Историческая система глагольного спряжения в русском языке

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,35 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Историческая система глагольного спряжения в русском языке















Историческая система глагольного спряжения в русском языке

Спряжение - изменение глагола по видам, наклонениям, временам, числам, лицам и родам. В качестве категорий глагольного словоизменения существуют три времени - прошлое, настоящее и будущее; три лица - 1-е, 2-е и 3-е; два числа - единственное и множественное; 3 наклонения - изъявительное, повелительное, условное; два залога - активный и пассивный.

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II. Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь - I спряжение, горишь, спишь - II спряжение.

ТипЧислоНастоящее время1 лицо2 лицо3 лицо1 спр.Ед. ч.-у, -ю-ешь-етМн. ч.-ем-ете-ут,-ют2 спр.Ед. ч.-у, -ю-ишь-итМн. ч.-им-ите-ат, -ят

Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:

) инфинитив оканчивается на -и-тъ (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться и зыбиться. (Глаголы зиждиться и зыбиться употребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.);

) глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть) и на -а-ть (гнать, держать, слышать, дышать).

К I спряжению относятся все остальные глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть, и 4 уже упомянутых глагола на -ить - брить, стелить, зиждиться и зыбиться.

Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать - догнать - перегнать - выгнать и т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение).

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся:

) хотеть - в единственном числе изменяется по I спряжению (хочу - хочешь - хочет), а во множественном числе - по II (хотим - хотите - хотят);

) бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению);

) чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употребляется реже, чем чтут;

) брезжить - употребляется только в форме 3 лица единственного числа (брезжит - II спряжение) и множественного числа (брезжут - I спряжение).

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать - ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут. Также своеобразно изменяется глагол быть - в современном русском языке сохранились редко употребительные формы настоящего времени - есть и суть, а будущее время образуется от другого корня: буду, будешь, будет, будем, будете, будут.

Форма 1-го лица единственного числа настоящего и будущего простого некоторых глаголов не употребляется, например: басить, убедить, победить и др.

Классы глаголов

спряжение русский язык глагол

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита -ть - чита j -ут (читают), зва -ть - зов -ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Продуктивных глагольных классов пять:

-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj : читать - читаj-ут (читают) .

-й класс - -е(ть) и -ej : жалетъ - жалеj -ут (жалеют) .

-й класс - -ова (-ева) (ть) и -yj : советовать - советуj-ут (советуют), горевать - горюj-ут (горюют) .

-й класс - -ну(ть) и -н- : прыгнуть - прыгн-ут .

-й класс - -и(ть) и -ат, -ят : молить - мол-ят .

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут , махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса).

Спряжение современного русского языка - результат упрощения более сложной системы спряжения древнерусского языка, в которой категории времени и вида ещё не были полностью расчленены; система времён содержала, кроме настоящего, 4 прошедших и, как предполагают, 2 будущих; во всех временах глаголы различались по лицам; имелось 3 парадигмы числа - единственное, множественное и двойственное.

По формам настоящего времени все глаголы древнерусского языка делились на пять классов - четыре тематических и один нетематический. Тематическими называются те глаголы, при образовании форм настоящего времени которых личные окончания присоединялись к основе не непосредственно, а с помощью так называемого тематического гласного. Нетематические глаголы - глаголы, в которых личные окончания в формах настоящего времени присоединялись непосредственно к корню.

По таблице:

изменились формы 2-го и 3-го лица ед. ч., остальные - фонетические изменения.

-ый класс - глаголы характеризовались тематическим гласным [е], чередующимся с [о]. Первую ступень чередования можно отчетливо увидеть в формах 2-3-го л. ед. ч. К глаголам I класса относились такие, как нести, вести, ити (> идти) и т. д. Во 2-м л. ед. ч. в формах несеши, ведеши, идеши тематический гласный [е] перед окончанием (ши) выступает совершенно ясно. Вторая же ступень чередования - гласный [о] - исконно выступала в 3-м л. мн. ч., но в древнерусских несоуть, идоуть, могоуть перед окончанием [ть] находится гласный [у], и только восстановление дописьменных форм *neso-nti, *vedo-nti и т. п. указывает, что [у] здесь по происхождению из *оn (ср. ст.-слав, нес*тъ, вед*тъ, ид*тъ, мог*тъ), где [о] -тематический гласный, а [n] относился к личному окончанию [nti].

-ой класс - характеризовался тем же тематическим гласным [е], чередующимся с [о], но осложненным [н]: [не]/[но]. Сюда относились такие, например, глаголы, как стати (2-е л. станеши).

-ий класс - имел также тематический гласный [е] в чередовании с [о], но осложненный предшествующим [j]: [je]/[jo]. Стоит упомянуть, что звук [j], попадая в положение после согласного, оканчивающего корень, ассимилировался, смягчив предшествующий согласный. Поэтому к глаголам III класса относятся не только такие, как знати, делати, в которых во 2-м л. ед. ч. знаеши, делаеши звук [j] выступает совершенно отчетливо, но и такие, как писати, мазати, где во 2-м л. ед. ч. в формах пишеши, мажеши звук [j] отсутствует, но легко восстанавливается в *pis-je-i, *maz-je-i: именно в результате изменении [sj] > [ш'], [zj] > [ж'] и возникли чередования [с]/[ш], [з]/[ж] в формах инфинитива и настоящего времени.

-ый класс - имеет тематический гласный -и, который отсутствует только в формах 1-го лица ед. ч. и 3-го лица мн. ч. В современном русском языке такие глаголы относятся ко второму спряжению (ходити, хвалити).

-ый класс - К нетематическим относилось всего пять глаголов: быти, дати, ести, ведети -и имети. В 1-м л. ед. ч. у этих глаголов было окончание |мь] (есмь, дамь, емь, вемь, имамь), во 2-м л,- [си] (ecu, даси, еcu, веси, но имаши); в остальных лицах окончания были те же, что и у тематических глаголов.

-ый класс: От глагола быти в настоящем времени сохранилась лишь форма 3-го лица ед. ч. (есть) и отчасти форма 3-го лица мн. ч. (суть), которая употребляется только в книжной, письменной речи.

История форм прошедшего времени

В исходной системе древнерусского языка были две простые формы прошедшего времени - аорист и имперфект - и две сложные - перфект и плюсквамперфект (давнопрошедшее время), причем каждая из данных форм отличалась от другой не только окончаниями, но и по значению. Каждая их этих форм так же изменялась по лицам и числам.

Аорист являлся простым прошедшим временем, обозначавшим единичное, не повторяющееся действие (как длительное, так и мгновенное), полностью отнесенное в прошлое. При переводе аорист заменяется формой прошедшего времени глагола совершенного вида.

Перфект является сложной формой прошедшего времени, которая состояла из формы настоящего времени вспомогательного глагола быти и причастия прошедшего времени на -л, изменявшегося по родам и числам. По своему значению перфект являлся собственно прошедшим временем: он обозначал результат прошедшего действия, который сохраняется в настоящем времени. Иначе говоря, форма, скажем, есмь принеслъ обозначала не просто прошлый факт, но и настоящее состояние: я принес, и то, что я принес, в настоящее время находится здесь. Перфект очень рано утратил вспомогательный глагол; утрата вспомогательного глагола снимала связанность с настоящим временем, вследствие чего причастие на -л превращается в простую глагольную форму, обозначающую прошедшее время.

Плюсквамперфект обозначал прошедшее действие, которое совершилось раньше другого прошедшего действию. Плюсквамперфект образовался сочетанием формы имперфекта глагола быти и формы причастия на -л, изменявшегося по родам и числам.

Разрушение старой системы прошедших времен заключается в том, что вместо четырех форм - аориста, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта - на протяжении истории русского языка постепенно устанавливается одна, по происхождению восходящая к перфекту.

Будущее время

В исходной системе древнерусского языка, кроме синкретической формы будущего времени, из которой развились формы простого будущего, были две формы сложного будущего времени. Одна из них может считаться действительно аналитической формой, служащей для обозначения такого будущего действия, которое относится ко времени ранее другого будущего действия (так называемое преждебудущее). Она образовывалась сочетанием личных форм будущего времени глагола быти с причастием прошедшего времени на -л-, изменявшимся по родам и числам. В связи со спецификой значения употреблялась эта форма редко.

Вторая форма сложного будущего времени, которая образовывалась сочетанием личных форм вспомогательных глаголов с инфинитивом, не может определенно считаться аналитической, так как в ее образовании в качестве вспомогательных участвовали глаголы, имеющие собственное лексическое значение, которое они вносили в эту форму. Иначе говоря, сочетание личных форм, например, глагола начати (хотети, имети) с инфинитивом, хотя и указывало на будущее время обозначаемого действия, одновременно с этим имело и значение начинательности, вносимое в сочетание глаголом в личных формах.

Форма буду + инфинитив распространилась позже. Изначально эта конструкция употреблялась в начинательном значении. Следовательно, исконно сочетание буду + инфинитив было равнозначно начну + инфинитив, т, е. буду имело собственное лексическое значение.

Вместе с тем этот глагол в определенных условиях имел и модальное значение, что обнаруживалось прежде всего в таких конструкциях, где форма 3-го л. выражала значение „нужно, надлежит": как будетъ ему делати. Это обстоятельство отделяло буду от грамматической функции выразителя будущего времени. Следовательно, предпосылкой превращения буду в глагол-связку было изменение его семантики. Этот процесс шел на фоне преобразований в видовременной системе и определялся тенденцией развития абстрактного восприятия времени действия в соотношении со временем высказывания. С развитием такого абстрактного представления о грамматическом времени в языке вырабатывались особые средства, заменяющие средства конкретизирующего характера. Утрата глаголом буду начинательного (лексического) значения превращала этот глагол в грамматическую связку времени.

Похожие работы на - Историческая система глагольного спряжения в русском языке

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!