История изучения вопроса возникновения производящего хозяйства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,26 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История изучения вопроса возникновения производящего хозяйства














Курсовая работа

Тема: История изучения вопроса возникновения производящего хозяйства

Содержание

Введение

Глава 1. История изучения вопроса возникновения производящего хозяйства

.1 Теория трех стадий

.2 Проблемные вопросы в изучении возникновения производящего хозяйства

Глава 2. Археологические памятники и их районирование

.1 Методика выделения производственных комплексов на археологических материалах

.2 Районы возникновения производящего хозяйства и основные памятники

Заключение

Литература

Введение

Становление производящей экономики, как и любое переходное состояние в природе и в истории общества, заслуживает внимательного изучения. Последствия этого процесса, с которым связаны величайшие сдвиги в истории человечества, - образование классового общества, частной собственности и государства - имеют революционное значение. Становление производящей экономики - это вместе с тем и превращение первобытной доземледельческой общины в раннеземледельческую.

«Появление производящего хозяйства нередко называют неолитической революцией. Основой неолитической революции является переход от одного типа хозяйственной деятельности к другому - от присваивающего хозяйства к производящему. Формы хозяйственной деятельности не единственный, но важный критерий для выделения стадий эволюции первобытного общества. Это дает основание различать социально-экономические структуры на стадии присваивающего и на стадии производящего хозяйства».

Рассмотрение этой эпохи чрезвычайно важно, поскольку переход к земледелию и производящему хозяйству кардинальный поворот в истории человечества. Это повлекло за собой перестройку всего хозяйственного цикла, появления иного отношения к земле и рост оседлости, повышение объема производства и появление излишков продуктов, увеличение численности населения и его плотности, изменения в отношениях собственности, углубление общественного разделения труда и начало дифференциации и т.д. Однако в изучении возникновения производящего хозяйства еще очень много вопросов, много не понятных явлений, поэтому его изучение актуально и будет продолжаться в будущем.

Целью моей работы является анализ вопроса изучения возникновения производящего хозяйства по данным источников. А задачи: разобраться в вопросе о появлении производящего хозяйства; рассмотреть историографию; выделить проблемы и изучить процесс зарождения и становления производящего хозяйства.

Для анализа вопроса возникновения производящего хозяйства в мезолите (палеолите) я использовала следующие книги: Шнирельмана Виктора Александровича «Возникновение производящего хозяйства». В ней автор рассматривает историю и проблематику изучения становления производящего хозяйства, районирование, а также общие вопросы. Работу Андрианова Бориса Васильевича «Земледелие наших предков», в которой он изучает зарождение и эволюцию земледелия и подробно приводит историографию изучения вопроса о производящем хозяйстве. Работа Массона Вадима Михайловича «Первые цивилизации» посвященной рассмотрению археологических комплексов эпохи формирования первых цивилизаций и вопросам способа изучения археологических культур. Работу Джорджа Кларка «Доисторическая Африка» об эволюции человека начиная с гоминид и заканчивая переходом к производящему хозяйству. Трудом Вавилова Николая Ивановича «Избранные сочинения. Генетика и селекция» в нем он подробно рассматривает генетику и селекцию растений, также определяет географические очаги происхождения культурных растений. Работу Кабо В.Р. «Первобытная доземледельческая община» исследующего экономические аспекты развития первобытной общины, предпосылки зарождения производящей экономики и перехода к производящему хозяйству. Работа Боголюбского С. Н. «Происхождение и преобразование домашних животных» изучающего появление домашних животных. А также я пользовалась книгой Норы Молони «Археология», в которой нашла информацию о первых земледельцах и их культурах.

Все процессы, ведущие к появлению производящего хозяйства известный английский археолог Чайлд В. Г. объединил в понятии «неолитическая революция». Некоторые авторы пытались уточнить концепцию Чайлда. Недавно в нашей науке была высказана точка зрения, по которой основное содержание «неолитической революции» заключалось в появлении регулярного прибавочного продукта (В. А. Башилов, Л. В. Кольцов). В западной науке сходную позицию занимает Д. Хенри, который понимает «доземледельческую революцию» как переход от бродячих охоты и собирательства к оседлому собирательству, вызвавшему ряд серьезных социокультурных серьезных последствий. Разногласия среди исследователей вызывались тем, что связи, описанные Чайлдом между процессами, были неоднозначными и непрямолинейными. В решении этих проблем большое значение имеют работы советского ученого Н. И. Вавилова, который впервые глубоко научно поставил и проанализировал вопрос о первичных и вторичных очагах земледелия.

«Изучение проблемы перехода к производящему хозяйству затрудняется имеющимися разногласиями в определении таких важнейших понятий, как «культивация», «доместикация», «земледелие» и т.д. Для палеоботаников и палеозоологов главным показателем служит морфологическая изменчивость. С этой точки зрения к культурным растениям и домашним животным следует относить лишь те виды, которые отличаются от существующих в дикой природе по ряду важнейших внешних показателей. Однако эта концепция, с одной стороны, допускает выращивание растений, диких по морфологическим показателям (ситуация типичная для эпохи становления земледелия), а с другой - включает в число культурных такие виды, которые возникли как побочный результат человеческой деятельности. Следовательно, в ряде случаев культивация возможна без доместикации и наоборот».

Более верным было определение С. Н. Богданова, назвавшего домашними животными те, «которые разводятся человеком, приносят ему хозяйственную пользу и несут на себе печать его труда». То же можно сказать и о культурных растениях. Поэтому к культурным видам флоры и фауны следует относить в основном те, которые имеют большое хозяйственное и социокультурное значение и несут на себе печать целенаправленного человеческого труда, являясь одним из компонентов культуры.

Вопросы периодизации очень важны. Это понимал уже Р. Д. Брейдвуд, который назвал период от возникновения первых элементов земледелия до появления сложившихся оседло-земледельческих общин периодом «зарождающегося земледелия» или «зарождающейся культивации». С этого периода, по его мнению, и началась эпоха производящего хозяйства. В дальнейшем периодизацию пытались усовершенствовать В. М. Массон, В. А. Башилов, но позже была предложена более усовершенствованная, с помощью привлечения этнографических материалов, периодизация. В ней выделили 3 этапа.

) Вызревание предпосылок для перехода к производящему хозяйству у охотников, рыболовов и собирателей. Анализируя этнографические данные, многие авторы неоднократно отмечали случаи осознанного или не осознанного воздействия охотников, рыболовов и собирателей на окружающую природную среду, способствующего возникновению в ней тех или иных изменений. Последствия этой деятельности особенно ярко отражались на растительном мире.

) Возникновение земледелия и скотоводства в качестве уклада в рамках присваивающего хозяйства. По всем этим причинам ранние земледельцы пытались теми или иными способами сохранить прежний, более благоприятный пищевой баланс. По примеру своих предков, охотников и собирателей, они еще долго отличались всеядностью и стремились сохранить в своем рационе продукты, богатые содержанием белков. Дальнейшее развитие земледелия неизбежно вело к понижению роли этих занятий. Поэтому в ряде районов произошла доместикация животных, призванная сохранить важный источник белковой пищи в условиях упадка охотничьей деятельности. Но там, где скотоводство отсутствовало, охота и особенно рыболовство долго сохраняли большое значение.

Ранний период своего существования земледелие имело второстепенное значение и не определяло образа жизни, который в целом сохранил прежний характер. Это хорошо видно на примере западных апачей, обитавших в Аризоне. По образу жизни они сближались со многими охотниками и собирателями, в течение года по нескольку раз меняя места обитания. Зимой они занимались охотой и собирательством и стоянки (зимние) располагались в низменностях. В теплое время года их небольшие группы переселялись вверх в горы, где, кроме всего прочего, устраивали огороды. Такое земледелие обеспечивало 20 - 25% рациона, а остальное питание добывали охотой и собирательством. По археологическим остаткам фиксировать такое земледелие очень не просто. Так же трудно судить о соответствии различных видов хозяйства.

) Победа земледельческо-скотоводческого образа жизни и завершение процесса становления производящего хозяйства в отдельных районах. Уже со второй стадии начались некоторые изменения в общественной организации труда. Во-первых, во многих случаях половое разделение труда стало более четким. После появления земледелия кругозор женщины все более ограничивался возделанным участком земли и домашним хозяйством. Во-вторых, чтобы набрать наибольшее число рабочих рук для трудоемких земледельческих занятий, по возможности не отрывая мужчин от охоты, в некоторых обществах к таким работам стали привлекать подростков. В-третьих, на время ухода основной части общинников в другие районы для охраны посевов около обработанных участков постепенно стали оставлять особых сторожей (отдельных людей или целые домохозяйства).

«Все это вело к возрастающей роли земледельческой хозяйственной сферы и создавало предпосылки для победы земледельческого образа жизни. Однако и для этого требовались свои стимулы. Как и при переходе ко второй стадии, они были связанны с кризисными явлениями, хозяйственными и социальными. Изменения природной среды и рост народонаселения, вызванный развитием оседлости, постепенно создавали все новые сложности с добычей пищи методами присваивающего хозяйства, и это порождало необходимость расширять производство пищи искусственным путем».

Важной предпосылкой перехода к земледельческо-скотоводческому образу жизни были совершенствование методов и технических приспособлений, связанных с производящим хозяйством, а также появление комплекса высокоурожайных видов растений и в ряде районов доместикации некоторых видов животных. Само появление производящего хозяйства, и переход к земледельческо-скотоводческому образу жизни требовал целого комплекса предпосылок, условий и причин, имевшего свои особенности в каждом из отдельных очагов становления производящего хозяйства, которые еще не изучены полностью.

В различных регионах мира процессы становления производящего хозяйства имели свою специфику. Для уяснения этой специфики большое значение имеет вавиловское учение о первичных и вторичных очагах происхождения земледелия. В настоящее время под первичными земледельческими очагами следует понимать относительно крупные ареалы, где постепенно сложился целый комплекс культурных растений послуживших основу для перехода к земледельческому образу жизни. Вторичные очаги - это те районы, где земледелие и скотоводство сформировалось окончательно главным образом после интродукции целого комплекса культурных растений и домашних животных со стороны. Поскольку в своей работе я рассматриваю более древние периоды становлении производящего хозяйства, вторичные очаги я не буду рассматривать.

Первичные и вторичные очаги становления производящего хозяйства по датировке Н.И.Вавилова:

·Переднеазиатский очаг (IX-VII тыс. до н.э.). Территории: Малая Азия, Иран, Ирак, от Палестины до Закавказья;

·Юго-Восточный очаг (IV-III тыс. до н.э). Территория: Северо-Восточная Индия, Юго-Восточная Азия, Южный Китай;

·Восточноазиатский очаг (c IV по II тыс. до н.э.). Территория: северный Китай, Монголия, Приамурье;

·Сахаро-суданский очаг (III-II тыс. до н.э.);

·Гвинейско-камерунский (III-II тыс. до н.э.);

·Мезоамериканский горный (c IX-VII по III-II тыс. до н.э.);

·Андийский (с III по II тыс. до н.э.)

Глава 1. История изучения вопроса возникновения производящего хозяйства

.1 Теория трех стадий

Первые попытки осмыслить развитие хозяйства относятся еще к античности. Его видели в последовательной смене форм трех стадий: 1 - собирательство и охота; 2 - скотоводство; 3 - земледелие. Идеи о трех стадиях в исторической смене форм хозяйства наиболее ясно изложил римлянин Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) в своем трактате о земледелии. Он ссылается при этом на древнегреческого историка и географа Дикеарха, который считал, что в глубокой древности человек жил лишь за счет даров природы. По мнению Варрона, следующая историческая ступень - приручении животных. Сначала была приручена овца, обладавшая «кротким нравом», подходящим для жизни рядом с человеком. Потом были приручены и другие животные. Третья ступень в смене форм хозяйства - переход к земледелию или «агрикультуре».

Другой древнеримский философ и поэт - Лукреций Кар (I в. до н.э.) «нарисовал в своей поэме «О природе вещей» широкую картину развития древнейшего человечества, но выделил две стадии: стадию дикости (потребления продуктов дикой природы) и стадию развитого общества (с земледелием и скотоводством). По его мнению, люди прежде были дики, как звери, но постепенно научились добывать огонь, строить жилища, изготовлять одежду, возделывать землю и разводить скот».

Достижения античной науки возродили мыслители эпохи Возрождения. С конца XVII в. умами философов овладели идеи прогресса. Этому способствовали великие географические открытия и успехи техники, сопровождавшие промышленную революцию в Европе. Возродилась и теория «трех стадий», хотя далеко не все ученые последовали ей. Джамбаттиста Вико (1668 - 1744) считал, что появление навыков земледелия должно было предшествовать скотоводству, а не наоборот. Лорд Кеймс (1774) ограничивал развитие народов по трем ступеням лишь странам в умеренном поясе, поскольку в холодном поясе земледелие невозможно, а в жарком - скотоводство было ограничено. Кеймс обратил внимание и на то, что в Новом Свете разведение маиса и развитое земледелие предшествовало приручению ламы.

Однако теория «трех стадий» получила широкое распространение в XVIII в. в трудах известных философов и мыслителей - Руссо, Дидро, Монтескье, Кондорсе и др.

В 30-х годах XIX в. успехи археологии в изучении прошлого Европы привели к появлению научной схемы датского ученого Христиана Томсена, возродившего схему Лукреция и распределившего древности Дании в коллекциях Копенгагенского музея по периодам: каменный век, бронзовый и железный.

Позднее, в 1838 - 1843 гг. шведский историк Свен Нильсон предложил различить в развитии культурной истории человечества стадию дикости, стадию кочевничества, или номадизма, стадию земледелия и стадию цивилизации.

Подобные схемы развивали в середине XIX в. и некоторые другие исследователи, в частности немецкий экономист Франц Лист, который выделял следующие ступени: 1 - дикость; 2 - пастушество; 3 - земледелие; 4 - земледелие и ремесла; 5 - земледелие, ремесла и торговля. Но эта схема находилась в противоречии с фактами, которые были известны в этнографии в то время. В XIX в. разгорается спор между сторонниками теории «трех стадий» и ее противниками.

Толчок в развитии эволюционистских идей прогресса человечества дали исследования Чарльза Дарвина, обосновавшего материалистическое положение о животном происхождении человека. Эти идеи положили начало «эволюционной школы» в этнографии, которая связана с такими учеными, как Э. Тэйлор, А. Бастиани, Г. де Мортилье, И. Я. Бахофен и др.

Английский ученый, выдающийся эволюционист Эдуард Тэйлор в своем труде «Первобытная культура (1871) провел идею непрерывного прогресса культуры от низших форм к высшим. Тэйлор считал изучение человеческого общества близким к естествознанию; он придерживался идеи непрерывного прогресса и рассматривал постепенное развитие отдельных элементов культуры как естественный рост в независимых эволюционных рядах.

Однако рост научных знаний о народах мира, появление работ, посвященным земледелию и земледельческим орудиям труда, все больше и больше подрывали авторитет теории «трех стадий». Сторонник этой теории Р. Браунгарт, изучая географическое распространение земледельческих орудий, пришел в 1881 г. к выводу о том, что земледелие без плуга было развито не только в Новом Свете, но и в других частях света. Другой исследователь Л. Рау был весь удивлен отсутствием плуга в Тропической Африке при наличии там навыков разведения крупного рогатого скота.

«Окончательный удар по классической «трехступенчатой» схеме был нанесен русским этнографом Эдуардом Петри и немецким географом Эдуардом Ханом. Петри опубликовал в 1890 г. книгу «Основы антропологии», в которой пришел к выводу, что распространенное представление о последовательном переходе от охоты к скотоводству, а затем к земледелию глубоко ошибочно. Он сослался при этом на многие факты истории и этнографии, в частности на пример земледельцев Полинезии и Японии, где развитого скотоводства никогда не было».

Знакомство Хана с работой Петри побудило его выступить с критикой теории «трех стадий» и попыткой обосновать новую схему хозяйственно-культурного развития человечества. По мнению Хана, самым занятием было собирательство, а не охота. Охота и рыболовство появились позже. В собирательстве ведущую роль играла женщина, по-видимому, которой и принадлежит заслуга в развитии мотыжного земледелия. Скотоводство - преимущественно мужское занятие. Оно возникло в среде оседлых земледельцев-охотников, причем вначале скот, по мнению Хана, разводили в религиозных целях для жертвенных ритуалов.

В 1892 г. Хан опубликовал обобщающую работу «Формы хозяйства земли» и первую карту географического распространения традиционных форм хозяйственной деятельности. Так было положено начала картографированию огромного фактического материала, характеризующего хозяйственно-культурное разнообразие народов мира. При выделении отдельных типов на карту Хан принял следующие критерии: 1 - основные орудия и методы работы на земле; 2 - величина и форма полей; 3 - различие труда по полу и возрасту; 4 - связь обработки земли с традиционными обрядами.

На карте Хана были отмечены: охота и рыболовство, мотыжное земледелие, плантационное земледелие, плужное земледелие, скотоводство, огородничество, мотыжное земледелие со скотоводством, охота и рыболовство со скотоводством, скотоводство с охотой и рыболовством.

Работа Хана, и особенно его карта, оказали большое влияние на дальнейшее развитие вопросов типологии картографирования форм хозяйственной деятельности традиционных культур человечества.

«На рубеже XIX и XX в. сформировалась «культурно-историческая школа», ее представители Л. Фробеиус, Ф. Гребнер, В. Шмидт, В. Коперс, У. Риверс, У. Д. Пери и др. Они пытались объединить все хозяйственно-культурное многообразие мира как результат миграции народов, заимствование культурных достижений. Они рассматривали все явления культуры изолированно друг от друга, а главное от их носителей - народов». Но по мере накопления картографической информации о традиционно-бытовых культурах получили дальнейшее развитие идеи о пространственных различиях человеческих культур.

В Новом Свете Большую роль сыграл видный американский этнограф Франц Боас. По его инициативе Академия наук Калифорнии опубликовала в 1900 г. карту «Североамериканские культурные ареалы». Ученики и последователи Боаса разработали концепцию «культурных ареалов» Нового Света - периода, предшествующего европейской колонизации. Наиболее полно это было сделано К. Уисслером, который попытался объединить эволюционистский подход «культурных округов» и диффузионизмом. Многие американские этнографы начала ХХ в.отказались от идей эволюционистов о единстве человеческой истории, представив ее как совокупность изолированных историй отдельных народов и территориальных групп в границах «культурных ареалов».

В первой половине ХХ в. идеи культурно-бытовой группировки народов мира получили широкое развитие у представителей так называемого экологического направления в этнографической и археологической науках. Это направление особо активно развивалось в 20 - 30-х годах в Англии, где археологи О. Кроуфорд и К. Фокс широко использовали возможности географического подхода к первобытной и древней истории Британских островов.

Некоторые американские авторы рассматривают становление земледелия как один из вариантов хозяйственной адаптации к послеледниковым условиям. Впервые так вопрос поставил Р. Эдемс в 1965 г. Позднее эту тему развил Д. Хэррис, выделивший пять направлений хозяйственной специализации в новой обстановке: 1 - сбор зерновых; 2 - сбор орехов; 3 - сбор клубневых; 4 - рыболовство и охота на морского зверя; 5 - охота на стадных копытных. Помимо хозяйственного кризиса переход к производящему хозяйству требовал, по его мнению, определенных природных и социокультурных предпосылок, а они имелись лишь в первом, третьем и в пятых случаях.

Позднее было выдвинуто несколько социологических объяснений возникновения земледелия. Некоторые исследователи, такие как Ф. Хасса, Ч. Рэдмен, Ж. Ковэн, указывают на появление в позднеземледельческий период крупных общин с относительно развитой социально-потестарной организацией, более глубоким разделением труда, новыми отношениями распределения и перераспределения общественного продукта и т. д. Они считали, что общинная консолидация на таком уровне требовала значительных объемов пищи, чего можно было достичь только с переходом к производящему хозяйству. Наиболее детально социологическую гипотезу разработала Б. Бендер, связавшая возникновение земледелия с необходимостью наращивания производства в условиях развития социальной дифференциации и престижных отношений.

В советской науке вопрос о стимулах и механизмах развития первобытного общества и его хозяйства ставился с самого начала. А. А. Богданов считал движущей силой развития первобытного общества рост народонаселения и противоречие между обществом и изменяющейся природной средой. Несмотря на неоднократно высказывавшиеся интересные соображения о причинах и механизмах сложения производящего хозяйства и локальных особенностях этого процесса, многое в этой области науки остается не ясным и ждет своих исследователей. Даже выделение отдельных первичных очагов и их соотношение с вторичными до сих пор вызывает бурные дискуссии.

.2 Проблемные вопросы в изучении возникновения производящего хозяйства

производящее хозяйство неолитический археологический

Становление земледелия происходило не только в разной природной, но и в разной социальной обстановке. И поэтому нет никаких оснований объяснить его возникновение какой-либо единой универсальной причиной. В то же время не находит поддержки и «кумулятивная теория». Приведенные этнографами и археологами данные говорят о том, что при определенных условиях специализированное высокоразвитое собирательство растений могла существовать бесконечно долго, не перерастая в земледелие. Такая ситуация встречается в некоторых районах Австралии, на Западе Северной Америки и т.д.

В связи с этим возникает много вопросов: почему появилась необходимость в производящем хозяйстве, что заставило людей тратить много сил и энергии на искусственное воспроизводство пищевых ресурсов? Раньше считалось, что охотники и собиратели жили в большой нужде, влача полуголодное существование, полагали, что переход к земледелию облегчил труд по добыче пищи и давал больше времени для других занятий. Но в последние десятилетия стала ясна упрощенность такого подхода. Выяснилось, что условия жизни охотников и собирателей не были такими тяжелыми, а голодовки такими неизбежными. Хоть образ жизни их был подвижным, что изнуряло людей, но с другой стороны их деятельность по добыче пищи была не такой монотонной, менее регулярной и часто требовала меньше времени, чем тяжелый земледельческий труд. Кроме того, являясь менее специализированными видами занятий, охота и собирательство создавали более гибкую структуру и облегчали маневрирование и приспособление к меняющейся внешней среде. Голодовки, которые испытывали земледельцы, имели более тяжелые последствия, чем временные перебои с питанием для охотников и собирателей.

А также с переходом к земледелию сам характер питания изменился не в лучшую сторону. Данные о питании собирателей и охотников, и ранних земледельцев говорят об обеднении рациона у последних. У земледельцев повсюду наблюдалась менее разнообразная, преимущественно растительная диета с преобладанием углеводов. Все это ослабляло сопротивляемость к инфекциям, вызывало хронические заболевания и обуславливало слабое физическое развитие. Распространению инфекций способствовала и высокая концентрация населения в земледельческих поселках.

Так, проанализировав данные археологии и этнографии, мы можем выделить следующие проблемы перехода к производящему хозяйству:

·С точки зрения обеспечения пищевыми ресурсами, переход древних охотников и собирателей к земледелию является крайне невыгодным, но они все-таки совершают его.

·Земледелие зарождается именно в наиболее изобильных регионах, где полностью отсутствуют какие-либо естественные предпосылки для отказа от охоты и собирательства.

·Переход к земледелию осуществляется в зерновом, самом трудоемком его варианте.

·Очаги древнего земледелия территориально разделены и сильно ограничены. Различие культивируемых в них растений указывает на полную независимость этих очагов друг от друга.

·Древние очаги возделывания целого ряда культурных растительных форм почему-то оказались географически удалены от мест локализации их «диких» сородичей.

В связи с этим становится, очевидно, что переход к производящему хозяйству не мог быть быстрым. В ранний период своего существования земледелие имело второстепенное значение и не определяло образа жизни, который в целом сохранил прежний характер.

«Важными предпосылками победы земледельческо-скотоводческого образа жизни были совершенствование методов и технических приспособлений, связанных с производящим хозяйством, а также появление комплекса высокоурожайных видов растений и доместикации некоторых видов животных в ряде районов».

Очевидным плюсом производящего хозяйства является его надежность в сравнении с собирательством и охотой. Мясо нельзя хранить долго, а охота не всегда удачна, но продукты земледелия можно хранить долго. И пусть даже урожай будет небольшой, он все равно более надежен, чем непостоянная охота. Поэтому, когда начались изменения природной среды, производящее хозяйство оказалось более надежным.

Глава 2. Археологические памятники и их районирование

.1 Методика выделения производственных комплексов на археологических материалах

Методика выделения производственных комплексов на археологических материалах это большой раздел археологической систематики, организующий массовый материал для последующего анализа. Здесь две основные задачи. Это выяснение положения вновь открытых объектов во времени и в ряду ранее известных комплексов и культур.

«Определение положения во времени осуществляется при помощи ряда методик, начиная со стратиграфии. Основной для археологии типологический метод имеет здесь важнейшее значение, так же как при культурологической и социологической интерпретации. Классификационная система и набор признаков в каждом случае будут различными в зависимости от поставленной задачи. Другим важным предварительным этапом является критика источника, выяснение его познавательных возможностей».

Для решения вопросов положения исследуемых объектов в системе ранее известных комплексов используется также типологический метод. В этом случае особое значение имеют морфологические признаки. Постановка задачи исследователя может оказать влияние и на стадии раскопок (стадия опыта, эксперимента), поскольку главной целью при решении вопросов культурной принадлежности памятника является получение представительной выборки. Подобная источниковедческая обработка материалов представляет собой важнейшую составную часть исследования в археологии, захватывая все три этапа процедуры - опыт, описание и объяснение.

Археологическая интерпретация образует обязательный предварительный этап для последующей социологической и культурологической интерпретации. Культурологический подход имеет важное значение уже на уровне археологической систематики. Именно он позволяет утвердиться в заключении, что археологическая культура представляет собой не искусственное классификационное образование, а объективную реальность.

Культура является фундаментальным понятием археологической систематики, применяемым на источниковедческом уровне организации материала, предшествующим историческим интерпретациям. Поэтому определение археологической культуры должно в первую очередь исходить из материалов археологии. Археологические материалы содержат обширную информацию для изучения образа жизни древних обществ и культуры жизнеобеспечения, поддерживающих функционирование всей культурной и общественной системы. Образ жизни позволяет изучать общие закономерности, в том числе социально-экономические, в их конкретном многообразии. Поскольку археология изучает древние культуры преимущественно в их предметно-продуктивном аспекте, она может особенно ярко осветить материальный мир культуры.

Исследования этнографов и культурологов имеют очень важное значение при изучении культуры жизнеописания. Она рассматривается как подсистема, включающая такие компоненты, как поселения, пища, жилища, одежда, и непосредственно направленная на поддержание жизнедеятельности людей.

«В археологической науке, исследующий предметный мир культуры, инновации, связанные с утверждением в обществе новой технологии или новой модели деятельности, находят отражение в появлении и распространении новых типов артефактов, что может быть определенно методами археологической типологии, и подтверждено количественным анализом».

.2 Районы возникновения производящего хозяйства и основные памятники

Передняя Азия

Один из древнейших очагов производящего хозяйства располагается в Передней Азии, где были окультурены важнейшие виды хлебных злаков и зернобобовых и одомашнены главные виды мелкого и крупного рогатого скота.

В конце вюрмской эпохи в Передней Азии наступило похолодание. Периоды более суровых климатических условий фиксировались в ряде областей Леванта в XII-XI тысячелетиях до н.э. и IX тысячелетиях до н.э., что соответствовало позднекебаранской и поздненатуфийской фазам археологических периодизаций. Переход от натуфа к раннему неолиту совпал с началом нового этапа потепления и повлажнения. Палеоклиматические изменения влияли на природный мир Передней Азии. Больше всего это затронуло растительность, чутко реагирующую даже на минимальные колебания температуры.

Природные изменения вызывали важные сдвиги в хозяйстве переднеазиатского населения. В Леванте (Левант - общее название стран восточной части Средиземного моря: Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Египет, Турция и др.) это началось в период распространения кебаранских комплексов с характерными микролитическими орудиями. Ранняя фаза кебаранской культуры датируется XVII-XIII тысячелетиями до н.э., а поздняя XII-XI тысячелетиями до н.э. Появление жилищ-полуземлянок свидетельствовало о формировании сезонного хозяйственного цикла, в течение которого люди часть времени проводили на стационарных стоянках, куда они из года в год регулярно возвращались. Формирование кебаранского комплекса происходило где-то в Южном Центральном Леванте, где он сменил более ранние микролитические памятники. Однако вскоре, благодаря высокой подвижности, кебаранцы освоили весь сиропалестинский регион. С наступлением более мягкого климата началось расселение за пределы первоначального ареала: кебаранцы появились в Центральной Сирии во впадине Эль-Коум, проникли за Иордан, заселили многие районы Негева и начали осваивать Синай. Отдельные их группы появились и в горах.

На месте библейского поселения Иерихон найдены остатки древнейших поселений, датируемые приблизительно 10 тысячами до н.э. Раскопки в 1930-36 гг. (Дж. Гарстанг) и в 1952-61 гг. (К. М. Кеньон) позволили установить, что поселение на месте библейского Иерихона появилось около 10 тыс. лет назад (мезолит), и таким образом Иерихон является древнейшим среди открытых до сих пор центров возникновения цивилизации. Раскопки слоев, относящихся к эпохе неолита, показали процесс перехода от охоты и собирательства к ирригационному земледелию и начало городской цивилизации (каменные крепостные стены, дома из необожженного кирпича). При раскопках найдено много различных каменных артефактов. В их число входят всевозможные виды каменной посуды, ступки, пестики и зернотерки, а также полированные каменные топоры.

Однако в более позднее время, в «период от 12 000 до 10 000 тысяч лет до н.э., в более ранних слоях Иерихона (на 4 метра глубже) были найдены находки, указывающие на посещение этого места группами охотников натуфийцами. Натуфийская культура до сих пор не достаточно изучена. Рост населения стимулировал расселение натуфийцев их ареала их различные группы обитали в очень различных природных условиях: на побережье Палестины и Ливана и в прибрежных горах, в горах Галилеи, в Иудейской пустыне, в долине Иордана, в пустыне Негев, в Черной пустыне за Иорданом и в оазисах на ее окраинах, во впадине Эль-Коум в Центральной Сирии, на среднем Ефрате и т.д. Единственным одомашненным животным была собака, возможно пытались одомашнить и других диких животных. Интенсивное собирательство диких растений и спорадическая культивация, охота на птиц, собирательство моллюсков и рыболовство способствовали возрастанию оседлости у натуфийцев, лишь охота на стадных копытных могла тормозить этот процесс».

Вторым центром самостоятельного становления производящего хозяйства в Передней Азии были горы Загроса. В IX-VIII тысячелетиях до н.э., в горах Загроса впервые широко распространились более или менее стационарные поселки размерами от 0,5 до 1 га, а в отдельных случаях и крупнее. В XI тысячелетиях до н.э. они возникли в Северном Загросе на средних высотах (400-800 м над уровнем моря), а в VIII тысячелетии до н.э. появились в узких высокогорных долинах Южного Загроса на высотах 1300-1400 м.

Предполагается, что круглогодичной оседлости не было. Такая картина фиксируется в Северном Загросе поселок Зави Чеми Шанидар и пещеры Шанидар. Но Зави Чеми Шанидар был очень мало изучен и это не позволяет полностью понять облик поселка. Судя по поверхностным сборам, он значительно превосходил ранненеолитический Иерихон, занимая площадь около 6 га. В отличии от других районов число зерен пыльцы злаков здесь резко возросло, а доля пыльцы древесных пород уменьшилось. «По мнению А. Леруа-Гуран, возможно это искусственное нарушение растительного покрова - вырубка лесов и, возможно, это самые ранние попытки выращивания злаков». Об этом свидетельствует и каменный инвентарь, найденный в Зави Чеми Шанидар. Здесь детально прослежено последовательное появление, и совершенствование орудий для обработки растительной пищи (зернотерок, курантов, ступ, пестов, каменных чаш) и деревообрабатывающих орудий (оббитых и шлифованных топоров и тесел).

В Южном Загросе аналогичные тенденции развития прослежены в поселке Гандж Даре, расположенном в изолированной горной долине и занимавшем площадь 1250 кв.м. Этот поселок функционировал в течение всего VIII тысячелетия до н.э. Он имел долговременный характер, о чем говорит мощный культурный слой, достигающий 7м.

Третий центр формирования производящего хозяйства в Передней Азии располагается в горах Юго-Востойчной Турции в верховьях Тигра и Ефрата в поселке Чайоню Тепеси. На протяжении последней четверти VIII - первой четверти VII тысячелетия до н.э. шло формирование вначале земледелия. Набор земледельческих орудий в Чайоню очень разнообразен. С самого начала здесь встречались многочисленные зернотерки, терочные плитки, куранты, песты, каменные сосуды.

В отличии от земледелия скотоводство возникло в Чайоню только к концу существования этого поселка. В ранний период единственным домашним животным была собака, а основным источником мяса служила охота на оленей, туров и кабанов. Овца была одомашнена в Северной части Передней Азии к началу VII тысячелетия до н.э., а в последующие столетия наблюдалось ее распространение за пределы первичного очага доместикации.

В первой половине VII тысячелетия до н.э. производящее хозяйство сложилось и в Южной Анатолии. Поселки этого времени изучены очень плохо. Из них наиболее известны Хаджилар, Субердэ, Кан Хасан III, Ашикли Хююк. Размеры поселков достигали 0,5 - 1 га, но в конце VII тысячелетия до н.э. появились более крупные поселки (Чатал Хююк, 12 га). Во всех анатолийских поселках были встречены как орудия для различных земледельческих работ (вкладыши серпов, зернотерки, куранты, ступы, песты, каменные шлифованные топоры и пр.), так и остатки культурных растений. Важным местным достижением было начало выращивания ржи.

В конце VII - начале VI тысячелетия до н.э. в поселке Чатал Хююк в Центральной Анатолии происходила доместикация тура, а в VI тысячелетии до н.э. разведение мелкого и крупного рогатого скота, а также свиней, встречалось уже в разных районах Анатолии.

На протяжении VII тысячелетия до н.э. сложились условия для колонизации Месопотамии. И в Загросе, и в Сирии процесс становления производящего хозяйства в это время завершился, развитие земледелия и скотоводства достигло такого уровня, который позволял успешно заселять новые районы, а быстрый рост народонаселения делал это необходимостью. В первой половине VI тысячелетия до н.э. в иракской части Северной Месопотамии к западу от Мосула появились первые раннеземледельческие поселки. На Севере Месопотамии выращивали пшеницу-однозернянку, эммер, твердую пшеницу, карликовую пшеницу и спельту. Также выращивали чечевицу и горох. Из одомашненных животных был главным образом мелкий рогатый скот, но у них был и крупный рогатый скот. Появились и одомашненные свиньи.

На рубеже VII - VI тысячелетий до н.э. появился еще один фактор ускоривший расселение ранних земледельцев - усиление засушливого климата привело к запустению некоторых прежде плотно заселенных территорий. Наиболее сильные изменения наступили в южных и центральных областях Палестины, бывших прежде одним из важнейших центров развития раннеземледельческой культуры.

Кавказ

Одним из очень ранних центров возникновения производящего хозяйства на территории нашей страны является Закавказье. Но сам процесс становления земледелия и скотоводства здесь пока не изучен, и самые ранние земледельческо-скотоводческие поселки представляют собой уже довольно развитую оседло-земледельческую культуру.

Производственное хозяйство возникло на Кавказе в период неолита в условиях тесных контактов с переднеазиатскими группами, а неолитические культуры имели синтетический облик: частично они были сформированы на местной основе, частично приняло новые черты, принесенные с юга.

«На основе поздненеолитического земледельческо-скотоводческого производческого комплекса в центральной и восточной частях Закавказья сложилась оседлая энеолитическая культура конца VI - первой половины IV тысячелетия до н.э. Исследователи разделяют ее на три локальных варианта: 1) центральнозакавказкий (в Восточной Грузии и Западном Азербайджане); 2) южнозакавказкий (в Юго-Восточном Азербайджане); 3) араратский (в Араратской долине в Армении)».

Земледелие и скотоводство было главными видами хозяйства энеолитических жителей Закавказья. Присваивающее направление хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) играли уже второстепенную роль. У закавказских земледельцев имелись почти все основные домашние животные - козы, овцы, крупный рогатый скот, свиньи и собаки.

Среди раннеземледельческого инвентаря имеются вкладышевые серпы в изогнутых роговых рукоятях и разнообразные роговые мотыги и землекопалки.

Земледельческо-скотоводческие группы Западного Кавказа, возможно, послужили одним из проводников дальнейшего распространения производящего хозяйства в южные районы Восточной Европы.

Средний Восток и Южная Азия

В один из древнейших очагов становления земледелия и скотоводства входят Западные области Ирана. На протяжении VII - VI тысячелетий до н.э. население здесь быстро росло, и отдельные группы время от времени покидали родину и отправлялись на новых плодородных земель. Их движение на север сыграло определенную роль в распространении навыков земледелия и скотоводства в Закавказье, а движение на юго-восток привело к плотному заселению еще малоосвоенных южных пределов Ирана.

Джейтунская культура VI - начала V тысячелетия до н.э. в древнейший период ее поселки концентрировались в центральных районах Южной Туркмении и в Северном Иране к западу от них. Они выращивали ячмень, мягкую карликовую пшеницу, применяя примитивное лиманное орошение. На раннем этапе их стада состояли из мелкого рогатого скота, а позднее включали и крупный рогатый скот. Имелись собаки. Со временем роль скотоводства возросла.

На стыке Индии, Афганистана, Пакистана и России еще в палеолите возникли синтетические культурные комплексы, к этим комплексам относятся поселки гиссарской культуры (пещеры Ак Купрук в северных предгорьях Гиндукуша и пещера Дарраи Кур в Бадахшане(Афганистан) неолитические поселки долины Сват (Пакистан) и Кашмира (Индия)). По своему облику эти культуры не идентичны. Эти комплексы формировались еще в мезолите. Хозяйства этик культур изучено недостаточно. Растительные остатки были обнаружены лишь в некоторых поселках Кашмира и долины Сват. В Бурзахоме и других неолитических поселках Кашмира были найдены остатки мягкой, карликовой и круглозерной пшениц, многорядного ячменя, чечевицы, гороха и, возможно, чины, появившихся здесь в начале III тысячелетия до н.э.

В Северной Индии и Северном Пакистане производящее хозяйство появилось к середине III тысячелетия до н.э. и было заимствованно у более развитых соседей, с которыми местное население поддерживало контакты.

Южная Азия, за исключением северо-восточных районов Индии, не являлась первичным очагом становления производящего хозяйства, а его распространение здесь происходило поздно. Подавляющее большинство основных ранних культурных растений Южной Азии и древнейшие домашние животные имели чужеродное происхождение.

Южный Китай, Юго-Восточная Азия и Океания

Н. И. Вавилов выделил в Юго-Восточной Азии особый «индомалайский» очаг древнейшего земледелия, а на последней вавиловской карте 1939 г. на юго-востоке Азии был помещен огромный южноазиатский центр, включавший «три подцентра: 1) Индию; 2) материковую часть Юго-Восточной Азии и южные тропические районы Китая; 3) островную часть Юго-Восточной Азии». Главными видами местной растений, сыгравшими большую роль в развитии мирового земледелия, были таро, ямс и рис.

На протяжении раннего и среднего голоцена во многих районах Юго-Восточной Азии и Южного Китая шло формирование специализированных, относительно оседлых рыболовческих обществ. Вследствие увеличения населения размеры и число поселков возросли. Это была основа для формирования здесь земледельческого образа жизни, происходившего в течение среднего голоцена. Процесс развития земледелия связан с рыболовством, поскольку рисовое питание вызывает белковое голодание, рисоводы Восточной и Юго-Восточной Азии активно занимались рыболовством.

Древнейшие из известных рисоводческих поселков обнаружены в Китае на севере провинции Чжэцзян к югу от устья Янцзы. Самый ранний из них относится к началу V тысячелетия до н.э., был открыт в Лоцзяцзяо. При его раскопках были найдены сотни зерен риса, а также кости собак, свиней.

Восточная Азия

«Восточноазиатский древнеземледельческий очаг охватывает Северный Китай, Монголию и возможно соседские районы Дальнего Востока. С этим очагом связано введение в культуру чумизы».

Процесс доместикации животных и растений в Северном Китае еще не изучен достаточно. Изучены очень архаические комплексы, послужившие основой для формирования более поздних земледельческих культур Северного Китая, в том числе и яншао. Это - поселки культур лаогуаньтай в долине р. Вэйхе (провинция Шаньси и северо-запад провинции Хэнань), цышань (юг провинции Хэбэй), пэйлиган (центр провинции Хэнань), бэйсинь (центр провинции Шаньдун). Из них культуры цышань и пэйлиган ко второй половине VI тысячелетия до н.э. В хозяйственной системе роль рыболовства и охоты была высока, но местные жители уже занимались выращиванием чумизы и разведением свиней, собак и даже кур.

У местных охотников и рыболовов рано появились одомашненные собаки. Их древнейшие останки, найденные в раковинной куче Нацусима (Япония), датируются серединой VIII тысячелетия до н.э. Однако становление комплексного земледельческо-животноводческого хозяйства происходило в материковых районах гораздо позднее, в течение IV - первой половины II тысячелетия до н.э.

Наиболее известная культура яншао локализовалась в центральной части Северного Китая. Здесь обнаружено боле 400 неолитических поселков. Они также помимо охоты занимались земледелием и разводили свиней и собак. Роль земледелия возросла. Кроме чумизы выращивали капусту и коноплю. Возможно, что в развитом неолите в Северном Китае начали культивировать разнообразные плодовые и ореховые деревья, которые в диком виде встречаются в восточных горных областях. Земледелье имело переложный характер, о чем говорят пыльцевые диаграммы, фиксирующие чередование пиков пыльцы то трав, то древесной растительности.

Европа

Существенные изменения природной среды на рубеже плейстоцена и голоцена привели к переустройству жизни древнего европейского населения. В новых условиях прежние позднепалеолитические методы хозяйства все менее себя оправдывали. Становление земледельческо-скотоводческого образа жизни в целом было связано с появлением комплексного хозяйства в Греции и на Балканах, где в его формировании определенную роль игра контакты с малоазиатскими обитателями.

Древнейшие земледельческо-скотоводческие поселки в Юго-Восточной Европе обнаружены в Греции на фессалийской равнине. Эти памятники (Аргисса-Магула, Сескло, Ахиллейон и др.) датируются концом VII - началом VI тысячелетий до н.э.

В VII тысячелетии до н.э. земледельческо-скотоводческие поселки возникли на Кипре. В ранний период здесь разводили эммер, пшеницу-однозернянку, пленчатый ячмень, чечевицу, грох, конские бобы, чину, держали одомашненных овец, коз и свиней. По-видимому, то же самое относится и к самым древним земледельческо-скотоводческим поселкам Северной Греции. Скотоводство и земледелие с самого начала имели уже развитый характер: главным культурным злаком являлся переднеазиатский эммер, а основным источником мяса являлись домашние животные, прежде всего мелкий рогатый скот, также приведенный из Передней Азии. Охота и рыболовство почти никакой роли не играли.

За исключением некоторых южных районов Италии с памятников VI - второй четверти V тысячелетия до н.э. (Торе Сабеа, Рендина, Вилладжио Леопапрди) их создатели с самого начала обладали домашним скотом, разводили пшеницу и ячмень.

Процесс перехода к земледелию и скотоводству в Западном Средиземноморье был длительным, и окончательная победа производящего хозяйства произошла здесь лишь к началу IV тысячелетия до н.э.

По археологическим данным, «начиная с VI - V тысячелетий до н.э. многие неолитические общества Европы вступили на путь классообразования. Этому способствовал рост эффективности производящего хозяйства. Ранние земледельцы Европы с самого начала выращивали комплекс растений, близкий переднеазиатскому». В него входили эммер, пшеница-однозернянка, несколько видов ячменя и бобовых. При этом в разных районах складывались свои земледельческие традиции.

Африка

Происхождение земледелия в Африке является проблемным вопросом. Н. И. Вавилов выделил здесь два основных раннеземледельческих центра. Один из них располагался вдоль побережья Северной Африки и входил в более широкий средиземноморский очаг древнего земледелия. Другой включал много эндемичных видов культурной флоры. Делалось еще много попыток разделить ее на центры происхождения земледелия и пришли к выводу, что все же позволяется выделить внутренние более мелкие подразделения происхождения земледелия. Одна из последних попыток такого рода принадлежит С. Н. Бахаревой. Дж. Хэрлан и его коллеги также пишут о трех разных природных зонах с тремя своеобразными комплексами растений: 1) лесостепь Западной Африки; 2) горные области Эфиопии и частично Восточной Африки; 3) африканская саванна, протянувшаяся от Западной Африки до Нила. Однако до сих пор в истории развития древнейшего земледелия в Африке много пробелов. «Переход к земледелию и скотоводству совершился не внезапно, а занял несколько тысячелетий».

«Большую роль в земледелии Восточной Африки играет дагусса. Этот злак отличается морозоустойчивостью и может расти в горах, достигая отметки 2800 м. Ареал его первичной доместикации располагается где-то в горах от Эфиопии до Уганды». Остальные африканские злаки имеют чисто локальное значение. По мнению французского ботаника Портера, культурный африканский рис происходит от местного дикого. Первичный цент его культивации лежал во внутренней дельте р. Нигер, а возникшие позднее два вторичных в долине р. Гамбия и в горах Гвинея.

Дикая росичка встречается во многих районах саванны от Западной Африки до Эритреи, но зона ее культивации тяготеет к Западной Африке. По предположению Портера, культивация росички тонкой началась во внутренней дельте р. Нигер. Во многих степных районах Западной Африки растет дикая ветвянка, зерна которой в голодные годы местное население использует в пищу. Определенную роль в местном земледелии играют местные бобовые, главные из которых - вигна, воандзея и лобия. В Африке были введены в культуру несколько клубнеплодов, главный из которых - ямс. Сейчас ямс выращивают в основном в Западной Африке от центральных районов Кот-д` Ивуара до гор Камеруна. Предполагается, что именно здесь в лесостепной зоне он и был когда-то культивирован.

Картографирование данных показывает, что наибольшее число местных африканских растений могло быть введено в культуру в двух основных регионах: 1) в саванне и на окраинах лесной полосы в Западной Африке; 2) в Эфиопии и соседних районах Уганды и Кении. С промежуточной зоной, протянувшейся ныне от оз. Чад до среднего течения Нила, следует связывать раннюю культивацию одних из самых важных африканских злаков - сорго и жемчужного проса.

В Африке имелись природные предпосылки для перехода к производящему хозяйству. Однако развитие первобытного хозяйства в первобытной Африке отличалось большой сложностью, и в нем не редко участвовали не только местные, но и пришлые группы населения. Ранее всего переход к более развитым формам хозяйственной деятельности фиксируется в Южном Египте.

В настоящее время одни из самых ранних данных о производящем хозяйстве в Африке происходит из Нижнего Египта, где немецкие исследователи при раскопках поселка Меримде в самом раннем слое обнаружили остатки культурных растений: эммера, ячменя и бобовых, а также здесь зафиксировали и мягкую пшеницу. Ранние обитатели Меримде держали крупный и мелкий рогатый скот и, видимо, свиней.

В начале голоцена особая культурная общность сложилась в египетских оазисах (Сива, Харга, Дахла, Набта Плайя, плато Гильф эль-Кебер и пр.) лежащих к западу от Нила. Со временем в некоторых оазисах роль собирательства возросла, стоянки стили более крупные и более долговременные, возможно ужа начавшие переходить к производящему хозяйству. Особенно отличаются поселки Набта Плайя от всех предшествовавших земледелием. В одном из поселков датированном концом VII тысячелетия до н.э. обнаружены зерна многорядного ячменя. А. Готье предполагает, что здесь как в раннем неолите, так и в предшествующее время могли разводить крупный рогатый скот. В среднем неолите, во второй половине VI - первой половине V тысячелетия до н.э., роль производящего хозяйства в Набта Плайя увеличилась. Постепенно скотоводство приняло отгонный характер, о чем говорят находки отдельных очагов, разбросанные в пустыне вдали от оазисов. В среднем неолите остатки домашних животных начали встречаться в разных местах Южного Египта: они есть в оазисе Харга и на плато Гильф эль-Кебир.

В неолите можно выделить три скотоводческие области Северной Африки и Сахары в зависимости от соотношения видов домашних животных. В Магрибе преобладали овцы, но со временем росла роль крупного рогатого скота. В Северо-Восточной Африке разводили преимущественно крупный рогатый скот и овец, а козы встречались реже. В Западной Африке скотоводство основывалось на крупном рогатом скоте, второе место после которого занимали козы.

Все исследователи считают, что мелкий рогатый скот попал в Африку извне. А крупный рогатый скот, считают некоторые специалисты, возможно, был доместицирован в самой Сахаре. Еще сложнее вопрос о соотношении экзогенных и эндогенных факторов в становлении производящего хозяйства в Африке. И сейчас имеются защитники старой теории зрения о том, что его зарождение было связанно с какими-то внешними импульсами. По другой гипотезе (Ж. Кан, Б. Габриэль, Б. Брентьес), древнейшие земледельцы были сахарские негроидные группы, а скотоводство появилось вместе с пришлыми европеоидами. Имеются и иные точки зрения.

Америка

«В Америке в глубокой древности сложились своеобразные земледельческие центры, основанные на разведении местных растений». «Америка обладала огромным потенциалом растительных ресурсов, имевших важное значение для развития первобытного хозяйства, в том числе земледельческого». Помимо маиса древние земледельцы Америки выращивали другие зерновые растения более ограниченного значения. Это несколько видов амаранта, или щирицы, и хлебные виды мари. Одним из важнейших растений являлись тыквенные, а также клубневые растения - картофель, ульюко, ока, анью. Как предполагали Н.И. Вавилов и некоторые другие авторы, основные очаги доместикации растений располагались в Латинской Америке от Мексики до Северного Чили и Северной Аргентины. Доместикация происходила как в горах, так и в низменностях. Но набор культурных растений, выделенных в горах, был на много богаче, чем в низменностях.

Одним из древнейших очагов становления земледелия в Новом Свете была Мезоамерика. Переход от плейстоцена к голоцену положил начало формирования современных природных условий. Начиная с VII тысячелетия до н.э. горных районах Мезоамерики началось развитие культурной традиции, связанной с интенсивным собирательством диких растений. В русле этой культурной традиции в горах Мезоамерики и началось становление земледелия.

Наиболее полно этот процесс изучен в долине Теуакана. В качестве зернового растения обитатели этой долины использовали амарант. Его зерна регулярно встречались здесь начиная с VI тысячелетия до н.э. На ранних этапах большую роль в хозяйстве местного населения играло просяное растение - щетинник. Его остатки встречались на памятниках VII - первой половины IV тысячелетия до н.э. Также в этой долине известны остатки перца обыкновенного со второй половины VI тысячелетия до н.э. Использовались и плодовые деревья авокадо, самые древнейшие находки которых, датируются VII - VI тысячелетиями до н.э.

Раньше всего, на протяжении VIII - VI тысячелетий до н.э., выращивание растений началось в горах Южной Мексики, где появился древнейший культурный маис, а с ним и тыква обыкновенная и тыква горлянка. Позднее здесь были выведении и многие другие культурные растения.

Соединенные Штаты Америки

Здесь выделяется два особых региона, в которых шло становление производящего хозяйства. Один из них располагается в юго-западных районах США, в штатах Аризона и Нью-Мексико, иногда охватывая некоторые соседние участки штатов Калифорния, Юта, Колорадо и Техас. Второй включал всю восточную часть США вплоть до долины Миссисипи. В первом регионе земледелие складывалось в условиях тесных контактов с мексиканскими обществами. Во втором становление земледелия происходило в условиях доместикации местных растений, и влияние из Мезоамерики вначале большой роли не играло.

В VIII - VII тысячелетиях до н.э. благодаря природным условиям и климату в восточных районах Большого Бассейна, где еще в раннем голоцене возникла хозяйственная система, основанная на собирательстве съедобных растений, появились каменные зернотерки. В западных, более влажных районах Большого Бассейна, хозяйственная деятельность была более разнообразной. На протяжении VII - первой половины VI тысячелетия до н.э. зернотерки и куранты распространились по центральны долинам и на побережье Калифорнии. Это было зачатками производящего хозяйства, которое появилось в США в более позднее время.

Южная Америка

Южная Америка является одной из наименее изученных в ботаническом и археологическом отношении областей первичной доместикации. Найдены древнейшие растительные остатки в районе Аякучо происходят из слоев VI - первой половины V тысячелетия до н.э. В это время на стоянках сезона дождей впервые появляются терочники. Остатки флоры представлены тыквой горлянкой, древесной тыквой и ачиоте. Были обнаружены также остатки перца.

В целом производящее хозяйство в Южной Америке складывается в более позднее время.

Заключение

В своей работе я сделала анализ вопроса о возникновении производящего хозяйства; его историографию; выделила основные проблемы и проследила процесс зарождения и становления производящего хозяйства.

Истоки производящего хозяйства лежат в хозяйстве присваивающего типа. Процесс становления производящего хозяйства зарождается в палеолите и продолжается в мезолите и неолите. Исследования археологов помогают выявить основные этапы этого процесса. Этнография дает материал для моделирования социальной структуры на разных уровнях развития общества, в различных общественно-исторических и естественно-географических условиях. Она помогает понять, что происходит при этом внутри общины. Данные этнографии и археологии позволяют осветить более полно одну из величайших революций в истории человечества, которая начинается едва заметными сдвигами в хозяйственной деятельности первобытных охотников, рыболовов и собирателей, а завершается коренным преобразованием всей общественно-экономической структуры.

Хозяйственные и социальные сдвиги, связанные с возникновением земледелия и скотоводства, произошли в Передней Азии относительно быстро и полностью изменили жизнь местных обществ. Основные из этих изменений заключались в переходе к оседлости, возникновении более многочисленных и более крупных поселков с прочной глинобитной архитектурой, появлении новых технических приемов в связи с развитием домашних производств и зарождением ремесла, обогащением материальной культуры и значительным усилением обмена. Также на этой основе сложились предпосылки для развития социальной дифференциации.

Литература

1.Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства, Москва 1989 г.;

.Кларк Дж.Д. Доисторическая Африка, Москва 1977 г.;

.Массон В.М. Первые цивилизации, Ленинград 1989 г.;

.Андрианов Б.В. Земледелие наших предков, Москва 1978 г.;

.Кабо В.Р. Первобытная доземледельческая община, Москва 1986 г.;

.Вавилов Н.И. Избранные сочинения, Москва 1966 г.;

.Боголюбский С. Н. Происхождение и преобразование домашних животных, Москва, 1959 г.;

.Нора Молони Археология, Москва 1996 г.

Похожие работы на - История изучения вопроса возникновения производящего хозяйства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!