Сопоставление материала в методике Г.П. Соколовой и в методике Ю.А. Поташкиной

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    114,25 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сопоставление материала в методике Г.П. Соколовой и в методике Ю.А. Поташкиной

Воронежский государственный педагогический университет










ТЕМА: Сопоставление материала в методике Г.П. Соколовой и в методике Ю.А. Поташкиной


Бойко Анастасия Николаевна









Воронеж 2006

Правило на выбор частицы НЕ или НИ в русском языке считается одним из сложных.

Большой процент ошибок допускается именно на это правило. Поэтому каждая методика уделяет большое внимание этой области.

Мы рассмотрим и проанализируем, сравним методики Г.П. Соколовой / г.Санкт-Петербург/ и Ю.А. Поташкиной /г.Воронеж/.

В методике Г.П. Соколовой усвоение правописания частиц не и ни начинается уже в 5 классе. Для начала изучаются правила правописания НЕ с существительными, прилагательными, глаголами. К этому времени должно произойти знакомство со сказками А.С. Пушкина, В.А. Жуковского / "Сказка о спящей царевне " /, П.П. Ершова / "Конек - Горбунок" /. Урок будет называться " Ни в сказке сказать, ни пером описать" /невероятные сказочные события, в которых не обойтись без не и ни/. Эпиграф к уроку: " Слушать, так душе отрадно, кто придумал их так ладно? И не пил бы и не ел, Все бы слушал да глядел" / Пушкин /.

Урок начинается с чтения и разбора эпиграфа, затем - письмо наизусть по вариантам:

русский местоимение синтаксический правописание

I Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела попала в море;

Это горе - все не горе.

II Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

III А народ - то над ним насмеялся:

"По делом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука".

За тем выясняется, сколько раз рыбка скажет старику: " Не печалься …"

Попутно идет работа над лексикой. Выясняется - с помощью синонимов - лексическое значение слов тужить, горевать, скорбеть, сокрушаться, убиваться и этимологию слова горе, подбираем к нему синонимы, останавливаясь на оттенках их значения. Говорится о слове невежа и фразеологизме не в свои сани не садись.

Невежа - грубый, не воспитанный человек. Этимология: исконно русское, производное с помощью приставки не от вежа - "знаток" (по Н.М. Шаинскому).

Ср.: невежда (старославянское), неуч (разг.), профан - необразованный, малосведущий в какой-либо области.

Садиться не в свои сани - браться не за свое дело, заниматься тем, на что не способен, на что нет достаточных знаний и т.п. (Фразеологический словарь).

А в "Словаре русских пословиц и поговорок" сказано так: Не в свои сани не садись (уст.): 1. Не пытайся равняться с тем, кто принадлежит к более высокому обществу. 2. Не берись не за свое дело.

Какое из этих двух значений подходит к пушкинским строчкам?

Почему же слова не тужи, не будешь, не пил бы, не ел пишем с не раздельно?

Повторяется правило, читается " русская песня " П. Ершова, записываются глаголы с не (можно записать и все стихотворения, если класс умеет работать быстро), а затем " собираются " глаголы, которые без не не употребляются.

Русская песня.

Уж не цвесть цветку в пустыне,

В клетке пташечке не петь!

Уж на горькой на полыни

Сладкой ягодке не зреть.

Ясну солнышку в ненастье

В синем небе не сиять!

Добру молодцу в несчастье

Дней веселых не видать!

Не сходить туману с моря,

Не сбежать теням с полей!

Не разбить мне люта горя,

Не разнесть тоски моей!

(Ершов).

Почему не горе, не лебедь, не коршуна написаны раздельно, а невежа - слитно?

Приведите из сказок А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, П. Ершова примеры на правила, которые мы сейчас повторили. Примеров очень много!

) Только поп один Балду не любит, Никогда не приголубит.

) Есть на них недоимки за три года.

) Скажи, за что такая немилость?

) Этого провести не штука.

) Спрос не грех.

) Не кручинься …

(народно.- поэт. с усилительным значением).

Подбираются синонимы: грустить, печалиться, унывать, тосковать, вешать нос (разг.). А.С. Пушкин в сказках употребляет почти все слова этого ряда. Переходом к повторениям правописания не с прилагательными станет запись (опять наизусть) "Продолжи строчку" (учитель читает только первые два - три слова):

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?" -

Говорит она ему.

(Пушкин).

1)  … Но назад

Не пришел никто. С тех пор

В неприступный, страшный бор

Ни старик, ни молодой

За царевной ни ногой

(Жуковский).

2)  Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Ядра - чистый изумруд…

(Пушкин).

Фронтально повторяется теория, работа с тетрадью " Драгоценные частицы": записываются примеры, обращается внимание на слова с ни (второй пример).

Сказки А.С. Пушкина дают богатый материал для повторения этой трудной темы. Главное - найти слова или предложения, списать, устно объяснить, почему надо писать так, а не иначе. Очень важно все время показывать пятиклассникам, как меняется смысл текста, когда в нем есть не и ни.

Для самостоятельной работы: найти в тексте сказок А.С. Пушкина или в русских народных сказках не или ни (два примера), списать; записать конец сказки, подумать, что изменится, если их изъять (1-й ряд - "Сказка о попе…", 2-й - "Сказка о рыбаке и рыбке", 3-й - "Сказка о царе Салтане…", 4-й - "Сказка о мертвой царевне…", 5-й - "Сказка о золотом петушке", 6-й - сказка "Перышко Финиста - Ясна сокола" - из четырех первых абзацев).

Этимологическая страничка: Почему небрежный - "небережливый"?

IV класс

(начало года)

В начале учебного года в IV классе в каждом из учебников русского языка есть упражнения, в которых собран материал для повторения не, но поскольку Г.П. Соколова уже с V класса вводит и ни (см. тетрадь "Драгоценные частицы"), то в текстах, с которыми она работает на уроке, есть и частица ни.

Тематический центр этого урока называется "С русским языком можно творить чудеса, или Новая встреча с И.С. Тургеневым" (в V классе изучали "Му-Му" и отрывки из "Леса и степи"). Весь материал этого урока - тексты И.С. Тургенева, на которых показывается мастерство писателя, умеющего словом рисовать красоту русской природы, словом создать картины и человеческого, и природного мира.

Начинается урок с записи предложения:

Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

- Это об июльском дне. Приходилось ли вам видеть самое раннее утро летом? Видеть, как всходит, поднимается солнце? Расскажите, если видели, как меняется мир: травы, кусты, речка, озеро, деревья, небо.

Дальше идет работа над языковыми средствами, которые использует писатель, чтобы мы увидели картину, "написанную, как кистью, словами"; уточняются значения слов пылать, пожар, кроткий, румянец, составляем словосочетания (что может разливаться) и, наконец, говорится о правописании слов утренняя, заря, разливается, румянцем, не пылает. Какую роль играет частица не?

От последнего (не с глаголами) переход к теме "Не с глаголами, существительными, прилагательными" (курс V класса). Все теоретические положения повторяются на списанных из книги примерах (у всех на партах " Записки охотника "). Сопоставляются два предложения из рассказа "Свидание" - они дают богатейший материал для работы над мастерством писателя, над значением слов - метафор: шушуканье (шушукать - шептать, говорить по секрету (прост.)), лепетанье (лепетать - несвязно, неразборчиво говорить), болтовня (болтать - вести легкий, непринужденный разговор) и т.д.

1)  Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября… Листья чуть шумели над моей головой, по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.

(К каким словам относится частица не?)

) Мне стало грустно; сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх недалекой зимы.

Повторяется не с существительными (сначала послоговое произношение трудных слов):

1.         Я остановился в недоумении.

2.      Жара немного спала; но неудача, или, как говорят у нас, незадача моя продолжалась, и я с одним коростелем… вернулся в выселки.

(Незадача (разг.) - неудачное стечение обстоятельств, неудача. - Словарь С.И. Ожегова.)

Можете ли вы придумать предложение, в котором не задача надо писать раздельно?

Дальше - на выбор: или свободный диктант, или комментируемое письмо.

Свободный диктант.

1)  Последние из них [облаков], черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца.

2)      Алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землей.

)        Увидал совершенно другие, мне не известные места… Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка…

)        Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня…

)        Обогнул бугор и очутился в неглубокой… лощине… И, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошел себе прямо, по звездам - наудалую.

)        Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. ("Бежин луг").

Комментируемое письмо.

1)  Как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить,- он же ее не послушался?

2)      Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка…

)        Вдруг откуда не возьмись белый голубок.

)        Его [Касьяна] речь звучала не мужичьей речью: так не говорят простолюдины, и краснобаи так не говорят. Этот язык, обдуманно торжественный и странный… Я не слыхал ничего подобного.

Пусть не пугают наличие в предложениях ни, можно проговорить, обговорить эти случаи, как следует написать; обязательно говорится о значении слов нечисть, удаль, краснобай.

После повторения теории - фронтальная взаимопроверка с вопросом почему?:

Почему в словосочетании небольшая (опушка) не написано слитно? Можно ли написать не большая? (и т.д.)

Затем записываются два текста, которые надо продолжить в таком же духе, пользуясь словами из "орфографического минимума" и словами, написанными на доске: невеличка, невзрачный, недоспелый, неизгладимый, невидимка, не лес, не колокольчик , не хотел, недоглядеть, недоумевать (но говоря ученикам, что эти слова брать необязательно).

I Прохожий и лягушки.

Чу, бубенцы на дороге звонят!

Это не бубенцы!

Чу, роднички овраги побулькивают!

Это не роднички!

Чу, дальний гром погромыхивает за лесом!

Это не гром!

Да что же это такое?

Это мы, лягухи, в канаве урчим!

(Э. Шим).

Писатель Э. Шим назвал свою книгу "Сказки, найденные в траве". "Найдите" свою сказку или в траве, или в ручейке, или на тропинке, или на небольшой опушке и т.д. Включите в нее слова с не.

II. Не ломайте черемуху. И не ломайте,

Берегите рябину, калину.

Ни в апреле, ни в праздничном мае

Не топчите свою луговину.

Мураву не топчите, не рвите,

Не губите своих незабудок.

(Ф. Сухов).

Составьте свое пожелание, объясните, почему не надо ломать черемуху, рябину, калину… (Обязательно говорим о значения слов луговина, мурава, губить.)

Если классик подготовлен к такого рода работе, если класс сильный, то можно дать как начало текст И.С. Тургенева:

…Много ее, всякой лесной твари, и полевой, и речной твари, и болотной, и луговой, и верховой, и низовой - и грех ее убивать, и пускай она живет на земле…

В курсе литературы V и VI классов (учебники любых авторов) значительное место занимают сказки (в большинстве авторские). Как же не воспользоваться текстами сказок на уроках русского языка! "В некотором царстве, в некотором государстве…"; "Ни за что на свете…"; "Ни в сказке сказать, ни пером описать"; "И никто с начала мира не видал такого пира" - словом, много, много, не и ни.

Для урока повторения правописания не и ни в VI классе после изучения отрицательных и неопределенных местоимений берутся главы из романа - сказки Ю. Олеши "Три толстяка" (учебник хрестоматии под ред. В.Г. Маранцмана). Важно, чтобы у всех был перед глазами текст. Дополнительным станет уже накопленный к этому времени материал из тетради "Драгоценные частицы".

"Никакое сердце - не железное, ни ледяное, ни золотое - не может быть дано человеку вместо простого, настоящего человеческого сердца" - эти слова станут эпиграфом к уроку; записывается, размышляем о его смысле, разбирается слово никакое по составу, определяется, какая это часть речи, ставим ударение. Добавляются еще четыре отрицательных местоимения из "Трех толстяков": "Никто ничего не ответил" (гл. "Площадь звезды"), " Никто не знал причины " (" Удивительные приключения продавца воздушных шариков "), "Ни на что не надеясь" (та же глава); обводится частица не при глаголе и деепричастии и делается вывод, что ни усиливает отрицание.

Для синтаксического разбора записывается предложение:

1)           Продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара: ни красного, ни синего, ни желтого.

- "Теперь судьба наказала его за черствость" - ср. эпиграф: рассуждаем о том, что же здесь осуждает писатель.

) Ненависть прожгла ему глаза.

Кто говорит и о ком? Что это значит?

) Мальчик сжимал кулаки, размахивал ими и топал ногами.

Никто не знал причины.

А вы знаете? Расскажите.

) У него вынули сердце. Он должен расти злым, черствым, жестким, с ненавистью к людям.

Кто у кого вынул сердце? Расскажите.

Анализ эпизода (основной смысл, ключевые слова, роль частиц) - текст от слов: "Наследник Тутти никак не мог успокоиться. Он обнимал поломанную куклу и рыдал…" - до слов: "Во что бы то ни стало куклу надо исправить!"

Для разных видов разбора берутся такие примеры:

1)  Доктор Гаспар был человек не молодой.

2)      Я целый месяц не выходил из комнаты. Я ничего не знал.

)        В это время… Несколько раз ударила пушка.

)        Он оглянулся и увидел нечто ужасное.

)        Шум поднялся невероятный.

)        Это не птичник и не фруктовая лавка.

)        Потом с присущей ему неуклюжестью он влез в кастрюлю.

)        Ни с того ни с сего доктору стало страшно, и он торопил кучера.

)        Победители нашли в разбившейся коробке Раздватриса нечто розовое, завернутое в марлю.

10)Это была искусно сделанная кукла, ничем по виду не отличавшееся от маленькой живой девочки.

Домашнее задание: выписать из перечисленных ниже глав три - пять примеров в тетрадь "Драгоценные частицы":

Глава II. "Десять плах" - для 1-го ряда.

Глава III. "Площадь Звезды" - для 2-го ряда.

Глава IV. (ч. II). "Удивительные приключения продавца воздушных шаров" - для 3-го.

Глава VII. "Ночь страной куклы" - для 4-го ряда.

Глава "Доктор Гаспар у дворца" - для 5-го.

Глава "Он плакал". Гаспар ищет куклу - для 6-го.

На следующем уроке при проверке домашнего задания обменяться примерами; лучшие из них под диктовку ученика, который проговаривает свой пример, записываются в тетрадь "Драгоценные частицы".

В методике Ю.А. Поташкиной изучение, закрепление не /ни строится иначе. Для начала необходимо выполнить цепочку действий, чтобы вспомнить или понять данное правило:

Далее предлагается заполнить фразеологизмы и различать выражения, как дополнительный материал.


Полезные сведения.

1.            Во просительными словами (термин, использующиеся в методике преподавания русского языка в начальной школе и как иностранного) называют местоименные слова, которые выражают вопрос или связывают части сложного предложения: КТО, ЧТО, (КАКОВ), КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, (КАКОВОЙ), СКОЛЬКО; ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, КАК, НА СКОЛЬКО, ПОЧЕМУ, ОТЧЕГО, ЗАЧЕМ.

2.      Риторическим вопросом называют предложение, которое по форме является вопросительным (начинается с вопросительного слова, да и на конце возможен вопросительный знак), а по смыслу - это довольно категоричное утверждение или отрицание чего-либо. Вот почему риторические вопросы и не требуют ответа, "Кто этого не знает!" - значит, что "Это знают все", а "Кто это скажет!" - значит, что "Это не скажет ни кто". Категоричность суждения может подчеркиваться заменой вопросительного знака на конце восклицательным знаком. При чем в облике утвердительного по форме предложение скрывается как раз отрицание (" Кто же это скажет! " = "Никто"), а вот утверждение выступает в оболочке отрицательного по форме риторического вопроса ("Кто этого не знает!" = " Все это знают "). Обобщенное содержание такого отрицательного предложения примерно таково: "разве есть тот (такой, те и т.п.), кто этого не знает (не делает, не умеет и т.п.)". И, поскольку так бывает всегда в риторических вопросах, подразумевающих утверждение, - они всегда включают отрицательную частицу НЕ.

Образцы решения орфографических задач.

Задачи. 1. И ненавидим мы, и любим мы случайно, н…чем н… жертвуя н… злобе, и… любви (Л.). "2.Н… кто н… знает, что мой дом летает (Дол.). 3. Где н… просвищет грозный меч…, везде главы слетаю с плеч (П.). 4. Кто н… проклинал станционных смотрителей, кто с ними н… бранивался?. (П.). 5. Нет н… любви, н… солнца, н… счастья (Л. Т.). 6. Мне нравится, что вы больны н… мной (Цвет.). 7. Он [спальник] н… жив н… мертв лежит, сам молитвы все творит (Ерш.). 8. Это н… кто иной, как Юра Паратино… (Купр.). Н… кто иной не проявляет такого равнодушия к несправедливым ударам судьбы (Купр.).

2. Однородные члены с частицами НЕ //НИ пишутся одинаково, поэтому и объяснение - в одном пункте.

Рассмотрев 2 данные методики мы видим, что первая из них направлена на усвоение материала аналитическим путем. То есть сначала разбираются отдельные примеры написания данных частиц, а затем делается вывод о том, какая частица в каком случае пишется. Уроки этой методики содержательные и интересные, включают множество учебного материала, способствуют легкому его усвоению.

Методика Ю.А. Поташкиной представляет краткое изложение материала, но в такой форме, которая доступна и ребенку, ученику среднего звена, и старшекласснику, и взрослому. Это тоже, своего рода, анализ, но только более четкий, изложенный в схемах. Также представлено много дополнительного материала, необходимого при изучении тем, и образцов рассуждения, также способствующих усвоению материала.

Эти обе методики разные, но дают возможность усвоить полностью новый материал. А метод Ю.А. Поташкиной, ко всему прочему, позволяет усвоить трудное правописание самостоятельно, чего нет в методике Г.П. Соколовой.

Похожие работы на - Сопоставление материала в методике Г.П. Соколовой и в методике Ю.А. Поташкиной

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!