Биография и деятельность Зая-Пандиты

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,27 Мб
  • Опубликовано:
    2012-05-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Биография и деятельность Зая-Пандиты

План

1.      Детство и учеба

.        Распространение буддизма

.        Создание «ясного письма»

.        Литературная деятельность

.        Просветительская и дипломатическая деятельность

Заключение

Список литературы

Приложение

1.      Детство и учеба

Зая-Пандита или Зая-Пандита <#"562198.files/image001.gif">











Зая Пандита был одним из лучших знатоков буддийского учения: недаром он входил в число избранных лиц, особо приближенных к Далай-ламе и в довольно молодом возрасте был удостоен высших ученых степеней и званий и стал ламой-наставником одновременно двух факультетов - Цобзапа и Kaи-бы. Здесь необходимо внести некоторую ясность в отношении терминов, касающихся буддийских ученых степеней и религиозных званий.

Профессор Шилэгшш Норбо в комментариях к своей книге «Зая Пандита», даст следующие пояснения:

Лама (совершенно чистый - тибет.) - человек, следующий буддийским заповедям и ставший монахом.

Рабджав (рабджамба) - (превосходный, выделившийся среди других, отличный ученый - тибет.) - высшая ученая степень, нрисваемая духовным лицам. Синоним этого слова - гешс. Рабджавы, в зависимости от формы сдачи экзаменов на получение ученой степени, подразделялись на лхарамб, цзорамб, дорамб, шатарамб, габчу.

Пандита. Так в Древней Индии назывались ученые мужи, прошедшие обучение при храмах и овладевшие «пятью науками» в традиционной классификации.

Зая - (победоносный - санскрит) - эпитет буддийских царей, архатов.

Истории известно несколько Зая Пандит, одним из которых был, например, Зая Пандита Халхаский Лувсанпрэнлэй (1642 - 1715), который написал на тибетском языке много томов сочинений по различным разделам буддизма. Крупнейшим из них является четырехтомное сочинение «Запись глубоких, священных книг, прослушанных хувраком Лувсан-прэмлэсм, так называемое «Ясное зеркало» (1668 - 1702). Это сочинение содержит материал по истории религии, науки и литературе Индии, Тибета и Монголии. Этот выдающийся лама написал автобиографию (1680) и биография Халхаского Тушэту-хана.

Таким образом, Зая Пандита - это не имя, но титул, ученая степень, почетное звание буддийского монаха высокой учености.

Зая Пандита Ойратский имел много почетных званий, таких как: богдо хутугга (мудрый перерожденец), гэгэн (Его святейшество), рабждамба-цорджи, цэцэн-цорджи - (мудрый порджи), царь драконов (благодаря которому идет дождь знаний) и другие. Монашеское имя Зая Пандиты Ойратского - Намкай Джамцо (Небесный океан - тибет.) и на его родном языке звучит как Окторгуйн Далай, светское же его имя было Бархавг.

2. Распространение буддизма

Окторгуйн Далай Зая Пандита Ойратский, став одним из самых образованных людей своего времени, но совету иерархов буддийской религии, через много лет вернулся на родину, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное».

Зая Пандиту Ойратского называют Учителем потому, что он донес до своего родного народа драгоценное учение, подаренное всему человечеству самим Буддой.

Ойраты, как и все монголы, изначально поклонялись Вечно Синему Небу (Тенгри) и Матери-земле (Этуген), т.е. были язычниками, приверженцами, так называемой, «черной веры». Они разделяли всю вселенную натри зоны: небо - мир небожителей, поверхность земли - средний мир и мир мертвых - нижний мир.

июня 2006 года весь цивилизованный мир отметил 2550-летие ухода в Махапараиирвану того, кто указал всем живым существам Путь к спасению. Им был Будда Шакья-муни.

Выдающийся тибетский ученый, историк буддизма XIV века Будон, отмечая заслуги Учителя, писал: «Хотя деяния Будды так многочисленны, что являются непостижимыми для нашего ума, все же, имея в виду тех, кто требует определенного числа, и, для того, чтобы исследовать более близко основные достижения Будды, сведующис (обычно) упоминают Двенадцать деяний.

С Тибета буддизм пришел к монголам, в том числе и к западным - ойратам.

Человеком, с именем которого связано это великое событие в жизни нашего народа, был Опурхуйип Далай Зая Пан-дита Ойратский. Ему удалось добиться того, что в течение короткого срока буддизм утвердился в ойратской среде. Во многом этому способствовало то, что Зая Пандита, благодаря своей просвещенности, глубоким знаниям и замечательным человеческим качествам пользовался большим уважением среди высшего общества монголо-ойратского народа.

Зая Пандита хорошо знал и был близко знаком со многими вождями ойрат-монголов, в том числе: с Очирту тайджи, Тайсун ханом, Абалаем, Засакту ханом, Кундулен Убаши, Цс-цсн ханом, Гомбо Йельдснгом, Лубзанг Сапджином, Кирсан-том, Укури тайджи, Галданом, Дайчином тор!утским, Tapiyn Эрдени хуи тайджи, Гуши Помын ханом, Батур хун тайджи, Галдамой, Сономсутасм, Сснге, Цукером, Аюкой, Цаганом, Данджином, Солтан тайджи хойтским, «Лабай зайсангом, дербетом Хошучием, Цокто дербетским, Ламджабом и многими молодыми знатными князьями, которые подносили ему подарки».

Более двадцати лет, практически всю оставшуюся часть жизни, Зая Пандита провел в дороге, в пути, распространяя свет Учения и приобщая своих соплеменников к высшим ценностям буддизма.

«Посеяв семена добрых дел, он (Зая пандита) производил дождь высокого учения (Будды) и тем поливал засохшую почву душ невежд, которая стала производить обильные плоды добрых дел».

Зая Пандите пришлось очень много передвигаться по огромной территории, где проживали тогда ойрат-калмыки. Дважды он побывал у своих соплеменников на Волге.

. Создание «ясного письма»

На нашей планете существуют свыше пяти тысячи языков и всего лишь несколько сот видов письменности. Как видно, не каждый народ сумел создать свою национальную систему грамоты, что свидетельствует не только о необычайной сложности, но и об особой уникальности этого феномена.

Истории известно очень мало имен создателей национальной письменности. Еще реже случаи, когда ими являлись представители самой нации. Одним из таких выдающихся личностей, подаривших своим соплеменникам возможность чтения на родном языке, был создатель «Тодо бичиг» (ясное письмо) Огторгуйп Далай Зая Пандита Ойратский.

Исторически сложилось так, что долгое время именно религиозные центры одновременно были также центрами образования и просвещения. Так было и на западе, и на востоке, так было и в ойратской среде.

В результате распада монгольской империи ойратский диалект, уже в XIII в. несколько отличавшийся от других монгольских диалектов, дал начало процессу образования ойратского (калмыцкого) языка, который сложился на основе диалектов различных монгольских племен, вошедших в состав ойратов. Обогащение словарного состава ойратского языка происходило также за счет общения ойратов с другими племенами и народностями.

«Зимою в год Мыши (1648) составил калмыкскую азбуку, совершил обряд Цаган Сара, объяснив "Бодимур", "Пачой", "Бучой" и многие глубокие учения и тем содействовал к распространению буддизма».

«Как бы отвечая новым потребностям и национальному самосознанию ойратов, - писал академик Б. Я. Владимирцов, - представитель одного из ойратских племен - хошоутов Зая-Пандита, получивший солидное образование в Тибете, изобрел в 1648 году особый ойратский алфавит, основанный на общемонгольском, и установил правила новой орфографии, руководствуясь главным образом этимологическим принципом правописания. Еще большая заслуга Зая-Пандиты заключается в том, что им был определен и установлен литературный язык ойратов.

В книге «Соединение букв» Зая Пандита называет цель составления «Ясного письма»: «Очирту-тайджи и Аблай-тайджи повелели мне: чтобы содействовать благу всех монгольских племен, без путаницы выдели порознь буквы, имеющие во многом одинаковый облик! Улучши монгольский алфавит, сделав его ясным!».

Письменность, созданная Зая Пандитой, была настолько популярной, что ею пользовались не только сами ойраты, но и другие народы Центральной и Средней Азии. «Тодо бичиг» (ясное письмо) - одно из удивительных явлений письменной культуры. На нем записаны многие главы героических эпосов "Гэсэр" и "Джангар", ойратские (калмыцкие) версии древнеиндийской "Рамаяны", сборники индийских сказок "Панчатантра", "Сидциту кюр", отдельные главы китайского романа "Си юй-цзы", тексты буддийской канонической энциклопедии "Ганджур" и "Данджур" и многие другие памятники устной и письменной литературы народов Центральной Азии.

За более чем 350-летнюю историю существования письменность «тодо бичиг» испытала взлеты и падения, расцвет и упадок. Па ней осуществлялась официальная переписка калмыцких тайшсй и ханов с российскими царями и административными органами еще с XVII в.; издавались первые калмыцкие газеты, учебники, словари; калмыки пользовались своей письменностью вплоть до 1925 года.

Немало калмыцких рукописей сохранилось в рукописных фондах научных учреждений Санкт-Петербурга и в библиотеке Казанского государственного университета. Много документов, написанных на зая-нандитском алфавите, хранится в Центральном государственном архиве Республики Калмыкия.

В архиве Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН хранится около 400 рукописей, переведенных на калмыцкий язык. Они имеются и в библиотеке Академии наук МНР. В Западной Германии немецкий ученый В. Хэйсиг обнаружил около 150 калмыцких рукописей, относящихся к XVII - XVIII вв.

Рукописные фонды памятников на «тодо бичиг» сосредоточены в книгохранилищах Монголии, Внутренней Монголии и Синьцзяиа (Китай), России, Австрии, Германии, Венгрии, США и насчитывают но неуточненным данным свыше двух тысяч экземпляров

4. Литературная деятельность

Огторгуйн Далай, как известно, не только создал новое письмо, но и по сути создал новый ойратский литературный язык. Для этого ему пришлось проделать титаническую работу по переводу многих буддийских канонических текстов. Это было связано с громадными трудностями, так как нужно было адекватно перевести сложнейшие философские буддийские трактаты, что требовало разработку научного лексического аппарата и методики перевода, введение огромного количества терминов по философии, астрологии, медицине и т.д. Также им было написано большое количество оригинальных произведений. Конечно же, он не был одинок в своих устремлениях, его окружали многие ученики и последователи, в числе которых был, как мы знаем, и Ратнабадра - будущий биограф Зая Пандиты.

Зая-Пандита перевел с тибетского языка на ойрат-монгольский свыше 170 буддийских махаянистских сочинений, тантрических сочинений и шастр. В том числе: Буддийские сутры: «Алтан гэрэл» («Золотой блеск»), «Дорджи-джодба» («Алмазная сутра»), «Тарбачинбо» («Великий освободитель») и др.Буддистские литературные произведения: сказания, истории, жизнеописания выдающихся деятелей, например «История Миларайбы», волшебные сказания и др. Поучения: Субашид» Философия и логика: «Светлое зерцало», «Похвальное слово учению о причинах и следствиях». И др.Медицина: «Заклинания, облегчающие болезни», «Рвотное средство». Астрономия: «Ответы, касающиеся астрологии, «Сто воззрений на астрологию», «Знаки звезд и планет». Языкознание: «Необходимо нужное», «Сокровищница слов», «Объяснение иносказаний». География: «Свойства земли».

Из книг главные:

Итегель

Итегелин кутулбури

Тарбачэнбо

Палдзаракша

Олдзэй дабхур

Олдзэй бутуксэн

Бадзар бидаранайн токтол Биягийн дзурэкэн Нигуца хурангуйн ускэл.

Зая-Пандита ко всем этим переведенным буддийским религиозным сочинениям написал стихотворные колофоны.

6.      Просветительская и дипломатическая деятельность

Об огромном влиянии просветительской деятельности Зая Пандиты на общественное сознание калмыцкого народа можно судить по одному из пунктов Токталов (законов) хана Дондок Даши: «Если сыновья знатных людей не будут обучаться монгольской грамоте, то с отцов таковых взыскивать по трехгодовалой лошади, сыновей же отдавать для обучения учителю; с многих известных людей (взыскивать) по трехгодовалому барану, а с (людей) низкого звания брать по пятнадцать копеек, и детей их отдавать, по прежнему, для обучения учителю. Если (чей-либо) сын не будет учиться до пятнадцати лет, то таковых штрафовать».

Глубоко символично, что этот первый в мировой педагогической практике закон о всеобщей грамотности связан с именем Зая Пандиты Ойратского.

Первый пункт законов, принятых на съезде монголо-ойратской аристократии, провозглашал о ненападении и коллективном наказании агрессора. Это был первый зафиксированный в истории Пакт о ненападении и коллективной безопасности. Примечательно, что в его разработке и принятии активно участвовали Зая Пандита Ойратский и другие видные представители самой миролюбивой религии - буддизма.

Заключение

Личность Зая Пандиты Ойратского еще при его жизни стала легендарной. Он пользовался непререкаемым авторитетом у всех слоев населения монголоязычного мира. Не случайно после его кончины Далай лама сказал: "Вы, ученики, отправившись в Монголию, соорудите статую покойника в локоть из чистого серебра для оказывания постоянного почтения ".

Действительно, из трехсот лап серебра соорудили статую (Зая пандиты). Художники, которым поручено было ее строить, Муки Дхарма Амшинг Дзэйдана и прочие, всего шестнадцать непальцев. Это сооружение продолжалось два месяца под надзором ламы Гуманг габцу, Келемурчи, Дайчин Нансо, Эрке Уйзанг Наисо лама и Лобзал Гэндун гелюнга.

Пепел и другие необходимые вещи отпустили из казны (Далай ламы). Мощи Будды и других святых, платье Зунка-вы и других святых, волосы Далай ламы и других святых, радужный рилу (шарик) и разные другие токтол тарни (разные изречения), Бадзарсадо и другие изречения пожаловал Далай лама. Все эти вещи, собрания разных тарний положили внутрь статуи, и в счастливый день среднего летнего месяца в год Зайца (1663) освятили ее. По приказанию Далай ламы эта статуя оставлена была при нем на трое суток. При этом случае сочинена была молитва "Дэду цаган оки", состоящая из семи шлаков, и дана ученикам покойника.

Глубоко символично, что замечательный памятник великому Огтургуйн Далаю Зая Пандите Ойратскому воздвигнут около учебных корпусов Калмыцкого государственного университета. Говоря пушкинским языком, он был и навсегда останется «нашим первым университетом».

Список литературы

1.      Авляев Т. Зая-Пандита и его время.//Хальмг унн за 25. 07.2004г.

.        Википедия.

.        Калмыцкий букварь. /Сост. Нармаев А. и Очиров Н. Элиста, 1994

.        Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники. Элиста, 2003.

.        Санджиев А.Б. О`Далай Зая Пандита Ойратский. Элиста, 2007

Приложение Примеры написания букв и слов «ясного письма»




























Похожие работы на - Биография и деятельность Зая-Пандиты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!