Понятие и элементы банковской системы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    135,83 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и элементы банковской системы

Содержание

Введение. Понятие и элементы банковской системы.I Понятие коммерческого банка и его организационное устройство. Баланс банка.II Принципы деятельности коммерческих банков. Его функции. Банковская деятельность, ее принципы и общие положения.I Развитие банковской системы России

Вывод

Источники

Введение

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.).

Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России. Особенно важным видится развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков в развитых странах предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, обусловливает выход российских банков на мировой уровень, а значит и восстановление, укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

В литературе структура банков в экономике развитых стран освещается недостаточно подробно, но это и неудивительно, потому что экономисты в большинстве своем пытаются анализировать и изучать банковскую систему России. Хотя изучение опыта развитых стран в организации банков оказалось бы не менее полезным.

Основная трудность при работе над темой заключалась в том, что недостаточно данных, касающихся современного состояния банковского дела в зарубежных странах. И цель данной работы - систематизировать и обобщить имеющиеся сведения, дать по возможности более точные данные, выявить действительное состояние банковской системы в развитых странах. В этом и заключается ее основная идея.

I. Понятие и элементы банковской системы

банк система

Понятие «система» широко используется современной наукой. Оно соотносится с исследованием многообразных явлений природы и общественного развития. Считается, что признаком современного мышления является системный подход. Термином «система» охотно оперируют не только ученые, философы, но и деятели культуры и искусства, организаторы производства и работы банков.

Как это ни покажется странным, но термин «система» не получил от этого четкого определения. Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995 г.) отмечается, что банковская система включает Центральный банк и кредитные организации. Такое толкование не случайно («система» от гр. systeme - целое, составленное из частей, соединение).

Из этого же предположения о содержании системы исходит и немецкое законодательство, а также некоторые немецкие авторы, в одном из лучших немецких учебников «Банковское дело» под редакцией проф. Х.Е. Бюшгена отмечается, что банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, эмиссионного банка. Центральный банк играет ведущую роль - роль банка банков.

Вместе с тем термины «система» и «банковская система» определяют не только состав банков. По содержанию понятие «банковская система» более широкое, оно включает:

• совокупность элементов;

• достаточность элементов, образующих определенную целостность;

• взаимодействие элементов.

Какими же свойствами, признаками характеризуется банковская система?

. Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям. К примеру, на рынке функционируют торговая система, система транспорта и связи, исполнительной и законодательной власти, право охранительных органов, и т.п. Каждая из данных и других систем имеет свое особое назначение. Они соприкасаются друг с другом, но имеют разные задачи. В банковскую систему нельзя включать производственные, сельскохозяйственные единицы, занятые другим родом деятельности.

. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, а отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

Когда рассматривается банковская система, то прежде всего имеется в виду, что она в качестве составного элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают «окраску» банковской системе.

Вместе с тем это не следует понимать так, что сущность банковской системы есть сложение сущностей ее элементов. Сущность банковской системы - это не арифметическое действие, а проникновение в новую более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдельных элементов, но и их взаимосвязь. Сущность банковской системы обращена не только к сущности частных, составляющих элементов, но и к их взаимодействию. Из этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее отдельных элементов.

Практика знает несколько типов банковской системы:

• распределительная централизованная банковская система;

• рыночная банковская система;

• система переходного периода.

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки - коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства.

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ. осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей являются обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

Банковская система находится в стадии переходной системы: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система так или иначе происходит из предшествующей, поэтому содержит «родимые пятна» прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в условиях России еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае, если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.-

Теоретически можно предположить, что даже в том случае, если в банковской системе исчезает первый ярус - центральный банк, вся система не разрушается, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать .расчеты, выдавать кредиты, проводить другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и новым, коммерческим банкам.

. Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. Здесь выделяются два момента.

Во-первых, банковская система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Например, еще недавно в России не было муниципальных банков, сейчас они созданы в ряде крупных экономических центров. Существенное место занимали маленькие банки (с капиталом до 100 млн. руб.), постепенно их число сокращается.

Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между ними. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают для продажи «длинные» и «короткие» деньги, покупают денежные ресурсы друг у друга. Банки могут оказывать друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в совместных проектах по финансированию предприятий, образовывать объединения и союзы.

. Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская «тайна». По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.

. Банковская система - «самоорганизующаяся», поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.

В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно не за счет основной, а побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска банки активизируют свою деятельность, как по обслуживанию основной производственной деятельности предприятий, так и долгосрочному кредитованию хозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений.

Банки, не принявшие меры, учитывающие меняющиеся события, неизбежно оказываются в трудном экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете, перестают существовать.

. Банковская система выступает как управляемая система. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы).

Все эти признаки свойственны и российской банковской системе, которая в современных условиях, будучи системой переходного периода, тем не менее является развивающейся системой. Нормативная и законодательная база их деятельности все время меняется. Экономический кризис, обвал банковской системы 1998 г. как следствие накапливающихся диспропорций в народном хозяйстве и денежном обороте затормозили развитие банков, более того, по некоторым позициям отбросили их на несколько лет назад, девальвировав капиталы денежно-кредитных институтов, сократив их численность, однако как рыночные институты банки сохранили свою значимость в экономике переходного периода.

Признаки банковской системы:

• включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;

• имеет специфические свойства;

• способна к взаимозаменяемости элементов;

• является динамической системой;

• выступает как система «закрытого» типа;

• обладает характером саморегулирующейся системы;

• является управляемой системой.

Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему более общего образования, какой служит экономическая система. Будучи частью более общего, банковская система функционирует в рамках общих и специфических банковских законов, подчинена общим юридическим нормам общества, ее акты, хотя и выражают особенности банковского сектора, однако могут вноситься в общую систему, как и она сама, только в том случае, если не противоречат общим устоям и принципам, строят общую систему как единое целое.

.I Понятие коммерческого банка и его организационное устройство. Баланс банка

Банк - это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщиками, от продавцов к покупателям. Наряду с банками, перемещение денежных средств на рынках осуществляют финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т. д. Но банки, как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других объектов.

Во- первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.

Во- вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционные компании (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных банков второго уровня и кредитных кооперативов, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в том состоит их "коммерческий интерес" в системе рыночных отношений). В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основываются на законе РФ" О банках и банковской деятельности", принятом 3 февраля 1996г. В соответствии с этим законом банки в России действуют как универсальные кредитные организации, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств за третьих лиц, посреднические и доверительные операции и т.п.

В Российской Федерации все кредитные организации банковского типа подразделяются на два вида: собственно банки и небанковские кредитные организации.

Под кредитной организацией в широком смысле слова понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом.

Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности, как хозяйственное общество. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под кредитными организациями с иностранными инвестициями в соответствии с Положением "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов" №437 от 23 апреля 1997г. понимаются кредитные организации-резиденты, уставный капитал которых сформирован с участием средств нерезидентов независимо от их доли в уставном капитале.

Кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов на отчуждение ( в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации- резиденты - на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов.

Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. В настоящее время квота участия иностранного капитала в банковской системе страны составляет 12%. Ограничение на участие иностранного капитала преследует цель создать наиболее благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты их от экспансии зарубежных банков.

По особому формированию уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и банки, созданные в форме общества с ограниченной ответственностью либо общества с дополнительной ответственностью.

Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе (в форме ООО), то на нынешнем этапе происходит преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ.

Для банков, созданных в любой форме хозяйственного общества характерно, что собственником его капитала и другого имущества выступает само общество, т. е. банк. Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, т.е. общества, где ответственность каждого участника ограничена пределами его вклада в общий капитал банка.

Участнику банка, полностью внесшему свой вклад в уставный фонд, выдается свидетельство, не относящееся к категории ценных бумаг. При этом за ним сохраняется право с согласия остальных участников банка уступить свою долю или часть доли другим участникам банка или третьим лицам. При передачи доли третьему лицу к нему переходят все права и обязанности, принадлежащие участнику, уступающему ее полностью или частично. Доля любого из участников общества может быть приобретена самим обществом, но в этом случае оно обязано в течение года передать ее другим участникам или третьим лицам. Расширение уставного фонда банка может осуществляться как за счет внесения участниками дополнительных взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о вступлении новых участников и размерах их вклада в уставный фонд банка решается на общем собрании участников. Банки, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, как правило не имеют права выпуска акций и облигаций. Но в некоторых случаях это право им предоставляется дополнительно.

У банков, функционирующих как АО, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических лиц и граждан. Акционеры отвечают по обязательствам банка в пределах их вклада в общий уставный капитал. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытые и открытые.

Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности.

Организационное устройство коммерческих банков соответствует обще принятой схеме управления АО высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров (участников), которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Для участия руководителей предприятий-акционеров доверенности не требуется. Общее собрание правомочно решать внесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.

Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяется уставом коммерческого банка. Совет банка определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами развития.

Непосредственно деятельность коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом директоров. Правление состоит из председателя правления, его заместителей и других членов. Правление действует на основании Устава банка и положения, в котором устанавливаются сроки и порядок проведения его заседаний и принятия решений.

Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя правления является решающим. Если члены правления или его председатель не согласны с решением правления, они могут сообщить свое мнение совету или общему собранию. Окончательным в этом случае является решение совета директоров. Решения правления проводятся в жизнь приказом председателя правления банка.

Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления коммерческого банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведения проверок комиссия направляет правлению банка. Основная задача ревизионной комиссии коммерческого банка - создать обстановку, предупреждающую злоупотребления. Ревизионная комиссия составляет заключения по годовым отчетам и балансам банка. Без заключения ревизионной комиссии баланс банка не может быть утвержден общим собранием акционеров.

В целях обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией).

Баланс коммерческого банка (КБ) - это бухгалтерский баланс, который отражает состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции.

Балансы банков строятся по унифицированной схеме, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в банках, который утверждается ЦБ РФ. Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности, солидности (достоверности). Оперативность банковского ба­ланса проявляется в его ежедневном составлении, которое в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухгалтерского учета в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров (выписок) их лицевых счетов, в которых исключается наличие ошибочных записей. Действовавший до 1998 г. План счетов, который был положен в основу построения банковских балансов, использовал принцип группировки счетов по экономическим однородным признакам.

Правило понижающейся ликвидности статей по активу и уменьшения степени востребования средств по пассиву строго не соблюдается и прослеживается лишь в тенденции.

Счета номенклатуры баланса банков подразделяются на балансовые и внебалансовые. Балансовые счета подразделяются на пассивные и активные. Пассивные счета предназначены для учета собственных и привлеченных ресурсов, активные - для их размещения.

Внебалансовые счета используются для учета ценностей и документов, не влияющих на актив и пассив баланса, поступающие в банки на хранение, инкассо или комиссию, а также для учета бланков строгой отчетности, бланков акций, других документов и ценностей.

Все балансовые счета подразделяются на счета первого порядка - укрупненные, синтетические счета и счета второго порядка - детализирующие, аналитические счета. Счета первого порядка обозначаются тремя цифрами от 102 до 705. Номер счета второго порядка состоит из пяти знаков и строится путем прибавления двух цифр справа к номеру счета первого порядка. Например, 102 - Уставный капитал акционерных банков, сформированный за счет обыкновенных акций, 10201 - Уставный капитал акционерных банков, сформированный за счет обыкновен­ных акций, принадлежащих Российской Федерации.

Балансовые счета группируются в семи разделах по принципу экономически однородного содержания и ликвидности. Номенклатура внебалансовых счетов - пятизначная. Внебалансовые счета сгруппированы в десяти разделах.

Бухгалтерский баланс в полной мере должен отражать операции, проводимые банком, служить базой для принятия управленческих решений, отражать реально получаемую прибыль.

.II Принципы деятельности коммерческих банков. Его функции

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой.

Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. Жесткая зависимость активов банка от характера его пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов деятельности банков и при регулировании их операций. Возможность совершения тех или иных специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т.п.) детерминирована структурой пассивов банка. Поэтому, разрабатывая условия этих операций, необходимо первостепенное внимание уделить источникам формирования соответствующих пассивов.

В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен от проведения своих активных операций (при соблюдении установленных экономических нормативов) т.е. объем его активных операций не может быть ограничен административными, волевыми методами. Административные ограничения могут иметь разовый, чрезвычайный характер. Систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, и поэтому приоритет в регулировании, в том числе имеющем рестриктивную направленность, должен быть отдан экономическим мерам.

Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент коммерческой деятельности банка меняет все ее акценты: возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, развивается подлинная конкуренция за пассивы, освобождающая движение кредитных ресурсов от административных пут единого государственного банка. Острая борьба за пассивы стимулирует поиск банками наиболее эффективных сфер приложения своих ресурсов. Происходит реальное перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли (к сожалению, в условиях инфляции наиболее доходной стала сфера обращения - торговля, биржевой бизнес, и банковский капитал стимулирует нарастание в них спекулятивных операций). Радикально меняется кредитное планирование в банках. Коммерциализация не означает отказ от кредитного планирования, напротив, его значение (как текущего, так и перспективного) неизмеримо возрастает. Но основу планирования при этом уже составляют ресурсы банка, а не его вложения.

Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

Действующее банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжение своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами (как это имело место в отношении хозрасчетных учреждений спецбанков), а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск о своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на "общегосударственные интересы" не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Функции коммерческого банка:

Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельность уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.

Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Между тем все ее предшествующее развитие не создавало у непосредственных производителей и других субъектов хозяйственной жизни, включая население, достаточных стимулов к сбережению и накоплению ресурсов. Для предприятий пропорции распределения полученных доходов на потребляемую и накапливаемую часть устанавливались директивным планированием. При невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки.

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в Российской Федерации Федерального фонда обязательного страхования вкладов, которое предусмотрено в " законе о банках и банковской деятельности".

Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

В силу неразвитости в нашей стране рынка ценных бумаг вклады в банки в течение всего переходного периода будут преимущественной формой мобилизации финансовых ресурсов для осуществления экономических преобразований. Задача банков - создать такие формы привлечения средств, которые реально заинтересовали бы клиентов в накоплении ресурсов и формировали у них привычку к сбережению, определяющую инвестиционные возможности экономики, развивающейся по законам рынка.

Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами - при переходе к рынку приобретает новое содержание. В условиях государственной монополии на общенародную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единый государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей при такой системе расчетов выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета также повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики. Велика роль коммерческих банков в обеспечении расчетов в народном хозяйстве и в нашей стране. Но изменившиеся условия хозяйствования требуют реформирования всего платежного механизма, доставшегося в наследство от административно- командной системы.

В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция коммерческих банков, как посредничество в операциях с ценным бумагами. В отличие от некоторых развитых стран (например, США) действия наших коммерческих банков на рынке ценных бумаг не ограничиваются. Они могут производить разнообразные операции с ценными бумагами.

Имея лицензию Банка России на осуществление банковских операций, банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение средств во вклады и банковские счета, с иными ценными бумагами, операции с которыми не требуют специальной лицензии. Банки вправе также осуществлять доверительное управление данными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Банк может размещать свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени, тогда все риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка.

II. Банковская деятельность, ее принципы и общие положения

Банк является юридическим лицом, которое занимается банковской деятельностью, направленной на извлечение прибыли.

Сущность банковской деятельности проявляется в таких важнейших функциях банка как аккумулирование средств, трансформация ресурсов и посредничество в платежах.

Банковская деятельность отражает специфику, которой обладает банк, а именно:

функционирует исключительно в сфере обращения;

производит банковский продукт, отличный от продукта сферы материального производства (деньги, платежные средства);

выступает посредником в организации кредитных отношений при привлечении средств кредиторов и их размещении от своего имени;

является посредником при перемещении денежных средств от покупателей к продавцам, от плательщиков к получателям при проведении расчетов по счетам, в том числе и за счет кредита.

Результат деятельности банка есть банковский продукт, который создается трудом персонала банка, носит в основном нематериальный характер и отражается в безналичной форме путем записей по счетам. Банковский продукт создается с использованием банковских операций. В целом банковскую деятельность определяют как совокупность совершаемых банковских операций, направленных на получение прибыли.

Деятельность банка базируется на определенных принципах, закрепленных в банковском законодательстве. Основными принципами банковской деятельности, согласно Банковскому кодексу являются:

обязательность получения лицензии на осуществление банковской деятельности;

независимость банков в своей деятельности;

разграничение ответственности между банками и государством;

обязательность соблюдения установленных нормативов безопасного функционирования;

обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка;

обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам клиентов;

обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

В соответствии с принципами банковской деятельности, банк является организацией, самостоятельной в своей деятельности, и вмешательство государства или государственных органов в эту деятельность допускается лишь в определенных законодательством случаях. Вместе с тем банковская деятельность подлежит государственному регулированию, заключающемуся в государственной регистрации банков, лицензировании, установлении нормативов безопасного функционирования, запретов и ограничений, а также надзоре за деятельностью банков. Государство возлагает на банк контроль по кассовым операциям клиентов и функции агента валютного контроля.

Банк в отношениях с клиентами придерживается следующих правил:

взаимная заинтересованность;

платность;

договорная форма отношений.

Взаимоотношения банка и клиентов строятся на основе банковского законодательства, которое регулирует отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливает права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений. Субъектами банковских правоотношений являются Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками банковских правоотношений могут быть Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица.

К актам банковского законодательства относятся:

. Законодательные акты.

. Распоряжения Президента, которые носят нормативный характер.

. Постановления Правительства.

. Нормативно правовые акты Центрального банка российской Федерации.

. Нормативные правовые акты, принимаемые Центральным банком совместно с Правительством или органами государственного управления на основании и для исполнения законодательных актов Российской Федерации.

Особое место в системе банковского законодательства занимают нормативно правовые акты Центрального банка, которые регламентируют в форме инструкций, правил и положений порядок проведения банковских операций. Издание новых и наиболее сложных для понимания нормативно правовых актов Центральный банк сопровождает соответствующим комментарием для применения.

На базе банковского законодательства каждый банк разрабатывает собственную систему локальных правовых актов, регламентирующих порядок проведения различных банковских операций с учетом особенностей структуры управления и принятия решений в данном банке, порядка учета, стратегии и других факторов.


      Эффективность денежной политики снижается за счет институциональных ограничений.

      Политика регулирования процентных ставок направлена сегодня скорее на снижение внутренних сбережений, нежели на расширение кредитования.

      Рост активов банковской системы в незначительной степени затронет нефинансовый сектор и будет нацелен на:

Ø  Рост банковской ликвидности;

Ø  Рост иностранных активов;

Ø  Рост вложений на финансовом рынке;

Ø  Погашение задолженности перед Банком России и иностранными кредиторами.

В 2009 г. темпы роста депозитов населения составили 25%, предприятий - 15%, при этом кредитный портфель за тот же период сократился. Это привело к выравниванию соотношения кредитов и депозитов, «кредитная яма» не превышает 5% собственных средств банковской системы.

      Нетто-кредит банков предприятиям стабилизировался на уровне 4.1-4.3 трлн. руб. (уровень начала 2008 г.).

      Нетто-кредит населения банкам вырос за этот период с 2 до 4.1 трлн. руб.

Потенциально российская банковская система готова к возобновлению кредитования нефинансового сектора.

Динамика превышения кредитов над депозитами нефинансового сектора (без учета задолженности по облигациям) и собственных средств банковской системы, млрд. руб.

Рост ресурсной базы одновременно со стагнацией кредитного портфеля привел к увеличению объема «неработающих» ликвидных активов банков

ü  Объемы ликвидности превысили 2.5 трлн. руб., что практически сопоставимо с величинами прошлого года, когда банки вкладывались на фоне «плавной» девальвации в валютные активы. Однако если тогда валютная ликвидность потенциально могла приносить доход в виде курсовых переоценок, сейчас это активы, не приносящие дохода.

Значительная часть свободных средств сосредоточена в госбанках (45% всех ликвидных активов)

ü  При этом уровень ликвидности сопоставим для всех групп крупных банков, а для мелких даже незначительно снижался в последние месяцы. Потенциально это означает, что перенаправление этих денег на кредитование экономики - вопрос решения руководства трех-четырех госбанков. В Сбербанке доля ликвидных активов превысила 11%, тогда как в докризисный период составляла не более 3% совокупных активов, (резерв 650 млрд. руб.)

Увеличение объема банковской ликвидности (и «неработающих» активов) не подразумевает потенциальный рост кредитования - скорее отражает существующие риски в экономике.


Инерционный прогноз показывает, что в 2010 г. активы банковской системы потенциально выросли существенно ниже (на 5%), нежели пассивы (на 15%).

Данная парадоксальная ситуация (немыслимая с точки зрения бухгалтерского учета) определит вектор развития российской банковской системы, по крайней мере, в течение 1-2 лет.

Сходимость активов и пассивов банковской системы обеспечивается тремя способами:

1.       Ростом активов, прежде всего за счет столь ожидаемого и желанного денежными властями кредитования нефинансового сектора. В текущей ситуации это обусловит существенное ухудшение качества банковских активов.

2.       Снижением пассивов. Данный вариант предполагает резкое снижение процентных ставок по депозитам и уменьшение объема привлекаемых банковской системой ресурсов (пассивов).

ü  Вероятность реализации данного сценария высока, особенно с учетом того, что подобная ситуация уже встречалась. Например, так было в 2006-2008 гг. при благоприятной ситуации на внешних рынках капитала, когда внешние ресурсы оказывались более дешевыми при стабильном курсе рубля. На практике, речь идет о случаях, когда внутренние сбережения практически не нужны банковской системе (с учетом сохранения фонового уровня депозитов), при этом ставки по депозитам уходят в резко отрицательную область.

3.       Компромиссный вариант. Наиболее ожидаемый сценарий, поскольку предполагает:

q  с одной стороны, уменьшение сберегательной активности населения в силу снижения процентных ставок, что активизирует потребление и спрос на кредит со стороны домашних хозяйств;

q  с другой стороны, определенное оживление в промышленности и, соответственно, увеличение спроса на банковский кредит со стороны предприятий.

Данный выбор осложняется обстоятельствами, лежащими вне инструментов денежной политики.

n  Так, в случае реализации политики, подразумевающей стимулирование экономического роста за счет расширения внутреннего спроса (посредством роста потребления и кредитования) существует реальная угроза, что значительная часть прироста внутреннего спроса будет покрываться импортом - особенно в условиях роста курса рубля.

n  Напротив, в случае стимулирования сбережений сохраняется угроза того, что инвестиционная активность останется на низком уровне и внутренние сбережения окажутся «лишними» для реального сектора и банковской системы. Модель экономического роста за счет инвестиций предполагает не только рост сбережений, но и стимулирование инвестиционной активности - за счет улучшения бизнес-климата, финансовой стабильности, налоговых льгот, участия государства и прочих факторов.

Эффективность денежной политики снижается за счет институциональных ограничений

Сбережения населения в виде рублевых банковских депозитов достаточно чувствительны к реальным процентным ставкам, которые менялись в силу действия различных факторов:

1.       В зависимости от уровня инфляции - при стабильных номинальных ставках реальные подвержены существенным колебаниям. В развитых экономиках, напротив, уровень реальных процентных ставок является крайне устойчивым показателем. Возможность воздействия процентной политикой Банка России на уровень потребительской инфляции на протяжении всей новейшей истории России была малозначимой.

2.       Уровень процентных ставок определяется стратегией коммерческих банков, которые меняют ставки в зависимости от конъюнктуры, но не от инфляции.

Динамика номинальных процентных ставок по депозитам населения (за исключением депозитов до востребования)

и индекса потребительских цен за 12 месяцев, в %


Плавное снижение процентных ставок по депозитам физических лиц в 2006 - первой половине 2008 гг. было обусловлено политикой активных заимствований коммерческих банков на внешних рынках. Более дешевые и длинные иностранные кредиты были более привлекательными, нежели депозиты населения.

В результате доля иностранных кредитов в совокупных пассивах банковской системы увеличилась с 12% в начале 2005 г. до 19.5% в середине 2008 г. Соответственно, доля депозитов населения снизилась за тот же период с 30 до 24.4%.

Снижение Банком России ставки рефинансирования обуславливает снижение процентных ставок в экономике. И если снижение ставок по кредитам нефинансовому сектору пока не привело к оживлению кредитования (прежде всего, в силу высокого уровня кредитных рисков), то негативные последствия снижения процентных ставок по депозитам населения могут проявиться достаточно оперативно:

q  обусловит обратное изменение модели экономического поведения населения (снижение нормы сбережений и возможный рост потребления), что обусловит ускорение инфляции;

q  снизятся темпы роста ресурсной базы банковской системы.

Темпы прироста рублевых депозитов населения в банковской системе - фактические и расчетные данные, в %, год к году

Маловероятно, что снижение темпов роста депозитов населения будет восполняться кредитами Банка России. Более вероятно, что снижение доли депозитов домашних хозяйств в совокупных пассивах будет компенсировано внешними займами. Соответственно, структура привлеченных средств российской банковской системы может сравнительно быстро сместится к предкризисной - со всеми присущими угрозами и рисками.

•        Пассивы банковской системы

•        Депозиты предприятий

Процентные ставки в незначительной степени воздействуют на объем банковских сбережений предприятий реального сектора.

Сам по себе процесс хранения средств корпораций на банковских депозитах является бессмысленным с экономической точки зрения. Депозиты и кредиты являются располагаемыми ресурсами предприятий, целью которых выступают обслуживание текущего хозяйственного оборота и инвестиции в основной капитал.

Объем остатков средств на текущих счетах предприятий в банковской системе определяется динамикой валового выпуска национальной экономики (или транзакционным спросом реального сектора на деньги). Распределение указанных финансовых ресурсов между российскими рублями и иностранной валютой зависит от стабильности курса рубля и девальвационных ожиданий, а также внешнеэкономической конъюнктуры.

Долгосрочные депозиты предприятий (свыше 1 года) ориентированы на различного вида инвестиционные программы. Соответственно, активизация инвестиционного процесса обуславливает рост депозитов в российских рублях, тогда как рост внешних заимствований нефинансовых предприятий - увеличение депозитов свыше года в иностранной валюте.

Соотношение объема остатков на текущих рублевых счетах предприятий и валового выпуска экономики, в % к валовому выпуску


Рост объемов долгосрочных депозитов юридических лиц отражает инвестиционную активность реального сектора.

Реальная процентная ставка (скорректированная на ИЦП, правая шкала) и темпы роста рублевых депозитов предприятий до года за 12 месяцев (левая шкала), %


В целом ожидаемый рост номинального ВВП и валового выпуска обусловит рост остатков на текущих счетах предприятий. Потенциально низкая инвестиционная активность снижает уровень срочных депозитов корпораций, но восстанавливающаяся выручка от экспорта способствует их умеренному росту. Отметим, что ставка рефинансирования играет крайне незначительную роль в изменениях сбережений предприятий.

Пассивы банковской системы

Иностранные пассивы

Доля ресурсов внешнего мира в совокупных пассивах на начало 2010 г. соответствовала уровню начала 2005 г. - около 12% при максимальном уровне в 19.5%. Возврат иностранного капитала на докризисный уровень предполагает чистый приток средств в объеме 50-60 млрд. долл. Возможность реализации данного сценария будет определяться действием двух противоположных тенденций.

Снижение ставки рефинансирования и общего уровня процентных ставок снижает привлекательность российской финансовой сферы (банковской системы и финансовых рынков) для иностранных инвесторов.

Активность коммерческих банков на мировом рынке капитала обусловит приток внешних средств. Этому будет также способствовать стабильность банковской системы и устойчивость тренда роста курса рубля по отношению к основным мировым валютам.

Выплаты банковской системы по внешним займам в 2009 г. были значительны (58.9 млрд. долл.), а объем рефинансирования внешних займов был существенно ниже, нежели у российских корпораций (38% у банковской системы против 100% у предприятий).

Доля депозитов населения и иностранных ресурсов в совокупных пассивах банков, в % к итогу


В контексте результатов расчетов по внешней задолженности, которые наблюдались в 2009 г., российский банковский сектор вправе ожидать как благоприятного фона для реструктуризации платежей по внешней задолженности в 2010 г., так

и притока новых средств.

•  Активы банковской системы

•        Кредиты предприятиям

Основной проблемой, препятствующей росту кредитования в 2011 году, выступает системный разрыв между параметрами, определяющими предложение и спрос на кредитные ресурсы.

Со стороны предложения, российская банковская система располагает относительно дорогими и короткими по срокам пассивами.

ü       Доля депозитов населения в совокупных банковских пассивах возросла в 2009 г. с 21% до 26%.          Напротив, иностранные ресурсы (традиционно более дешевые и долгосрочные) сократились с 17 % до 12%.

Со стороны спроса, низкая рентабельность промышленности, неопределенность складывающейся конъюнктуры, в том числе экономического роста и инфляции, обуславливают низкий уровень спроса на кредитные ресурсы.

ü           Значительный спрос предъявляется на рефинансирование задолженности прошлых лет, но данный вид         спроса на кредиты обладает высокими рисками. Отметим, что сохраняющийся спрос на «длинные и         дешевые» кредиты не может быть удовлетворен в силу структуры и стоимости банковских пассивов.

Данный разрыв постепенно сокращается - предлагаемые кредиты если и не удлиняются по срокам, то процентные ставки заметно снижаются. Одновременно с улучшением экономической конъюнктуры возрастает и рентабельность в промышленности.

В 2010 г. оживление кредитования и, согласно нашему прогнозу, рост задолженности предприятий перед банковской системой составил 15%.

Однако по структуре кредитов данный рост будет достаточно неоднороден.

Рост рублевых кредитов предприятиям сроком до 1 года ожидается значительным - около 50%.

Краткосрочные кредиты обслуживают деловой оборот и устойчиво пропорциональны такому показателю, как валовой выпуск экономики. Весь 2009 г. характеризовался дефицитом оборотных средств, их восстановление началось лишь в конце года и продолся в 2010 г. Следуя тенденции, уровень задолженности по рублевым банковским кредитам сроком до года должен выйти, по меньшей мере, на уровень 2006 г.

•        Отметим, что показатель ВВП здесь является менее точным, поскольку отражает процесс создания добавленной стоимости, но не учитывает промежуточное производственное потребление

Соотношение краткосрочных рублевых банковских кредитов предприятиям реального сектора и валового выпуска экономики, в %


Оживлению сегмента краткосрочного кредитования будет способствовать рост внешнеэкономической активности (экспорта и импорта). Последнее, одновременно с ростом курса рубля, определит рост краткосрочных банковских кредитов предприятиям в иностранной валюте.

Банковские кредиты предприятиям в рублях на срок свыше года вырасли в 2010 г. менее заметно - на 6-7%.

В 2009 г. наблюдалась обратная тенденция - долгосрочные кредиты выросли на 24% при том, что краткосрочные упали на 33%. Однако подобное положение не было связано с ростом инвестиционной активности (накопление основного капитала снизилось на 18.2% в реальном и на 14.5% в номинальном исчислении). Длительные кредиты получали устойчивые в перспективе предприятия на реструктуризацию задолженности прошлых лет. Умеренный рост кредитов предприятиям на срок свыше года будет определяться улучшением общей конъюнктуры в экономике, ростом рентабельности предприятий и снижением процентных ставок. Данный процесс будет сопровождаться некоторым оживлением инвестиционной активности.

Отношение долгосрочных кредитов предприятиям (рублевых и валютных) к объему валового накопления основного капитала, в %


Напротив, иная логика определит снижение долгосрочных кредитов предприятиям в иностранной валюте. Риски изменения курса рубля в среднесрочной перспективе сохраняются и в значительной степени зависят от цен на нефть, денежной и бюджетной политики. Далее, сегодня для российских корпораций очевидно, что они могут в полной мере воспользоваться положительным опытом 2009 г. и реструктурировать свою внешнюю задолженность не использую банковские кредиты (100% выплат было реструктурировано или рефинансировано!). Наконец, при потребности в валютных ресурсах их дешевле найти на внешних рынках, нежели привлекать у российских банков. В результате объем задолженности по банковским долгосрочным кредитам в иностранной валюте в 2010 г. снизился на 8%.

Объем задолженности российских предприятий по банковским кредитам в 2010 г. возрос на 15% - при росте рублевых кредитов и снижении задолженности по кредитам в иностранной валюте. При этом возрастут краткосрочные кредиты (которые снизились в 2009 г.), а долгосрочные, напротив, увеличатся незначительно.

Банковские кредиты предприятиям в рублях выросли на 21% в 2010 г. Напротив, мы ожидаем сокращение кредитов в иностранной валюте на 2%.

В 2009 г. наблюдалась обратная ситуация - краткосрочные

кредиты снизились на 28%, тогда как долгосрочные возросли на 4.5%.

Данный факт (учитывая еще и риски колебания валютного курса) подтверждают

нашу гипотезу о целевом назначении кредитов - рефинансирование задолженности

«длинными» кредитами одновременно со снижением «коротких» кредитов,

обслуживающих текущую экономическую деятельность.

В целом банковское кредитование предприятий будет направлено:

q  главным образом - на поддержку текущей производственной деятельности;

q  в минимальной степени, на инвестиционную активность.

Прогнозные оценки подтверждают сохранение модели роста, стимулируемое в значительной степени внешним спросом и, отчасти, внутренним, но не дает основания рассчитывать на экономический рост за счет инвестиций.

•        Активы банковской системы

•        Кредиты населению

Объем задолженности населения по банковским кредитам сократился на 11.8%, что создает неплохие условия для их роста в текущем году за счет эффекта низкой базы.

Низкая активность рынка потребительского кредитования будет определяться такими факторами, как снижение темпов роста номинальных доходов населения (по сравнению с докризисным уровнем) и изменением кредитного поведения населения.

Прогноз динамики объема задолженности по банковским кредитам строился исходя из двух подходов.

Первый подход опирается на зависимость прироста кредитов от двух факторов - динамики доходов населения и ставки по кредитам, скорректированных на инфляцию.

Прогноз, сформированный на основе умеренно оптимистичной динамики номинальных доходов населения и снижения процентных ставок по кредитам, следует рассматривать как верхнюю границу возможных оценок на текущий год - прирост задолженности по кредитам физическим лицам не превысит 3-4% .


На приведенном графике видно, что кривая приростов кредитов, рассчитанная в зависимости от динамики доходов и реальных процентных ставок, достаточно точно описывает кривую фактической динамики приростов кредитов. Макроэкономический прогноз предполагает рост номинальных доходов населения. на 10-11%, что ниже текущих процентных ставок по кредитам.

Второй подход предполагает расчет прогнозных оценок на основе динамики потребительских расходов и приводит к еще более осторожным выводам.

Даже в предположении номинального роста товарооборота на 9-10% прирост задолженности по кредитам физическим лицам может составить (-2)-(-3)% в целом за год. Приведенная оценка отражает пессимистичный вариант прогноза кредитной динамики на текущий год.


С начала 2009 г. российское население поддерживает номинальный спрос на товары практически пропорционально росту потребительских цен при одновременном последовательном снижении спроса на потребительский кредит. Дополнительно отметим, что возрос разрыв между ростом доходов населения и товарооборота, что также указывает на доминирование сберегательной модели поведения населения. Имеющиеся к настоящему моменту данные позволяют предположить, что наблюдаемая тенденция будет продолжаться, как минимум,

на протяжении ближайших нескольких месяцев и темпы чистого прироста потребительских кредитов останутся отрицательными.

•        Активы банковской системы

•        Баланс с нефинансовым сектором

Мониторинг структуры институциональных финансовых потоков показывает достаточно любопытные результаты:

1.       В 2008 г. нефинансовый сектор России выступил в качестве нетто-заемщика у банковской системы в сумме 2 255 млрд. руб.

2.       Напротив, предприятия и население в 2009 г. были уже нетто-кредиторами банковского сектора, предоставив ему 2 585 млрд. руб.

.        В 2010 г. банковский сектор, как это не парадоксально, останется также заемщиком у нефинансового сектора.

Таким образом, даже при росте кредитования нефинансового сектора в текущем году банковская системы привлечет от предприятий и населения большие средства, которые будет использовать на иные цели.

Среднесрочный прогноз

Предварительные оценки

Элементы пассивов банковского сектора (темп роста в % за период)

 

2008 (факт)

2009 (факт)

2010 (оценка)

2011 (прогноз)

Собственные средства

127,5

117

122

Кредиты Банка России

9912,9

42,2

51

53

Межбанковские операции

152,9

113,8

108

115

Иностранные пассивы

127,2

78,3

108

121

Средства госорганов

91,4

104,8

116

121

Средства предприятий

127,0

115,6

106

120

Средства населения

113,8

126,5

122

120

Прочие пассивы

111,2

92,9

124

103


Основным источником ресурсов для банков, как и в 2009 г. останутся депозиты населения, мы оцениваем их рост в 22% за год.

Поддержка банковского сектора со стороны денежных властей будет сходить на нет, а рост иностранных заимствований будет ограничиваться недостатком эффективных направлений размещения этих ресурсов.

Элементы активов банковского сектора

(темп роста в % за период)

 

2008 (факт)

2009 (факт)

2010 (оценка)

2011 (прогноз)

Активы

139,2

105,0

111

118

Резервные активы и денежные средства

147,3

98,3

138

128

Межбанковские операции

159,6

90,9

111

120

Иностранные активы

200,3

104,8

102

112

Кредиты и ценные бумаги госорганов

95,2

165,8

104

Кредиты предприятиям

134,5

100,5

115

116

Кредиты населению

133,8

88,7

99

116

Прочие активы

118,2

138,2

108

119


Сценарий сбалансированного развития банковского сектора. подразумевает рост совокупных активов на 11%.

Ликвидные «неработающие» активы вырастут почти на 40% при умеренном росте корпоративного кредитного портфеля и стагнации розничного.

•        Выводы

•        Направления денежной политики

Эффективность денежной политики снижается за счет институциональных ограничений. Например:

q  Снижение процентных ставок стимулирует потребление, большая часть которого покрывается импортом и ростом цен и лишь незначительная часть - увеличением внутреннего производства.

q  Рост процентных ставок стимулирует внутренние сбережения, которые оказываются лишними на фоне стагнации инвестиций.

q  Снижение курса рубля провоцирует инфляцию и рост спроса на иностранную валюту, процесс импортозамещения, требующего инвестиций, не происходит.

q  Рост курса рубля снижает конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем рынке, стимулирует приток спекулятивного капитала. Активизации импорта инвестиционных товаров не происходит в силу низкой деловой активности.

q  Увеличение объема банковской ликвидности (и «неработающих» активов)

q  не подразумевает потенциальный рост кредитования - скорее отражает существующие риски в экономике.

Изменения курса рубля и процентных ставок без соответствующих институциональных изменений не дают ожидаемого эффекта

n  Влияние ставки рефинансирования Банка России на общий уровень процентных ставок в экономике значительно возросло в последнее время благодаря интенсивному использованию рефинансирования в кризисный период, а также расширению списка залоговых инструментов. Снижение ставки рефинансирования делает банковский кредит более доступным для предприятий и домашних хозяйств.

n  Снижение ставки рефинансирования будет способствовать снижению сберегательной активности населения, расширению потребления и потенциально ускорению инфляции. В данном контексте ключевой вопрос относительно движения ставки рефинансирования - вопрос о выборе модели экономического роста.

n  Снижение ставки рефинансирования уменьшает привлекательность российской финансовой сферы для иностранных инвесторов, однако рост курса рубля сохраняет процентный арбитраж, а активность российских банков обусловит рост чистого притока внешнего капитала. По факту, снижение ставки рефинансирования и процентных ставок в экономике нейтрализуется ростом курса рубля.

n  Ставка рефинансирования не влияет на депозиты предприятий реального сектора, но увеличивают доступность банковского кредита. В текущей ситуации это означает рост краткосрочного банковского кредитования для обслуживания текущей производственной деятельности.

Заключение

Сегодня, когда банки все активнее выдвигаются на центральное место в управлении экономикой, на роль ведущих координаторов экономических процессов, все настоятельнее встает проблема создания эффективной структуры коммерческих банков, формирования сильного банковского центра, как проводника единой денежно-кредитной, эмиссионной и валютной политики.

Проблема состоит сегодня не столько в использовании и перенесение мирового опыта развитых банковских систем, сколько в критическом анализе этого опыта, поиске и формировании современной Российской банковской системы, опираясь на объективную экономическую ситуацию, исторических опыт, культуру и традиции страны.

Формирующаяся денежно-кредитная система страны, как и вся экономика, страдает от неразвитости рыночных механизмов и далеко не всегда поддается методам регулирования, успешно применяемые в мировой практике. При определении экономической и денежно-кредитной политики, в частности, первостепенную важность приобретает не только ожидаемый результат осуществления тех или иных программ, но необходимость предвидеть возможные отрицательные последствия их реализации, как в ближайшем, так и в отдаленном будущем. В этой связи интерес представляет изучение современного опыта формирования принципов и механизмов реализации денежно-кредитной политики, проводимой промышленно развитыми странами, и анализа ее состояния.

Анализ процесса формирования банковской системы в России и ее адаптации к рыночным условиям позволяет обобщить основные итоги, сформулировать определенные теоретические выводы и практические рекомендации.

Основными направлениями дальнейшего развития банковской системы является создание банков универсального типа. Наряду с ними в целях развития определенных секторов рыночной экономики и сфер банковских услуг необходимо содействовать созданию условий для организации специализированных кредитных учреждений: инвестиционных, инновационных, ипотечных, экспортно-импортных банков, обществ взаимного кредита, ссудно-сберегательных обществ, кредитной кооперации и других, принятых в мировой практике.

Наряду с крупными банками должна быть сеть мелких банковских или небанковских кредитных учреждений (с ограниченными правами) , которые тесно связаны с мелким бизнесом, и имею с ним особые, доверительные отношения.

В отношении банковского законодательства необходимо значительное расширение банковского законодательства с целью охвата им всего многообразия взаимоотношений банков с органами государственной власти и управления, Центральным банком, между собой и клиентурой. Законы должны иметь характер прямого действия с тем, чтобы свести к минимуму вмешательство органов управления включая Центральный банк в деятельность коммерчески банков. Такое вмешательство со стороны Центрального банка допустимо в рамках установленных законом норм надзора.

В законодательстве о банках следует предусмотреть исключение монополизма в банковской деятельности, а также равенство условий конкуренции между банками.

По мере развития и дифференциации банковской системы расширяются функции государства по регулированию банковской деятельности. Эти функции, осуществляемые на первом этапе Центральным банком, постепенно отпочковываются от него и концентрируются в самостоятельные органы по регулированию банковской деятельности.

На ближайшее время требуются льготы (в том числе налоговые) для банков, участвующих в осуществлении инвестиционных и инновационных проектов, кредитующих развитие производства товаров и услуг, содействующих развитию новых форм предпринимательства, становления акционерной и частной собственности.

Для обеспечения эффективности надзора требуется разработка стандартов, которым должна соответствовать деятельность коммерческих банков. В перспективе нужно стремиться к достижению стандартов, установленных Базильским комитетом по надзору.

Источники

1.       «http://www.bibliotekar.ru/biznes-36/54.htm»

.        «http://freepapers.ru/110/ponyatie-kommercheskogo-banka-i-ego/927.15475.list1.html»

.        «http://www.banki-delo.ru/2009/12/баланс-банка-и-принципы-его-построени/»

.        «http://www.zavtrasessiya.com/consp/odkb/bankovskaya-deyatelnost.html»

. «http://coolreferat.com/Современные_тенденции_развития_банковской_системы_в_России_часть=8»

Похожие работы на - Понятие и элементы банковской системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!