Воспитание упрямого ребенка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,14 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание упрямого ребенка

Введение

Первыми из исследователей, которые занимались изучением проблемы упрямства, является Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльза Келер, Островской Л. В., Кряжевой Н. Л. и многие другие отечественные и зарубежные ученые.

Захаров А. И. в работе « Неврозы у детей » пишет, что упрямство чаще всего возникает в возрасте от 1,5 до 2,5-3 и иногда в 5 лет. Упрямство-это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо, не потому что ему это сильно захотелось, а потому, что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение. Упрямство возникает на основе объективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей.

Психологической основой происхождения упрямства является формирующееся чувство "я". Ребенок стремится все делать сам и протестует против помощи и ограничений его возможностей. Развитие самостоятельности и активности, умения владеть собой представляет волевой аспект формирования "я", максимально выраженный в 3 года.

На протяжении многих лет, исследовавший эту проблему Захаров А.И., пишет, что пик упрямства приходится на 2.5 года и совпадает с максимально представленным в этом возрасте волевым развитием. Но возможно вторичное появление упрямства в 5 лет. Часто воспитатели и родители, жалующиеся на упрямство детей этого возраста, забывают о заостренной потребности этого возраста в самоутверждении, выражении своего недавно появившегося «Я», о том, что дети уже могут иметь свое отличное от них мнение. Отражающее индивидуальные особенности его темперамента и формирования характера. Когда ребенок не может быть тем, кем он хочет, он так или иначе выражает свое несогласие с препятствиями на пути утверждения своего «Я», и упрямство - один из способов выражения этого несогласия.

Упрямство детей трехлетнего возраста совпадает с кризисом. Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она пишет, что упрямство - это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

Из «беби», которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее и деспотичное, так что сразу весь его облик в ДОУ меняется. В кризисе трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать воспитателя, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать со злостью, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Тенденция самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают относительно образов действий, отношений в окружающем мире.

Очень глубоко кризис трех лет описал Выготский Л. С. в своей книге «Психология». Для того, чтобы осмыслить, что происходит в период 3 - летнего возраста, Выготский Л. С. описал все ситуации развития, то есть симптомы кризиса, куда входит и упрямство ребенка.

Актуальность данной темы в том, что в наше время наблюдается увеличение детей дошкольного возраста с проявлением упрямства, что в свою очередь влечет за собой отрицательное влияние на формирование характера .

Цель: изучить специфику воспитания упрямого ребенка.

Объектом исследования являются особенности упрямства детей.

Предметом исследования является процесс нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи:

. Дать общее понятие об упрямстве.

. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и раскрыть причины возникновения упрямства и пути их преодоления.

. Продиагностировать проявление упрямства в дошкольном учреждении.

. Выбрать наиболее подходящие методы и средства воспитания детей в условиях ДОУ и применить их в практике.

В реализации поставленных задач я избрала гипотезой предположение о том, что воспитание упрямого ребенка будет успешным, если:

.Выявить особенности поведения упрямых детей;

.Определить наибольшую эффективность методов и приемов воспитания ребенка, а также условия и средства необходимые в воспитании упрямых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;

.Своевременно применить подобранные методы и приемы работы, по преодолению упрямства, в практической деятельности.

Теоретическая основа исследования. Первыми из исследователей, которые занимались изучением проблемы упрямства, является Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльза Келер, Островской Л. В., Кряжевой Н. Л. и многие другие отечественные и зарубежные ученые. Островская Л.Ф. считает, что упрямство - это отрицательная реакция на требования, действия взрослых. По мнению Захарова А.И. писал упрямство-это один из способов выражения несогласия, которое чаще всего возникает у самолюбивых , обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и одновременно активных и энергичных от природы детей.

Для решения поставленных задач в работе использованы как теоретические, так и практические методы исследования:

наблюдение

анализ литературы

подбор методик

формирующий эксперимент

обработка результатов деятельности

Теоретическая и практическая значимость: мною были отобраны методики для исследования детей, а так же для проведения коррекционной работы.

Этапы:.Февраль 2011г - июнь 2011г. Поисково-творческий: подбор литературы, анализирование, знакомство с диагностикой, проектирование специального курса..На втором этапе: октябрь 2011г - декабрь 2011г. Внедрение эксперимента. Основное место занял формирующий эксперимент на базе МАДОУ ЦРР «Дельфин»..На третьем, заключительном этапе: январь 2012г - февраль 2012г, проводился анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались её результаты, вырабатывались выводы и методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Библиография включает: 16 источников.

Работа содержит: 2 таблицы, игры, методики.

ГЛАВА 1. Теория воспитания упрямого ребенка

1.1 Упрямство и причины его возникновения

Упрямство - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Упрямство и капризы особенно характерны для детей дошкольного возраста и доставляют массу неприятностей, как родителям, так и воспитателям. Иногда взрослые жалуются только на упрямство детей, иногда - только на капризы, а нередко - на то и другое вместе. Упрямство чаще всего проявляется в резкой форме у детей в 2,5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна упрямства» в среднем дошкольном возрасте - около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет, и во многом определяет поведение ребенка в среднем и даже старшем дошкольном возрасте.

И упрямство, и капризы свидетельствуют, прежде всего, о трудностях социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых - в капризах. Разберемся в причинах их появления.

Развиваясь в человеческом обществе, ребенок овладевает определенными способами поведения, взаимоотношений с людьми, усваивает принятые в обществе нормы и ценности, которые позволяют ему стать полноправным его членом. Процесс этот сложный и далеко не всегда протекает гладко. На ходе социального развития малыша во многом сказываются особенности его семьи - первого коллектива в жизни ребенка. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребенку, их согласованность, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка - вот основные факторы, определяющие характер социального развития маленького человека. Причинами проявления у ребенка таких черт характера, как капризность или упрямство, могут быть не только его характер, тип нервной системы, но, а особенности поведения взрослых членов семьи (в первую очередь родителей), а также воспитателя в детском дошкольном учреждении.

Как показали многочисленные исследования, на упрямство детей жалуются главным образом те родители, которые требуют от своих детей немедленного и безоговорочного повиновения. При этом малейшее промедление в выполнении требования или неудачу ребенка, а уж тем более его отказ подчиниться они склонны рассматривать как некую злонамеренность, протест и считают своим долгом это упрямство сломить, перебороть. Такие родители относятся к упрямству ребенка очень эмоционально, волнуются, даже приходят в ярость, но не делают никаких попыток разумно разобраться в возникшей ситуации и разрешить конфликт приемлемым для обеих, сторон путем. Фактически они вступают в аффективное, эмоциональное «сражение» с ребенком, то есть применяют ту же самую тактику что и ребенок.

Как правило, это ведет лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребенка, причем постепенно оно обогащается все новыми разновидностями, которые ребенок усваивает от упрямой матери или отца. Кончается это плохо; сильный, энергичный ребенок иногда может добиться победы в этой изнурительной борьбе и тогда постепенно превращается в семейного тирана; он ни с кем не считается и старается добиваться своего всегда, во всем и со всеми, не пытаясь никого понять. Нередко у таких детей наблюдаются агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, осмеливающимся их ослушаться, выраженное стремление, во что бы то ни стало главенствовать в группе детей (причем в выборе средств достижения своих целей такие дети особенно не церемонятся). К счастью, это бывает достаточно редко. Гораздо чаще строгим родителям удается сломить так раздражающее их упрямство, а заодно и развивающуюся личность ребенка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинства. В результате ребенок растет покорным, печальным, боязливым, безынициативным, застенчивым.

Первые проявления упрямства не случайно обнаруживаются у совсем маленьких детей - в возрасте 2-3 лет. Именно в этот период у ребенка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих, пусть даже самых незамысловатых, желаний. В это время малыш уже может иметь собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением родителей, и пытается его отстаивать. Одним из способов настоять на своем, и является упрямство - первая попытка самоутверждения.

Уважение к ребенку, даже самому маленькому, подразумевает умение и желание взрослого его понять, встать мысленно на его место, допустить возможность существования у него собственного мнения. Если ребенок упрямится, значит, его что-то не устраивает, и нужно узнать, в чем дело. Борьба же с упрямством, когда она действительно нужна, должна быть разумной, спокойной и настойчивой. Крупный советский педагог Е. А. Аркин не зря говорил: «Борьба с упрямством - это борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка... за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже и тогда, когда он делает ошибки. Не ломать надо упрямство, а направлять силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели».

1.2 Пути преодоления упрямства детей в условиях ДОУ

Упрямые дети доставляют массу неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей упрямыми. Но в детском саду далеко не все такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности своего характера, и поэтому воспитателям их упрямство не сразу бросается в глаза, а иногда и вообще не воспринимается как трудность. Скорее всего это происходит, так как в группе всегда есть кто-то мешающий спокойному течению ее жизни в гораздо большей степени. Но и симпатии к таким детям педагог не испытывает, другие дети тоже, поэтому оказывается изолированным в группе, что еще больше ухудшает его характер.

Задача воспитателей и родителей - осторожно направить этот процесс становления воли в правильное русло. Неверно было бы допускать, чтобы ребенок следовал каждому импульсу и добивался исполнения любого желания. Так, если ребенок постоянно настаивает на этом, всегда можно найти аргументы, чтобы со всей твердостью объяснить ему, почему это невозможно. Если же ребенок упорно стоит на своем в определенной ситуации (например, когда за ужином вместо молока он неожиданно попить лимонада), надо найти компромиссный вариант и отвлечь внимание малыша.

Кряжева Н.Л. пишет, что очень важно вовремя найти компромиссное решение. Правильно подобранное, оно поистине творит чудеса, и все обиды ребенка растают без следа. Малыш счастлив этой новой возможности контакта с взрослыми, потому что нуждается в нем. Если же реакция на предложенный выход из конфликтной ситуации будет отрицательной, ребенка на какое-то время надо предоставить самому себе. Не подвергая малыша опасности, необходимо все-таки дать ему почувствовать, чем обернется для него собственное желание или нежелание; только так он может сделать правильные выводы из конкретной ситуации и пополнить свой небольшой житейский опыт.

Захаров А.И. считает, что взрослые должны быть в таких ситуациях образцом выдержки и спокойствия, так как на эти качества взрослого будет ориентироваться ребенок. Доброжелательный, но твердый тон. Умелое переключение ребенка на новые цели и наконец, дружелюбное отношение к малышу после приступа упрямства облегчает и ему, и родителям преодоление этой фазы развития, если таковая проявится со всей интенсивностью. Под воспитанием подразумевается не только целенаправленное воздействие взрослых, в том числе обучение знаниям и навыкам поведения но и непосредственный характер отношения (обращения) с детьми.

Воспитателям, у которых в группе есть, капризный ребенок, приходится тяжело справляться с выходками этого ребенка. Но нужно не забывать, что маленькому капризуле тоже приходится очень нелегко и он нуждается в понимании и заботе взрослых .

Непосредственным поводом для возникновения приступа ярости может послужить все, что угодно: лишняя ложка нелюбимой каши, высаживание на горшок и т.д. Это может произойти на прогулке, он может упасть с криками на землю, может на зло помочиться, хотя уже давно овладел культурно- гигиеническими навыками.

Что же в таких случаях делать? Вот как пишет об этом Пенелопа Лич: «Если ребенок впал в ярость, следите за тем, чтобы он не причинял вреда себе или окружающим. Захлестывающая ребенка ярость страшно пугает его самого. Если же, выйдя из этого состояния, он увидит, что себе он разбил голову, вам поцарапал лицо и тому же опрокинул вазу, это, с одной стороны, будет служить для него доказательством его собственной силы, и с другой - убедит его в том, что вы не можете ни сдержать, ни обеспечить его безопасность». И дальше: «Чтобы малыш не причинял вреда, попробуйте осторожно его удерживать. Успокаиваясь, он обнаружит, что вы рядом и что, как ни странно, поднятая им буря ровным счетом ничего не изменила. Постепенно он расслабится и свернется калачиком у вас на руках. Крики сменятся тихими всхлипываниями, и яростный монстр превратиться в беззащитного малыша, которому требуется ласка и утешение».

Нет смысла вступать с бунтующим ребенком в своеобразную дискуссию: пытаться перекричать его, в чем - то убедить, грубо удерживать его движения, наконец, заражаться его яростью и гневом - ни к чему хорошему все это не приведет, только к углублению приступа. Лишь хладнокровие и выдержка помогут, педагогам советует, Эльза Келер - исследовательница, работавшая над этой проблемой, и ребенку «отойти », успокоиться, никогда не давайте ребенку почувствовать, что в результате приступа он может что - то выиграть. Если он впал в ярость, потому что его не позвали выйти погулять, не позволяйте этого и после приступа. Если же, наоборот, перед приступом вы собирались на прогулку, то как только приступ пройдет, отправляйтесь гулять. В конце концов, если приступы не дают ребенку никаких преимуществ, никаких привилегий, никаких послаблений, они прекращаются.

Если же этого не происходит, ярость и гнев начинают включаться в структуру развивающейся личности. Из таких детей вырастают нередко Аффективно - неустойчивые люди, крайне вспыльчивые и гневливые. Сосуществовать с ними чрезвычайно трудно. И особенно трудно их детям, которые жестоко расплачиваются за ошибки, допущенные бабушками и дедушками.

Кряжева Л Н. предлагает свои пути преодоления упрямства это: во-первых, попытаться представить себя на месте ребенка, вспомнив себя в детстве. Во-вторых, сопоставить поведение детей дома и в детском саду. В-третьих, играть с детьми, общаться с ними «лицом к лицу», проигрывая в иносказательной форме и некоторые конфликтные ситуации с переменой ролей по возрасту.

Следовательно, что справиться с упрямством можно при помощи изменения своего отношения к ребенку, отказаться от «авторитарной позиции». Упрямство относительно легче поддается коррекции именно потому, что неправильное поведение ребенка во многом вызвано неправильным поведением взрослых. Измениться позиция взрослого - измениться поведение ребенка.

ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная часть

.1 Диагностика проявления упрямства в ДОУ

Изучение методологических и теоретических аспектов исследуемой проблемы позволяет определить наилучшие способы и средства воспитания упрямых детей.

Первичная диагностика упрямства проводилась в МАДОУ ЦРР «Дельфин» г.Муравленко, во второй младшей группе «Медвежата». Во время констатирующего эксперимента участвовала вся группа, то есть 20 человек.

Для диагностики уровня упрямства детей в дошкольном образовательном учреждении была подобрана методика И. О. Иофины. Целью этой методики является выявление уровня агрессивности ребенка. Результаты подчитывались таким образом: за каждое утверждение насколько оно справедливо по отношению к испытуемому ребенку. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Результаты опросника подсчитывались таким образом: все баллы складывались: у кого было набрано более 15 баллов, значит, эти дети слишком упрямы и необходимо быть осторожными - такое поведение до добра не доведет, следовательно, необходимо заняться воспитанием малыша; если баллы были от 7 до 14 - уровень упрямства укладывается в пределах допустимого, дети редко по своему желанию становятся участниками конфликтов, но вполне способен постоять за себя, когда это необходимо; менее 6 баллов - ребенок само спокойствие, он всегда послушен, беспрекословно выполняет все требования взрослых, предпочитает не ввязываться в драки.

Уровень упрямства в дошкольном образовательном учреждении выявлялся вместе с воспитателем этой группы. Ответив на предложенные утверждения, был выяснен уровень упрямства. Результаты исследования упрямства во второй младшей группе, проявляющийся в дошкольном образовательном учреждении отражено в таблице № 1.

Таблица № 1

И. Ф.Возраст (в годах)Уровень (в баллах)Уровень (в %)Андрей Х.4735Людмила М.4735Богдан А.3. 5630Игорь Н.4735Михаил С.3.7735Валерия А.3.5735Денис Н.3.7735Антон Т.3.21575Артур Г.3.8735Ильдар А.3.9735Юля В.4735Дарья К.3.21575Екатерина Г.3.9735Альбина Д.4735Вероника К.3.4735Роза И.3.51575Алина Х.3.10735Николай Б.3.7735Вадим Ш.3.71575Анна С.3.10735

В ходе эксперимента были подсчитано и выяснено, что во второй младшей группе из 20 детей упрямится только четыре ребенка.

2.2 Методы и приемы преодоления упрямства детей в ДУ

Целью формирующего эксперимента является коррекция, преодоление упрямства у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.

После диагностик детей началась работа по устранению, сглаживанию упрямства у детей, которое проявляется в дошкольном образовательном учреждении. Для этого была определена экспериментальная группа, которая состояла из 4 детей второй младшей группы.

Для того чтобы упрямство в дошкольном образовательном учреждении проявлялось менее заметно были выбраны игры, в которых требуется проявление нравственно-волевых качеств (смелость, правдивость, выдержка, решительность, настойчивость, целеустремленность, скромность), чувства коллективизма, культуры поведения детей, где ребенку приходилось проявлять смелость, дружелюбие, взаимопомощь. Постоянно использовались стимулирующие приемы, для того, чтобы было менее заметно упрямство некоторых детей. С детьми рассматривались иллюстрации о правилах поведения в группе, в общественном месте. Велась этическая беседа, психогимнастика (это гимнастика для психики, так как здесь задействованы такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение.) Посредством психогимнастических упражнений дети учатся выражать свои эмоции, чувства, переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

План работы:

Было проведено 3 занятия:

Занятие № 1. Тема: «Друзья».

Программное содержание: продолжать обучать детей правилам поведения в группе; развивать речь, внимание, взаимопонимание; воспитывать бережное отношение к окружающим людям.

Занятие № 2. Тема: Занятие «Солнце»

Программное содержание: продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой: ладошкой, продолжать учить пользоваться салфеткой, краской; развивать мелку моторику рук, память, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к растениям, видению прекрасного, взаимопомощи.

Занятие № 3. Тема: «Мир детства»

Программное содержание: учить детей правилу поведения в группе, в семье, продолжать учить пересказывать вместе и воспитателем; развивать монологическую и диалогическую форму речи, память, мышление, внимание.

2.3 Анализ результатов исследования

Для проведения контрольного эксперимента была взята методика Иофнины И. О. , что и при констатирующем эксперименте. После проведения эксперимента было выявлено эффективность применяемых методов работы с упрямыми детьми, так как анализ результатов показал, что после целенаправленной работы у детей было успешно преодолено упрямство. Так число детей упрямившихся в группе уменьшилось на 3.

Таблица № 2

И. Ф.Возраст (в годах)Уровень (в баллах)Уровень (в %)Андрей Х.4735Людмила М.4735Богдан А.3. 5630Игорь Н.4735Михаил С.3.7735Валерия А.3.5735Денис Н.3.7735Антон Т.3.2735Артур Г.3.8735Ильдар А.3.9735Юля В.4735Дарья К.3.2735Екатерина Г.3.9735Альбина Д.4735Вероника К.3.4735Роза И.3.5735Алина Х.3.10735Николай Б.3.7735Вадим Ш.3.71575Анна С.3.10735

Сравнив полученные результаты констатирующего эксперимента с контрольным было выяснено, что возможно справиться с упрямством в дошкольном образовательном учреждении при соблюдении определенных правил поведения, как воспитателями, проведении игры, этических бесед.

В моей работе необходимо было доказать, что упрямство - это неуступчивая форма поведения человека, не поддающаяся уговорам, настаивающая на своем и то, что с ним возможно справиться при целенаправленной работе воспитателя.

Заключение

дети упрямство образовательный дошкольный

На практическом опыте были доказаны эффективные методы преодоления упрямства использованные в дошкольном учреждении. Изучение методологических и теоретических аспектов исследуемой проблемы позволяет определить наилучшие способы воспитания упрямых детей.

Для борьбы с упрямством применялись такие методические приемы игры где требуется проявление нравственно-волевых качеств (смелость, правдивость, выдержка, решительность, настойчивость, целеустремленность, скромность), чувства коллективизма, культуры поведения детей, где ребенку приходилось проявлять смелость, дружелюбие, взаимопомощь; показ правильного поведения в определенных ситуациях, постоянно ребенку давались поручения, сделав которые, он получал поощрения; рассматривание иллюстрации о правилах поведения в группе, дома, в общественном месте; этические беседы, психогимнастика.

Все применяемые мной методики способствовали гладкому протеканию упрямства у детей трехлетнего возраста. Следовательно, выбранная мной методика является эффективной в преодолении упрямства у детей дошкольного возраста

Библиография

1.Лимонцева Г. В. К.Д. Ушинский о сущности и причинах детского упрямства [Текст] / Г. В. Лимонцева // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - М.: Буки-Веди, 2012.

2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.,1995.

.Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителям и детям). Респекс, СПб: 1995.

.Ушинский К.Д Избранные труды. В 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Дрофа, 2005.

5.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.-М., 1993.

.Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.-М., 1990.

.Лешли Д. Работать с маленькими детьми.-М., 1991.

.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.-М., 1992.

Интернет:

9.<#"justify">Приложение

Игры разминки

Эти игры используются как в начале (для создания определенного настроения), так и в середине занятий, в том числе учебных (для профилактики утомления, как смену деятельности). Они создают положительные эмоции, благодаря чему способствуют преодолению упрямства и формированию группы.

Ракета (дети сидят по кругу)

Цели: дает ребенку возможность почувствовать свою значимость. Игра вызывает положительные эмоции и способствует снятию напряжения.

Инструкция. «Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле - на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать».

Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно поднимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть.

Ласковое имя.

Цели: данное упражнение позволяет детям запоминать имена друг друга и установить контакт.

Инструкция. «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадает, называет одно или несколько ласковых имен. Кто не может назвать ласковое имя, тому придумываем вместе с детьми. Кроме того, важно запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

Котенок

Цели: помогает детям выразить свои эмоции, снять напряжение, проявить способность к сопереживанию.

Инструкция. «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого дома есть кошка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомится со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. Приласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» заснут, игра заканчивается.

«Медвежата»

Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление.

Ход игры: ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек - греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения.

«Зоопарк»

Цель: помогает снять напряжение.

Ход игры: дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях (в «клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как все «узнали», клетки открываются, и «Звери выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат».

Зеркало

Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется? Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга (взрослый помогает детям разбиться на пары). Решите, кто из вас человек, а кто - зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть зеркало повторяет все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

Эхо

Дети сидят в кругу. Воспитатель спрашивает: «Вы когда-нибудь слышали эхо в лесу? Звук повторяется несколько раз. Причем каждый следующий раз все тише и тише. Сейчас мы с вами поиграем в эхо. Я крикну какое-нибудь слово. Мой сосед повторит его, но чуть-чуть тише, следующий - еще тише, и так - по кругу». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не крикнет свое слово, а остальные по кругу не повторят его.

Передай настроение

Правила игры - те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.) . Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

Занятие «Мир детства»

Программное содержание: учить детей правилу поведения в группе, в семье, продолжать учить пересказывать вместе и воспитателем; развивать монологическую и диалогическую форму речи, память, мышление, внимание.

Мир детства приветствие «Здравствуйте, я…».

Дети сидят в кругу. Закрывают глаза и по очереди шепотом здороваются, произнося свое имя: «Здравствуйте, я Оля!»Ведущий следим, чтобы дети говорили друг за другом без остановок. Варианты: здороваются поочередно громко и тихо; высоким и низким голосом; быстро и медленно.

Подвижная игра «Гусеница». Дети выстраиваются в колонну и кладут руки на пояс впереди стоящего. Ведущий встает во главе колонны и говорит: «У нас получилась длинная гусеница». По команде «Воробей прилетел!» гусеница закручивается и замирает. По команде «Воробей улетел» гусеница распрямляется, колонна, не расцепляясь, движется по залу.

Волшебная история. В гости к детям прилетает Карлсон и рассказывает грустную историю: «Во Вселенной была планета с зелеными лесами, голубыми озерами, солнечными городами. Дома в этих городах были необычной формы - круг, сердце, яблоко и т. д. Жители планеты были очень счастливы, потому что им никто ничего не запрещал. Они могли есть мороженое, конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, купаться в речке, лазать по деревьям, строить шалаши, искать клады, разговаривать с животными, птицами, цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. На Планете шел звездный дождь, похожий на салют. И жители радовались, любуясь разноцветными огнями. Но однажды злой волшебник уничтожил все города на Планете. Готовы ли вы помочь ее жителям восстановить свои дома?»

Игра «Паутинка». Водящий предлагает детям встать в круг и поздороваться с кем-нибудь правой рукой (руки не расцеплять). Затем поздороваться левой рукой с другим ребенком. Когда руки всех детей соединятся, водящий просит осторожно их распутать.

Занятие «Солнце»

Программное содержание: продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой: ладошкой, продолжать учит пользоваться салфеткой, краской; развивать мелку моторику рук, память, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к растениям, видению прекрасного, взаимопомощи.

Приветствие «Мне в тебе нравится …, мне в себе нравится…» дети сидят в кругу. Ведущий кидает мяч одному из них мяч и говорит: «Мне в тебе нравится .. Ит. д.

Волшебная история: на большой поляне росла одинокая колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но колючке казалось, что на свете она одна - одинешенька, а если кто-то и растет рядом, то только одни репейники. Она смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо - большое, чистое и светлое, а вот солнце - теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле».

Но однажды Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Это был солнечный Лучик.

Привет, - сказал он ей. - Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь?

Что значит - цветут? - удивилась Колючка. - Я об этом ничего не знала.

А ты посмотри вокруг и увидишь, - улыбнулся Лучик.

Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом пестрели цветы, ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а вокруг птицы пели веселые песни.

Но это же просто, - ответил ей лучик, - доверься миру, открой ему себя, и все случится само собой!

«Как это?»- подумала Колючка, но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.

И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка подняла голову и увидела, как ей улыбается солнышко, ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка расцвела.

Я расцвела! Спасибо тебе, Солнечный Лучик! - воскликнула она. - Как же здесь хорошо!

И красавица колючка радостно затрепетала - у нее начиналась новая жизнь.

Рисование «Ладони - солнышки».

Педагог заранее на большом листе ватмана рисует солнце. Дети все вместе красят руки в желтый цвет и кладут на бумагу ладони так, чтобы пальцами касались солнца. Когда коллективный рисунок закончен, ведущий просит детей представить, что эти ладони полны дружбы, смеха, любви.

Прощание «Раздувайся, пузырь» Дети берутся за руки и образуют круг. Сначала сужают его, затем постепенно расширяют. После лов ведущего: «Лопнул пузырь!» дети разнимают руки, приседают и хором говорят: «Хлоп!».

Паровозик

Инструкция. «Сегодня мы будем играть а «паровозики». Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко проговаривая «чух - чух -чух» - и назовите свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым паровозиком, а первый - его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжит свое движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами : «паровозик чух-чух-чух» - и назовет свое имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети».

Уровень агрессивности ребенка Иофина И. О. Как успокоить капризного ребенка.

Инструкция: « Оцените каждое утверждение с точки зрения того, насколько оно справедливо по отношению к вашему ребенку.»

Тест.

. Иногда мне кажется, что в него вселился бес.

. Если моего ребенка что-то раздражает, он не может промолчать.

. Когда его кто-то обижает, он всегда стремится отомстить.

. Временами мой ребенок ругается без всякой причины.

. Я часто замечаю, как он с удовольствием что-то ломает или разбивает.

. Мой ребенок так яростно отстаивает свою позицию, что просто выводит из себя окружающих.

. Ему нравится дразнить собак и кошек.

. Мне очень редко удается его в чем-то убедить.

. Когда кто-то пытается подшутить над моим ребенком, он очень сильно злится.

. Время от времени он совершает плохие поступки специально для того, чтобы вызвать у окружающих возмущение.

. Когда я о чем-то его прошу, он старается сделать все наоборот.

. Иногда мой ребенок ворчит, как маленький старичок.

. Мне кажется, он считает себя слишком уж самостоятельным.

. Мой ребенок по натуре лидер, он обожает быть первым, командовать, руководить своими товарищами.

. Он очень тяжело переносит поражения и всегда старается обвинить других в своих неудачах.

. Он постоянно затевает ссоры и драки со сверстниками.

. Мой ребенок выбирает себе друзей из числа более слабых ребят.

. С ним часто случаются приступы раздражения.

. Он никогда ни в чем не уступает своим товарищам, не любит ни с кем делиться.

. Пожалуй, он слишком самоуверен.

Оценка результатов.

Каждый положительный ответ оценивается в один балл.

Менее 6 баллов. Ребенок очень скромен и покладист. Он всегда послушен, беспрекословно выполняет все требования взрослых, предпочитает не ввязываться в драки. Однако при этом ребенок нередко оказывается жертвой более сильных товарищей, поскольку вынужден им подчиняться. Скорее всего ему немного не достает твердости, настойчивости и уверенности в себе.

От 7 до 14 баллов. Уровень природной агрессивности ребенка полностью укладывается в пределы допустимого. Он редко по собственному желанию становится участником конфликтов, но вполне способен постоять за себя, когда это необходимо.

Более 15 баллов. Вероятно, ребенок действительно очень агрессивен. На что следует обратить внимание родителей.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!