Выявление уровня развития пространственно-временных ощущений боксеров 15-17 лет

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    141,1 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Выявление уровня развития пространственно-временных ощущений боксеров 15-17 лет

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1      Психологические особенности подготовки в боксе

.2      Содержание и структура психической готовности боксера к соревнованию

.3      Диагностика состояния психической готовности спортсмена

.4      Психологическая характеристика поединка

Выводы по первой главе

Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ В ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ОЩУЩЕНИЙ

.1 Влияние специфических упражнений на личные качества боксеров

.2 Влияние специфических упражнений на психофизические параметры боксеров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Уровень развития специфических психических процессов проявляется в действиях боксера на ринге, во многом определяется успешностью развития природных задатков спортсмена, которые совершенствуются в процессе специальных упражнений [3, 6, 7, 8, 31, 35].

Диагностику состояния психической готовности к соревнованию следует рассматривать как одну из важнейших современных проблем психологии спорта. Успех действий боксера в поединке во многом зависит от уровня развития некоторых его психических процессов, от особенностей личности, от его психического состояния во время поединка[21, 38, 42, 44].

В поведении боксера во время поединка проявляется ряд особенностей его характера, темперамента, интеллекта. В поединке действия спортсмена во многом могут зависеть, например, от его личного отношения к противнику, от того, как развиты у боксера самолюбие, самокритичность, волевые качества: решительность, смелость, настойчивость, насколько он уравновешен и умеет быстро приспособиться к противникам разной манеры ведения боя и т. д. [24, 33].

Мгновенное восприятие боксером противника, боевых ситуаций и собственных действий представляет собой сложный процесс взаимодействия различных анализаторов, в котором ведущую роль играют зрительный и двигательный анализаторы [21, 43].

Важнейшим качеством, позволяющим боксеру оценивать расстояние до противника, выбирать нужное положение для атаки, защиты и контратаки, является чувство дистанции. Чувство дистанции - это специализированное восприятие, позволяющее точно оценивать постоянно изменяющееся расстояние до партнера, «дальнобойность» его ударов [7].

Мышечно-двигательные ощущения составляют важнейший компонент сложных восприятий дистанции и времени. Чувство дистанции формируется на основании, систематического «опробования» при помощи финтовых движений и ударов с расстояния, с которого может быть удачно проведена атака или контратака, а также оценки расстояния, на котором можно своевременно избежать ударов противника [9, 10, 28, 39, 47].

Тонкие мышечно-двигательные восприятия лежат в основе так называемого «чувства удара». Это чувство позволяет спортсмену в соответствии с его намерениями дозировать точность, усилия, быстроту и резкость ударов в зависимости от положения противника, дистанции до него и скорости его передвижения [23, 27, 44].

Способность к расслаблению и своевременному чередованию мгновенного расслабления и напряжения определенных мышечных групп, принимающих участие в выполнении специальных движений боксера, также связана со степенью развития ощущений мышечного тонуса, расслабленности и напряженности мышц [45].

Цель работы - Выявить уровень развития пространственно-временных ощущений боксеров 15-17 лет.

Объект работы - методика развития пространственно-временных ощущений боксеров 15-17 лет.

Предмет исследования Пространственно-временные ощущения боксеров 15-17 лет

Гипотеза: предполагается, что внедрение в учебно-тренировочный процесс боксеров 15-17 лет упражнений на развитие пространственно-временных ощущений, улучшит психологическое состояние спортсменов

Задачи работы:

·        изучить влияние упражнений на развитие пространственно-временных ощущений на личные качества боксеров 15-17 лет;

·        выявить эффективность упражнений на развитие пространственно-временных ощущений на результаты «тепптнг-теста»;

·        оценить влияние упражнений на развитие пространственно-временных ощущений на предстартовое состояние боксеров 15-17 лет.

Методы исследования:

·        Анализ научно- методической литературы по теме исследования;

·        Педагогическое наблюдение;

·        Анкетирование;

·        Методы математической статистики;

·        Исследование умения управлять двигательным темпом (устройство «Теппинг»);

·        Измерение ЧСС в различных функциональных состояниях (пальпаторно, за 10 с).

Организация исследования. Исследование проводилось на базе ОРУ региональный учебный центр олимпийской подготовки по боксу Челябинской области СК «Урал». Было обследовано 18 боксеров разрядников (12 человек - 1разряд, 6 человек - 2 разряд).В годичном макроцикле.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Психологические особенности подготовки в боксе

Успешное выступление в напряженном и трудном многодневном турнире, где приходится встречаться с разнообразными, порой опасными противниками, требует от боксера наряду с большим технико-тактическим совершенством и физической работоспособностью также и высокого уровня психологической подготовленности.

Психологическая подготовленность боксера определяется, во-первых, степенью развития специализированных восприятий: чувства дистанции и времени удара, ориентировки на ринге, быстроты реакции, умения предугадывать действия соперника, тактического мышления, внимания и, во-вторых, психологическим состоянием спортсмена [11].

При оптимальной психологической подготовленности у спортсмена наблюдается наивысший уровень развития перечисленных качеств и состояния так называемой психологической готовности. Его характеризуют уверенность в себе, стремление бороться до конца и победить, способность мобилизовать все силы для достижения поставленной в бою цели, значительная психическая устойчивость.

Уровень развития специфических психических процессов проявляется в действиях боксера на ринге, во многом определяется успешностью развития природных задатков спортсмена, которые совершенствуются в процессе специальных упражнений.

Недостаточное развитие специфических психических функций боксера или плохая компенсация их другими качествами, например - замедленной реакцией, большой быстротой движений или хорошим чувством дистанции отрицательно сказывается также и на достижении состояния готовности, т.к. вызывает у спортсмена чувство неуверенности или психической неустойчивости [7, 43].

Психическая устойчивость - это способность спортсмена сохранять в трудных условиях тренировки и соревнований положительное эмоциональное состояние, работоспособность и психические качества, необходимые в бою, несмотря на влияние факторов, вызывающих отрицательные эмоции и психическую напряженность.

А.Ц.Пуни считал, что в структуру состояния психологической устойчивости входят высокоразвитые познавательные, эмоциональные и волевые функции.

Готовность спортсмена к соревнованию складывается из уверенности в своих силах, стремления проявить себя и добиться победы, оптимального эмоционального возбуждения, высокой помехоустойчивости, способности произвольно управлять своим поведением [1].

Несколько по другому подходит к пониманию состояния готовности спортсмена Г.М. Гагаева. Она считает, что это состояние является только эмоционально-волевым и характеризуется оптимальным уровнем афферентных и эфферентных систем организма [39].

Под психологической готовностью спортсмена к соревнованию понимается возможность успешно выступать на соревнованиях. В психической готовности отводится большая роль уверенности, воле и т.д., которые не поддаются измерению и формализации и поэтому могут лишь дополнять полученные объективные данные исследований.

Многие психологи спорта усматривают сущность психологической готовности спортсмена в различных воздействия на него экстремальных условий соревнований и возможности своевременно принять оптимальное решение в конкретной ситуации, в единстве деятельности и состояния, в непрерывном контроле и регуляции поведения.

Во время предсоревновательной подготовки на обще подготовительном этапе и акцент делается преимущественно на общую психологическую подготовку, а на специально-подготовительном этапе - на специальную психологическую подготовку к данному соревнованию.

Основная задача тренера по боксу это развитие у спортсменов целеустремленности, что является неотъемлемой частью психологической подготовки боксеров. Ее можно воспитывать при условии, что спортсмен проявляет глубокий интерес к боксу как искусству, и личную заинтересованность в спортивных достижениях. Тренер обязан разобрать с боксером все его положительные и отрицательные стороны подготовки.

Следует постоянно вырабатывать у боксеров умение стойко переносить в боях болевые ощущения, преодолевать неприятные чувства, проявляющиеся при максимальных нагрузках и утомлении, при сгонке веса ,ограниченном приеме пищи и воды [8].

Бокс как спорт диктует отрицательные предстартовые состояния - предстартовая лихорадка и апатия, обычно характеризующиеся не уверенностью в своих силах, преследованием навязчивых мыслей о ходе предстоящих соревнований, терзанием сомнений по поводу своей готовности и успеха в выступлениях.

К «психологическим барьерам» в боксе относят:

страх перед проигрышем (он может быть вызван обостренным самолюбием и тщеславием, опасением подвести команду или коллектив ,мыслью об отрицательной оценки плохого выступления близкими людьми или тренером);

страх перед противником, вызванный или знанием его сильных сторон или неправильной информацией об его успехах ,или суевериями, или недооценкой собственных возможностей;

боязнь проиграть бой нокаутом или ввиду явного преимущества противника;

боязнь не выдержать высокого темпа боя

боязнь получить новую травму или повторную

боязнь неадекватного судейства, их субъективного отношения к противникам

всевозможные глупые суеверия, до сих пор еще распространены среди боксеров [7].

Под влиянием этих и других подобных им мыслей и эмоций спортсмен становится чрезмерно возбужденным, вспыльчивым или вялым, апатичным. Находясь в состоянии стартовой лихорадки, боксер, сильно волнуясь, не может, как правило, объективно представить себе картину предстоящего боя и сосредоточиться на плане своего выступления. Желание выиграть бой сменяется у него всяческими опасениями о ходе встречи, о ее результате. У боксера ухудшается внимание, нарушается память. Некоторые особенно возбудимые, неуравновешенные боксеры перед боем становятся крайне раздражительными и вспыльчивыми, не могут сидеть на месте, грубят, суетятся.

В результате исследования Б.И. Рысева было установлено что к отрицательным показателям стартовой лихорадки и стартовой апатии относятся: частота пульса и дыхания, высота артериального давления ,которые в течении 5-ти минутного отдыха после разминки падают до уровня данных и лишь в отдельных случаях повышаются; оптимальный скрытый период двигательной реакции для данного состояния проявляется с колебаниями и при больших долях секунды ,чем при оптимальных сдвигах. При выходе боксера на ринг показатели частоты пульса, дыхания и высоты артериального давления, которые относительно данных после 5-ти минутного отдыха резко изменяются в сторону их увеличения или понижения [4].

Чтобы успешно преодолеть все эти трудности необходимо развивать все качества воли. Формирование психической готовности к конкретному соревнованию достигается целой системой психолого-педагогических мероприятий, которые дают должный эффект лишь при направленном и комплексном их применении.

1.2 Содержание и структура психической готовности боксера к соревнованию

Задача общей психологической подготовки - изучение психологических качеств спортсмена и их развитие. Тренер в процессе работы выбирает методы их воспитания. Так, тренер, выясняет, что в процессе соревнований спортсмен не показывает результаты, достигнутые на тренировках, т.к. не уверен в своих силах.

Эта слабость проявления волевых качеств может иметь различные причины. Чтобы выбрать метод устранения недостатка, необходимо точно знать причину его возникновения. Потом вырабатываются меры устранения указанного недостатка. Спортсмен должен быть отлично подготовлен в физическом, техническом и тактическом отношениях, что позволяет подбирать методы устранения данного конкретного недостатка-неуверенности.

Совершенно необходимо чтобы спортсмен был полностью информирован о своих будущих соперниках, он должен хорошо знать как их слабые, так и сильные стороны. На последних соревнованиях, спортсмену необходимо выполнять специальные упражнения, которые придают уверенности в себе [5].

Особенное внимание следует уделять формированию эмоциональной спортсмена. Эмоциональное состояние спортсмена в период непосредственно предшествующее соревнованию, получило название «предстартовое состояние» или как говорят боксеры «гореть» перед боем. Особенно сильно проявляется предстартовый «мандраж» у 15-18-ти летних боксеров. Однако тренер, учитывая возрастные особенности не должен игнорировать индивидуальные особенности спортсмена. Важен здесь опыт спортивной деятельности. Из двух спортсменов одинакового возраста один может иметь значительный опыт спортивной деятельности, в результате которого у него вырабатывается умение владеть собой во время больших соревнований, и это положительно сказывается на его результатах. Другой спортсмен того же возраста может не иметь опыта борьбы и перед соревнованиями большого масштаба впасть в тяжелое предстартовое состояние [12, 28, 30].

Тренер должен знать темперамент каждого спортсмена - значит в процессе спортивной деятельности темперамент играет значительную роль. Хотя следует учесть, что один и тот же спортсмен в процессе спортивной деятельности может проявлять психические качества совершенно иного характера, чем в жизни.

Основными факторами психологической подготовки к конкретному соревнованию является:

Психологическая самоподготовка.

Под этим понимается та психологическая установка - мысли, переживания, волевые явления которые происходят у спортсмена в связи с конкретными соревнованиями. Спортсмен перед соревнованиями обязательно должен жить предстоящими боями. Однако это должны быть такие переживания, которые мобилизуют его силы, по-боевому настраивают и в конечном счете в значительной мере помогают достижению победы.

Воздействия тренера.

Тренер, хорошо знающий своего воспитанника уже по внешним признакам поведения может определить сдвиги в его эмоциональной сфере. Если всегда оживленный в присутствии тренеров юноша становиться замкнутым, что означает его нахождение в состоянии тяжелых психических переживаний, связанных с выступлением на предстоящих соревнованиях. Тренеру следует незаметно вывести своего подопечного из этого состояния, переключить его внимание на другое.

Одной из задач тренера в психологической подготовке является предупреждение психической перенапряженности накануне предстоящего соревнования. В некоторых случаях вопросы, связанные с предстоящими соревнованиями надо разобрать с коллективом и в личной беседе. Тренер должен помочь спортсмену оценить свои собственные силы и силы противника, одновременно тренер должен несколько изменить режим тренировок.

Воздействия среды.

Под понятием «среда» понимается в первую очередь тот спортивный коллектив, в составе которого спортсмен должен выступать на предстоящих соревнованиях. Психологическое состояние членов коллектива взаимно воздействуют на них. Поэтому очень важна установка всего коллектива относительно предстоящего соревнования [13].

В психологической подготовке большое значение имеет также отношение семьи, товарищей, знакомых. Здесь не следует забывать, что среда спортсмена может играть как положительную, так и отрицательную роль. Речь, в частности, идет о таких случаях когда воздействия среды доводят спортсмена до определенного перенапряженного состояния, выводят его из равновесия (когда «воодушевление» переходит нормальные границы).

Процесс психологической подготовки спортсмена делится на ряд этапов:

Этап, сразу следующий за соревнованиями.

На этом этапе, исходя из победы или поражения, спортсмен принимает ту или иную установку относительно последующей тренировки и предстоящего соревнования. Следующее соревнование может быть через месяцы. Однако психологическая к нему начинается после окончания предшествующих соревнований. В случае победы надо поставить перед боксером более высокие цели, а в случае поражения надо вызвать стремление к реваншу, и во всех случаях серьезно разобрать технические, тактические и психологические недостатки ,вот что важно проделать на этом этапе психологической подготовки к соревнованию.

Этап тренировки, предшествующий соревнованию.

Основная задача: решение вопросов общей психологической подготовки, т.е. изучение особенностей психических качеств боксера и их проявление во время соревнований, и выбор мероприятий необходимых для развития этих качеств. Необходимо, чтобы психологическая подготовка была важной составляющей частью всего процесса подготовки спортсмена к предстоящему соревнованию.

Этап непосредственной подготовки к соревнованию.

Этот этап определяется такими сдвигами, которые происходят в эмоциональной сфере спортсмена. Сдвиги бывают большей частью настолько значительными, что накладывают определенный отпечаток на настроение спортсмена. В это время надо рассеять тревожные мысли, устранить беспокойства и постараться создать у спортсмена состояние боевой готовности.

Процесс самого соревнования.

В процессе соревнования, особенно когда соревнования продолжаются дни, а то и недели, важна психологическая настройка. Психологическая настройка спортсмена к соревнованию очень сложный процесс, который совершается систематически, по заранее разработанному плану и имеет важное, иногда даже решающее значение для достижения успеха в соревнованиях [14].

В этом процессе важная роль принадлежит спортсмену, тренеру и коллективу, совместными усилиями, которых можно достичь правильной и необходимой психологической подготовки и обеспечить успех в предстоящих боях [21].

.3 Диагностика состояния психической готовности спортсмена

Психическую готовность к соревнованию следует рассматривать как одно из многообразных психических состояний человека. Вопросами психических состояний человека занимаются в нашей стране Н.Д.Левитов, В.Н.Мясницкий, А.Г.Ковалев и другие.

Каждое психическое состояние выступает для человека как переживание и в тоже время как проявление активности во внешних действиях и поведении.

Все психические состояния имеют временный характер, однако длительность их может колебаться в очень значительных пределах (от секунд до многих дней).

Физиологической основой психических состояний является «определенный функциональный уровень коры больших полушарий головного мозга» зависящий от деятельного или покойного состояния коры, от различных фазовых ее состояний, особенно связанных с решением трудных задач и т.д. [3, 32, 36].

Функциональный уровень коры, а, следовательно, и психические состояния всегда детерминированы влиянием внешней среды, в которой живет и действует человек, и взаимодействующей с ней внутренней средой организма человека [2].

Психическое состояние при многократном их возникновении могут приобретать устойчивый характер и возобновляются при повторении тех же или сходных условий жизни и деятельности, а также изменениях внутренней среды организма, которыми они первично были вызваны [15, 40, 41, 45].

Однако изменение этих условий, особенно резкое или внезапное, может привести к столь же резкой смене психических состояний.

Опираясь на данные общей психологии и используя результаты многочисленных исследований предстартовых состояний, волевой подготовки к соревнованиям профессор А.Ц. Пуни так сформулировал понимание состояния психической готовности к соревнованию: «Оно представляет собой сложные, целостные, проявления личности, характеризующиеся трезвой уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением активно бороться до конца за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным действующим внешним и внутренним влияниям, способность произвольно управлять своими действиями, мыслям, чувствами, всем поведением, адекватно возникающим и бесконечно изменчивым ситуациям спортивной борьбы, и все это - в условиях высшей степени напряженной, аффектирующей атмосфере соревнований» [16].

Если проанализировать эту характеристику, то можно обнаружить, что целостное проявление личности отличаются, прежде всего, разнообразием выражения, которое зависит от типологических характерностей спортсмена. Если несколько детализировать комплекс признаков составляющих описанный выше синдром состояния психической готовности к соревнованию, то можно сказать что в него входят:

все волевые качества при ведущей роли:

а) целеустремленности;

б) выдержки;

в) самообладания;

г) самостоятельности:

критичности и гибкости ума

наблюдательности

стенические эмоции при оптимальном уровне их выраженности

полная сосредоточенность, и устойчивость внимания на процессе деятельности

способность целесообразно регулировать свои чувства, мысли, действия и все поведение на протяжении периода соревнований [19].

Как и всякое психическое состояние, состояние готовности к соревнованию имеет сложную внутреннюю картинку. Это целая гамма переживаний. Спортсмен находится в состоянии ожидания предстоящего соревнования, встречи со своими партнерами и противниками, готовиться к вступлению в борьбу, предугадывает ее течение и возможные результаты (этапные и конечные). В то же время эти переживания характеризуются внешними проявлениями (поведение, действие) по которым, кстати говоря, можно объективно судить о психическом состоянии и ее динамике у спортсмена.

Состояние психической готовности к соревнованию имеет, конечно, весьма сложную физиологическую основу, и как всякое психическое состояние является временным , т.е. характеризуется той или иной длительностью.

Состояние психической готовности возникает не спонтанно. Есть общее стремление к улучшению спортивных достижений в соревновательных условиях. Оно вызывается и закрепляется всем ходом воспитания и обучения спортсменов в процессе тренировки. Это стремление еще специально формируется в процессе направленной психологической подготовки к каждому конкретному соревнованию, т.к. известно, что участие в любом соревновании для любого спортсмена, есть столкновение двух неповторимых составляющих: неповторимости условий соревнований с неповторимой индивидуальностью спортсмена [14].

Диагностику состояния психической готовности к соревнованию следует рассматривать как одну из важнейших современных проблем психологии спорта. При диагностике состояния психической готовности к соревнованию следует ориентироваться на признаки, входящие в синдром этого состояния, и следовательно использовать определенный комплекс диагностических методов. В такой комплекс следует включить:

пробы, которые могут быть использованы без учета специфики каждого вида спорта;

пробы специальные, т.е. отражающие специфику бокса.

Диагностика этого состояния связанна с соблюдением ряда условий , во-первых, необходимо чтобы диагностические пробы стали привычными для спортсмена, чтобы был устранен элемент новизны и влияния факторов упражняемости; во-вторых, показатели характеризующие каждый признак, должны быть типизированы, и в тоже время персонализированы.

В существующей практике диагностики состояния психической готовности к соревнованию используются следующие методы:

для определения трезвой уверенности в своих силах: ассоциативный эксперимент, тесты для установления уровня притязаний и самооценки, теппинг тест с установкой на максимальный темп.

для исследования уровня эмоционального возбуждения:

* треморометрия;

* реакция на время;

* теппинг-тест в модификации «спокойно», «быстро», «максимально быстро» (Ю.Я. Кисилев).

для определения помехоустойчивости: тесты Бурдени - Анфимовича в различных модификациях с усложнениями, с введением эмоционально возбуждающих или неожиданных внешних помех.

для выяснения возможности произвольной регуляции двигательных действий: теппинг тест с установками «максимально быстро - вдвое медленнее», «спокойно», «вдвое быстрее», или «медленно» [18].

Целесообразно уточнить, что если в определении и анализе психической готовности к соревнованию, в диагностике пробелов в этом состоянии, в выяснении их этиологии, основная роль в совместных усилиях тренера и психолога принадлежит психологу, то когда речь идет о путях и средствах психологической подготовки к соревнованию, о путях и средствах преодоления пробелов в психической подготовленности спортсменов, ведущее положение занимает тренер.

.4 Психологическая характеристика боя

Успех действий боксера в бою во многом зависит от уровня развития некоторых его психических процессов, от особенностей личности боксера, от его психического состояния во время боя.

В действиях боксера проявляется и одновременно формируется ряд важных психических процессов: мышечно-двигательные и зрительные ощущения и восприятия, сложные специализированные чувства, представления, внимание, быстрота двигательной реакции, мышление, память.

В поведении боксера во время боя проявляется ряд особенностей его характера, темперамента, интеллекта. В бою действия спортсмена во многом могут зависеть, например, от его личного отношения к противнику, от того, как развиты у боксера самолюбие, самокритичность, волевые качества: решительность, смелость, настойчивость, насколько он уравновешен и умеет быстро приспособиться к противникам разной манеры ведения боя и т. д. [8].

Уровень искусства боксера в бою определяется преимущественно содержанием и уровнем тактики спортсмена, а не техники, как это думают некоторые. Ведь можно в совершенстве владеть техникой и при этом вести грубый силовой бой «напролом», пренебрегая ложными действиями и защитами, и бездумно обмениваться хорошо технически поставленными ударами. И, наоборот, боксер может не обладать «идеальной» техникой (с точки зрения принципов, установленных школой бокса), но так разумно использовать ее в бою - маневрировать, оценивать обстановку, применять финты, вызывать на атаки, уходить от ударов и контратаковать и т. д., - что прослывет искусным мастером ринга. Следовательно, тактика определяет основное содержание деятельности искусного боксера в бою.

С позиции психологии в тактике, как искусстве ведения боя на ринге, рациональном использовании боевых средств для победы, проявляется и воплощается особый вид мышления спортсмена - так называемое тактическое мышление. Давая психологическую характеристику боя, целесообразно прежде всего проанализировать мышление боксера, которое в бою неразрывно связано с другими психическими процессами [24].

Тактическое мышление имеет наглядно-действенный характер. Оно неразрывно связано с восприятием быстро меняющейся обстановки и собственных действий, ограничено жестким лимитом времени, и это вызывает необходимость мгновенно оценивать ситуации и немедленно действовать. Результаты мыслительных процессов непосредственно реализуются в поведении и действиях боксера на ринге.

Восприятия обстановки боя имеют избирательную направленность, она зависит от установки боксера, определяющей характер его внимания. В бою боксеры могут иметь различную установку: например, обыграть противника по очкам, ведя контратакующий бой, опережать соперника встречными контрударами, стремиться «поймать» на нокаутирующий удар и т.д. В соответствии с этим направленность и избирательность восприятия боксера будет различной [21].

У боксеров высокого класса хорошо развиты такие свойства внимания, как интенсивность, сосредоточенность, распределение и переключение. Из психологии известно, что интенсивность внимания характеризуется степенью его направленности на данные объекты и одновременным отвлечением от всего остального; сосредоточенность внимания - это выделение ограниченного круга объектов, на которые оно направлено; распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в поле внимания одновременно несколько объектов. И, наконец, переключение внимания - это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (при сохранении прежней интенсивности).

Обычно внимание опытного боксера отличается в течение всего боя значительной напряженностью и направлено на восприятие определенных объектов, имеющих значимость для победы, для решения поставленных задач. Искусный боксер должен распределять внимание не только на положения и действия противника, но и на свои действия и положения на ринге. В зоне восприятия боксера находятся положения противника на ринге, положения его частей тела, направление, скорость их движений, скорость, сила и темп ударов, расстояние до соперника, собственное положение на ринге, положение головы, туловища, рук, ног, направление скорости движений тела и его частей, точность удара, степень расслабленности мышц, положение и действия, судьи на ринге, реплики зрителей, голоса секундантов и т. д. Разумеется, что внимание спортсменов не может распределяться одновременно на таком большом количестве раздражителей. Обычно в зоне внимания, опытного боксера находится несколько объектов, например положение рук и ног противника, направление и скорость их движения, расстояние до-партнера, расположение собственного тела, рук, туловища, ног [24].

Согласно нашим наблюдениям восприятие новичков в бою отличается недифференцированностью: они видят лишь общий облик противника на ринге, его общее суммарное движение тела (наступление и отступление), начало движения рук. Лишь позднее, после нескольких лет тренировки и выступлений, новичок-боксер начинает распределять внимание одновременно на ряде перечисленных объектов.

Исследования Абдель Хамида (1966-1967) показывают, что объем внимания боксера, т.е. то количество объектов, которое он может воспринять одновременно, в кратчайший промежуток времени, зависит от квалификации спортсмена, его мастерства. В микроинтервал времени новичок воспринимает 2-3 объекта, а опытные мастера - представители искусного стиля до 5-6 объектов. Чем больше объем внимания, тем легче спортсмену ориентироваться и реагировать на мгновенные изменения боевых положений [8].

В бою боксер часто неожиданно переключается от ударных действий к защитным и наоборот, от маневрирования к атакам и контратакам; нередко противник, ведя бой преимущественно одной рукой, внезапно вводит в действие другую, или вместо контратакующей манеры боя переходит к атакующей, неожиданно меняет стойки и т.д. - во всех этих случаях боксеру следует быстро и неожиданно переключаться от одних действий к другим, что требует большой быстроты переключения внимания и реакции.

Мгновенное восприятие боксером противника, боевых ситуаций и собственных действий представляет собой сложный процесс взаимодействия различных анализаторов, в котором ведущую роль играют зрительный и двигательный анализаторы.

Обычно, зрительно воспринимая положения противника, боксер прежде всего внимательно следит за руками противника, его перчатками, характером их движения, стремится уловить начало ударных действий и отличить финтовые движения от действительных.

Некоторые представители контратакующей манеры ведения боя очень искусно маскируют финтовые действия, нанося несколько однотипных полуфинтовых и полуатакующих ударов, вызывают противника на определенный атакующий контрудар, за которым следует заранее подготовленная контратака во встречной или ответной форме. Поэтому боксеру приходится крайне внимательно дифференцировать подготовительные действия партнера, чтобы не попасться на хитрый финт [7].

Большое значение в бою имеет правильное комплексное восприятие положения ног и распределения веса тела, которые во многом предопределяют дальнейшие действия противника (например, если противник «сидит» на левой ноге, то вряд ли он предпримет атаку сразу прямым правой. Для него более реально или атаковать скачковым ударом левой или финтом левой вызвать на атаку, а затем с отклоном назад провести контратаку правой (в ответной форме).

Исследования Ш. Закирова (1964) показывают, что боксеры-новички быстрее воспринимают начало движения большой амплитуды - типа боковых ударов, чем движения меньшей амплитуды - типа прямых ударов.

Важное значение для успеха в бою имеет правильная ориентировка боксера.

Ориентировка на ринге - сложный процесс, состоящий в мгновенном восприятии боксером дистанции до противника, его положения и расположения на ринге, размаха рук, быстроты действий, собственного положения относительно партнера, канатов, рефери и др.

В результате правильной ориентировки на ринге боксер мгновенно оценивает ситуацию и моментально осознанно или бессознательно принимает в ходе действия решение [21].

Важнейшим качеством, позволяющим боксеру оценивать расстояние до противника, выбирать нужное положение для атаки, защиты и контратаки, является чувство дистанции. Чувство дистанции - это специализированное восприятие, позволяющее точно оценивать постоянно изменяющееся расстояние до партнера, «дальнобойность» его ударов.

Следует различать чувство дистанции при ударах и при защитах. Чувство дистанции при ударе - это правильное восприятие того расстояния, на которое боксер должен приблизиться, чтобы нанести удар, достающий партнера с шагом (чувство дальней дистанции) или на месте (чувство средней и ближней ударной дистанции).

Уровень развития чувства дистанции у различных боксеров неодинаков. Это во многом зависит от индивидуальной манеры ведения боя спортсменом. В основе чувства дистанции при ударе лежит сложная зрительно-моторная координация, которая позволяет соразмерять расстояние до противника и оценивать направление, быстроту и точность собственных движений.

Чувство дистанции при защите (защитная дистанция) - это правильное восприятие того расстояния до противника, на котором боксер успевает защититься от его ударов. На определенном расстоянии от партнера дистанция становится вне боевой, и боксеру очень важно уметь оценивать границу между «положением боя» и «вне боя» [8].

Чувство защитной дистанции включает восприятие роста, размаха рук партнера (так называемого «рича»), скорости его передвижения и ударных движений.

Следует подчеркнуть, что восприятие расстояния до партнера тесно связано с оценкой быстроты его движений, т. е. зависит от восприятия временных характеристик движения.

Чувство дистанции развивается в процессе тренировки боксера. Так, по исследованиям Ю. Никифорова, точность определения дистанции ударов по движущейся цели в два раза больше у мастеров спорта и боксеров I разряда, чем у новичков.

Способность и умение правильно воспринимать и оценивать микроинтервалы времени во время боя позволяют спортсмену легче рассчитать дистанцию до противника, разгадать его намерения и подготовиться к ударным и защитным действиям [20].

Исследования чувства времени, проведенные нами, свидетельствуют о том, что боксеры высшей квалификации могут очень точно оценивать микроинтервалы времени, в течение которых выполняются скоростные движения и действия. Так, в экспериментах, проведенных автором, боксеры-мастера без труда оценивали время своих действий и действий других спортсменов с точностью до 0,02-0,01 сек.

При ориентировке на ринге в оценке дистанции важнейшую роль играют мышечно-двигательные ощущения. При помощи этих ощущений спортсмен получает информацию о положениях своего туловища, рук, ног, головы, распределении веса тела, точности, быстроте, резкости движений, акценте при ударах, уровне напряженности мышц и т. д. Кроме того, он управляет своим положением и действиями на ринге, корректирует их выполнение.

Современный бой искусных боксеров чрезвычайно динамичен. Беспрерывно происходит переключение от одних движений к другим, нередко противоположным по направлению и усилиям (так называемое «челночное» движение ногами, возвращение в стойку после ударов, переход от защиты к ударам, разнонаправленные малоамплитудные движения туловищем, плечами, руками при маневрировании и ложных действиях и т.д.).

Для выполнения этих движений в разных направлениях боксер должен уметь тонко воспринимать, положение своего тела, направление и амплитуду движений [24].

Оценка точности ударного или защитного действия - это результат комплексного восприятия амплитуды и направления сложного движения и сопоставления его с запрограммированным.

Как показал О. Петунин, даже у боксеров разной квалификации точность удара совершенствуется в меньшей степени, чем другие параметры ударов. Это зависит от недостаточного совершенствования нервно-мышечной координации.

Мышечно-двигательные ощущения составляют важнейший компонент сложных восприятий дистанции и времени. Чувство дистанции формируется на основании, систематического «опробования» при помощи финтовых движений и ударов с расстояния, с которого может быть удачно проведена атака или контратака, а также оценки расстояния, на котором можно своевременно избежать ударов противника [7, 27, 30, 34, 36, 37].

Тонкие мышечно-двигательные восприятия лежат в основе так называемого «чувства удара». Это чувство позволяет спортсмену в соответствии с его намерениями дозировать точность, усилия, быстроту и резкость ударов в зависимости от положения противника, дистанции до него и скорости его передвижения.

Способность к расслаблению и своевременному чередованию мгновенного расслабления и напряжения определенных мышечных групп, принимающих участие в выполнении специальных движений боксера, также связана со степенью развития ощущений мышечного тонуса, расслабленности и напряженности мышц.

Наблюдения и эксперименты свидетельствуют о том, что развитие и совершенствование мышечно-двигательных ощущений и сложных специализированных восприятий особенно успешно проходит в условиях, когда боксер получает постоянную срочную информацию о различных свойствах своих действий (времени реакции и движений, углах отклонения туловища, точности попадания в цель, резкости ударов, их силе и др.).

Тогда он в соответствии с полученной информацией стремится дифференцировать ощущения и восприятия и сознательно изменять эти параметры.

В восприятии обстановки на ринге играют значительную роль и вестибулярные ощущения: синтез вестибулярных и мышечных ощущений позволяет наиболее отчетливо воспринимать положение тела и его частей, быстроту их движений.

Резкие, «несмягченные», удары в голову могут на мгновение нарушить функции вестибулярного аппарата, правильное восприятие своего положения, ухудшить ориентировку на ринге, вызвать потерю равновесия [3].

Для более адекватного восприятия обстановки в бою нередко имеют значение и слуховые ощущения: с их помощью боксер получает дополнительную информацию о сопернике от тренеров, зрителей, судьи на ринге; по частоте дыхания противника он может в известной мере определить его состояние.

Таким образом, восприятие боксера на ринге ограничено определенным комплексом объектов. Мгновенная информация о них позволяет спортсмену тотчас создать представление об обстановке и выработать программу предстоящих действий, которые немедленно должны реализоваться в бою.

Структура мыслительного акта, его скорость, четкость и результативность наглядно-действенного мышления зависят во многом от ограниченности действий во времени, от лимита, которым располагает боксер для обдумывания.

Высокий темп и плотность современного боя, необходимость выполнять действия атаки, защиты и контратаки в микроинтервалы времени приводят к сокращению мыслительного процесса, его упрощению, иногда выпадению речевой формы выражения мысли. В условиях жесткого лимита времени ударные и защитные движения в бою происходят преимущественно по типу сложных реакций. Важнейшим параметром, характеризующим двигательные реакции, является быстрота реакции [21].

Быстрота реакции - одно из важнейших качеств, от которого зависит успех действий боксеров. Она определяется так называемым «латентным» временем (или временем латентного периода), т. е. временем с момента восприятия раздражителя до начала ответного движения. В боксе такими раздражителями могут быть: ложный или действительный удары, положение противника на ринге, открытие. Ответное действие выполняется в виде движения защиты (руками, ногами, туловищем) или в виде движения удара.

Реакции боксера бывают простыми и сложными. Если на заранее известное раздражение (определенный удар или определенное открытие противника) боксер реагирует заранее известным движением или защитой, - реакция считается простой. Если же имеется несколько возможных раздражений и боксер реагирует на каждый из них различными движениями (причем не известно, какое именно будет раздражение и каким именно движением надо будет реагировать), реакция считается сложной (реакция с выбором). Так, изучая защиту от определенного удара (например, нырком вправо от бокового левой), боксер реагирует по типу простой реакции [8].

В условных боях всегда имеется выбор: боксеру дается задание различно реагировать на разные действия партнера (например, на прямой левой - шагом назад, а на боковой правой - нырком влево). В этом случае боксер реагирует по типу сложной реакции (с выбором). Иногда боксер реагирует по типу сложной реакции с переключением. Это бывает, например, в тех случаях, когда в условном бою спортсмену приходится выполнять в течение первого раунда одно и то же действие на определенный раздражитель (удар). Во втором раунде боксер должен резко изменить действие на противоположное (например, сначала в I раунде отбивает прямой левой правой ладонью влево и наносит контрудар левой, а затем во втором отбивает левой вправо и наносит контрудар правой).

Реакция с переключением имеет место и тогда, когда боксер в бою неожиданно встречается с левшой.

Обычно у боксеров высшей квалификации ударные и защитные действия имеют разную быстроту (по данным В. И. Огуренкова, 1966), что зависит, очевидно, от разной скорости сокращения различных мышечных групп. Она, в свою очередь, определяется индивидуальными особенностями боксеров, опытом тренировки, их манерой ведения боя.

Чем меньше дистанция боя, тем больше требований предъявляется ко времени латентного периода реакции боксера. Так, по исследованиям Н. А. Худадова, время проведения атакующего действия на дистанции маневрирования, т. е. на расстоянии большем, чем дальняя дистанция, лежит в пределах 0,3-0,8 сек., на дальней дистанции - 0,14-0,30 сек. в зависимости от величины шага, на средней - 0,10-0,14 сек., на ближней - менее 0,1 сек. Сложная реакция боксера на начальное движение руки партнера длится в среднем 0,20-0,30 сек., поэтому спортсмену удается легко избежать ударов на дистанции «вне боя», не всегда - на «чистой» дальней; на средней и ближней дистанциях боксеру с «обычной» быстротой реакции становится почти невозможно защититься от ударов противника, так как время их нанесения меньше времени латентного периода [7].

В связи с этим нередко новички и малоквалифицированные боксеры, сближаясь на среднюю и дальнюю дистанции и не имея возможности защититься от атак и контратак противника, начинают грубый, прямолинейный обмен ударами, приводящий часто к победе более сильного и стойкого к ударам партнера.

Однако боксеры высокого класса успешно ведут бои на этих дистанциях, успевая защищаться и умело, чередуя атаки, защиты, контратаки и искусные маневры. Это объясняется, с одной стороны, большой быстротой защитной реакции выдающихся боксеров, а с другой - тем, что благодаря тонко развитому восприятию и богатому опыту они мгновенно схватывают и оценивают типовые положения противника, которые служат сигналом для немедленного действия еще до начала атаки или контратаки.

Таким образом, опытный боксер как бы предвидит в некоторых положениях наиболее вероятные действия противника и упреждает их. В таких случаях реакция по структуре приближается к простой. А ее время значительно короче, чем время сложной реакции, что позволяет успешно защищаться на средней дистанции.

На ближней дистанции боксеры высокого спортивного мастерства успевают защищаться также за счет упреждения действий партнера. Возможность защититься здесь большая (по сравнению со средней дистанцией), так как на этой, дистанции имеется меньшее количество боевых положений и боксеры дополнительно получают «кинестетическую, информацию» о действиях противника - все это помогает им легче защититься, при помощи различных подставок, накладок, сковывания партнера и др. [26].

На быстроту реакции боксера отрицательно влияют некоторые факторы: неудобные исходные положения, значительное утомление, недостаточная сосредоточенность внимания на действиях противника, на выполнении начала собственного удара, установка наносить сильные удары, опасение получить встречный удар.

Процесс оценки положения на ринге, принятия решения значительно ускоряется при четком знании боксером основных «типовых» ситуаций на ринге, которые являются для него комплексными раздражителями для определенных мгновенных действий, уже разученных во время тренировки. К этим типовым ситуациям относятся различные исходные положения противника в разных местах ринга, положения после нанесения им ударов, реакции на финтовые действия и удары боксера, распределение веса тела партнера и т. д. Чтобы запомнить большое количество типовых положений и ответные действия на них, требуется хорошая зрительная и мышечно-двигательная память [24].

Практически весьма важен вопрос, что же мешает боксеру в бою принимать быстрые и правильные решения в соответствии с выбранным планом действий и складывающимися боевыми положениями и мгновенно реализовать их в бою? Такая задержка в решении и выполнении тактических задач бывает у боксеров в тех случаях, когда они неправильно оценивают положение боя, не умея быстро и четко воспринимать создавшуюся обстановку, плохо знакомы с типовыми ситуациями. На ринге, обладают недостаточно быстрой реакцией, не могут сконцентрировать свою волю на победе, находятся в неблагоприятном эмоциональном состоянии (подавлены, растеряны, возмущены).

Особо следует остановиться на эмоционально-волевом характере тактического мышления боксера. В бою мышление постоянно направлено на преодоление различных препятствий разной степени трудности. В процессе их преодоления проявляются и формируются волевые качества, возникают разнообразные эмоции, в свою очередь, влияющие на успешное выполнение тактических действий [26].

Эмоциональные состояния, возникающие в связи с трудностями, значительно воздействуют на содержание и ход тактического мышления, на действия боксера в бою. Например, состояния спортивной злости, подъема, внутренней собранности, боевого воодушевления, возникшие в результате успешного преодоления трудностей и препятствий, активизируют, - «развязывают» боксера, делают его более решительным и инициативным, и, наоборот, неумение преодолевать отрицательные «барьеры» и состояния неуверенности, подавленности, страха лишают боксера решительности и инициативности в действиях, сковывают его, вызывают напряженность и пассивность [7].

В связи с возникающими трудностями, которые необходимо преодолевать, процесс действенного мышления спортсмена, по существу, представляет собой волевой акт. Даже в структуре процесса действенного мышления и волевого акта есть общие элементы: принятие решения в соответствии с оценкой ситуации, выбор средств действия и реализация их выполнения в бою.

Принятие решения и его реализация в бою сопровождаются большими волевыми усилиями и требуют высокоразвитых волевых качеств - целеустремленности, инициативности, решительности, активности, дисциплинированности, настойчивости и смелости.

Во всех действиях боксеров, связанных с преодолением трудностей, проявляются те или иные волевые качества. Например, поддержание высокого темпа боя требует целеустремленности, активности и настойчивости; быстрый переход от ложных действий к атаке, а от нее к защите и контратаке - решительности и инициативности; противодействие чужой манере боя и навязывание своей - активности; беспрекословное, немедленное выполнение замечаний рефери - дисциплинированности; вызов на атаку и последующая контратака - смелости и т. д.

Ведя по определенному плану бой и преодолевая противодействие противника, боксер все время должен находиться в состоянии мобилизационной готовности к каждому действию на ринге.

Мобилизационная готовность боксера характеризуется стабильным стремлением к победе, интенсивным, устойчивым вниманием, установкой на мгновенное избирательное реагирование на открытия, атаки и контратаки противника, стремлением в любой момент развить атаку и контратаку и в то же время избежать ударов партнера, готовностью перенести любое препятствие во время боя («жесткое» нападение противника, боль, неблагоприятные реакции зрителей и т. д.) и др.

Мобилизационная готовность вырабатывается как в процессе тренировки спортсмена в ходе его волевой подготовки при выполнении специальных заданий в условных и вольных боях, так и перед соревновательными боями - в результате психологической «настройки» и «самонастройки» спортсмена.

В эмоциональных реакциях боксера, в проявлениях его волевых качеств во время спортивной борьбы на ринге, в отношении к трудностям, возникающим в бою, в уровне его мобилизационной готовности во время состязаний во многом отражаются черты характера и темперамента. Только хорошо зная особенности личности боксеров, можно с успехом проводить их психологическую подготовку.

Говоря о психологической характеристике боя, нельзя не коснуться психологического состояния спортсмена в перерывы между раундами. В этот период мышление боксера теряет свой наглядно-действенный характер и становится в большей степени конкретно-образным: в очень короткий промежуток времени необходимо найти и представить те действия, которые приведут к победе. Решение этой задачи - сложный мыслительный процесс. Боксер должен сопоставить краткую информацию тренера с собственной оценкой боевых ситуаций, уже имевших место в предыдущих раундах, и выбрать наиболее рациональные действия [25].

В случае если боксера секундирует знающий и опытный тренер, оказывающий влияние на спортсмена, - он часто сам предлагает ему готовое решение (применить тот или иной удар или защиту, переменить манеру ведения боя, перейти к бою на другой дистанции и т. п.). В некоторых случаях между ними может возникнуть конфликтная ситуация: секундант настаивает на одном решении, боксеру представляется лучшим другой вариант. Результат раунда показывает, кто был прав.

В минутные перерывы в зависимости от хода боя у боксера проявляются различные эмоционально-волевые состояния. Например, спортсмен уверен в своих силах и в преимуществе над противником, удовлетворен ходом поединка, своими технико-тактическими действиями и оптимистично настроен, четко представляя себе дальнейший план боя. Иногда боксер, получив в бою сильные удары или натолкнувшись на упорное сопротивление партнера, становится менее уверенным в себе, но, тем не менее, стремится к победе, хотя самостоятельно не может оценить правильность своей тактической линии или технических действий.

В таких случаях он обычно обращается с вопросами к секунданту и даже просит у него совета, как действовать дальше; иногда спортсмен бывает растерян или угнетен в результате проведенного раунда и совершенно теряет уверенность и волю к победе [29].

Выводы по первой главе

Психическая нагрузка в современном большом спорте чрезвычайно велика. Восприятия спортсмена, его внимание, память, особенности мышления, черты характера играют огромную роль в овладении мастерством, в поведении, отношении ко всей спортивной деятельности.

В истории спорта известно много случаев, когда физически одаренные спортсмены, обладающие отличной координацией движений и моторикой, не достигли хороших результатов только потому, что или не проявляли в тренировке необходимых волевых качеств, или не осмысливали сущности технико-тактической подготовки или системы тренировки, или в связи с отрицательными чертами характера не могли соблюдать нормальные отношения с товарищами и тренерами, или плохо дифференцировали и осознавали свои мышечные ощущения, или невнимательно воспринимали советы и указания тренера и т. д. И, наоборот, нередко «средние» по своим физическим качествам и способностям спортсмены достигали высоких спортивных результатов, потому что глубоко осмысливали задачи своей тренировочной деятельности и познали ее научные основы, осознали важность постоянного самовоспитания, проявляли во время занятий и выступлений максимальные волевые усилия, стремились проанализировать трудности, препятствующие овладению мастерством, и т. д.

От состояния психики, умения управлять собой перед соревнованием и во время спортивной борьбы зависит во многом успех выступлений. Спортсмен, психологически плохо подготовленный к состязаниям, подавлен или чрезмерно возбужден перед выступлением, растерян или не уверен в своих силах, во время соревнования не может; мобилизовать их в нужный момент, не умеет управлять своим настроением и поведением в трудные минуты борьбы, приходит в угнетенное состояние от временных неудач и т. д.

Спортсмен, психологически хорошо подготовленный к состязаниям, спокойно ожидает начала соревнования, умело регулирует свое состояние, а во время выступлений легко управляет своими действиями в любых условиях борьбы, максимально проявляет в нужные моменты требующиеся в Данной обстановке волевые качества.

В боксе, одном из наиболее острых видов единоборства, состояние психики и психологической подготовленности спортсменов играет особо важную, решающую роль в достижении ими высокого спортивного мастерства и в успехах на ринге. Для тренера и боксера очень важно знать, какими способами достигается хорошая психологическая подготовленность, как развить важные психические качества.

Для правильного формирования психики спортсмена, подготовки его к особо трудным условиям выступлений необходимо систематически применять систему психологических воздействий, которая должна пронизывать все разделы тренировки - физическую, техническую, тактическую и теоретическую. В практике спорта принято называть эту систему воздействий психологической (психической) подготовкой спортсмена.

Педагогически организованный процесс формирования психики боксера в ходе многолетней тренировки и соревнований составляет содержание его психологической подготовки. Она предусматривает воздействие на психику спортсмена окружающих его людей, бытовых условий, тренера, применяемых физических упражнений и самовоспитания и др.

В ходе общей психологической подготовки ставятся следующие задачи:

во-первых, способствовать формированию и совершенствованию некоторых необходимых для спортсмена свойств личности: правильных идейных установок, мировоззрения, разнообразных интересов, оправданной мотивации занятий спортом, нравственных и эмоционально-волевых черт характера, темперамента и др.;

во-вторых, способствовать развитию психических процессов, при помощи которых успешно выполняются упражнения и. действия в данном виде спорта. К числу этих процессов относятся ощущения и восприятия (в частности, специализированные виды восприятий, например в боксе «чувство .времени», «чувство дистанции», «чувство удара» и т. д.), специфичные для этого вида спорта внимание, мышление, быстрота реакции, двигательная память, воображение, волевые процессы и т. д.

Задача психологической подготовки к соревнованиям состоит в том, чтобы создать у спортсмена состояние психической готовности к выступлению в состязаниях и уметь сохранить ее в ходе спортивной борьбы.

Психологическая подготовка спортсмена любой квалификации проводится повседневно в течение всей круглогодичной тренировки. Однако в зависимости от индивидуальных особенностей и квалификации спортсмена целесообразно в различные периоды тренировки уделять основное внимание решению тех или иных задач.

ГЛАВА II Обоснование внедрения в тренировочный процесс упражнений на развитие пространственно-временных ощущений

.1 Влияние специфических упражнений на личные качества боксеров

Целостное проявление личности боксера отличается, прежде всего, разнообразием выражения, которое зависит от типологических характерностей спортсмена. Если несколько детализировать комплекс признаков составляющих описанный выше синдром состояния психической готовности к соревнованию, то можно сказать что в него входят:

все волевые качества при ведущей роли:

а) целеустремленности;

б) выдержки;

в) самообладания;

г) самостоятельности;

критичности и гибкости ума;

наблюдательности;

стенические эмоции при оптимальном уровне их выраженности;

полная сосредоточенность, и устойчивость внимания на процессе деятельности;

способность целесообразно регулировать свои чувства, мысли, действия и все поведение на протяжении периода соревнований.

Для выявления некоторых компонентов личности, испытуемым боксерам был представлен опросник, состоящий из 45 значений, по которым спортсмены оценивали друг друга в баллах от 1 до 5.(Приложение А) В дальнейшем рассчитывался средний балл, набранный боксером и, соответственно, средняя арифметическая оценка, а также рассчитывалось среднеквадратичное отклонение вариационного ряда. Анкетирование проводилось до эксперимента и после эксперимента (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты анкетирования личных качеств боксеров

Исследование

Результат (балл)

До эксперимента

164,8±9,6

После эксперимента

192,5±8,2

Критерий Стьюдента (p)

р1-р2 ≤0,05


Как видно из таблицы 1, у испытуемых после эксперимента произошла статистически значимая динамика, выраженная статистически значимым ростом показателя личных качеств спортсмена на 14,4 %. При анализе индивидуальных значений, выявлено, что рост проявился преимущественно за счет увеличения баллов в таких характеристиках личности как:

отношение к слабым соперникам - положительное;

отношение к сильным соперникам - положительное;

стабильное настроение;

уверенность в себе;

настойчивость;

выдержанность;

хладнокровие;

стабильное настроение.

Так, в данной группе личностных характеристик общий прирост баллов составил 19,8 %, что позволило, при относительном постоянстве других оцениваемых параметров, статистически значимо превысить исходные значения.

Беседы с тренерами также показали, что предложенная методика развития специфических двигательных ощущений, даже за один мезоцикл, дает боксерам положительные результаты в тренировочных и соревновательных боях, преимущественно за счет лучшего чувства дистанции и уверенности в своих силах.

Таким образом, включения в тренировочный процесс упражнений на развитие пространственно-временных ощущений оказывает значимый эффект на личностные качества спортсменов боксеров, что, в дальнейшем, может оказать влияние на результативность соревновательной деятельности.

2.2 Влияние специфических упражнений на психофизические параметры боксеров

психический готовность боксер бой

Состояние психической готовности к соревнованию имеет, конечно, весьма сложную физиологическую основу, и как всякое психическое состояние является временным, т.е. характеризуется той или иной длительностью. Состояние психической готовности возникает не спонтанно. Есть общее стремление к улучшению спортивных достижений в соревновательных условиях. Оно вызывается и закрепляется всем ходом воспитания и обучения спортсменов в процессе тренировки. Это стремление еще специально формируется в процессе направленной психологической подготовки к каждому конкретному соревнованию, т.к. известно, что участие в любом соревновании для любого спортсмена, есть столкновение двух неповторимых составляющих: неповторимости условий соревнований с неповторимой индивидуальностью спортсмена.

Диагностику состояния психической готовности к соревнованию следует рассматривать как одну из важнейших современных проблем психологии спорта. При диагностике состояния психической готовности к соревнованию следует ориентироваться на признаки, входящие в синдром этого состояния, и следовательно использовать определенный комплекс диагностических методов.

В таблице 2 представлены результаты теппинг-теста, состоящего из пяти серий, проведенных по описанной методике в Приложении Б.

Таблица 2 - Динамика результатов теппинг-теста

Исследование

1 серия (кол-во)

2 серия (кол-во)

3 серия (кол-во)

4 серия (кол-во)

5 серия (кол-во)

До эксперимента

38,3±2,3

21,9±2,5

36,7±1,9

44,8±4,1

34,2±4,0

После эксперимента

37,9±1,9

17,2±1,4

37,1±0,9

51,0±2,5

36,9±2,1

р1 - р2

-

-

-

≤0,05

-


Представленные результаты, несмотря на небольшое количество статистически значимых изменений, показывают, что применение упражнений на развитие пространственно-временных ощущений оказывает влияние на подвижность темпа.

Графическое отображение полученных данных позволяет более четко просмотреть не только статистически значимые изменения, но и тенденции, которые достаточно четко показывает степень совершенствования специфических двигательных ощущений у испытуемых.(рис.1).

Рисунок 1 - Динамика абсолютных значений теппинг-теста

Как видно из представленной диаграммы, после эксперимента спортсмены, тренирующиеся с включением упражнений на развитие пространственно-временных ощущений, наиболее ярко прослеживается динамика во второй и четвертой сериях теппинг-теста. Это может быть свидетельством развития специфического двигательного ощущения, что подтверждается фактически 50-процентным снижением темпа во 2-й серии, а также увеличением максимального количества движений (четвертая серия). Кроме того, учитывая, что разница между данными первой и третьей, первой и пятой серий является показателем устойчивости темпа, у испытуемых экспериментальной группы данный навык развился лучше

Таким образом, фиксация и анализ результатов теппинг-теста свидетельствует о преобладании навыка управления двигательным темпом у испытуемых спортсменов, что в соревновательных условиях, при наличии соответствующей функциональной базе, позволит варьировать темп боя исходя из технико-тактических соображений.

Известно, что в индивидуальных видах спорта, особенно в единоборствах, частым явлением является «стартовая лихорадка» и «стартовая апатия», которые проявляются изменениями частота пульса и дыхания, величины артериального давления. Оптимальный скрытый период двигательной реакции для данного состояния проявляется с колебаниями и при больших долях секунды, чем при оптимальных сдвигах. При выходе боксера на ринг показатели частоты пульса, дыхания и высоты артериального давления, которые относительно данных после 5-ти минутного отдыха резко изменяются в сторону их увеличения или понижения.

Для изучения динамики частоты сердечных сокращений у боксеров, нами проанализированы ее изменения в предсоревновательный и соревновательный период (чемпионат Челябинской области). Результаты представлены в таблице 3 и рисунке 2.

Таблица 3 - Динамика частоты сердечных сокращений на различных этапах подготовки к соревнованиям

Исследование

ЧСС за 10 дней

ЧСС за 5 дней

ЧСС в день боя

ЧСС после взвешивания

ЧСС перед боем

ЧСС на ринге перед гонгом

До эксперимента

64,2±3,7

75,3±2,9

86,9±4,0

90,0±5,2

105,2±6,1

122,5±4,9

После эксперимента

62,4±3,2

63,4±4,0

78,1±3,8

81,4±4,7

102,8±7,2

125,8±6,3

р1 - р2

-

≤0,05

≤0,05

≤0,05

-

-


Рисунок 2 - Динамика частоты сердечных сокращений в различные периоды подготовки к соревнованию

Как видно из таблицы 3 и рисунка 2 включение в тренировочный процесс упражнений на развитие пространственно-временных ощущений оказали влияние не только на личные качества боксеров и подвижность двигательного темпа (теппинг-тест), но на динамику частоты сердечных сокращений в пред- и соревновательный периоды. Так, у спортсменов, относительно фоновых значений, выявлены более низкие величины ЧСС за 5 дней до соревнований, в день соревнований и после взвешивания. Указанное, может быть проявлением модификации личных качеств спортсменов, проявляемое большей уверенностью в своих силах и, соответственно, более низким уровнем предстартового волнения.

Отсутствие изменений ЧСС в периоды перед боем и на ринге перед гонгом может быть связано с формированием устойчивого функционального предстартового состояния, активацией центральной нервной системы для сохранения оптимальных двигательных действий во врем боя.

Опрос тренеров также выявил положительные стороны: боксеры экспериментальной группы стали меньше «гореть» перед боем, что во время поединка позволяло им максимально раскрыть свой двигательный потенциал.

Выводы по второй главе

1. Проведенное исследование показало, что включение в тренировочный процесс боксеров 15-17 лет упражнений на развитие пространственно-временных ощущений оказывает значимый эффект на большинство изучаемых параметров. В частности, у испытуемых произошла статистически значимая динамика, выраженная статистически значимым ростом показателя личных качеств спортсмена на 14,4 %, преимущественно за счет увеличения баллов в таких характеристиках личности как: отношение к слабым соперникам - положительное; - отношение к сильным соперникам - положительное; стабильное настроение; уверенность в себе; настойчивость; выдержанность; хладнокровие; стабильное настроение.

2. Также была выявлена динамика в результатах теппинг-теста, что может быть свидетельством развития специфического двигательного ощущения, подтверждаемое фактически 50-процентным снижением темпа во 2-й серии, а также увеличением максимального количества движений (четвертая серия). Кроме того, учитывая, что разница между данными первой и третьей, первой и пятой серий является показателем устойчивости темпа, у испытуемых данный навык развился лучше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что включение в тренировочный процесс боксеров 15-17 лет упражнений на развитие пространственно-временных ощущений оказывает значимый эффект на большинство изучаемых параметров. В частности,у спортсменов произошла статистически значимая динамика, выраженная статистически значимым ростом показателя личных качеств спортсмена на 14,4 %, преимущественно за счет увеличения баллов в таких характеристиках личности как: отношение к слабым соперникам - положительное; - отношение к сильным соперникам - положительное; стабильное настроение; уверенность в себе; настойчивость; выдержанность; хладнокровие; стабильное настроение.

Также была выявлена динамика в результатах теппинг-теста, что может быть свидетельством развития специфического двигательного ощущения, подтверждаемое фактически 50-процентным снижением темпа во 2-й серии, а также увеличением максимального количества движений (четвертая серия). Кроме того, учитывая, что разница между данными первой и третьей, первой и пятой серий является показателем устойчивости темпа. Фиксация и анализ результатов теппинг-теста свидетельствует о преобладании навыка управления двигательным темпом у испытуемых экспериментальной группы, что в соревновательных условиях, при наличии соответствующей функциональной базе, позволит варьировать темп боя исходя из технико-тактических соображений.

Изучение динамики частоты сердечных сокращений в пред- и соревновательный периоды выявило более низкие величины ЧСС за 5 дней до соревнований, в день соревнований и после взвешивания. Указанное, может быть проявлением модификации личных качеств спортсменов, проявляемое большей уверенностью в своих силах и, соответственно, более низким уровнем предстартового волнения.

Таким образом, совокупность изменений у боксеров 15-17 лет, зафиксированная в данном исследовании, свидетельствует о эффективности предложенной методики и может быть рекомендована для использования в СДЮСШОР по боксу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1       Андриади, И.П. Воспитание личности и особенности ее формирования в процессе заятий физической культуры и спортом / И.П. Андриади. - М.: ГЦОЛИ ФК, 2006.-12с.

2        Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1972. - 372 с.

3       Асмолов, А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. - М.: ФиС, 1979. - 164 с.

         Ашмарин, Б.А, Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, - 1978. - 220 с.

5       Батурин, Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности / Н.А. Батурин. - Омск, Психология в спорте: 1998. - 205 с.

6        Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А Бернштейн. - М., 1966. - 125 с.

7       Бокс: Учебник для институтов физической культуры / под ред. А.К. Дягтерева. - М.: ФиС, 1979. - 140 с.

         Бутенко, Б.И. Специализированная подготовка боксера / Б.И. Бутенко. - М.: ФиС, 1967. - 176 с.

9       Васильева, В.В. Физиологическая характеристика нестандартных физических упражнений / В.В.Васильева // Физиология человека: Учебник для ин-тов физической культуры под ред. Н.В.Зимкина. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - С. 336 - 368.

10      Васильева, В.В. Мышечная деятельность / В.В. Васильева, Н.А. Степочкина // Физиология кровообращения: Регуляция кровообращения. - Л.: Наука, 1986. - С. 335-362.

11     Василюк, Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций / Е.Ф. Василюк. - М.: ФиС, 1984 - 115 с.

12     Вестник Балтийской академии - СПб. № 2 - вып. 26: Теория и практика управления образования и учебным процессом. Педагогические, социальные и психологические проблемы, 1999. - 108 с.

         Виноградов, П.А. Основы физической культуры: учебное пособие / П.А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдик. - Челябинск, 1996. - 277 с.

         Волков, В.Н. Функциональный контроль и принципы оценки тренированности в спорте / В.Н.Волков, Т.В.Гавриш, И.В.Гавриш // Челябинск: ЧГПУ, Изд-во Факел, 1998. - 227 с.

15     Высочин, Ю.В. К вопросу о тормозно-релаксасиционной системы срочной адаптации и защиты организма / Ю.В. Высочин, Ю.П. Денисенко, Г.В. Цыганов // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: Сб. науч. трудов / Под ред. А.И. Федорова. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - Вып. 3.- Ч. 1. - С. 23-32.

         Вяткин, Б.А. К вопросу о соотношении свойств типа нервной системы, темперамента и способности к спортивной деятельности / Б.А. Вяткин // Темперамент и спорт: Уч.записи. - Пермь, 1972, - Т.110. - 96-108.

17     Вяткина, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткина. - М.: ФиС, 1981. - 143 с.

         Галкин, П.Ю. Оптимизация управления тренировочным процессом / П.Ю. Галкин, Г.И. Никитин, Е.А. Миллер // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Материалы научно-методической конференции. - Челябинск: ЧГИФК, 1993. - Вып. 3. - С. 200-202.

         Годик, М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок: Дис. …докт.пед.наук / М.А. Годик. - М., 1982. - 373 с.

         Градополов, К.В. Бокс: Учебник для институтов физической культуры / К.В. Градополов. - М.: ФиС, 1965. - 328 с.

22      Дембо, А.Г. Гипотонические состояния у спортсменов / А.Г. Дембо, М.В. Левин. - Л.: Медицина, 1969. - 151 с.

23     Дембо, А.Г. Спортивная кардиология: Руководство для врачей / А.Г. Дембо, Э.В. Земцовский. - Л.: Медицина, 1989. - 464 с.

24     Джероян, Г.Ф. Предсоревновательная подготовка боксера / Г.Ф. Джероян, Н.А. Худадов. - М.: ФиС, 1971. - 287 с.

25     Драгунова, Т.В. Психологические особенности подростка / Т.В. Драгунова. - М., 1973. - 141 с.

26     Дубровский, В.И. Гигиена физического воспитания: учебник для студентов высших учебных заведений / В.И. Дубровский. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 512 с.

27     Дубровский, В.И. Спортивная физиология: учебник для вызов / В.И. Дубровский. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 462 с.

28     Зациорский, В.М. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте // Теория и практика физической культуры. - 1971. - №4. - С. 59-63.

29     Зимкин, Н.В. Качественные стороны двигательной деятельности. В кн.: физиология мышечной деятельности, труда и спорта. - Л.: Наука, 1969. - С. 385-386.

30     Исаев, А.П. Стратегии адаптации человека / А.П.Исаев, С.А.Личагина, Т.В.Потапова. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. - 248 с.

         Камалетдинов, В.Г. Педагогические аспекты развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью: монография / В.Г. Камалетдинов. - М.: Советский спорт, 2002. - 240 с.

32     Кузьмин, А.М. Основы педагогического мастерства специалистов физической культуры: учебное пособие / А.М. Кузьмин. - Челябинск: УралГАФК, 1997. - 50 с.

         Легурский, К.Е. Методика психодиагностики в спорте / К.Е. Легурский. - М.: ФиС, 1990. - 362 с.

34     Любомирский, Л.Е. Возрастные особенности детей и подростков / Л.Е. Любомирский. - М.: Педагогика, 1997. - 96 с.

35     Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. - Минск Полымя, 1989. - 159 с.

         Медицинский справочник тренера / под ред. М.А. Артамонов, З.Б. Белоцеркович. - М.: ФиС. - 2003. - 279 с.

37     Нива, Т. Функции спорта в современном обществе: сборник статей / Т. Нива, В.И. Столяров, З. Кравчук. - М.: Знание, 1979. - 134 с.

         Озолин, Н.Г. Настольная книга тренира: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 126 с.

         Седов, А.В. Физическая культура и спорт в условиях научно-технического прогресса / А.В. Седов, А.В. Выдрин // Спорт в современном обществе. - 1980. - № 4. - С. 83-109.

40     Теория и методика физического воспитания / под ред. А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1967. - 398 с.

41     Теория спорта / под ред. В.И. Платонова. - Киев, Вища школа Головное изд-во 1987 - 196 с.

42     Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 192с.

43     Фельдштейн, Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте / Д.И. Фельдштейн. - Душанбе: ДоНИШ, 1997. - 138с.

44     Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232с.

45     Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт,1987. - 130с.

         Фомин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 156с.

         Хрущев, С.В. Тренеру о юном спортсмене / С.В. Хрущев, М.М. Круглый - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 143 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Опросник личных качеств боксеров

воля к победе

54321

безволие

смелость

54321

трусость

уверенность в себе

54321

неуверенность в себе

настойчивость

54321

отсутствие настойчивости

выдержанность

54321

отсутствие выдержки

хладнокровие

54321

отсутствие хладнокровия

находчивость

54321

растерянность

самостоятельность

54321

отсутствие самостоятельности

инициативность

54321

безынициативность

отсутствие мнительности

54321

мнительность

сознательность

54321

несознательность

дисциплинированность

54321

недисциплинированность

трудолюбие

54321

леность

добросовестность

54321

недобросовестность

аккуратность

54321

неаккуратность

старательность

54321

небрежность

целеустремленность

54321

разбросанность

творческая активность

54321

отсутствие творчества в работе

принципиальность

54321

беспринципность

коллективизм

54321

индивидуализм

моральность

54321

аморальность

самолюбие

54321

отсутствие самолюбия

скромность

54321

хвастливость

тактичность

54321

бестактность

откровенность

54321

скрытность

справедливость

54321

несправедливость

общительность

54321

замкнутость

требовательность к себе

54321

нетребовательность к себе

требовательность к другим

54321

нетребовательность к другим

самокритичность

54321

не самокритичность

отношение к деловой критике - положительное

54321

отношение к деловой критике - отрицательное

отношение к слабым соперникам - положительное

54321

отношение к слабым соперникам -отрицательное

отношение к сильным соперникам - положительное

54321

отношение к сильным соперникам - отрицательное

доброжелательность к людям

54321

недоброжелательность к людям

уважение к коллегам

54321

отсутствие уважения к коллегам

ответственность перед коллективом

54321

безответственность перед коллективом

сообразительность

54321

несообразительность

тактическая хитрость

54321

тактическая незрелость

рассудительность

54321

безрассудство

остроумие

54321

неспособность острить

легкая возбуждаемость

54321

плохая возбудимость

сильная эмоциональная реакция

54321

слабая эмоциональная реакция

стабильное настроение

54321

изменчивость настроения

спортивная злость

54321

отсутствие спортивной злости

есть чувство юмора

54321

нет чувства юмора


При заполнении анкеты надо зачеркнуть одно из полярных качеств, не свойственное боксеру, на которого составляется характеристика, и подчеркнуть цифру, оценивающую степень развития противоположного качества. При этом каждый спортсмен заполняет анкету на другого спортсмена, что позволяет значительно уменьшить процент случайных ответов.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Для изучения умения управлять двигательным темпом применялся прибор «Теппинг». Испытуемый в течение определенного времени проводит постукивание рукой по одной или нескольким пластинам, при этом количество движений фиксируется при помощи электросчетчика. Нами использовалась методика О.А. Черниковой, состоящая из 5 серий постукиваний продолжительностью 10 с каждая, но в различном темпе: в первой серии испытуемому предлагается производить постукивание в удобном, нормальном для него темпе; во второй - делать движения в замедленном темпе; в третьей - снова в нормальном темпе; в четвертой - в максимальном темпе; в пятой серии - в нормальном темпе. Разница между данными первой и третьей, первой и пятой серий является показателем устойчивости темпа. Разница между данными первой и второй, первой и четвертой серий служит показателем подвижности темпа. Результаты измерений двигательного темпа в разных условиях могут служить показателями стартового состояния спортсмена, степени его утомления, эмоциональной устойчивости, подвижности и уравновешенности его нервной системы и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Спортсмены в течение 6 месяцев, дополнительно к тренировочному процессу занимались специальными упражнениями для совершенствования психических функций. Нами использовались следующие методики:

* метод «контрастного задания» - состоит в чередовании упражнений, резко отличающихся по какому-либо параметру. Например, по пространственному параметру: чередование бросков мяча в кольцо с 6 и 4 м, с 4 и 2 м; прыжки в длину с места на максимальное расстояние и на половину его; принятие руками положения угла 90 и 45° и т.п.

*метод «сближаемых заданий» - принятие руками положения угла 90 и 75°, 90 и 80° и т.п.; прыжки в длину с места (с открытыми и закрытыми глазами) на 140 и 170 см, 140 и 160 см и др.

*совершенствование силовой точности движений - развитие способностей оценивать и дифференцировать степень мышечных напряжений различными группами мышц и в различных движениях: воспроизведение или минимальное изменение усилия на кистевом динамометре, равного 25 и 50 % от максимального. В оценке величины мышечного напряжения наиболее трудные - малые усилия (25 % от максимального напряжения) и средние (50 % от максимального напряжения), и наиболее легкие - большие (75 % от максимального напряжения).

* совершенствование временной точности движений - задания по оценке макроинтервалов времени - 5, 10, 20 с (пользуясь для проверки секундомером) и микроинтервалов времени - 1; 0,5; 0,3; 0,2; 0,1 с и др. (пользуясь электронным прибором).

Похожие работы на - Выявление уровня развития пространственно-временных ощущений боксеров 15-17 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!