Системы, параметры и критерии в менеджменте

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,7 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Системы, параметры и критерии в менеджменте

ВВЕДЕНИЕ

Истощение природных ресурсов, рост производительных сил, усложнение ситуаций рыночной деятельности повышают роль систем управления в достижении целей деятельности.

Научно-техническая революция привела к росту темпов морального старения товаров и средств их производства. По некоторым оценкам, темпы научно-технического прогресса возрастают вдвое каждые пять лет. Непрерывные изменения во времени внешних условий, внутренней среды организаций естественным приводят к появлению проблем в работе систем управления производственных предприятий, компаний, фирм и других типов социально-экономических и организационно-производственных систем (ОПС), например, таких, как государство, территориальная область, холдинг и др.

Проблемой принято называть критическое рассогласование в желаемых или наблюдаемых результатах и(или) характере, условиях деятельности.

В рыночной экономике основным двигателем исследования систем управления является практическая проблема и необходимость ее решения на должном уровне для обеспечения выживания, развития бизнеса, общества в целом.

В деятельности предпринимателей, менеджеров все большую роль играют: предшествующие (прогнозные и плановые) исследования в реальном масштабе времени протекания процессов (контрольные, диагностические, сравнительные); последующие (отчетные, контрольные, диагностические, сравнительные) исследования систем управления.

Для того чтобы минимизировать риски и ущербы, а также своевременно повышать эффективность деятельности предприниматель и менеджер должны постоянно исследовать и совершенствовать систему управления бизнесом. Поэтому предприниматель, не способный исследовать сам, организовать и финансировать исследование практической проблемы в условиях рынка, чаще разоряется.

Говоря о практической значимости исследования систем управления, следует учитывать, что в условиях рынка практически каждый индивидуум в целях выживания и успешной деятельности вынужден чаще всего неформально проводить исследования систем управления, в той или иной сфере и мере, влияющих на его бытие.

Растут число методов исследований и объем знаний, накопленных в процессе исследований в процессе исследований при разработке целей, маркетинге, менеджменте, прогнозировании, планировании, контроле и диагностике систем управления, теории и практике экспериментальных исследований, бухгалтерского учета и аудита.

Усложнение деятельности предпринимателей и менеджеров приводит к тому, что возможна и реально ситуация, когда методы и средства управления могут оказаться не совместимыми, вступить в конфликт.

Кроме этого растет степень автоматизации, а, следовательно, и формализации управленческого труда. Особенно ярко эти тенденции проявляются в крупных компаний, холдингах, финансово-промышленных группах, в деятельности государственных и территориальных органов управления.

Фактически современный менеджер работает в рамках автоматизированных систем управления маркетинговыми, конструкторскими, производственными, финансовыми, хозяйственными, учетными процессами.

В развитых странах исследования в науке, социальной сфере, бизнесе, технике являются сферой профессиональной деятельности для значительного числа людей (научные сотрудники, консультанты, менеджеры, бухгалтеры, аудиторы, и др.).

Представляется возможным утверждать что число (или доля по отношению к общему числу юридических лиц) независимых исследовательских организаций может являться индикатором развития и цивилизованности рыночной экономики.

Увеличение доли таких организаций в экономике и обществе свидетельствует:

во-первых, о наличии реальной конкуренции, порождающей объективную необходимость независимых суждений и достоверных данных в практической деятельности;

во-вторых, информационной прозрачности общественной жизни и бизнеса, достоверности информационной основы управления;

в-третьих, о реальной эффективности правового государства, обеспечивающего как необходимые правовые информационные условия, правила доступа и строго законного целевого использования этой информации, так и физическую защиту профессиональных исследователей - носителей конфиденциальной информации о своих клиентах.

Возрастающая важность исследования систем управления как учебной дисциплины определяется развитием двух тенденций в реальной деятельности организаций:

. продолжающейся интеграцией функций развития, маркетинга и контроля в их деятельности;

. усложнением технико-организационной среды как системной совокупности методов и технических средств управления.

Необходимость в дальнейшей интеграцией функций развития, маркетинга, менеджмента и контроля в деятельности различных организаций, социально-экономической системы в целом продиктована стремлением к своевременной адаптации (приспособлению) и обеспечению их живучести в быстро изменяющихся внешних и внутренних условиях. Такая интеграция требует от общественных деятелей, предпринимателей, менеджеров расширения и системного использования в их деятельности познаний не только по конкретным методам управления. Субъектам управления становится все более необходимым:

. прогнозировать и планировать развитие не только собственного производства, но и связанных с этим глобальных и индивидуальных рисков;

. для оценки эффективности, затрат, снижения рисков проектировать, проводить и обеспечивать безопасность социально-экономических, рыночных (маркетинговых) и технических экспериментов по испытаниям и сертификации товаров;

. исследовать затраты и находить пути их уменьшения;

. исследовать и совершенствовать информационные основы обнаружения проблем, в частности, на основе данных бухгалтерского учета и аудита;

. устранять недостатки и совершенствовать системы управления общественными и экономическими, технологическими, конструкторскими процессами и др.

Поэтому наблюдается все большая интеграция функций управления, появляются управленческие специализации, отражающие эти интеграционные процессы. Например, появилась и развивается функция финансового менеджмента, управленческого бухгалтерского учета, аудит все больше приобретает черты консалтинга и др.

Организации среднего и малого бизнеса в первую очередь и все глубже осознают и уже испытывают и уже испытывают необходимость в специалистах более широкого профиля, чем, например, в узкоспециализированных работниках.

Техника усложнения технико-организационной среды (системной совокупности методов и технических средств управления) приводит к необходимости устранения в образовании менеджеров все увеличивающегося разрыва между гуманитарным, описательно-разговорным характером современного зарубежного теоретического менеджмента и реальным техническим обеспечением деятельности современного менеджере. Особенно сильно это проявляется в крупных фирмах, органах государственного управления. Чтобы избежать критического рассогласования между гуманитарными методами и высокоавтоматизированными средствами управления, повысить эффективность использования средств управления, современная теория менеджмента объективно должна стремиться к интеграции с теорией автоматизированных систем управления (АСУ). Такая интеграция реально может быть обеспечена пересечением двух теорий, состоящем в использовании в каждой из теорий (АСУ, менеджмент, исследований) некоторого множества методов, присущих как одной, так и другой теории.

1. СИСТЕМЫ И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

По своему построению вся вселенная состоит и множества систем, каждая из которых содержится в более масштабной системе. Термин «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из отдельных частей. В настоящее время существует достаточно большое количество определений «система». Определения «система» изложены в работах Л. фон Берталанфи, А. Холла, У. Гослинга, Р. Акоффа, К. Уотта и других. Например, по Л. фон Берталанфи, систем - комплекс элементов, находящихся во взаимодействии, по А. Холлу система представляет собой множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами. У. Гослинг под системой понимает собрание простых частей. В соответствии с понятием Р. Акоффа система представляет собой любую сущность, которая состоит из взаимосвязанных частей. Наиболее близким понятием, относящимся к информационным системам, следует отнести определение К. Уотта, который считает, что система - это взаимодействующий информационный комплекс, характеризующийся многими причинно-следственными взаимодействиями.

Из приведенных определений можно выявить общие моменты, которые присущи понятию «система» и при дальнейших исследований рассматривать ее как целенаправленный комплекс взаимосвязанных элементов любой природы и отношений между ними. Обязательное существование целей определяет общие для всех элементов целенаправленные правила взаимосвязей, обуславливающие целенаправленность системы в целом.

С точки зрения математики определение системы можно условно сопоставить с определением множества. Так, по Г. Кантору, множество является объединением в одно целое объектов, хорошо различимых нашей интуиций или мыслью. Н. Бурбаки считает, что множество образуется из элементов, которые обладают некоторыми свойствами и находятся в некоторых отношениях между собой или с элементами других множеств. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для математического описания системы можно использовать аппарат теории множеств. Тогда систему S можно представить следующим образом:

=δ{X, Y},

где δ - функция перехода,

= {xi : I = 1,2,…,…n} - множество элементов, входящих в систему;

Y ={yj : j = 1,2…,…m} - множество элементов, выходящих из системы.

Множества X и Y являются конечными, так как определяют некоторую систему, выделенную из реальной жизни и дискретную по своей сущности. Поэтому S=δ{X,Y} можно рассматривать как граф, что позволяет возможность использования для описания таких систем теории графов. Любая система может быть представлена в виде графа, вершинами которого являются системы, а ребрами - отношения между ними.

Схемное построение системы, с ее внешней и внутренней средой, приведено на рис. 1.1.

Рис. 1.1

Y = {xi : i = 1,2…,…n}







Y = {yj : j = 1,2…,…m}



При исследовании систем одним из важных условий является определение следующих понятий:

информация;

информационные ресурсы;

элементы;

подсистемы;

связи;

информационные ресурсы внешней среды;

информационные ресурсы внутренней среды;

структура;

функция;

целевая функция.

Информация. Информация - это сведения, сообщения, знания, флюиды, данные, которыми обмениваются люди и технические устройства, технические устройства между собой; обмен сигналами в животном и растительном мире, с космическим пространством; передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Понятие «информация» состоит из двух аспектов: содержательного и материального. Содержательный, или смысловой, аспект информации состоит в наличии определенных знаний, сведений, сообщений, данных или осведомленности о состоянии внешней и внутренней среды системы. Материальный аспект связан с тем, что передача и хранение информации требует материальных носителей, на которых она фиксируется и затем передается. Как введение понятия «энергия» позволило рассматривать все явления природы с единой точки зрения, так и введения понятия «информация» позволяет подойти с единой точки зрения к изучению процессов взаимодействия явлений в природе. Информация никогда не создается. Она только принимается и передается, но при этом может утрачиваться и исчезать.

Информационные ресурсы. Информационные ресурсы представляют собой знания, сведения, данные, полученные в результате развития науки и практической деятельности людей, используемые в общественном производстве и управлении как фактор повышения эффективности производства. Они представляют собой по содержанию отображение естественных и общественных процессов и явлений, зафиксированных в результатах научных исследований, проектно-конструкторских разработок, учетно-статистических данных, нормативных, плановых, методических материалах и т. п. В форме понятий, суждений и сложных моделях действительности.

Элементы. Элемент - неделимая часть системы. Дальнейшее деление элемента приводит к разрушению его функциональных связей с другими элементами и получению свойств выделенной совокупности, не адекватной свойствам элемента как целого.

Подсистемы. Подсистема - выделенное по определенным правилам и признакам целенаправленное подмножество взаимосвязанных элементов любой природы. Каждую подсистему в свою очередь можно разделить на еще более мелкие подсистемы. Системы отличаются от подсистем только лишь правилом и признаками объединения элементов. Для системы правило является более общим, а для подсистемы - более индивидуальным. Исходя из этого можно сделать вывод, что система представляет собой нечто целое, состоящее из подсистем, каждую из которых можно рассматривать как самостоятельную систему. В то же время любая система является некоторой более большой системы.

Подсистемы, выделенные на одной горизонтальной линии, являются подсистемами одного уровня. Деление системы на подсистемы разного уровня называют иерархией (от греч. hieros - священный и arche - власть), что означает порядок подчинения более низких звеньев системы более высоким. При иерархическом построении системы в целях наиболее эффективного достижения цели должно всегда соблюдаться основное правило, заключающееся в том, что подсистема более низкого уровня должна подчиняться подсистеме более высокого уровня.

Любая подсистема является, с одной стороны, самостоятельной системой, а с другой - подсистемой системы более высокого уровня, что приводит к двум подходам исследования систем. Это макроуровень и микроуровень.

Исследование систем как целого на так называемом макроуровне связано с тем, что основное внимание уделяется изучению взаимодействия системы с внешней средой. В этом случае элементы системы рассматриваются с точки зрения организации их в единое целое и влияния на функционирование системы в целом. При исследовании системы на микроуровне основными являются характеристики внутренней среды, определяемые взаимодействием элементов этой среды между собой и выполняющие определенные действия.

В целях более объективного исследования систем необходимо сочетание двух подходов. Обычно считается более целесообразным начинать изучение систем с макроуровня, а затем ииследовать микроуровень. Тем не менее иногда может оказаться более рациональным подход, когда исследование системы начинается на микроуровне.

Связи. Связи - это то, что соединяет элементы и свойства системы в единое целое. Любая связь между какими-либо двумя элементами в соответствии с ее направленностью от одного элемента к другому является выходом первого из них и в то же время входом второго. Связи между подсистемами одного и того же уровня называются горизонтальными, а связи системы со всеми подсистемами соподчиненных иерархических уровней - вертикальными.

Для каждой системы связи со всеми подсистемами и между ними называются внутренними, а все остальные связи - внешними. Взаимодействие системы с внешней средой осуществляется с помощью целенаправленных связей.

Информационные ресурсы внешней среды. Информационные ресурсы внешней среды - множество элементов любой природы, существующие вне системы и оказывающие на нее влияние. Для того, чтобы элементы внешней среды могли влиять на систему или испытывать ее воздействие, необходимы связи. В любой системе число всех существующих внешних взаимосвязей очень велико. Исследовать абсолютно все связи практически невозможно. Поэтому их число приходится ограничивать. Задача исследователей состоит в том, чтобы определить с учетом возможностей Интернет из множества существующих взаимосвязей с внешней средой такие, которые в значительной степени влияют на систему.

Информационные ресурсы внутренней среды. Это ситуационные факторы между элементами во внутренней среде системы определенной природы. В организациях, создаваемых людьми, элементы во внутренней среде являются результатом управленческих решений и постоянно меняются под влиянием внешней среды. Основными переменными во внутренней среде организаций, требующих внимания руководства, являются цели, структура, функции, связи, технические устройства, технологии и люди.

Структура. Структура - совокупность связей между элементами системы, отражающих их взаимодействие (от structura - строение, порядок). У каждой подсистемы определенного уровня существует соподчиненные подсистемы либо непосредственно, либо через промежуточные подсистемы. Множество подсистем, которые стоят ниже и подчинены данной системе, называют ее вертикалью.

Функции. Функция - целенаправленный набор действий, операций или процедур (от англ. function - обязанности, действия). Функции системы обычно представляются в виде набора некоторых преобразований, которые, как правило, делятся а две группы. Первая группа функций связана с преобразованием входов в систему. Это значит, что при определенном наборе значений входных данных осуществляется такое преобразование, при котором система придет в состояние, характеризуемое набором некоторых внутренних ее параметров. Вторая группа преобразований связывает состояние системы с ее выходами. При определенном наборе значений внутренних параметров преобразования обеспечивают некоторый набор значений выходных параметров. С точки зрения внешней среды функции системы заключаются в том, что при определенном наборе значений входных параметров выходные параметры принимают соответствующие этому набору значения. Задача специалистов, занимающихся исследованием систем, заключается в определении содержания множеств элементов на входе в систему, зависимостей между ними и возможных преобразований входных данных во внутренней среде системы.

Целевая функция. Функция в экстремальных задачах, минимум или максимум которой необходимо найти, называется целевой. Экстремальному значению целевой функции обычно соответствует оптимальное решение. Различают линейные, нелинейные, выпуклые и другие целевые функции. В том случае, если допустимое множество экстремальной задачи есть пространство функций, тогда используют термин «целевой функционал».

1.1 Классификация систем и их характеристика

по происхождению;

по объективности суждения;

по взаимодействию с окружающей средой;

по действию во времени;

по обусловленности действия;

по степени сложности.

Рис. 1.2















система социальный ресурс элемент

По происхождению. В зависимости от происхождения системы могут быть естественными и искусственными. К естественным, или природным, следует отнести галактики, Солнечную систему, планеты, материки, экосистемы, биологические системы (в том числе и человека). Искусственные (антропогенные) системы обязаны своим происхождением труду человека. Их можно разбить в основном на два подкласса - физические, социально-экономические.

Физические системы олицетворяют такие системы, у которых в качестве элементов выступают неживые составляющие. К таким системам относятся машины, оборудование, транспортные средства и т. п.

Социально-экономические системы являются объединением в организации людей и машин при выполнении определенных функций для достижения поставленных целей. С точки зрения терминологии социально-экономические системы иногда называют биофизическими или социотехническими, хотя сущность и содержание систем от этого не меняется.

К социально-экономическим системам относятся государство и народное хозяйство любой страны в целом, территориальные и городские образования, организации по производству продукции и оказанию услуг. Создавая такие системы, человек в первую очередь стремится удовлетворить свои потребности в пище, одежде, жилье, безопасности, творчестве. Потребность представляет собой внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. Постоянно возрастающие потребности человека приводят к объективной необходимости создания новых эффективных технологий и автоматизированных систем управления, способных на определенном этапе эволюционного развития человечества удовлетворить его возрастающие потребности. В дальнейшем социально- экономические системы будут рассматриваться как сложные иерархические системы.

По объективности существования. По объективности существования системы делятся на материальные и идеальные. Материальные системы существуют объективно, то есть независимо от человека. Идеальные системы существуют в сознании человека в виде гипотез, образов и представлений. Такие системы выступают в виде системного построения формул, уравнений, определенных схем.

По взаимодействию с окружающей средой. Системы в зависимости от взаимодействия с окружающей средой могут быть закрытыми или открытыми.

Закрытая система характеризуется тем, что любой элемент такой системы имеет связи только с элементами этой системы. Она не имеет связей с внешней средой, ее элементы взаимодействуют друг с другом только внутри системы. Закрытые системы представляют собой абстракцию и реально таких систем не существует. Но это понятие является весьма полезным при исследовании поведения систем, у которых произошел обрыв внешних связей.

Открытой считается такая система, у которой, по крайней мере, один элемент имеет связь с внешней средой. Все реальные системы являются открытыми. Даже в абстрактной закрытой системе предполагается наличие внешних связей, которые в определенном случае считаются несущественными. В том случае, если временной разрыв или характеристика внешних не вызывает отклонений при функционировании системы выше заранее установленных пределов, тогда система связана с внешней средой слабо. В противном случае она связана с внешней средой сильно.

По действию во времени. Системы в зависимости от времени действия делятся на статические и динамические.

Статические системы характеризуются неизменностью, то есть их параметры не зависят от времени. Устойчивая деятельность системы определяется постоянством элементов внешней и внутренней среды. В отличие от статических, динамические системы и их параметры связаны со временем, то есть являются функцией времени. В реальной жизни статических систем практически не существует.

По обусловленности действия. По обусловленности действия системы могут быть детерминированными и вероятностными. В детерминированных системах все элементы системы взаимодействуют заранее предвиденным образом. Вероятностные системы отличаются тем, что для них нельзя сделать точного детального предсказания поведения системы и только с определенной степенью вероятности можно ожидать появления того или иного события. Для прогнозирования поведения таких систем используется теория вероятностей.

По степени сложности. По этому признаку системы делятся на простые, сложные и особо сложные. Простые системы относятся к наименее сложным и характеризуются небольшим числом внутренних и внешних связей. Для сложных и особо сложных систем характерным признаком является наличие разветвленной структуры и большого числа внешних и внутренних связей. Отличительной особенностью особо сложных систем является отсутствие возможности точного и подробного их описания.

Формального определения сложной или особо сложной системы до настоящего времени пока не существует. Понятие сложной, особо сложной системы возникло в результате появления системного подхода к исследованию систем. Специфика системного подхода привела к возникновению общей теории систем.

Сложные и особо сложные системы обладают рядом особенностей. Первая особенность таких систем - целостность их реакций, как это наблюдается в биологических системах. Вторая - большая размерность, заключающаяся в большом количестве элементов, количестве выполняемых функций. И третья особенность - сложность поведения системы, состоящая в том, что изменение одного параметра в системе влияет на многие другие.

Следует отметить, что приведенная классификация не претендует на свою оригинальность и законченность. Проблема состоит в том, что системы могут быть классифицированы в зависимости от конкретных целей и решаемых задач, а также постоянно проводимых исследований, возникающих на практике в конкретных ситуациях.

1.2 Основные закономерности систем

Все системы обладают определенными объективными закономерностями. Основными закономерностями систем являются:

целостность;

неаддитивность;

эмерджентность;

синергизм;

обособленность;

совместимость;

адаптивность.

Рассмотрим сущность и характеристику приведенных закономерностей, отражающих поведение систем во времени и пространстве.

Целостность. Целостность системы характеризуется рядом свойств и особенностей. Многогранность целостности отражается с помощью таких понятий, как наличие у всей системы общей цели, дифференциация, интеграция, симметрия, ассимметрия. Понятие «дифференциация» отражает свойство расчленения целого на части, проявление разнокачественности его частей. Противоположное ему понятие «интеграция» связано с объединением совокупности соподчиненных элементов в единое образование. Симметрия и ассимметрия отражает степень соразмерности в пространственных и временных связях системы.

Система перестает быть таковой, если она теряет, хотя бы одно из приведенных свойств целостной системы. Например, если динамическая система не обладает ни одним типом симметрии (sim=0), тогда она не имеет динамических связей между элементами. С другой стороны, при бесконечном количестве типов симметрии (sim=∞) динамическая система не является комплексом элементов, взаимодействующих для получения определенного эффекта. При условии sim=∞ в системе реализуются такие связи, которые дают на всех выходах нулевой эффект. В связи с этим каждый признак целостности может характеризоваться каким-либо числом. Например, число типов симметрии в системе конечно (0< sim<∞). Симметрия универсальна и широко распространена в природе.

Неаддитивность. Неаддитивность системы означает появление нового качества системы, возникающее в результате интеграции отдельных элементов или подсистем в единое целое. То есть сумма эффектов от реализации отдельных элементов или подсистем не равна эффекту от реализации системы в целом. Эффект от системы в целом больше, чем эффект от суммы эффектов отдельных элементов или подсистем. Такое положение обусловлено тем, что при декомпозиции системы происходит неизбежный разрыв горизонтальных и вертикальных связей в системе, что в свою очередь приводит к потере качества взаимодействия отдельных элементов или подсистем. В этом случае идет процесс потери эффекта от системного взаимодействия элементов и подсистем.

Эмерджетность. Эмерджетность означает появление у системы эмерджетных свойств, которые не присущи составляющим ее элементам. Она является одной из форм проявления диалектического принципа перехода количественных изменений в качественные. При синтезе (формировании) системы как органического целого за счет вовлечения новых элементов или вследствие преобразования структуры взаимосвязей между элементами ее части претерпевают качественные элементы. Так что некоторый объект как элемент целостной системы не тождествен аналогичному объекту, взятому изолированно. Например, в естественных науках эмерджетные свойства при проведении химических реакций описываются в форме естественно-научных законов и закономерностей.

Эмерджетность в социально-экономических системах весьма разнообразна. На макроуровне с эмерджетными свойствами связаны такие явления, как социальный престиж, реализация крупномасштабных мероприятий, прежде всего в области фундаментальных исследований. На микроуровне выражением эмерджетности являются эффект крупного производства, эффект агломерации, социальные последствия ускоренной урбанизации. Любой эффект взаимосвязи и взаимодействия, неаддитивный по отношению к локальным эффектам, следует рассматривать как проявление эмерджетности. Интересы системы, связанные с усилением позитивных и ослабленных негативных эмерджетных эффектов, называются эмерджетными интересами.

Синергизм. Синергизм означает однонаправленность действий, происходящих в определенной системе, результатом чего является повышение конечного эффекта. При однонаправленной деятельности отдельных людей, объединенных единой целью и решением одних и тех же задач, появляется дополнительный эффект, который в конечном итоге приводит к повышению эффективности конечного результата. Нарушение однонаправленности действий людей в любой системе приводит к потере эффекта синергизма. К сожалению, научного обоснования такого явления пока нет.

Проявление закономерности синергизма обусловлено тем, что системе, как правило, присуще свойство мультипликативности. Мультипликативность заключается в том, что отдельные эффекты системы в таком случае обладают свойством умножения, а не сложения. В любой социально-экономической системе синергизм проявляется в результате однонаправленности сознательной деятельности всех членов коллектива, которые в своей деятельности обязаны руководствоваться целями и задачами системы. Наибольшее влияние на развитие положительного синергизма в социально-экономических системах оказывают высокий уровень общей и профессиональной культуры, хорошее знание психологии людей, этики, высокий уровень морально-этических качеств и профессиональное использование методов управления и мотивации труда каждого члена коллектива.

Обособленность. Обособленность означает закономерность систем или подсистем, заключающаяся в некоторой изолированности систем или подсистем от взаимодействия с другими системами или подсистемами в общей иерархии построения систем. Она проявляется, прежде всего за счет принятия решений, касающихся только определенной системы, не предусматривающей интересы более высокой системы. Например, на ограниченной территории любого государства могут приниматься законы, противоречащие интересам государства в целом.

Совместимость. К числу важнейших закономерностей систем относится их совместимость. Под совместимостью понимается взаимосвязанность элементов и подсистем одной системы с элементами и подсистемами других систем. Помимо этого система должна быть совместима с системами более высокого порядка через имеющиеся у нее входы и выходы.

Адаптивность. Под адаптивностью понимается закономерность, связанная с приспособлением системы к изменяющимся внешним и внутренним параметрам ее существования. Адаптивность тесно связана с понятием «саморегулирование». Ее сущность можно проиллюстрировать на примере подготовки космонавтов для полета в космос. Перед полетом в космос космонавты в течение длительного времени проходят подготовку в условиях, близких к условиям работы в космосе. Для этого они тренируются в условиях невесомости, перегрузок организма, соответствующим будущим условиям. То есть космонавт как биологическая система должен пройти процесс адаптации в земных условиях для того, чтобы сохранить свою работоспособность с прежней эффективностью в околоземном пространстве.

Знание закономерностей, которыми обладают системы, позволяет исследователям заранее предсказать форму их поведения при каких-либо изменениях в окружающей среде. Это в свою очередь позволяет принимать более эффективные решения для процесса регулирования будущих событий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. Пособие для вузов. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 204. - 416 с.

. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов.- 4-е изд.- М.: Академический Проект; Трикста - 2006.-352 с.

Похожие работы на - Системы, параметры и критерии в менеджменте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!