Государственное регулирование деятельности страховых организаций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование деятельности страховых организаций

Содержание

Введение

. Страховая организация как субъект страховых правоотношений

1.1Понятие страхования

1.2Правовой статус страховщика как субъекта страховых отношений

.3Лицензирование деятельности страховых организаций

. Государственное регулирование деятельности страховых организаций

2.1Государственный надзор за осуществлением страховой деятельности

2.2Обеспечение финансовой устойчивости страховщика

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность вопросов, связанных с правовым регулированием страхования и статусом страховых организаций, обусловлена тем, что последнее представляет собой регулятор особого типа, обеспечивающий стабильность всей системы народного хозяйства. Это следствие того, что, во-первых, страхование выступает в качестве инвестиционного ресурса для финансирования капитальных вложений; и, во-вторых, страхование представляет собой инструмент, позволяющий оптимизировать финансирование восстановления ресурсов, утраченных в результате случайных событий, и, тем самым, значительно снизить финансовую нагрузку на бюджет государства. Общеизвестно, что в гражданском обороте, основанном на рыночных отношениях, страхование занимает особое место. Уменьшая возможные имущественные потери участников, этот институт служит важной правовой гарантией охраны их интересов. Вместе с тем страхование как способ аккумуляции и последующего использования огромных денежных средств само является разновидностью предпринимательской деятельности в финансовой сфере. Не случайно специальный закон о страховании был принят в числе первых основных законов "рыночной волны".

Никогда не следует забывать о том, что жизнь полна неожиданностей. Человек может стать жертвой катастрофы или ограбления, может серьезно заболеть, могут не оправдаться расчеты предпринимателя на получение прибыли. В этих и множестве других случаев возникает необходимость заранее обезопасить себя от их негативных последствий либо свести их к минимуму.

Кроме того, многие категории людей постоянно находятся в зонах повышенного риска. Это - пожарные, спасатели, инкассаторы, работники милиции, военные, представители целого ряда других профессий и рабочие вредных для здоровья предприятий. При поступлении на работу или призыве на службу, организации, предприятия, учреждения, министерства и ведомства принимают на себя обязательства по страхованию жизни и здоровья указанных граждан на случай смерти или утраты ими трудоспособности.

У достаточно большого числа граждан есть желание обеспечить себе прожиточный минимум в связи с приближением старости и связанного с ней снижения трудоспособности, для этого они прибегают к услугам специализированных организаций (страховых обществ), которые гарантируют выплату страховой суммы при наступлении обусловленного события, например, смерти, утраты кормильца, продолжительности жизни до определенного возраста. Степень развития страхования жизни и здоровья граждан отражает реальное положение уровня социальной сферы в стране, ее благосостояние и культуру.

Необходимость в страховании возникает и у лиц, занимающихся хозяйственной, производственной и коммерческой деятельностью. Это связано с тем, что риск потери имущества становится реальным не только в силу природных явлений: наводнений, землетрясений, засух и других катаклизмов; но и по причине нестабильности экономики, перехода от одного вида хозяйственной деятельности к другому и преобразований в государстве.

Важное место страхование занимает и в сфере кредитных отношений, так как устраняет возможность обесценивания имущества должника от последствий стихийных бедствий и других случайностей.

В данной работе рассматривается правовой статус страховых организаций.

Целью работы является выделение сущностных черт, характеризующих правовое положение страховых организаций на современном этапе.

Задачи работы -

1)исследование правового статуса страховых организаций, порядка их лицензирования;

2)анализ особенностей государственного регулирования страховых организаций.

1. Страховая организация как субъект страховых правоотношений

.1 Понятие страхования

государственное регулирование страховой

По своей сути страхование - это такой вид необходимой общественно полезной деятельности, при которой граждане и организации заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в особый фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счет средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму.1

Страхователи стремятся к получению денежной компенсации ущерба, причиненного личности или имуществу в результате случайных обстоятельств, причем размер этой компенсации должен быть как можно выше и уж во всяком случае больше суммы уплаченной страховой премии. Страховая выплата подчас выступает для страхователя единственным способом покрытия убытков. В некоторых видах страхования (например, накопительном) целью страхователя может быть также получение части дохода от вложения сумм уплаченных им премий в те или иные рыночные активы (инвестиционный доход). Наконец, нельзя забывать о том чувстве «защищенности», которое испытывает страхователь, заключивший договор с надежной страховой компанией. Страховщик, в свою очередь, преследует цель получить страховую премию, вложить ее в те или иные активы и извлечь инвестиционный доход. Заключение договоров страхования для него - вид предпринимательской деятельности, который возможен потому, что далеко не по каждому договору наступает страховой случай. Страховые же премии причитаются по каждому из договоров, что позволяет создать фонды для страховых выплат. На пополнение таких фондов идут и доходы от размещения премий. Наступление страховых случаев подчинено законам вероятности. Вероятность рассчитывается математически, путем анализа множества событий, и используется при определении величины страховой премии. Чем шире это множество, тем ближе к оптимальному размер премии. Соответственно, чем больше договоров заключит страховщик (чем шире его страховое поле), тем устойчивее его бизнес (если, конечно, правильно рассчитана вероятность). Как говорят страховщики, нет плохих рисков, есть маленькие премии.

Наиболее характерной чертой страхования является образование обособленного имущественного фонда за счет децентрализованных источников - взносов страхователей. Этот фонд находится в распоряжении самостоятельного юридического лица - страховой организации, которой выдана лицензия (разрешение) на право заниматься страховой деятельностью. Из этого фонда при наступлении страхового случая и производятся выплаты либо самому страхователю, либо иному указанному в законе или договоре лицу. Разумеется, наивно представлять деятельность по оказанию страховых услуг как альтруистическую, как бескорыстное служение общественному благу. Как и всякая предпринимательская деятельность, она ведется прежде всего ради систематического извлечения прибыли, причем страховой бизнес довольно доходен. Страховые компании, сосредоточивая серьезные по размерам капиталы, пускают их в оборот, вкладывая их в наиболее прибыльные сферы бизнеса. Вследствие этого на страховом рынке идет ожесточенная конкурентная борьба.

В то же время, без страхования (охватывающего все более широкий круг страховых рисков) современное общество немыслимо. Предпринимательство неизбежно связано с риском, без страхования которого произошел бы спад активности финансово-промышленных кругов.

А это, в свою очередь, привело бы к свертыванию производства, сокращению рабочих мест, снижению покупательной способности населения и многим другим крайне нежелательным социально-экономическим и политическим последствиям.

Не следует забывать и о том, что отдельный страховщик может переложить часть своего риска на других страховщиков путем использования механизма перестрахования. Тем самым косвенно в несении тягот конкретного страхового случая принимают участие и все остальные участники гражданского оборота, так или иначе причастные к оказанию страховых услуг.

Основным источником гражданско-правового регулирования страхования является гл. 48 ГК, насчитывающая 44 статьи. Столь полная регламентация страхования в основном кодификационном акте гражданского законодательства проведена в России впервые. В гражданском законодательстве СССР страхованию уделялось значительно меньше внимания, поскольку в административно-командной централизованно управляемой экономике при господствующей роли государственной собственности страхование имело гораздо меньшее значение. К тому же в условиях государственной монополии страховой деятельности необходимый тогда нормативный материал содержался главным образом в подзаконных актах Минфина и Госстраха, а подавляющее большинство норм имело императивный характер.

В ГК в соответствии с его общей принципиальной установкой на повышение роли договора возрастает и роль договорного регулирования в сфере страхования. Соотношение императивных и диспозитивных норм изменяется в пользу последних. Императивный характер сохраняют в основном те нормы, которые направлены на охрану интересов участников страхования от злоупотреблений контрагентов, на предотвращение уклонения страхования от его прямого назначения и превращения его в так называемое алеаторное обязательство наподобие пари, игры или лотереи (п. 2 ст. 928 ГК). Диспозитивные нормы должны способствовать росту разнообразия страхования и страховой охраны и расширению страхового рынка, способствовать развитию конкуренции между страховыми организациями.

Одним из первых актов, формировавших рыночное законодательство РФ, был принятый в 1992 г. Закон "О страховании".

В связи с введением в действие второй части ГК в него были внесены существенные изменения, были исключены нормы гражданско-правового характера, и в настоящее время он действует под названием "Закон об организации страхового дела в Российской Федерации". Этот Закон содержит нормы, определяющие требования, которым должны удовлетворять страховые организации, правила лицензирования их деятельности, правила обеспечения устойчивости финансового положения страховых организаций, надзор за их деятельностью. В то же время этот Закон содержит определения ряда основных страховых понятий, относящихся к гражданско-правовым отношениям в сфере страхования. Эти определения сохраняют свое значение и для гражданского права, поскольку данные понятия (термины) используются при регулировании страховых отношений гражданского права и разрешении возникающих из них гражданско-правовых споров (ст. 3-13 Закона об организации страхового дела в РФ).

Гражданский кодекс предусматривает издание ряда специальных законов по отдельным вопросам страховой деятельности - в области обязательного страхования (п. 3 ст. 927, п. 3 ст. 935, п. 3 ст. 936, ст. 969 ГК), о взаимном страховании (ст. 968), о специальных видах страхования (ст. 970).

К предусмотренному ст. 968 взаимному страхованию (, предусмотренному ст. 969 обязательному государственному страхованию и к специальным видам страхования, перечисленным в ст. 970 ГК, правила гл. 48 ГК "Страхование" применяются лишь постольку, поскольку специальными законами об этих видах страхования не установлено иное. При этом, однако, надо иметь в виду, что данное установленное самим ГК отступление от провозглашенного в нем (п. 2 ст. 3) принципа приоритета норм ГК перед нормами гражданского права, содержащимися в других актах, не отменяет приоритета норм ГК, расположенных за пределами гл. 48.

Договор страхования является поименованным гражданско-правовым договором, который должен отвечать строгим формальным требованиям, закрепленным в страховом законодательстве. В самом общем виде договор страхования - это всегда соглашение между страхователем и страховщиком, в соответствии с которым страховщик обязуется за оговоренную страховую премию, уплаченную страхователем, произвести страховые выплаты ему или выгодоприобретателю при наступлении обусловленного договором страхового случая.

Договор страхования является двусторонним, возмездным, реальным. Двусторонний характер договора проявляется в том, что его участниками всегда являются две стороны: страхователь и страховщик. В страховом обязательстве могут принимать участие и другие лица, например, со стороны страховщика могут принимать участие и другие страховщики (сострахование). Со стороны страхователя могут выступать третьи лица (застрахованное лицо, выгодоприобретатель), но сторонами договора они являться не будут.

Страхователь - это лицо, заключающее договор страхования. В роли страхователя, по общему правилу, может выступать любое лицо. В некоторых видах страхования страхователем должен быть специальный субъект.

Страхователь, как правило, уплачивает страховую премию. Однако в консенсуальном договоре страхования обязанность по уплате страховой премии может быть возложена и на третье лицо - выгодоприобретателя (п. 1 ст. 954 ГК). На стороне страхователя, кроме него самого, могут одновременно выступать третьи лица - выгодоприобретатели.

Выгодоприобретатель - это лицо, в пользу которого страхователь заключил договор страхования. Подобная конструкция является одним из примеров договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК).

Выгодоприобретатель приобретает права и обязанности по договору страхования только при наличии его согласия на это. Если он не хочет быть связанным договором страхования, он может его проигнорировать. Однако как только выгодоприобретатель выразит свою волю на приобретение вытекающих из договора страхования прав, он автоматически становится и субъектом связанных с ними обязанностей.

Согласно п. 2 ст. 939 ГК страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя выполнения обязанностей по договору страхования, включая обязанности, лежащие на страхователе, но не выполненные им, при предъявлении выгодоприобретателем требования о страховой выплате. Риск последствий невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей, которые должны были быть выполнены ранее, несет выгодоприобретатель. Заявляя о страховой выплате (осуществляя свои права), выгодоприобретатель тем самым соглашается на то, чтобы на него были возложены и связанные с этими правами обязанности.

Заключение договора страхования в пользу выгодоприобретателя не освобождает страхователя от выполнения обязанностей по этому договору, если только договором не предусмотрено иное, либо обязанности страхователя выполнены лицом, в пользу которого заключен договор (п. 1 ст. 939 ГК).

Выгодоприобретатель должен иметь страховой интерес (если последний отсутствует у страхователя) и может быть назначен по договору как личного, так и имущественного страхования.

Страхователь вправе заменить выгодоприобретателя, названного в договоре страхования, другим лицом, письменно уведомив об этом страховщика (ст. 956 ГК). Замена выгодоприобретателя по договору личного страхования, назначенного с согласия застрахованного лица, допускается лишь с согласия этого лица.

Выгодоприобретатель не может быть заменен другим лицом п того, как он выполнил какую-либо из обязанностей по договору страхования или предъявил страховщику требование о страховой выплате.

Застрахованное лицо - это физическое лицо, жизнь или здоровье которого застрахованы по договору личного страхования или страхования ответственности (п. 1 ст. 934, п. 1 ст. 955 ГК). Застрахованное лицо всегда имеет страховой интерес. В его роли могут выступать как страхователь, так и выгодоприобретатель. Тогда застрахованное лицо просто несет права и обязанности страхователя (выгодоприобретателя) и специально не вьщеляется тогда, когда ни страхователь, ни выгодоприобретатель не имеют страхового интереса и в то же время участвуют в договоре.

Если застрахованное лицо не совпадает со страхователем (выгодоприобретателем), договор личного страхования может быть заключен только с письменного согласия застрахованного лица (п. 2 ст. 934 ГК). Замена страхователем застрахованного лица в период действия договора личного страхования возможна лишь с согласия самого застрахованного лица и страховщика (п. 2 ст. 955 ГК).

В то же время по договору страхования риска ответственности за причинение вреда страхователь, не совпадающий с застрахованным лицом, вправе, если иное не предусмотрено договором, в любое время до наступления страхового случая заменить это лицо другим, письменно уведомив об этом страховщика (п. 1 ст. 955 ГК). Очевидно, нет необходимости и в получении согласия застрахованного лица на заключение подобного договора страхования ответственности.

Реальность договора означает, что он вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса, если договором между сторонами не предусмотрено иное. Из этого следует, что в договоре могут быть предусмотрены и иные условия его вступления в силу, например, с момента достижения соглашения по всем существенным условиям или с момента предоставления страхователем необходимых документов.

Форма договора страхования - письменная, ее несоблюдение по общему правилу влечет недействительность договора (п. 1 ст. 940 ГК). Исключение составляет лишь договор обязательного государственного страхования (ст. 969 ГК), к которому применяются обычные последствия несоблюдения письменной формы, предусмотренные ст. 162 ГК.

.2 Правовой статус страховщика как субъекта страховых отношений

Субъектами страхового отношения являются страхователь и страховщик. Они же выступают сторонами договора страхования.

Страховщик - субъект страхового отношения, который за плату в виде страховой премии обязан обеспечить страховую защиту выступающего в качестве объекта страхования интереса страхователя (застрахованного лица), что в материальном смысле выражается в осуществлении при наступлении страхового случая страховой выплаты лицу, в пользу которого производится страхование.

Согласно ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании (ст. 938 ГК). В настоящее время основным таким законом выступает Закон об организации страхового дела. Статья 6 этого Закона дает следующее определение страховщиков: "Страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке". Из того определения вытекает, что страховщиком может быть только юридическое лицо. Осуществление страховой деятельности гражданами в порядке предпринимательской деятельности без образования юридического лица не допускается.

Из приведенного выше определения, которое дает Закон об организации страхового дела, вытекает, что страховщиком может быть только то юридическое лицо, которое создано для осуществления именно страхования, перестрахования или взаимного страхования и зарегистрировано в этом качестве. Наконец, поскольку страховая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности, то организация, претендующая на осуществление функций страховщика, должна иметь лицензию на право осуществления страховой деятельности в виде страхования, перестрахования, взаимного страхования. Следовательно, страховщик должен обладать следующими организационными признаками:

1)быть юридическим лицом;

2)являться организацией, специально созданной для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования, т.е. иметь форму страховой организации или общества взаимного страхования. Это обстоятельство должно быть зафиксировано в учредительных документах данной организации. Кстати, перестрахование и взаимное страхование - это лишь формы страхования. Другими словами, в приведенном определении частное поставлено в один классификационный ряд с общим, частью которого оно является, а это - нарушение законов логики;

)быть зарегистрированным в качестве страховой организации (общества взаимного страхования) на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

)иметь лицензию на право осуществления страховой деятельности, выданную уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации.

Закон об организации страхового дела определяет круг действий страховщика.

Предусмотрено, что страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытка или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия (п. 2 ст. 6 Закона).

Характерно, что в данном случае перечислены как те действия страховщика, которые вытекают из договора страхования, так и те, которые обычно лежат за пределами этого договора. К первым (договорным) относятся оценка страхового риска, получение страховых премий, определение размера убытка или ущерба, производство страховой выплаты. Ко вторым, прямо не предусмотренным договором страхования, относятся формирование страховых резервов и инвестирование активов. Осуществление этих действий не выступает договорной обязанностью страховщика, и осуществление этих действий не предусмотрено самим договором страхования. Однако, что совершенно очевидно, эти действия направлены на обеспечение исполнения им своих договорных обязательств. Из этого вытекает, что круг обязанностей страховой организации как юридического лица шире круга обязанностей страховщика как стороны по договору страхования.

Закон об организации страхового дела устанавливает определенную специализацию страховых организаций. Предусмотрено два вида страховщиков:

1)занимающихся только личным страхованием (страхованием жизни, страхованием от несчастных случаев и болезней, медицинским страхованием);

2)занимающихся имущественным страхованием, а также тем личным страхованием, которое относится к рисковым видам страхования (страхованием от несчастных случаев и болезней, медицинским страхованием).

Как мы видим, специализация страховых организаций носит относительный характер. Так, рисковым личным страхованием (страхованием от несчастных случаев и болезней, медицинским страхованием) могут заниматься страховщики как первой, так и второй категории. В то же время та страховая организация, которая занимается исключительно личным страхованием, не вправе заниматься ни одним видом имущественного страхования.

Особенно это касается страхования жизни, где стадия уплаты страховых платежей длится, как правило, достаточно длительный срок (например, при страховании ренты или дополнительной пенсии может достигать нескольких десятилетий). Длительным (до нескольких десятилетий) может быть и период осуществления страховых выплат. Все это требует не только длительного существования самой страховой организации, но и длительной сохранности страховых резервов, наличие которых обеспечивало бы бесперебойное осуществление страховых выплат.

Государство стремится к тому, чтобы не допустить существование страховых организаций, основанных на принципе "финансовой пирамиды", которые, собрав с граждан страховые премии, потом исчезают неизвестно куда или с невинным видом объявляют себя банкротом.

Следует отметить, что вопрос, может ли страховая организация осуществлять какую-либо иную деятельность, кроме собственно страхования, является одним из самых спорных вопросов организации страхового дела. Палка здесь, как говорится, о двух концах: занятие страховой организацией иной деятельностью (например, производственной или торгово-посреднической) позволит ей приобрести дополнительный капитал, что, несомненно, укрепит ее финансовую устойчивость именно как страховщика.

Но, с другой стороны, занятие предпринимательской деятельностью подвергает риску эту самую устойчивость, поскольку коммерческие авантюры страховщика могут привести к его разорению, а значит, и к невозможности выполнения своих обязательств по заключенным договорам страхования.

Запрет же на осуществление иной деятельности, кроме страхования, безусловно, снижает риск использования страховых резервов на цели иные, чем само страхование, и этим самым защищает страхователя. Но вместе с тем такой запрет ограничивает возможности страховщика по расширению собственной финансовой базы, которая в конечном счете и выступает материальной гарантией обеспечения исполнения этим страховщиком своих страховых обязательств.

Неопределенность в характере правоспособности страховой организации усилилась в связи с тем, что в новой редакции Закона об организации страхового дела указание о запрете страховщикам осуществлять производственную, торгово-посредническую и банковскую деятельность вообще оказалось снятым.

Введение специализации страховых организаций также требует анализа характера их правоспособности.

Полагаем, что содержащаяся в определении страховщика фраза "созданные для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования" влечет для страховых организаций запрет на осуществление иной (кроме страхования) предпринимательской деятельности в качестве основного вида занятий.

В то же время это не ограничивает право страховых организаций на совершение сделок, направленных на поддержание их деятельности, связанной с осуществлением страхования (аренда жилых помещений, приобретение имущества, необходимого для обеспечения страховой деятельности, осуществление рекламной деятельности и т.д.).

Наконец, в рамках обеспечения страховой деятельности страховщики могут осуществлять размещение средств своих страховых резервов, что не исключает элементов предпринимательства (например, приобретение ценных бумаг с целью получения дополнительного дохода, реализация имущества, в которое были вложены средства страхового фонда, в целях обеспечения исполнения своих обязательств).

Страховщики могут осуществлять эмиссию и размещение своих ценных бумаг. Они могут также заниматься кредитованием в разрешенных законом случаях.

Все это дает страховым организациям дополнительный источник дохода, что укрепляет их финансовое положение уже в качестве страховщика. Отметим, в развитых странах страховые организации по своим инвестиционным возможностям превзошли даже банки. Более того, сложилось положение, когда собственно страхование становится для таких организаций убыточным видом деятельности, - основной доход они получают за счет инвестиций, а также кредитных операций.

В связи с этим представляется, что установленные для страховых организаций ограничения на осуществление кредитования, предусмотренные российским законодательством, являются экономически необоснованными. При осуществлении кредитования за счет своей прибыли (а не за счет средств страховых резервов) не усматривается достаточных оснований для запрета на такое кредитование.

В конечном счете полагаем, что правоспособность страховых организаций хотя и не относится к числу специальной правоспособности, но все-таки является ограниченной в плане запрета на осуществление иной (кроме страхования) предпринимательской деятельности, а также необходимости соблюдения своей специализации в рамках самой страховой деятельности.

Ни Закон об организации страхового дела, ни ГК не оговаривают, в какой организационно-правовой форме должны создаваться страховые организации. Это означает, что страховые организации могут создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Но в то же время следует иметь в виду, что, как правило, страхование относится к предпринимательской деятельности, поскольку связано с заключением и исполнением договоров страхования, получением страховщиками платы за страхование в виде страховых премий, которые формируют доход страховой организации, выступающий источником получения прибыли. Это обусловливает выбор для страховой организации такой организационно-правовой формы, которая относится к разряду "коммерческой организации".

.3 Лицензирование деятельности страховых организаций

Важнейшей формой государственного контроля за страховой деятельностью является ее лицензирование. Статьей 49 ГК предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен подробный перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Однако в соответствии со ст. 1 данного закона страховая деятельность не является предметом его регулирования. Лицензирование страховой деятельности осуществляется на основании ст. 32-32.9 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Представляется необходимым подробно остановится на порядке выдачи лицензий.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1)заявление о предоставлении лицензии;

2)учредительные документы соискателя лицензии;

)документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

)протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

)документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

)сведения о составе акционеров (участников);

)документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

)сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

)сведения о страховом актуарии;

)правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", с приложением образцов используемых документов;

)расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

)положение о формировании страховых резервов;

)экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1)заявление о предоставлении лицензии;

2)документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

)учредительные документы соискателя лицензии - юридического лица;

)образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;

)документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера.

Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, в дополнение к документам, указанным выше, представляют в порядке, предусмотренном законодательством страны места пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.

Определенные перечни документов, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий, являются исчерпывающими. В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При представлении в надлежащей форме всех документов, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке.

2. Государственное регулирование деятельности страховых организаций

.1 Государственный надзор за осуществлением страховой деятельности

Под государственным регулированием страховой деятельности понимается система методов воздействия государства на организацию страхового дела в стране и осуществление страхования.

Целями государственного регулирования страховой деятельности являются:

1)организация страхового дела в стране в соответствии с потребностями защиты имущественных интересов граждан, юридических лиц, самого государства и его субъектов;

2)типизация условий и правил страхования, что упрощает порядок его осуществления;

)развитие рынка страховых услуг, повышение экономической эффективности и социальной значимости страхования;

)защита прав страхователей как субъектов страхового отношения.

В страховании задействовано большое количество людей, при этом в обороте находятся огромные деньги. Поэтому не исключена возможность столкновения самых разных интересов, а значит, и злоупотреблений.

Государство осуществляет контроль в сфере страхового дела и регулирует деятельность субъектов страхового дела, это обычно выражается понятием "осуществление страхового надзора".

Основным органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, длительное время являлась Федеральная служба страхового надзора (ФССН). Федеральная служба страхового надзора была образована в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». До создания ФССН функции страхового надзора выполнял Департамент страхового надзора Министерства Финансов.

марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР (п. 2 Указа), которая теперь и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Государственный страховой надзор осуществляется в целях соблюдения субъектами страхового дела страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений этого законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового надзора, разъяснения органом страхового надзора положений страхового законодательства, единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информация о приостановлении или об ограничении действия лицензии, об отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела) и другая информация по вопросам страхового надзора подлежат опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора.

Страховой надзор включает в себя:

1)лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2)контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

)выдачу в течение 30 дней в установленных случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

)разработку и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;

)обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.

В процессе осуществления страхового надзора субъекты страхового дела обязаны:

представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

Страховая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Одной из главных функций органа страхового надзора является выдача лицензий на осуществление страховой деятельности.

Из всего сказанного следует как минимум пять важных обстоятельств.

Во-первых, лицензия на право осуществления страховой деятельности может быть выдана только тому субъекту, который зарегистрирован в качестве юридического лица на территории РФ.

В-третьих, этой лицензией может быть только та лицензия, которая выдана органом страхового надзора РФ (лицензии, выданные другими органами, в том числе зарубежными, на территории России не действуют).

В-четвертых, если юридическое лицо не зарегистрировано в качестве страховой организации, то оно не может получить лицензию на право осуществления страховой деятельности. Так, организация, зарегистрированная в качестве торговой организации, юридической фирмы, банка и любой другой организации, не вправе требовать получения лицензии на право осуществления страховой деятельности, и такая лицензия данной организации не может быть выдана ни при каких обстоятельствах.

В-пятых, само право на осуществление страховой деятельности возникает у юридического лица лишь с момента получения лицензии.

Орган страхового надзора имеет право проводить проверки деятельности субъектов страхового дела, включая страховщиков, что является одним из главных методов реализации им своей контрольно-надзорной функции. Для того чтобы провести проверку, работник органа страхового надзора имеет право знакомиться с необходимыми документами, которые страховая организация обязана ему предоставить.

Следует учитывать, что данная проверка не является ревизией финансово-хозяйственной деятельности страховой организации, на проведение которой орган страхового надзора не имеет полномочий. Однако в случае выявления в процессе проверок нарушения валютного, налогового, антимонопольного или иного законодательства данный орган обязан информировать соответствующие государственные и контрольные органы. При выявлении признаков совершения преступных деяний должны быть поставлены в известность правоохранительные органы.

Должностные лица органа страхового надзора не вправе разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну субъекта страхового дела (ст. 33 Закона).

Информация составляет коммерческую тайну в случае, когда эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК). К "иной охраняемой законом тайне субъекта страхового дела" относится прежде всего тайна страхования. Содержание тайны страхования определено ст. 946 ГК.

Следует подчеркнуть, что в отличие от коммерческой тайны, содержание которой определяет сам страховщик, содержание тайны страхования определено самим законом и пересмотреть его не вправе ни страховщик, ни должностные лица органа страхового надзора. При разглашении коммерческой тайны или тайны страхования должностные лица органа страхового надзора привлекаются к установленной законодательством ответственности.

Отнесение сведений к коммерческой тайне или тайне страхования вовсе не означает их недоступность для должностных лиц органа страхового надзора, осуществляющих проверку деятельности страховой организации, и не дает последней права в отказе от представления им данной информации. Должностные лица органа страхового надзора вправе затребовать любую информацию, равно как и представление на проверку любой документации, если только это соответствует компетенции данного органа. Другое дело, что указанные должностные лица, имея право доступа практически к любой информации страховщика, не вправе в дальнейшем предавать огласке ту, которая составляет коммерческую тайну или тайну страхования. Однако в этом случае необходимо учитывать, что если данную информацию составляют сведения о нарушениях страховщиком законодательства (причем не только касающегося страхования, но и любого другого), то должностные лица органа страхового надзора не только вправе, но и обязаны довести ее до сведения соответствующих органов, включая правоохранительные. Иначе говоря, понятия "коммерческая тайна" и "тайна страхования" не могут служить прикрытием для совершаемых правонарушений.

.2 Обеспечение финансовой устойчивости страховщика

Страховая организация, заключив договор страхования и став по данному договору страховщиком, принимает на себя значительные денежные обязательства, которые выражаются в производстве страховой выплаты при наступлении страхового случая. Причем - и в этом проявляется особенность страхования - сумма денежных средств, которую выплатит страховщик страхователю в виде страховой выплаты, как правило, во много раз больше суммы, которую страховщик получит от страхователя в виде страховой премии.

Поэтому в страховом деле особое значение придается проблеме способности страховщика выполнять свои обязательства по заключенным договорам страхования или, как еще говорят, финансовой устойчивости страховщика.

Закон об организации страхового дела выделяет следующие гарантии обеспечения финансовой устойчивости страховщиков:

1)экономически обоснованные страховые тарифы;

2)страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования;

)собственные средства;

)перестрахование.

Что касается страховых резервов, то страховщики формируют их в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора.

Страховые резервы - фонды, образуемые страховыми организациями для обеспечения исполнения своих страховых обязательств.

Главным источником формирования страховых резервов выступают страховые премии, которые получает страховщик от страхователя в качестве платы за страхование.

Однако могут быть использованы и другие доходы страховой организации, в частности доходы, получаемые в результате размещения средств страховых резервов.

Средства страховых резервов предназначены для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию и используются исключительно для осуществления страховых выплат. Таким образом, данные денежные фонды имеют целевой характер.

Закон об организации страхового дела устанавливает, что страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы (п. 3 ст. 26 Закона). Здесь возникает вопрос: а на каком, собственно говоря, основании средства страховых резервов могут быть изъяты в бюджет? Такого налога, посредством которого средства этих фондов могли бы быть изъяты в бюджет, не существует, и сами эти средства, представляя собой денежный фонд страховой организации, находящийся в его собственности, объектом налогообложения не выступают. Другое дело, что при перечислении в страховые резервы сумм страховых премий установлены определенные налоговые льготы, - эти суммы не учитываются при определении налогооблагаемого дохода. Но с другой стороны, отчисления в эти фонды из других доходов страховщика могут производиться лишь после прохождения стадии налогообложения этих доходов.

Сохранение средств страховых резервов - это проблема в первую очередь самого страховщика, поскольку именно он отвечает за исполнение своих обязательств по договору страхования.

Но и государство, как правило, не остается в стороне, а, действуя в интересах страхователей, устанавливает определенные правила, способствующие сохранности указанных средств.

В связи с этим предусмотрено, что страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового надзора.

В качестве общих принципов предусмотрено, что размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Диверсификация - это наличие широкого круга объектов инвестиций денежных средств с целью уменьшения возможного инвестиционного риска. При этом под инвестициями понимается вложение средств в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения дохода (прибыли).

Вообще-то диверсификация означает расширение видов деятельности, разностороннее развитие, многоотраслевое производство. В данном же случае диверсификация означает, что страховщик должен разместить свои деньги по нескольким местам, руководствуясь соображением, что если деньги пропадут в одном месте, то сохранятся в других. Проще говоря, он должен руководствоваться старинным принципом "не хранить яйца в одной корзине".

Поскольку страховые резервы - это деньги, предназначенные для страховых выплат, то, естественно, размещение этих денег в виде вручения какому-либо третьему лицу (например, банку на хранение) должно осуществляться на возвратной основе, с тем чтобы страховщик мог получить эти деньги обратно с целью выдачи их страхователю в форме страховой выплаты.

Возвратность - это обязательная возможность возврата инвестированных средств страховых резервов в полном объеме.

Страховые организации должны стремиться к размещению средств страховых резервов таким образом, чтобы они приносили доход. Отсюда принцип прибыльности.

Прибыльность - обязательное получение дохода с инвестированных средств.

Наконец, термин "ликвидность" означает возможность быстрого обращения имущества, в которое были вложены средства страховых резервов, обратно в деньги, так как страховые выплаты производятся в денежной форме. И если, скажем, страховщик разместил средства страховых резервов путем приобретения картин, которые потом не сможет никому продать, то такой способ размещения следует признать неудачным, а данное имущество будет характеризоваться как неликвидное, т.е. не подлежащее реализации.

Ликвидность - возможность быстрой реализации инвестированных средств страховых резервов при сохранении их номинальной стоимости в случае необходимости выполнения взятых на себя страховщиком страховых обязательств.

В целях реализации названных принципов орган страхового надзора утверждает правила размещения страховых резервов.

Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

Закон об организации страхового дела устанавливает, что страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного минимального размера уставного капитала.

Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода.

Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается (п. 3 ст. 25 Закона).

По поводу уставного капитала отметим, что само по себе наличие у страховой организации значительного по своим размерам такого капитала - факт, бесспорно, положительный. Это позволяет судить и о степени солидности данной организации, и о том, какими возможностями она обладает, если возникнет вопрос о страховой выплате.

Однако следует иметь в виду, что правовой статус уставного капитала по нашему законодательству является весьма расплывчатым. Во всяком случае, какого-либо целевого использования уставного капитала страховых организаций закон не устанавливает. А поскольку средства уставного капитала могут быть истрачены страховщиком на какие угодно цели, связанные с его деятельностью, то выступить в качестве гаранта платежеспособности страховщика этот капитал все-таки не может. Не являются гарантией его неприкосновенности и всякого рода требования, содержащиеся в законодательстве о хозяйственных обществах, запрещающие уменьшение уставного капитала без согласия кредиторов, поскольку механизм реального контроля за движением средств этого капитала ни у кредиторов, ни у каких-либо финансово-контрольных органов просто-напросто не существует. Поэтому приходится констатировать, что реальное значение уставного капитала как основы финансовой устойчивости страховой организации и гаранта выполнения страховщиком своих обязательств перед страхователями весьма невелико и на сегодняшний день ограничено чисто формальной ролью, связанной с соблюдением условий, необходимых для регистрации и лицензирования страховой организации.

Реальным средством обеспечения выполнения страховщиком его обязательств перед страхователем во все время существования страхования выступали страховые резервы.

В качестве еще одной гарантии обеспечения финансовой устойчивости страховщика выступает перестрахование, которое было рассмотрено выше.

Страховщики обязаны соблюдать установленные страховым законодательством требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий.

Заключение

Проведенное в работе исследование позволяет сделать вывод, что действующее гражданское законодательство разрешает создание юридических лиц - страховщиков в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Однако ГК вносит в это правило некоторые коррективы. Дело в том, что страхование, осуществляемое путем заключения договоров между страхователями и страховщиками, как правило, является для страховщиков предпринимательской деятельностью, поскольку подпадает под ее определение, содержащееся в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК.

Поэтому заключающие такие договоры страховщики должны признаваться коммерческими организациями и, следовательно, могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных п. 2 ст. 50 ГК (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия). Однако не все страховщики и не всегда выступают в качестве предпринимателей и, следовательно, коммерческих организаций.

Так, общества взаимного страхования в части их деятельности по взаимному страхованию имущественных интересов своих членов признаются законом некоммерческими организациями.

Следовательно, если они не занимаются коммерческим страхованием по договорам, эти общества должны действовать в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных для некоммерческих организаций. Некоммерческими организациями являются и негосударственные пенсионные фонды.

Как видно из проведенного в работе исследования, страховщиками признаются организации, созданные для осуществления страховой деятельности - страховые организации и общества взаимного страхования, получившие в установленном Законом об организации страхового дела порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.

Законодательством предусмотрена возможность ограничения законодательными актами Российской Федерации участия иностранных юридических и физических лиц в создании страховых организаций на территории Российской Федерации и сама устанавливает ряд таких ограничений. Так, если страховые организации являются дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеют долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, то они не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

Как мы видим, страховой надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, законодательством о страховании, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. ст. 3301; Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. ст. 410; Часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. ст. 4552; Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 52 (часть I). ст. 5496.

2.Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 19. ст. 2716.

.Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. ст. 56.

.Указ Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

.Постановление Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора»

.Указ Президента РФ № 270 от 4 марта 2011 года "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации"

Научная литература

1.Алиев Б.Х., Махдиева Ю.М. Страхование. М., 2011.

2.Артамонов А.П., Дедиков С.В. Проблема страхового интереса в договорах перестрахования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 11.

.Архипов А.П. Страхование. М., 2012.

.Буркова А.Ю. Некоторые вопросы, связанные с договором страхования // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2010. N 4.

.Вавилин Е.В. Страховые правоотношения: страховая сумма и страховая стоимость // Гражданское право. 2011. N 3.

.Вешкурцева З. Россиян защитят от финансовых рисков // Жилищное право. 2012. N 4.

.Гармаева М.А. Роль государства в обеспечении публичного интереса в страховании // Журнал российского права. 2012. N 3.

.Гомелля В.Б. Страхование. М., 2011.

.Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование. М., 2012.

.Кабанцева Н.Г., Ларионова В.А. Комментарий к Закону РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации". М., 2011.

.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2011.

.Сокол П.В. Особенности участия страховщиков по обязательному страхованию гражданской ответственности в профессиональных объединениях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 3.

.Талеров К.В. Соотношение субъективного гражданского права на защиту и страхования // Социальное и пенсионное право. 2010. N 1.

.Тимофеев В.В., Афанасьев С.Н. К вопросу о сущности страхования // Гражданское право. 2009. N 2.

.Тропская С.С. К вопросу о месте страхового права в системе российского права (финансово-правовые аспекты страхования) // Финансовое право. 2011. N 11.

.Худяков А.И. Теория страхования. М., 2010.

Похожие работы на - Государственное регулирование деятельности страховых организаций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!