Перестройка в СССР и её влияние на международные отношения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,36 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Перестройка в СССР и её влияние на международные отношения














"Перестройка в СССР и её влияние на международные отношения"

Содержание

Введение

Обзор литературы

Глава 1. Перестройка в СССР. От конфронтации - к "новому политическому мышлению"

1.1 Новое политическое мышление советского руководства

1.2 Влияние поворота в советской внешней политике на международные отношения

Глава 2. Внешняя политика перестройки. СССР и США на международной арене конца 80-х - начала 90-х гг. XXв.

2.1. Завершение "холодной войны" и конец биполярной системы международных отношений в Европе. Завершение "холодной войны" в Европе

2.3. Горбачев и Буш. Встреча на Мальте, соглашения СНВ

2.4 Мировое лидерство США в начале 90-х гг. Американская концепция "расширения демократии"

Глава 3. Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Демократизация Восточной Европы

Заключение

Список литературы

Введение

Политика Перестройки, распад Советского Союза неизбежно привели к изменению баланса сил в международных отношениях не только в Восточной Европе, но и на самой территории бывшего СССР. Прекратили действие принципы прежней, биполярной, системы международных отношений. Резко изменилось положение России в её непосредственном окружении и в мире в целом.

Когда М. Горбачев начинал перестройку, в обществе произошла подлинная революция умов, которая сделала невозможным возврат к прежнему его состоянию. В 1987-88 гг. г. популярность Горбачева за рубежами СССР достигла пика. В США и странах Западной Европы газеты писали о "феномене Горбачева" и "горбомании". По мере развития этого процесса росла общественная критика многих аспектов внутренней и внешней политики советского руководства в годы, предшествовавшие приходу к власти Горбачева.

Ни одна из четырех ключевых проблем, вставших после 1985 г., не была решена. Первая - это проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации. Вторая - проблема создания нормальной рыночной экономики. Третья - проблема федеративного договора, которая тесно связана со второй. И, наконец, четвертая - проблема вхождения в мировое сообщество как главный фактор международных отношений. Несмотря на усилия последнего правительства СССР, направленные на интеграцию страны в западный мир, Советский Союз, а следом и новую Россию не пустили ни в Большую семерку, ни в Европейский союз, ни в НАТО. При этом главная слабость внешней политики России заключалась во внутриполитической ситуации в стране, в Российской внутренней политике.

Один из главных вопросов современной политической жизни звучит так: как могло случиться, что с мировой исторической арены настолько быстро и неожиданно ушел такой мощный политический актор, как СССР? Были ли возможности избежать многих негативных последствий это исторического события? Эти вопросы остаются актуальными и спустя 21 год. Однозначно ответить на них невозможно.

Существует два основных диаметрально противоположных подхода к объяснению причин распада СССР. Первый подход отводит ведущую роль в разрушении советского государства деятельности конкретных политических сил и лиц. Сторонники этого подхода часто критикуют Горбачева за непоследовательность политики, отсутствие четкой экономической стратегии. А, например, точка зрения нынешнего лидера российских коммунистов Г.А. Зюганова заключается в том, что разрушение СССР было результатом целенаправленной политики Запада, а непосредственно эту задачу осуществили силы, сосредоточившиеся вокруг Б.Н. Ельцина. Второй подход характеризует распад СССР как действие неких исторических закономерностей.

Выбранная тема интересна и с точки зрения распределения полюсов силы, т.к. в настоящее время идут споры о возможных поворотах событий в конце 80-х - начале 90-х гг. в СССР.

Целью работы является изучение внешней политики Перестройки, влияния поворота в советской внешней политике и распада СССР на международные отношения. В работе также будут рассмотрены двусторонние отношения СССР и США в период краха биполярности, завершения "холодной войны". Также будет описана стратегия Америки по усилению лидерства в период распада СССР и распространение демократии на страны Центральной и Восточной Европы.

Обзор литературы

Данная тема была разработана многими авторами учебных пособий, среди которых основными источниками для главы "Перестройка в СССР. От конфронтации - к "новому политическому мышлению" являются следующие: Мунчаев, Устинов "Политическая история России", Богатуров "История международных отношений", Дубинин "История международных отношений". Также для описания политики нового мышления в этой главе приводятся цитаты из книги Горбачёва "Перестройка и новое политическое мышление для нашей страны и для всего мира".

Глава "Внешняя политика перестройки. СССР и США на международной арене конца 80-х - начала 90-х гг. ХХв." написана на основе учебных пособий Дубинина "История международных отношений" и профессора Флорентийского университета Эннио Ди Нольфо "История международных отношений. 1918 - 1999гг.". Для рассмотрения вопроса о геополитической роли США в главе приведены цитаты из книги Збигнева Бжезинского "Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические перспективы)".

В главе "Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Демократизация Восточной Европы" приводятся цитаты из учебников Богатурова "История международных отношений", Дубинина "История международных отношений" и Боффа "История Советского Союза".

Глава 1. Перестройка в СССР. От конфронтации - к "новому политическому мышлению"

1.1 Новое политическое мышление советского руководства

После смерти Черненко 10 марта 1985г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Новый курс внутренней политики, впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки. "Перестройка означала: создание эффективного механизма ускорения социально - экономического развития, всестороннее развитие демократии, укрепление дисциплины и порядка, уважение к ценности и достоинству личности, отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства, решительный поворот к науке, соединение научно-технических достижений с экономикой и многое другое".

"Необходимо было отказаться от конфронтации с Западом, выйти из международной изоляции и сосредоточиться на решении неотложных внутренних задач экономической модернизации с учетом передовых мировых достижений". Это предполагало проведение гибкой внешнеполитической линии. Началась радикальная перестройка экономической системы. Однако ее успех во многом зависел от политической системы. Ее надо было преобразовать таким образом, чтобы она обеспечила необратимость социально-экономического переворота. По мнению экономических советников М. Горбачева, именно недемократичность политической системы обрекла на поражение НЭП, экономические преобразования 50-х годов и экономическую реформу 1965 г.

Начавшиеся в конце 1980-х гг. В Советском Союзе внутриполитические преобразования, связанные с демократизацией общества, ослаблением цензуры, плюрализмом мнений, появлением различных общественно - политических объединений и партий, перестройки экономики на рыночные отношения и т.д. внесли значительные изменения во взгляды советского лидера на развитие международных отношений. "Конкретные действия Горбачева получат в Советском Союзе и за рубежом определение "новое политическое мышление". Новый советский лидер впервые в истории страны с 1917 г. осторожно, но последовательно начал отход от дуализма во внешней политике СССР, от поддержки во что бы то ни стало мирового революционного процесса, которая способствовала истощению и деформации советской экономики". "В отличие от прежней практики центральные органы контролировали предприятия лишь по ограниченному числу показателей - по выполнению государственного заказа, по прибыли, производительности труда, обобщающим показателям научно-технического прогресса и социальной сферы. То, что подбрасывается нам с Запада, из другой экономики, для нас неприемлемо". Вместе со своими соратниками он определил три главных направления деятельности СССР на международной арене в новых условиях:

1.Смягчение международной напряженности между Востоком и Западом посредством активизации переговоров с США о ядерном разоружении,

2.Урегулирование региональных конфликтов, прежде всего, в Афганистане,

.Признание сложившегося миропорядка и расширение экономических отношений со всеми странами мира независимо от политической ориентации.

"На протяжении первого года пребывания М.С. Горбачева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС Советским Союзом выдвигалась целая серия внешнеполитических инициатив, которые должны были продемонстрировать, что во внешней политике СССР происходит серьезный переворот - от конфронтационной модели поведения к политике сотрудничества по всем азимутам". В течение этого времени Москва возобновляет сделанные ранее предложения о неприменении первыми ядерного оружия, о заключении договора между ОВД и НАТО о неприменении силы и угрозы силой, подтверждает объявленный в 1983г. мораторий на вывод в космос противоспутникового оружия. "Однако повторения прежних советских предложений было явно недостаточно. И тогда рождается новая инициатива: установление одностороннего моратория на проведения ядерных испытаний - сначала до конца 1985г., а затем еще на один год. Одновременно СССР пригласил другие ядерные державы присоединиться к моратория на проведения ядерных испытания".

"Следующим шагом СССР стала выдвинутая в Заявлении Горбачева от 15 января 1986г. программа существенных сокращений вооружений, включая полное уничтожение ядерного оружия к 2000 году". Выдвинутая вскоре после проведения первой советско-американской встречи на высшем уровне в Женеве, эта программа должна была убедить мир и в первую очередь администрацию США в готовности нового руководства СССР осуществить реальные, а не декларативные меры по снижению международной напряженности и уменьшению угрозы ядерного конфликта. В соответствии с советскими предложениями подлежало сокращению и уничтожению все ядерное оружие в мире на основе договоренности всех обладающих этим оружием государств. Программа была разбита на три этапа:

.В ходе первого СССР и США надлежало наполовину (до 6000 боезарядов) сократить свои стратегические арсеналы, а также полностью ликвидировать ракеты средней дальности в Европе, запретить проведение ядерных испытаний и призвать другие ядерные державы присоединиться к этому мораторию. Все эти меры должны происходить при условии отказа как США, так и СССР от создания космических вооружений;

2.На втором этапе происходит дальнейшее сокращение стратегических вооружений СССР и США и к сокращению ядерных вооружений подключаются остальные ядерные государства - принимается решение о всеобщей ликвидации тактического ядерного оружия, происходит полное прекращение ядерных испытаний и вводится абсолютный запрет на создание всеми государствами космических вооружений;

.Третий этап ознаменовался окончательным уничтожением ядерного оружия вместе с его носителями при всеобъемлющем международном контроле, включая инспекции на местах.

Более комплексный характер носили внешнеполитические инициативы, выдвинутые на XXVII съезде КПСС в феврале-марте 1986г. На съезде советское руководство предложило комплексную программу создания всеобъемлющей программы международной безопасности. Выдвижение этих предложений должно было свидетельствовать о серьезных переменах в подходе нового советского руководства к своей внешнеполитической деятельности. "СССР уже не ограничивался в своих внешнеполитических инициативах лишь военно-политической сферой, но и поднимал вопросы установления новых, более справедливых международных экономических отношений, а также впервые по собственной инициативе выдвигал достаточно широкомасштабные предложения в области гуманитарного сотрудничества".

Реализация этих и других мер требовала смены идеологической парадигмы, на которой базировалась советская внешняя политика. "Кардинальному пересмотру были подвергнуты все основные прежние догматы, составлявшие на протяжении многих десятилетий основу внешней политики СССР. В выборе между классовыми и общечеловеческими подходами к международным отношениям предпочтение было однозначно отдано последним".

Базовыми принципами стали:

.Отказ от концепции противоборства как основы внешней политики;

2.Деидеологизация международных отношений, их гуманизация, переход к общечеловеческим ценностям.

Возникло требование широкой интернационализации всех сфер международной жизни, максимальное вовлечение в решение стоящих проблем существующих международных организаций, в том числе ООН. "Советское руководство провозгласило, что ядерная война ни при каких обстоятельствах не может быть средством достижения политических, экономических и др. целей". Были разработаны новых подходы к военным доктринам и выдвинут целый ряд предложений, направленных на переход от наступательных военных доктрин к сугубо оборонительным, отвечающих таким критериям, как разумная достаточность вооружений, наступательная оборона, развод наступательных группировок войск между противостоящими военными блоками и др.

В конце 1986 г. Советом обороны СССР была утверждена новая советская военная доктрина, впервые предусматривавшая не только достижение военной победы, но и предполагавшая возможность предотвращения войны. Новая военная доктрина была также закреплена в совместном заявлении высших руководителей государств - участников Варшавского договора.

Такие перемены создавали возможности для советского руководства проявлять готовность идти на существенные односторонние меры в военной области в рамках реализации новых проектов. "Одним из важнейших шагов такого рода стали инициативы СССР, выдвинутые М.С. Горбачевым в его выступлении в ООН в декабре 1988г., когда Советский Союз объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 500000 человек, в том числе 120000 в азиатской части страны (из них 80000 в зоне советско - китайской границы), а также проявленная готовность пойти на значительные сокращения обычных вооруженных сил и вооружений стран СССР и стран Варшавского договора на венских переговорах по сокращению обычнх вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе".

Коренному пересмотру были подвергнуты и провозглашенные прежними советскими лидерами внешнеполитические подходы к отношениям со странами социализма. "Новые советские руководители заявили о необходимости обеспечить каждому народу право на выбор собственного пути развития, что вступало в противоречие с проводившимся Советским Союзом в предшествующие десятилетия принципом социалистического интернационализма, подразумевавшим возможность в случае возникновения "угрозы социалистическим завоеваниям" в той или иной стране соцсодружества применения любых, в том числе военных мер для "защиты социалистического строя". На Западе провозглашение права "свободы выбора" было расценено как отказ от "доктрины Брежнева". Смысл принципа "свобода выбора" состоял не только в готовности СССР признать за каждой социалистической страной право самостоятельно определять содержание и модель своей социально - экономической и политической ориентации, но и предоставлял значительную свободу Москве в формировании своих политических и экономических подходов к странам социализма. В советских политических кругах появлялись призывы к свертыванию экономической помощи странам социализма, изменению ценового механизма сотрудничества с ними и т.д.

Принцип мирного сосуществования во внешней политике означал, что в своих отношениях с неосоциалистическими государствами СССР готов серьезно изменить свой внешнеполитический курс. В предшествующий период основным элементом было конфронтационное силовое противостояние. "Оно подразумевало наличие примерно равных потенциалов, позволявших вести диалог с Западом с позиции силы, навязывать реализацию своих политических установок ("баланс сил"). В рамках "нового политического мышления" такой курс был заменен на готовность находить общие подходы к существующим проблемам ("баланс интересов")".

Поскольку главная угроза международной безопасности существовала на Европейском континенте, что было связано с противостоянием здесь двух крупнейших военных блоков - НАТО и ОВД, была выдвинута серия предложений по снижению напряженности в Европе. "Важное место среди них заняла изложенная М.С. Горбачевым в Праге 1987 г. концепция строительства "общеевропейского дома", затрагивавшая широкий спектр политических, военных, экономических и гуманитарных проблем общеевропейской безопасности и сотрудничества".

Другой важнейшей для национальной безопасности Советского Союза зоной являлся тихоокеанский регион, где внешнеполитические позиции СССР на протяжении 1970-80-х гг. постоянно ухудшались. Советские руководители существенно снизили здесь внешнеполитическую активность. Кроме того, в Азии продолжались два региональных конфликта - афганский и кампучийский, в которые прямо или косвенно был вовлечен Советский Союз. Это заставляло Москву серьезно отнестись к урегулированию существующей напряженности. Руководство СССР выступило с серией инициатив по укреплению безопасности в Азии в зоне Тихого океана, выдвинуло задачи коренного оздоровления обстановки на азиатском континенте и прилегающих к нему бассейнах Тихого и Индийского океанов (выступления М.С. Горбачева во Владивостоке - 1986 г. и Красноярске - 1988г., его интервью в индонезийской газете "Мердека"-1987г.). Аналогичным образом подходил Советский Союз и к разрешению региональных конфликтов на других континентах: в Африке и Латинской Америке.

"Такая позиция СССР позволяла обеспечить возможности возникновения новой ситуации в глобальных международных отношениях - она выводила региональные конфликты, их мотивы, движущие силы и участников за рамки планетарного биполярного противостояния, позволяла, с одной стороны, решать региональные проблемы по отдельности, вне контекста глобальных межсистемных противоречий, а с другой - отделяла сложные международные проблемы глобального характера от многочисленных "помех" в виде продолжавшихся региональных конфликтов".

К концу 1980-х гг. СССР встал на путь существенной демократизации политической жизни страны.

На международной арене этот период знаменовался активной работой над достижением критически важных договоренностей с большинством внешнеполитических партнеров СССР по ключевым проблемам безопасности и сотрудничества: по завершению советской силовой акции в Афганистане и выводу войск из этой страны, переговорам об урегулировании кампучийской проблемы, снятию препятствий на пути нормализации отношений с Китаем, согласованию комплекса проблем с объединением Германии, укреплением европейской безопасности, сокращением стратегических наступательных вооружений и т.д.

Реализация всего комплекса задач - особенно в отношениях СССР с западноевропейскими государствами и США - безусловно требовала создания атмосферы взаимного доверия, без которой конструктивный диалог не представлялся возможным. А это, в свою очередь, можно было обеспечить лишь в условиях высокой степени прозрачности и предсказуемости советской политики, демонстрации реальных мер по трансформации советской государственной системы.

1.2 Влияние поворота в советской внешней политике на международные отношения

Советский союз в тот период был одним из центров биполярной системы международных отношений и изменения в его внутриполитическом и внешнеполитическом курсах не могли не оказывать существенного влияния на происходившие в мире процессы. Наблюдатели отметили заметную активизацию советской внешней политики, особенно после проведенного в мае 1986г. совещания руководящих работников МИД СССР. Еще летом 1985 г. руководство МИД было поручено Э.А. Шеварнадзе, активно поддержавшему политику Горбачева.

Расширились контакты с развивающимися государствами (встречи с руководителями Индии, государств "делийской шестерки", впервые после 10-летнего перерыва состоялся визит МИДа СССР в Японию).

В отличие от прежних руководителей СССР, стремившихся превратить каждую встречу на высшем уровне в грандиозное шоу с непременным подписанием многочисленных двусторонних документов, курс был взят на проведение рабочих контактов, имеющих целью согласование позиций, решение накопившихся проблем (встречи с президентом США Р. Рейганом в Женеве-1985г. и Рейкьявике-1986г.; советско-французские, советско-британские и советско-западногерманские переговоры на высшем уровне и т.д.)

"В отношениях СССР со своими партнерами возник новый фактор - ослабление их враждебности в отношении советского государства, отход от категорического неприятия его политики".

Кардинально пересмотренные подходы к своим внешнеполитическим целям и задачам позволяли выступить с рядом конкретных предложений, на которые советская сторона прежде не решалась.

В области ограничения вооружений и разоружения:

1.По вопросам ядерного оружия в Европе СССР выразил готовность отказаться от учета британских и французских ядерных сил в балансе ядерного противостояния на континенте и пойти на сокращение только советских и американских средств средней и меньшей дальности;

2.В области стратегических вооружений СССР выражал готовность учесть американские позиции по вопросам советских тяжелых межконтинентальных ракет наземного базирования;

.СССР, стремясь к полному запрещению всех ядерных испытаний, согласился разрешить контроль на местах, допустить на взаимной основе иностранных инспекторов в районы своих ядерных полигонов;

.СССР включился в переговорный процесс по запрещению химического оружия;

.СССР впервые пошел на одностороннее сокращение военных расходов (примерно на 15%) и сокращение производства вооружений и военной техники (примерно на 20%).

В области урегулирования региональных конфликтов:

1.СССР были поддержаны международные усилия по урегулированию конфликта в Анголе и вокруг Юго-Западной Африки в 1988 - 1989 гг.

перестройка советский союз международный

3.После многолетней войны в Афганистане были приняты решения о выводе оттуда советских войск, что позволило СССР принять участие в международном урегулировании и подписании Женевских соглашений в 1988г.

.СССР стал активным участником урегулирования кампучийской проблемы - 1988-1992 гг.

.Советским Союзом были поддержаны усилия "Контадорской группы" по нормализации обстановки в Центральной Америке - 1989-1992 гг.

.СССР принял активное участие в разблокировании ближневосточного конфликта, что было реализовано в процессе подготовки международной конференции по Ближнему Востоку (1991г.), включая готовность к восстановлению дипломатических отношений с Израилем.

В области укрепления региональной безопасности:

1.Успешное завершение Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия, безопасности и разоружению в Европе (1986г.), обеспечение достижения ряда важнейших договоренностей на Венской встрече СБСЕ (1986-1989гг.), подписание фундаментального договора о сокращении вооруженных сил в Европе (1990г.)

2.В азиатском регионе были сделаны шаги по нормализации отношений с КНР, предпринята попытка разблокировки отношений с Японией, с которой так и не был заключен мирный договор, установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, вступление в диалог с АСЕАН.

Экономическая дипломатия СССР:

1.СССР наладил контакты с "большой восьмеркой".

2.Подписание меморандумов о взаимодействии с ГАТТ, МВФ и Всемирным банком.

.СССР выдвинута концепция международной экономической безопасности (о путях экономического взаимодействия, новых формах внешнеэкономических связей, зонах совместного предпринимательства), которая получила одобрение в ООН.

Подводя итоги по 1 главе, можно отметить, что все действия периода нового политического мышления делали советскую политику инициативной, наступательной - в отличие от первой половины 1980-х гг., когда внешнеполитическая инициатива в международных делах принадлежала неоконсервативным кругам Запада.

Наглядным свидетельством воздействия новой политической линии СССР на международные отношения явилось гармонизированное политическое взаимодействие, проявившееся во время острого международного кризиса в Персидском заливе. Советский Союз активно поддержал все резолюции Совета Безопасности ООН, осуждающие агрессию Ирака против Кувейта, включая введение экономических санкций.

Курс нового политического мышления обеспечил условия для прекращения "холодной войны" и способствовал переходу международных отношений из состояния беспрерывной глобальной конфронтации к поиску сотрудничества и компромисса. Этим была подведена черта под существованием ялтинско-потсдамской системы международных отношений.

Глава 2. Внешняя политика перестройки. СССР и США на международной арене конца 80-х - начала 90-х гг. XXв.

2.1. Завершение "холодной войны" и конец биполярной системы международных отношений в Европе. Завершение "холодной войны" в Европе

В Европе процесс перехода от конфронтационной модели отношений между Востоком и Западом к модели кооперационной развивался в 1988-1990 гг. как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Поворот к сотрудничеству наступил сначала в экономической сфере - уже в 1988г. В политической сфере изменения начались позже - в 1989г., после окончания Венской встречи в рамках хельсинкского процесса.

В экономической области первым свидетельством перемен к лучшему в Европе стало подписание в июне 1988г. Совместной декларации об установлении официальных отношений между Советом экономической взаимопомощи и Европейским экономическим сообществом. В августе 1988 г. последовало установление официальных отношений между СССР и Европейскими сообществами. Появление этих документов символизировало окончание "холодной войны" в отношениях между СЭВ (Советом экономической взаимопомощи) и ЕЭС (Европейским экономическим сообществом).

"Помимо установления прямых связей между двумя основными экономическими союзами - СЭВ и ЕЭС - в Европе в конце 1980-х годов возникают новые формы взаимодействия на субрегиональной основе. Примером такого сотрудничества является выдвижение летом 1990г. так называемой "пятисторонней инициативы", или Пентагоналии, куда вошли государства, принадлежащие к разным общественным системам: Австрия, Венгрия, Италия, Чехословакия, Югославия". В качестве наблюдателя на переговорах присутствовали представители Румынии и Болгарии. Цель организации - создать новый механизм субрегионального сотрудничества в политической, социально - экономической и культурной областях. Значение Пентагоналии - в том, что она представляла собой модель субрегионального сотрудничества, лишенную блокового противостояния.

"Политический диалог об отношениях нового типа между НАТО и ОВД формально начался в декабре 1989 г., когда штаб-квартиру НАТО в Брюсселе посетил МИД СССР Э.А. Шеварнадзе. Это был первый за всю историю "холодной войны" визит советского министра в штаб-квартиру НАТО". В июле 1990г. в Москве переговоры об отношениях между НАТО и ОВД вели Э.А. Шеварнадзе и Генеральный секретарь НАТО М. Вернер.

В рамках контактов ОВД и НАТО в тот период обсуждалась идея трансформации обоих союзов, то есть перенесение акцента с военно-политических на преимущественно политические сферы деятельности.

Центральное место в переговорах между НАТО и ОВД в тот период занимал вопрос о сокращении обычных вооружений. Обсуждение этого вопроса проходило в рамках "переговоров 23-х", начавшихся в соответствии с венским мандатом СБСЕ 6 марта 1989 г.

Со второй половины 1989 г., когда состоялось несколько весьма успешных западноевропейских визитов М.С. Горбачева, начал формироваться новый формат двусторонних отношений между СССР и западноевропейскими государствами.

"Поворотным этапом в преодолении "холодной войны" в Европе стала внеочередная встреча на высшем уровне государств - участников СБСЕ, состоявшаяся в Париже 19-21 ноября 1990г. Именно эта встреча считается конечной вехой в истории "холодной войны". Принятые там документы - Парижская хартия для новой Европы, Совместная декларация двадцати двух государств, Договор об обычных вооруженных силах в Европе - создавали предпосылки для превращения СБСЕ в будущем в трансрегиональную структуру коллективной безопасности в Европе".

Парижская хартия для новой Европы констатировала, что "эра конфронтации и раскола Европы закончилась".

"Военно-политические основы новой, постконфронтационной системы безопасности в Европе были созданы в результате подписания 19 ноября 1990 г. а Париже Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)". Суть предусмотренных договором сокращений обычных вооружений сил в Европе заключалась в том, чтобы:

.Установить примерное равенство в обычных вооружениях между НАТО и ОВД на более низком уровне;

2.Ограничить наступательный потенциал обычных вооружений в Европе и минимизировать тем самым риск внезапного нападения. Сокращению подлежали пять категорий обычных вооружений, составляющих основу наступательного потенциала, - танки, бронемашины, артиллерия, боевые самолеты и ударные вертолеты.

.Установить уровень достаточности вооружений для одной страны-участницы договора. Этот уровень не должен был превышать 1/3 от совокупного военного потенциала НАТО и ОВД в Европе.

.Исключить возможность концентрации войск для осуществления внезапного нападения.

.Создать действенную систему контроля за выполнением договора, включающую принцип инспекции на местах.

За два дня до подписания ДОВСЕ 17 ноября 1990г. был подписан разработанный в рамках "переговоров 35-ти" Венский документ о мерах укрепления доверия.

Оба документа - ДОВСЕ и Венский документ о мерах укрепления доверия - безусловно создавали новый климат доверия в Европе.

"Проблема заключалась в том, что сама эпоха блокового развития в Европе подходила к концу. Самороспуск ОВД и распад СССР в 1991г. создавали новую военно-политическую обстановку в Европе, в условиях которой ДОВСЕ уже не отвечал в полной мере интересам безопасности России как правопреемницы СССР".

Распад биполярной системы международных отношений в Европе

После Парижской встречи на высшем уровне в рамках СБСЕ в Европе теоретически возникла возможность сосуществования двух систем на неконфронтационной основе. Но с осени 1989 г. в связи со сменой политических режимов в странах Центральной и Восточной Европы начался распад биполярности в международных отношениях.

Курс на дистанцирование государств ЦВЕ от СССР начал обретать очертания в 1990 г., когда по инициативе нового президента Чехословакии В. Гавела оформилась Вышеградская группа. Группу составили Венгрия, Польша и Чехословакия - три государства, объединившиеся вокруг общей цели "возврата в Европу".

Позиция государств Вышеградской группы сыграла большую роль в подготовке решения о реформе ОВД, принятого на прошедшем в Москве 7 июня 1990г. совещании Политического консультативного комитета ОВД. В вопросе о свертывании военной организации ОВД Венгрию поддержали Польша и Чехословакия.

Ускорение демонтажа военной структуры ОВД произошло под воздействием событий января 1991 г. в Вильнюсе и Риге. Государства ЦВЕ расценили события в Вильнюсе и Риге как свидетельство агрессивности СССР и как весомый аргумент для сближения с западными экономическими и военно-политическими структурами.

Тот факт, что СССР за два месяца до событий в Вильнюсе и в Риге поставил свою подпись под Парижской хартией для новой Европы, приняв на себя обязательство уважать новые общеевропейские ценности, достаточной гарантией против "советского империализма" не считался. Именно вскоре после вооруженного подавления выступления оппозиций в Вильнюсе и Риге последовало требование государств Вышеградской группы о роспуске ОВД.

Формальное решение о роспуске ОВД было принято на заседании совета министров иностранных дел и обороны ОВД в Будапеште 25 февраля 1991 г. 1 июля 1991г. на заседании Политического консультативного комитета ОВД в Праге было принято решение о роспуске ОВД в целом. Несколькими днями раньше - 28 июня 1991г. объявили о самороспуске СЭВ.

Специфика распада биполярности в Европе состоит еще в том, что исчезновение одного из двух противоборствующих полюсов не повлекло за собой исчезновение второго полюса. Напротив, к концу 1991г. появились первые признаки "натоцентризма" - курса НАТО на превращение в центральную структуру безопасности в Европе. В "Декларации о мире и сотрудничестве", принятой на саммите НАТО в ноябре 1991г. в Риме, появилось положение о том, что Альянс будет играть "ключевую роль в строительстве нового прочного мироустройства в Европе: Европе сотрудничества и процветания".

2.2 Горбачев и Рейган у власти. Соглашения с Рейганом

Встреча Горбачева и Рейгана в Женеве

В Женевской встрече Горбачева с Рейганом, назначенной на ноябрь 1985г., советской стороне было важно показать Вашингтону готовность европейцев вести диалог с Москвой с опережением по отношению к Соединенным Штатам.

В ноябре 1985 г. Горбачев и Рейган встретились. Их переговоры стали началом серии советско-американских саммитов, которые стали проводиться в последующие годы, и были посвящены вопросам контроля над вооружениями. Гражданские руководители обеих держав, таким образом, резко повысили уровень диалога по стратегическим вопросам, фактически подчинив его своему непосредственному контролю. "Поскольку саммиты следовали один за другим, фактически стороны отказывались от практики длительных, занимавших несколько лет предварительных проработок соглашений на уровне военных экспертов, как это происходило в 1960-х и 1970-х годах. Прежде такой практики ведения военно-политических переговоров не было. Она указывала на молчаливое согласие сторон подчинить военно-технические вопросы обсуждения политическим".

На позицию Горбачева влияли внутриполитические обстоятельства. Внутри правящей партии его курс разделяли не все. Новому лидеру требовался крупный внешнеполитический успех, который мог укрепить его авторитет в глазах советской элиты и простых граждан. Между тем, в декабре 1985г. с одобрения М.С. Горбачева первым секретарем Московского городского комитета КПСС стал Б.Н. Ельцин, спустя несколько лет оказавшийся его политическим конкурентом.

Советско-американский саммит в Женеве не дал практических результатов, но позволил Советскому Союзу начать с США диалог, результаты которого в последующие пять лет полностью изменили направленность международно-политических тенденций.

Встреча Горбачева и Рейгана в Рейкьявике

В октябре 1986г. в Рейкьявике (Исландия) состоялся советско-американский саммит. В ходе переговоров прозвучало предложение СССР полностью ликвидировать ядерные арсеналы обеих стран в течение 10 лет. Однако США не дали на это своего согласия.

Встреча в Рейкьявике не принесла конкретных результатов. Но дипломаты обеих стран вынесли из нее твердое убеждение, что советско-американский компромисс возможен, хотя условия для него не созрели. Горбачев продолжил настаивать на продолжении диалога с США.

В январе 1987 г. в Москве состоялся пленум ЦК КПСС, на котором Горбачеву удалось добиться курса радикализации курса преобразований в СССР. Была провозглашена линия на "перестройку" и "гласность" во всех сферах светской политики и экономической жизни СССР. С этого времени вопросы дкмократизации начали занимать возрастающее место во внутриполитическом развитии СССР, реформы Горбачева начали "идти вглубь". "Вскоре после завершения пленума в феврале 1987г. советская сторона выступила с предложением "распечатать пакет" переговоров с США по военным вопросам, выделив самостоятельный переговорный блок проблемы ракет среднего радиуса действия и крылатых ракет".

К сентябрю 1987г. на уровне министров иностранных дел была достигнута договоренность СССР и США о разрешении проблемы ракет средней дальности и крылатых ракет на основании формулы "глобального нуля", в соответствии с которой ракеты обеих сторон не просто выводились за пределы Европы (применительно к СССР - за пределы Европейской части СССР), как это обсуждалось в Рейкьявике, а подлежали полному уничтожению.

Встреча Горбачева и Рейгана в Вашингтоне

декабря 1987 г. в Вашингтоне состоялась еще одна советско-американская встреча на высшем уровне, в ходе которой Горбачев и Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), в соответствии с которым в течение трех лет стороны должны были уничтожить все ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 км, включая ракеты как в европейской, так и в азиатской частях СССР. "Это был первый в истории случай договоренности о реальном сокращении имевшихся вооружений. При этом СССР отказался от требования увязки вопроса о ракетах с вопросом о СОИ (стратегической оборонной инициативе)". Договор также предусматривал процедуры проверки исполнения договоренностей, в том числе посредством направления групп инспекторов, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.

Этот договор означал прорыв в прекращении гонки вооружений, т.к. ознаменовался уничтожением целого класса ракет.

Летом 1988г. начались советско-американские переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений.

2.3. Горбачев и Буш. Встреча на Мальте, соглашения СНВ

С президентством Буша начался заключительный этап процесса демонтажа политико-правового и военного арсенала холодной войны в Европе. Уже в декабре 1988г., выступая на Генеральной Ассамблее ООН, Горбачев объявил о своем намерении вывести в одностороннем порядке советские войска из стран Варшавского договора: еще один шаг в сторону разрядки, который, вместе с тем, скрывал растущие трудности, возникшие в отношениях СССР с союзниками.

Горбачев продолжал поиски окончательных договоренностей с Бушем по стратегическим вооружениям, но ему удалось добиться только частичных результатов. Первая встреча нового американского президента с Горбачевым состоялась на рейде Мальты 2-4 декабря 1989г. после падения Берлинской стены. С первого взгляда реальные результаты встречи было трудно оценить, но в действительности она означала поворотный момент в двусторонних отношениях. Во время прямых переговоров Горбачев поднял все критические вопросы международной ситуации, не исключая угрозы в связи с началом отделения Прибалтийских стран от Советского Союза.

"Не колеблясь, Горбачев открыто говорил и о внутренних трудностях. Он говорил о проблемах бюджета, о последствиях Чернобыля. По его словам, "главное испытание заключалось в том, чтобы покончить с недостатком потребительских товаров".

"Затем участники переговоров перешли к обсуждению закрытых вопросов, и этот момент доверительности показал американскому президенту, что Горбачев признал слабость своей позиции. Хотя он и продолжал утверждать, что Советы сохраняют превосходство в Европе, но при этом заявил: "Вы не являетесь больше нашими врагами. Времена изменились. Вы нужны в Европе. Вы должны оставаться в Европе. Для будущего континента важно, чтобы вы присутствовали". Государственный секретарь Джеймс Бэйкер оценил эти заявления как самые важные и самые многообещающие из тех, что сделал Горбачев. Именно в то время, когда советская империя в Восточной Европе разваливалась, Горбачев подтвердил свою готовность связать советскую внешнюю политику с доминированием американцев. С другой стороны, переговоры на Мальте убедили Буша, что Горбачев - лучший из возможных собеседников на тот момент; надежный партнер в эпоху новых отношений между Москвой и Вашингтоном".

В этой обстановке глубоких политических перемен Буш и Горбачев на Мальте весьма решительно обязались продолжить в последующие месяцы переговоры о разоружении и подошли к ситуации с такой обостренной заинтересованностью, которой, возможно, не требовалось. Они договорились о существенном ограничении своих войск, размещенных в Европе. Получив одобрение НАТО и Варшавского договора 13 февраля 1990г. в Оттаве состоялась встреча представителей двух союзов, которые установили максимальный предел - в 195 000 человек - для советских и американских войск в Европе.

Буш и Горбачев снова встретились 30 мая в Кэмп - Дэвиде. На этот раз они договорились, что переговоры СНВ должны быть завершены, подтвердили обязательство на 50% сократить соответствующие ядерные силы, уничтожить арсеналы химического оружия и подписать новое торговое соглашение.

Прежде чем соглашение, достигнутое во время встречи в верхах в 1990г., стало официальным договором, на пути к разоружению был сделан новый важный шаг: в Париже завершились переговоры, начатые в Вене в 1973г. о взаимном сбалансированном сокращении вооруженных сил и вооружений в Европе. Соглашение было одобрено на встрече глав государств и правительств СБСЕ, которая состоялась 19 ноября 1990г. в Париже, где были подписаны два документа. Первый из них - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ). Он подтверждал обязательства, уже содержавшиеся в Заключительном Хельсинкском акте, и устранял возможность неожиданного нападения и проведения крупных наступательных операций в Европе. Второй документ, подписанный 21 ноября всеми странами - участницами СБСЕ, провозглашал принципы "Парижской хартии для новой Европы", т.е. правила будущего мирного сосуществования на Европейском континенте. Заключение этого договора открыло путь к соглашению о стратегических вооружениях. Переговоры по этой проблеме завершились 31 июля 1991г., когда Буш и Горбачев подписали в Москве Договор СНВ-1, т.е. договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Соглашение отражало договоренности, достигнутые на разных стадиях в ходе встреч на высшем уровне Горбачева с Рейганом и Бушем. Их результаты отражает нижеследующая таблица.

Ядерные боеголовкиСилы до СНВ-1Лимит СНВСШАСССРМежконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (МБР) 245066124900 (общее количество боезарядов на баллистических ракетах морского и наземного базирования, разрешенных каждой державе) Баллистические ракеты на подводных лодках (БРПЛ) 57602804Тяжелые бомбардировщики, оснащенные ракетами с ядерными боеголовками (ТБ) 2353855В целом10 56310 2716000

Эти переговоры завершились в январе 1993г. заключением нового договора между Бушем и Ельциным, названного СНВ-2. Этот договор практически вдвое снижал лимиты, установленные СНВ-1.

Соглашения от 31 июля 1991 г. для Горбачева были кульминационным и заключительным моментом в его международной деятельности как руководителя государства.

"После этого наступила острая фаза кризиса в Советском Союзе - в августе 1991г произошел государственный переворот и Горбачев был отстранен от власти, а в декабре 1991г. он официально прекратил исполнение обязанностей президента СССР. Одновременно СССР перестал существовать "как субъект международного права и геополитическая реальность". 9 декабря 1991г. Ельцин приступил к формированию отношений между бывшими советскими республиками на новой основе". Американскому правительству предстояло сделать выбор между четырьмя субъектами, обладавшими атомным оружием, которым располагал бывший СССР, т.е. между Российской Федерацией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Выбор должен был пасть на самого сильного преемника.

Осенью Буш приступил к переговорам с президентом Российской Федерации Борисом Ельциным, и именно с ним в январе 1993г. было подписано соглашение СНВ-2.


Последнее десятилетие прошедшего века было отмечено кардинальными переменами в мировых делах. Развал СССР наделил США статусом глобальной сверхдержавы, возвестив конец эпохи биполярного политического мироустройства. "В результате краха соперника Соединенные Штаты оказались в уникальном положении. Они стали первой и единственной действительно мировой державой".

Всю цепь геополитических изменений, которые привели к формированию нового, постбиполярного мироустройства, условно можно разделить на два этапа:

конец биполярного мироустройства сразу после падения Берлинской стены, развала СССР и окончания холодной войны;

вступление в НАТО и ЕС первых постсоциалистических государств.

После того как в начале 90-х годов прошлого века после распада Советского Союза США оказались в роли единственной сверхдержавы, американское руководство, очевидно, пришло к заключению, что им была одержана "победа" в "холодной войне" (Буш заявил об этом в январе 1992г.). На основе этого был взят курс на закрепление плодов этой "победы", запрограммировано сохранение и даже усиление безусловного американского лидерства, позиции единственного центра силы в мире, по крайней мере, на ближайшие десятилетия XXI века.

После распада СССР довольно ощутимы были потери России в связи с политикой "перестройки" в военно-технической сфере. Так по сравнению с США Россия за последние годы стала продавать танков в 17 раз меньше, БМП - в 3. 5, ракетных комплексов - в 20 раз. При общем снижении объемов мировой торговли оружием отчетливо прослеживается монополизация рынка двумя державами - США и ФРГ. Их доля выросла соответственно на 50% и более чем в 3 раза. Доля России же сократилась втрое, наблюдается процесс вытеснения России с мирового рынка торговли в этой области.

Безвозвратно нарушенным оказался тот глобальный баланс сил, который установился на планете в результате Второй мировой войны. Биполярная система мира - СССР и США, отошла в прошлое.

Распад ОВД является 2-м по значению после развала СССР фактором, определившим принципиальное изменение военно - стратегической обстановки в мире, заметному нарушению баланса в пользу США. Все это привело к качественному усилению геополитических позиций США. В результате исчезновения советского "центра силы".

Соединённые Штаты своей внешней политикой поддерживали появление признаков распада СССР. Они одни из первых признали независимость стран Балтии, поддерживали факторы информационной атаки.

В нач. 90-х гг. появилось мнение о неизбежности гегемонии США.

Концепции глобального лидерства США:

1.Концепция жесткой гегемонии

2.Мягкая (скрытая гегемония)

.Принцип "первый среди равных"

О власти Америки в Евразии

"Евразия является крупнейшим континентом на земном шаре и занимает осевое положение в геополитическом отношении. Государство, которое господствует в Евразии, контролировало бы два из трех наиболее развитых и экономически продуктивных мировых регионов. Один взгляд на карту позволяет предположить, что контроль над Евразией почти автоматически повлечет за собой подчинение Африки, превратив Западное полушарие и Океанию в геополитическую периферию центрального континента мира

Около 75% мирового населения живет в Евразии, и большая часть мирового физического богатства также находится там как в ее предприятиях, так и под землей. На долю Евразии приходится около 60% мирового ВНП и около трех четвертей известных мировых энергетических запасов.

В Евразии также находятся самые политически активные и динамичные государства мира. После Соединенных Штатов следующие шесть крупнейших экономик и шесть стран, имеющих самые большие затраты на вооружения, находятся в Евразии. Все, кроме одной, легальные ядерные державы и все, кроме одной, нелегальные находятся в Евразии. Два претендента на региональную гегемонию и глобальное влияние, имеющие самую высокую численность населения, находятся в Евразии. Все потенциальные политические и/или экономические вызовы американскому преобладанию исходят из Евразии. В совокупности евразийское могущество значительно перекрывает американское. К счастью для Америки, Евразия слишком велика, чтобы быть единой в политическом отношении.

Евразия, таким образом, представляет собой шахматную доску, на которой продолжается борьба за глобальное господство".

Стратегия России

"Россия остается крупным геостратегическим действующим лицом, несмотря на ослабленную государственность. Само ее присутствие оказывает ощутимое влияние на обретшие независимость государства в пределах широкого евразийского пространства бывшего Советского Союза. Она лелеет амбициозные геополитические цели, которые все более и более открыто провозглашает. Как только она восстановит свою мощь, то начнет также оказывать значительное влияние на своих западных и восточных соседей. Кроме того, России еще предстоит сделать свой основополагающий геостратегический выбор в плане взаимоотношений с Америкой: друг это или враг? Она, возможно, прекрасно чувствует, что в этом отношении имеет серьезные варианты выбора на Евразийском континенте. Многое зависит от развития внутриполитического положения и особенно от того, станет Россия европейской демократией или - опять - евразийской империей. В любом случае она, несомненно, остается действующим лицом, даже несмотря на то, что потеряла несколько своих "кусков", равно как и некоторые из ключевых позиций на евразийской шахматной доске".

Американская концепция "расширения демократии"

Приход к власти администрации демократов привел к увеличению внимания, которое в Вашингтоне стали уделять отношениям с бывшими социалистическими странами, ставшими, как было принято считать, на путь перехода от авторитаризма к демократии ("демократического транзита").

Американское руководство, осмысливая перемены в мире, размышляло над тем, как направить ход перемен в благоприятном для США русле. Прежде всего имелось в виду ликвидировать потенциал возобновления военной угрозы со стороны России. Кроме того, было важно создать условия, при которых наиболее развитые страны Запада могли получить доступ к интеллектуальным, человеческим, энергосырьевым, пространственным и другим ресурсам бывших "закрытых" стран. Требовалось преодолеть их изолированность посредством включения в мировые хозяйственные и политические интересы.

"Предполагалось, что США "в соответствии со своей исторической миссией и предназначением" принесут "свет демократии" в бывшие социалистические страны, окажут им помощь в переходе к демократии и сумеют воспитать из молодых демократических режимов партнеров США в мировой политике". По сути, речь шла о распространении американского влияния на обширные пространства, ранее для него малодоступные.

сентября 1993г. помощник президента США по национальной безопасности Энтони Лейк выступил в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Гопкинса (г. Вашингтон) с речью, в которой он огласил концепцию "расширения демократии". Ее смысл состоял в том, что содействие демократизации бывших стран социалистических режимов в Евразии провозглашалось приоритетом американской внешней политики. "В июле 1994г. идей Э. Лейка были положены в основу документа СНБ США - директивы "Стратегия национальной безопасности посредством вовлечения и расширения". Речь шла о трансформировании стран Восточной Европы и бывшего СССР по усредненной демократической модели и превращении "пост - коммунистического" пространства в "стратегический резерв", с опорой на который США могли бы с большими основаниями рассчитывать на сохранение позиций, приобретенных после распада СССР". Идея "расширения демократии" оказалась направляющей для международно-политической деятельности США при первой и второй администрациях Клинтона.

Смысл концепции был осознан не сразу. Первоначально в России идею Э. Лейка приветствовали как знак намерения США оказать России помощь в проведении реформ. Но вскоре выяснилось, что под реализацию концепции "расширения демократии" США имели намерения ассигновать фонды, сравнимые с финансированием "плана Маршалла" в 1947г. Даже те ресурсы, которые были выделены на реализацию концепции Э. Лейка, были адресованы преимущественно малым и средним странам Восточной Европы, а не России. Западные страны не полностью доверяли Москве, считали ее слишком сильной, непредсказуемой и опасной.

Помимо экономического концепция Э. Лейка имела военно-политическое содержание. В этом смысле она вообще противоречила представлениям российской элиты о национальных интересах страны. "Расширение демократии" предполагало включение стран, прошедших через этап "демократического транзита", в состав "демократического сообщества" - через их принятие в военно-политические и экономические структуры Запада. "Расширение демократии" должно было означать включение бывших восточноевропейских союзников СССР в состав НАТО. К такому повороту событий в Москве были готовы не все".

Подводя итоги по второй главе, нужно сказать, что в период прихода к власти Горбачева государства были истощены гонкой вооружений. Необходимо было преодолеть научно-техническую отсталость, а для этого - сотрудничать с Западом. Суть политики Горбачева состояла в деидеологизации внешней политики. Вслед за этим наступил период нормализации отношений с США. Встреча Горбачева с Рейганом в 1985г. обозначила новый этап в переговорах. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанный в 1987г., означал прорыв в двусторонних отношениях.

После распада СССР США предполагали, что Россия превратится в демократию западного образца. За распространением демократии на Россию последовала демократизация Центральной и Восточной Европы, что более подробно будет описано в следующей главе.

Глава 3. Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Демократизация Восточной Европы

После распада "социалистического лагеря" в политической науке были произведены терминологические уточнения. Часть региона зарубежной по отношению к СССР Восточной Европы стала именоваться "Центральной и Восточной" (или даже "Центрально-Восточной") Европой. К ней стали относить Болгарию, Венгрию, Польшу, Чехию, Словакию, Румынию, Словению и три страны Прибалтики (Латвию, Литву и Эстонию). В группу стран Юго-Восточной Европы начали включать государства бывшей Югославии (кроме Словении), Албанию, Болгарию и Румынию. Восточной Европой в публикациях стали именовать Белоруссию, Украину, Молдавию и Россию. При этом, наряду с новым словоупотреблением в литературе продолжало фигурировать прежнее обобщающее название "Восточная Европа", которое объединяет как бывшие страны ОВД, так и новые страны, образовавшиеся в 1991 г. на европейских частях пространства распавшихся СССР и Югославии.

"После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы в 1989 г. в них начались процессы трансформации. Государства, вставшие на путь демократических реформ, включая Россию и другие страны бывшего СССР, стали называть "странами с переходной экономикой" и "переходными странами" (transitional societies)". Новые некоммунистические или коалиционные правительства стали осуществлять политические и экономические преобразования. Проводилась линия на либерализацию ценообразования и внешней торговли. Предпринимались меры по сдерживанию инфляции. Шла приватизация государственной собственности. Начала создаваться база рыночного хозяйства.

Образцом успешного проведения преобразований стала реформа в Польше, которой после распада социалистического строя раньше других восточноевропейских стран удалось преодолеть экономический спад и достичь дореформенного уровня жизни. Решающим фактором успеха польских реформ стало решение западных стран списать 2/3 внешней задолженности страны.

В декабре 1992 г. посредством подписания соглашения между органами власти обеих частей Чехословацкой федерации эта страна была разделена на два государства - Чехию и Словакию. Реформы в Чехии осуществлялись более быстрыми темпами, хотя шли они труднее, чем в Польше. "Сравнительно гладко преобразования удалось провести в Венгрии, оказавшейся подготовленной к рыночным реформам "особой экономической политикой" Я. Кадара в 70-80-х годах. Румыния и Болгария по темпам и эффективности реформ отставали. В них преобразования сопровождались глубоким спадом производства и обеднением населения".

Среди республик бывшей Югославии наиболее успешно трансформация социалистической системы проходила в Словении, в которой удалось избежать резкого падение жизненного уровня. Остальные части югославской федерации не смогли приступить к преобразованиям из-за войн, разгоревшихся на территории Югославии.

Чрезвычайно трудно преобразования шли в Албании, где компартия лишилась власти в 1992 г., а реформы, начатые новым президентом Сали Беришей, обернулись криминализацией экономики и тяжелым внутриполитическим кризисом 1997 г.

"В целом, в первой половине 90-х годов в странах Центральной и Восточной Европы утверждались демократические тенденции, хотя в некоторых из них имелись проявления авторитарности (в Польше и Словакии). В наибольшей степени авторитаризм проявил себя в странах распадавшейся Югославии. Во всех странах крепли националистические настроения, принявших крайние формы в странах Балканского полуострова".

Позиции правых партий, пришедших к власти после распада "социалистического лагеря", к середине 90-х годов стали слабеть. Наметилось усиление влияния сил социал-демократического толка.Л. Валенса в Польше в 1995 г. проиграл президентские выборы социал-демократу Александру Квасьневскому. В Чехии в 1998 г. было сформировано социал-демократическое правительство. В Румынии в 2000 г. после неудачного правления правоконсервативной коалиции в 1995-1999 гг. к власти вернулся первый "посткоммунистический" президент И. Илиеску. Социалисты стали возвращать себе влияние в Венгрии. Однако, приходя к власти, социал-демократы оставались проводниками умеренно-правого социально-экономического курса при сохранении ориентации на США и НАТО.

"Влияние России в этой части мира упало - отчасти оттого, что Российская Федерация после распада СССР утратила границу с "прежней" Восточной Европой - за исключением небольшого участка российско-польской границы в Калининградской области. Российская Федерация взамен старых союзных договоров СССР с социалистическими странами в 1993 г. подписала серию договоров о дружбе и сотрудничества с Болгарией, Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией и Румынией". Из них договоры с Венгрией и Румынией не были ратифицированы Государственной Думой России, поскольку их содержание было сочтено "не соответствующим интересам России". В случае с Венгрией речь шла о пункте, в котором говорилось об ответственности СССР за вмешательство в венгерские события 1956 г. В договоре с Румынией - о статье относительно осуждения "пакта Молотова - Риббентропа" 1939 г. и его последствиях для Румынии, что могло подразумевать косвенное указание на неправомерность вхождения Бессарабии в состав СССР в 1940 г.

Довольно натянутыми в первой половине 90-х годов были отношения России со странами Прибалтики. С их территории в этот период начали выводиться российские (бывшие советские) войска, что сопровождалось вспышками национализма, на волне которых в Латвии и Эстонии были приняты законы о гражданстве, которые носили дискриминационный характер по отношению к русскому населению.

"После распада прежних отношений с Советским Союзом страны региона стали переориентировать экономические связи на Запад. То же сделала и Россия". В итоге объем ее торговли с восточноевропейскими странами уменьшился. Бывшие союзники СССР поставили целью вступление в Европейское сообщество, преобразовавшееся в 1993 г. в Европейский Союз. "С 1995 г. государства региона стали заключать договоры об ассоциации с ЕС. В 1994 г. все восточноевропейские страны, ранее входившие в ОВД, и три прибалтийские страны получили статус ассоциированных партнеров Западноевропейского союза. В 1996 г. к ним присоединилась Словения. С 1998 г. начались переговоры об их вступлении в Европейский Союз".

По степени готовности к нему в первую группу были включены Польша, Чехия, Венгрия, Словения и Эстония. Вторая группа, пополнившая список кандидатов в 1999 г., включила в себя Румынию, Болгарию, Латвию, Литву и Словакию. На саммите ЕС в Хельсинки в декабре 1999 г. все они наряду с Кипром, Мальтой и Турцией были наделены статусом кандидатов на вступление в ЕС. Руководство Евросоюза критично считало, что большинство из них не завершило необходимых предварительных реформ. Ожидалось, что в результате вхождения новых слабых участников возрастет нагрузка на фонды ЕС, а приток рабочей силы из восточных регионов увеличит безработицу в западной части Европы.

Подводя итоги по третьей главе, можно сказать, что в ходе изменений, произошедших в структуре управления стран Восточной Европы, авторитет России значительно ослаб и эти страны стали ориентироваться в своей внешней политике на Америку, что ослабило значение России на мировой арене.

Заключение

Подводя краткие итоги, можно отметить следующие основные изменения, произошедшие на международной арене вследствие Перестройки: распад СССР, вывод ракет средней и малой дальности из Европы, сокращение ядерных вооружений, распад социалистического лагеря и Варшавского договора (согласно Протоколу о полном прекращении действия Договора 1 июля 1991 г.), объединение Германии с последующим выводом советских войск, завершение Афганской войны выводом советских войск (15 февраля 1989), восстановление дипломатических отношений с Албанией (30 июля 1990) и Израилем (3 января 1991) и многие другие.

Главным вопросом, волнующими мировое сообщество в настоящее время, является проблема расстановки сил в мире, образования новых полюсов. В последние годы 20 столетия Россия старалась балансировать между различными силовыми центрами современного мира, пытаясь отстоять независимость своей внешней политики, стимулировать тенденции к многополярности миропорядка. Об этом свидетельствуют встречи президентов РФ с лидерами ФРГ, Франции, Японии, Китая и других стран, достигнутые на них договоренности о новых направлениях сотрудничества, оживление российской политики на многих направлениях. Основной целью усилий России являлось и остается недопущение такой расстановки сил в мире, когда идет создание единственного мирового силового полюса. Отсюда - принципиальный отказ России от формирования общеевропейской системы в рамках НАТО, ее стремление к повышению статуса и расширению функций ОБСЕ. В связи с этим, можно предполагать, что наиболее вероятный в настоящее время вариант глобальной международной системы - многополярность, при которой основными акторами являются страны - обладатели ядерного оружия.

Список литературы

1.Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / З. Бжезинский - М.: Международные отношения, 2009. - 280с.

2.Богатуров А.Д. Системная история международных отношений. Том второй. События 1945-2003 годов/ А.Д. Богатуров - М.: Культурная революция, 2007. - 720с.

.Богатуров А.Д. История международных отношений. Том второй. 1945-2008 гг. / А.Д. Богатуров, А.В. Аверков - М.: Аспект Пресс, 2010. - 520с.

.Боффа Дж. История Советского Союза/Дж. Боффа - М.: Международные отношения, 1994. - 448с.

.Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира/ М.С. Горбачев - М.: ИПА, 1988. - 272с.

.Дубинин Ю.А. История международных отношений. 1975 - 1991гг. / Ю.А. Дубинин, Б.Ф. Мартынов, Т.В. Юрьева - М.: МГИМО, 2006. - 336с.

.Ермаков В.Д. История международных отношений / В.Д. Ермаков - СПб: Соларт, 2008. - 512с.

.Мунчаев Ш.М. Политическая история России / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов - М.: Норма, 1999. - 736с.

.Эннио Ди Нольфо. История международных отношений. 1918-1999 гг. /Эннио Ди Нольфо - М.: Логос, 2003. - 748с.

Похожие работы на - Перестройка в СССР и её влияние на международные отношения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!