Предпринимательство и роль религии в его становлении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,63 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предпринимательство и роль религии в его становлении

Введение

Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Предприниматели в силу своей массовости играют значительную роль в социально-экономической жизни страны. Предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, т.к. по своему экономическому положению, условиям жизни частные предприниматели составляют основу среднего класса, являющегося гарантом не только социальной, но и политической стабильности общества.

Становление и развитие предпринимательства в любом обществе происходит под влиянием исторически сложившихся экономических, политических и социокультурных обстоятельств. Роль первых двух факторов в развитии предпринимательской деятельности исследована достаточно обстоятельно, однако социокультурные детерминанты, важнейшей из которой является религия, освещены гораздо меньше. Между тем религия, нравственность, духовные традиции, особенности национального менталитета всегда имели существенное значение для развития предпринимательства. Хотя хозяйственная деятельность и обладает относительной самостоятельностью и независимостью, вместе с тем религия, право, мораль могут играть существенную стимулирующую роль в ее развитии или, наоборот, стать тормозом.

В мировой науке проблема предпринимательства изучалась достаточно широко. Имеется множество исследований, в которых формулируются идеи, положения, в той или иной степени, раскрывающие эту проблему. Целостные концепции ценностно-смысловых оснований предпринимательства были предложены М. Вебером, В. Зомбартом, М. Оссовской, Й. Шумпетером, Д. МакКлелландом. Впервые на религиозные корни предпринимательства обратили внимание немецкие социологи и историки М. Вебер и В. Зомбарт. Капитализм Нового времени имеет религиозную основу - протестантизм, где гармонично сочетаются набожность и экономический материализм: и человек и капитал должны работать приумножая богатство, само же богатство, помимо материального достатка, является свидетельством избранности человека. Идея избранничества напрямую увязывается с исполнением профессионального долга, которое становится исполнением долга перед Богом. Так религиозная этика способствует формированию особой хозяйственной этики. Во главу угла ставится не жажда наживы, а добропорядочность, кредитоспособность, умеренность и стабильное спокойное существование.

Православные мыслители В. Соловьев. С. Булгаков. Н. Бердяев, В. Зеньковский, П. Флоренский, С. Франк, Н. Алексеев в созданной ими философии хозяйства на первое место в предпринимательстве ставили служение высшим ценностям, христианскую любовь, духовные потребности человека, память о его высшем предназначении. Предпринимательство определялась, конечно, не только религиозным фактором, а всем мировоззрением, но религия была и остается важнейшей социокультурной детерминантой, формирующей ценностные системы индивида и общества, их мотивационные импульсы. Таким образом, можно сделать вывод, что модель экономики, опирающаяся на духовные ценности, не отвергает предпринимательства, но выдвигает на первый план нравственные компоненты. Происходящее стремительное изменение облика России невольно заставляет всматриваться в прошлое, находить в нем истоки многих современных явлений.

Целью курсовой работы является рассмотрение роли религии в истории становления предпринимательства в России.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

рассмотрение понятия и сущности предпринимательства;

характеристика исторических аспектов развития предпринимательства в России в соотношении с религией;

выявление основных этических проблем российского предпринимательства.


1. Предпринимательство и роль религии в его становлении

 

.1 Понятие и сущность предпринимательства


Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предприниматель - это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Предпринимательство не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. И хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, но современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.

Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Главная отличительная черта предпринимателя - риск, а его основная общественная функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках. А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т.п.

Считается, что исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы исторически была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентировано для работы на рынок, деятельность была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служила разница в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. Таким образом, создавались предпосылки для появления ростков предпринимательства.

1.2 Специфика развития предпринимательства на Руси


В русской культуре сложилось неоднозначное представление о купце, промышленнике, предпринимателе. Он воспринимается как человек внешне набожный, но по сути далекий от Бога. Вместе с тем в культуре встречаются попытки связать религиозную и хозяйственную жизнь. Анализ особенностей развития предпринимательства на Руси поможет уяснить, насколько обоснованы ожидания, возникшие в связи с возрождением православных традиций предпринимательства в современной России. Процесс предпринимательства, независимо от сферы совершения сделки тесно связан с культурной средой общества, состав которой характеризуется совокупностью факторов, к которым относят политику, технологию, образование, искусство, ценности и отношения, религию, язык, правоведение, социальный статус (рис. 1).

Историю становления предпринимательства нельзя рассматривать в отрыве от религиозно-мировоззренческих систем, т.к. известно, что религия оказывает большое влияние на экономическую деятельность.

Рисунок 1 - Состав культурной среды предпринимательства

В.А. Гельман отмечает: «Нет религий, которые бы отвлекали человека от трудовой активности, экономической деятельности, ибо нет религий, лишенных здравого смысла, в которых бы полностью отсутствовал земной, практический, рациональный элемент. Есть лишь религии, в которых этот элемент проявляется яснее и отчетливее». При этом религия влияет на предпринимательство, в первую очередь, путем формирования определенной этики и правил поведения, поощряемых в той или иной социальной среде, тем самым способствуя или препятствуя развитию предпринимательства, создавая особо благоприятные условия либо замедляя данные процессы.

Традиции и специфика российского предпринимательства формировались под воздействием таких факторов, как:

особое географическое положение между разными цивилизациями и культурами;

сложный этнический состав, по мере расширения территории государства вбиравший в себя местный этнокультурный компонент, не уничтожая и не порабощая его;

особая роль государства, являвшегося активным участником экономической жизни;

ценностная аксиоматика религиозных систем, наиболее распространенных на территории России.

Формирование системы предпринимательства в мировых культурно-исторических общностях имеет ключевое значение для понимания современных экономических процессов. Обусловлено это рядом основных причин, главные из которых выражаются в следующих положениях:

во-первых, предпринимательство как феномен - это важный институт общественного устройства, созданный для реализации творческих способностей и потенциала отдельных граждан;

во-вторых, предпринимательство является ключевым фактором развития конкретного общества и государства, в первую очередь, с точки зрения его экономического потенциала и конкурентоспособности на международной арене;

в-третьих, предпринимательство, как и любой феномен, созданный на основании культурно-исторического сожития носителей определенных ценностно-мировоззренческих установок, вбирает в себя особенности и специфику того общества, в рамках которого оно развивается.

Последнее положение представляется особенно значимым, так как известно что, культура конкретного общества является ключевым фактором при формировании особенностей предпринимательства в государстве.

По данным авторитетных российских ученых, «история отечественного предпринимательства насчитывает более тысячелетия, уходя корнями в предгосударственный и раннегосударственный периоды развития России. Становление его шло параллельно со становлением древнерусской государственности и во многом было обусловлено этим процессом. Немалую роль в становлении предпринимательства сыграло и приобщение Руси к христианскому миру, означавшее вхождение в европейскую цивилизацию на правах полноправного члена».

Древнерусское государство складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян. Поэтому истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов, в том числе религиозных. Религиозный фактор формирования российского предпринимательства делают основной акцент на приоритете коллективных интересов перед индивидуальными, что не могло не сказаться на развитии системы предпринимательства. Православные мыслители на первое место в предпринимательстве ставили христианскую любовь, духовность, осознание высшего предназначения человека. Данная религиозная система выработала свой собственной эталон хозяйствования, изначально исходящий из нравственных критериев: отказ от извлечения прибыли «любой ценой», милосердие, благотворительность.

Как уже было отмечено, исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы исторически (в том числе и России) была торговая деятельность. Краткость периода, пригодного для полевых работ, являвшаяся следствием местоположения древнерусского государства, обусловила сложности в производстве достаточного количества продуктов питания. Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства. Таким образом, складывался своего рода замкнутый круг: неблагоприятные погодные условия приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Разорвать замкнутый круг можно было, только дополнив доход от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и ткачеством. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы. Таким образом, создавались предпосылки для появления ростков предпринимательства в древнерусском государстве.

Русь находилась на транзитных путях между Западом и Востоком - на Волге и Днепре. Некоторые наши историки, в том числе крупнейший историк России В.О. Ключевский, даже зарождение российской государственности выводят из этой транзитной торговли. Конечно, на этих транзитных путях Русь встречалась с конкурентами. На севере это были варяги, но сюда они приходили как вооруженные купцы, которым надо было пройти через Русь в богатую Византию. А для этого они вливались в состав русской правящей верхушки, становились дружинниками и участвовали в защите русских земель. А с юга к этому пути подбирались Венеция и Генуя. На скалах южных берегов Крыма сохранились венецианские и генуэзские крепости, но одновременно на берегах «Русского моря» рождались русские военно-торговые форпосты: Тмуторокань, Переяславец, Сурож (Судак).

Предпринимательская деятельность правящей верхушки не ограничивалась внешней торговлей. Так, организацию княжеских и боярских сел в X-XI вв. некоторые историки прямо называют «предпринимательством». На Руси, до 90% населения которой составляли сельские жители, состояние сельского хозяйства было определяющим фактором и для развития промышленного предпринимательства. Село - это хозяйство, которое состояло из нескольких отраслей, и, естественно, управление этим хозяйством предполагало выполнение определенных предпринимательских функций. И тут важно то, что они в гораздо большей мере, чем другие слои, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания, русской культуры, религиозных традиций.

Древняя Русь, также была и страной городов: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды - 271, в царствование Ивана Грозного - 715, при царе Алексее Михайловиче - 923. Были среди них и очень большие по тем временам города. Например, в XVI в. Москва по размерам превосходила Лондон. Города становились оплотом развития предпринимательства, складочными местами, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж.

Торговый центр города мог совпадать с религиозным и политическим центром (Вологодский кремль XVII века) или не совпадать (Нижний Новгород). Но все равно определялся он по отношению к стоящим в городе храмам: на нижегородском посаде XVII в. торговый район определялся церковью Иоанна Предтечи, у которой был расположен гостиный двор и главный городской торг, церквами Козьмы и Демьяна и Николы на Бечеве.

Сам по себе честный торг в сознании людей не вступал в противоречие с соседствующим храмом. Напротив, для торгующих, в особенности степенных купцов, этический стандарт которых предполагал демонстрацию благочестия, соседство торга с храмом было весьма желательным. Открытие и закрытие ярмарки сопровождалось многочисленными службами, крестными ходами, выносами икон и освящением торговых рядов и лавок. Ярмарки традиционно были местом сбора пожертвований на монастыри и храмы, их специальные посланцы съезжались туда, чтобы напомнить благодетелям о своих нуждах.

Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, гостьбы - купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие «промышленники». Места эти получали названия погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и устраивались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), товары, а также торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев хорошую пошлину.

О развитии торговли на Руси свидетельствует и образование товариществ «складников» - объединений купцов, которые вели совместные торговые операции, «складывая» капиталы и товары. Такие товарищества, судя по всему, были обычной формой организации торговли. Но складнические товарищества были не главной формой объединения купцов. Чаще всего, как правило, купцы одной категории объединялись вокруг своего, построенного ими же патронального храма, платили членские взносы и имели определенные привилегии. Например, известный герой былины Садко был членом купеческого товарищества, которое объединялось вокруг церкви Николы Можайского. Вокруг церкви Успенья Богородицы в Киеве объединялись хлеботорговцы. Новгородские солеторговцы объединялись вокруг церкви Бориса и Глеба в Старой Руссе.

Самое известное объединение - «Иванское сто» - союз богатейших новгородских купцов, торговавших с Западной Европой воском и другими товарами («пошлых» купцов) вокруг церкви Иоанна Предтечи. Поскольку «Иванское сто» объединяло богатейших купцов, эта церковь была центром купеческой жизни Новгорода. На площади перед церковью заседал торговый суд. Члены «Иванского ста» были верхушкой купечества.

О том, что в этот период на Руси торговля велась очень большая, свидетельствует обилие кладов того времени, которые до сих пор находят поблизости старинных городов, вблизи от больших рек, на волоках, возле бывших погостов. В этих кладах находят арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в том числе, даже отчеканенные в VIII в.

Успешный рост предпринимательской деятельности в древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно. Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий гнев. Так, весной 1113 г. в Киеве разразилось народное восстание, во время которого разгромлены дома евреев-ростовщиков, взимавших огромные проценты, а также занимавшихся скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. После этого восстания Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год). Позиции предпринимательства, наживавшегося на народной нужде, сильно ослабли, ростовщичество как предпринимательство было запрещено.

Таким образом, в Древней Руси влияние церкви на развитие предпринимательства было скорее положительное, более того как отмечалось выше, центрами вокруг которых объединялось древнерусское купечество, часто становились православные храмы, где под надзором епископа хранились казна, документы, меры длины и веса и пр.

Важный аспект взаимосвязи предпринимательства и религии в России составляет хозяйственная деятельность Церкви и монастырей.


2. Участие церкви в предпринимательской деятельности

 

.1 Предпринимательская деятельность церкви и монастырей


Монастырское хозяйство в России было связано как с управлением принадлежащими обители селами и угодьями, так и с развитием собственных монастырских ремесленных, промысловых, торговых предприятий (запрещалось только ростовщичество). На первых порах даже торговля проходила прямо в храмах, позднее она была вынесена на площади близ церквей. В день открытия торговли перед храмом поднимался крест или флаг. Это свидетельствовало о том, что торг охраняется церковью или княжеской властью.

По этой причине монастырская торговля находилась в наиболее выигрышном положении. Она была освобождена от целого ряда поборов и повинностей. При этом за монахами-торговцами стоял высокий авторитет церкви, на содержание которой, еще со времен Киевской Руси, была установлена десятая доля от годовых сборов (десятина). Монастырские ремесленники не только удовлетворяли внутренние потребности, но и продавали часть своих изделий. На рынок поступали дешевые массовые изделия церковно-монастырского ремесла - нательные крестики, складни, небольшие каменные и металлические иконки, широко встречающиеся не только в восточнославянских землях, но и за пределами Руси, в странах Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы.

Что касается предпринимательской деятельности монастырей, то первоначально она ограничивалась сферой внутреннего обмена, их люди не отправлялись с товарами в дальние заморские страны, как это делали профессиональные купцы - гости, вывозившие наряду с прочими товарами некоторые изделия монастырских ремесленников. Однако по мере трансформации мелких обителей в крупные монастырские общины их место в экономической жизни Древней Руси, в том числе и в сфере обмена, не могло не расшириться. Во второй половине XI-XII вв. у крупнейших монастырей Киева (Киево-Печерская лавра) и Новгорода (Юрьев монастырь) уже появились земельные владения, что позволяло им часть выращенного крестьянами монастырских сел зерна реализовывать на рынке. Тем не менее, в целом древнерусские монастыри еще не имея крупных вотчин и промыслов, не могли быть прочно связаны с товарно-денежными отношениями. Их деятельность в XI-XIII вв. в области торговли носила еще ограниченный, спорадический характер, поскольку монастырское хозяйство тогда ориентировалось в основном на самообеспечение братии, а не на рынок.

Укрепление Московского княжества в XIV в. способствовало оживлению деловой активности населения. Ряды средневекового русского купечества пополнялись и за счет так называемых церковных людей. В XIV и особенно в XV вв. в сферу обмена все активнее втягивалась церковь. Хотя еще во времена Ивана Калиты митрополит Руси Петр запрещал и белому, и черному духовенству заниматься торговлей и ростовщичеством, но жизнь заставляла церковных иерархов отказываться от этих запретов и даже самим посылать своих людей в торговые поездки. При московских великих князьях Дмитрии Донском и его сыне Василии Дмитриевиче представители митрополита, торговавшие излишками натуральных доходов, уже были освобождены от уплаты тамги. Предпринимательство монастырей стимулировалось льготами, которые они получали, с одной стороны, от Золотой Орды (освобождение от десятины), а с другой - от князя (право беспошлинной торговли). Такими привилегиями активно пользовались ярославский Спасский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, суздальский Спасо-Ефимьев, вологодский Глушецкий и другие монастыри. Они имели свои дворы на посадах во всех крупных городах.

Широкий размах приобрела торговая деятельность подмосковного Троице-Сергиева монастыря, отправлявшего в 60-х годах XV в. только в Новгород 300 возов с товаром зимой и 300 телег летом. Его лодки с товарами плавали по Волге, Оке, Шексне, Северной Двине и др. рекам. Для постоя и проживания торговых людей использовались принадлежащие ему городские дворы во Владимире, Соли Галичской, Угличе.

Не отставал от него Кирилло-Белозерский монастырь, имевший несколько дворов на посадах в Вологде, Белоозере и развернувший торговлю от Холмогор до Москвы. Кирилло-Белозерский монастырь активно торговал рыбой и солью. Сам монастырь был расположен на озере Белом, к северо-западу от Вологды, но рыбу монастырские крестьяне ловили на реке Умбе, на юго-западном берегу Кольского полуострова и продавали ее голландским купцам. Монастырь являлся постоянным торговым партнером Твери, где ему был отведен участок на берегу Волги у городского рва под соляные амбары и дворы. Эти места числились за монастырем вплоть до конца XVII века.

По мере завершения объединения русских земель великокняжеские власти с конца XV в. стали ограничивать торговые привилегии церковных учреждений, освобождая от уплаты пошлин лишь перевозимые в монастыри продукты их вотчинного хозяйства, но не купленные для перепродажи товары. Политика властей, направленная на ликвидацию привилегий церковных учреждений была продолжена и в XVI в. При Иване IV осуществлялась постепенная отмена сохранившихся еще торговых льгот монастырей. К концу его царствования монастыри полностью лишились податных льгот. Хотя все эти меры в комплексе наносили ущерб предпринимательской деятельности обителей, но вместе с тем уравнивали их в правах с другими торговцами, вынужденными платить в полном объеме немало торговых и проезжих сборов. Поэтому, не смотря на проводимую правительством политику, монастыри не сворачивают предпринимательскую деятельность, более того, именно монастыри становятся самыми большими вотчинниками и ростовщиками. В рассматриваемый период насчитывалось порядка 150 монастырей-вотченников. Денежный оброк, который собирали монастыри со своих крестьян достигал 30% от их доходов, что позволяло крупным монастырям вкладывать деньги в развитие различных промыслов и приобретать земли.

Монастыри также вели и международную торговлю. Это касается, прежде всего, северных монастырей, которые были непременными участниками Архангельской ярмарки. Николо-Корельский монастырь на Белом море, Антониево-Сийский монастырь, расположенный в 150 км южнее Архангельска и Соловецкий монастырь, расположенный на Соловецких островах Белого моря, имели свои склады в Архангельском гостином дворе, где хранили в основном соль, которую выпаривали во владениях монастырей и продавали в Архангельске. Соловецкий монастырь являлся крупнейшим в Поморье производителем соли.

В Московской Руси было основано в XV-XVI вв. около трехсот монастырей, в большинстве из которых проживали от двух-трех до десяти-двадцати иноков. Но наряду с такими малочисленными и небогатыми обителями существовали и более крупные, в которых проживали от 100 до 150 монахов, а хозяйство обслуживали около 300 «детенышей», мастеровых, служебников, следовательно, монастырским властям приходилось обеспечивать всем необходимым. Таким образом, как коллективные предприниматели монастыри действовали, прежде всего, в сфере соляных и рыбных промыслов, а также в сфере торговли. Денежные и натуральные затраты монастыря, получавшего торговую прибыль, в десятки, а то и в сотни раз превышали затраты светского купца-предпринимателя, поскольку монастырям не требовалось тратить в процентном соотношении так много средств на закупку товаров для последующей перепродажи, как купцам. Монастырская торговля опиралась на разветвленную инфраструктуру - ярмарки у стен целого ряда обителей (Макарьевская, Свенская, Тихвинская и др.), собственный транспорт, наличие собственного упряжного скота, городских дворов с амбарами, перевозов и т.д. Весь этот комплекс, созданный на протяжении XV-XVII вв. позволял монастырям занимать свою нишу в хозяйстве страны и оставаться активным участником торгово-производственных процессов.

Однако, раскол русской православной церкви в XVII в. практически предопределил дальнейшее снижение ее роли в экономической жизни страны. Отрицательно сказались на монастырском предпринимательстве петровские реформы. Петр I аннулировал 16 декабря 1700 г. Патриарший приказ, распределив все имевшиеся в нем мирские дела по другим ведомствам, а духовные поручил митрополиту рязанскому Стефану Яворскому. В январе 1701 все монастырские дела были переданы боярину И. Мусину-Пушкину. Возглавляемый им Монастырский приказ отвечал за положение дел в монастырских вотчинах и получил право «творить в них суд». В 1721 г. по указу Петра I был создан Синод русской православной церкви, введена должность обер-прокурора Синода, что превратило церковь в придаток государства. А церковные реформы Петра I и жесткие меры его преемников при Петре III и Екатерине II, окончательно разрушили этот вид предпринимательства.

Таким образом, наибольший объем рыночных связей монастырей падает на XV-XVI вв. В XVII в. главную роль в монастырском предпринимательстве начинают играть крестьянские хозяйства монастырских вотчин, что позволяло монастырям прочно внедряться в аграрный сектор экономики страны.

2.2 Старообрядческое предпринимательство


В XVIII в. на смену монастырскому предпринимательству пришло «старообрядческое». Старообрядцы, лишенные гражданских прав, в частности, права поступать на государственную и общественную службу, обратили свою энергию в торгово-промышленную сферу. Преследование властей наложило отпечаток на уклад жизни и деловую практику старообрядцев. Это были люди «трезвого» поведения, сплоченные тяжелыми условиями жизни и помогавшие друг другу во всех начинаниях. Предприимчивость поддерживалась среди них не только морально, но и материально. Одним из крупных и экономически развитых центров староверия явился Европейский Север России (в границах Архангельской, Вологодской, Новгородской и Олонецкой губерний). Устойчивые очаги староверия в XVIII в. сложились в Каргополье, Подвинье, Печорском крае, Петрозаводско-Повенецком районе Карелии и в Шекснинско-Сухонском междуречье. Особенности территории Севера России, ментальная и этническая специфика предопределили и сферу торгово-промышленных интересов старообрядчества. Наиболее известным центром старообрядчества в эпоху Петра I стала Выговская поморская пустынь. В 1702 г. выговцы были легализованы. Выговская пустынь была в 1705 г. приписана к Олонецким Петровским заводам и скитники обеспечивали их рабочей силой. Выговские рудознатцы и литейщики сыграли большую роль в открытии и разработке месторождений полезных ископаемых в Карелии, а также на Урале и в Сибири. В 1710 г. на Каргопольевыгодцами была основана Чаженская пустынь - пристань Пигматика на Онежском озере, через которую шла вся выговская торговля. Выговцы имели рыболовные промыслы на Выгозере и Водлозере, на Белом море, между Печорой и Мезенью, на Мурманском берегу, а позднее - на Новой земле и Шпицбергене. Они занимались перепродажей хлеба с Поволжья в С-Петербург и т.д. На Выге появились кузнечный промысел, обработка кож, выгонка смолы и дегтя, изготовление пряжи и т.п. Указ Петра I 1711 г., оградил Выговских старообрядцев от притеснений, поэтому уже к концу 20-х гг. XVIII в. выговцы добились хозяйственного процветания пустыней.

К середине XVIII в. государство смягчило свое отношение к старообрядцам и даже стало поощрять их предпринимательскую деятельность. Особенно последовательно эта политика проводилась Екатериной II, которая разрешила старообрядцам вернуться на родину и заниматься предпринимательской деятельностью при условии уплаты «двойной подушной подати». Это благотворно сказалось на развитии артельно-общинного предпринимательства старообрядцев. Так, выгодцы в середине XVIII в. начали строительство крупных судов для хлебных перевозок длиной до 50 м. и грузоподъемностью до 100 тонн. Судостроительство и судоходство приняло к началу XIX в. широкий размах, только по Белому морю ходило 6 выговских судов и несколько десятков - по Онежскому озеру и рекам, вплоть до Петербурга. На Выге были построены обширные пристани и склады для товаров. Вскоре сформировалась целая торговая сеть не только «с торговыми пунктами, но и своего рода миссиями» в Москве, Петербурге, Н-Новгороде и др. местах, а также со своей специализацией, когда одни члены общины занимались финансовыми делами, другие ведали вопросами торговли с другими регионами, третьи перевозили зерно, а четвертые продавали хлеб в Петербурге. Поэтому важной чертой артельного хозяйствования была строгая регламентация и отчетность. Хозяйственные процессы были рационально организованы, и по мнению В.В. Керова речь шла о развитой предпринимательской деятельности со многими атрибутами ее современных форм. Таким образом, Выговский монастырь был одновременно «землевладелец, заводчик, промышленник и торговец». Главным же результатом стало возникновение системы старообрядческого предпринимательства общинно-артельного типа. Эта система существовала почти полтора века, но ее значение оказалось гораздо большим. Хозяйственный организм поморской общины сыграл «ту же роль в истории старообрядчества, какую до него играл Соловецкий монастырь в истории церкви и монашества». Развившаяся торговая сеть уже в середине XVIII в. приобрела значительный размах и сложность, что привело к кризису общинно-артельного предпринимательства. На смену артельности пришли новые формы, которые зарождались на Ветке (Польша) и в Стародубъе (Украина), а также в центре России и на Урале.

В Приуралье многие железоделательные заводы принадлежали старообрядцам, причем владельцы получили право принимать и селить у себя бежавших раскольников, не выдавая их властям. Многие заводские селения состояли сплошь из раскольников. Со временем сложились целые старообрядческие экономические районы со своими промыслами, ремеслами, торговлей и промышленностью. В целом в 16 из 30 городов Европейского Севера России на рубеже XVIII-XIX вв. были старообрядческие общины. Используя преимущества транзитной торговли хлебом, рыбой, дровами, осваивая и развивая горное дело, мукомольное производство, льноводство, пушной промысел, а, в особенности, лесопильное дело, предприниматели четко улавливали потребности рынка. В XVIII в. купцы из старообрядцев занимают все более заметные позиции в экономике страны, а когда в начале XIX в. старообрядцы стали активно возвращаться в Москву, то вскоре почти все ее крупнейшие торговые и промышленные фирмы находились в их руках (в их числе были Морозовы, Гучковы, Рябушинские, Кузнецовы, Горбуновы, Солдатенковы и многие другие московские миллионеры).

По мере перемещения старообрядческих общин с окраин России в центр эволюционизировали и формы хозяйствования. Складывались, помимо общинной экономики, частно-семейные хозяйства. Кроме того действовали и не совсем легальные. Регулятором всей системы была староверческая община, игравшая серьезную роль и в корпоративном старообрядческом предпринимательстве. Ее основное назначение было связано с координацией и обеспечением функционирования своеобразного механизма староверческих хозяйственных сетей. Основой функционирования сетей являлась хозяйственная солидарность членов согласия. По свидетельству современников, взаимопомощь старообрядцев, руководивших фабриками, с купцами-старообрядцами помогала «им сбывать с выгодою свои произведения, преимущественно пред фабрикантами православными (приверженцами официальной церкви)». Огромное значение для успеха предпринимательской деятельности старообрядцев имели распространенные в общине этические нормы поведения: воздержание и аскетизм в домашней жизни, трезвость, единение и взаимная поддержка, готовность прийти на помощь разорившимся единомышленникам и, наконец, ограничение дивиденда до 6%, что предохраняло предприятия старообрядцев от кризисов. В результате этих процессов старообрядчество к середине XIX в. стало конфессионально-экономическим сообществом. Роль в нем общин, прежде всего центральных, способствовала их собственной стабилизации и укреплению. Но собственная стабилизация общин являлась лишь инструментом для выполнения основной задачи - обеспечения осуществления функций старообрядческого предпринимательства, направленных на поддержание и консолидацию всего сообщества. Однако по мере развития капитализма, ко второй половине XIX в. влияние общины начинает ослабевать и постепенно частный интерес становится доминирующим, хотя элементы общинного хозяйствования среди предпринимателей-старообрядцев продолжали сохраняться вплоть до конца XIX в.

Таким образом, участие церкви и монастырей в предпринимательской деятельности достаточно существенным. Однако торговая и промысловая активность монастырей во многом стимулировалась льготами и привилегиями, которыми обладала церковь в IX-XV вв. По мере укрепления государственной власти и лишения церкви привилегий, ее влияние на экономику страны начинает неуклонно снижаться. Раскол русской православной церкви в XVII в. окончательно подорвали ее политическую и экономическую независимость, что сказалось на церковном и монастырском предпринимательстве. С другой стороны, раскол стимулировал экономическую активность старообрядцев, и в XVIII в. в связи с политикой государства в отношении церкви, на смену монастырскому предпринимательству пришло «старообрядческое». Именно старообрядчество явилось одной из национальных особенностей российского предпринимательства, т.к. в России старообрядчество с его жесткими религиозными нормами стало одной из форм первоначального накопления капитала. Помимо этого большую роль в успехе предпринимательской деятельности старообрядцев играли строгие этические нормы.


3. Православие и этические принципы российского предпринимательства

предпринимательство церковь старообрядческий российский

В современном мире значение религиозной системы в экономике развитого типа малозаметно - это объясняется тем, что в процессе модернизации создается неотъемлемо присущий всякому индустриальному обществу современного типа высокий уровень рационализации, организация которого предполагают и высокий уровень сознания. Однако, как показывает исторический опыт, успешное проведение системных реформ, развитие корпоративной культуры и рост национального благосостояния напрямую связаны с сохранением прочного ценностного фундамента общества.

Сегодняшние российские предприниматели - разноликая, неоднородная социальная группа с различными нравственными и гражданскими позициями. Поэтому, одна из наиболее полемичных тем связана с этичностью предпринимательской деятельностью, ее соответствием с нравственными нормами православия. Думается, что в России в основе предпринимательства должна лежать этика Православия, неотъемлемую часть которой составляют ценности патриотизма, соборности, служения общему благу. Современная предпринимательская культура теоретически включает в себя этические идеалы цивилизованного предпринимателя, однако социологические исследования все же показывают, что на словах предприниматели тяготеют к цивилизованному бизнесу, а на деле проявляют патриархальные традиции. Так, при оценке качеств российских предпринимателей давались положительные оценки деловых качеств и отрицательные характеристики морального облика бизнесменов. В результате исследования ценностей, на которые ориентируются сами предприниматели, оказалось, что доминируют личные ценности - самореализация, материальный успех, благополучие родных, и что христианские ценности не занимают доминирующего положения, утеряна и позиция предпринимателя-патриота.

В такой ситуации, безусловно, определенное место должна занять православная этика, возрождение духовно-нравственных основ хозяйствования будет способствовать формированию профессиональной культуры, предпринимательских ценностей, что позволит повысить роль человеческого капитала в качестве основного фактора экономического развития.

Но, в отношениях бизнеса с нормами, диктуемыми церковью, остается много «белых пятен»: Готово ли предпринимательское сообщество к кодексам Православной церкви? Насколько велико влияние Церкви в бизнес-кругах и есть ли у бизнеса запрос на новую мораль? Совместимы ли ценности предпринимательской инициативы и православная этика? Может ли хозяйственная деятельность действительно быть «общественным служением и исполнением нравственного долга»? Если ли у Российской Православной Церкви ответы на главные вопросы, которые волнуют сегодня предпринимателей? Почему бизнесмены скептически воспринимают понятие «православное предпринимательство»? Так, епископ Егорьевский Марк, в своем выступлении на заседании круглого стола на тему: «Бизнес и Православие: роль православных духовно-нравственных ценностей для современного российского предпринимательства» отметил, что в Православии приоритет имеют духовные ценности, а богатство человеку дается для служения ближним. «Тем не менее в современном мире, к сожалению, все еще главенствует принцип: «Бери от жизни все», несмотря на то, что 80% населения России считает себя православными», - сказал Владыка. Он также назвал предпринимательскую деятельность творчеством, в котором обязательно должны учитываться духовные и нравственные ценности, этические соображения, традиции соборности.

Постулаты православной экономической этики нашли свое отражение в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (Приложение 1) и «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании» (Приложение 2), которые свидетельствуют о возможности правильного духовного отношения к богатству, труду и собственности без ущерба для деловой активности. В них подчеркивается неразрывная связь российского предпринимательства и его традиций с ценностями Православия, такими, как хранение в чистоте православной веры, следование нравственным заповедям христианства и стяжание деятельной любви к Богу, Отечеству и ближнему.

Православная этика хозяйствования (Приложение 3) неизменно делает акцент на том, что наше главное богатство - это люди, их нравственный и творческий потенциал. Для того, чтобы сохранить, развить и совершенствовать его, нашей стране необходимо построить духовно-этически ориентированную экономику и отладить систему социальной ответственности. Все мы - Церковь, государство, предприниматели, общество в целом - должны позаботиться о том, чтобы среди нас было как можно меньше равнодушных и отчаявшихся людей и как можно больше людей, способных активно созидать духовные и материальные блага, исполняя тем самым свое призвание деятельного служения Богу и Отчизне. Достигается это через следование всегда и во всем законам, установленным Богом. В этом главная цель православного хозяйствования и долг верующего предпринимателя.

Как же совместить христианскую нравственность и прибыльность предпринимательского дела? Поскольку бесприбыльное дело обречено на провал, то при выборе цели предпринимательской деятельности, и особенно при составлении бизнес-планов, вопросу соотнесения затрат и выручки должно быть уделено самое серьезное внимание, и в этом отношении православный предприниматель ничем не отличается от неверующего человека. Главным же в православном подходе к делу является нравственное соотнесение целей предпринимательской деятельности с принципами христианской морали. Следует также иметь в виду, что цели предпринимательской деятельности должны быть согласованы с общей национальной задачей возрождения нашей экономики, направлены на то, чтобы помочь нашему народу выстоять в эти нелегкие времена. Нужно помнить, что нашим детям придется расплачиваться за грехи отцов, возвращать долги, восстанавливать или отстраивать заново многие производства, реанимировать истощенные недра, восстанавливать культуру земледелия, животноводства, птицеводства, возрождать народные промыслы.

Возрождение национальной экономики отнюдь не означает самоизоляции наших производителей, не отрицает участия российских предпринимателей в международной экономике, но их интересы должны быть не только национальными, но и нравственными. Нравственная, с позиции христианства, предпринимательская деятельность должна соотноситься с учением Церкви.

Завершая изучение роли религии в становлении предпринимательства, следует отметить, что все религии в истории человечества формировали духовные стимулы хозяйственной деятельности и нравственные критерии экономического, в том числе и предпринимательского поведения.

Рассмотренные принципы нравственного соотнесения своих действий, молитвенной благодарной подчиненности Промыслу и сопричастности ко всему товарному являются достаточно универсальными. Их практическая реализация в России, где возрождаются традиции Православия, имеет ряд специфических черт, одна из которых связана с использованием в деловой практике не строго эквивалентного обмена, что непонятно бизнесменам Запада. Там даже в частной жизни человек старается дать другому ровно столько, сколько он от него получил.

Однако не нужно считать, что Православие способствует расточительности или же оправдывает ее, призывает отказаться от учета в процессе хозяйственной деятельности. Рачительных хозяев, ведущих счет каждой копейке, было всегда достаточно много в нашей стране, и ясно, что без налаженного учета невозможно быть хорошим предпринимателем и в наше время, но требовать для себя преимущественной выгоды по мелочам в России не принято.

И хотя, за последние годы многие национальные традиции утрачены, их возрождение - дело рук всего народа, правительственных мужей и отечественных предпринимателей, которым, есть надежда, будут помогать все православные христиане, все честные люди.


Заключение


Предприниматели - это люди, которые своим трудом в организации и управлении производством обеспечивают развитие общества. Предпринимательство представляет собой не только особый вид экономической деятельности, но и определенный образ мышления, стиль и тип поведения. Отношение между религией и хозяйственной деятельностью является одним из аспектов отношения между религией и мирской жизнью.

Отношение русского предпринимателя - делового, практичного человека к религии нельзя описать просто и однозначно. В русской культуре отражено явное тяготение мирского хозяина (предпринимателя) к иному, высшему, духовному измерению бытия, которое проявлялось в повседневном благочестии. Вместе с тем видно противоречие практической рациональности и пути духовного спасения, на который ориентирует традиция православия, что порождает расхождение высокого духовного стандарта и повседневной, обыденной нравственности.

На Руси предпринимательство зародилось во времена Киевской Руси в торговой форме, а также в виде различных промыслов. Русских купцов можно назвать первыми массовыми представителями российского предпринимательства. Большую лепту в развитие предпринимательского дела в России внесли монастырские колонии.

Диалог светских представлений о нравственности и православной этике может стать основой, на базе которой смогут развиться новые ценности предпринимательской культуры. Религиозные ценности и установки ориентируют на трудолюбие, прилежание, скромный образ жизни, служение «делу», что может способствовать умножению богатств. Тому примеры купцов, заводчиков прошлого, которые успешно вели дело и выделяли большие средства для социального попечения и благотворительности. Именно частный капитал был экономической основой духовной и культурной жизни России.

Таким образом, достижение единства российского общества возможно не на религиозной, а на нравственной основе. Нравственное сознание утверждает ценность личности, соотносит ее с историческим самодвижением человечества.


Список источников


1.   Аветов Г.М. Влияние этнического фактора на формирование российской системы предпринимательства: основные аспекты / Г.М. Аветов // Экономические науки. - 2010. - №11. - С. 51-55.

2.      Ананьич Б.В. Предпринимательство в России. (Религиозно-национальный аспект) / Б.В. Ананьич. - М., РОССПЭН, 2001. - 655 с.

.        Афанасьев Э.В. О нравственном предпринимательстве / Э.В. Афанасьев // МПЦ «Возрождение Сибири». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mpcentre.ru/position/business

.        Бабосов Е.М. Экономическая социология / Е.М. Бабосов. - Мн.: 2004. - 224 с.

.        Багиев Г.Л. Организация предпринимательской деятельности. Учеб.пособие / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. - СПб.: СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.

.        Бессолицын А.А. История российского предпринимательства: учеб. пособие / А.А. Бессолицын. - М.: Маркет ДС, 2008. - 224 с.

.        Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений / С.Н. Булгаков // Христианская социология. - М. - 2007. - С. 845.

.        Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения / М. Вебер // Иваново-Франковск: Ист-Вью, 2002. - 352 с.

.        Виноградова Е.А. Тверь XVI-XVIII вв. Очерки истории и экономики / Е.А. Виноградова, А.Д. Виноградов. - Тверь: Тверское княжество, 2002. - 356 с. С. 72.

.        Галаган А.А. История российского предпринимательства. От купца до банкира / А.А. Галаган. - М.: Ось-89, 1997. - 160 с.

.        Гараджа В.И. Социология религии / В.И. Гараджа. - М: ИНФРА-М, 2005. - 223 с.

.        Гельман В.А. Социокультурные факторы развития предпринимательской деятельности в трансформирующемся российском обществе: на материалах Республики Бурятия: дис…. канд. социолог. наук / В.А. Гельман. - Улан-Удэ, 2005. - 178 с. С. 54.

.        Гуляева В.В. Развитие предпринимательства в Древнерусском государстве / В.В. Гуляева. - Владимир: Академический проект, 2000. - 575 с.

.        Запецкая Н.Д. История российского предпринимательства: учеб. пособие / Н.Д. Запецкая, А.Т. Тертышный, А.В. Трофимов. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, 2003. - 295 с.

.        Зарубина H.H. Православный предприниматель в зеркале русской культуры. Российская цивилизация / H.H. Зарубина // Общественные науки и современность - 2001. - №5. - С. 100-112.

.        Керов В.В. Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России / В.В. Керов. - М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2004. - 754 с.

.        Кошарная Г.Б. Религиозные детерминанты генезиса и развитие предпринимательства / Г.Б. Кошарная // Сорокинские чтения. - 2002. - 17-18 декабря.

.        Малинина Н.Л. Православие и этические принципы российского предпринимательства / Н.Л. Малинина С.М. Дударенок // Религия и нравственность в секулярном мире. - СПб.: Философское общество. - 2001. - С. 56-63.

.        Новиков А.А. История российского предпринимательства / А.А. Новиков. - М.: МИЭМП, 2010. - 177 с.

.        Пашков А.М. Выговская поморская пустынь и ее культура / А.М. Пашков // Старообрядчество: история, культура и современность. - 1997. - №5. - С. 53.

.        Старцев А.В. История предпринимательства в Сибири (XVII - начало XX в.) / А.В. Старцев, Ю.М. Гончаров. - Барнаул: АзБука, 2007. - 214 с.

.        Тимофеева А.А. История предпринимательства в России: учебное пособие / А.А. Тимофеева. - М.: Издательство: Флинта, 2011. - 267 с.

.        Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / И.К. Шевченко. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 92 с.

Похожие работы на - Предпринимательство и роль религии в его становлении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!