Дидактические условия и приемы подготовки педагогов-дизайнеров

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,76 Мб
  • Опубликовано:
    2012-07-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дидактические условия и приемы подготовки педагогов-дизайнеров

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.        ИСТОРИЯ ИНТЕРЬЕРА ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ

.1 Интерьер - неотделимая часть архитектуры

.2 Детство как предмет психологического исследования

.3 Развитие интерьера детской комнаты в историческом аспекте

.4 Требования к интерьеру детской комнаты для ребенка дошкольного возраста в современном дизайне

.5 Выводы

.        ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ДИЗАЙНА

.1 Групповые формы учебной работы

.2 Разработка урока по теме: «Интерьер детской комнаты»

.3 Разработка урока по теме: «Цветовое решение интерьера детской комнаты»

.4 Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Организация жизни детей в доме - важнейшая задача любой семьи.

Как бы ни складывались обстоятельства - есть ли у семьи возможность выделить детскую комнату или только детский уголок в спальне либо в общей комнате - это пространство должно быть персональным, «своим» для ребенка. Мир семьи - это мир любви и уважения к новому ее члену.

Образ жизни семьи, характер отношений в ней, имеет большое значение для развития личности ребенка. Психологи видят в семье корни и источник социализации ребенка. Есть предположение, что наличие у ребенка в жилище своего места, «уголка», определенной «контролируемой территории», формирует у него соответствующие личностные качества - такие, как самостоятельность, способность самому принимать решения, активность, коммуникабельность, и наоборот, отсутствие такого места делает его склонным к нерешительности, зависимости, пассивности.

Появление нового члена семьи - огромная радость, но и очень большая ответственность. Новый человек - это новый мир со своими радостями и огорчениями, со своим видением и представлениями, со своими требованиями и нуждами.

Появление нового человека в доме полностью подчиняет себе жизненные ритмы членов семьи, требует определенной перепланировки помещения.

Объект исследования: история дизайна детских комнат.

Предмет исследования: дизайн детской комнаты для детей дошкольного возраста, возможность использования материала исследования в подготовке педагогов - дизайнеров.

Цель дипломной работы: проследить в историческом аспекте за формированием и развитием интерьера детской комнаты, определить дидактические условия использования данного исследования при подготовке педагогов - дизайнеров.

Задачи:

.        Изучить и проанализировать литературные и исторические источники по данной теме.

.        Выявить закономерности формирования задач дизайна детских комнат.

.        Определить требования к современному дизайну детской комнаты.

.        Разработать занятия для студентов архитектурно - строительных колледжей на основе искусствоведческого материала.

.        Экспериментально проверить эффективность разработанных занятий.

1.      ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЬЕРА ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ

.1 Интерьер - неотделимая часть архитектуры

Интерьер - неотделимая часть архитектуры, это внутреннее пространство здания, а также убранство помещений. История интерьера начинается с истории поселений человека. Но интерьер - это еще и неотделимая часть нашей жизни. Дома и на работе, в магазинах и кинотеатрах, в санатории и в гостинице, и даже в метро - везде нас окружает интерьер. Задачи его могут быть совершенно разнообразны. Он может восхищать, радовать, шокировать или успокаивать. Главное он дарит эмоции людям. Хорошо продуманный, интересный, необычный интерьер никого не оставит равнодушным.

Интерьер можно подразделить на 2 основные группы - общественный и жилой. Жилой интерьер - это своеобразный портрет человека, живущего в нем. Он может многое рассказать о характере своего хозяина, о его интересах и вкусах, социальном статусе и психологическом типе. Жилые интерьеры могут создаваться стихийно, а могут быть выполнены профессиональным дизайнером. И тут основная задача дизайнера состоит в том, чтобы как можно подробнее выяснить пожелания заказчика, его характер и тип. При разработке общественного интерьера учитывается, прежде всего, назначение интерьера, его функциональные требования. Так торговому залу необходимы просторные проходы и удобные стенды - витрины для покупателей и посетителей, ресторану - создание умиротворенной, спокойной обстановки, где человек может отдохнуть и расслабиться, офису же наоборот - четкого зонирование пространства, хорошее освещение и удобные рабочие места.

У интерьера своя богатая история, которая развивается наравне с архитектурой, чуть отставая или опережая ее. Множество известных классических стилей - классицизм, барокко, модерн, а также новых - хай-тек, минимализм, этнический стиль, дают огромные творческие возможности в разработке жилых или общественных интерьеров.

Создание интерьера, который полностью отвечал бы всем функциональным и эстетическим требованиям, был бы оригинальным и гармоничным - главная задача дизайнера по интерьеру.

Большое значение в проектировании интерьера имеет его цветовое решение. Изучением цветовых закономерностей природы, физических свойств цвета, законов смешивания и сочетания цветов, их психического воздействия на человека занимается наука цветоведение. Практические задачи, решаемые этой отраслью знаний, заключается в создании функционального и психофизиологического комфорта, направленного на повышение производительности труда, снижение утомляемости, улучшение гигиенических условий и освещенности. Учет утилитарных задач не исключает эстетические требования при использовании цвета.

Мнение, что цвет является свойством вещей, служит для многих практических целей в повседневной жизни. Оно служит также хорошо в большинстве практических направлений науки и технике, однако, не везде. Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. К так называемым теплым цветам относятся красный, золотистый и оранжевый, в то время как синий, фиолетовый и цвет морской волны считают холодными цветами. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.

При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки.

Видимый спектр для среднего человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Правда, человек в состоянии видеть цвета и нейтральные, например, пурпурный, карминный и так далее. И несколько меньше противоположенного конца спектра - фиолетового. Однако, профессионалы, камвольщицы например, различают до 40 оттенков черного цвета.

Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека далеко еще не решена.

Важное значение для дизайнера имеет выбор цвета. Здесь большую роль играет психологические моменты. Данные психологических исследований говорят о том, что для человека каждый цвет обладает определенными свойствами.

Известны случаи, когда люди жаловались на холод в помещениях, окрашенных в голубые или темно-зеленые цвета, хотя температура в них была в пределах нормы. После перекраски помещений в светло-оранжевые и красно-желтые тона недовольство пропадало. Темные цвета, как правило, вызывают бодрое настроение - их очень часто называют активными, холодные же, наоборот, успокаивают, их называют пассивными.

Большая интенсивность цвета, действующая на человека длительное время, утомляет зрение, яркая окраска надоедает и раздражает. Кроме того, при синем освещении снижается острота зрения и скорость зрительного восприятия, которые повышаются при желтоватом и белом свете. Выяснено, что в числе условий нормального функционирования человеческого организма важную роль играет психофизиологическое воздействие цвета. Суммирующий результат таких воздействий обычно проявляется в разной степени физического и эмоционального состояния, чувстве бодрости или утомления, приподнятости или подавленности. Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета - символа. Так, солнце, огонь - желтый и красный цвета - создавали ощущение тепла и стали "теплыми"; небо, воздух, лед - голубые, синие цвета стали "холодными". На этой основе образовались новые ассоциации: радостный - печальный, легкий - тяжелый, громкий (звучный) - тихий, динамичный - статичный и т.д. Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами. Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей - по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний. Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности (чистый цвет), для взрослых - холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых - ахроматические цвета пастельных тонов.

Проблемы, связанные с использованием цвета в интерьере, можно условно разделить на функциональные, эстетические и композиционно-художественные. На цветовое решение влияет ряд факторов: назначения помещения, его размеры и конфигурация, освещенность и ориентация, продолжительность пребывания человека в помещении. Полихромия интерьера должна отвечать утилитарно-технологическим требованиям и психологическому комфорту человека. Психологический комфорт человека складывается из комфортных условий зрительной работы и комфортных условий функциональной организации пространства.

Комфортность зрительной работы определяется цветом объекта наблюдения и цветом фона. Рабочее место имеет две разновидности фона: плоский, расположенный рядом с объектом рабочего внимания, и пространственный, созданный компонентами ближайшего окружения. Цветовая характеристика плоского фона определяется при создании рабочего места, а цветовая характеристика пространственного фона является компенсатором утомляющего действия цвета на рабочем месте. Комфортность функциональной организации процесса в интерьере зависит от такого цветового решения, при котором снижается физическая утомляемость, активизируется психологический настрой и повышается эмоциональный тонус. Цветовое решение может компенсировать также неблагоприятный микроклимат помещения, улучшить санитарно-гигиенические условия и ориентацию в пространстве. В зависимости от пространственной ориентации помещения на север или юг используется либо теплые, либо холодные цвета. Применение светлых цветовых тонов обеспечивает поддержание санитарно-гигиенических условий, связанных с чистотой помещения. Цветом обеспечивается удобство ориентации в пространстве с помощью цветового выделения функциональных зон - путей коммуникационного движения, технологических групп с определенным процессом.

Продолжительность пребывания человека в помещении зависят от его производительной деятельности, которая может сопровождаться побочными вредностями: выделением избыточной теплоты, холодом, шумом. В этом случае роль цвета заключается в компенсации неблагоприятного фактора (например, теплые цвета снижают слуховую чувствительность).

Цвет - это средство создания композиции интерьера, а основными цветовыми носителями являются архитектурные поверхности: стены, пол, потолок. Окраска предметов и элементов оборудования (дополнительные носители цвета) решается в цветовой гармонии по отношению к основным цветам. Плоскости, ограждающие внутреннее пространство, попадают в поле зрения человека не одновременно: сначала - стены и наблюдаются постоянно, затем внимание привлекает пол и в последнюю очередь потолок. Активную роль в цветовой композиции играют стены. Они могут быть однотонными, но создать однотонный интерьер сложно, так как в условиях естественной освещенности стены освещаются неодинаково. С помощью цвета можно выделить одну стену, сделав ее главной в композиции. Расположением цвета на стене можно корректировать пропорции помещения (расширить его или сузить), а также расчленить помещение на горизонтальные и вертикальные уровни. Цвет стен влияет на выбор цвета пола. Пол, одинаковый по яркости со стенами, создает впечатление единства внутреннего пространства. Если стены решены по цвету однотонно, то пол может быть орнаментированным. При этом мелкий орнамент создает впечатление однотонности рисунка и его цельности, а крупный - иллюзию расширения площади пола. Выбор цвета потолка определяется нормами освещенности помещения. Если необходимы высокие уровни освещенности, то рекомендуется белая окраска потолка, так как потолок является не только ограждающей, но и основной отражающей поверхностью. Потолок может решаться в цвете стен или контрастно по отношению к ним. Одним цветом может быть решен потолок, и часть примыкающей к потолку стены.

Для восприятия пространства имеет значение месторасположения господствующего цвета на архитектурной поверхности: наверху или внизу, на горизонтальных или вертикальных поверхностях. Цвет является характеристикой материальной основы архитектурной среды. Цвет одних материалов является их природным качеством и может использоваться в композиции интерьера в чистом виде, для других цвет придается различными способами отделки или покраской.

Хорошо сочетаются бежевые стены и светло-коричневый пол, золотисто-желтые стены и зеленовато-голубой пол, светлые серовато-зеленые стены и светло-серый пол.

В интерьере жилища может быть использована множество разнообразных гармоничных цветовых сочетаний. Однако существует два основных композиционных приема: тональный и контрастный. При первом гармония строится на сочетании оттенков одного цвета (например, голубого) или по тональности цветов (желтого и зеленого, желтого и оранжевого и т.д.). Используя этот прием при отделке квартиры, большие поверхности (стены и потолки) следует окрашивать в мягкие, светлые тона, а для мебели и декоративных тканей можно выбрать более насыщенный цвет. Отдельные предметы обстановки или убранства (изделия из керамики, диванные подушки и т.д.) могут быть другого более интенсивного цвета. Эти предметы внесут в интерьер яркие цветовые пятна, не нарушая общей спокойной гармонии его доминирующих тонов.

Исследования показывают, что из спектральных цветов больше всего утомляет сетчатку глаза фиолетово-синий, несколько менее - красный и менее всех - зеленый цвет. Окраска кухонь и отделка ванной и туалета могут быть разнообразными и многоцветными. Помещения, в которых находятся продолжительное время, лучше окрашивать в светлые неяркие цвета, а проходные помещения - в насыщенные.

1.2 Детство как предмет психологического исследования

Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство - это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.

Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.

В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.

Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, не одинаковый? Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно Л. С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Ход детского развития в классовом обществе, считал он, „имеет совершенно определённый классовый смысл“. Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское. Так, в литературе XIX века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Например, в исследовании положения рабочего класса в Англии, Ф. Энгельс ссылался на отчет комиссии, созданной английским парламентом в 1833 году для обследования условий труда на фабриках: дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов.

Принято считать, что статус детства пролетарского ребенка формируется лишь в Х1Х-ХХ веках, когда с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться детский труд. Разумеется, это не означает, что принятые юридические законы способны обеспечить детство для трудящихся низших слоев общества. Дети в этой среде и, прежде всего, девочки и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Таким образом, хотя в наше время и существует запрет на детский труд, нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества. „Конвенция о правах ребенка“, принятая Юнеско в 1989 году и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке земли.

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими.

Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования и области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Никто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства. Слово „ребенок“ долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, характерно, например, что в средневековой Германии слово „ребенок“ было синонимом для понятия „дурак“. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф, служит появление в XVI веке портретов умерших детей. Их смерть, пишет он, теперь переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне естественное событие. Преодоление равнодушия к детям происходит, если судить по живописи, не раньше XVII века, когда впервые на полотнах художников начинают появляться первые портретные изображения реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте. Таким образом, по мнению Ф. Ариеса, открытие детства началось в XIII веке, его развитие можно проследить в истории живописи XIV-XVI веков, но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия.

Важным символом изменения отношения к детству служит, по мысли исследователя, одежда. В Средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения. Только в XVI-XVII веках появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Иначе говоря, для того, чтобы отличить мальчика от мужчины, его одевали в костюм женщины, и этот костюм просуществовал до начала нашего столетия, несмотря на изменение общества и удлинение периода детства. Отметим, что в крестьянских семьях до революции дети и взрослые одевались одинаково. Кстати, эта особенность сохраняется там, где нет больших различий между работой взрослых и игрой ребенка.

Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. Возникла новая концепция детства. Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к воспитанию и обучению. Для того чтобы исправить поведение ребенка, прежде всего, необходимо понять его, и научные тексты конца XVI и XVII веков полны комментариев относительно детской психологии. Отметим, что глубокие педагогические идеи, советы и рекомендации содержатся и в произведениях русских авторов XVI-XVII веков.

Концепция рационального воспитания, основанного на строгой с дисциплине проникает в семейную жизнь в XVIII веке. Внимание родителей начинают привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение - школа, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан. Именно школа, по мнению Ф. Ариеса, вывела детство за пределы первых 2-4 лет материнского, родительского воспитания в семье. Школа, благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре способствовала дальнейшей дифференциации того периода жизни, который обозначается общим словом „детство“. Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал „класс“. Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс. В прошлом жизнь ребенка и детство не подразделялись на такие тонкие слои. Класс стал поэтому определяющим фактором в процессе дифференциации возрастов внутри самого детства и отрочества.

Вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, об истории детства в целом, без решения которых невозможно составить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться до сих пор. Согласно взглядам советских психологов, изучать детское развитие исторически значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях. И хотя история детства еще не исследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса в психологии XX века.

Наука о психическом развитии ребенка - детская психология - зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера „Душа ребенка“. В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX века. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. (Хотя, строго говоря, и сейчас есть и скрытые, и явные сторонники этой идеи…). Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии.

Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания - появились более демократические семьи. Задача понимания ребенка стала на очередь дня. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно - только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

.3 Развитие интерьера детской комнаты в историческом аспекте

В конце 18 века семья, хозяйство, воспитание детей отходили на задний план. Очень быстро в верхах общества устанавливается обычай не кормить детей матери. (Конечно, это не в провинции и, конечно, не у какой-нибудь бедной помещицы, у которой двенадцать человек детей и тридцать душ крепостных, а у дворянской, чаще всего - петербургской, знати). И вдруг произошли быстрые и очень важные перемены.

Художник этого времени оперирует яркими, насыщенными, звонкими красками. Мир предстает нарядным, жизнерадостным, это мир счастья, красоты и гармонии.

Другой становится семья: воспитание осознается как важнейшая задача, ребенок уже не смешивается со взрослыми. Ребенок отныне, прежде чем присоединиться к миру взрослых, проходит специальную образовательную программу.

Как чудо воспринимает ребенка В. Тропинин, он любуется его милым обликом, детской непосредственностью, ангелообразностью. ( Приложение, рис. 1). Впервые появляются на полотнах Венецианова простые люди: крестьянка с ребенком, пастушок. Но мы видим, насколько идеальны эти образы: чистенькие, благовоспитанные, безмятежные. ( Приложение, рис. 2, рис. 3).

Изменилось отношение к атрибутике детской игры.

Доподлинно известно, что появление колесной лошадки-качалки в ее классическом виде относится приблизительно в 17-18 вв. н. э. Хотя многие источники также утверждают, что настоящее ее рождение датируется 5 в. н. э. Появившись в Древней Греции, она быстро становится популярной детской игрушкой на всем Балканском полуострове, выполняя исключительно развлекательную функцию. В эпоху же позднего Средневековья лошадка-качалка - это ни в коем случае не средство для развлечения детей; она служит для практики и совершенствования рыцарских навыков будущих воителей. Например, король Англии Карл I, будучи маленьким мальчиком, имел собственного игрушечного коня, который, кстати говоря, сохранился и по сей день. (Приложение, рис. 4)

В 1800-х годах качалки все чаще рассматриваются в качестве детской игрушки, а уже в 19-м столетии их производство выходит за пределы небольших деревообрабатывающих мастерских и принимает промышленные масштабы. С этого момента лошадка-качалка - доступная и популярная игрушка для среднего класса. По сути, 19 век - это золотая эпоха для детских качалок.

История детской кроватки возвращается на несколько сотен лет назад. До того, как появились детские кроватки, дети спали со своими родителями. Спальни были редкостью до середины семнадцатого века. В то время кровати находились в каждой комнате и также использовались для сидения, как сегодня используются кушетки.

Ранние спальни на самом деле выглядели как огороженное пространство со стенами или занавесом, которые сохраняли кровать и ее обитателей в тепле по ночам. По мере того, как дома становились более хорошо изолированными и обогреваемыми, спальни стали приобретать большую популярность.

Первая разновидность детских кроваток, которые были использованы, больше походила на люльку. Обычно они были стоящими кроватями, которые можно было поставить рядом с кроватью родителей для простоты доступа. Детские люльки были сделаны в домашних условиях из дерева. Многие колыбели делались на подставке, чтобы их можно было слегка покачивать.

Как только ребенок вырастал из маленькой колыбели, его обычно перекладывали в небольшую кровать, которую днем можно было хранить под кроватью родителей. Так появились кроватки на колесах, которые рассматривались как детские кровати (Приложение, рис. 5). Колыбели производились из различных материалов, но чаще всего из дерева, которое можно было запросто найти. Плотники, которые разрабатывали прочую мебель домашнего обихода того времени, начали разрабатывать и производить колыбели.

Детская кроватка, как нам известно, стала распространенной только в девятнадцатом веке. Скорее всего, детская кроватка была разработана вместо колыбели. По мере того, как дома становились больше, появлялось больше пространства для установки детской кроватки, в которой ребенок мог спать больше одного года. Большинство кроваток были сделаны из дерева, и зачастую их делали супруги. Детские кроватки часто переходили от поколения к поколению. В это время в семьях было много детей, и каждый спал в детской кроватке до одного года или до тех пор, пока не появлялся следующий ребенок.

Детские комнаты сначала были небольшими уголками, смежными со спальней родителей. В конце концов, идея того, что ребенок должен иметь свою отдельную комнату, стала стандартной. Состоятельные семьи, которые могли позволить себе нанять няню на полный рабочий день, могли себе позволить иметь отдельную комнату для ребенка. Когда дети вырастали из детской кроватки, они занимали кровать в детской комнате, которая часто делилась несколькими детьми. Позже дома стали строиться с несколькими спальнями, чтобы в них могло расположиться больше детей (Приложение, рис. 6).

Детская мода, в той форме как мы её себе представляем, родилась чуть более 200 лет назад. Место её рождения - Туманный Альбион. Французский просветитель Жан-Жак Руссо в своём труде «Эмиль или о Воспитании», подробно изложив постулаты детства, выступил против детского корсета и вреда тяжелых и громоздких одежд. Всем стало ясно: ребёнок - не заготовка для взрослого человека. И вот уже мальчишки меняют тесную офицерскую униформу на пиджак. Девочки избавляются от тиранства корсетов и неудобных кринолинов, отныне они, вслед за маленькими англичанками, будут носить свободные муслиновые платьица с пояском. Волосы их уже не задыхаются под париками, а свободно спускаются по плечам, обрамляя лицо. Так было в 80-х годах XVIII века. Увлечение новой удобной легкой одеждой сделало жизнь детворы значительно проще.

Руссо ратовал за особую, "целебную", одежду для детей, которая следовала бы своей моде. Вот тогда «продвинутые» родители той эпохи решили, что детей нельзя одевать как взрослых, омрачая этим их самые радостные годы. У знаменитого реформатора нравов было немало последователей. Среди них широко известная при европейских Дворах портретистка Элизабет-Луиз Виже Лебрен. Именно ей было суждено стать пропагандистом идеи новой одежды для детей в России. За шесть лет пребывания при русском Дворе (1795 - 1801 гг.) она так повлияла на манеру знати одевать своих детей, что к первой четверти XIX века юные русские дворяне уже щеголяли в матроске. Первоначально этот костюм был целиком белый, во второй половине XIX в. под матроской стали понимать белую блузу и тёмные брюки или юбку. Матроской также называли небольшую шапочку без полей. Морская тема в одежде (сочетание синего и белого цветов, отделка полосками и якорями), появившись в конце XVIII в. сохраняется в детском костюме и в конце ХХ.

Статус детства изменился, этот процесс продолжился в XIX и нашел своё завершение в начале XX-ого, который иногда называют ВЕКОМ РЕБЁНКА.

В начале 20 века уже была выработана так называемая «гигиена детства» - наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, которая, в свою очередь, подразделялась на гигиену младенческого возраста, дошкольного и школьного. И к каждому из «данных возрастов» предъявлялись свои гигиенические требования (Приложение, рис. 7, рис. 8). Поскольку «государственная политика в моде шла рука об руку с телесными проектами, призванными сформировать и дисциплинировать тело человека», то рассматривать проблему гигиены одежды можно только непосредственно в контексте общих гигиенических требований, предъявляемых к людям, в данном вопросе, к детям.

Во всех просмотренных изданиях выделяются следующие основные положения, предъявляемые к гигиене детской одежды.

.        Принцип покроя - одежда держится только на плечах ребенка.

.        Пояса, завязки, обхватывающие ногу, туго завязанные вокруг шеи галстуки, не должны иметь места как стесняющие дыхание, крово- и лимфообращения.

.        Состав одежды, как и ее материал, «находится в строгой зависимости от времени года, состояния погоды, жилищных условий и индивидуальных особенностей ребенка».

.        Материал, из которого она делается, оценивается в зависимости от назначения одежды, с точки зрения его теплопроводности, гигроскопичности и воздухопроницаемости.

В своем практическом осуществлении данные положения сводились к нескольким основным мероприятиям. В жаркое летнее время обнажение ребенка доводилось до максимума. Дети первых годов жизни, до 2-3 летнего возраста, ходили в тонких бумажных рубашках или комбинациях. Дети постарше, от 3 до 7 лет, ходили «прикрытыми одним слоем широкоскроенной одежды», оставляющей обнаженными руки и плечи, шею с частью груди и спины, ноги - выше колен. Прикрытыми оставались только часть груди и спины, область таза и бедер. Лучшим образцом такой одежды являлась так называемая комбинация (Приложение, рис. 9).

Комбинация представляла собой лифчик, к которому непосредственно пришивались или выкраивались вместе с ним штанишки. Комбинация являлась основным элементом туалета ребенка дошкольного возраста и видоизменялась в зависимости от сочетания с другими видами одежды.

Особого разъяснения требует вопрос о детском белье. К нему предъявлялись следующие, также немаловажные требования. Детское белье должно было быть из белой, лучше всего бумажной ткани. В холодное время года оно должно было быть (естественно, не должно, а желательно) из бумажного трикотажа, а летом - тонкое, хлопчатобумажное или полотняное.

К зимним комнатным платьям предъявлялись схожие правила, что и к летним. Они должны были быть просторными, не должны прилегать ни к каким частям тела, должны быть из хорошо сохраняющего тепло и хорошо стирающегося легкого материала. Крайне важно считалось, чтобы одежда ребенка была не тяжела, т. к. «тяжесть одежды обременяет его еще неокрепшие мускулы и требует большой работы от сердца». Из материалов, которые бы подошли для изготовления такой одежды лучшими считались: шерсть, шерстяная фланель, бумажная фланель, бумазея, бумажный трикотаж. Еще одной важной частью «комнатной» одежды был детский халатик.

Дети одевали халатик во время пребывания в детском саду. Он был своего рода детской прозодеждой. Цвет халатика должен был быть ярким, приятным для детского глаза, например фиолетовый, розовый, голубой или красный. Чтобы избежать возможного, благодаря одинаковому покрою, однообразия, часто в детских группах были халатики разных цветов, и края ворота, обшлагов, карманов, подола часто обшивались цветными полосками в тон халатика и были неодинаковыми у всех детей.

Верхняя, или как ее чаще называли, выходная одежда была также приспособлена под условия детских дошкольных учреждений.

Поскольку часто приходилось одевать детский коллектив одному - двум людям, на одевание и раздевание детей уходило большое количество времени. Для этих целей была придумана так называемая цельная шерстяная комбинация. В ней шерстяные рейтузы и шерстяной свитер с рукавами представляли одно целое. Застежка у такой комбинации находилась сбоку или, в крайнем случае, на плече, но никак не сзади, чтобы ребенок сам мог ее расстегивать и застегивать.

К гигиене детской обуви также предъявлялись особые требования. Основным из них было - ее соответствие анатомо-физиологическим особенностям детской стопы. Детская обувь часто изготовлялась из жесткого материала, и именно в этом была большая часть ее неудобства. Правильной формой обуви было принято считать ту, которая соответствовала форме стопы и была несколько больше ее, а длина была больше стопы на высоту большого пальца. Этим требованиям, пожалуй, лучше всего соответствовали детские сандалии фабрики «Скороход», но детских ботинок и туфлей, соответствующих такой форме в Советском Союзе не производилось.

Таким образом, главными качествами детской одежды являлись удобство и функциональность, а никак не следования моде. Правительство было нацелено на создание «нового здорового поколения», отчего и возникали даже в какой-то степени жесткие гигиенические требования, проникающие не только в детскую одежду, но и в режим питания, организацию досуга и игры ребенка.

В начале 1950-х годов, в связи с послевоенным бумом рождаемости ощущалось стремление создать ребенку больше комфорта и радостных эмоций. В 1954 году, впервые после смерти Сталина была разрешена новогодняя елка в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, куда пускали школьников - отличников и где перед ними представали Дед Мороз, Снегурочка и Барышня в кокошнике (Приложение, рис. 10, рис. 11).

Текстильные предприятия, специализирующиеся на производстве детской одежды, выпускали специальную литературу, по которой можно было проследить их работу. Например, в 1954 году вышла книга А. Малаховской «Советским людям красивую и добротную одежду», которая была выпущена по итогам работы Ленинградской швейной фабрики имени Володарского.

Детская мода также становится более яркой и разнообразной. Западные тенденции вновь постепенно и осторожно проникают в советскую моду.

Кино для детей существовало как отдельная отрасль советского кинематографа. Госкино планировало выпуск фильмов десятками, на несколько лет вперед, «программируя» интересы будущих зрителей и творческие замыслы писателей и режиссеров. Кинематограф вошел в большой и радостный мир детства. И, пожалуй, из всех искусств ни одно не любимо детьми так сильно, как кино». И действительно, каждый человек, чье детство пришлось на советский период, вспоминает детские фильмы как что-то близкое и поучительное. У детей в кино были свои кумиры и идеалы.

Надо заметить, что детская литература стремилась не отставать в своем развитии от кинематографа. Детскую книгу нельзя представить без иллюстрации. Любого ребенка в книге, прежде всего, интересуют картинки. Именно книжная графика может точно передать детали, которые очень важны для детского восприятия.

Одним из любимых всеми детских авторов был и остается Аркадий Гайдар. Его книги многократно переиздавались, по его рассказам снимались фильмы. «Чук и Гек» 1956 года (Приложение, рис. 12).

Из игрушек были гуттаперчевые пупсы, куклы с закрывающимися глазами. У них была гипсовая голова, а все остальное из ткани, набитой ватой или опилками. Они были одеты в фабричную одежду (Приложение, рис. 13). В 20 веке так же выпускали открытки с изображением детей (Приложение, рис. 14, рис. 15).

История создания детских интерьеров началась с 60 годов 20 века и предложения для детских комнат были построены с позиции взрослого взгляда на детскую среду (Приложение, рис. 16). Детское пространство создавалось под задачи и цели, поставленные родителями, практически без учета пожеланий и реальных предпочтений самих "потребителей" - детей.

Вначале производилась мебель для кукол и эти коллекции представлялись на выставках, получив достаточно высокий интерес. Посетители выставок, в большинстве своем - родители, определили спрос на "настоящую" мебель для детей. С 1978 года было начато производство конкретно детской мебели. По мере проведения серьезных исследований в области педиатрии, физиологии, офтальмологии, педагогики и психологии, была разработана концепция, которая обозначает детское жилое пространство как "развивающее и развивающееся".

Французские специалисты в течение 30 лет проводят исследования по всему миру, чутко реагируя на изменения в запросах родителей и детей на обустройство детских комнат. Результаты исследований используются для расширения диапазона возможностей организации детского интерьера.

.4 Требования к интерьеру детской комнаты для ребенка дошкольного возраста в современном дизайне

Детская комната - это особый мир. В своей комнате ребенок ощущает себя хозяином этого мира и пребывает в состоянии психологического комфорта. Дети, имеющие свою личную комнату, отличаются повышенной активностью и самостоятельностью, они достаточно общительны. Чтобы ваш ребенок не рос неуверенным человеком, необходимо к дизайну детской комнаты подойти с максимальной серьезностью.

Существует ряд общих рекомендаций, которых необходимо придерживаться в дизайне детской комнаты, а также при выборе ее мебели.

Прежде всего, это должна быть самая теплая комната по сравнению с остальными. Было бы исключительно, если бы она еще выходила на солнечную сторону (Приложение, рис. 17). Поскольку дети очень подвижны, то их должно окружать достаточно свободное пространство. Это окружающее пространство, необходимо организовать таким образом, чтобы оно было максимально безопасным.

Не стоит менять планировку детской комнаты, а также мебель через каждые несколько лет, постарайтесь ее преобразовывать с учетом потребностей ребенка, который постоянно растет. Как считают специалисты, дети не менее взрослых, испытывают потребность в благоустройстве своей комнаты.

Только не навязывайте ребенку свой вкус, будет правильным, если он сам выберет то, что ему нравится. Выбирая мебель, ориентируйтесь на такие тона, как: светло-голубой, салатовый, светло-желтый, бежевый. Такие тона приводят в состоянии уравновешенности, умиротворяют, а также увеличивают естественную освещенность комнаты, что является немаловажным для сохранения зрения. Как утверждают психологи, мебель светлых тонов формирует у детей отличное настроение.

Мебель предпочтительнее выбирать простой конструкции, без острых углов, которая не должна создавать каких-либо препятствий для подвижных игр. Постарайтесь приобрести мебель, выполненную из экологически чистых материалов. Следует обратить ваше внимание также на стул или кресло вашего ребенка. Рабочее кресло обязательно должно иметь подлокотники, наиболее благоприятное положение спинки - под незначительным тупым углом, что отвечает физиологии ребенка и дает возможность избежать сколиоза, а также сохранить ему зрение. Это очень важно, поскольку дети сегодня проводят значительное время за компьютером и за приготовлениями уроков.

Практически всем детям присущ консерватизм, они не любят частых перемен. Соответственно было бы неплохо, если бы у мебели, которую вы решили приобрести, имелись бы какие-то интересные детали. Эти детали в свою очередь, несомненно, привлекут внимание вашего ребенка и помогут как можно быстрее привыкнуть к новой мебели.

Не забывайте, что жизнь вашего ребенка протекает значительно в ином ритме, чем у вас, соответственно ему необходимо иметь территорию, которая принадлежала бы только ему лично и никому другому.

Детская комната для дошкольников (3-6 лет)

Подросшему крохе уже не нужно постоянно уделять внимание, малыш научился не только играться самостоятельно, но иногда ему необходимо отдохнуть от других членов семьи. Теперь и вы, и ребенок поймете, как хорошо, когда в квартире есть отдельная детская комната. Детская комната должна быть создана настолько искусно, чтобы она стала для ребенка той комнатой, в которой он бы хотел играть, с удовольствием укладывался спать и с радостью просыпался.

Дошкольная пора - это замечательное время «расцвета детства», наполненное детскими фантазиями и секретами, глубокими исследованиями устройства мира, первыми увлечениями.

Текстиль

В летние дни, когда рано светает и поздно темнеет, важно, чтобы была возможность регулировать проникновение солнечного света в комнату. В этом помогут жалюзи или ролеты. Плотные шторы нежелательны, т.к. они придают громоздкости и непрактичны в чистке.

Мебель

Требования остаются прежними: материалы для мебели и отделки помещения должны соответствовать экологическим и гигиеническим нормам. Важно, чтобы их было легко содержать в чистоте. Покупать следует то, что можно без труда заменить, отмыть или отстирать, т.к. поверхностям предстоит противостоять всевозможным ударам, царапинам и прочим «травмам». На мягкую мебель желательно надеть чехлы, которые можно легко снять и постирать.

Пришло время заменить детскую кроватку взрослой кроватью. Можно сразу приобрести кровать для полуторного матраса, а можно изготовить меньшего размера на заказ или приобрести «растущую кровать» (основание кровати раздвигается от размеров люльки до размеров полуторной кровати). Выбрав нестандартный размер кровати, придется постоянно шить белье на заказ или ушивать стандартные комплекты.

Если комната не балует своими размерами, выходом может послужить высокая кровать, или кровать-чердак. По европейским нормам безопасности ребенку можно предложить стандартную кровать-чердак (с высотой спального места от 150 см от пола) только к 7-8 годам. Для ребенка трех лет нельзя поднимать кровать на высоту более 1 метра от пола, т.е. это будет не совсем «настоящая» кровать-чердак. Под кроватью-чердаком есть пространство для небольшого комода или шкафа для книг и игрушек, а на оставшемся пространстве можно устроить «домик» под кроватью. Пространство под кроватью-чердаком специально освещается и может закрывается декоративной занавеской. Если сделать в занавеске прорезь в виде окна - получится импровизированный домик.

Желание ребенка уединиться, спрятаться (под столом, в импровизированном "домике" и т.п.) понятно и естественно. Ребенок при этом пытается самостоятельно формировать вокруг себя пространство, соответствующее его пониманию защищенности и уюта. Поэтому современная детская мебель часто дополняется небольшими закрытыми секциями для игр, и даже может выполняться в виде маленького домика.

Планируя покупать мебель, не забудьте про тайнички, места для пряток, небольшие качели, горку или лестницу - и ребенок будет чувствовать себя настоящим испытателем.

Системы хранения

Системы хранения для игрушек, книг, одежды и прочих детских вещей должны подходить по росту вашему ребенку. Расположив их в зоне доступа малыша, вы будете стимулировать его самостоятельность (сам взял, сам может убрать). Идеально, если шкафы могут «подрасти» с ребенком, к примеру, путем добавления антресолей или дополнительных секций. Для удобства среди мебели должны быть закрытые и открытые полки.

Рекомендуется освободить от вещей верхние полки стеллажей и шкафов, перенести поближе к полу все предметы, издающие при падении громкий звук.

Напольное покрытие

Пол должен легко поддаваться уборке и быть устойчивым к повреждениям. Ламинат и паркет - наиболее выгодные решения. Если же вы предпочитаете ковер, выберите устойчивый к загрязнению, коротковорсовый, поддающийся влажной чистке.

Освещение

Относительно освещения комнаты требования неизменны. Поскольку в дошкольном возрасте дети больше времени проводят за столом - следует позаботиться о настольном светильнике.

Поскольку в этом возрасте многие дети начинают бояться темноты, ночник у кроватки следует расположить так, чтобы ребенок мог в любое время самостоятельно дотянуться до него и включить.

Наиболее эффективно бороться со страхом темноты можно с использованием театра теней. Поэтому, решая вопрос освещения, заранее продумайте в какой части комнаты будет возникать необходимость розеток и предусмотрите систему защиты проводов.

Настенное покрытие и потолок

Существуют и светящиеся в темноте флуоресцентные краски, которые можно использовать для дополнительного «волшебного» рисунка, проявляющегося в темноте.

Готовые обои тоже можно украсить аппликациями и стенными переводными картинками. В настоящее время доступны два основных вида стенных переводных картинок - самоприклеивающиеся и приклеиваемые. Продаются картинки в тематических комплектах разных размеров. Их графика, как правило, изумительна. Единственный недостаток - клеятся на чистую, абсолютно гладкую поверхность.

Продумывая интерьер комнаты для дошкольника, постарайтесь привлечь самого ребенка - поинтересуйтесь его пожеланиями, а также обязательно учтите его интересы и увлечения. Сделать детскую комнату уникальным, особенным миром, можно создав интерьер в определенном стиле или используя готовые «тематические детские комнаты».

Экология детского счастья

Современные родители по привычке списывают частые болезни своих детей, их быструю утомляемость и немотивированные капризы на плохую экологию: дышать нечем - зеленых уголков в мегаполисах все меньше, машин все больше и т.п. И редко кто задумывается, что трогательный белый кораблик, нарисованный эмалевой краской на голубой стене, или причудливая люстра, мерцающая таинственным многоцветием, таят в себя не меньшую опасность.

Как известно, основной принцип работы нервной системы - передача электромагнитных импульсов от одной клетки к другой. Но ведь человек и живет в мире, насыщенном электромагнитными полями (ЭМП), постоянно подвергается их вредному воздействию, которое во стократ увеличивается, если речь идет о ребенке. Меж тем источники подобных излучений есть в каждой комнате: электропроводка, электроприборы (утюги, пылесосы, электропечи, телевизоры), персональные компьютеры и т.д. Все это создает так называемый бытовой электросмог. Как же его «рассеять»?

В изголовье у малышей, как правило, ставят светильник. В этом нет ничего опасного, главное - чтобы у него был цельный провод, идущий от одногнездовой розетки, расположенной от кровати не ближе, чем 1 метр.

Одновременно следует твердо запомнить: под кроваткой ребенка присутствие проводов категорически воспрещено. Надо обязательно добавить, что любой выключатель должен находиться на расстоянии не менее 1,5-2 метров от детской кроватки.

Экологическая безопасность в детской комнате неумолимо требует избавления от встроенной аппаратуры: начиная с музыкальных центров и кончая бра. На вопрос о том, зачем годовалому малышу компьютер и телевизор, многие родители не смогут ответить внятно. Однако по каким-то непонятным причинам в детской комнате названные электроприборы появляются, а значит, формируют там сложную экологическую обстановку. Дело в том, что персональный компьютер и телевизор, помимо основных частей (системного блока, дисплея, экрана, разнообразных устройств - клавиатуры, дисковых накопителей, принтера, сканера, пульта дистанционного управления и т.д.), зачастую дополнительно оснащены сетевыми фильтрами, источниками бесперебойного питания и другим вспомогательным оборудованием. Они во много раз повышают плотность ЭМП - и так чрезвычайно насыщенных.

Всем также хорошо известно, что под компьютерным столом сосредоточен клубок проводов. Этот змеевик является локальным, но очень мощным источником электромагнитного излучения. Памятуя о невероятной мобильности детей, об их исключительной способности залезать в любой угол, взрослые должны себе представить, на чем будет сидеть, что будет щупать, а то и кусать их дорогое чадо.

Избавившись о нескольких электроприборов и проверив проводку, надо критически посмотреть на мебель в детских комнатах. Туда лучше покупать кровати, шкафы, столы из натурального дерева, по возможности отказываясь от древесно-стружечных плит (ДСП).

При некачественном изготовлении или плохой отделке ДСП в воздух проникает мелкая пыль из формальдегида и фенола. Ее выделение может быть не только пассивным, но и обусловленным жестким механическим воздействием, а попросту - тем, что ребенок много бегает, прыгает, норовит все проверить на прочность. Данное обстоятельство лишний раз подтверждает целесообразность долговечных деревянных полов, порогов и дверей и, напротив, полную бесполезность подоконников и экранов на радиаторы центрального отопления, изготовленных из ДСП: плиты почти сразу крошатся от высоких температур, их перепадов, а также от ударов - даже несильных.

И все-таки, на чем же безопаснее всего сидеть ребенку? Здесь нет ничего банальнее ответа: «На деревянном полу». Он и теплый, и экологически чистый. Конечно, на него можно положить еще и ковер. Ничего страшного нет и в ковролине, а также в популярном ламинате. А вот от линолеума - даже самого качественного - в детской комнате надо отказаться. Данное напольное покрытие относится к полимерным материалам, которые выделяют в окружающую среду токсичные химические вещества в значительных концентрациях: формальдегид, фенол, акрилат, фталат, бензол и т.д. Перечисленные соединения вызывают простуды, дерматозы, приводят к дегенеративным изменениям печени, почек, сердца, головного мозга, способствуют образованию раковых клеток.

При покупке изделий из ДСП приходится сталкиваться с совершенно неожиданной проблемой. Так, например, после того, как мебель привезли из салона, она источает ярко выраженный аромат - как правило, очень даже приятный. Но удушливый запах очень быстро надоедает, особенно если дополняется головной болью <#"562768.files/image001.jpg">

Ход урока:

.        Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся и отмечает в журнале присутствующих. Сообщает тему и задачи урока. Делит учащихся на 3 группы.

2.      Работа в группах с учебным материалом.

Каждой группе выдаются тексты, содержащие материал по теме занятия, а также иллюстрации к текстам.

Задание:

А) изучить и обсудить содержание раздаточного материала

Б) определить требования к проектированию детской комнаты.

По окончании работы представители групп зачитывают разработанные группой требования к проектированию детской комнаты.

3.      Подведение итогов групповой работы.

Заслушав представителей всех групп, учитель вместе с учащимися обобщает выступления и на доске записывает основные требования к проектированию интерьера детской комнаты.

.        Итог урока.

Учитель подводит итог занятия и дает домашнее задание: выполнить линейно - графический эскиз детской комнаты для ребенка дошкольного возраста (формат А3). Учитель прощается с учащимися.

2.3 Разработка урока по теме: «Цветовое решение интерьера детской комнаты»

Тема урока: Цветовое решение интерьера детской комнаты.

Цель: Сформулировать у учащихся знания о роли цвета в проектировании детской комнаты.

Задачи:

-        Образовательная: изучить психологические особенности восприятия цвета, роль цвета в создании интерьера детской комнаты.

-        Развивающая: развитие творческих способностей, художественного вкуса, эстетического чувства.

-        Воспитательная: воспитание творческого отношения к делу, интереса к избранной профессии.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: раздаточные материалы для групповой работы.

План урока (2 академических часа)

1.       Организационный момент (5 мин.).

.        Работа в группах с раздаточным материалом: изучение, обсуждение, определение требований к цветовому решению интерьера детской комнаты (20 мин.).

.        Творческая работа. Выполнение цветового эскиза интерьера, разработанного дома (50 мин.).

.        Итог занятия. Обсуждение работ (15 мин.).

Текстовые материалы для работы в группах

Белая комната: энергия жизни

У многих народов белый цвет - символ удачи, добра, жизни. По некоторым поверьям, если в белый выкрасить стены дома изнутри, то в нем будет мир, а если косяки дверей - каждый человек, входя в жилье, оставит свое зло снаружи. Белый способен стать великим исцеляющим цветом, так как несет надежду, энергию и мощь преобразования. Он эффективно тонизирует организм, а также оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных детей, их самооценка повышается. Однако господствующий белый может вызвать ощущение неприступности и превосходства над другими, а также впечатление чрезмерной стерильности помещения. Его лучше использовать в сочетании с другими цветами.

Серая комната: двойственность натуры

Люди, предпочитающие серый цвет, не считают, что с помощью эмоций можно что-то изменить, не верят в искренность переживаний; они полагают, что чувства следует проявлять только в определенных обстоятельствах (но не сейчас). Отсюда их постоянная скованность, сдержанность и, следовательно, эмоциональное истощение. Серый цвет стабилизирует окружающую обстановку, однако он двойствен. С одной стороны, имеет негативное значение: человек в серой комнате чувствует себя изолированным, отделенным от других, ему кажется, что у него нет будущего, он болен, никому не нужен, ему чего-то не хватает.

С другой стороны, в своем положительном значении серый цвет соответствует уверенности, что окружающее незыблемо и все лучшее - впереди. С этой двойственностью связаны особенности воздействия на человека различных оттенков цвета.

Светло-серый успокаивает и тело, и душу - ведь он стремится к белому. Причем вызывает легкое ощущение покоя, свободы, обусловливает хорошее психоэнергетическое состояние. А темно-серый, напротив, являясь отражением борьбы разума с беспричинной тревогой, лишен внутренней энергии, он давит, "подрезает крылья". Любой оттенок серого не побуждает к активным действиям. А темно-серая комната для здоровых детей не подходит, так как это цвет болезни, пассивности, скуки.

Желтая комната: для умных и любознательных

Желтый цвет олицетворяет ум - считается, что он влияет на интеллектуальное развитие, стимулирует расширение познавательных интересов. Он помогает преодолевать трудности, способствует концентрации внимания (поэтому, например, экзамены, сдаваемые в аудитории с желтыми стенами, проходят наиболее успешно). Под воздействием желтого человек быстро принимает решения. Людям, предпочитающим этот цвет, присущи такие качества, как высокая самооценка, уверенность в себе, оптимизм, позитивное мышление, а также активная жизненная позиция и работоспособность. Тем, кто отвергает желтый, как правило, не хватает психологической самостоятельности.

Желтый цвет стимулирует развитие интуиции и сообразительности. Его присутствие в детской положительно сказывается абсолютно на всех аспектах жизни ребенка. Он прекрасно подходит для оформления комнаты малыша, так как активизирует деятельность мозга, поднимает настроение, увеличивает скорость восприятия, остроту зрения. Этот цвет противопоказан лишь в случаях, если ребенок слишком возбудим или страдает невралгией.

Зеленая комната: надежда - мой компас земной

Такая комната - помещение для релаксации. Зеленый цвет рождается в результате слияния синего и желтого, поэтому в нем сочетаются качества и того и другого. Отсюда - покой и минимум движения. Он способствует самоанализу, стимулирует стремление человека разобраться в самом себе, ничего не требует и никуда не зовет. Однако этот цвет несет потенциальную энергию: он всегда обещает некие жизненные перспективы, символизирует процветание и новые начинания. Зеленый нормализует давление, стабилизирует пульс и дыхание, повышает остроту зрения. Человек под его воздействием становится более внимательным - вот почему в прошлом письменные столы затягивали сукном зеленого цвета, а настольные лампы имели зеленые абажуры. Кроме того, господство зеленой гаммы в интерьере детской способствует хорошему настроению, помогает бороться с бессонницей. Рисунки, игрушки и переплеты книг в зеленых тонах - то, что необходимо ребенку.

Красная комната: движение и активность

Красный - источник энергии, он олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе. Это цвет активности, импульсивности, деятельности, он воодушевляет и дает силы. Люди, предпочитающие его, всегда в движении и добиваются того, чего хотят. Они любят быть первыми, хотя у них не всегда это получается. Девиз этого цвета: "Пусть выживет сильнейший". Красный способен оказать и разрушительное влияние - как огонь, который и согревает, и сжигает. Он заставляет насторожиться при опасности. Приверженцам этого цвета свойствен максимализм в эмоциях: такие люди страстно любят, страстно ненавидят и страстно верят. Они практичны, обычно не ходят вокруг да около (никогда не уговаривают - берут то, что им нужно), хотя склонны к поступкам спонтанным.

Красный и бордовый цвета возбуждающе действуют на нервную систему, повышают кровяное давление. Гипотоники и апатичные, малоактивные дети почувствуют себя лучше в интерьере с яркими красными акцентами. Но это должны быть именно отдельные элементы, а не красные обои на четырех стенах. При длительном воздействии этот цвет негативно влияет на детскую психику, поэтому интерьер с преобладанием красного может вызвать головные боли и ночные кошмары. Дети, живущие в такой комнате, чаще ссорятся.

Фиолетовая комната: избыток чувств

Фиолетовый - тяжелый цвет. Его надо разбавлять "золотом", иначе он может привести к депрессии. Предпочитают фиолетовый люди сентиментальные, слишком отдающиеся своим чувствам, увлекающиеся мистикой либо те, кто не может найти в себе силы реализоваться. Личности независимые, рациональные, умеющие контролировать свои эмоции и действия, как правило, его отвергают. Фиолетовый цвет для детской не самый удачный, так как, по данным физиологов, снижает пульс, а по наблюдениям психологов, заставляет концентрироваться на своих чувствах и не способствует эмоциональному созреванию.

Оранжевая комната: теплое солнце

Этот теплый, радостный и энергичный цвет обладает всеми плюсами красного, но не несет агрессии, действует довольно мягко. Жизненная сила красного позволяет оранжевому вытеснять все остальные цвета. Он постоянно держит в тонусе, связан с самоутверждением, стремлением к достижению цели. Оранжевый - это теплота, блаженство, накал, но в то же время - приглушенный свет заходящего солнца. Практически всегда он влияет благотворно, так как улучшает настроение, навевая мысли о позитивных сторонах жизни (в отличие от синего). Этот цвет помогает человеку чувствовать себя более раскрепощенным и свободным, настраивает на оптимизм и открытость в общении.

Как утверждают исследователи детской психики, оранжевый любят все малыши. Он способствует пищеварению, усиливает аппетит, но перебор с этим цветом в интерьере может вызывать у ребенка переутомление, а порой даже головокружение. Поэтому лучше всего, если в детской оранжевыми будут лишь несколько деталей. Оранжевый оказывает активизирующее влияние на замкнутых детей, помогает освободиться от страхов. Он стимулирует развитие творческих способностей.

Розовая комната: мир грез

Розовый говорит о романтичности, доброте, любви, страстности. Теплота этого цвета растворяет негатив. Он создает ощущение комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей и мрачного настроения, помогает преодолеть кризисные состояния. Розовый часто выбирают чересчур чувствительные люди. Преобладающий розовый свидетельствует о потребности человека в защите, о его отстраненности от реальной жизни, уходе в мир грез, сказок и возвышенных мыслей. Чрезмерное увлечение этим цветом говорит о том, что подросток считает себя слишком тонкой, эмоциональной, аристократичной натурой, которой сложно вписаться в окружающий грубый мир. Если вы хотите воспитать своего ребенка лидером, властным и жестким, такой цвет для его комнаты не подойдет.

Синяя комната: бездонный омут

У этого цвета "нет дна" - он бесконечен, затягивает в себя. При этом его силу недооценивают. Он создает предпосылки для глубоких размышлений над жизненными ситуациями, призывает к поискам смысла, истины. В то же время синий косвенным образом вгоняет в меланхолию, когда человек не получает ответа на мучающие его вопросы. Приверженцев синего отличает постоянство, упорство, самоотверженность, строгость. Они стараются все привести в порядок, систематизировать, всегда имеют собственную точку зрения, если что-либо делают - то самозабвенно, а их преданность другим может доходить до добровольного рабства.

Синий угнетает нервную систему, вызывает ослабление пульса, снимает мышечное напряжение и притупляет болевые ощущения. Иногда под его влиянием наступают усталость и депрессия. В детской этот цвет может присутствовать лишь весьма ограниченно: например, пижама, халат ребенка, кайма на одеяле.

Черная комната: загадочный внутренний мир

Черный все скрывает, он притягивает и пугает, загадочен, но в то же время богат и неоднозначен. Черный всегда бросает людям вызов, и под его влиянием они высвобождают свою сущность. Человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. Напряженную атмосферу черной комнаты нельзя назвать полезной для благополучного эмоционального развития ребенка. Черный предполагает отрицание других цветов. И если подросток вводит его в палитру своего интерьера, это скорее всего свидетельствует об активном неприятии, например, жизненных ценностей родителей, или их взаимоотношений, или мира взрослых в целом. Черный цвет в комнате школьника может говорить о том, что он выстраивает свою модель мира - достаточно агрессивную, или о пессимистическом, бездеятельном периоде жизни.

.        Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся и отмечает в журнале присутствующих. Сообщает тему и задачи урока. Делит учащихся на 3 группы.

2.      Работа в группах с учебным материалом.

Каждой группе выдаются тексты, содержащие материал по теме занятия.

Задание:

А) изучить и обсудить содержание раздаточного материала.

Б) определить требования к цвету в детской комнате.

3.      Творческая работа.

Учащиеся выполняют цветовые эскизы интерьера детской комнаты, разработанные дома.

4.      Итог урока.

Учитель подводит итог занятия и вызывает к доске представителей групп. Они демонстрируют свои рисунки и комментируют свой выбор. Затем учитель прощается с учащимися.

Работы учащихся:



.4 Выводы

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

При правильной организации урока возможны положительные результаты, в том числе появится заинтересованность в предмете, любовь к литературе, откроет или разовьёт творческие способности ребёнка, а, может быть, и предопределит будущую профессию ученика, что позволит ему своевременно начать углублённое изучение предмета.

Одним из важных условий успешной работы в группах является организация рабочего места каждой группы. Для выполнения заданий в группах часто необходим определенный набор принадлежностей, например, маркеры и бумага для подготовки презентаций и т.д. Учитель должен позаботиться об этом заранее и, возможно, каждый раз назначать себе в помощники разные группы учащихся для организации класса для работы в группах.

Задача учителя объяснить учащимся, что работа в группе - не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний. Для педагогики в XXI веке характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии.

Форма группового обучения в классах и на внеклассных занятиях позволяет ученикам развивать логическое мышление, отстаивать свою точку зрения в дискуссиях, развивать коммуникабельность, дать возможность полнее проявить себя всем: и отличникам, и неуспевающим, и лидерам, и аутсайдерам. К тому же учителю предоставляется возможность улучшить дисциплину в классе, добиться положительного отношения учащихся к предмету и, возможно, повысить успеваемость всего класса за счёт передачи знаний отличников неуспевающим ученикам в группе во время дискуссии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем исследовании представлены результаты изучения развития интерьера детской комнаты от первых следов его появления в начале 19 века и до наших дней.

Исследование развития детского интерьера в широком историко- культурном контексте позволило нам узнать, что история создания детских интерьеров началась с 60 годов 20 века и предложения для детских комнат были построены с позиции взрослого взгляда на детскую среду. Детское пространство создавалось под задачи и цели, поставленные родителями, практически без учета пожеланий и реальных предпочтений самих "потребителей" - детей.

А начиная с 1978 года, было начато производство конкретно детской мебели. По мере проведения серьезных исследований в области педиатрии, физиологии, офтальмологии, педагогики и психологии, была разработана концепция, которая обозначает детское жилое пространство как "развивающее и развивающееся". Французские специалисты в течении 30 лет проводят исследования по всему миру, чутко реагируя на изменения в запросах родителей и детей на обустройство детских комнат. Результаты исследований используются для расширения диапазона возможностей организации детского интерьера в наши дни, учитываются пожелания ребенка в зависимости от его возраста, пола и увлечений.

Данное исследование может быть успешно использовано в преподавании курса « истории дизайна» в учебных заведениях творческого профиля.

Отдельные темы разработаны в виде групповых занятий, которые обогащают урок эмоциональной окрашенностью, психологически облегчают процесс усвоения, возбуждают живой интерес к предмету познания, расширяют общий кругозор, возрастает уровень использования наглядности на уроке, повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Представленные в работе разработки занятий по темам: «Интерьер детской комнаты» и « Цветовое решение интерьера детской комнаты» могут входить в программу обучения студентов среднего и высшего профессионального образования для повышения эффективности учебного процесса, а также материал дипломной практики может быть использован студентами для написания курсовых и дипломных работ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Агронович-Пономарева Е.С. и Аладова Н.И. «Интерьер и предметный дизайн жилых зданий». Феникс. 2006

.        Агостон. Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М.1982г.

.        Аниканова Н.С., Мерцалова М.Н. Детская одежда.-М.,1958.

.        Айсмен Л. Дао цвета/Пер. с англ. Новиковой Т. -М.: Изд-во ЭКСМО, 2005.-176с.,ил.

.        Аронов Д. Искусство цвета/ Иоханнес Иттен. перев. С немец.,3-е изд. 2001.-96с.

.        Аронов Д. Искусство формы/Иоханнес Иттен. перев с немец-М.:2004.136с.

.        Блохин В.В. Архитектура интерьера промышленных зданий. М.1973г.

.        Бурова Н.В. Интерьеры производственных зданий. М.1969г.

.        Баранов Д.А., Шангина И.И. « Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь». Искусство-СПБ,1999

.        Беловинский Л.В. «Изба и хоромы: из истории русской повседневности». Из-во Прогресс-Традиция.

.        Ватерман Г. Дизайн вашей квартиры/Пер. с нем. Набатниковой Т.-М.: Изд-во «Кристина и Ко», 1997.-128с.

.        Волевич Г.К. Детская одежда.-М.: Легкая индустрия, 1968.

.        Волкова Е.И. Дошкольное воспитание в годы Сталинских пятилеток.- М., 1952.

.        Грожан Д.В. Практикум начинающего дизайнера/Грожан Д.В.-Ростов-на-Дону.:Феникс,2005.-изд.2

.        Гайдар А. Чук и Гек.-М.: Детгиз,1959.

.        Гайдар А. Тимур и его команда.-М.:Детгиз,1959.

.        Гелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе 1953-1970.-М.,1999.

.        Домалеев А.Г. Строительные материалы: учеб. Пособие/Домалеев А.Г.-М.:Высшая школа,1989.

.        Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгина В.С. История русской культуры. М.,1990.

.        Забелин И. «Домашний быт русских царей в 16 и 17 столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва.2005

.        Забелин И. «Домашний быт русского народа в 16 и 17 столетии: В 2 т.» М., 1862-1869.

.        Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М.,1989.

.        Игнатов С. Развитие и воспитание детей.- Иваново,1952.

.        Комаров А.А. Искрасофт- специализированные магазины ( обои, плитка. Напольные покрытия, сантехника)// каталог.-СПб.,2008.-март.-22с.

.        Комаров А.А. Искрасофт- специализированные магазины(двери, паркет, ковровые покрытия, обои, плитка, сантехника)// каталог.-СПб.,2009.-март.-22с.

.        Кладезь-Букс К. Цвет в интерьере-М.:Изд-во «Кладезь-Букс», 2004.-102с.

.        Коэн С. Ремонт и Дизайн/ Пер. с англ. Молькова К.-М.: Изд-во «Контент», 2005.-200с.

.        Лоуренс М. Дизайн и евроремонт Вашего дома/Пер. с англ. Гальпершейна Л.Я.-М.: «РОСМЕН» 2004.-255с.

.        Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей: учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений.-М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС,2000-256с.

.        Логанина В.Н. Искусство интерьера, материалы для отделки/Логанина В.Н.- Ростов на Дону,2005.

.        Лотман Ю.М. «Беседы о русской культуры. Быт и Традиции русского дворянства. 18- начало19века» 1993.

.        Лукьянова Л.Т. Интерьер гостиниц. Киев.1991г.

.        Лонтковская Р.А. Евроремонт своими руками. Харьков.1998г.

.        Литвиненткова В. Гигиена Детской обуви.-М.,1961г.

.        Мид М. Культура и мир детства. Москва.1988г

.        Малаховская А. Советским людям красивую и добротную одежду-М.,1954г.

.        Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.1994г.

.        Обухова Л.Ф. «Детская психология: теории, факты, проблемы». М. Тривола,1995г.

.        Преображенская Е.А. Пошивка детского платья.-М.,1951.

.        Потапова И.Н. Содержите тело ребенка и его одежду в чистоте.-М.,1956.

.        Парамонова К. фильм и дети. М.,1976.

.        Раннев В. Интерьер. 1987г.

.        Уморбеков Б.Е. Цвет в предметно пространственной среде: учеб. Пособие для студентов художественно-промышленных вузов/ Уморбеков Б.Е.-Алма-Ата,1990-48с.

.        Холмянски Л., Щипанов А. Дизайн. М. 1985г.

ПРИЛОЖЕНИЕ










Похожие работы на - Дидактические условия и приемы подготовки педагогов-дизайнеров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!