Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности
КУРСОВАЯ
РАБОТА
тема:
«Оптимизация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в
процессе двигательной деятельности»
Содержание
Реферат
Введение
Глава I. Теоретические основы оптимизации двигательной
активности детей старшего дошкольного возраста
.1. Понятие двигательной активности
.2. Оптимизация двигательной активности по мнению ученых и
исследователей
.3 Особенности двигательной активности детей старшего
дошкольного возраста
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по повышению
двигательной активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях ясли-сад №43
.1 Диагностика уровня двигательной активности детей
подготовительной к школе группы на физкультурных занятиях
.2 Описание опытно-экспериментальной работы по оптимизации
двигательной активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях в ясли-сад №43
.3 Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Реферат
В курсовой работе представлены количество таблиц __, страниц
__.
Актуальность темы исследования: Период адаптации ребенка к началу
систематического обучения в школе является одним из наиболее трудных, течение
которого во многом зависит от состояния здоровья и степени готовности
физиологических систем организма к постоянному воздействию учебных нагрузок.
Степень готовности ребенка к школе оценивается уровнем развития основных
психофизиологических функций.[2.c.30-33]
Однако не менее значимым является уровень физической подготовки, поскольку
учебный процесс в школе предъявляет к организму ребенка повышенные учебные и
статические нагрузки.
Развитие функциональных резервов организма детей 4-5
лет во многом определяется уровнем их двигательной активности, в том числе в
организованных ее формах в дошкольных образовательных учреждениях. [3 c.21-25]
Под физической подготовкой детей старшего дошкольного
возраста к школе в ДОУ понимается не только уровень физической
подготовленности, но и уровень функциональных возможностей организма детей
подготовительных к школе групп. Необходимость оптимизации физической
подготовки детей к школе обусловлена увеличением объема образовательных
нагрузок и интенсификацией учебного процесса в современной начальной школе и
может быть достигнуто посредством совершенствования двигательных режимов детей
в детском саду с целенаправленным развитием и тренировкой школьно значимых
физических качеств.
В соответствии с вышеизложенным определены цель и
задачи исследования темы курсовой работы.
Цель исследования: оценить влияние разных вариантов
организации двигательной активности старших дошкольников в детском саду на
функциональные возможности их организма и физическую подготовленность и на этой
основе разработать алгоритм гигиенической оптимизации двигательного режима по
физической подготовке детей к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели
следует решить ряд задач:
) Охарактеризовать и теоретически исследовать методы
оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста c
использованием психолого-педагогической литературы по проблеме активизации
двигательной активности.
) Провести обследования дошкольников старшего возраста
и определить средние возрастно-половые значения показателей их физического
развития и физической подготовленности,
) Оценить режим дня старших дошкольников и выявить
особенности организации двигательной активности детей подготовительных к школе
групп,
) Оценить влияние разных вариантов инновационных
двигательных режимов на функциональные возможности организма старших
дошкольников и их физическую подготовленность,
) Разработать алгоритм гигиенической оптимизации
двигательного режима в дошкольном образовательном учреждении по физической
подготовке детей к обучению в школе.
Практическая значимость:
Были разработаны методики оптимизации двигательной
активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Согласно
им были исследованы уровни двигательной активности старших дошкольников,
приведены их оценки уровня физического развития и результаты тестирования
физической подготовленности детей 4-5 лет к школе. Согласно результатам
исследования контрольных и экспериментальных групп медицинским работникам
дошкольных образовательных учреждений рекомендуется использовать полученные в
работе средние возрастно-половые значения физиометрических показателей
(жизненной емкости легких, силы мышц правой и левой кистей рук) и показателей
скоростных и скоростно-силовых качеств.
Использование алгоритма оптимизации двигательных
режимов по физической подготовке детей к обучению в школе способствует
повышению эффективности организации двигательной активности детей в условиях
дошкольных образовательных учреждений.
Разработанные методические рекомендации по оценке и
динамическому наблюдению за физическим развитием и здоровьем детей старшего
дошкольного возраста позволяют проводить объективный контроль развития
функциональных возможностей организма и физическую подготовленность детей в период
их физической подготовки к обучению в школе.
Объект исследования: дети старшей группы ясли-сада №43 ул.Зои-Космедимьянской
39.
Предмет исследования: физическо-образовательные,
двигательно-игровые, учебно-игровые, физические трененги в ДОУ, как средства
оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на
физкультурных занятиях.
Гипотеза исследования: оптимизация двигательной активности
детей 5-6 лет на физкультурных занятиях в ДОУ будет возможна, если в основу
занятия положены следующие методические подходы:
распределение физических нагрузок дошкольников
согласно возрастным группам;
метод поэтапной, сбалансированной и эффективной
физической нагрузки в отношении к процессу учебной деятельности старшего
дошкольника.
Научная новизна исследования:
Впервые проведено исследование функциональных
резервов организма(ФРО) детей старшего дошкольного возраста на основе
комплексной оценки состояния сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и
результатов координаторных функциональных тестов при двигательных режимах
разной направленности развития физических качеств. Установлена
распространенность низкого (у 17,6% детей), среднего (у 52,2% детей) и высокого
(у 30,2% детей) уровней функциональных резервов организма. Впервые обосновано
применение показателя функциональных резервов организма в качестве критерия
оценки физической подготовки детей к обучению в школе.
Выявлено, что для детей подготовительных к школе групп
характерно снижение объема двигательной активности в режиме дня, обусловленное
необходимостью посещений дополнительных занятий статического характера по
подготовке к обучению в школе.
Установлена возрастная чувствительность организма
детей 5-7 лет к физическим нагрузкам развивающей и оздоровительной
направленности. В 5-летнем возрасте детский организм более чувствителен к
действию физических упражнений.
Использование выявленных закономерностей при
построении двигательных режимов в детском саду позволяет повысить эффективность
физической подготовки детей к школе.
Выявлены особенности развития основных физических
качеств у детей 5-7 лет.
Введение
В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом, снижением
уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых
эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и
обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья
подрастающего поколения.
Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании
растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое
значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей
физического, функционального, двигательного и психического развития детей,
учитывается недостаточно.
Согласно современным данным за время пребывания в детском саду
воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования [3 с.
22-30]. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше
половины возрастной нормы.
В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации
самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как
составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и
другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в
образовательных учреждениях.
Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему
физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять
индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии
ребенка.
Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не
могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый
становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это
руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного
рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии
самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая
роль.
Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно
необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное
удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные
системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается
отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере
подвержены простудным заболеваниям.
Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей,
здоровье зависит от их двигательной активности.
Глава I. Теоретические основы оптимизации
двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
.1 Понятие
двигательной активности
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое
воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном
возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического
развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление
двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения
биологических потребностей организма.
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от
удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Двигательная активность является производной не только от индивидуальных
особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском
учреждении и дома.
Двигательная активность - это основа индивидуального развития и
жизнеобеспечения организма ребенка [7; с.7]. Она подчинена основному закону
здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А.Аршавским. Теория
индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле
двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне
целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости
от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды.
Двигательная активность является фактором функциональной индукции
воспитательных процессов (анаболизма).
Особенность заключается не просто в восстановлении исходного состояния в
связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в
обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать
наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной
активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное
развитие [2; с.5].
Т.И.Осокина и Е.А. Тимофеева отмечают [24], что «от систематической
работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не
утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная
деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет
22-24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем
организма, т.к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует
обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее
работоспособность».
1.2
Оптимизация
двигательной активности по мнению ученых и исследователей
Особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем
воздухе в разных формах - физкультурные занятия, спортивные упражнения,
упражнения на прогулке в летнее время, подвижные игры (Л.В.Карманова,
В.Г.Фролов, О.Г.Аракелян, Г.В.Шалыгина, Е.А.Тимофеева и др.). Авторами этих
исследований разработаны содержание и методика проведения физических
упражнений, направленных на увеличение двигательной активности детей
дошкольного возраста, показано положительное влияние сочетания физических
упражнений и закаливающего воздействия свежего воздуха на организм детей.
В.Г.Фролов, Г.Г. Юрко [40] отмечают, что при проведении занятий на
открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность,
самостоятельность и инициативу в действиях. А многократное повторение
упражнений в условиях большего пространства в теплое и холодное время года
способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию
физических качеств.
В исследованиях М.А. Руновой по проблеме оптимизации двигательной
активности детей в ДОУ с учетом индивидуального уровня их развития, отмечается:
«Оптимальный уровень двигательной активности ребенка должен полностью
удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать
функциональным возможностям организма, способствовать улучшению состояния
«здоровья и гармоническому физическому развитию» [3;с.81].
На основе комплексной оценки основных показателей двигательной активности
- объема, продолжительности и интенсивности, М.А. Рунова распределила детей на
три подгруппы, по уровням развития ДА (высокий, средний и низкий уровни). По
мнению автора, это даст возможность воспитателю проводить дифференцированную
работу с подгруппами и использовать индивидуальный подход [3; с.82-83].
Согласно рекомендациям М.Я. Набатниковой [21], верхняя зона интенсивности
физических нагрузок была поделена на предельную (частота сердечных сокращений
выше 190 уд/мин), околопредельную (170-180 уд/мин) и большую (150-169 уд/мин).
Такое деление, по мнению Г.Г. Попова [29], необходимо не только при работе в каждой
из этих зон, но и по причине значительной разницы в методике их организации и
проведения.
Анализ специальной литературы свидетельствует, что одним из перспективных
инновационных направлений совершенствования физического воспитания является его
спортизация на основе предложенной В.К. Бальсевичем концепции конверсии
избранных элементов технологии спортивной тренировки в интересах
совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в ДОУ.
По мнению В.К. Бальсевича, концепция тренировки - пока единственная научно
обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека.
«Применительно к решению задач физического воспитания детей под
оздоровительной тренировкой (по определению С.Б. Шармановой и А.И. Федорова)
следует понимать педагогический процесс адаптации организма к физическим
нагрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования физического и
психического потенциала ребенка».
«Для
повышения оздоровительной эффективности физического воспитания при его
планировании, - считают Н.М. Амосов
<#"563262.files/image001.gif">
Рисунок -1. Динамика заболеваемости детей ЭГ и КГ
По количеству заболеваний в год дети всех экспериментальной и контрольной
групп находятся практически в одинаковом положении с минимальным преимуществом
1-й и 2-й групп.
Анализ заболеваемости в ходе эксперимента показал, что у детей
экспериментальных групп произошло ее достоверное снижение, что наглядно
просматривается на диаграмме
Приложение
4
Рисунок -2. Состояние свод стоп у детей дошкольного возраста. 1 -
нормальные своды стоп, 2 - пониженный свод стоп, 3 - плоскостопие I степени, 4
- плоскостопие II степени, 5 - плоскостопие III степени, 6 - нарушение свода
одной стопы
Таким образом, из вышесказанного следует, что современная постановка
физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях не всегда
способствует профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.