - центральная организующая административная фигура в вузе, от руководящего таланта которой зависит полнота решения задач, стоящих перед коллективом сотрудников. Первым ректором Витебского ветеринарного института с момента организации (1924 год) до 1928 года был профессор Алонов Евгений Филиппович (материалы о нем помещены выше). Согласно приказу №345 от 26.11.1928 года, на должность директора Белорусского государственного ветинститута был назначен Антониковский Александр Николаевич, который работал до ноября 1931 года. После него к обязанностям директора ветеринарного института приступил Уваров И.В., а с 1933 по 1936 год вуз возглавлял Эрдман Михаил Иосифович. Он был участником Гражданской и Великой Отечественной войны, награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями и Почетной Грамотой Верховного Совета БССР. Свои научные исследования проводил в области кормления сельхозживотных. С 1 января 1936 года Баздырев Константин Петрович был назначен директором Витебского зооветеринарного института. Освобожден от обязанностей в 1937 году в соответствии с приказом №44 от 29.07.1937 года. Белкин Георгий Яковлевич с 1 августа 1937 по 1941 год работал директором Витебского зооветеринарного института. До этого назначения (1934-1935 гг.) был заместителем редактора «Ученых записок» Витебского зооветеринарного института, затем с 7 февраля 1936 года - деканом ветеринарного факультета, потом заместителем директора по научной и учебной работе. 23 марта 1938 года ему постановлением ВАК ВКВШ присвоена степень доктора ветеринарных наук (без защиты диссертации). Им опубликовано более 20 научных работ. В 1937 году избирался депутатом Верховного Совета СССР по Горецкому избирательному округу. Лемеш Владимир Филиппович родился в 1908 году в Слуцком районе в крестьянской семье. В 1923 году окончил семилетнюю школу, а в 1925 году начал учебу в Горецкой сельхозакадемии на зоотехническом факультете. После ее окончания (1929 год) был оставлен в аспирантуре при кафедре кормления. Окончив через 3 года аспирантуру, работал до 1933 года ассистентом, а затем доцентом Могилевского института свиноводства. С 1933 года по 1941 год Лемеш В.Ф. работал и.о. зав. кафедрой кормления сельскохозяйственных животных в Витебском ветинституте. Здесь же был деканом зоотехнического факультета и проректором по научной работе. С 1941 по 1943 год он директор Ульяновского ветеринарного техникума, а затем - до 1944 года - проректор по научной работе Куйбышевского СХИ. В 1944 году назначен директором Витебского ветинститута, занимая эту должность до 1968 года и работая одновременно зав. кафедрой кормления сельхозживотных (до 1975 года).

В 1946 году Лемешу В.Ф. присуждена ученая степень кандидата сельскохозяйственных наук. В этом же году он утвержден в ученом звании доцента. В 1952 году Владимиру Филипповичу присуждена ученая степень доктора сельскохозяйственных наук, а в 1954-м он утвержден в ученом звании профессора. Лемеш В.Ф. внес большой вклад в развитие института особенно в период его восстановления, а также в дело обогащения сельскохозяйственных наук новыми открытиями. Им опубликовано более 70 научных работ. Под руководством Владимира Филипповича защищено 7 кандидатских диссертаций. Он оказывал большую помощь сельскохозяйственному производству, принимал активное участие в общественной работе. Избирался депутатом Верховного Совета БССР, областного и городского Советов депутатов трудящихся. Был членом Союза журналистов СССР. В 1967 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки БССР». Награжден орденами Ленина, «Знак Почета» и медалями. А также двумя Почетными Грамотами Верховного Совета БССР. Умер в 1975 году и похоронен в Витебске. Жаков Михаил Степанович - доктор ветеринарных наук (1968 г.), профессор (1969 г.), заслуженный деятель науки БССР (1974 г.), действительный член (академик) международной академии высшей школы (1994 г.). Родился 13 октября 1928 года в селе Старый Кувак Лениногорского района Татарской АССР. В 1946-1954 годах - в аспирантуре при кафедре патологической анатомии Казанского ветинститута. В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1 сентября 1954 - работает в Витебском ветеринарном институте ассистентом, доцентом, профессором, зав. кафедрой патологической анатомии и гистологии. С 1968 по 1995 год - ректор института. Создал школу ветеринарных иммуноморфологов: подготовил 7 докторов наук, 15 кандидатов наук. Основное направление научных исследований - иммуноморфология и иммунопатология при заразных, незаразных и ассоциативных болезнях, вакцинациях и иммунокоррекции у сельскохозяйственных животных. Опубликовал свыше 200 научных работ, издал 13 монографий, учебников, справочников. Видный ученый удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки БССР» (1974), награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971), двумя Почетными Грамотами Верховного Совета БССР (1978, 1988 гг.). Ветеринарный институт под руководством М.С. Жакова превратился в крупный учебно-научный центр Республики Беларусь, широко известный и авторитетный не только в Республике Беларусь, но и в странах СНГ. Умер в 2002 году. Похоронен в пригороде Витебска (д. Ольгово). Могиленко Анатолий Филимонович - доктор ветеринарных наук, профессор, член-корреспондент Академии аграрных наук Республики Беларусь. Родился 10 августа 1938 года в д. Каробановичи Дубровенского района Витебской области. В 1962 году поступил в Омский государственный ветеринарный институт и в 1967-м окончил с отличием полный его курс в Витебском ветеринарном институте. В 1972 году успешно окончил аспирантуру при кафедре внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных Витебского ветеринарного института и защитил кандидатскую диссертацию. С 1973 по 1988 год работал ассистентом, доцентом кафедры клинической диагностики. В 1988 году защитил докторскую диссертацию, а в 1991 году утвержден в ученом звании профессора. С 1995 по 1997 год - ректор Витебской государственной академии ветеринарной медицины. Научные разработки Могиленко А.Ф. широко используются в ветеринарной практике. Им опубликовано свыше 200 научных работ. Он являлся одним из авторов и членом редакционной коллегии впервые изданной в Республике Беларусь «Ветэрынарнай энцыклапедыi». Возглавлял учебно-методическое объединение высших учебных и средних сельскохозяйственных заведений по зоотехническим и ветеринарным специальностям и дисциплинам при учебно-методическом центре Главного управления образования Минсельхозпрода Республики Беларусь. С 1995 года Могиленко А.Ф. являлся председателем Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по циклу ветеринарных дисциплин во ВГАВМ и членом аналогичного Совета в Санкт-Петербургской академии ветеринарной медицины. Умер 02.09.1997 года. Похоронен в пригороде Витебска (д. Зароново). Ятусевич Антон Иванович родился в 1947 году в Брестской области Республики Беларусь. Окончил с отличием Пинский зооветеринарный техникум (1967 г.) и Витебский ветеринарный институт (1972 г.). Работал ветфельдшером, зоотехником, главным ветеринарным врачом в хозяйствах Брестской и Витебской областей, а с февраля 1973 года находится на научно-педагогической работе в Витебском ветеринарном институте в должности ассистента, доцента, проректора по учебной работе, заведующего кафедрой паразитологии. С 16 февраля 1998 года - ректор Витебской ордена «Знак Почета» государственной академии ветеринарной медицины. Кандидатскую диссертацию он защитил в 1979 году, докторскую - в 1989-м. В 1991 году ему присвоено ученое звание профессора. Направление научной деятельности профессора А.И. Ятусевича - разработка теоретических и практических основ защиты животных от паразитарных болезней применительно к природно-климатическим условиям Республики Беларусь. Приоритет исследований подтвержден 9-ю свидетельствами на изобретения, 24 рационализаторскими предложениями. Им самостоятельно и в соавторстве опубликовано 400 научных работ, 28 учебников, учебных пособий, монографий и справочников. Антон Иванович проводит большую научно-организаторскую работу. С 1983 года он является бессменным председателем Белорусского отделения бывшего Всесоюзного общества паразитологов и членом его Центрального Совета, а с 1991 года - председатель Белорусского общества паразитологов. В течение ряда лет состоит членом секции паразитологии отделения ветеринарной медицины ВАСХНИЛ, РАСХН, Президиума Общества паразитоцентологов при Академии наук Украины, вице-президентом Международной Ассоциации паразитоцентологов, член 3 советов по защите диссертаций и председатель одного из них при ВГАВМ. Вносит большой вклад в организацию учебного процесса, внедрение современных технологий, развитие ветеринарной науки. Является руководителем авторского коллектива впервые изданной в Республике Беларусь в 1995 году на белорусском языке «Ветэрынарнай энцыклапедыi», был у истоков организации и главным редактором «Ветеринарной газеты» и журнала «Ветеринарная медицина Беларуси». Награжден серебряной медалью ВДНХ, знаком «Изобретатель СССР», «2000 лет Христианству», Грамотой Национального собрания Республики Беларусь, Почетными грамотами местных и республиканских органов управления, лауреат Всесоюзного конкурса молодых изобретателей. Избран действительным членом Петровской академии наук и искусств, Международной академии аграрного образования, Международной академии информационных технологий. Биографические данные профессора А.И. Ятусевича занесены в Международный каталог паразитологов мира (1990, 1996, США), Международный справочник выдающихся деятелей мира (1998 г., США); (2000 г., Англия). За большой вклад в развитие аграрной науки и образования в 1999 году Указом Президента Республики Беларусь ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Беларусь». Руководит академией до настоящего времени. Как уже говорилось, факультет ветеринарной медицины ВГАВМ является самым крупным среди стран СНГ. Первый набор в 1924 году состоял из 92 студентов. Но из года в год прием на факультет увеличивался до 100-120 и более человек. К 1940 году были введены в эксплуатацию хирургический, терапевтический, инфекционный корпуса, оборудованы хирургическая, терапевтическая, акушерская, инфекционная и инвазионная клиники, рентген-кабинет, созданы учебные музеи - зоологический, анатомический, патологоанатомический, гельминтологический и др. Перед 1940-1941 учебным годом на ветфаке насчитывалось 478 студентов и 70 преподавателей. В 1934 году постановлением НКЗ БССР совхоз «Подберезье», входящий в систему республиканского садово-огороднического треста, был передан институту в качестве учебно-опытного хозяйства. Это сыграло существенную роль в комплектовании клиник факультета пациентурой и повышения качества выпускаемых ветеринарных врачей. В это время учебно-опытное хозяйство располагало 757 гектарами земли при урожайности зерновых 6-8 центнеров. Накануне Великой Отечественной войны ветеринарный факультет уже хорошо известен в Советском Союзе со своими сложившимися традициями и школами. К тому же он был укомплектован высококвалифицированными кадрами профессоров, доцентов, ассистентов, имел хорошо оснащенные клиники, музеи, кафедры, учебные кабинеты, лаборатории и классы. В предвоенные годы (1924-1941 гг.) на факультете работали выдающиеся ученые и педагоги: академики С.Н. Вышелесский (эпизоотология), Х.С. Горегляд (ветсанэкспертиза), профессора В.Ю. Вольферц (ветсанэкспертиза), Н.В. Прозоров (анатомия), Е.Ф. Алонов (общественная ветеринария), А.Н. Макаревич (внутренние заразные болезни), И.А. Щербович (паразитология), доценты В.Ф. Петров (эпизоотология), Е.В. Петрова (фармакология) и др. За этот период ветфак выпустил для республики более 1200 ветеринарных врачей, что позволило окончательно стабилизировать эпизоотическую обстановку и обеспечить ветспециалистами развивающееся общественное животноводство. С 22 июня 1941 года ветинститут прервал учебный процесс, 5 июля был эвакуирован на восток СССР, а многие преподаватели, ординаторы и студенты ушли защищать Родину (П.П. Герасимович, В.Ф. Петров, И.В. Лазовский, В.Ф. Соинский, Е.И. Клюшкин и многие другие). Некоторые преподаватели были направлены в сельскохозяйственные институты и техникумы. Витебск был освобожден от фашистской оккупации 26 июня 1944 года, и вскоре начались работы по восстановлению ветеринарного института. В течение нескольких месяцев в родную Альма Матер вернулись 162 студента разных курсов, обучавшихся накануне войны.

Благодаря заботе органов власти республики и Витебской области ветинститут (ветфак) быстро развивался и уже к началу 50-х годов по многим показателям превзошел довоенный уровень. Здесь насчитывалось 12 профессоров и докторов наук, более 30 доцентов и кандидатов наук. В послевоенный период на кафедрах работали профессора А.И. Щербович и П.С. Иванова (паразитология), А.И. Гаврилова и А.С. Калинин (патанатомия), И.Д. Жеребцов (микробиология), И.Я. Демиденко (хирургия), П.В. Каймаков и З.С. Горяинова (терапия), А.А. Акулин (анатомия), Х.С. Горегляд (ветсанэкспертиза), Н.А. Горский (частное животноводство), А.Н. Чередкова (физиология), Ф.М. Марокко (история КПСС), Ф.Я. Беренштейн (биохимия) и многие другие. Следующее поколение профессоров представляли В.Ф. Петров, Е.Ф. Петрова, Ф.Ф. Порохов, В.Ф. Лемеш, П.Я. Конопелько, Т.Г. Никулин, Г.С. Мастыко, В.М. Воскобойников, А.И. Федоров, Н.И. Смирнова, О.А. Иванова, Н.Г. Сипко, М.С. Жаков, И.Г. Арестов и другие.

За 80 лет деятельности факультета республика получила более 20000 ветеринарных врачей, многие из которых стали видными организаторами ветеринарного дела, руководителями партийных и сельскохозяйственных органов. Более чем 70 выпускникам ветфака присвоено почетное звание «Заслуженный ветврач БССР» и «Заслуженный работник сельского хозяйства БССР». Более 1000 ветспециалистов Беларуси награждены орденами и медалями СССР.

С момента организации и до настоящего времени факультетом руководили более 20 деканов. В послевоенный период плодотворно работали деканами такие профессора и доценты как, А.И. Гаврилов, И.Д. Жеребцов, М.Г. Холод, Т.С. Нестеров, Ф.Ф. Порохов, И.Я. Конопелько, Д.Д. Бутьянов, Ю.И. Никитин, С.С. Абрамов, Э.А. Солонеко, А.А. Мацинович. Более 15 лет деканат возглавлял доцент кафедры эпизоотологии Н.С. Безбородкин. В настоящее время деканом работает профессор Р.Г. Кузьмич.

Сегодня в состав факультета входят 18 кафедр (эпизоотологии с организацией и экономикой ветдела, паразитологии, зоологии, микробиологии и вирусологии, ветсанэкспертизы, философии и политологии, патанатомии и гистологии, анатомии, нормальной и патологической физиологии сельскохозяйственных животных, иностранных языков, химии, хирургии (общей, частной и оперативной), клинической диагностики, зоогигиены, акушерства, гинекологии и биотехники размножения, внутренних незаразных болезней, фармакологии и токсикологии, болезней мелких животных), 6 клиник, виварий, проблемная научно-исследовательская лаборатория по болезням молодняка, два учебных класса на Витебском мясокомбинате. Учебный процесс на факультете также обеспечивают такие кафедры зооинженерного факультета, как физики и основ высшей математики, кормления сельскохозяйственных животных, животноводства, технологии производства продукции и механизации животноводства, генетики и разведения сельскохозяйственных животных, экономики и организации сельскохозяйственного производства, экономической теории и истории, компьютерного образования, физического воспитания.

На факультет ветмедицины ежегодно набирается 350 плановых и более 100 сверхплановых первокурсников (обучающихся за счет собственных средств).

Обучение без отрыва от производства с 1994 года было приостановлено, а с 1998 года вновь возобновлено. В последние годы на факультете введена непрерывная интегрированная система обучения на уровне «техникум-вуз», по которой лучшие выпускники ветеринарных отделений сельхозтехникумов принимаются для подготовки по сокращенной программе (3,5 года вместо 5 лет). Они имеют возможность получать дополнительно к основной квалификации и более узкие профессиональные специальности - «ветсанэксперт», «химик-токсиколог», «бактериолог-вирусолог», «акушер-гинеколог» и др.

Студенты факультета получают за период обучения хорошую практическую подготовку, сдают комиссионный экзамен по практическим умениям и навыкам в рамках своей профессии.

На кафедрах активно работают кружки студенческого научного общества. На государственных экзаменах 55-75 выпускников защищают дипломные работы.

Наряду с глубокой теоретической студенты факультета за период обучения получают и хорошую практическую подготовку, которая у будущих врачей ветеринарной медицины в соответствии с типовыми учебными планами занимает почти 50% учебного времени, а производственное практическое обучение - 30 недель. В экономических условиях начала XXI века именно организация обучения практическим навыкам и умениям студентов по специальностям представляет существенные трудности, связанные с резкой нехваткой денежных средств на приобретение подопытных животных и кормов для них, ремонт транспортных средств для выездных занятий, приобретение ГСМ, инструментария, приборов, аппаратуры, медикаментозных и других средств. Но, тем не менее, на факультете удается преодолевать такого рода трудности и организовывать возможность, особенно на профилирующих кафедрах, отработки каждым обучающимся регламентированных квалификационной характеристикой профессиональных умений и навыков. Для этих целей академия располагает клиниками кафедр - терапии, хирургии, акушерства, эпизоотологии, паразитологии, болезней мелких животных. Их услугами в учебном процессе пользуются и другие кафедры обоих факультетов. Академией заключены договора на совместную практическую деятельность с крупными животноводческими комплексами, птицефабриками и товарными хозяйствами промышленного типа. Практическая подготовка будущих специалистов организуется, во-первых, в ходе учебных занятий и, во-вторых, во время отводимых типовыми планами практик. Таким образом, в данном вопросе складывается определенная система приобретения студентами необходимых профессионально-производственных умений и навыков практического порядка.

Во-первых, в ходе учебного процесса:

большинство практических или лабораторно-практических занятий на профилирующих и некоторых общеобразовательных кафедрах (физиология и др.) проходят с использованием здоровых или больных животных (сельскохозяйственных, домашних, декоративных, лабораторных);

студенты старших курсов осуществляют круглосуточное дежурство в клиниках, принимают поступающих пациентов, оказывают им лечебную помощь, ухаживают за ними. За учебный год через указанные клиники через амбулаторный прием проходят более 1,5 тысячи различных животных (в том числе и продуктивных) и около 500 животным оказывается стационарная лечебная помощь в виде кураций их студентами с оформлением историй болезни. Для доставки необходимой пациентуры академия содержит спецавтомашину.

Во-вторых, в ходе практик, предусмотренных учебным планом: студенты первого и второго курсов проходят 4-недельную учебную практику, где осваивают технологию ферм, полей, лугов, заготовки и хранения кормов и т.п.; студенты 3 курса проходят 4-недельную учебно-клиническую практику в хозяйствах Витебской области, преимущественно в должностях ветфельдшеров; студенты 4-го и 5-го курсов проходят производственную (клиническую) практику соответственно 4 и 14 недель в хозяйствах, райветстанциях, райветлабораториях, лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы рынков 80-90 районов республики. По каждой клинической дисциплине отрабатывается определенная программа, касающаяся умений и навыков. Отчеты по практике защищаются в межкафедральных комиссиях.

Студенты 5-го (выпускного) курса, прошедшие последнюю практику, сдают комиссионно экзамен по профессиональным умениям и навыкам, который в новом учебном плане по ветмедицине введен в качестве государственного. Надо отметить, что среди стран СНГ такой экзамен введен впервые среди родственных факультетов. Подобный опыт переносится и на ветотделения аграрных колледжей и техникумов республики.

В академии большое внимание уделяется контролю за организацией учебно-воспитательного процесса на кафедрах. В частности, системный подход по оценке в семестрах качества обучения обеспечивают научно-методический совет академии и методические комиссии факультетов, методический отдел, которые контролируют уровень чтения лекций и ведения других видов занятий (лабораторно-практические, практические, семинарские, выездные и т.п.) с заслушиванием результатов проверок на своих заседаниях или заседаниях советов академии или факультетов. Аналогичный контроль организуют также деканаты и непосредственно кафедры, где регулярно проводятся взаимопроверки лекционных и других занятий с последующим обсуждением. Два раза в год практикуется проведение «дня открытых дверей» кафедр с демонстрацией методического обеспечения педпроцесса и мер по усовершенствованию качества подготовки специалистов. Один раз в три года организуется смотр-конкурс педагогического мастерства преподавателей и аналогичное мероприятие на республиканском уровне по линии Департамента аграрного образования, науки и кадров Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. При этом особое внимание уделяется методико-дидактическому обеспечению учебной деятельности, технической оснащенности всех видов занятий, педагогическому мастерству преподавательского состава, использованию новейших интенсивных технологий в учебном процессе (компьютерные обучающие и контролирующие программы, деловые игры, технические средства обучения, рейтинговая система текущего контроля знаний студентов, качества частных методик преподавания, использование опыта других родственных вузов Республики Беларусь, России, Украины, других стран ближнего и дальнего зарубежья).

При проведении лекций и других занятий кафедры широко используют такие ТСО, как компьютерные программы, тематические видео- и кинофильмы, слайды, табличный фонд. Все практические занятия студентов 3-5 курсов проводятся с использованием лабораторных, домашних или сельскохозяйственных животных. Почти 30% занятий проводятся с выездом на животноводческие фермы учебного хозяйства или близлежащих колхозов, совхозов, комплексов. В учебном процессе используется система учебно-исследовательской работы студентов УИРС. В академии практикуется ежегодное проведение студенческих олимпиад по ряду профилирующих кафедр. Кроме того, студенты принимают участие в межвузовских и международных олимпиадах по биологии, химии и другим дисциплинам, занимая по итогам 1-3 места.

В учебно-методическом кабинете академии функционирует постоянно действующая выставка методических, научных и других разработок профессорско-преподавательского состава академии и других вузов. К преподаванию привлекаются известные ученые Республики Беларусь, БелНИИЭВ, БелНИИЖА, ряда вузов, в том числе из зарубежных стран.

Серьезное внимание кафедрами уделяется слабоуспевающим студентам, которые рассматриваются на их заседаниях, УВК с оказанием конкретной помощи в освоении учебной программы. Практикуется и связь с родителями таких студентов.

Перечисленные лишь некоторые меры позволяют контролировать состояние качества учебного процесса и уровня подготовки специалистов аграрного профиля с учетом современных требований. Итоговым же уровнем контроля по результатам семестра являются зачеты и сессионные экзамены, ход выполнения курсового и дипломного проектирования. Окончательная оценка качества подготовки специалистов определяется на Государственных экзаменах и защите дипломных проектов (работ).

Главной целью в реализации программы управления качеством образования в академии является всемерное содействие подготовке врачей ветеринарной медицины, отвечающих по уровню профессионализма требованиям рыночной экономики, новых социально-экономических условий в Республике Беларусь, не уступающих по качеству международным образовательным стандартам. А это требует постоянной интенсификации учебно-воспитательного процесса, проблемных подходов в преподавании, поиска новых образовательно-методологических технологий, использования лучшего опыта других вузов по родственным специальностям.

Высокое качество подготовки выпускников академии подтверждается участием студентов в международных олимпиадах. Так, на международной олимпиаде по ветеринарной медицине в Москве студенты ВГАВМ заняли 2 место из 32 команд-участниц. Практически ежегодно команда студентов занимает первое место в международной олимпиаде по биологии, неоднократно была призером на олимпиадах по химии и зоотехнии.

Важное событие произошло в Витебской государственной академии ветеринарной медицины. На совете факультета ветеринарной медицины 26 февраля 1998 года впервые среди стран СНГ принят моральный кодекс выпускника факультета ветеринарной медицины. Этому предшествовала длительная дискуссия членов методической комиссии и совета факультета. Такой принципиальный подход профессоров, доцентов и живой интерес в обсуждении указанного документа объясняется тем, что принятие определенной регламентации моральных аспектов в профессиональной деятельности врача существенно изменяет квалификационные требования по каждой дисциплине вуза, вызывает необходимость вносить в содержание читаемых лекций и проводимых практических (семинарских) занятий дополнительную информацию, касающуюся формирования личности врача ветеринарной медицины.

Усиление нравственно-этического воспитания ветспециалистов позволит им глубже разбираться в сложнейших социально-политических процессах и находить дополнительные резервы врачебной работы в условиях, когда практически все ее направления стали подвластны законам рыночной экономики.

Этот моральный кодекс важен не только для выпускников академии, но и для всех ветспециалистов, где бы они ни трудились. Приводим полностью его содержание.

болезнь животное человек образование

Похожие работы на - Организация ветеринарного образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!