Роль государственного управления в современной России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,43 Мб
  • Опубликовано:
    2012-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль государственного управления в современной России

Оглавление

Введение

. Роль современного российского государства в управлении

.1 Понятие и сущность государственного управления

.2 Региональные начала в организации государственного управления

. Государственное управление территориальным развитием Красноярского края

.1 Государственная поддержка инвестиционной деятельности в системе государственного управления региональным развитием

.2 Нижнее Приангарье - регион пересечения федеральных, региональных и корпоративных интересов

Заключение

Список используемых источников

Приложение

Введение


Теория управления - наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессию, прошло многовековой путь и признано самостоятельной областью деятельности человека только лишь в XX в.

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства - это деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов является определенное упорядочение общественных отношений.

Современное российское государство - это не СССР и не Российская империя до 1917 г., хотя оно и унаследовало от нее свое название. Россия в современных границах образовалась на основе одной из республик СССР - Российской Советской Федеративной социалистической республики (РСФСР), потеряв при этом 50% населения, столько же экономического потенциала, 25% территории в наиболее благоприятных южных широтах, которыми владела Российская империя до 1917 г. и СССР до 1990 г., когда в июне съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, а 31 октября 1990 г. Верховным Советом принят закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Перед новой, хотя и уменьшившейся в размерах Россией, встал вопрос: как управлять огромной территорией.

Каждое государство располагает определенными природными ресурсами, финансовым капиталом, интеллектуальным потенциалом, и от того, каким образом организовано управление, зависит уровень социально-экономического развития государства. В широком смысле организация управления включает государственное устройство, состав всех действующих социальных институтов, органы государственной власти, территориальное устройство.

Современное управление территориями основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

В настоящее время Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ государственного управления, в том числе и регионального. XXI век характерен ускорением всех процессов, в том числе и процессом качества управления.

Цель данной работы: изучение роли государственного управления в современной России.

Объектом исследования является: государственное управление.

Предметом: особенности государственного управления в регионе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические основы государственного управления в современной России;

выявить роль государственного управления в регионе;

раскрыть роль государственного управления в территориальном развитии Красноярского края.

Теоретической и методологической основой являются публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, учебная и методическая литература, нормативно-правовые акты Красноярского края, а также ресурсы Интернет.

Структура работы включает в себя: введение, основную часть из двух глав, заключение, список используемых источников и приложений.

1. Роль современного российского государства в управлении

1.1 Понятие и сущность государственного управления


Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения.

Государственное управление - это деятельность органов власти по реализации законодательных, исполнительных, судебных властных полномочий государства в целях выполнения их функций как в общем, так и в отдельных составных частях.

В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность часто именуется исполнительно-распорядительной.

Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности:

законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти;

исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти;

правосудие, осуществляемое системой судебной власти.

Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Ст. 11 Конституции Российской Федерации гласит, что:

) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;

) государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти Конституция Российской Федерации.

В узком смысле, государственное управление - это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. Такое понимание государственного управления принято в административном праве и основано на ст. 10, 77, 78, 110-117 Конституции Российской Федерации и других законодательных актах.

Государственное управление как основная, определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государствен6ной деятельности имеет ряд признаков. Первый и главный признак, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации, указов Президента РФ.

Второй признак государственного управления - его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой.

Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти. Органы государственного управления исполняют требования законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий которые выражаются в принимаемых ими административно-правовых актах и организационно-исполнительских действиях. Они исполняют законы, распоряжаясь.

В процессе осуществления государственного управления реализуются функции государства:

в межотраслевых сферах (финансы, налоги, статистика и др.),

в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.),

в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, занятость, культура и др.)

в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).

Государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.

Как уже было отмечено, управленческая деятельность реализуется посредством применения различных организационных форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего управленческого механизма. В зависимости от того, насколько совершенно государственное управление, настолько и деятельность государственного аппарата соответствует условиям функционирования государства на том или ином этапе исторического развития.

Практически государственное управление реализуется через такие формы организационной деятельности, как подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, работа с информацией, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.

Сегодняшний этап исторического развития Российской Федерации - это провозглашение в нашей стране наличия правового государства и создание зрелого гражданского общества. Одной из главных целей, которая поставлена перед нынешним этапом административной реформы в России, является определение подобающей роли и места гражданина в обществе и государстве. Гражданину должны быть предоставлены возможности реализовывать свои права и отстаивать нарушенные права в сфере государственного управления при условии соблюдения со стороны всех участников административных правоотношений принципа законности.

Определение целей и основных задач, решаемых в процессе управления, обусловливает динамичность этой формы государственной деятельности. Каждый этап развития нашего государства, как правило, сопровождается соответствующими изменениями в управленческой структуре, направленными на улучшение деятельности аппарата исполнительной власти. Динамичность управленческой деятельности обеспечивает оптимальное решение задач общества.

Государственное управление призвано служить в первую очередь интересам личности, общества и государства (именно в такой последовательности, если государство вправе называться демократическим). Оно осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных актов представительной власти России, т.е. государственное управление носит подзаконный характер. Субъектами государственного управления являются:

государственные органы,

органы местного самоуправления (муниципальные органы),

а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями.

Исходя из вышеизложенного, государственное управление может быть определено как одна из форм деятельности уполномоченных на то субъектов, состоящая в практической организации осуществления его задач и функций, в непосредственном повседневном руководстве социально-политическими, социально-культурными отраслями, хозяйственной и межотраслевыми сферами деятельности на основе и во исполнение законов.

Цели государственного управления:

социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Кроме того, существует иерархия целей, и каждая нижестоящая цель должна являться средством достижения вышестоящих целей.

Современный период развития в России сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного государства в демократическое, а в области управления - заменой административно-командной системы рыночной. Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижения науки и передового опыта. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

Радикальное изменение парадигмы управления в России - системы взглядов на управление - во второй половине XX века связано с развитием рыночно-предпринимательских экономических отношений. Так возникла настоятельная потребность в разработке новой парадигмы управления (Приложение 1 и 2).

Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку является сложным процессом, непременным и активным участником которого должно быть государство. На государство возлагается регулирование внерыночных зон хозяйствования, таких как экологическая безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений. Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен.

Переход к новой системе хозяйствования обеспечивает значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В настоящее время в Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых возрастает. Это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, существенно упрощая систему управления народным хозяйством в целом, снижая энтропию - элемент случайности, способствуя повышению управляемости экономики России.

1.2 Региональные начала в организации государственного управления


Переход России к демократическому стилю государственного управления вызвал необходимость пересмотра федеративных отношений. Современные государства имеют многоуровневую структуру. В мировой практике наиболее распространена трехуровневая структура государственного управления, включающая федеральный, региональный и местный уровни.

Как правило, на всех уровнях формируются самостоятельные органы законодательной и исполнительной власти. Различные уровни государственной власти имеют собственный круг полномочий, закрепленный в законодательстве страны. Отношения разных уровней власти носят конкурентный характер, и распределение полномочий между ними определяется теми преимуществами, которые имеет каждый из уровней. С одной стороны, центральные власти имеют лучшую информационную базу для принятия решений, могут привлекать наиболее квалифицированных специалистов, аккумулировать значительные финансовые и материальные ресурсы, представлять страну на международной арене. С другой стороны, региональные и местные органы власти лучше знают традиции и особенности конкретной территории, ее природные ресурсы, состояние предпринимательской деятельности, интересы и потребности местного населения.

Конституция Российской Федерации закрепила федеративное устройство страны, что накладывает отпечаток на формирование региональных органов власти (83 субъекта с разными государственно-правовыми статусами: 21 республика, 46 областей, 9 краев, 2 города федерального значения, 4 автономных округов, 1 автономная область). Между ними существуют различия - по численности, экономическому уровню, культурно-образовательному уровню.

Разграничение полномочий между различными уровнями государственного управления закреплено в Конституции Российской Федерации. Основным критерием систематизации этих органов является разграничение Российской Федерацией и ее субъектами: государственная власть РФ распространяется на всю территорию государства, государственная власть субъекта РФ - на его территорию.

Местное самоуправление - важный элемент демократического общества, поскольку оно является выражением власти народа и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Граждане страны осуществляют свое право на местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через органы местного самоуправления. Важно отметить, что по российскому законодательству органы местного самоуправления являются самостоятельными в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти. Более того, не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов их ведения.

Федеративное устройство государства, природные, хозяйственные различия между регионами предопределяют актуальность повышения эффективности регионального управления, поиска оптимального варианта разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами.

Под региональным управлением понимается государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации в их административно-территориальных границах всеми им подведомственными отраслями и сферами в соответствии с разграничением государственных полномочий между федеральными и субфедеральными органами.

Регионализация государственного управления имеет объективные политические (демократия) и экономические (рынок) основы. Успешное проведение реформ возможно лишь при активной государственной политике, учитывающей специфику каждого региона. Неприемлемы ни чрезмерный централизм, не способный учесть многообразие местных условий, традиций, ни местничество, игнорирующее общенациональные интересы. Приоритет той или другой стороны может быть лишь временной мерой, обусловленной сложившимися конкретными обстоятельствами.

Федеральный центр обеспечивает общность экономического и политического пространства единством системы управления, денежной, бюджетной, налоговой политики. Регион вправе применять свою тактику реформ в рамках единого правового поля с соблюдением общегосударственных интересов и без нанесения прямого или косвенного ущерба другим регионам.

Главной целью регионального управления является повышение уровня благосостояния населения, проживающего на данной территории, рост экономического потенциала территории, улучшение качества жизни населения.

Реализация целей и задач государственного управления осуществляется через систему функций, т.е. систему ролей, которую выполняет государственный аппарат управления для того, чтобы направить, организовать те или иные сферы общественной жизнедеятельности и оказывает на них определенное влияние ради достижения заранее спланированных целей.

По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений выделяют общие и специфические функции государственного управления.

Общие - это те функции, которые присутствуют в любом управленческом взаимодействии субъекта и объекта управления. К ним относятся функции планирования, организации, мотивации, прогнозирования, контроля.

Среди общих основных функций ведущей является функция планирования, с которой начинается составление целевых программ развития территорий и сфер деятельности. В рамках этой функции происходит анализ выделения основных экономических проблем территории, выделяется главная стратегическая цель, которую надо будет достичь при реализации этой программы; потом следует соответствующая иерархия подцелей, решение каждой из которых является достижением вышестоящей цели. Нижние уровни целей, которые достигаются каждым отдельным субъектом управления, двигаются поэтапно от одной цели к другой более высокого уровня. В рамках этой же функции планируются ресурсы, которые необходимо задействовать для реализации данной программы: планируются система управления реализации этой программы, структуры исполнителей, система контроля и критерии отчетности, способы достижения цели и сроки реализации. Эта функция связана с функцией прогнозирования, т.к. прогноз в данном случае есть набор вероятных сценариев развития событий, последствий реализации и сценарии ответных действий определенных структур по устранению последствий и внесение корректив в план действий.

Функция организации заключается в разработке и утверждении регламентов, инструкций, требований, нормативов, порядка управления, регулирования и деятельности задействованных в программе структур и служб. Мотивация сводится к тем или иным видам материального стимулирования задействованных работников с целью побудить их к более эффективному, производительному труду, а также привлечение их к ответственности в определенных случаях. На протяжении всего управления реализации программы присутствует контроль с целью соблюдения законности, дисциплины, анализа достигнутого и проблем, связанных с отклонением от намеченных целей для того, чтобы вовремя пресекать подобные отклонения, корректировать своё управленческое воздействие в рамках реализации программы.

Специфические функции находят свое применение в частных конкретных проявлениях, возникающих на практике ситуаций, при которых необходимо действовать от имени государства, реализуя его компетенцию: проведения выборов, правоприменения, лицензирования деятельности отдельных субъектов и т.д.

Со всеми этими функциями тесно связаны методы управления, т.е. способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного государственного развития. В региональном управлении применяются свои собственные методы и средства, которые представляют собой совокупность способов и методов воздействия субъекта управления на управляемый объект.

Под методами государственного управления понимаются официальные способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенции и в установленном порядке.

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики государства.

При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).

При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными - осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Средства государственного управления - это инструментарий, набор конкретных и чаще всего овеществленных предметов, используемых в данном процессе. В государственном управлении средства могут быть:

техническими (средства труда государственных служащих, электронные, космические);

специальными (средства военные, правоохранительные, таможенного и пограничного контроля, обеспечения госбезопасности, гражданской обороны, дипломатические);

сугубо экономическими (денежная эмиссия);

нормативными (те или иные нормативно-правовые акты);

информационными и коммуникационными (средства правительственной связи и информации) и др.

Методы делятся на основные группы: организационные; экономические; социально-психологические.

методы организационной группы - система воздействия на организационные отношения внутри системы регионального управления и выражаются в таких актах, как приказы, должностные инструкции, распоряжения, распределение полномочий;

к экономическим методам относится совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий через нормативно-правовую базу и организационную систему для решения задач социально экономического развития;

к социально-психологическим методам относятся способы воздействия, основанные на использовании определенных социально-психологических факторов.

Таким образом, с помощью методов и средств государственного управления осуществляются функции государственного управления, достигаются цели, которые ставит перед собой субъект государственного управления. Разнообразие методов и средств государственного управления позволяет сделать процесс управления гибким, динамичным, эффективным.

В процессе приобретения регионами некоторой относительной самостоятельности при проведении экономической, финансовой политики формируется новая региональная сфера интересов и ответственности, появляется новое понятие - региональный интерес, который находится в некотором противоречии с государственным интересом. К региональным интересам относится:

соответствие уровня образа жизни государственным стандартам означает, что каждый регион должен стремиться соответствовать среднестатистическому уровню жизни в стране;

наличие у региона собственности, прочих материально-финансовых ресурсов, достаточных для того, чтобы обеспечивать исполнение своих полномочий в полном объёме в пределах своей компетенции;

наличие инфраструктуры для развития как внутрирегиональных, так и межрегиональных торгово-экономических и социально-культурных связей;

наличие или отсутствие природно-ресурсного потенциала;

обеспечение стабильности общественно-политической и национально-этнической ситуации в регионе.

Региональные методы управления пересекаются с региональными интересами и должны быть направлены исключительно на обеспечение этих региональных интересов.

Система регионального управления функционирует на основе общих целей и принципов, как для федеральных, так и для региональных органов власти и включает в себя:

. Систему государственных органов как федеральных, так и региональных, так как они постоянно взаимодействуют между собой при проведении мероприятий на территории региона. Взаимодействие начинается с президента РФ, причем полномочия президента не конкретизированы в той части, которая касается вопросов организации руководства всеми отраслями и сферами управления в стране в целом, по этому на практике президент издает свои указы по разным вопросам, которые могут касаться деятельности региональных органов власти.

Правительство РФ, которое применительно к региональной политике объединяет и направляет на федеральном уровне деятельность федеральных органов и их территориальных подразделений отраслевого и межотраслевого направления. Председатель правительства РФ по определенным вопросам имеет прямую власть над главами регионов, так как на него возглавлен контроль по осуществлению ими социально экономических вопросов. Органы исполнительной власти субъектов федерации исполняют свои полномочия в соответствии с принципом разграничения между федеральным и региональным уровнем компетенции.

. Систему государственной службы.

. Совокупность реализуемых государственными органами функций, используемые средства для осуществления этих функций.

. Систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, необходимый документооборот.

Особенности нашей страны (масштабность, региональное многообразие, состояние переходной экономики и др.) требуют более активной по сравнению с типичной мировой практикой деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и, соответственно, страны в целом. Многие вопросы развития регионов: использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, поддержки малого предпринимательства и др. успешнее решаются именно на региональном уровне.

Одной из проблем социально-экономического развития в эпоху глобализации является возрастающая межрегиональная экономическая дифференциация. Неоднородность экономического пространства оказывает значительное влияние на структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований, социально-экономическую политику любого государства.

В России вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий унифицированный подход к регионам невозможен.

У всех регионов есть несколько сфер управления, которые одинаково важны для каждого региона: управление политической жизнью региона, сферы материального производства, финансово-кредитная сфера, потребительский рынок, соционально-бюджетный комплекс, использование природных ресурсов, управление общественной безопасностью, управление информационной средой.

Однако, у каждого региона имеются несколько приоритетных только для него сфер деятельности, который меняется в зависимости от ряда основных факторов: демографический состав населения, национально-конфессиональный состав населения, географическое положение, климат, состояние хозяйственного регионального комплекса, социально-экономический потенциал региона и др.

Чаще всего регулирование территориального развития осуществляется в виде государственной поддержки отдельных программ. Программирование регионального развития является одним из наиболее активных стимулирующих методов региональной политики и представляет собой совокупность инструментов направленных на стимулирование регионального развития.

Таким образом, в конце ХХ- начале XXI столетия формационные преобразования в развитии российского государства - смена общественно-политического строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно-технического прогресса - обусловили необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления.

Современный этап развития России характеризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных проблем, усилилась роль регионального управления, так как именно через регионы осуществляется руководство федеративным государством в целом. Следовательно, основные функции государственного управления практически реализуются на территории субъектов Федерации.

2. Государственное управление территориальным развитием Красноярского края


2.1 Государственная поддержка инвестиционной деятельности в системе государственного управления региональным развитием

государственный инвестиционный региональный управление

Красноярский край - один из российских регионов-лидеров по уровню инвестиционной активности. По объему привлеченных инвестиций край входит в первую десятку в РФ.

Социально-экономическое развитие Красноярского края представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти.

Формирование территорий сопряжено с дополнительными финансовыми затратами, бремя которых несут как бизнес, так и государство. Роль государственного управления сводится к созданию условий динамичного развития данной территории. Региональная власть в Красноярском крае ведет активную поддержку инвестиционной деятельности: приняты региональные законы и постановления, главная задача которых - создание благоприятной инвестиционной среды. В регионе активно используются механизмы государственно-частного партнерства.

Для поддержания инвестиционной деятельности Правительство Красноярского края привлекает к сотрудничеству федеральные институты и различные инструменты стимулирования инвесторов.

В Красноярском крае действует единая система государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий, утвержденная нормативными правовыми актами, которые определяют правовые, организационные и экономические основы инвестиционной деятельности на территории региона, а также устанавливают формы и методы поддержки, защиты прав и законных интересов участников инвестиционной деятельности со стороны органов государственной власти края и органов местного самоуправления.

Обе ветви власти в Красноярском крае, законодательная и исполнительная, ведут активную поддержку инвестиционной деятельности. В регионе принято множество законов и постановлений, главная задача которых - создать на территории края благоприятную инвестиционную среду.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим оказание государственной поддержки, является Закон Красноярского края от 30.09.2004 № 12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае».

Государственная поддержка инвестиционной деятельности предоставляется в следующих формах:

.        субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов, и лизинговым платежам;

.        бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц в целях реализации инвестиционных проектов и (или) на строительство объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов, включая разработку проектно-сметной и разрешительной документации;

.        государственные гарантии края;

.        инвестиционные налоговые кредиты по региональным налогам;

.        льготы по налогам.

В 2011 г. были предоставлены государственные гарантии края на сумму более 1,6 млрд руб.

Также были предусмотрены средства краевого бюджета на финансирование крупных инвестиционных проектов, среди которых «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» и «Новалэнд».

Наглядно некоторые объемы государственных гарантий представлены на рис.1-3.

Рисунок 1 - Бюджетные инвестиции в инвестиционные проекты, млн руб.


Рисунок 3 - Объем государственных гарантий, выданных Правительством Красноярского края, млн руб.

В регионе формируется система по отбору инновационных проектов, запланирована серьезная бюджетная поддержка инновационной деятельности. Красноярский край стал базовой площадкой для создания технологической платформы «Национальная информационная спутниковая система» (с участием в качестве ключевых субъектов ОАО «ИСС», ОАО «Красмаш», СибГАУ). Ведется работа по созданию региональных технологических платформ.

В части физической инфраструктуры в Красноярском крае функционирует региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор площадью более 4 тыс.кв.м. На базе бизнес-инкубатора создается Центр прототипирования с уникальным оборудованием. К 2014 году планируется разместить на площадях бизнес-инкубатора порядка 50 резидентов.

2.2 Нижнее Приангарье - регион пересечения федеральных, региональных и корпоративных интересов


Действенным методом осуществления активной совместной государственной и региональной политики является целевое финансирование стратегических проектов.

На сегодняшний день приоритетным направлением государственной поддержки в Красноярском крае является инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья».

Нижнее Приангарье - регион Красноярского края, объединяющий пять районов, расположенных в низовьях течения реки Ангара и среднего участка Енисея к северу и северо-востоку от Красноярска: Енисейский, Богучанский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский районы и три города - Енисейск, Лесосибирск и Кодинск. Площадь территории около 260 тыс. кв. км. Численность населения около 230 тыс. человек.

Это государственно-частный проект по созданию нового промышленного района в Красноярском крае на базе электроэнергии Богучанской ГЭС и ресурсного потенциала региона.

Нижнее Приангарье является богатейшим регионом не только Красноярского края, но и всей России. Поэтому Нижнее Приангарье является объектом пристального внимания федерального центра и крупного бизнеса. Совпадение интересов развития страны и Красноярского края обеспечило начало реализации беспрецедентного в новейшей истории России проекта комплексного освоения территории на основе государственно-частного партнерства

Государственный координатор проекта - Правительство Красноярского края

Ответственные исполнители комплексного инвестиционного проекта: Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Министерство энергетики Российской Федерации.

Участники комплексного инвестиционного проекта: открытое акционерное общество «Корпорация развития Красноярского края»; открытое акционерное общество «Русский алюминий»; открытое акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания»; Внешэкономбанк.

В рамках проекта государство за счет средств Инвестиционного фонда РФ финансирует развитие инфраструктуры, что позволяет бизнесу инвестировать в строительство новых промышленных объектов.

Составляющие проекта освоения Нижнего Приангарья:

) проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» - 274 429 млн. рублей (в т.ч. средства Инвестиционного фонда РФ - 41192 млн. рублей, средства бюджета Красноярского края - 702 млн. рублей);

) проект «Подготовка к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» - 13685 млн. рублей (в т.ч. расходы Красноярского края - 924 млн. рублей).

В настоящее время заключены государственные контракты и ведется строительство полного комплекса объектов. Стоимость проекта - 26376,03 млн. рублей.

Срок реализации проекта - 2006 - 2015 годы.

Реализация проектов в сфере развития инфраструктуры и электроэнергетики даст толчок к развитию в регионе энергоёмких производств. Прежде всего, это алюминиевый завод в Богучанском районе, целлюлозно-бумажные комбинат в Богучанском районе. Реализация проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры позволит активно осваивать лесные ресурсы правобережья Ангары и нефтегазовые месторождения на юге Эвенкии.

Таким образом, участие государства в управлении регионами заключается главным образом в оказание финансовой поддержки различным социально-экономическим программам.

Заключение


Вопрос о месте и роли современного государства в управлении обществом является одним из центральных как в теории, так и на практике. Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство - это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы.

Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму.

С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

В работе были рассмотрены теоретические аспекты государственного управления в современной России, его целей, принципов, структуры, особенностей реализации в развитие регионов.

В практической части проведен анализ инвестиционной политики государства в региональном развитии Красноярского края. Формирование территорий сопряжено с дополнительными финансовыми затратами, бремя которых несут как бизнес, так и государство. Роль государственного управления сводится к созданию условий динамичного развития данной территории.

Действенным методом осуществления активной совместной государственной и региональной политики является целевое финансирование стратегических проектов, которых в настоящее время насчитывается около 80. Приоритетным направлением государственной поддержки в Красноярском крае является инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья.

Список используемых источников


1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009. №4. - Ст.445.

.        Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2006 №1708-р (ред. от 14.12.2011) «Об инвестиционных проектах, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 25.12.2006. - №52 (ч. III). - Ст.5606.

.        Закон Красноярского края от 30.09.2004 № 12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае»

.        Закон Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края.

.        Алехин Э.В. Государственное регулирование региональной экономики / Э.В.Алехин. - Пенза: ПГУ, 2011. - 225 с.

.        Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций / Г.В.Атаманчук. - М.: Омега-Л, 200. - 448 с.

.        Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник / И.А.Василенко. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

.        Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов / Н.И.Глазунова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 560 с.

.        Голощапов Р.В. Государственное управление: Учебное пособие / Р.В.Голощапов, А.Г.Пятков. - Хабаровск: ДВАГС, 2005. - 183 с.

.        Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под. ред. В.А.Козбаненко - М.: Статут, 2000. - 612 с.

.        Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Учебник. Т. 2 / Н.М.Добрынин; Науч. ред. А.Н.Митин. - Новосибирск: Наука, 2010. - 519 с.

.        Идиатуллина К.С. Система государственного управления: Учебное пособие / К.С.Идиатуллина. - Казань: Казан.гос.технол.ун-т, 2006. -164 с.

.        Красноярский край. Территория развития. Инвестиционный паспорт 2011-2012. - Красноярск, 2011. - 32 с.

.        Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление Учебное пособие / Е.Г.Коваленко. - СПб.: Питер, 2005. - 288 с.

.        Кузнецов В. В. Местное самоуправление в системе государственного управления: учебное пособие / В.В.Кузнецов, В.В.Ваховский. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 127 с.

.        Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций / Е.П.Михалева. - М. Юрайт-Издат, 2008. - 175 С.

.        Охотский Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс / Е.В.Охотский. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2008. - 548 с.

.        Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход / А.И.Радченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 720 с.

.        Романов В.Н. Система государственного и муниципального управления: учеб. пос. / В.Н.Романов, В.В.Кузнецов. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. -153 с.

.        Стратегии пространственного развития Красноярского края. - Красноярск, 2007. - 88 с.

.        Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л.Гапоненко, АЛ.Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 558 с.

.        Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е.Чиркин. - М.: Юристъ, 2005. - 379 с.

Приложения

Приложение 1

Основные положения старой и новой парадигмы управления



Приложение 2

Сравнительный анализ старой и новой парадигмы управления в России



Приложение 3

Реестр инвестиционных проектов Красноярского края

Заявитель

Название проекта

Сумма, т.р.

Форма государственной поддержки

ФГУП "Горно-химический комбинат" (г. Железногорск)

"Развитие производства полупроводникового кремния"

8170000

Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов

ФГУП "Красноярский машиностроительный завод"

"Организация производства каталитической переработки нефти"

90337,5

Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов

ООО "Соврудник"

317840

Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов

ОАО "Красноярсккрайуголь"

"Расширение разреза "Переясловский" ОАО "Красноярсккрайуголь" до мощности 7 миллионов тонн угля в год"

1039350

Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов

ОАО Племенной завод "Шуваевский"

"Строительство, реконструкция и модернизация ОАО Племенной завод "Шуваевский"

320000

Бюджетные инвестиции, государственные гарантии края

ЗАО "Краслесинвест"

Создание в Богучанском районе Красноярского края лесоперерабатывающего комплекса по производству беленой хвойной крафт-целлюлозы, крафт-лайнера, продукции лесопиления и деревообработки, МДФ

72300000

Приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов

ООО "Кингашская ГРК"

"Создание нового горно-обогатительного комплекса на юго-востоке Красноярского края"

39680000

Бюджетные инвестиции

ООО "Минусинский лес"

"Организация лесозаготовок, деревообработки и плитного производства в условиях долговременной аренды лесов"

7452900

Приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов

ООО "КЛМ-ЭКО"

"Развитие деревообрабатывающего комплекса в г. Красноярске"

470000

Приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов

ООО "Трансслес"

"Техническое перевооружение завода ООО "Трансслес" в п. Березовка Березовского района Красноярского края"

691888

Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов

ООО "Енисейский фанерный комбинат"

"Развитие бизнеса в лесопереработке на базе ООО "Енисейский фанерный комбинат" (Создание лесоперерабатывающего производства на базе ООО "Енисейский фанерный комбинат" в городе Сосновоборске)"

7804905

Субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов получателям кредитов в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов

ООО Корпорация строителей Красноярска "Центр"

"Строительство малоэтажного жилья и коммунальной, энергетической, транспортной инфраструктуры района "Новалэнд"

9217360

Бюджетные инвестиции

ООО фирма "Мастер"

"Организация промышленного производства по глубокой переработке массивной древисины"

1482406

Приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов

ООО "АэроГео"

"Приобретение воздушных судов ЦЕССНА 208Б"

376467

Субсидия на возмещение части затрат по уплате лизинговых платежей, уплачиваемых лизинговым компаниям за имущество, приобретаемое по договорам лизинга

ЗАО "Свинокомплекс "Красноярский"

"Строительство свиноводческого комплекса в Большемуртинском районе Красноярского края с цехом по первичной переработке свиней"

5904882

Бюджетные инвестиции


Реестр заявлений, поступивших от принципалов, и принятых Инвестиционным советом

Принципал

Сумма, т.р.

ООО "Центр расчетов и инвестиций Красноярск 2020"

296 461,4

ООО "Шушенская марка"

200 000,0

ООО "ЛПЗ "Сегал"

72 220,0

ООО "ДПМК Ачинская"

539 243,3

ОАО Племенной завод "Шуваевский"

232 358,9

ООО "Центр расчетов и инвестиций Красноярск 2020"

53 550,0

ООО "Кодинский деревообрабатывающий комбинат" (ООО "КОДОК")

208 440,0

ОАО "Красавтодорстрой"

209 674,0

ООО "Центр расчетов и инвестиций Красноярск 2020"

ООО "Центр расчетов и инвестиций Красноярск 2020"

417 851,5

ООО ФСК "Монолитинвест"

173 512,1

ООО "Новый город"

288 586,3

ООО "Производственно-строительная компания КРАСНОЯРСК 2020"

41 286,5

ОАО "Лесосибирский ЛДК №1"

1 000 000,0

ООО "Монолитстрой"

330 000,0

ООО "Производственно-строительная компания КРАСНОЯРСК 2020"

199 815,9



Приложение 4

Реализация проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»

Наименование

Стоимость млн. руб

Период реализации

Финансирование

Выполнено

I. Строительство объектов инфраструктуры проекта "КРНП" (компетенция Красноярского края)

Строительство объектов схемы выдачи мощности БоГЭС (СВМ БоГЭС)

26 376,03

2007-2012

На строительство объектов СВМ БоГЭС в краевой бюджет перечислено средств Инвестиционного фонда РФ в сумме 21 973,44 млн. рублей. Перечислено подрядным организациям - 17 234,6 млн. рублей. Стоимость выполненных подрядными организациями работ - 14 830 млн. рублей.

5 из 8 объектов находятся в высокой степени готовности, проводится работа по подготовке к вводу объектов в эксплуатацию.

ВЛ 500 кВ "БоГЭС-ПС Ангара", 1-я линия

2 403,848

2011


Завершены строительно-монтажные работы, устранены замечания рабочей комиссии. Объект готовится к вводу в эксплуатацию.

ВЛ 500 кВ "ПС Ангара-ПС Камала-1"

4 562,208

2011


Завершены строительно-монтажные работы, устраненяются замечания рабочей комиссии. Объект готовится к вводу в эксплуатацию.

ПС 500 кВ "Ангара"

6 300,000

2011


Строительно-монтажные работы завершены, завершаются пуско-наладочные работы. Объект готовится к постановке под напряжение согласно пусковой схеме.

Расширение ПС "Камала-1"

766,791

2011



Открытый пункт перехода 500 кВ на БоГЭС

2 204,475

2011


Выполняются строительно-монтажные и пуско-наладочные работы.

ВЛ 500 кВ "БоГЭС-ПС Ангара", 2-я линия

3 129,395

2011


Выполнены изыскательские работы. Осуществляется рубка просеки (выполнено 24%), монтаж фундаментов (2%).

ВЛ 500 кВ "ПС Ангара-ПС Тайшет-2 (Озерная)"

4 443,408

2011


Выполнены изыскательские работы. Выполняются топографические работы (95%).

Расширение ПС "Тайшет-2 (Озерная)"

677 706,000

2012


Выполняются изыскательские работы.

Строительство железнодорожной линии Карабула-Ярки

6 477,520

2008-2011

На строительство железнодорожной линии в краевой бюджет перечислено средств Инвестиционного фонда РФ в сумме 6 316,52 млн. рублей. Перечислено подрядным организациям - 5 451,04 млн. рублей. Стоимость выполненных подрядной организацией работ - 5 102,41 млн. рублей.

Выполнено верхнее строение пути на протяженности 21,4 км. (из 43 км.), завершено строительство притрассовой автодороги, монтаж путепроводов, мостов на притрассовой автодороге. Полностью выполнено земляное полотно под верхнее строение пути. Выполняются работы по устройству 21,6 км верхнего строения пути, работы по установке оборудования систем сигнализации, связи, электроснабжения объекта.

Строительство автомобильной дороги Канск-Абан-Богучаны-Кодинск

3 092,860

2007-2011

Средства Инвестиционного фонда РФ на строительство участков автодороги поступили в бюджет края в полном объеме. Перечислено подрядным организациям - 3 089,7 млн. рублей. Выполнено работ на сумму - 3 089,7 млн. рублей.

Работы по строительству и реконструкции всех 15 участков автодороги завершены. Общая протяженность - 141,12 км, из них в переходном типе покрытия - 51,12 км, в асфальтобетоне - 90 км.

Строительство мостового перехода через р. Ангара

2007-2011

Средства Инвестиционного фонда РФ на строительство мостового перехода поступили в бюджет края в полном объеме. Перечислено подрядным организациям - 4 572,66 млн. рублей. Выполнено работ на сумму - 4 573,84 млн. рублей.

Завершены работы по устройству опор моста (17 штук), буронабивных столбов (38 штук), закончена сборка и надвижка пролетных строений (1562 п.м.). Завершены работы по устройству дорожной одежды, перильного ограждения. Завершаются работы по благоустройству. Производятся работы по установке барьерного ограждения, лестничных сходов, электротехнические работы.

II. Строительство объектов промышленности проекта "КРНП" (частные инвесторы проекта)

Достройка Богучанской ГЭС (ОАО "РусГидро", ОК "РУСАЛ")

79,26 млрд. рублей

2006-2013

Инвесторами профинансировано 65 994 млн. рублей. Выполнено работ на объекте на сумму 53 934 млн. рублей.

Производятся работы по монтажу первых трех (из 9ти) гидроагрегатов суммарной мощностью 540 МВт. Поэтапный пуск первых гидроагрегатов станции - с 01.04.2011. Ввод ГЭС на полную мощность до 30.09.2013.

Строительство Богучанского алюминиевого завода ( ОК "РУСАЛ", ОАО "РусГидро").

66,5 млрд. рублей

2007-2015

Инвесторами профинансировано 9 789,4 млн. рублей. Выполнено работ на объекте на сумму 4 391,6 млн. рублей.

По информации ОК "РУСАЛ" готовность первого пускового комплекса завода - 30% (ввод в эксплуатацию - 2013 год). Ввод объекта в эксплуатацию на полную мощность (3000 МВт) - 2015 год.

Строительство Богучанского лесопромышленного комплекса (ГК "Внешэкономбанк")

86,77 млрд. рублей

2007-2013

Инвесторами профинансировано 82 049,1 млн. рублей. Выполнено работ на объекте на сумму 60 421,1 млн. рублей.

Разработана проектно-сметная документация на строительство лесопильного завода, проектная документация по транспортной и энергетической инфраструктуре. Проводится проектирование рабочего поселка. Осуществляется подготовка площадки к строительно-монтажным работам.

III. Подготовка ложа водохранилища БоГЭС (компетенция Красноярского края)

Переселение граждан, проживающих в зоне затопления.

3 632,534

2006-2011

Мероприятия, связанные с переселением граждан завершены.

Переселены все граждане, проживающие в зоне затопления - 4 905 человек (1 626 семей). Построено и введено в эксплуатацию 2 094 квартиры в городах-рецепиентах (100%).

Лесоочистка спецучастков ложа водохранилища

1 526,288

2009-2011

Профинансировано подрядной организации - 1 399,863 млн. рублей, выполнено работ на сумму 1 407,484 млн. рублей.

Выполнено лесосечных работ на площади 12 922,02 га (из 13 320,79 га) - 97 %.

Санитарная очистка ложа водохранилища

337,804

2009-2011

Профинансировано подрядной организации - 237,380 млн. рублей, выполнено работ на сумму 110,072 млн. рублей.

Выполнены работы в 26 (из 34 населенных пунктов) - 76,4 %.

Приложение 5

Карта-схема объектов проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»

Похожие работы на - Роль государственного управления в современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!