Графика как средство отображения окружающей действительности в изобразительной деятельности младших школьников

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,39 Мб
  • Опубликовано:
    2012-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Графика как средство отображения окружающей действительности в изобразительной деятельности младших школьников

ВВЕДЕНИЕ

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что в процессе предметно-чувственной деятельности, в том числе и рисования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. [20]

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии многих психических процессов. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Одним из видов такой деятельности является рисование. В процессе рисования происходит развитие ребенка, его познавательных процессов. Во время рисования с натуры происходит познание ребенком таких понятий как цвет, объем, пространство и т.д. [2]

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. В процессе изобразительной деятельности сочетаются физическая и умственная активность ребенка.

Мир художественных образов - неотъемлемая часть истинной жизни человека. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Человеку, тем более ребенку, необходимо получать духовную «пищу» для становления личности, и гармонии с самим собой и окружающим миром.

Всё вышесказанное обусловило актуальность выбранной темы исследования: «Графика как средство отображения окружающей действительности в изобразительной деятельности младших школьников».

Цель: выявление роли графики как средства отображения окружающей действительности у младших школьников.

Задачи:

изучить литературу по данной теме;

раскрыть понятие графики, выявить её классификацию и виды;

выявить особенности использования графики как средства отображения окружающей действительности;

на практике провести чикл уроков по обучению выразительным средствам графики,

выявить уровень овладения графическими техниками

Объектом исследования является процесс развития изобразительной деятельности детей.

Предметом исследования выступает графика как средство отображения окружающей действительности.

Работа носит практический характер.

1. ПОНЯТИЕ ГРАФИКИ

.1 Графика и история графики

Графика (греч.γραφικος - письменный, от греч. γραφω - пишу) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях - два. Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже - фактурной) поверхностью бумаги - главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В.А. Фаворского, - «воздух белого листа»).

Наиболее древний и традиционный вид графического искусства - рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт. Древнейшие произведения искусства имеют возраст приблизительно 60 тысяч лет. В ту далекую эпоху изобразительные средства людей были довольно ограниченными и представляли в основном наскальную живопись, но это было уже настоящее искусство. [20]

В задачах рисунка немало общего с живописью, а границы между ними подвижны и в значительной мере условны: акварель, гуашь, пастель и темпера могут использоваться как для создания собственно графических, так и живописных по стилю и характеру произведений. Графическое искусство включает в себя как собственно рисунок, так и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, О. Родена во Франции, Рембрандта в Голландии, В.И. Баженова в России). Не обладая таким объёмом полноты возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности; для графических произведений могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, обстоятельность разработки тончайших элементов фактуры и выявления структуры предмета. [7]

Искусство является одной из важных составных частей духовной культуры человеческого общества. С древнейших времен изобразительное искусство присутствовало в жизни человека, который сначала примитивно, а потом все более умело и осмысленно пытался передать графическое отображение окружающих природных процессов и собственных эмоциональных переживаний. [10]

1.2 Классификация видов графики

Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объема: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика».

Печатная графика - совокупность видов графики, дающих возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах. В отличии от живописи, она намного более доступна. Наибольшее распространение печатная графика получила в Европе в средние века с появлением бумаги и открытием печатного станка. [12]

Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений. Поэтому первоначально они использовались для иллюстраций религиозных сюжетов. В дальнейшем эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической графикой, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий.

Несмотря на некоторую вспомогательную роль, печатная графика обладает целым рядом выразительных достоинств, что делало ее популярной среди великих художников прошлого.

Вместе с тем, многие техники печатной графики весьма трудоемки, поэтому часто художник отдавал свой эскиз мастерам граверам, которые переносили это изображение на доску, а потом печатали. [3]

В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравирования) - механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или «плоской» печати различаются такие разновидности («техники») печатной графики, как:

ксилография,

линогравюра,

цинкография,

литография,

гравюра на картоне,

гравюра резцом на меди,

офорт,

меццо-тинто,

акватинта,

сухая игла. [6]

Ксилография - гравюра на дереве, основная и древнейшая техника гравюры.

Линогравюра - гравюра на линолеуме.

Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тиража), меццо-тинто ("черная печать"), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак).

Литография - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.

Гравюра на картоне - вид графического тиражируемого изображения, используемый в основном в средней школе, на уроках изобразительного искусства. Вид высокой печати. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Офорт - вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами.

Меццо-тинто, «чёрная манера» - вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений - штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернённой доске.

Акватинта - метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислото-отталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.

Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем процарапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической доски. [10]

Уникальная графика - рисунок (карандашом или цветными карандашами, фломастером, углем, соусом, мелом, цветными мелками - пастелью, тушью - кисточкой или пером и т. д.), акварель, гуашь, монотипия, коллаж, аппликация, фотомонтаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец. [7]

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)

Книжная графика (иллюстрации, обложки т. п.)

Журнальная и газетная графика

Прикладная графика, (плакат и пр.)

Компьютерная графика

Промышленная графика

Станковая графика включает в себя станковый рисунок и эстамп.

Станковый рисунок - изображение, созданное на станке (мольберте).

Эстамп - произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы).

В зависимости от способа создания печатной формы и метода печати эстампные техники можно разделить на четыре больших объема:

Высокую печать (обрезная ксилография; торцовая ксилография; линогравюра; гравюра на картоне).

Глубокую печать (офортные техники: игловой офорт, акватинта, лавис; сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто).

Плоскую печать (литография).

Трафаретную печать (шелкографские техники; вырезной трафарет).

Книжная графика - один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т.п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой - развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.

Журнальная и газетная графика - графика, использующаяся для печати в периодических изданиях.

Прикладная графика - группа листовых изданий, имеющих главным образом бытовое или близкое к нему служебное назначение: экслибрисы, этикетки, почтовые марки и т. п.

Компьютерная графика - область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности. [7]

Промышленная графика - вид прикладной художественной графики, обслуживающий сферу производства и сбыта промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, упаковки, издательские марки; рекламные издания - каталоги, буклеты, проспекты и др.) и сферу управления производством (деловые бумаги - бланки, конверты и др.). По своим задачам тесно соприкасается с торгово-промышленной рекламой, нередко являясь её составной частью. [3]

Особую, самостоятельную область образует графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия), имевшая особенно большое художественное значение в эстетических системах древности и Востока (арабская вязь, китайские и японские иероглифы, индийские шрифты, армянский, грузинский алфавиты и др.). [8]

Средства выразительности в графике, материалы и техники рисунка

Графика является одним из видов изобразительного искусства. По сравнении с живописью язык графического произведения более скупой, лаконичный и условный. В рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом, углем, сангиной, тушью и др. Произведения графики обычно выполняются на бумаге, реже - на пергаменте, ткани и других материалах. В основе графического произведения лежит рисунок.

Средством художественного выражения в графике являются линия, соотношение белого и черного, светотень, тон. Графика не исключает применение цвета. В книжной иллюстрации, в плакате, в рисунке художник часто использует 2-3 цвета.

Графика включает разные типы изображения. Это могут быть наброски сделанные углем, карандашом, пером, легкие, передающие лишь самое главное, типичное, характерное, а также более законченные и крупные композиции.

Большое место в графическом искусстве занимает оформление книг. Книжная иллюстрация призвана раскрывать в образах замыслы писателя. Особое место в книжной графике занимает иллюстрация к детской книге. С этим видом искусства ребенок сталкивается ежедневно, поэтому очень важен высокий уровень оформления книг для детей. Простота, лаконичность графики позволяют детям даже младшего дошкольного возраста схватывать главное, определять сюжетную линию. [10]

Средствами выразительности графики являются:

Линия

Штрих

Пятно

Тон

Линия - протяжённый и тонкий пространственный объект; в переносном значении - цепь связанных друг с другом объектов.

Штрих - тонкая черта, линия;

Пятно - место на какой-нибудь поверхности, выделяющееся только по цвету от остальной поверхности.

Тон - одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и светлотой. Тон определяется характером распределения излучения в спектре видимого света, причём, главным образом, положением пика излучения, а не его интенсивностью и характером распределения излучения в других областях спектра. Именно тон определяет название цвета, например «красный», «синий», «зелёный». [3]

Цвет в графике в отличие от живописи чаще играет вспомогательную роль. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).

Стилистические средства графики разнообразны: от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых.

Материалы графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Бумага - предопределяет классическую роль белого фона, на котором значительную выразительность обретают линия и пятна; при этом монохромное изображение на контрастном белом фоне формирует особую эстетическую систему, что позволяет охарактеризовать графику как искусство «белого и черного». Но это вовсе не исключает богатой полихромии или подцветки плоскостей в зависимости от творческого замысла художника и выбора им материалов (цветная бумага, цветные карандаши, акварель, и т.п.).

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. [5]

Техники рисунка:

• Перо - используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель).

• Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. Распространен твердый уголь из прессованного угольного. Техника рисунка углем разнообразна, так как углем можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности.

• Сангина - палочки без оправы различных красно-коричневых тонов. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных переходов. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней.

• Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи. Цвета пастели можно смешивать, нанося один слой на другой и растирая их растушевкой или рукой.

• Соус - жирные черные палочки цилиндрической формы диаметром 8-10 мм, обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворенным в воде соусом кистью (мокрый соус).

• Акварель - краски, обычно на растительном клее, разводимые водой. Ее основные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже - шелка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает в себе особенности графики (активная роль бумаги в построении изображения и в передаче художественного образа) и живописи (богатый тон, построение формы и пространства цветом). Специфические приемы акварели - размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В учебном рисовании применяют наборы в 10-16 красок, в которые входят следующие цвета: черный, фиолетовый, пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и коричневый.

• Гуашь - краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал) и примесью белил. Гуашь обычно употребляется для работы по разнообразной основе - бумаге, картону, полотну, шелку. По технике гуашь ближе к акварели, а по художественному воздействию - к пастели. [6]

2. ГРАФИКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

.1 Программные требования

В программе Шпикаловой Т.Я., которая будет рассмотрена, главная особенность - интегрированный курс изобразительного искусства и технологии. Для этих предметов создана единая программа и параллельное планирование.

Тема «Графика» изучается в 4 классе.

Задачи программы по овладению графическими техниками:

Развитие эмоционально-эстетического восприятия

Формирование эстетических представлений и художественных умений с графическими средствами выразительности. (Роль линии, силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Приемы передачи объема в искусстве графики. Простейшие приемы передачи светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Упражнения по выполнению набросков фигуры взрослого человека и фигуры ребенка, объектов природы, деревьев, транспорта, игрушек. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи движения (ветра, движущихся облаков, людей, транспорта и т. д.) с помощью линий, штрихов. Выполнение набросков знаков-символов четырех природных стихий (солнце, небо; земля, вода, дерево; русалки, неведомые существа). Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.))

Развитие художественно-творческой деятельности (Изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (предметы быта и домашней утвари) с передачей характерных признаков формы, объема. Рисование с натуры тематического натюрморта графическими материалами Составление декоративной композиции натюрморта из предметов современного быта и выполнение ее из материалов на выбор (гуашь, черная тушь)).

Ниже представим примерное планирование уроков изобразительного искусства по теме «Графика» в 4 классе:четверть

Древо жизни - символ мироздания. Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки (графические материалы)

Мой край родной - моя земля. Пейзаж. Графическая композиция (пастель, мелки, уголь)четверть

Вольный ветер - дыхание земли. Графические наброски на передачу динамики (материалы по выбору)четверть

Вещи старого дома. Упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема в рисовании предметов с натуры. Тематический натюрморт с натуры (графические материалы). Вещь во времени и в пространстве. Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь). «Да, были люди в наше время...». Зарисовки по представлению русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812 г. (графические и живописные материалы по выбору). Потешные листы. Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха; Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне (графический рисунок с раскраской)

В результате изучения изобразительного искусств ученик должен знать/понимать:

• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;

• средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;

• понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;

Уметь:

• пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

• в самостоятельном творчестве;

• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства;

• проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, страны и других народов мира; [1].

2.2 Методика обучения графике в начальной школе

На уроках изобразительного искусства мы используем различные виды штрихов линии, точки. Выделяем основные виды штрихов и линий:

. Контурные линии.

Они точно повторяют изгибы поверхности изображаемого объекта. Эти линии должны как бы стекать по поверхности предмета. Контурные линии могут быть прямыми или изогнутыми, длинными или короткими, их необходимо располагать близко друг к другу.

Контурные линии представлены на рисунке.

Рисунок 1 - Контурные линии

. Параллельные линии.

При рисовании этих линий необходимо следить, чтобы они были прямыми и максимально параллельными. Предмет, нарисованный такими линиями, выглядит плоским. Удобно так рисовать пейзажи и явления природы (дождь, туман).

Параллельные линии представлены на рисунке.

Рисунок 2 - Параллельные линии

. Перекрёстная штриховка.

Эта штриховка выполняется параллельными линиями, которые наносятся в различном направлении. Такая штриховка используется для передачи шероховатой поверхности и для углубления тона. При выполнении этой работы требуется большая аккуратность, так как линии должны иметь одинаковую толщину и наклон.

Перекрестная штриховка представлена на рисунке.

Рисунок 3 - Перекрестная штриховка

. Запутанные линии.

Эти линии извиваются, петляют небрежно и свободно. Они идут в любом направлении, могут быть любой длины. Такие линии используются для набросков, они хорошо поддаются коррекции. Запутанные линии используются для изображения деревьев, кустарников, курчавых волос на портрете.

Запутанные линии представлены на рисунке.

Рисунок 4 - Запутанные линии

5. Волнистые линии.

Эти линии наносятся близко друг к другу так, чтобы создавалась волнистая поверхность. Волнистые линии используются для передачи фактуры дерева, перьев, прожилок листьев.

Волнистые линии представлены на рисунке.

Рисунок 5 - Волнистые линии

. Соприкасающиеся линии.

Эти линии похожи сразу и на контурные и на перекрёстные, они могут пересекаться в любых направлениях. Соприкасающимися линиями удобно изображать мех животных, траву. Учащимся необходимо показать, что эти линии не нужно рисовать ровными рядами.

Соприкасающиеся линии представлены на рисунке.

Рисунок 6 - Соприкасающиеся линии

После того как учащиеся познакомились с различными видами штрихов и выполнили работы с их помощью, предлагается новый вид штриховки - точками. Чтобы нанести точку, перо необходимо держать строго перпендикулярно листу бумаги. При выполнении точечной штриховки от учащихся требуется усидчивость и терпение, аккуратность. Точечная штриховка используется для изображения объектов, состоящих из многих мелких частей (брызги воды, облака, песок).

Точечная штриховка представлена на рисунке.

Рисунок 7 - Точечная штриховка

Тон - это степень светлоты или темноты цвета. Ребёнок имеет дело с чёрным и белым цветом. Белый цвет - это цвет чистого листа, если немного нанести туши штрихами и точками - получим серый цвет, и чем реже они, тем серый цвет будет светлее. Когда штрихи и точки расположены очень близко друг к другу - получаем чёрный цвет. Соотношение тонов очень важно при работе в разделе «Графика». Ученик должен обязательно наносить контуры предмета, чтобы придать ему форму. Это можно сделать путём умелого использования тона. Помещая тёмные объекты на светлом фоне, создаём естественную границу.

Контраст - ключ к чёткому рисунку. Создавать контрасты можно с помощью цвета и изменения направления линий. Этот способ наиболее эффективен, если в работе используется один вид штрихов.

Разные виды штриховок с использованием контраста представлены на рисунке.

Рисунок 8 - Контраст

После того как ученики освоили различные виды штриховки и попробовали выполнить небольшие работы на серии уроков изобразительного искусства, можно поработать над более серьёзной и большой работой или вернуться к этой технике в следующем году.

Роль учителя на этих уроках очень велика. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, методы выражения формы средствами рисунка, учитель добивается большего эффекта, когда наглядно перед глазами учеников проделывает всё это своей рукой. Поэтому педагогический рисунок может быть представлен в следующих видах:

Рисунок учителя на классной доске. На этих уроках уместно рисовать на белой аудиторской доске чёрным маркером. Тогда и у учителя, и у учащихся имеются одинаковые возможности.

Индивидуальный рисунок на альбомном листе учителя, где ещё раз, переходя от парты к парте, он показывает приёмы работы над рисунком тушью.

Исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Но не нужно увлекаться этой работой, помощь ученику должна быть очень деликатной, нельзя давить и навязывать своё мнение. Наблюдая, как учитель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и поэтому сам старается исправиться.

Совершенно необходимо сделать так, чтобы дети во время урока получали удовольствие от своей работы. Для того чтобы у ребёнка с возрастом не пропал интерес к изобразительной деятельности, учитель обязан научить его основам реалистического рисунка. А новая интересная работа над рисунком возможна на уроках, где используются перья и тушь.

Шпикалова Т.Я. предлагает следующую организацию уроков изобразительного искусства, в том числе и по теме «Графика»:

Восприятие произведений искусства разных видов (графика);

Беседа по впечатлениям выставки;

Изучение темы (приемы, художественные средства выразительности);

Эксперимент репродуктивного характера (повторение изученного приема с использованием графических материалов);

Творческая работа;

Подведение итогов (выставка детских работ, рефлексия, оценивание).

Так как младший школьный возраст является временем, когда преобладает эмоциональное восприятие, то необходимо реже использовать словесные методы и чаще - активно-творческие. [2]

Вводятся элементы со 2 класса (линия, пятно), так же присутствуют и в 3 классе, но основная работа по теме «Графика» проводится в 4 классе.

Рассмотрим методику каждого этапа.

Восприятие произведений искусства разных видов (графика). Беседа по впечатлениям выставки.

На выставке представляют картины, которые являются графикой. Картины должны быть на разные темы, содержать в себе различные средства выразительности, техники, материалы.

Пример выставки по уроку дан в приложении А.

Беседа по впечатлениям выставки:

Понравились ли картины?

На какие темы были картины? Какая тема встречалась чаще всего?

Что особенного в этих картинах?

Чем они отличаются от живописи?

Чем отличаются цветные краски от черной, белой, серой?

Встречали ли похожие картины? Где?

. Работа с детьми по графической композиции А. Кравченко «Зима». Подготовка учащимися ответов на вопросы (У. с. 50-51, Т. с. 30)

Страницы учебника и рабочей тетради представлены на рисунке 9.

Рисунок 9 - Страницы учебника

Рисунок 10 - Страницы рабочей тетради

3. Экспериментирование с белой краской. Создание третьеклассниками образов зимних растений в самостоятельных творческих работах.

. Итоги: просмотр и обсуждение детских работ в классе. Выявление изящных, тонких, выполненных с любовью рисунков.

Урок приходится на начало зимы, когда изменения в природе особенно ощутимы и потому наше зрение и внимание особенно чутко реагируют на новизну в окружающей природе. Как будто заново видишь и удивляешься пушистому снегу, серебристому инею, поседевшим деревьям. Дети делятся впечатлениями по поводу своих наблюдений за зимними переменами, рассматривают картины на вернисаже (У., с. 43-47), рассказывают об увиденном, пытаются высказать главную идею произведений и пояснить, какими художественными средствами пользовались авторы.

Особое внимание детей учитель обращает на графическую композицию А. Кравченко «Зима», помогая им почувствовать ее изящество и раскрыть, в чем состоит секрет такой завораживающей привлекательности композиции. Следует нацелить детей на пристальное разглядывание зимнего таинственного царства. Рассмотрите, из чего складывается композиция - это игра, переплетение ажурных плоскостей разных растений, пышных пальм, диковинных папоротников.

Отвечая на вопросы (У., с. 50; Т., с. 30), дети пристальнее всматриваются в причудливые изображения, находят в них тонкие, плавные, волнистые и спиралевидные линии, точки, звездочки, солнышки и т. д. Вот из такого набора множества декоративных разделок под рукой графика могут складываться самые разные картины природы. Сочетания их могут быть самые необычные. Обратите внимание детей, например, на работу Д. Шмаринова «Зимой» (У., с. 51). Такая динамичная картина, передающая состояние лунного зимнего пейзажа, характеризуется контрастами округлых крон деревьев и пучков прямых линий, расположенных особым образом.

Она поражает и восхищает зрителя удалью русской зимней тройки с колокольчиком.

А вот работа В. Прибыткова «Окраина в снегу» отражает спокойствие, размеренность жизни небольшого городка с помощью равномерного чередования горизонтальных и вертикальных линий. Здесь зима предстает в привычном обличье, нет ни загадочности, ни сказочности.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Практическая часть исследования проходила на базе МБОУ «СОШ п. Советский» в 4 «б» классе, преподаватель - Белова Елена Владимировна. Уроки были проведены по программе Шпикаловой Т.Я.

Целью нашей работы является совершенствование у детей способности использовать графические средства выразительности и выявление уровня усвоения новых знаний и умений.

Для детей это было первое знакомство с разделом «Графика», поэтому перед выполнением репродуктивных и продуктивных работ уделялось достаточно много времени (до 15 минут) для ознакомления с информацией о новых средствах выразительности, графических элементах, для показа данных элементов в рисунках. Дети были очень заинтересованы, так как данный вид изобразительного искусства был для них нов. В работе были задействованы 7 человек.

Перед выполнением продуктивной работы детям предлагалось потренироваться в выполнении нового элемента на отдельных листах бумаги. На этом этапе выявлялись и корректировались основные ошибки учащихся.

Нами разработаны следующие уроки изобразительного искусства по разделу «Графика».

Тема: Знакомство с графикой. Штрих, линия. «Животные»

Цель: Знакомство с графическими средствами выразительности - штрих и линия.

Задачи:

Познакомить учащихся с понятием «Графика», с её историей и особенностями;

Познакомить с элементами графики - штрих, линия; обеспечить усвоение нового материала и применение его на практике (репродуктивно и продуктивно);

Развивать мышление, творческие способности, художественный вкус;

Воспитывать аккуратность, уважение к творчеству;

Поощрять выдумку и способность импровизировать.

Оборудование:

Презентация с изображениями по теме «Животные в стиле графика» (Приложение Ж на CD);

Проектор, экран, ноутбук;

Небольшие листы бумаги по количеству человек в классе;

Альбом для рисования;

Черные карандаш, ручка, фломастер.

Ход урока:Орг. Момент

Посадка;

Проверка рабочих мест и готовности к уроку;

Настрой на работу.Восприятие

Идёт показ работ, выполненных в стиле графика (с использованием ТСО);

Беседа с учениками:

Что необычного в данных картинах?

Какие сходства есть у этих изображений?

Какие использованы цвета?

Что изображено на картинах?

Сравнение живописи и графики

Посмотрите на рисунок 1 и сравните её правую и левую части.

Рисунок 11 - Сравнение живописи и графики

графика изобразительный урок школьник

- Кто изображен на обеих частях рисунка?

Отличается ли изображение слева от изображения справа?

Как называется вид изобразительного искусства, расположенный слева? (Живопись)

Какие средства выразительности в живописи вы знаете?

Какие отличия у предыдущих картин и у живописи?. Рассказ учителя

Мы рассматривали много знаменитых картин, выполненных в стиле живописи. Они отличаются яркостью, реалистичностью, большой палитрой красок. Живопись богата средствами выразительности - цвет, композиция, фактура поверхности картины и мазков, свет, тень.

Изображения, которые мы с вами рассмотрели, не отличаются разнообразием цветов, однако изображения от этого не стали менее реалистичны. Этот вид изобразительного искусства называется графика, от греческого - «пишу, рисую».

Как вы думаете, где зародился этот вид искусства? Зародилась графика еще в древние времена, когда у людей не было письменности, но уже была необходимость записывать, а точнее зарисовывать, важные события. Графика является древнейшим видом изобразительного искусства, и появилась она задолго до появления живописи.

Как вы заметили, в графике чаще всего использовано 2, реже 3, цвета. Такой прием называется монохромия, от греческого «одноцветность».

Повторный показ изображений на тему «Животные». (Приложение А)

Еще раз посмотрите на графические изображения. Какие элементы вы видите? С помощью каких элементов изображены тела животных? А шерсть?

Сегодня мы будем использовать 2 графических средства выразительности - штрих и линия. Как вы думаете, чем они отличаются?Репродуктивная работа по теме

Учащимся раздаются небольшие листы бумаги.

Перед вами лежат карандаш, ручка и фломастер черного цвета. Проведите каждым из них по линии.

Чем отличаются получившиеся линии?

Изобразите штрихи, используя карандаш.

Изобразите штрихи, используя ручку.

Изобразите штрихи, используя фломастер.

Какие отличия между получившимися штрихами?

Представьте, что вы хотите нарисовать спину пушистой кошки. Какие штрихи вы будете изображать - длинные и с большим промежутком между ними или короткие, располагающиеся близко друг к другу? Почему?

А какая получится шерсть у кошки, если мы изобразить длинные штрихи с большим промежутком между ними?

На тренировочных листах изобразите и пушистую, и гладкошерстную кошек.. Продуктивная (творческая) работа

Сейчас вы примените на практике наши новые умения и попробуете изобразить любое животное, используя штрихи и линии.

Дети рисуют животных, глядя на слайд с изображениями животных, и по памяти.

Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.Выставка работ, оценивание

Учитель оценивает работу детей, комментируя её, называя достоинства и недостатки.

Отметки (на этом и следующих уроках) резюмируются по следующим пунктам:

Правильность выполнения элементов;

Аккуратность;

Творческий подход.Итог урока

Рефлексия:

С каким видом изобразительного искусства вы познакомились?

Какие главные особенности графики?

С какими средствами выразительности познакомились?

К уроку прилагаются детские работы. (Приложение Б)

Тема: Графика. Волнистые линии. «Волшебные цветы»

Цель:

Знакомство с новым элементом - волнистая линия.

Задачи:

Совершенствовать умение использовать элементы штрих и линия; познакомить с новым элементом - волнистая линия;

Познакомить с видами графики;

Развивать творческие способности, мышление, воображение, художественный вкус;

Воспитывать аккуратность, уважение к труду и произведениям искусства.

Оборудование:

Изображения по теме;

Проектор, экран, ноутбук;

Альбом для рисования;

Карандаш, ручка, фломастер - по выбору;

Небольшие листы бумаги по количеству человек в классе.

Ход урока:. Орг. Момент

Посадка;

Проверка рабочих мест и готовности к уроку;

Настрой на работу.. Восприятие

Идёт показ работ, выполненных в стиле графика, с изображением растений (с использованием ТСО); (Приложение В)

Беседа с учениками: - Как одним словом вы бы обозначили тему данных рисунков?

В каком стиле выполнены все рисунки?

Какие особенности графики вы помните?

Что такое «монохромия»?

С какими средствами выразительности мы познакомились на прошлом уроке?. Рассказ учителя

Графика - вид изобразительного искусства. Графика бывает разная, у нее есть разные виды.

Графические изображения могут быть выполнены на различных материалах - камень (литография), дерево (ксилография), бумага, линолиум (линография), металл (офорт) и других.

Так же отличаются и техники - гравюра и эстамп.

Графика бывает печатная и уникальная. Как вы думаете, что это значит?

Для чего используют уникальную графику?

Где мы можем встретить печатную графику?. Репродуктивная работа

Тема сегодняшнего урока - волшебные цветы.

Как вы думаете, что может сделать обычный цветок волшебным?

Какие линии мы видим в изображениях цветов - прямые или плавные? Как вы думаете, почему?

Посмотрите на изображение на слайде, как бы вы назвали такую линию?

Рисунок 12 - Волнистые линии

Она называется волнистая. Её использую для изображения более естественной формы у растений.

Какие еще встретились новые элементы в наших цветах? Посмотрите на слайд.

Рисунок 13 - Завитки и спирали

Что это за элементы? Это завитки и спирали. Они помогут вам превратить обычные цветы в волшебные.

Вспомните цветовую особенность графики. Будем ли мы делать наши цветы разноцветными? Почему? Как называется эта особенность?

Сегодня вы можете использовать 1или 2 цвета. Если вы хотите использовать 2, то необходимо помнить, что один из них должен быть оттенком другого.

Посмотрите на слайд. На нем представлены несколько цветов с их оттенками.

Рисунок 14 -Примеры оттенков цветов

На тренировочных листах бумаги поэкспериментируйте с выбором двух цветов, которые подойдут для этой работы.

Теперь потренируйтесь в выполнении нового элемента - волнистой линии. Какие виды волнистой линии, используемые в рисовании волшебных цветов, мы еще назвали? Потренируйтесь и в выполнении завитков и спиралей.Продуктивная (творческая) работа

Сейчас вы примените на практике наши новые умения и попробуете изобразить волшебные цветы, используя волнистую линию и её виды - завиток, спираль.

Дети рисуют растения, глядя на слайд с изображениями цветов, и по памяти.

Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.Выставка работ, оценивание

Учитель оценивает работу детей, комментируя её, называя достоинства и недостатки.Итог урока

Рефлексия:

На каких материалах может быть выполнен рисунок в стиле графика?

Что значит «уникальная» графика?

Что называют «печатной» графикой?

Где мы можем встретить эти виды графики?

К уроку прилагаются детские работы (Приложение Г)

Тема: Графика. Объем. «Бесконечный космос»

Цель: Познакомить с понятием «Объем», применить на практике новые умения.

Задачи:

Обобщить теоретические знания по теме «Графика»;

Познакомить учащихся с понятиями объём, тень, оттенок;

Способствовать формированию у учащихся умения изображать объём;

Развивать воображение, творческие способности, мышление;

Воспитывать уважение к труду, творчеству, аккуратность.

Оборудование:

Изображения по теме;

Проектор, экран, ноутбук;

Альбом для рисования;

Карандаш, фломастер - по выбору;

Небольшие листы бумаги по количеству человек в классе.

Ход урока:. Орг. Момент

Посадка;

Проверка рабочих мест и готовности к уроку;

Настрой на работу.Восприятие

Идёт показ работ, выполненных в стиле графика, с изображением объемных фигур (с использованием ТСО);

Беседа с учениками:

Рисунок 15 - Сравнение объемных и плоскостных фигур

Что это? Как можно назвать одним словом? (Геометрические фигуры)

Сравните фигуры во втором ряду (куб и квадрат). Как они называются? Чем они похожи? Чем отличаются?

Посмотрите на куб. Из каких фигур состоят его грани? (Квадрат)

Сколько у куба граней? (6)

Если мы видим 1 грань, то кажется ли нам эта фигура объемной?- Какой можно сделать вывод? Как добиться объема у куба?

Когда мы видим несколько граней (или их частей) у куба, то фигура воспринимается как объемная.

Назовите примеры предметов в форме куба.

Сравните следующие 2 фигуры (шар и круг). Как они называются? Какая из этих фигур объемная?

Есть ли у шара грани?

Если закрасить шар одним цветом, без оттенков, то мы увидим объем? Сравните правое и левое изображение на слайде.

Рисунок 16 - Сравнение круга и шара

- Как же добиться объема в этом случае?

Чтобы показать объем круглого предмета необходимо использовать оттенки цвета, свет и тень.

Назовите предметы в форме шара.. Рассказ учителя

Мы познакомились с особым видом изобразительного искусства - графикой. Какие особенности этого вида искусства вы знаете? С какими средствами выразительности мы уже познакомились?

Кроме различных линий, которые мы уже изучили и использовали на практике, в графике есть и особое средство выразительности - оттенок. Кому знакомо это слово? Что это такое?

Оттенок - это разновидность цвета. Как вы думаете, у каждого цвета может быть оттенок? А как можно получить оттенок от основного цвета? Какие 2 цвета нам помогут? Добиться более светлого оттенка поможет белый цвет, а более темного - черный.

Что еще помогает добиться объема на изображение? Еще одно средство выразительности в графике - свет и тень. Как называется небольшой участок на фигуре, на который падает луч света? (Блик).

Какие же средства выразительности помогут нам придать объем кругу и превратить его в шар?

Если мы будем делать беспорядочные штрихи, то получится ли у нас форма шара, как вы думаете? Посмотрите на слайд и подумайте, какое еще правило нужно соблюдать, чтобы добить объема.

Рисунок 17 - Методика выполнения штриха

- Какой же вывод мы можем сделать?

Посмотрите на следующий слайд. Этот рисунок подскажет вам, как правильно штриховать круг, чтобы из него получить шар.

Рисунок 18 - Правило рисования шара

Луч света - что нам подсказывает эта стрелка? (Откуда падает свет) Какое она имеет значение? Какой оттенок цвета будет в этом месте (Самый светлый)

Что располагается в месте падения света? (Блик)

Как меняется оттенок, отдаляясь от места падения света? (Становится более тёмным)

Где находится самая тёмная часть шара? (На противоположной стороне от луча света)

Что еще, кроме самого шара, вы видите? (Тень)

Отличается оттенок цвета тени от оттенка цвета самой тёмной части шара? (Да, он еще темнее)

Как осуществляется переход от светлого к тёмному? (Постепенно)

Какую форму повторяют штрихи? (Форму шара)

Если свет будет падать с правой стороны, где будет самая светлая часть шара? (Справа)

Где будет самая тёмная часть шара? (В противоположной стороне, слева)Репродуктивная работа

Тема нашего сегодняшнего урока - Бесконечный космос. Что такое космос? Что вы о нем знаете?

Сегодня вы попробуете нарисовать планеты. Как вы думаете, сами по себе планеты объемные? На какую геометрическую фигуру они похожи?

Вы уже знаете, как сделать так, чтобы круг превратился в шар. Перед каждым из вас лежит небольшой лист бумаги. Нарисуйте маленький круг и, глядя на образец на слайде, попытайтесь добиться плавного перехода от темного цвета к светлому. Не забывайте про блик.

Как, использую карандаш, можно добиться разных оттенков цвета? (Регулируя нажим). Продуктивная (творческая) работа

Сейчас вы примените на практике ваши новые умения и попробуете изобразить планеты, используя новые для вас средства выразительности - оттенок, свет, тень.

Дети рисуют планеты, глядя на слайд с изображение объемных планет. (Приложение Д)

Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.Выставка работ, оценивание

Учитель оценивает работу детей, комментируя её, называя достоинства и недостатки.Итог урока

Рефлексия:

Какие средства выразительности графики вы знаете?

Какие из них необходимы для придания объёма рисунку?

Какие объёмные фигуры вы знаете?

К уроку прилагаются детские работы (Приложение Е)

Проанализировав детские работы, мы составили сводную таблицу уровня усвоения новых умений.

Таблица 1 - Результат усвоения умений по теме «Графика»

Ф.И. учащегося

Использование штриха

Использование линии

Использование волнистой линии

Использование спиралей и завитков

Использование оттенка, света и тени

Уровень усвоения техник по разделу «Графика»

Беляков К.

+2

+1

0

+1

0

Н

Вишневская А.

+2

+2

+1

0

+1

С

Георгизова Д.

+2

+2

+2

0

+2

В

Даниленко К.

+1

+2

0

+2

+1

С

Кузьменко И.

+1

+2

+2

+2

+1

В

Литовченко Д.

+1

+2

0

+2

+1

С

Лукомский Н.

+2

+2

+2

+2

+1

В


+2 - Элемент полностью освоен, применен на практике без ошибок.

+1 - Элемент освоен частично, применен на практике с небольшими ошибками.

- Элемент не освоен, на практике не применен или применен с грубой ошибкой.

На основании данных таблицы 1 сделаны следующие выводы:

из 7 детей (57,1%) полностью освоили элемент «Штрих», использовали его в своих работах, выполняли верно.

из 7 (85,7%) детей полностью освоили элемент «Линия», использовали его в своих работах, выполняли верно.

из 7 (42,8%) детей полностью освоили элемент «Волнистая линия», использовали его в своих работах, выполняли верно.

из 7 детей (71,4%) полностью освоили элементы «Завитки» и «Спирали», использовали их в своих работах, выполняли верно.

из 7 (14,2%) детей полностью освоили элементы «Оттенок», «Свет и тень», использовал их в своих работах, выполнял верно.

Следует индивидуально продолжить работу по использованию в работах разнообразных штрихов и линий с Вишневской А., Беляковым К., Даниленко К., Литовченко Д.

В последнем столбце отразили уровень освоения техник по разделу «Графика», где использовали обозначения:

Н - низкий, С - средний, В - высокий.

На основании анализа работ сделан вывод, что проведенные уроки в основном своих целей достигли, использованная методика Шпикаловой Т.Я. дала положительный результат.

На основе анализа работ учащихся удалось установить, что образы, изображаемые детьми с помощью графических средств выразительности, отличаются своеобразностью и точностью. Для детей не стала трудностью монохромия и ограниченность в материалах, многие работы отличаются выразительностью.

После знакомства с разделом «Графика» при выполнении творческих работ по другим дисциплинам большая часть учащихся использовала графические техники рисунка, элементы и материалы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным. [20]

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование - более сложное средство изображения, чем, например, лепка и аппликация.

Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия сначала имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование уже приобретает характер изображения. В младшем школьном возрасте дети с помощью учителя совершенствуют уже имеющиеся навыки и знакомятся с новыми.[14]

Известный отечественный исследователи проблем творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

. Гибкость мышления.

. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

. Лёгкость генерирования идей.

. Творческое воображение.

. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [16]

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

С психологической точки зрения начальная школа является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. [5] А это качество необходимо всячески развивать. Начальная школа также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Так как развитие творческих способностей необходимо, следует уделять должное внимание урокам труда и рисования. Графика является одним из видов изобразительного искусства, поэтому ей отводится отдельная тема в учебных программах.[20]

Графика способствует развитию образного мышления и овладению передачи пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу. Каждый урок рисования начинается с беседы, так же применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала. [18]

Дети получают удовольствие от рисования в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления.

Использование графики в большей степени способствует развитию мышления и воображения, так как детям необходимо создавать максимально реалистичные рисунки, используя минимум средств выразительности (точка, линия, штрих, тон, пятно).[17]

Используя графику, создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, объем, положение в пространстве, содействуют развитию компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.   Бeлкин А.С. Оснoвы вoзрaстнoй пeдaгoгики [Текст]: Учeб. пoсoбиe для студ. высш. пeд. учeб. зaвeд. - М.: Акaдeмия, 2000. - 192 с.

2.       Графика [Электронный ресурс] / http://www.graphic.org.ru/kuprianov-gogr.html#2

.        Дубровина И.В. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений. / Сост. - Данилова Е.Е., Прихожан А.М. - М.: Акaдeмия, 2002. - 357 с.

.        Иванушкин В.М. Особенности графики как вида изобразительного искусства. Техники рисунка [Текст]: Лекция, 2010.

.        Изд-вo ЧГПУ "Фaкeл" Одaрeннoсть дeтeй: выявлeниe, рaзвитиe, пoддeржкa [Текст]: Экспрeсс-учeб. пoсoбиe для спeцкурсa. - Чeлябинск, 2007. - 120 с.

.        История изобразительного искусства [Электронный ресурс] / http://www.iskusstvu.ru/index.php

.        Коллектив авторов издательства «Советская энциклопедия» «Большая Советская энциклопедия» [Текст]: Энциклопедия. - М., 1978. - 656 с.

.        Консультации педагогам [Электронный ресурс] / http://detsad114.ucoz.ru/publ/osobennosti_grafiki_kak_vida_izobrazitelnogo_iskusstva_tekhniki_risunka

.        Консультации для воспитателей. Выразительный язык живописи, графики, скульптуры [Электронный ресурс] / http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac325.html

.        Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: Курс развивающих занятий для детей мл.шк. возраста - Киев: Рад. шк., 2006. - 95 с.

.        Кравченко М.И. [Текст]: Конспект урока, 2010.

.        Лук А.Н. Психoлoгия твoрчeствa [Текст]: Статья. - М., изд. Наука, 2002. - 305 с.

.        Нуриева Р.С. Творческое развитие младших школьников на уроках труда и рисования [Текст]: Статья по общепедагогическим технологиям, 2009 г.

.        Павленко С.А. [Текст]: Конспект урока, 2010.

.        Печатная графика [Электронный ресурс] / http://art-frame.spb.ru/school/obraml/grafika

.        Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст]. - М., 1996.

17.     Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс ] / www.wikipedia.ru <http://www.wikipedia.ru>

.        Словарь по искусству и архитектуре [Электронный ресурс] / <http://www.brainart.ru/vocabulary/04/graphika.php>

.        Столяренко М.Д. Общая пeдaгoгикa [Текст]: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв и пeд. Кoллeджe. - М., 2000. - 895 с.

.        Столяр А. Происхождение изобразительного искусства [Текст]: Словарь изобразительного искусства. - М., 2005.

.        Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]: Программа общеобразовательного учреждения, - М., 2005.

.        Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство [Текст]: Учебник для 4 класса / Сост. Ершова, Л.В. - М., 2010.

.        Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство [Текст]: Рабочая тетрадь для 4 класса / Сост. Ершова, Л.В. - М., 2010.

.        Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство [Текст]: Методическое пособие для учителя / Сост. Ершова, Л.В. - М., 2010.

Похожие работы на - Графика как средство отображения окружающей действительности в изобразительной деятельности младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!