История становления призрения сирот в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,99 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История становления призрения сирот в России

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Кафедра социальной работы








Реферат

на тему: «История становления призрения сирот в России»

Выполнила: студентка гр.29-11

Камашева Д.А.

Проверила: Микрюкова С.М.








Ижевск 2011

Введение

Проблема сиротства - глобальная проблема, охватывающая все страны мира без исключения.

Дети-сироты - они ничьи. У них нет семьи, которая стеной оградит от враждебного мира. За них некому заступиться и сами за себя постоять они тоже не могут. Поэтому оказывать помощь им должно общество и государство.

Эта проблема преследовала и преследует человечество на протяжении многих лет. Конечно же, существуют множество компаний во всех странах мира, которые борются с этой проблемой. В нашей стране существуют как государственные, так и общественные фонды по работе с детьми - сиротами, что дает шанс верить в то, что когда-нибудь каждый ребенок, у которого нет дома, получит теплую, любящую семью и крышу над головой.

Но в условиях нестабильной экономической, политической жизни страны в России с каждым днем продолжает расти число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в детские дома, дома ребенка, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение количества детей, переданных в семьи, количество детей, переданных в эти учреждения, не уменьшается. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью волну социального сиротства (после Гражданской и Великой Отечественной войн).

Статистика свидетельствует о том, что по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч всего детского населения (в настоящее время в России проживает около 40 миллионов детей), Россия занимает лидирующее место в мире. Около половины детского населения находится в зоне социального риска. В настоящее время в России около 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений, совершенных подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.[8]

Современный мир, строящийся на принципах гуманизма и демократии, не должен допускать того, чтобы количество детей-сирот увеличивалось. Государство и общество должно обеспечить каждому своему маленькому гражданину защиту, поддержку, все его права и свободы.

Глава 1. Понятие сиротства и попечительства

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу о воспитании таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.[6]

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей).[6] Понятие, близкое к опеке. Опека - это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

умерли;

лишены родительских прав;

ограничены в родительских правах;

признаны безвестно отсутствующими;

недееспособны (ограниченно дееспособны);

отбывают наказание в исправительных колониях;

обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

уклоняются от воспитания детей;

отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Сиротство представляет собой сложное социальное явление, которое, с одной стороны, является неизбежным спутником изменения общества, а с другой, способствует воспроизводству и закреплению социальной аномии (разрушение системы ценностей и этических норм).

Глава 2. История развития призрения сирот в России

.1 Сиротство как общественное явление на Руси

Социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей. На Руси призрение детей - сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь. «Власть родителей над детьми, и при этом власть обоих родителей, была признана у нас уже во времена язычества», вплоть до права родителей отдавать своих детей в рабство.[4] В древние времена авторитет родителей был весьма велик и проявлялся и охранялся весьма сильно. У славянских народов далекого прошлого дети освобождались по смерти одного из родителей из-под власти другого.[4]

После крещения на Руси (988 год) церковь постепенно начинает брать на себя то, что раньше регулировалось общинным правом. Начинает приобретать все большее распространение христианская семейная мораль. Теперь Русь берет жизнь детей под сохранение своих законов.

Великий князь Владимир поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, попечению и надзору духовенства. Заботился он о прокормлении сирот и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. Великий князь Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей.[5] Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах. В своей Духовной Детям он завещал защищать сироту.

В те далекие времена, когда еще не существовало единого государства Российского, призрение детей-сирот было частным делом князей, либо возлагалось княжеским государством на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалась как богоугодная акция.

Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как сыновство, как прием выхованца, годованца в состав семьи, совершалось в России и в пору язычества.[5]

Таким образом, усыновление знали и времена, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью из чужой семьи.

Первый случай опеки над ребенком, упоминавшийся в летописи, относится к 879 году. После смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые в роде занимали место умерших. Например, после смерти князя Игоря, опекуншей над Святославом стала его мать. Что касается существа опекунских отношений, то они были только личными. Опекун заботился только «о воспитании и прокормлении сироты, об охранении его от обид и несправедливостей», а имущество принадлежало всему роду.[4] Никаких имущественных обязанностей опекун не имел, ему принадлежали только права. Вот почему он был безотчетен и безответственен.

В Московском государстве, с одной стороны, во многом положение детей оставалось прежним. Так, родители сохраняли право распоряжаться брачной судьбой своих детей. Это право было следствием уходящего вглубь веков «пагубного обычая женить малолетних на возрастных девках». [1]

Оставалось право родителей отдавать детей в монастырь. Оно пришло на смену обычаю, согласно которому родители давали обет монашества от имени своих малолетних детей.[1] Социально-экономические перемены в жизни Московского государства по-своему повлияли и на существовавшее прежде право родителей отдавать своих детей в рабство. Теперь подобного рода право трансформировалось сначала в право заочно записывать своих детей, не достигших 15-летнего возраста, в кабальное холопство, а потом в право на отдачу детей в услужение. Но в любом случае речь шла о неограниченном праве родителей на свободу своих детей. Забота об осиротевших детях претворялась в жизнь по-разному. Они нередко попадали в монастыри, где их воспитывали, кормили и одевали. Существовало в то время даже такое понятие как «монастырские детеныши», в число которых попадали и осиротевшие бедные разоренные дети боярские, у которых отцы и матери убиты или разорены. А в некоторых монастырях, например, Кирилло-Белозерском, существовали детские приюты, которые находились под присмотром специально приставленного к ним старца. Монастырь этих сирот брал на кормление, одевал. По мере их подрастания, приспосабливал к различным работам. Осиротевших детей брали и в зажиточный дом, где благочестивые отцы семейств их воспитывали и обучали какому-нибудь занятию, а по достижении совершеннолетия отпускали. Вместе с тем бытовало и преступное отношение к осиротевшим детям.

Крестьянские дети, оставшиеся без родителей, поступали на воспитание или родственников, или посторонних людей вместе со своим имуществом, которое «не быв приведено в известность, расхищается часто корыстолюбивыми воспитателями в свою пользу». [1] Если у осиротевшего ребенка не было никакого имущества, он жил обыкновенно мирским подаянием.

В царствование Ивана Грозного в круг задач государственного правления, осуществляемого с помощью приказов, входило и призрение бедных и страждующих, куда входили и дети-сироты. В начале 17 века в смутное время особенно заботился о вдовах и сиротах без различия их подданства и вероисповедания Борис Годунов. «Он не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным.» В Москву повалил нуждающийся и «ненуждающийся» народ. «Зло увеличилось еще от недобросовестности приказных, раздававших деньги не действительно нуждающимся, а своим родным и знакомым.»[1]. Предпринятые Борисом Годуновым меры экономического порядка включали в себя и бесплатную передачу бедным, вдовам, сиротам привезенного из отдаленных районов большого количества хлеба. Чрезвычайные меры по оказанию помощи населению, в том числе и детскому, страдающему от голода, предпринимал и Василий Шуйский.

В середине 17 века при царе Алексее Михайловиче получила свое дальнейшее развитие идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти. В это время были созданы приказы, специально занимавшиеся призрением бедных и сирот.

В 1682 году был подготовлен проект Указа, где из общего числа нищих выделялись нищие безродные дети. Здесь же впервые ставился вопрос об открытии для них специальных домов с целью обучения их грамоте и ремеслам, наукам. Именно этот проект как бы завершал эпоху, когда зародилась идея государственного призрения. Теперь на место полного «нищелюбия», благотворительности исключительно ради спасения души без соотнесения проблем призрения с задачами государства, в которой выдвигалась идея о пользе государства.

.2 Развитие государственной системы помощи детям-сиротам

Первые специальные государственные учреждения для детей-сирот были открыты в 18 веке. Так, в 1706 году Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для незаконнорожденных и подкидных младенцев. Дальнейшее развитие сиротские детские учреждения получили при Петре 1, который 4 ноября 1715 г. издал указ, предписывавший устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконнорожденных детей. Причем практиковался анонимный принос младенцев через окно. Содержались госпитали частично за счет городских доходов, а также пожертвований частных лиц и церкви. Каждый такой госпиталь вверялся надзирательнице, в обязанность которой входили уход и надзор за воспитанием призреваемых детей, когда же они подрастали, их отдавали в учение мастерству (мальчики) или в услужение в семьи (в основном, девочки). Детей из воспитательных домов, помимо передачи в учение к мастеру или услужение в семьи, раздавали также по деревням в крестьянские семьи. В случае заболевания воспитанников (получения увечий, помешательства), дети могли возвратиться в приюты, как в родительские дома.

Петр 1 начал борьбу и с нищенством как массовым общественным явлением, которое также порождало рост числа бездомных детей. В числе нищенствующих находились и просящие подаяние дети. По Указу от 1718 г. ведено было отправлять малолетних непризреваемых детей на работу в различные мануфактуры. Не исключал Петр Великий и помощи церкви, монастырей. Например, в Москве для воспитания детей-сирот был назначен Новодевичий монастырь.

В деятельности Екатерины 2, находившейся под влиянием западноевропейских идей , особое место занимает забота об устройстве осиротевших детей вообще. С одной стороны, она предписывает устраивать их в семьи. В Указе «Учреждения для управления губерний» говорилось: «если же устроение сиротских домов будет неудобно или потребует издержек, кои отнимут способы к оказанию призрения большему числу сирот, то Приказ неимущих сирот отдает за умеренную плату надежным добродетельным и добронравным людям для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их во всякое время Приказу.»[5] Также в этом Указе говорилось, что ребенок передается воспитателям, чтобы он научился различным наукам и ремеслам. Но и эта гуманная идея полностью подчинялась принципу сословности. При ней же был открыт Московский Воспитательный Дом в апреле 1764 года под руководством И. И. Бецкого, в котором надлежало создать совершенно новую породу людей, детей-граждан, способных служить отечеству делами своих рук в различных искусствах и ремеслах.[3]

Начало 19 века ознаменовалось войной 1812 года, оказавшей влияние на умонастроение тех, кому, была небезразлична дальнейшая судьба России. Первая половина этого века не принесла существенных изменений, нововведений в государственное призрение детей-сирот. Однако с этого века начали развиваться патронат и патронаж. Семье, принявшей к себе ребенка на патронаж, выплачивалось разное по размерам пособие. Обычно оно было больше, когда принимали совсем маленького ребенка, который ничем по хозяйству не помогал. Постепенно к 12-14 годам выплаты уменьшались или прекращались вовсе.

В начале 19 века, как и прежде, предметом государственной заботы оставалось устройство осиротевших бездомных детей в различного рода учреждения, заведения.

В этом же веке распространенным типом заведений социальной помощи детям можно считать многочисленные бесплатные столовые для беспризорных и бедных детей. Еще одной категорией заведений социальной помощи детям были бесплатные амбулатории и больницы, принадлежащие, как правило, Российскому обществу Красного Креста, хотя встречались больницы, принадлежащие различным благотворительным обществам.

Еще одним важным типом заведений обеспечивающих детское призрение выступали исправительные приюты и колонии. В 1864 г. Москва положила почин в таком гуманном деле, как перевоспитание малолетних правонарушителей. Инициатором этого дела явилась А. Н. Стрекалова. Она работала в Дамском тюремном комитете. В мае 1864г. Она сняла дом около тюремного монастыря и организовала в нем мастерскую для малолетних правонарушителей с 10 до 15 лет.

Наиболее важное значение в деле призрения детей имели все же так называемые заведения закрытого призрения детей, т.е. нечто похожее на наши детские дома и школы-интернаты, бесплатные колыбельни, дневные убежища, ясли.5] В начале 20 века в России насчитывалось 921 заведение подобного типа, из их воспитанников примерно 80% относились к категориям сирот и полу сирот, остальные формально имели родителей, но по существу являлись беспризорными или же происходили из семей, которые не могли дать им средства к существованию.[2]

Дальнейшее экономическое развитие России не могло не сказаться на проблемах, связанных с устройством детей и во второй половине 19 века. Государство стало устройство сирот перекладывать на организации, в ведении которых находились отдельные группы населения, что стало толчком для создания новых организаций и заведений для детей-сирот.

.3 Деятельность советской власти по решению проблем сиротства

В начале 20 века в широких кругах европейского общества было принято называть грядущее столетие веком ребенка. Но всякие иллюзии на этот счет очень скоро исчезли. Первая мировая война принесла детскому населению России физические и нравственные страдания, разрушение семей, гибель родителей, голод и нищету в огромных масштабах. Усугубил положение ребенка и октябрь 1917 года.

После революции 1917 г., когда молодая советская республика столкнулась с массовым сиротством и беспризорностью, основной (если не единственной) формой устройства стали государственные детские дома. В 1918 году абсолютно все дети были объявлены государственными и находились под его защитой. В феврале 1919 г. в РСФСР был основан Государственный совет защиты детства, главной функцией которого являлось изыскание средств для содержания детских домов. Значительную помощь этим учреждениям оказала созданная в 1921 г. при ВЦИК комиссия по улучшению жизни детей во главе с Ф.Э.Дзержинским. В задачи комиссии входило: оказание помощи продовольствием, жильем, топливом, одеждой, учреждениями, ведающими охраной жизни и здоровья детей, прежде всего беспризорных; издание законов и постановлений, касающихся охраны жизни и здоровья детей.[3] Наряду с детским домами в 20-е годы существовали и другие государственные интернатные учреждения: детские коммуны и для несовершеннолетних правонарушителей, трудовые колонии, пионердома. Нестандартным типом детских учреждений 20-х годов были пионердома. В пионердома принимали детей с 12 лет, количеством не более 80 человек. Работа пионердомов строилась по принципу деятельности пионерской организации и носила ярко выраженный политический характер первых революционных лет.

В годы Великой Отечественной войны с особой остротой встал вопрос об устройстве детей-сирот. В январе 1942 г. было принято постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Основной целью этого постановления было определение основных направлений работы органов государственной власти, партийных организаций по предупреждению детской беспризорности и уменьшению для детей тягот войны. Необходимо было спасти и устроить в детские учреждения сотни тысяч детей, потерявших родителей во время войны.[3] На государственные средства создавались новые детские дома для детей воинов Советской армии, партизан и детей, родители которых погибли (специальные детдома). К концу 1945 г. Таких детдомов в СССР было около 120, в них воспитывалось свыше 17 тыс. детей. Создавались для детей, оставшихся без родителей, и детские дома на средства общественности (колхозов, комсомола, профсоюзов, милиции и т. д.)

Кроме того, в годы ВОв был возрожден институт патронирования (передача детей на воспитание семьи), который был отменен в первые годы советской власти, но распространяется ныне в России. Надо сказать, что россияне в экстремальных условиях всегда проявляли милосердие по отношению к детям-сиротам. Так, в 1941-1945 гг. гражданами России было усыновлено, взято под опеку и на патронирование 278 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.[4] Однако большинство детей в интернатах содержались за государственный счет.

С 1956 г. по решению 20 съезда КПСС в Советском Союзе начали создаваться школы-интернаты для детей-сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров, а также детей, родители которых в силу разных причин нуждались в помощи государства. В 1959-1965 гг. с учетом местных условий и возможностей в стране осуществлялось преобразование детских домов школьного типа в школы-интернаты.

Такая практика преобразования учреждений не оправдала себя. Сейчас происходит обратный процесс преобразования школ-интернатов в детские дома. Детский дом, как и в 30-е годы, вновь становится одним из оптимальных типов государственных учреждений для детей-сирот. Однако меняется его режим работы: детский дом из казарменного учреждения все более становится семейным, теплым домом.

Таким образом, с развитием страны развивалась и социальная сфера жизни населения. Общественное призрение, милостыня постепенно стали переходить в более организованные и систематизированные частные и построенные на государственной основе организации, что значительно улучшило эффективность заботы, помощи нуждающимся, в частности детям-сиротам.

Глава 3. Современное состояние государственной и негосударственной помощи детям-сиротам

сиротство попечительство помощь государственный

В условиях современного общества социальная защита детей-сирот является составной частью целостной государственно-общественной системы противодействия сиротству, в основе которой - ликвидация социально-экономических (бедность), социально-культурных (кризис морали) и социально-политических (общественная нестабильность) предпосылок данного явления. Вне этой системы социальная защита детей-сирот не только не сможет в полном объеме выполнить свои задачи, но и в определенной степени будет способствовать воспроизводству сиротства.[2]

В настоящее время в России существуют как государственные, так и общественные фонды по работе с детьми - сиротами, что дает шанс верить в то, что когда-нибудь каждый ребенок, у которого нет дома, получит теплую, любящую семью и крышу над головой. Рассмотрим подробнее некоторые отечественные системы социальной поддержки детей-сирот:

основная деятельность государства по надзору и призрению за сиротами возложена на Департамент воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей, который занимается реализацией политики в области образования и охраны прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот, ведет активное взаимодействие с зарубежными странами;

содействие детям сиротам в получении образования, проведение отдыха, услуг по лечению,

содействие в правовой защите детей сирот,

организация поездок детей сирот для отдыха и лечения за пределы России;

организация и проведение Конкурсов направленных на развитие творческого потенциала детей сирот;

разработка и реализация благотворительных программ и проектов;

содействие государственным организациям в защите прав детей сирот;

привлечение добровольных пожертвований;

установление и развитие связей с аналогичными организациями в Российской Федерации и за ее пределами.[7]

Профилактика социального сиротства в России. Фонд создан в 1999 году. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения учрежден ведущими российскими специалистами, более 15 лет работающими с детьми из групп медицинского и социального риска.

Основная цель деятельности фонда - защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого ребенка. Фонд осуществляет проекты и оказывает услуги, направленные на оптимизацию системы управления и повышение квалификации специалистов в сфере социальной защиты детства.

В современной ситуации приоритет фонда - содействие государственным органам в решении задачи сокращения сиротства в России.[8]

Фонд «Путевка в жизнь» (совместно с фондом «Достоинство»). Фонд этот был создан в 2004 году, для реализации помощи в трудоустройстве детей-сирот из детских домов.

Комплексная программа "Путевка в жизнь" реализуется при корпоративном содействии социально-ответственных компаний - членов Регионального Союза Благотворителей, Комитетом по образованию Волгоградской области и фондом "Достоинство". Предусматривает помощь в трудоустройстве выпускников детских домов, от 18 до 24 лет, организацию и проведение тренингов социального действия по развитию коммуникативных навыков, формированию позитивных жизненных целей, что позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество данной категории молодых людей.

помощь в приобретении образования, специальности с последующим трудоустройством,

допрофессиональную подготовку и профориентацию молодежи (бывших воспитанников детских домов);

оказание моральной, юридической и прочей помощи;

содействие поддержанию и укреплению физического здоровья (оплата занятий в спортивных секциях и клубах и др.);

по организации и проведению тренингов социального действия по развитию коммуникативных навыков с привлечением специалистов;

по организации и проведению тренингов социального действия по формированию позитивных жизненных целей с привлечением специалистов[9]

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе. Органами управления образованием и социальными педагогами учреждений образования, осуществляется комплексная работа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи. Производится подбор лиц для осуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль детей за их проживанием, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, замещающим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Осуществляется защита прав и интересов детей в судебном порядке.

В Российской Федерации Д.Медведев в 2007 году поручил принять дополнительные меры в поддержке детей-сирот страны. Участники заседания выработали комплексные меры по улучшению положения детей, оставшихся без родительского попечения, и дали конкретные поручения в данной сфере органам исполнительной власти субъектов РФ, а также Минобрнауки, Миндзравсоцразвитию и Минэкономразвитию РФ. Утверждены различные льготы, выплаты, обеспечение одеждой, учебниками.

Все фонды и меры по социальной поддержке детей-сирот, не дают полностью разочароваться в происходящем. Во всем мире, на всех континентах земного шара, есть такие люди, которым не безразлична эта проблема, поэтому, как и в прошлые времена, очень большое значение в улучшении жизни сирот является участие различных благотворительных организаций.

Заключение

Сиротство как общественное явление на территории России имеет многовековую историю. Еще в период создания Российского государства началось формирование системы мер по социальной защите детей-сирот. Охрана их прав во многом зависела от религиозных обычаев и установленного общественного порядка тех времен. Судьба детей-сирот издавна решалась на Руси путем так называемого призрения. Причем, с этим понятием ассоциировалось прежде всего устройство подкидышей, незаконнорожденных. Именно они составляли контингент отвергнутых детей, от которых родители пытались избавиться любым путем.

Сиротами, говоря о детях, с древнейших времен называли детей бедных крестьян-общинников. Позднее термин «сирота» стал вытесняться термином «крестьяне», а в 14 - начале 18 вв. в обращении к правительству и феодалам «сирота» стало самоназванием не только крестьян, посадских людей, стрелецких и солдатских жен, а также детей.

С ростом капиталистических отношений в России к сиротам уже относились дети рабочей бедноты, разорившихся крестьян и ремесленников, а в периоды социально-политических потрясений (крестьянских восстаний, революций и войн) - дети солдат, революционеров, бунтовщиков и т. п.

Понятие «сирота» в советское время определялось как ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя, фактически же с конца 60-х - начала 70-х гг. речь идет о таком антиобщественном явлении в России, как социальное сиротство, опасность которого становится все более очевидной: число детей-сирот по причинам отказа от них со стороны родителей растет с каждым годом.

В настоящее время проблема сиротства по-прежнему остро стоит в социальной жизни страны. Особенно сложная ситуация сложилась в конце

века после распада Советского Союза. В 21 веке ситуация начала стабилизироваться, открываются различные фонды и общества по поддержке детей-сирот, государство ведет политику по оказанию медицинской, материальной и др. помощи детям, оставшимся без попечения родителей, так же оно оказывает помощь семьям, берущих под опеку или попечительство этих детей.

Несмотря на все неблагоприятные условия в России, которые приводили и приводят к увеличению количества сирот, осуществляемые меры по оказанию помощи этой категории детского населения должны принести ожидаемый результат, так как в современном гуманном обществе все люди должны быть равны друг перед другом.

Список использованной литературы

1. Загоровский А.И., «Курс семейного права»,Одесса,1909 г. Цитаты.

. Клементьев В.В. Дипломная работа «Институционализация социальной защиты детей-сирот в современном российском обществе», 2005 г.

. Мельников В.П., Холостова Е.И. «История социальной работы в России». Учебное пособие. М.,2006 г.

. Нечаева А.М. «Россия и ее дети». М.,1999 г.

. Фирсов М.В. «История социальной работы в России». Учебное пособие для вузов. М., издательство «Владос», 1999 г.

. ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статья 1.

. http://assistance.foxline.ru

8. <http://www.sirotstvo.ru/>. Отчеты о деятельности фондов.

. <http://www.d-fond.ru/>

Похожие работы на - История становления призрения сирот в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!