Кредитная система: структура и механизм функционирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    93,88 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кредитная система: структура и механизм функционирования

1. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: ЕЁ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

1.1 Сущность кредитно-банковской системы

Сущность кредитно-банковской системы обращена к ее специфическим свойствам, проявляется через тесное взаимодействие элементов, взаимодействие с внешней средой посредством выполнения своих функций, ее архитектуре. Однако сущность кредитно-банковской системы первична по отношению к своим функциям. Функции вытекают из сущности кредитно-банковской системы. Сущность кредитно-банковской системы определяется признаками, которые отличают ее от других систем, а именно, она является: искусственной системой, являясь результатом жизнедеятельности человека; большой системой, которая включает в себя множество элементов; сложной системой, в которой прослеживается огромное количество связей и взаимодействий; управляемой системой; иерархической системой, где присутствует несколько уровней; динамической, обладающей свойством саморазвития целенаправленной системой; по способу взаимодействия с внешней средой - открытой системой. [8, 34]

Сущность кредитно-банковской системы обращена к ее специфике, внутреннее содержание которой раскрывается через формы ее проявления, т.е. через ее функции. Кредитно-банковская система, как и любая система, наделена определенным набором функций, посредством выполнения которых происходит функционирование системы как целостной организации. Однако сущность кредитно-банковской системы не может быть сведена лишь к совокупности ее свойств и отношений, а именно к функциональным формам ее проявления. Функции производны от сущности кредитно-банковской системы, «которая обращена не только к сущности частного, составляющих элементов, но и к их взаимодействию»[9, 12].

Существенным условием включения клиентов банка, в качестве элементов банковской системы является юридическое закрепление их отношений банком, что определяется письменным договором (договор банковского счета, кредитный договор и др.). Именно в случае юридического закрепления отношений, когда клиенты банка вовлекаются в банковский процесс, они становятся полноценными элементами банковской системы. Клиенты банка могут выступать в качестве вкладчиков и заемщиков, а также в качестве домохозяйств (население), предприятий, организаций и фирм различных форм собственности (в т.ч. финансовых институтов).

Кредитно-банковская система может успешно развиваться только при тесном взаимодействии элементов системы, к числу которых относят и банковскую инфраструктуру, включающую блоки: информационного обеспечения; научно-методического обеспечения; технологического обеспечения (состоит из технических устройств, механизмов и систем поддержки банковского процесса); кадрового обеспечения, нормативно-правовой базы, рынка банковских услуг.











Рисунок 1.1 Банковская инфраструктура

Кредитно-банковская система, являясь динамической, находится в постоянном движении, и клиенты банка, как составные элементы банковской системы, отражают такую динамику. Новые клиенты заключают договора на банковское обслуживание, включаясь, таким образом, во взаимодействие с другими элементами банковской системы, другие клиенты в силу определенных обстоятельств перестают обслуживаться в банках. В периоды экономических спадов часть клиентов банка в силу объективных причин терпят убытки, объявляют банкротство, ликвидируются. Наоборот, в периоды подъема, деятельность экономических субъектов расширяется, открываются новые предприятия и организации, кредитно-банковская системы обретает новых клиентов.

Кредитно-банковская система, выступая в качестве посредника между клиентами, у которых образовался избыток денежных ресурсов и теми, у которых их временный дефицит, перераспределяет ресурсы в пользу последних, стимулируя, таким образом, деятельность экономических субъектов. Клиенты банка выступают в качестве вкладчиков и заемщиков, являясь основным источником формирования активов и пассивов банковской системы, участвуют в процессе деятельности банков. Теоретически, без клиентов, банковская система способна функционировать лишь в рамках капитальной базы и недепозитных источников формирования пассивов банковской системы, однако здесь возникают трудности с размещением денежных средств в отсутствии заемщиков. Таким образом, без клиентов банковская система не может функционировать и развиваться в традиционном понимании ведения банковского дела, соответственно - существовать.

Банковская система каждого государства имеет свои особенности, однако общим является выполнение свойственных именно банковской системе функций и сложившаяся институциональная модель национальной банковской системы зависит от исторических, политических, социально-экономических и культурных особенностей страны.

.2 Структура кредитно-банковской системы

В большинстве стран кредитно-банковская система представлена тремя уровнями: центральным (национальным) банком, коммерческими банками и специализированными кредитно-финансовыми учреждениями (страховые, ипотечные, сберегательные и т.д.).

Рисунок 1.2.- Структура кредитно-банковской системы

Центральный банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего кредитного органа системы. Центральный банк не ведет операций с деловыми фирмами или населением, его клиентура - коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации, которым он предоставляет разнообразные услуги. Основные функции центрального банка:

• эмиссия кредитных денег (банкнот);

• оказание разнообразных услуг для банков и других кредитных учреждений;

• выполнение функций финансового агента правительства;

• хранение централизованного золотого и валютного запаса;

• проведение мероприятий денежно-кредитной политики.

Центральный банк обладает монопольным правом выпуска банкнот в стране. Банкноты служат единственным законным платежным средством, обязательным к приему в оплату долгов. (Банкнотами можно погасить долг на любую сумму, что касается монет, то их прием в оплату долга ограничен определенной суммой.) Банкнотный «фундамент» поддерживает огромную надстройку денег безналичного оборота, хранящихся в виде остатков на банковских счетах. Несмотря на то что «базовые деньги» составляют относительно небольшую часть денежной массы, это исключительно важная часть запаса денег в хозяйстве.

Центральный банк - это «банк банков». Центральный банк в своей деятельности не преследует цели получения прибыли. Он не конкурирует с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями на финансовых рынках. Его главная цель - обеспечить бесперебойное снабжение хозяйства платежными средствами (иначе говоря - обеспечить необходимый уровень ликвидности), наладить систему расчетов, контролировать работу рядовых банков.

Центральный банк выполняет роль «кредитора в последней инстанции» для коммерческих банков и других кредитных учреждений. Он предоставляет краткосрочные кредиты для восполнения временной нехватки ликвидных средств, взимая с заемщиков учетную ставку. Как правило, эти кредиты должны быть обеспечены торговыми векселями, государственными ценными бумагами или собственными долговыми обязательствами банков.

Наконец, важная обязанность центральных банков - контроль за деятельностью кредитных учреждений с целью предотвратить злоупотребления, обеспечить стабильную работу и снизить риск банкротства. В этой своей функции центральный банк работает в тесном контакте с другими государственными контрольными органами.

Центральный банк-главный банкир и финансовый консультант правительства:

• ведет счета правительственных учреждений и ведомств, аккумулирует налоги и другие поступления и осуществляет платежи по поручению казначейства;

• проводит операции по эмиссии и размещению на рынке новых выпусков государственных займов;

• предоставляет прямой кассовый кредит по просьбе правительства;

• покупает государственные ценные бумаги для собственного портфеля;

• выступает советником правительства и других государственных органов по финансовым и общеэкономическим вопросам.

Центральный банк хранит золотовалютные резервы страны. В условиях существования золотого стандарта металлический запас эмиссионного банка был гарантийным фондом обеспечения денег. Наличие обязательного золотого покрытия в определенном проценте к сумме выпущенных банкнот позволяло жестко контролировать выпуск наличных денег. После отмены большинством стран золотого стандарта в 30-х годах XX в. металлический запас перестал играть роль ограничителя эмиссии, а начал использоваться как гарантийно-страховой фонд международных платежей. Кроме благородных металлов центральный банк хранит крупные запасы в иностранных валютах для поддержания внешнего курса своей валюты с помощью интервенций на валютном рынке.

Второй важнейший структурный уровень кредитно-банковской системы составляют коммерческие банки. Они представляют собой главные «нервные» центры кредитно-банковской системы.

Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Финансовые посредники выполняют, таким образом, важную народно-хозяйственную функцию, обеспечивая обществу механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала.

Важнейшие функции коммерческих банков:

• аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

• кредитование предприятий, организаций, государства и населения;

• организация и осуществление расчетов в хозяйстве;

• учет векселей и операций с ними;

• операции с ценными бумагами;

• хранение финансовых и материальных ценностей;

• управление имуществом клиентов по доверенности (трастовые операции).

Коммерческие банки - многофункциональные учреждения, оперирующие в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный комплекс финансового обслуживания; включая кредиты, прием депозитов, расчеты и т.д. Этим они отличаются от специализированных финансовых учреждений, которые обладают ограниченными функциями.

Особое распространение сегодня получили специализированные кредитно-финансовые учреждения. К ним относятся сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды, финансовые и инвестиционные компании.

Сберегательные учреждения (взаимно-сберегательные банки, ссуд-но-сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства.

Относительно недепозитных учреждений следует отметить, что они отличаются большей специализацией.

Страховые компании продают аннуитеты, или права на получение крупной суммы в конце определенного срока. Приток денежных средств в форме страховых премий и доходов от активных операций, как правило, намного превышает ежегодные выплаты держателям полисов. В настоящее время это один из каналов аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Обладая крупными и устойчивыми ресурсами, страховые компании вкладывают их в ценные бумаги с фиксированными сроками (главным образом - на финансирование промышленности, транспорта и жилые строения).

Пенсионные фонды также стали важной институциональной группой на рынке капиталов. Располагая устойчивым пулом сбережений, они вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, таким образом, осуществляя, как правило, долгосрочное финансирование экономики.

Финансовые компании специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче коммерческих ссуд. Источником средств служат собственные краткосрочные обязательства, размещаемые на рынке, а также кредиты коммерческих банков.

Инвестиционные компании продают, как правило, собственные акции и на вырученные деньги приобретают рыночные ценные бумаги, главным образом акции. Тем самым достигается распределение риска и повышается ликвидность инвестируемых средств. Инвестиционные компании выполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере.

кредитный банковский денежный

2. ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

2.1 Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика - совокупность мер, проводимых центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микро уровне.

Центральный банк, воздействуя на объем и структуру денежного предложения, может тем самым влиять на деловую активность, что находит отражение в основных макроэкономических показателях. В зависимости от целей, центральный банк разрабатывает стратегию и тактику денежно-кредитной политики, определяя, кроме основных, промежуточные и операционные цели, а также инструменты воздействия на денежную массу.

Стратегия кредитно-денежной политики может 3 видов:

Рисунок 2.1.- Вертикальная кривая денежного предложения

.       
Гибкая кредитно-денежная политика. Эта стратегия соответствует тактической цели поддержания количества денег, находящихся в обращении, неизменным.

Рисунок 2.2. -Горизонтальная кривая предложения денег.

2.      Поставленная тактическая задача - сохранение номинальной процентной ставки на определённом уровне.

Рисунок 2.3.- Наклонная кривая денежного предложения.

В этом случае Центральный банк реагирует на увеличение спроса на деньги и несколько увеличивает их предложение, в этом случае номинальная процентная ставка растёт, но на меньшую величину, чем при существовавшем денежном предложении.

Следует отметить, что выбор одной из трёх стратегий обуславливается политическими, экономическими, историческими причинами и ещё одно - кредитно-денежная политика воздействует на экономическую ситуации в комплексе различных методов регулирования экономики, т.е. никакой отдельный метод не может быть избран как универсальный, а нужно исследовать эффективность комбинаций различных инструментов макроэкономического регулирования.

Денежно-кредитная политика состоит в контролировании центральным банком предложения денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Денежно-кредитная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче ссуд[10, 382].

Денежная масса является основным фактором, определяющим уровень цен, кроме того, денежная масса также играет значительную роль в определении реального уровня производства и занятости в экономике. Центральный банк имеет возможность влиять на денежную массу, основные цели, которым придается приоритетное значение при разработке денежно-кредитной политики -высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность ставки процента, стабильность на финансовом рынке и стабильность валютного курса. Некоторые цели согласуются друг с другом: высокий уровень занятости и экономический рост, стабильность ставки процента и стабильность на финансовом рынке. Задача поддержания стабильного уровня цен часто противоречит задаче поддержания стабильной ставки процента к высокому уровню занятости в краткосрочном периоде. На фоне экономического роста и снижения уровня безработицы, инфляция и ставка процента может увеличиваться. В случае если центральный банк будет пытаться предотвратить рост ставки процента, путем покупки облигаций, повышая их цену и таким образом вынуждая ставку процента понижаться, то такая операция на открытом рынке увеличит и предложение денег, что стимулирует инфляцию. Если центральный банк приостановит рост предложения денег, чтобы предотвратить инфляцию, то в краткосрочном периоде и ставка процента, и уровень безработицы могут повыситься. Таким образом, существует проблема конфликта целей, что ставит центральный банк перед трудным выбором.

Желая достичь определенных целей, таких как стабильность цен или высокий уровень занятости, центральный банк не может непосредственно и немедленно повлиять на них. Стратегия центрального банка состоит в том, что после выбора конечных целевых значений, определяется набор целевых показателей, непосредственно влияющих на уровень занятости или уровень цен, которые называют промежуточными целями. В их качестве могут выступать, например, денежные агрегаты (M1, М2, М3), ставка процента (кратко или долгосрочная) или обменный курс. Однако инструменты центрального банка не позволяют напрямую добиться даже этих промежуточных целей. Поэтому подбирается другой набор переменных, называемых операционными целями, ими могут быть, например, резервные агрегаты (резервы, денежная база и др.) или ставки процента (межбанковская ставка процента или ставка по векселям казначейства), более чутко реагирующие на инструменты денежно-кредитной политики.

Необходимость выбора между целями делает акцент на критериях, по которым его можно осуществить. Критериями выбора промежуточных целей являются измеримость, управляемость и предсказуемость воздействия на конечную цель.

Измеримость. На первый взгляд, ставку процента измерить легче, чем денежные агрегаты, следовательно, она лучше годится в качестве промежуточной цели. Данные о процентной ставке не только можно получить быстрее, но они измеряются более точно и реже пересматриваются, в противоположность денежным агрегатам. Однако номинальная процентная ставка обычно слабо отражает реальную стоимость заимствуемых средств, которая позволяет более четко предсказать ожидаемые изменения валового внутреннего продукта. Реальную ставку процента измерить также сложно, невозможно точно определить темп ожидаемой инфляции. Следовательно, и в случае процентной ставки, и в случае денежных агрегатов возникают проблемы с их измерением, поэтому остается вопросом, что лучше использовать в качестве промежуточной цели.

Предсказуемость влияния на конечные цели. Это является наиболее важной характеристикой переменной, которая выбрана в качестве промежуточной цели. Однако нет строгих доказательств, что конечные цели (объем производства, уровень занятости, уровень цен) более тесно связаны с каким-то определенным показателем.

Для операционных целей используются такие же критерии, как и в промежуточных целях. Выбор наилучшей операционной цели зависит от выбора промежуточной цели (конечной цели воздействия операционной переменной).

В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция - предотвратить "перегрев" конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема, или снизить темпы инфляции.

Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно использоваться по отдельности. Обычно используется сразу два и более инструмента, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга.

Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные).

По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений.

Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей коммерческих банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на кратко- и долгосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

.1 Общие и селективные методы регулирования

К общим методам относятся такие инструменты кредитной политики, которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся:

• Учетная (дисконтная) политика, являющаяся старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины ХIХ в. Возникновение этого инструмента было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, или ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций.








Рисунок 2.1 Схема регулирования кредитной массы через ставку рефинансирования.

Наибольшой популярностью учетная политика пользовалась в конце ХIХ -начале ХХ в. В 30 - 40-х г.г. нашего столетия центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику “дешевых денег”, то есть низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г. - 1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремлении обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях и в период после второй мировой войны. С 50-х гг. во многих странах активизировалось использование учетной политики. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими снизилось.

• Операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются в качестве способа ее регулирования.

Например, еще в XIX в. Банк Англии путем усиленных займов на открытом рынке "делал деньги редкими". Таким образом, искусственно создается положение, при котором повышение процента оправдано или становится необходимым. Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются центральным банком дифференцированно, в зависимости от срочности государственных ценных бумаг. Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Кроме того, операции на открытом рынке проводятся между центральным банком, с одной стороны, и кредитными учреждениями - с другой. К тому же они больше приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.

Таким образом, операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга. Эти операции, представляющие одну из форм финансирования государства, используются особенно активно центральным банком в период роста дефицитов федеральных и местных бюджетов.

Операции на открытом рынке как метод регулирования экономики характерны для таких стран, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, Греция, Италия.

•Исторически минимальные резервы появились в виде страхования ликвидности кредитных учреждений как гарантии вкладов клиентов. Впервые его применили в США в 1933 г. Как метод денежно-кредитного регулирования экономики эта политика является "административным" и наиболее действенным методом влияния центрального банка на наличноденежный объем ресурсов банков и их кредитные возможности по сравнению с такими "рыночными" методами регулирования, как учетная политика и политика на открытом рынке. Требования минимальных резервов используются практически во всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга. Но в применении этого метода регулирования в разных странах имеются существенные различия, связанные с национальными особенностями экономики страны. Видные западные экономисты, как, например, американский экономист П. Самуэльсон, считают политику обязательных, или минимальных, резервов сильно действующим и мощным орудием центрального банка. Сущность этой политики заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке. В некоторых странах установление норм обязательных резервов происходит на основе переговоров между центральным банком и коммерческими банками страны. Так, например, в Нидерландах изменение норм резервов определяется согласованием их между центральным банком и коммерческими банками страны во многих странах в счет минимальных резервов засчитываются наличные кассовые активы кредитных институтов. Однако, например, в ФРГ кредитным институтам за это в качестве компетенции предоставляется ряд льгот: бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк; причисление избыточных наличных средств коммерческих банков к выполнению обязательств по минимальным резервам; минимальные резервы служат рабочими активами; дополнительное рефинансирование путем переучета векселей. В разных странах Запада наблюдаются существенные различия в механизме расчета резервных ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений (промышленных, торговых предприятий) по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях при определении величины минимальных резервов учитываются и межбанковские обязательства. В целом можно отметить существенную разницу между ставками по минимальным резервам в различных странах. Так, например, Банк Англии установил для кредитных институтов ставку лишь в 0,45%, поскольку он практически не использует минимальные резервы как инструмент денежно-кредитной политики. Наивысшие ставки установлены в Италии (25%) и Испании (17%). В странах с высокими ставками резервов обязательства по минимальным резервам не являются беспроцентными. В ряде случаев кредитные институты освобождаются от соблюдения обязательств по минимальным резервам. Так, например, в ФРГ из суммы минимальных резервов исключаются обязательства, связанные с финансированием импорта, а также по отношению к кредитным институтам, расположенным в зонах льготного налогообложения. Эффективность действия инструмента регулирования в виде минимальных (обязательных) резервов определяется широтой охвата ими отдельных обязательств.В странах с жесткими целевыми денежными ориентирами часто устанавливается соответствие между банковскими обязательствами, определенными заданной величиной развития денежной массы, и депозитами, включенными в расчет минимальных резервов. Аналогичный принцип относится и к новым финансовым инструментам. В ряде стран банки стремятся к уклонению от платежей по поддержанию обязательных резервов. Например, в США в конце 70-х годов многие коммерческие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам распространялись только на банки - члены этой системы. Стремление коммерческих банков к уклонению от обязательных резервов приводит к новым законодательным поправкам для этих инструментов денежно-кредитной политики.

Селективные предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм.

• Контроль по отдельным видам кредитов, часто практикуемый по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить объемы потребительского спроса.

•Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском во всем мире усиливается в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через выданных кредитов с суммой собственных резервов. Так, при кредитовании клиентуры во многих странах банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или их взаимосвязанной группе (например, фирмам, разрабатывающим одно месторождение) должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка, в США не более 10, во Франции - 75 %. В развитых странах определяется также соотношение объемов кредитных операций и собственных средств. К примеру, во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.

Опыт зарубежных и отечественных коммерческих банков свидетельствует о том, что главными факторами, определяющими ликвидность, являются тип привлеченных депозитов (срочный или до востребования), источник их происхождения и стабильность. Например Центральный банк РФ для поддержания коммерческими банками своей ликвидности, т.е. способности своевременно, полностью и бесперебойно производить платежи по своим обязательствам, устанавливает определенные обязательные соотношения между собственными средствами банка и привлеченными ресурсами. При снижения мим превышении коммерческим банкам предписывается в месячный срок привести показатели ликвидности в соответствие с нормативными значениями. Это возможно за счет сокращения прежде всего межбанковских кредитов, кредиторской задолженности и других видов привлеченных ресурсов, а также за счет увеличения собственных средств банка. Однако следует иметь в виду, что привлечение дополнительного капитала в форме выпуска новых акций вызовет сокращение дивидендов и неодобрение пайщиков.

Таким образом, задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса. Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является центральный банк. Он располагает набором средств, которые часто называют инструментами денежно-кредитной политики. Современные государства обладают целой системой методов регулирования экономики, причем, составляющие ее инструменты отличаются не только по силе воздействия на кредитный рынок, но и по сферам их применения, что при правильной оценке ситуации позволяет найти оптимальное решение, выводящее страну из вероятного кризиса.

3. РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Особенности организации кредитной системы в Республике Беларусь

Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Банковский кредит в нашей республике предоставляется главным образом коммерческими банками для решения следующих задач[4, c. 160]:

•        увеличение основного и оборотного капиталов хозяйствующих субъектов;

•        индивидуального и кооперативного жилищного строительства;

•        накопления временных запасов товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, готовой продукции и товаров;

•        учета векселей;

•        удовлетворения потребительских нужд граждан;

•        выкупа государственного имущества;

•        для других целей.

Использование кредита для выхода из финансовых затруднений, явившихся следствием бесхозяйственности и убытков, не допускается.

Но на практике часто кредит используется именно для этих целей. Выдача банковского кредита Нацбанком регламентируется Законом Республики Беларусь «О Национальном Банке Республики Беларусь», принятом 14 декабря 1990 г., Положением Национального Банка РБ от 7 апреля 1995 года № 519 о банковском кредите. Обычно, кроме как в случаях, предусмотренных законом, Нацбанк РБ и его учреждения не осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов.

Кредиты могут выдаваться за счет собственных средств банков, мобилизованных средств юридических лиц и граждан за исключением зарезервированных в фонде обязательных резервов, а также приобретенных средств на рынке кредитных ресурсов. Если при кредитовании крупных целевых программ банк не может предоставить заемщику всю требующуюся сумму из-за ограничений, связанных с необходимостью поддержания установленных экономических нормативов, а отказ в кредите не выгоден ни клиенту, ни самому банку, может быть использован принцип консорциального кредитования путем концентрации ресурсов нескольких банков на условиях солидарной ответственности. Такие кредиты обычно предоставляются на долгосрочной основе в сумме не менее 5 млн. долларов в эквиваленте на реализацию инвестиционных программ и проектов. Кредиты юридическим и физическим лицам предоставляются в национальной валюте, а если коммерческий банк имеет лицензию на осуществление валютных операций, то в иностранной валюте.

Для уменьшения рисков банков и для защиты интересов его кредиторов и вкладчиков при размещении их средств и осуществлении других активных операций банки должны соблюдать установленные им экономические нормативы и создавать резервы в качестве компенсационных мер на случай будущих потерь от невозврата долгов. При непогашении кредита банк имеет право предпринять следующие меры:

)        предъявить сумму долга ко взысканию в установленном порядке со счета гаранта;

)        реализовать ценные бумаги, принятые в залог;

)        разрезервировать счет по учету депозитов;

)        получить удовлетворение по погашению кредита из стоимости заложенного имущества в соответствии с Законом Республики Беларусь «О залоге»;

)        предъявить к оплате требования и счета заемщика к другому лицу, уступленные им в пользу банка. Выбор банком одной из вышеуказанных мер зависит от формы обеспечения обязательств по возврату кредитов.

Важным инструментом кредитной системы Республики Беларусь является государственный кредит.

Рассмотрим особенности государственного кредита в Республике Беларусь. Государство в лице его органов (Министерства финансов РБ, других республиканских и местных органов) занимает денежные средства у физических и юридических лиц для финансирования государственных расходов, что позволяет покрывать бюджетный дефицит без осуществления денежной эмиссии. И, как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является более эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приёмами.

Государственный кредит может быть использован в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения. В условиях высокой инфляции государство может проводить политику «дорогих» денег: из обращения на заранее оговоренный срок изымается избыточная денежная масса.

По месту получения кредиты подразделяются на внутренние и внешние займы. Для внутреннего государственного кредита Республики Беларусь характерным является кредитование Национальным банком государственного бюджета. Нацбанк может предоставлять правительству республики или местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя.

Мощным источником средств для этого служат заёмные средства населения и предприятий, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. В то же время, если в годовом балансе Национального банка стоимость его активов не соответствует сумме его обязательств, капитала и резервов, Министерство финансов РБ предоставляет Нацбанку РБ долговые обязательства в виде ценных бумаг на предъявителя, выпущенных правительством РБ в сумме, которая необходима для ликвидации дефицита. Эти долговые обязательства погашаются за счет прибыли Национального банка.

Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга, состоящего большей частью из внешних займов, связанных с развитием международного кредита. В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Минфину Республики Беларусь принадлежит право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица совета министров. Обслуживание государственного долга поручено Национальному банку. А контроль за состоянием задолженности государства осуществляется Верховным Советом и Советом Министров в соответствии и законами «О бюджетной системе Республики Беларусь» и «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», а также другими нормативными актами.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [5, 86]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

В Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, что обусловлено действующей курсовой политики.

Так, за январь-июнь 2010 г. доля рублевой денежной массы в общем объеме широкой денежной массы выросла на 4,7%, и на 1 июля 2011 года достигла 69,6%. За I полугодие 2011 года средства физических лиц в белорусских рублях, привлеченные банками, увеличились на 21,9%, в том числе депозиты - на 31,2%. За этот же период средства физических лиц в иностранной валюте возросли только на 5,5%, в том числе депозиты - на 5,4%. Абсолютный прирост средств населения в банках в национальной валюте превысил прирост средств в иностранной валюте в 9 раз, что свидетельствует о росте доверия к белорусскому рублю и привлекательности хранения сбережений в национальной валюте. В то же время курсовая политика Национального Банка Республики Беларусь вносила существенный вклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействовала повышению эффективности внешней торговли.

Опережающие темпы кредитования в национальной валюте являются объективным подтверждением ее укрепления и расширения использования в хозяйственном процессе. За январь-июнь 2010 г. прирост валовых кредитов в иностранной валюте составил всего 2%, тогда как валовые кредиты в белорусских рублях за тот же период увеличились на 17,6%.

И в заключение, хотелось бы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке денежно-кредитной политики республики.

Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков».

Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Учитывая первую установку, все это означает, что денежно-кредитная политика должна осуществляться в комплексе с финансовой, фискальной и создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных, по мировым меркам, ценовых соотношений на предметы конечного спроса, ресурсы и факторы производства.

Третья установка - общего характера, которая, тем не менее, непосредственно определяет возможные параметры, направления денежно-кредитной политики, результаты реализации ее мероприятий и заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики». Малая открытая экономика тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка.

3.2 Основные направления реформирования кредитной системы Республики Беларусь

В нашей республике многоуровневая кредитная система только начинает развиваться и носит переходный характер. Проблема состоит в том, что необходимо завершить переход от жестко централизованной кредитной системы к рыночной модели организации кредитной системы. Важно то, что этот переход должен идти параллельно с движением к рыночной организации всей экономики в целом. Но сегодня хозяйство Беларуси остаётся в значительной мере огосударствленным. Поэтому и сохраняются многие элементы централизованной кредитной системы, обеспечивающей обслуживание государственного сектора экономики: льготное кредитование убыточных малорентабельных государственных предприятий, производящих не пользующуюся спросом продукцию, малоэффективного аграрного сектора.

И при этом, несмотря на то, что деньги и кредиты сегодня есть и для малого бизнеса, взять им их нельзя. Банки требуют высоколиквидный залог, например, валютный депозит. По этой же причине не многим доступна и ооновская программа. Вот и получается: есть хороший проект, который обещает быструю отдачу, но человек не может взять кредит, потому что ему нечего закладывать.

Сегодня Нацбанк республики подчинен интересам бюджета, его дефициты кредитуются в первую очередь, что также является свидетельством того, что элементы централизованной экономики у нас все еще присутствуют. К примеру, кредитная эмиссия Национального банка на 2010 год пока запланирована на 35 триллионов белорусских рублей. Из них 10 триллионов будут направлены на жилищное строительство, а 25 триллионов плюс 3,5 триллионов (за счет погашения ранее выданных кредитов) - на покрытие дефицита государственного бюджета. Эти суммы, в свою очередь, разбиты на следующие статьи расходов: 11 триллионов - на строительство жилья; 5,5 триллионов - на поддержку агропромышленного комплекса; 2,3 триллиона - на компенсацию вкладов; оставшиеся - на другие потребности бюджета. [18,с.9].

Сегодня белорусские банки не все сделали для снижения инфляции, развития экономики Беларуси. Удельный вес кредитных операций коммерческих банков низок.

Ярко проявляются и негативные тенденции в развитии самих кредитных операций:

. большая часть кредитов идет не в сферу производства, а на обслуживание торгово-посреднических операций;

. значительная часть кредитов носит краткосрочный характер;

. из-за значительного риска инфляции белорусские банки продолжают вкладывать свои ресурсы в валютные операции;

. расчеты, совершаемые банками, ведутся довольно медленно.

Политика процентных банковских ставок по кредитам и депозитам остаётся не отрегулированной.Большинство небанковских кредитно-финансовых институтов не получило развития в нашей республике. Всё это свидетельствует о том, что развитие кредитной системы в республики нуждается в дальнейшем совершенствовании.

В настоящее время кредитная деятельность в РБ регулируется огромным количеством законов РБ, декретов, указов Президента, постановлений Правительства РБ, решений Национального банка и иных подзаконных актов.

Важнейшими законами, регулирующими кредитную деятельность в республике, являются:

«О Национальном банке РБ» (от 14.12.90 г. с изменениями и дополнениями); «О банках и банковской деятельности в РБ» (от 14.12.90 г. с изменениями и дополнениями); «О страховании» (от 3.06.93 г. с изменениями и дополнениями); «О залоге» (от 24.11.93 г.); «О ценных бумагах и фондовых биржах»; «Об основах внешнеэкономической деятельности»; «О бюджетной системе РБ»; Законодательные акты РБ по вопросам налогообложения (с изменениями и дополнениями) и ряд других законов;

Кроме того, к законодательству общего характера можно отнести и Конституцию Республики Беларусь.[16].

Проанализировав существующую законодательную базу, регулирующую кредитование в РБ, можно прийти к выводу, что многие принципы ее построения, используемые в зарубежных странах, у нас не соблюдаются или соблюдаются не полностью.

Во-первых, многие положения законодательных актов (и тем более нормативных актов) постоянно меняются. Часто некоторые из них сформулированы нечетко и трактуются неоднозначно. Если принять во внимание еще и тот факт, что таких законодательных актов имеется достаточно большое количество, то неудивительно, что довольно часто бывает трудно решить, какими актами следует руководствоваться при решении того или иного вопроса. Кроме того, практически все законы имеют подзаконные акты, которые зачастую не увязываются и не согласуются между собой.

Все указанные законы действуют от трех лет и более. За это время они устарели и, как следствие, не отражают тенденций и не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. То же самое можно сказать и обо всей кредитной системе в целом. У нас до сих пор нет законов, которые регулировали бы деятельность банковских кредитно-финансовых учреждений. И то, что пенсионные и инвестиционные фонды и другие организации, относящиеся к этому сектору, не получили развития в республике либо находятся в полулегальном положении, во многом объясняется отсутствием необходимой законодательной базы.

В республике нет правовой базы, необходимой для развития трастовых компаний, ссудно-сберегательных ассоциаций, благотворительных фондов, различных кредитных союзов и т.д. Также отсутствуют законы, регулирующие лизинг, ипотечное кредитование, факторинговые операции.

Таким образом, все говорит о том, что большая часть отношений, касающихся кредитной деятельности, в Республике Беларусь законами не регулируется. Специальное и общее законодательство по кредитованию нуждается в значительной корректировке.

.3 Предложения по совершенствованию кредитной системы в Республике Беларусь

В республике постепенно развиваются кредитная система, адекватная рыночным отношениям, и рынок ссудных капиталов. Вместе с тем в трансформационной экономике действуют факторы, тормозящие данные процессы, связанные с недостаточной разработанностью общей макроэкономической стратегии трансформации национальной экономики, незрелостью рыночных отношений, кризисом производства, инфляцией, отсутствием четких правовых основ рыночного механизма кредитования и низким уровнем развития кредитной системы. В таких условиях перераспределение кредитных ресурсов приводит к переливу ссудных капиталов из сферы производства в сферу обращения, способствуя нарушению макроэкономической сбалансированности. В определенной мере это объясняется тем, что в период трансформации экономики происходит ломка государственно административной кредитной системы, восстанавливаются принципы, функции, инструменты рыночной кредитной системы и формируется кредитная инфраструктура[6].

В связи с этим возникает объективная потребность в разработке практических рекомендаций по совершенствованию кредитных отношений в Беларуси.

В развитых государствах качество кредитных отношений предопределяется переходом к рыночно-ориентированной модели кредитной системы, в то время как в странах с трансформационной экономикой-становлением банкориентированной модели, что подтверждают закономерности и тенденции развития кредитных отношений в этих странах.

Кредитная система представляет собой упорядоченную совокупность кредитных отношений, которые реализуются через систему кредитных институтов и кредитный механизм (взаимодействующих с кредитным потенциалом), способную к институциональному и функциональному саморазвитию. Она представляет собой исторически сложившийся сектор экономической национальной системы, в настоящее время приобретающий глобальный характер. Ей присущ определенный кредитный механизм, с помощью которого реализуются экономические связи: между кредитными институтами и различными секторами экономики по аккумулированию денежного капитала и его инвестированию.

Независимо от того, в какой стране и в какой период формируется кредитная система, ее цель направлена на упорядочение кредитных отношений. В связи с этим она должна соответствовать действующей экономической системе и ориентироваться на мировые тенденции развития кредитных систем.

Реализация перехода от банкориентированной к рыночно-ориентированной кредитной системе и совершенствование кредитных отношений возможны при осуществлении ряда практических мер по следующим направлениям.

. Расширение и качественное совершенствование кредитной системы посредством:

·        создания и развития многообразия финансово-кредитных институтов (лизинговых, факторинговых и финансовых компаний; финансово-кредитных учреждений, обслуживающих оборот ценных бумаг; страховых организаций; пенсионных и благотворительных фондов; ломбардов, кредитных кооперативов, союзов, товариществ);

·        вовлечения большего количества владельцев сбережений, кредиторов и заемщиков (расширения круга заемщиков за счет физических лиц, средних и мелких предприятий) в кредитную систему;

·        развития форм кредита, кредитных инструментов, отражающих предпочтения уровня риска и дохода (модернизации структуры кредитов через развитие синдицированного, ипотечного, потребительского, лизинга, факторинга, форфейтинга, проектного финансирования и в первую очередь микрокредитования);

·        роста объемов депозитов и кредитов, увеличения размера финансовых посредников;

·        введения международных стандартов кредитного дела;

·        активизации работы банков по привлечению финансовых ресурсов из-за рубежа путем создания новых совместных банков, филиалов иностранных банков, финансово-промышленных групп.

. Усиление взаимосвязи кредитного и реального секторов, в том числе:

·        постепенный отказ от государственной поддержки убыточных предприятий, осуществляемый в рамках программы перехода к рыночной экономике, предполагающий ужесточение условий получения кредитов по мере создания рыночной инфраструктуры и в целом системы рыночных отношений;

·        изменение направленности кредитных потоков в прибыльные, наукоемкие, высокотехнологичные и растущие отрасли с длительным производственным циклом;

·        участие банков в управлении предприятиями с использованием модели «управление при непосредственном вмешательстве» и разнообразных методов

·        превращение банков в финансовых соисполнителей инвестиционных проектов предприятий;

·        увеличение кредитования частного сектора. Переориентация кредитных потоков: сокращение объемов кредитования государственного сектора и увеличение кредитов, предоставляемых частному сектору;

·        активизация банковских кредитов в реальный сектор посредством использования дифференцированных норм резервирования;

·        создание системы налоговых льгот, стимулирующих банки к расширению процессов аккумулирования денежных средств и финансированию ими инвестиционной деятельности, развитию долгосрочного кредитования, переориентации кредитной деятельности из сферы обращения финансово-посреднических операций в сферу производства. Для оживления кредитной деятельности банков Правительство может использовать различные налоговые методы: осуществлять снижение ставки налога на прибыль банков в соответствии с долей его расходов, направляемых на долгосрочное кредитование, а также под кредиты, используемые на расширение предпринимательской и инвестиционной деятельности, обновление производства; освобождать от налогов проценты на банковские депозиты и государственные облигации в сочетании с низким процентом по кредиту; вводить налоговые премии; предоставлять налоговые льготы под кредитные операции по выкупу и акционированию государственных предприятий; предоставлять банкам льготы по освобождению от налогообложения процентных доходов банков, полученных ими от кредитов на инвестиции в основной капитал по объектам, включенным в перечень государственных программ;

·        оптимизация уровня кредитных рисков (их диверсификация и страхование), формирование системы ответственности и гарантий.

. Создание информационной инфраструктуры банковского кредитования, включающей:

·        создание в Беларуси рейтинговых агентств, наделенных государственной лицензией и имеющих квалифицированные кадры, а также общепринятую методическую базу; проведение по результатам мониторинга рейтинга предприятий республики и предоставление банкам информации рекомендательного характера о целесообразности инвестиций в наиболее эффективные и динамичные предприятия (в виде перечня или рейтинга таких предприятий);

·        создание архива кредитных историй и системы кредитных бюро, накапливающих информацию о заемщиках, а также ускорение работы по повышению информационной «прозрачности» предприятий путем перевода их на международные стандарты бухгалтерской отчетности. На начальном этапе в условиях нашей страны оптимальной моделью кредитного бюро может стать двухуровневая модель, состоящая из общебелорусского информационного центра и региональной сети кредитных бюро (разделенных по физическим и юридическим лицам), являющихся частными компаниями и строящих отношения на коммерческой основе.

При этом первоначально стоит ограничиться мониторингом банковских кредитов (сложные задачи целесообразно решать поэтапно), а по мере развития кредитной системы, форм кредита охватить рынок кредитов.

Согласие заемщика на открытие в системе кредитных бюро файла своей кредитной истории должно стать обязательным и типовым условием при заключении любого кредитного договора.

. Совершенствование правовых и нормативных документов.

Важно также отделить инвестиционную деятельность банка от его краткосрочных кредитных операций. Целесообразно усовершенствовать Закон Республики Беларусь «О залоге» и разработать законопроект о кредитном бюро.[7]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написав курсовую работу на тему «Кредитная система: ее структура и механизм функционирования», можно сделать следующие выводы:

Кредитно-банковская система государства требует реконструкции, то есть совокупность негативных факторов представляющих собой серьезные проблемы для банковского сектора, требует его кардинального оздоровления в общем контексте экономических реформ.

Прежде всего, необходимо законодательно запретить использование денежно-кредитной эмиссии для финансирования бюджетного дефицита, а также любых государственных и иных проектов и установить зависимость эмиссии от роста ВВП и скорости оборота денежной единицы.

Достижение европейских стандартов в кредитной системе Республики Беларусь, в том числе выход белорусских банков по относительным показателям объема активных (кредитных) операций на уровень, сопоставимый с уровнем ряда европейских стран, может быть обеспечено при значительном ускорении всех процессов качественного изменения структуры экономики, масштабном внедрении инноваций и новых технологических решений, развитии эффективного финансового рынка. В настоящее время происходит дальнейшее развитие кредитной системы в Республике Беларусь, и, прежде всего ее функций. Наряду с основной функцией - аккумуляцией свободных денежных средств и превращении их в ссудный капитал - развиваются другие функции.

В заключении можно сказать, что в стране наблюдается явный дефицит капитала, как у государства, так и у национального бизнеса, необходим поиск стратегических иностранных инвесторов, быстрая интернационализация кредитно-банковской системы Республики Беларусь, что соответствовало бы весьма высокой открытости нашей страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Банковское дело / Под ред. О.М. Лаврушина. - М., 1998. - 342 с.

. Рид Э., Гилл Э. Коммерческие банки. - М., СП «Космополис», 1991.-234 с.

. Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М., 1998.

. Банковские операции: правовое регулирование и практика обслуживания клиентов / Д. А. Климов, Р.Р. Томкович. - Мн.: Амалфея, 2003. - 752 с.

. Макроэкономика Л.С. Тарасевич, Москва, 2003. - 115 с.

. Т. Караченцева. Реформирование кредитных отношений в Беларуси. Журнал «Банковский Вестник», 2002г №34.

. Макроэкономика Л.С. Тарасевич, Москва, 2003.

. Сухова О.А. Развитие кредитно-банковской системы РФ. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009. - с. 64

. См.: Деньги, кредит, банки. /Под ред. Лаврушина О.И. - М.: КНОРУС, 2006, 67 с.

. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и другие; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 622с.

. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок // (http://www.br.minsk.by). С.25-29.

. Деньги, банки и кредитно-финансовые отношения в современной рыночной экономике.-М.-1992. - 232 с.

. Деньги, кредит, банки: Учеб./ Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 527 с.

. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Г.М. Колпакова, - М: “Финансы и статистика”, 2000г. - 332 с.

. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь и тенденции его развития./ Алексеева Т.М., Галов А.Ф., Енин Ю.И., и др.; Под ред. В.М. Шухно, А.Ю. Семенова, В.А. Котовой. - Мн.: Издательско-методический центр РИВШ БГУ. - 2001. - 344 с.

. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2005. - Режим доступа: http://www.pravo.by.

.Кредитная политика Беларуси: проблемы и рекомендации. - Мн.: Право и экономика, 1998. - 134с.

. Воробьев И. Обсуждаются основные экономические документы на 2010 год/Национальная экономическая газета. -2010г. - 4 января. - 9 с.

Похожие работы на - Кредитная система: структура и механизм функционирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!