Теория социального бихевиоризма

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,53 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория социального бихевиоризма

Введение

Актуальность курсовой работы. Сознательная человеческая деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных отношений, реализуемого, например, структурно-функциональным подходом привела к возникновению в конце XIX - начале ХХ вв. направления в психологии - бихевиоризма. Особенностью этого направления была опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и социальных институтов.

Заслугой бихевиористкого подхода в социологии к изучению жизни является то, что в центре внимания - возможность изменить поведенческие и познавательные формы через механизмы воздействия социальной среды.

Теоретико-методологическую основу курсовой работы составляют труды, освещающие вопросы становления и развития бихевиоризма в истории Западной и Российской социологии и психологии социологии таких учёных как: Т. А. Барановская, В. А. Бачинин, И. В. Головачёва, Л. В. Зубова, А. А. Краснова, Д. М. Менделеева, М. Олсон, Г. В. Осипов, А. И. Савенков, Ю. А. Сандулов, О. В. Соловьёва, К. В. Судаков, П. Б. Торопов, А. А. Фёдоров, П. Филин, Б. Хегенкан, И. В. Хитрова, Г. Х. Шингаров, Э. С. Шульц, М. Г. Ярошевский и др.

Объект курсовой работы - теория социального бихевиоризма.

Предметом нашей курсовой является генезис и теоритические положения бихевиоризма зарубежных и российских социологов.

Цель курсовой работы - изучение генезиса, истоков социального бихевиоризма, развитие теоретических положений зарубежными и российскими социологами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Øрассмотреть генезис в социологии и теоретические положения западного бихевиоризма;

Øохарактеризовать развитие идей социального бихевиоризма Западной социологии;

Øохарактеризовать социальный бихевиоризм в истории западной социально-психологической мысли

Øпроанализировать развитие идей бихевиоризма в трудах российских социологов.

Глава 1. Зарождение и развитие бихевиоризма в зарубежной социологии

.1 Западный бихевиоризм: генезис в социологии и теоретические положения

Бихевиоризм (от англ. - поведение, буквально - наука о поведении) - направление в позитивистской социологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности длительных реакций на воздействие внешней среды (стимулы). Основная формула бихевиоризма: стимул - реакция. В качестве основного метода бихевиоризм использует описание, регистрацию и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях.

Бихевиористическое направление зародилось в американской психологии в конце XIX - начале ХХ вв. Отец-основатель - Дж. Уотсон, влияние, на идейные воззрения которого оказало учение российского физиолога И. П. Павлова. Центральная идея данного направления - понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Важнейшая категория - стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Классический бихевиоризм изучал психику животных на основе принципиальной формулы S - > R(стимул -> реакция). Этот универсальный принцип распространялся на стимулы и реакции от биологических, врожденных, непроизвольно возникающих до сложнейших социальных, специально заученных. Задача бихевиористов заключалась в том, чтобы по стимулам (биологическим или социальным) предугадать реакции и, наоборот, по реакциям - понять стимулы.

Согласно Дж. Уотсону поведение индивидов должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Экспериментально доказывая возможность управления и формирования реакции страха на нейтральный стимул, американский психолог пришёл к выводу - эмоциональным поведением можно управлять.

Новый импульс развитию бихевиоризма дала теория Б.Ф. Скиннера, разработавшего концепцию «оперантного бихевиоризма». Одной из центральных идей Б. Ф. Скиннера является стремление понять причины поведения и научиться им управлять. Исходя из представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации поведения, он считал, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. Стремясь переработать классический бихевиоризм, Б. Ф. Скиннер исходил, прежде всего, из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Неврозы, психические расстройства, болезни и связанное с ними асоциальное поведение, согласно Б. Ф. Скиннеру, порождены не природой человека как таковой, а пороками среды и, в частности, воспитания.

Б. Скиннер и другие социальные бихевиористы интересуясь связями между индивидами и окружающей их средой, утверждали, что она включает в себя ряд социальных и несоциальных сущностей. Это означает, что для бихевиориста ребенок, бросающий камушек в реку, как объект изучения качественно тождествен бихевиоральным феноменам любой степени сложности (мать, бранящая ребенка, учитель, наставляющий класс, производственное совещание на уровне директоров).

С точки зрения бихевиориста, «мышление есть поведение мозга. Большая часть мозговой деятельности неосознанна». Таким образом, с точки зрения социального бихевиориста действующий субъект бессознательно реагирует на стимулы. Реакция индивида определяется характером внешних стимулов.

Образ действующего субъекта у сторонников социального бихевиоризма заключён в представлении о силах, управляющих индивидом: взаимоотношения индивидов в обществе базируются на основе социальных связей, влияние на которые может оказать вероятное их поведение.

Профессор политической и социальной науки Иельского университета У. Г. Самнер отстаивал в направлении социального бихевиоризма два основных принципа: универсальность естественного отбора, который толковался им как идея естественности социального отбора, и борьбы за существование; автоматический и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого, У. Самнер рассматривал социальное неравенство как естественное и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником государственного регулирования, попыток реформировать и тем более революционизировать общественную жизнь. В работе «Народные обычаи» (1906), основанной на анализе большого этнографического материала, У. Самнер разрабатывает понятия «мы - группа», «они - группа» и «этноцентризм» применительно к «примитивным» обществам и начальным этапам человеческой истории. Отношения в «мы - группе» он характеризует как сплочённость, отношения между «мы - группой» и «они - группой» - как враждебность. Последняя, по У. Самнеру, связана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнической) группы.

В дальнейшем, идеи бихевиоризма были продолжены Э. Торндайком, который утверждал, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Весь процесс научения описывался им в объективных терминах, а исходным моментом двигательного акта он считал проблемную ситуацию, то есть такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден её построить собственными усилиями.

Ряд бихевиористов включают в сферу своих интересов понятия знания, эмоций, разума. Например, Артур Стаатс привел доказательства в пользу включения в исследование понятия разума. Джон Болдуин и Дженис Болдуин подчеркивали, что бихевиористам и даже всем социологам следовало бы пользоваться как традиционным научным аппаратом, так и понимающей методологией для того, чтобы осмыслить все разнообразие социальных феноменов.

Возникновение бихевиористкого направления в социологии датируется 1963 годом и получило название - социальный бихевиоризм. По словам Г. В. Осипова «бихевиористская социология является в некотором смысле уникальной социологической теорией. С одной стороны, они обязаны своим происхождением не столько предшествующим социологическим концепциям, сколько психологии, в первую очередь бихевиоризму Б. Ф. Скиннера».

Бихевиористы обратили внимание на то, что усиление, укрепление отдельных черт позволяет людям «бороться» с физической и социальной средой, приспосабливая их к своим нуждам и желаниям. Посредством экспериментов они подтвердили, что отмирание какого-либо образца поведения или идеи зависит от последствий, выводов, значений для социальной практики. Отмирание опасных форм поведения относится к последствиям, которые они создают для общества. Таким образом, бихевиоризм - ведущее направление в психологии, в соответствии с которым предметом психологии является не сознание, а поведение понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов - реакций на воздействие внешней среды. Среди способов научения можно назвать условный рефлекс, метод проб и ошибок. Впитав в себя основные идеи, методы и термины классического бихевиоризма в 1963 году появилось новое направление в социологии - «социальный бихевиоризм».

1.2 Развитие идей социального бихевиоризма в западной социальной психологии и социологии

В 60-е гг. ХХ века сформировалось особое направление бихевиоризма - социальный бихевиоризм (или необихевиоризм), новизной которого было то, что человек может приобретать опыт не только на своих собственных ошибках, но также изучая и анализируя ошибки других людей, сопутствующие той или иной форме поведения.

Попыткой объединения бихевиоризма с психоанализом стала теория фрустрации и агрессии Н. Миллера и Дж. Долларда. В соответствии с новой теорией они предположили, что наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации, и наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии. Особую роль в теории отводится проблеме подражания как объекта инструментального научения. Суть: подражающее поведение имеет место, если индивид вознаграждается, когда он подражает, и не вознаграждается, когда не подражает.

Согласно теории Дж. Долларда сдерживание слабых проявлений агрессивности (которые явились результатом прошедших фрустраций) может привести к их сложению и создать очень мощную агрессивность. Соответственно, все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте, могут привести к агрессивности в зрелом возрасте. В настоящее время это широко распространенное мнение считается спорным, так как воспитание и развитие ребёнка не мыслимо без фрустрационных ситуаций.

Разделяя мнение по поводу основных принципов научения с Дж. Доллардом канадский психолог А. Бандура сформулировал собственную теорию социального научения, согласно которой люди способны к самостоятельному мышлению и саморегуляции, а собственно научение поведению происходит посредством наблюдения за другими людьми. В соответствии с теорией научения поведение человека осуществляется на основе трех регуляторных систем: предшествующих стимулов, обратной связи, поступающей от реакции на стимулы, и когнитивных процессов. Особое внимание он уделял таким сигналам, как поведение других людей. В качестве подкреплений в межличностных отношениях выступают внимание, отвержение, одобрение или выговор, а индивиды «склонны моделировать поведение людей того же пола, примерно такого же возраста - человека, равного нам, который с успехом решает проблемы, сходные с нашими». Кроме того, на поведение человека производит сильное впечатление поведение «моделей», занимающих высокое положение в обществе. Таким образом, постулаты данной теории находят отражение и сегодня в том, как люди наблюдая за позиционированием в СМИ звезд российской и зарубежной эстрады, а также наиболее активных и видных политических и общественных представителей общества пытаются копировать их поведение манеры и стиль одежды. Мы также разделяем мнение А. Бандуры о том, что лишь немногие люди способны прожить в условиях полной социальной изоляции.

А. Бандурой также были проведены серьёзные исследования такого понятия, как эффективность личности, которую он описал как чувства самоуважения и собственного достоинства, адекватность и проявление умения решать жизненные проблемы. Его работа показала, что люди, обладающие высокой личной эффективностью, считают, что они в состоянии и готовы справиться с неблагоприятными событиями и обстоятельствами жизни. Причём, они сами ищут испытаний, усложняют свои задачи и в своем стремлении к успеху поддерживают высокий уровень уверенности в своих силах. А люди с низкой личной эффективностью при столкновении с различными жизненными ситуациями чувствуют свою беспомощность; они считают, что у них слишком мало или совсем нет сил для того, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Если они наталкиваются на проблему или препятствие, и первая попытка преодоления не увенчивается успехом, то они быстро отказываются от дальнейших попыток. Такие люди уверены в том, что от них ничего не зависит. Также, люди с высокой личной эффективностью рассматривают больше вариантов выбора карьеры и чаще добиваются успеха; они получают более высокие оценки при обучении, ставят перед собой более высокие цели и в целом обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, чем люди с низкой личной эффективностью. В общем случае, мужчины действуют с более высокой эффективностью, чем женщины. И у мужчин, и у женщин личная эффективность достигает максимального уровня в середине жизни и постепенно снижается после шестидесяти лет.

Таким образом, теория научения А. Бандуры базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия на основе детального анализа поведения индивида в группе. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно А. Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Мы можем регулировать и направлять наше собственное поведение, представляя или воображая себе еще не пережитые его последствия. Вместо того, чтобы учиться на собственном опыте полученных подкреплений, мы учимся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеривая на себя их модели поведения.

Аналогично теории А. Бандуры, Дж. Роттер полагал, что все люди воспринимают себя существами, обладающими сознанием, способными влиять на те переживания, которые воздействуют на нашу жизнь. И внешние раздражители, и обеспечиваемое ими подкрепление могут оказывать влияние на человеческое поведение, но сущность и степень этого влияния определяются когнитивными факторами. В соответствии с концепцией «локуса контроля», которую сегодня теоретики гуманитарных наук считают «одной из самых широко изучаемых концепций в психологии и в других социальных науках» «некоторые люди верят, что подкрепление зависит от их поведения; про таких людей говорят, что у них имеется внутренний локус контроля. Другие верят, что подкрепление определяется только внешними факторами; эти люди имеют внешний локус контроля поведения». Исследования Дж. Роттера показали, что люди с внутренним локусом контроля оказываются более здоровыми физически и душевно; получают лучшие оценки при обучении и считают, что в жизни у них имеется более широкий выбор возможностей; обладают хорошими социальными навыками, пользуются популярностью и имеют более высокий уровень самооценки, чем люди с внешним локусом контроля. Кроме того, работы Дж. Роттера предполагают, что локус контроля личности закладывается в детстве на основе того, как родители или воспитатели обращаются с ребенком.

Вопросами своеобразия человеческой обусловленности занимался не менее известный по сравнению с А. Бандурой американский ученый Дж. Мид. Так, исследования этапов вхождения ребенка в мир взрослых привели Дж. Мида к мысли о том, что личность ребенка формируется в процессе его взаимодействия с другими, в общении с которыми он принимает разные «ролевые» позиции. Таким образом, его личность является как бы объединением различных ролей, которые он на себя принимает. Большое значение, как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра, в которой дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила.

Теория Дж. Мида называется также и теорией ожидания, в силу того, что по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли. Так, роль ученика ребенок, от которого родители ожидают только отличных отметок, играет по-другому, чем ребенок, которого «сдали» в школу только по тому, что это надо и чтобы он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

Теория взаимодействия исходов, ведущими представителями которой являются Дж. Тибо и Г. Келли возникла в 1959 г. Основное внимание они сосредоточили на взаимодействии людей и взаимном обмене вознаграждениями и наказаниями. В основе подхода они усмотрели теорему: всякое межличностное отношение есть взаимодействие, основанное на выгоде, от которой зависит продолжение и позитивная оценка их отношений. В основе любого отношения - затраты и выгоды, получаемые каждым индивидом от взаимодействия - поэтому, взаимодействие будет повторяться, пока выгоды превосходят затраты. Авторы объясняли социальные отношения в терминах вознаграждений и потерь. Результат каждого взаимодействия оценивается человеком с точки зрения получаемых вознаграждений и понесенных потерь.

Попытка применения принципов психологического бихевиоризма в социологии была также предпринята Дж. Болдуином, который исследовал соотношение между влиянием поведения действующего субъекта на среду и влиянием среды на последующее поведение субъекта.

Наделяя индивида качествами первичного актера Дж. Хоманс в 1961 году разработал теорию социального поведения, девиз которой - «Верните человека в социологический анализ!». Он также утверждал, что: «Все вновь возникшие социальные явления можно легко объяснить исходя из психологических предпосылок», где при объяснении социального мира психологии отводится наиболее важная роль. В соответствии с теорией социального поведения Дж. Хоманс усматривал задачу социологии в следующем:

. Социология должна быть аналитической теорией, фундаментальными положениями которой являются психологические феномены. Объект социологии - индивидуальное поведение или интеракция между индивидами.

. Социология связана, прежде всего, с проблемами человеческого поведения, соответствующие тем или иным психологическим положениям.

. Социальные структуры, институты и т. п. есть также нечто иное, как сочетание индивидуальных характеров поведения. Институты тоже есть человеческое поведение, а потому их следует объяснять характеристиками человеческого поведения.

. Поведение является социальным тогда, когда между индивидами происходит процесс «действия-реакции». Социальные факты вызывают индивидуальные реакции, которые, в свою очередь, ведут к новым социальным фактам; однако решающим фактором является поведение, а не социальный факт.

Интересуясь двусторонним обменом, Дж. Хоманс доказывал, что основой обмена является именно личный интерес, основанный на сочетании экономических и психологических потребностей. Взаимный обмен вознаграждениями (позитивными подкреплениями) и издержками (негативными подкреплениями) происходит в процессе контакта людей друг с другом. При этом, каждый участник социального отношения - обмена ожидает пропорциональности между получаемым выигрышем и понесенными издержками - справедливого обмена издержек и вознаграждений (правило «распределенной справедливости»). Чем с большим ущербом для индивида нарушается указанное правило, тем с большей вероятностью он будет демонстрировать эмоциональное поведение, называемое гневом. В то же время получение вознаграждения, не пропорционального вкладу, приводит к возникновению чувства вины. В результате элементарное социальное поведение строится в соответствии с матрицей выигрышей и потерь, а окружающие люди служат стимулами, поскольку своим поведением награждают или наказывают индивида. В целом, теория Дж. Хоманса показала значение роли элементарных процессов социального взаимодействия в общественной жизни, макросоциальных структурах и институтах.

Таким образом, направление социального бихевиоризма на Западе включает в себя множество теорий, среди которых: теория фрустрации и агрессии (Н. Миллер и Дж. Доллард); теория социального научения (А. Бандура, Ф. Петермана); концепция локуса контроля» Дж. Роттера; теория ожидания Дж. Мида; теория взаимодействия исходов (Дж. Тибо и Г. Келли); теория элементарного социального поведения (Дж. Хоманс).

Глава 2. Социальный бихевиоризм в российской социологии

.1 Истоки бихевиоризма

Развитие в ХХ веке российского позитивизма и неопозитивизма привело к отпочкованию от него поведенческой науки. Проблемами инстинктов и поведения занимались в России социобиологи и социальные бихевиористы. Среди этих исследователей такие имена как: И. М. Сеченов, И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, В. А. Вагнер, К. М. Тахтарев, А. С. Звоницкая, П. А. Сорокин и др.

Истоки бихевиоризма заложены в начале XX в. в трудах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева.

Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (1849 -1936) открыл в начале XX в. тип научения, известный как классическое обусловливание. Он доказал, что посредством одновременного предъявления безусловного стимула (мяса) и условного стимула (звук камертона) можно сделать так, что условный стимул в конце концов будет вызывать реакцию (слюноотделение), вначале возникавшую только на безусловный стимул. Слюноотделение в ответ на звук камертона рассматривалось как условная реакция.

Основной идеей «павловского научения» было описание о том, что организм устанавливает связи между разными стимулами, в котором нейтральный стимул (звонок) сигнализирующий о безусловном стимуле, вызывает реакцию предшествующую безусловному стимулу (слюну). Безусловный стимул - стимул, который автоматически, естественным образом вызывает реакцию без ее специальной выработки. Безусловные рефлексы - врожденные рефлексы, например безусловный раздражитель, пища вызывает безусловный реакцию - слюноотделение. При сочетании безусловного стимула (пищи) с изначально нейтральным стимулом (звонком) у животного вырабатывается условный рефлекс, в данном случае слюноотделение в ответ на звонок.

С 1910 года В. М. Бехтерев также как и И. П. Павлов стал интересоваться вопросами рефлекторной природы человеческой психики. В своей книге «Основы общей рефлексологии» (1923) учёный доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность, и, таким образом, именно социальная среда является источником развития человека. Наследственность же задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом. Доказательством такой пластичности, гибкости нервной системы, ее зависимости от окружающей среды являлись, по мнению В. М. Бехтерева, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

В рамках рефлексологической теории В. М. Бехтерев утверждал, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Предметом изучения данной теории являются все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Рефлексологическая теория также выдвинула принцип личностного подхода к исследованиям, суть которого сводилась к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над человеком, начиная с мимики и кончая особенностями поведения больного, должно быть принято во внимание.

Немало внимания В. М. Бехтерев уделял вопросам памяти. С целью выявления поставленных им перед собой целей он провёл ряд экспериментов со своими студентами. В первом опыте он предъявлял испытуемым на протяжении 10 секунд набор различных картинок. Затем они должны были вспомнить их детали, установить сходство и различие, выразить свое отношение к событиям на картинке. Во втором опыте студенты должны были вносить свои предложения по проекту памятника, оценить длительность временного интервала (1,5 секунды). При этом сначала учитывались показатели каждого испытуемого, а затем в дискуссии и голосовании предлагалось, чтобы испытуемые внесли дополнения и изменения в свои прежние показания. В результате экспериментов оказалось: в процессе группового обсуждения увеличивается объем знаний его участников, исправляются ошибки и неточности, смягчается отношение к проступку. В присутствии других людей человек способен выдержать более сильные раздражители (снижается болевой порог чувствительности).

В основу науки о поведении также были положены теоретические разработки И. М. Сеченова. Применив хорошо известное слово «рефлекс», учёный придал ему совершенно новый смысл: рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (например, сердце). Слово «машина» было метафорой. Оно указывало на то, что наши действия совершаются по строгим законам, которые не зависят от вмешательства какой-то внешней, бестелесной силы. Они должны быть без остаточно поняты из устройства и работы «машины - тела». При этом, он выделял три основных звена рефлекса: начальное звено - внешний толчок - раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг (второе звено), а оттуда отражается (слово «рефлекс» и означает «отражение») по другому нерву (центробежному) к мышцам (это, как считалось, - третье, завершающее звено). Результатом рефлекторной работы является сокращение мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются «обратно» в центры головного мозга и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. Поэтому в механизме поведения, происходит переход от поведенческого уровня к психическому, на базе которого возникают психические процессы.

Таким образом, истоками социального бихевиоризма в России стали научные изыскания И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева в основе которых - идея применения области психической деятельности на основе внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией).

.2 Развитие идей бихевиоризма в трудах российских социологов

Одной из центральных фигур российского социального бихевиоризма является В. М. Бехтерев, изучавший в рамках данного направления в социологии проблему личности как целого существа. Он отмечал «основная цель учёных - изучить человека и суметь его воспитать». Исследователь утверждал, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды. Где именно социальная среда осуществляет социальный отбор и является источником развития человека, создавая нравственную личность.

Заслугой В. М. Бехтерева как одного из основоположников отечественной социальной психологии является разработка учения о коллективе. Коллектив рассматривается им как нечто целое, как «собирательная личность», имеющая свою индивидуальность, зависящую от особенностей составляющих ее лиц. Формирование личности возможно только во взаимоотношениях с коллективом. Общим законом, лежащими в деятельности коллектива, согласно В. М. Бехтереву, является «проявления собирательной личности, которая открывается при строго объективном рефлексологическом изучении проявлений отдельной личности. Притом самые формы этой закономерности оказываются общими как для отдельной личности, так и для собирательной личности».

В. М. Бехтерев формулировал предмет коллективной рефлексологии как «изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность, как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов». При этом он подчеркивал, коллектив может принимать как организованные так и неорганизованные формы. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, В. М. Бехтерев вместе с тем подчеркивал: «влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности. Личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация - две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции».

Основными причинами возникновения коллектива, согласно теории В. М. Бехтерева, являются:

Øсоциальный инстинкт, который существует у человека и заставляет его входить в сообщества;

Øневозможность решения большого числа задач в режиме индивидуальной деятельности;

Øмеханизмы социального отбора и социальной поддержки регулируют индивидуальное поведение с позиций интереса коллектива.

Важно отметить, что интерес В. М. Бехтерева концентрировался вокруг таких образований, которые в современной психологии называются малой группой. Известны его эксперименты по сравнительному анализу индивидуальных и групповых способов решения, он изучал конформные реакции индивида в группе, рассматривал причины образования группы.

Профессор Петербургского университета биолог и социобиолог В. А. Вагнер (1849 - 1934) также не обошел актуальный для тех лет вопрос об инстинктах, являющихся одним из источников определенного типа поведения у животных и людей. Он выделяет инстинкты питания, размножения, самосохранения, страха (этот инстинкт проявляется как безотчетный, тоска, мировая скорбь, перед мнимой или реальной конкретной опасностью).

Согласно теории петербургского социобиолога, животные ведут себя в соответствие с инстинктами, они поддаются дрессировке, инстинкт подражания у них проявляется не только по отношению к поведению своего вида. Животное запоминает и передает по наследству удачные варианты «слепого отбора». Стадность - нормальное качество поведения животных, но оно проявляется и как некая предсоциальность.

Человек при подражании, по словам профессора, проявляет разумные способности, его подражание сопровождается творчеством. Научение плюс инстинкты определяют поведение человека. Подражание становится фактором эволюции человека. Человек развивает умственные способности и приучается к критическому отношению к жизни. Инстинкт подражания выше у детей, потому что они еще находятся в процессе социализации, а также у идиотов и слабоумных, т. е. тех, кто деградирован физически и психически.

Также как и Г. Тард, В. А. Вагнер пишет о толпе, что она в умственном и нравственном отношении всегда ниже ее составляющих. Он напоминает читателям римскую поговорку: «Сенаторы - люди хорошие, а Сенат - дурное животное». Он различает такие типы толпы как: предсоциальная (инстинкт общественности проявляется в самом стаде, повторение идет без целепонимания); уличная инстинктивная толпа (ее объединяет инстинкт питания или самосохранения, ведет вожак, проявляя могущество и грубость) и социальная толпа (она не слепа, критична, уходит от инстинкта к выбору, альтруизму, симпатиям, которые требуют напряжения воли; ее вожак - герой). Причём, он заключает, что толпа давит стремление человека жить и мыслить по-своему.

Российский социолог рассматривая социальное явление как «явление, которое находится в необходимом соотношении с другими социальными явлениями и обусловлено всеми ими, как естественная часть одного и того же единого целого», определял основные задачи социологии как: понимание общественной жизни, взятой в целом, во всем многообразии ее явлений; разложение общественной жизни на ее различные составные основные явления - элементы общественной жизни; социологическое исследование этих элементов; выяснение и установление действительного соотношения элементов общественной жизни и их закономерностей развития.

Предпосылками становления социологии, согласно воззрениям К. М. Тахтарева, являются антропология и мезология, которая должна строиться на основании научных данных не только общественных, но и естественных наук, так как общественная жизнь людей и любое социальное явление есть, конечно, такое же естественное явление, как и все другие явления мировой жизни. При этом, социология - особая естественная наука об общественной жизни людей. В виде совокупности всех общественных наук, социология имеет свою собственную основу, свойственный ей фундамент, в котором биология и психология могут быть лишь предпосылками её становлений наряду с другими естественными науками. Строить социологию на основе биологии или психологии - значит превращать социологию в биологию или психологию, что не только неправильно, но и вовсе не имеет ни малейшей надобности

Первая женщина - социолог в России А. С. Звоницкая (1897-1942) выделяет в качестве центрального понятия социологии - социальные связи, учение о которых составляет предмет теоретической социологии. Естественной предпосылкой социальных связей выступают общение и подражание. В процессе общения между индивидами возникают специфические связи и отношения, которые выступают в виде «общности сознания и деятельности». Такое общение А. С. Звоницкая определяет как передачу содержания одного сознания другому сознанию. При этом, значение общения состоит в том, что в его процессе формируется и развивается личность.

Развитие личности, по мнению А. С. Звоницкой, включает в себя три главных момента: а) «проективный момент», т.е. приобретение личностью сведений об окружающей психологической среде; б) «субъективный момент», т.е. самосознание, выступающее в форме обобщения и типологизации полученных сведений; в) «элективный момент», т.е. систему социальных ожиданий, означающую предположение о наличии сходных обобщений у других личностей и согласование совместной деятельности. Первый и третий моменты составляют два полюса самосознания, между которыми происходит движение «я». В этом движении и состоит основной закон развития личности. Когда ожидания людей подтверждаются, общество развивается в рамках нормативности, в случае отсутствия подтверждения - между личностью и обществом возникает конфликт (кризис), который обязательно затрагивает культуру, духовный мир и свидетельствует о недоверии к нормам социальной жизни у значительной части членов общества. Завершается кризис социальной бурей, вслед за которой происходит распад общества, который затем сменяется процессом его медленного выздоровления и восстановления нормативной системы.

Поведенческая социология П. А. Сорокина базируется на пяти принципах социологического подхода: 1) социология должна строиться по типу естественных наук; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть; 3) социология должна изучать реальные взаимодействия людей, доступные эмпирическому измерению; 4) поскольку социология стремится быть опытной и точной наукой. Она должна отказаться от создания умозрительных схем; 5) социология несовместима с идеей монизма, т. е. сведения любого явления к какому-нибудь одному началу.

Значительное внимание П.А.Сорокин уделял анализу социальной структуры общества и определению критериев социальной дифференциации. Он - один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности, получившей всемирное признание. Содержание этой теории излагается при освещении проблематики социальной структуры.

В своей социологической теории П.А.Сорокин исходил из понятия «ценность». С его помощью объяснялось поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействие по различным направлениям. Общечеловеческие ценности он рассматривал как основу для сотрудничества народов.

Современный последователь бихевиористского направления П. Б. Торопов отмечает, что идеи бихевиоризма являются актуальными и в настоящее время. Согласно его взглядам, современный бихевиоризм давно отошел от примитивной идеи «стимул - реакция» (S → R). Не самым актуальным уже является положение последователей Дж. Б. Уотсона, Б. Ф. Скинера и Э. Торндайка о том, что человеку присуще относительно небольшое число врождённых поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми в дальнейшем надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «репертуаров поведения».

Сторонники учения не только продолжают утверждать, что выработка новых реакций - поведенческих актов, происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна из них не даст положительного результата (при этом удачная или поддерживаемая обществом приспособительная реакция закрепляется и имеет тенденцию к воспроизведению), но и экспериментально подтверждают, что закрепление реакций подчиняется «закону упражнения», т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы.

П. Б. Торопов считает актуальной идею Б. Ф. Скиннера: «Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма - прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому». Данный постулат Б. Ф. Скиннера, по нашему мнению, как нельзя лучше отражает современные постулаты девиантологии и возможные результаты предпринимаемых мер.

Второй группой учёных, изучающих бихевиоризм сегодня являются П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, И. А. Зимняя, В. Н. Дружинин, Ю. М. Орлов. Выработанная ими теория научения - приобретение индивидуального, широкий класс психических процессов, обеспечивающих формирование новых, приспособительных реакций - опыта своими корнями уходит в бихевиоризм, что сегодня привело к выделению в рамках данной теории трёх основных направления: Павловское учение, классический бихевиоризм, необихевиоризм. Основой теории научения является «закон эффекта» Э. Торндайка. Согласно этому закону вероятность воспроизведения формы поведения возрастает, если ранее такое поведение приводило к полезному результату.

Таким образом, в ХХ веке российскими учеными, среди которых были И. М. Сеченов, И. П. Павлов и В. М. Бехтерев были «заложены» основы бихевиористского направления в социологии. Наиболее известные классические теории социального бихевиоризма сформулированы В. М. Бехтеревым, В. А. Вагнером, К. М. Тахтаревым, А. С. Звоницкой, П. А. Сорокиным и другими учёными.

Заключение

Бихевиоризм - направление в позитивистской социологии, зародившееся в конце XIX - начале ХХ вв., в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности длительных реакций на воздействие внешней среды (стимулы). В качестве основного метода бихевиоризм использует описание, регистрацию и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях. Основная идея данного социально-психологического учения - абсолютизация прямой связи между стимулом и реакцией на основе рассмотрения её как универсального объяснительного

Истоки бихевиоризма заложены в начале XX в. в трудах И. П. Павлова, Дж. Уотсона, Э. Торндайка. Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (1849-1936) открыл в начале XX в. тип научения, известный как классическое обусловливание. Он доказал, что посредством одновременного предъявления безусловного стимула и условного стимула можно сделать так, что условный стимул в конце концов будет вызывать реакцию, вначале возникавшую только на безусловный стимул.

Цель бихевиоризма - превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека. Обучение животного - это повторение (закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон эффекта).

Бихевиористы правильно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулам, но и внутренними явлениями. Вероятно, к модели поведения человека можно было подойти, изучая психику животных, но, не отрицая различия психики человека и животного.

Идейные истоки российского бихевиоризма также были взяты из трудов И. М. Сеченова и В. М. Бехтерева. На современном этапе развития науки вопросами бихевиоризма в России занимаются такие учёные как: П. Б. Торопов, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, И. А. Зимняя, В. Н. Дружинин, Ю. М. Орлов.

Отделившись от общего течения западного бихевиоризма в 60-е годы ХХ века возникло несколько отличное от ключевых идей бихевиоризма направление с социологии - социальный бихевиоризм. В рамках социального бихевиоризма можно выделить следующие основные теории: теория фрустрации и агрессии (Н. Миллер и Дж. Доллард); теория социального научения (А. Бандура, Ф. Петермана); концепция локуса контроля» Дж. Роттера; теория ожидания Дж. Мида; теория взаимодействия исходов (Дж. Тибо и Г. Келли); теория элементарного социального поведения (Дж. Хоманс). В основе всех теорий социального бихевиоризма - исследование психологии на базе внутренних когнитивных процессов психики человека.

Таким образом, появление социального бихевиоризма привело социологию к дальнейшему развитию взглядов на организацию социального взаимодействия в малой группе. Простота схемы «стимул-реакция» давала возможность простого количественного описания явления, но полностью исключало качественную характеристику поведения.

Бихевиоризм как теоретическое течение неоднороден, поэтому нельзя оценивать как положительное, так и отрицательное направление. Его главные представители Дж. Уотсон, Б. Скиннер, И. М. Сеченов, И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, нуждаются в специфической характеристике, так как помимо основного интереса в изучении бихевиоризма, у них также были взгляды на это направление, но уже через призму своего мировоззрения. Критика бихевиоризма должна соответствовать общественно-историческим условиям его возникновения и развития.

Список использованной литературы

социальный психологический бихевиоризм

1.Барановская, Т. А. Обзор зарубежных теорий обучения. Исторический очерк / Т. А. Барановская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 11. - С. 216 - 222.

2.Бачинин, В. А. История западной социологии / В. А. Бачинин, Ю. А. Сандулов. - М. - Логос, 2002. - 384 с.

.Бихевиоризм [Электронный ресурс]. URL: http://www.libsib.ru/sotsiologiya/sotsiologiya-i-izuchenie-obschestva/bicheviorizm (дата обращения: 18.03.2012).

.Головачева, И. В. Свобода, стимул, реакция (бихевиоризм в утопиях О. Хаксли и Б. Ф. Скиннера) / И. В. Головачёва // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 57. - С. 145 - 150.

.Голосенко, И. А. История русской социологии XIX - XX вв.: пособие / И. А. Голосенко., В. В. Козловский. - М. - Онега, 1995. - 288 с.

.Желтов, В. В. История западной социологии: этапы, идеи, школы: учебное пособие / В. В. Желтов, М. В. Желтов. - Кемерово - ФГУИПП «Кузбасс», 2004. - 850 с.

.Зборовский, Г. Е. История социологии. Классический и современный этапы: ученик / Г. Е. Зборовский. - Екатеринбург. - Уральский госуд. проф-пед. ун-т, 2003. - 872 с.

.Зубова, Л. В. К проблеме определения понятия агрессии в социологической литературе / Л. В. Зубова, А. А. Краснова // Образование и саморазвитие. - 2008. - Т. 4. - № 10. - С. 149 -154.

.Менделевич, Д. М. О новом психотерапевтическом методе, разработанном В. М. Бехтеревым в Казани / Д. М. Менделевич // Журнал им. В. М. Бехтерева. - 2007. - Т. XXXIX. - № 4. - С. 112 -113.

.Соловьева, О. В. Уотсон: бихевиоризм - предсказание поведения и контроль за ним / О. В. Соловьёва // Прикладная психология и психоанализ. - 2011. - № 1. - С. 15 - 17.

.Осипов, Г. В. История социологии в Западной Европе и США / Г. В. Осипов. - М. - Норма, 2001. - 576 с.

.Прохоров, А. М. Большая советская энциклопедия / А. М. Прохорова. - Т. 2. - М. - Изд-во: Советская энциклопедия, 1971. - 1006 с.

.Психологические теории и концепции личности [Электронный ресурс]. URL: http://www.my-article.net/get (дата обращения: 07.03.2012).

.Савенков, А. И. Викарное научение и подражание в развитии личности / А. И. Савенков // Вестник Московского городского педагогического университета. - Серия: Педагогика и психология. -2010. - № 1. - С. 26 - 36.

.Шпак Л. Л. Социология жизни: научное наследие и современные трактовки: монография / Л. Л. Шпак. - Кемерово: ООО «Фирма Полиграф», 2007. С. 42.

.Сирота Н. М. Общая социология: уч. пособие / Н. М. Сирота, С. А. Сидоров. - СПб. - НОИР, 2009. - 416 с.

.Судаков, К. В. От И. М. Сеченова к современным представлениям о системной организации психической деятельности / К. В. Судаков // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 2. С. 79 - 91.

.Торопов, П. Б. Формирование поведения: практическое применение идей бихевиоризма / П. Б. Торопов // Вестник Балтийского федер. университета им. И. Канта. - 2011. - № 11. - С. 81- 85.

.Фёдоров, А. А. Эволюция единиц анализа поведения в бихевиоризме: Уотсон, Кантор, Скиннер / А. А. Федоров // Вестник Новосибирского государственного университета. - Серия: Психология. -2010. - Т. 4. - № 1. - С. 19 - 27.

.Филин, С. П. Концепции современного естествознания: конспект лекций / С. П. Филин. - М. - Эксмо, 2008. - 160 с.

.Фрагменты социологического наследия К. М. Тахтарева // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2001. - Том IV. - № 2. - С. 16-27.

.Хегенкан Б.Теория научения / М. Олсон, Б. Хегенкан. - СПб. - Питер, 2004. - 474 с.

.Хитрова, И. В. Изучение личности в зарубежной психологии / И. В. Хитрова // Современные гуманитарные исследования. - 2007. - № 5. - С. 246 - 249.

.Шингаров, Г. Х. И. П. Павлов как учёный и мыслитель / Г. Х. Шингаров // Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. - 2000. - № 1. - С. 225 - 231.

.Шульц, Д. П. История современной психологии / Д. П. Шульц, Э. С. Шульц. - М. - Евразия, 1998. - 533 с.

.Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины ХХ веков / М. Г. Ярошевский. - М. - Инфра-М, 1996. - 416 с.

Похожие работы на - Теория социального бихевиоризма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!