Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,34 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США

Московский Городской Педагогический Университет

Экономический факультет










Курсовая работа

Инновационный менеджмент.

«Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США»


Выполнена студентом

-го курса, группы МО

Нехороших А.С.

Научный руководитель

Пономарёв А.А.


Москва 2011 год

Содержание

государственный регулирование инновационный

Введение

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности

1.1Понятие и сущность государственной инновационной политики

.2Основные направления государственной поддержки инноваций

.3Необходимость государственного регулирования инновационных процессов

.4Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов

.5Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов

.6Финансирование инновационной деятельности

Глава 2. Анализ механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в США

2.1Законодательные механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США

2.2Государственное финансирование НИОКР

.2Роль федеральной контрактной системы и других государственных институтов

.3Налоговые кредиты и амортизационная политика

.4Поддержка кластеров, венчуров и малого бизнеса в инновационном развитии

.5Другие косвенные инструменты поддержки создания новшеств

Заключение

Список использованной литературы.

Введение

В условиях глобализации рыночных отношений, постоянно возрастает роль научно-технического прогресса в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик, поэтому ускоренное развитие инновационной сферы деятельности приобретает стратегическое значение.

Инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка.

Мировой опыт показывает, что создание благоприятных условий для развития и повышения эффективности научно-инновационной деятельности является приоритетной задачей государственной инновационной политики инновационно развитых стран. Стимулирование научно-инновационной деятельности выступает в качестве механизма реализации стратегических целей государственной инновационной политики.

Исходя из этого, тема моей курсовой представляется актуальной.

Ведущее положение в мире по мощи научно-технического потенциала и в создании инновационных технологий занимают США. Опыт этой страны в области государственного регулирования инновационной деятельности значителен. Его изучение и грамотное использование может помочь развитию инновационной деятельности в РФ, сделать ее более эффективной.

Целью настоящей работы является проведение теоретических и практических исследований и анализе механизма государственного регулирования инновационной деятельности в США.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические понятия и сущность государственной инновационной политики;

исследовать основные направления государственной поддержки инноваций;

- определить необходимость государственного регулирования инновационных процессов;

- описать методы государственного регулирования инновационных процессов

- изучить способы финансирования инновационной деятельности

- исследовать механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США

Поставленные цели и задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе работы будут рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования инновационной деятельности: даны основные определения и понятия, исследованы основные направления государственной поддержки инноваций, описаны методы государственного регулирования инновационных процессов, описаны способы финансирования инновационной деятельности.

Во второй главе будет проведен анализ механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в США.

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности

1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики

В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию.

Признание необходимости государственного регулирования в этой сфере в большинстве развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в экономические процессы.

«Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.»

«Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.»

Она включает три этапа:

разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;

определение основных направлений государственной поддержки инноваций;

осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

Эффективность государственной инновационной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно-техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной научно-технической инновационной помощи другим странам.

«Научно-техническое лидерство - это доказательство правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Научно-техническое лидерство является следствием правильного выбора направлений исследований. Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии.»

Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.

1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций

Основные направления государственной поддержки инноваций включают:

- содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;

- формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят распространение на рынке;

- применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих стимулирующие воздействия внешней среды, которые обусловливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных фирм (предприятий);

- участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;

- координацию инновационной деятельности в регионах;

- создание правовой базы инновационной деятельности;

Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.

1.3 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.

«Главная функция государства в условиях рыночных отношений - защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.»

«Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.»

Первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.

Второй аспект - воздействие на структуру общественного производства. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.

Третий аспект - существенное влияние на институциональные экономические механизмы. Инновации также изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности и т. п.

Четвертый аспект - все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее способности продуцировать и внедрять нововведения. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, эстетические и этические нормы.

Пятый аспект - влияние инноваций на социальную стабильность. Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить, уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты.

Шестой аспект - влияние инноваций на окружающую среду, решение экологических проблем.

Седьмой аспект - активизация международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной жизни, объединение ресурсов различных стран, трансфер технологий.

Восьмой аспект - зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

Девятый аспект - взаимосвязь уровней научного потенциала и национальной безопасности.

Наконец еще одним аспектом в данном перечне является возможность использования научно-технических достижений в антиобщественных целях.

«Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием.»

С одной стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены в хозяйственную практику.

«Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.»

.4 Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

«Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений.»

Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками.

В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.

.5 Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов

В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.

«Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.»

Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны.

К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:

в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела;

исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов;

снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;

уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.

Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

.6 Финансирование инновационной деятельности

«Развитие инновационной деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования.» Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:

четкая целевая ориентация системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;

логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;

множественность источников финансирования; широта и комплексность системы, т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;

) адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

«В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.» Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях хозяйственного комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;

сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;

создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:

бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;

средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуют ИП, выделяемые предприятиями, региональными органами управления;

собственные средства предприятий;

финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);

кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

конверсионные кредиты для научно-технических и производственных предприятий оборонного комплекса;

иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

средства национальных и зарубежных научных фондов;

частные накопления физических лиц.

Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики

Глава 2. Анализ механизмов государственного регулирования инновационной деятельности в США

.1 Законодательные механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США

Очевидно, что любая деятельность, связанная с государственным регулированием любого объекта, должна иметь законодательное оформление. В полной мере это относится и к государственному регулированию сферы исследований и разработок.

Можно условно выделить три основополагающих этапа научно-технической деятельности, регулирование каждого из которых требует законодательного оформления:

получение и сохранение знаний (в форме технологий);

формирование права на интеллектуальную собственность;

трансфер (передача) и коммерциализация полученных знаний (технологий).

В настоящее время, помимо общих законодательных актов, имеющих отношение к правовой охране объектов интеллектуальной собственности, насчитывается более 20 законов и указов Президента США, определяющих процедуры трансфера и коммерциализации технологий.

Закон Бай-Доула, 1980г. (Bayh-Dole Act of 1980; Public Law 96-517) предоставил университетам, некоммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на изобретения, созданные при финансовой поддержке правительства. Организации, получившие финансирование за счет средств федерального бюджета, получили возможность выбора в отношении патентообладания. В соответствии с законом Бай-Доула влияние правительства на процесс коммерциализации изобретения реализуется несколькими способами. Когда получатель финансовой помощи не находится в Соединенных Штатах или его деятельность не протекает на территории США или находится под контролем иностранного правительства. Правительству дается право решать по своему усмотрению вопросы патентообладания. В частности, это происходит тогда, когда ограничение или отмена права патентообладания необходимы для защиты от действий иностранной разведки или контрразведки, или когда финансируемые правительством исследования и разработки используют организации, связанные с оборонными видами деятельности.

Большую роль в соответствии с законом Бай-Доула играют контракты. Получатель финансовой помощи берет на себя определенные обязательства, предоставлять правительству неэксклюзивные, безотзывные, безвозмездные лицензии без права сублиценизрования для использования изобретения, для или от имени Соединенных штатов на территории всех стран мира. Налогоплательщик и правительство не должны платить дважды за использование изобретения, полученного в результате НИОКР при финансовой поддержке правительства. Исполнители НИОКР обязаны предоставлять Федеральному агентству, по его запросу, периодические отчеты об усилиях, направленных на использование соответствующего изобретения. Такие отчеты считаются привилегированной и конфиденциальной коммерческой информацией, защищенной от разглашения в соответствии с Законом о свободе информации. Исполнители НИОКР обязаны включать во все патентные заявки, поданные получателем финансовой помощи, указание о том, что данное изобретение было сделано при правительственной поддержке, и что правительство обладает в этом изобретении определенным правами.

Исполнители НИОКР обязаны признать право правительства осуществлять в определенных ситуациях право федерального органа выдать принудительную лицензию на использование изобретения, созданного с финансовой помощью этого органа.

Исполнители НИОКР в соответствии с законом Бай-Доула обязаны согласиться с условием, что выдача эксклюзивной лицензии на изобретение, на которое получатель финансирование имеет патентные права, производится при согласии лицензиата на то, что любой продукт, включающий данное изобретение или полученный благодаря данному изобретению, будет изготавливаться в Соединенных Штатах Америки. Эго условие обычно называют "преимущественным правом промышленности США".

Закон Бай-Доула, фундаментальным образом изменил взаимодействие между правительством, университетами и частным сектором в части передачи прав собственности и поощрения лицензирования федеральных изобретений частному сектору. Закон Бай-Доула явился значительным стимулом и остается существенной составляющей правительственной политики в области коммерциализации инноваций.

Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера, 1980 г. (Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980; Public Law 96-480) также как и закон Бай-Доула был направлен на создание благоприятной среды для развития взаимовыгодной кооперации между частным и государственным секторами. Этот закон предоставил широкие полномочия Министерству торговли США по повышению роли технологических инноваций для коммерческих и государственных целей, поддержке трансфера технологий на национальном уровне. Учитывая то, что федеральные лаборатории имеют значительное количество "коммерчески ценных технологий", которые могли бы содействовать повышению конкурентоспособности фирм США закон потребовал от каждой федеральной лаборатории создания офиса (Office of Technology Licensing или Office of Technology Transfer) по выявлению коммерчески ценных технологий и их последующему трансферу частному сектору. Заложенная в основе Закона Стевенсона-Уэдлера политика "передачи технологий" концептуально совпадала с положениями Закона Бай-Доула. Оба закона пытались сделать эффективными процессы использования частным сектором плодов научных исследований и разработок, полученных при поддержке федерального правительства и передачи технологий, полученных в ориентированных на конкретные цели исследованиях и разработках, либо посредством финансовой помощи (Бай-Доул), либо в форме инвестиций в национальные лаборатории, их персонал и инфраструктуру (Стевенсон-Уэдлер).

Закон о торговых марках, 1984 г. (Trademark Clarification Act of 1984; Public Law 98-620) развил заложенные в законах Бай-Доула и Стивенсона-Уайдлера положения применительно к правовой охране и передаче интеллектуальной собственности созданной в организациях государственных форм собственности, разрешив лабораториям государственной формы собственности (GOGO) и лабораториям-подрядчикам (GOCO) предоставлять лицензии на патенты, а подрядчикам получать роялти от использования результатов НИОКР. Кроме того, закон разрешил лабораториям университетов и некоммерческих институтов сохранять право собственности на изобретения в рамках установленных ограничений;

Закон о процедурах патентования в университетах и малом бизнесе, 1980 г. (University and Small Business Patent Procedure Act of 1980), реформировал государственную патентную политику. Закон давал право университетам и малому бизнесу, заключившим контракт с каким-либо федеральным ведомством на проведение НИОКР за счет федеральных ассигнований, самим патентовать изобретения полученные в рамках выполнения этих работ. Закон также давал право федеральному ведомству, финансировавшему НИОКР, предоставлять эксклюзивную лицензию в качестве гранта на "свою технологию" частным фирмам. Предпочтение должно было отдаваться университетам и малым фирмам.

Закон о национальных кооперативных исследованиях, 1984г. (National Cooperative Research Act of 1984; Public Law 98-462) уменьшил "антитрестовские барьеры" для проведения совместных (кооперативных) федеральных и промышленных исследований, что привело к образованию нескольких сотен консорциумов, занимающихся НИОКР.

Закон о трансфере федеральных технологий, 1986г. (Federal Technology Transfer Act of 1986; Public Law 99-502) был направлен на совершенствование сотрудничества частного и государственного секторов. Согласно этому закону университетам, федеральным лабораториям, частным фирмам, консорциумам и правительствам штатов было предоставлено право заключать кооперативные соглашения на проведение совместных НИОКР. Данный законодательный акт дал возможность доступа всем заинтересованным фирмам США к научно-технологическим ресурсам федеральных лабораторий. Закон определил и ограничения, связанные с национальной безопасностью. Закон о трансфере федеральных технологий предусматривает также, что при коммерциализации технологии может использоваться важная коммерческая информация. Закон о трансфере федеральных технологий определяет, что коммерческая или торговая информация не должна раскрываться не участвующему в работе конкуренту и должны сохраняться в течение 5 лет.

Всеобъемлющий Закон по торговле и конкуренции, 1988г. (Omnibus Trade and Competitiveness Act of 1988; Public Law 100-418) закрепил создание центров трансфера промышленных технологий и промышленных услуг при условии тесного сотрудничества государственного и частного секторов экономики для обеспечения полного использования результатов НИОКР.

Закон "О финансировании Национального института стандартов и технологий в 1989 финансовом году (National Institute of Standards and Technology Authorization Act for FY 1989; Public Law 100-519) закрепил право разработчиков программного обеспечения на получение соответствующего вознаграждения и прояснил права приглашенных изобретателей в отношении получения роялти.

2.2 Государственное финансирование НИОКР

Использование средств государственного бюджета является главным финансовым инструментом научно-технической политики. Государство берет на себя от одной пятой до половины национальных научных расходов в развитых странах. В США в 1998 г. доля государства в расходах на НИОКР сократилась до 30% по сравнению с более чем 50% в начале 80-х г.г. Тем не менее, с 2000г. государственный бюджет на НИОКР в стране ежегодно увеличивались в среднем на 3,5% (в реальном выражении). В США три четверти от произошедшего за 2001- 2005г.г. прироста государственного бюджета США на НИОКР приходится на оборонные исследования и разработки. В 2009 г. средства государственного сектора составили 30,2% от совокупных затрат на НИОКР в США.Таким образом, государство берет на себя достаточно существенную долю в финансировании НИОКР.

Расходы федерального бюджета США на науку и НИОКР (в млрд. долл.)

2001 г.2003 г.2004 г.2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.Всего86,8112,5121,9126,6131,6141144,3151,1Национальная безопасность45,76369,6747881,783,486,1Здравоохранение20,826,528,328,828,829,529,231Космические исследования (NASA)6,17,47,67,38,211,512,210,9Энергетика1,31,41,31,31,21,82,32,8Природные ресурсы и экология2,12,22,22,22,11,91,92,1Фундаментальная наука5,56,16,56,66,77,27,87,8Транспорт1,61,91,91,81,71,51,40,9Сельское хозяйство1,71,71,81,81,91,81,62,4

.3 Роль федеральной контрактной системы и других государственных институтов

Следует также отметить, что выполнение государственных заказов на создание новой техники и технологии, проведение гражданских и военных программ НИОКР рассматриваются федеральным законодательством как важнейшая экономическая функция государства. В рамках этого законодательства государство предоставляет частным корпорациям, его подрядчикам и бесприбыльным корпорациям широкий диапазон льгот и преимуществ по сравнению с корпорациями, оперирующими на общенациональном рынке. Постоянно поддерживая уровень конкуренции на своем рынке, государство предоставляет корпорациям-подрядчикам - исполнителям программ НИОКР, - следующие права: безвозмездного использования промышленного оборудования и научных лабораторий государства, экспериментальных и научно-исследовательских стендов; льготы на покупку сырья, материалов и других видов товаров промышленного и непромышленного назначения на частном рынке; приобретения сырья и материалов по льготным ценам от государственных ведомств и из государственных фондов; особой налоговой скидки на прибыли корпораций; авансовые платежи по заказам; досрочной амортизации основных фондов; займы и авансы под заказ, безвозмездной аренды государственной земельной собственности; расходования средств на «собственные НИР», относимые на общую стоимость государственного гражданского и военного контракта на НИОКР (от 10 до 12%); перестройки производства и профессиональной переподготовки кадров при переходе на новый государственный научно-технический или военно-технический заказ или на выпуск новой гражданской или военной продукции с оплатой всех затрат, связанных с подобной структурной перестройкой производства либо передислокацией предприятий или научных центров в другие районы на территории США; приобретения сырья, материалов, промышленного оборудования, приборов и научных инструментов за рубежом, если они по своему уровню превышают соответствующие образцы США; переподготовки научно-технического и производственного персонала и специалистов на зарубежных фирмах, в научно-исследовательских центрах или университетах в связи с выполнением государственных программ НИОКР. Все эти расходы списываются на общую сумму государственного заказа, выполняемого данной фирмой или университетом, как «допустимые по закону» или «согласованные по контракту».

В качестве общих направлений государственной политики по поддержке предпринимательства в инновационной сфере Национальная ассоциация губернаторов США выделяет следующие:

обеспечение доступности финансовых инвестиционных средств,

оказание технического содействия,

совершенствование регулирования в области ценных бумаг,

упрощение процедур регистрации и лицензирования,

реформирование схем регулирования предпринимательства,

создание интеллектуального капитала в университетах штатов,

формирование промышленных кластеров,

создание благоприятной налоговой среды,

совершенствование системы обучения предпринимателей,

информационное обеспечение предпринимателей,

обеспечение общественного признания заслуг предпринимателей.

В настоящее время вопросы повышения конкурентоспособности промышленности США входят в круг ведения многих федеральных органов управления НТП. Не вдаваясь в исследование организации федерального управления развитием науки и технологий в США, отметим, что одним из главных органов в структуре федеральных органов США, прямо занимающихся вопросами промышленной конкурентоспособности и формированием инновационной системы США, кроме Совета по конкурентоспособности США, является Управление по технологической политике (УТП) министерства торговли США. Этот орган служит форумом для обсуждения ключевых вопросов в этой области на общенациональном уровне. Здесь вырабатываются предложения по разработке соответствующей государственной политике и законодательства, направленные на улучшение предпринимательского климата и развитие инновационной деятельности.

В частности, УТП рассматривало и подготавливало рекомендации по решению проблемы увеличивающейся потребности США в квалифицированных специалистах в области информационных технологий; проводило всестороннюю оценку конкурентоспособности различных отраслей промышленности США, что послужило для различных федеральных исполнительных органов и Конгресса США основой для разработки политики стимулирования конкурентоспособности в этих отраслях. УТП подготовило, в частности, доклады, оценивающие уровень конкурентоспособности широкого круга промышленных отраслей США: химической и биотехнологической отраслей, производства автомобилей, стали, а также в области обеспечения защиты окружающей среды. В вопросах оценки эффективности государственной экономической, нормативно-правовой, торговой и иной политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности и устранение барьеров на пути технологического развития и коммерциализации результатов исследований и разработок, УТП работает в тесной кооперации с промышленностью. В 90-х гг. в промышленности США были разработаны направления политики в области ценных бумаг, задолженностей предприятий, антитрестовского регулирования и финансирования создания и освоения (коммерциализации) технологий и влияния этих вопросов на инновационный процесс.

Одним из механизмов, которые УТП использует для формирования политики в области конкурентоспособности промышленности, является программа Инновационного партнерства США (US Innovation Partnership Initiative). Эта программа нацелена на мобилизацию всех ресурсов промышленности США, академической общины, федеральных, штатных и местных органов власти для согласования различных дополняющих друг друга программ в области инновационного развития.

УТП осуществляет мониторинг научной и технологической политики зарубежных стран с целью определения интересов и позиций промышленности США на мировом научно-технологическом рынке, уровня и путей повышения ее конкурентоспособности.

2.4 Налоговые кредиты и амортизационная политика

Члены Совета по конкурентоспособности США считают, что целью государственной политики США в области создания благоприятного инновационного и предпринимательского климата должно быть поощрение самостоятельного финансирования НИОКР частным сектором. Государственное регулирование должно поощрять, а не мешать проведению НИОКР частным сектором США. При этом необходимо проводить оценку стоимости мер государственного регулирования и получаемых от его использования эффектов. Примером нерациональной политики может служить использование Администраций по продовольствию и лекарственным средствам нормативов, резко увеличивающих стоимость клинических испытаний лекарственных препаратов и медицинского оборудования. Американские экономисты также отмечают как нерациональное требование казначейства к ТНК, выдвигаемое для поощрения НИОКР за рубежом, рассматривать часть расходов на НИОКР, проводимых в стране, как расходы на НИОКР, проводимые за рубежом.

В связи с этим важную роль помимо прямых методов - капиталовложений федерального бюджета в науку и технику - должны играть и косвенные.

Ярким примером скоординированного использования косвенных средств государственного регулирования НТП является разработка и реализация Программы национальной информационной инфраструктуры США и технологий Интернет. Разработка этой программы проводилась не традиционными ранее методами директивного администрирования. Роль государства не сводилась только к государственному финансированию и разработке необходимых организационных структур и процедур - почти каждый государственный орган или ведомство имел и имеет право участвовать как в разработке программы, так и в совершенствовании или изменении отдельных ее направлений.

К главным косвенным способам поощрения инновационной активности относятся налоговые кредиты и льготное налогообложение для корпораций, осуществляющих государственные или собственные программы НИОКР. Налоговый кредит - это право списания затрат на НИОКР (при условии если корпорация увеличила свои расходы на НИОКР в течение 3-х предшествующих лет хотя бы на 5%) в виде трехкратного исключения этих расходов из суммы годовой прибыли корпорации, подлежащей федеральному налогообложению. Американские эксперты признают целесообразность сделать налоговый кредит на средства, вкладываемые в НИОКР, постоянным, и использовать его для стимулирования образования научно-технологических партнерств и консорциумов. Налоговый кредит должен оказывать стимулирующее воздействие на эффективное проведение в университетах долгосрочных исследований, критически важных для промышленности. Налоговый кодекс должен использоваться для отслеживания тенденций к увеличению числа краткосрочных исследований в общем объеме научных работ, заказываемых частными фирмами университетам. Налоговые кредиты имеют позитивное влияние на ранних стадиях развития фирм. Сегодня в некоторых штатах используются налоговые кредиты, достигающих 25% от инвестиций. При этом неиспользованные кредиты могут пролонгироваться до их исчерпания. Под действие налогового кредита в разных штатах также попадают:

инвестиции в объединения компаний стартового капитала, обеспечивающих финансирование разработки экспериментальных образцов продукции или процессов предприятиями малого бизнеса;

проведение маркетинговых и технико-экономических исследований для новых продуктов или процессов;

разработки бизнес-планов создания и производства новой продукции и услуг.

Также в контексте улучшения предпринимательского климата представителями научно-технических и деловых кругов признается важность для корпораций США списывать текущие расходы на собственные НИОКР и исключать их из суммы годовой прибыли корпораций, подлежащей налогообложению, а также проводить ускоренную амортизацию их основного капитала - производственных фондов.

2.5 Поддержка кластеров, венчуров и малого бизнеса в инновационном развитии

Опыт США показывает, что экономическое развитие регионов зависит от сложной системы взаимосвязанных факторов, среди которых территориальное расположение и высококвалифицированный персонал играют немаловажную, однако не исключительную роль. Кроме того, ни отраслевая структура, ни наличие новых высокотехнологичных отраслей не определяют в полной мере экономический рост региона. Анализ показывает, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались так называемые промышленные или инновационные кластеры - комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений), органов государственного управления, профсоюзов общественных организаций и пр. на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Эти комплексы выступают альтернативой секторальному (отраслевому) подходу.

Высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост прежде всего определяют факторы, стимулирующие распространение новых технологий, прежде всего характер и структура взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации межсекторальных (межотраслевых) связей. Разнообразие различных источников технологических знаний и связей облегчает комбинацию факторов производства и становится предпосылкой любой инновации.

Территориальные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе определенную устойчивую систему распространения новых знаний, технологий и продукции - так называемую технологическую сеть. Они опираются на совместную научную базу. Предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций. Важной особенностью таких кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур малого бизнеса, позволяющих формировать так называемые инновационные «точки роста».

Территориальные промышленные кластеры имеют чрезвычайно важное значение для развития предпринимательства по нескольким причинам. Прежде всего они дают возможность фирмам иметь высокую степень специализации. Это позволяет предпринимателям создавать новые фирмы, обслуживающие конкретную промышленную нишу. При этом меньшая степень вертикальной интеграции структур внутри кластера облегчает вхождение в кластер новых фирм. В кластерных структурах облегчается доступ к капиталу, т.к. географическая концентрация фирм имеет большую притягательную силу для «ангелов бизнеса» и венчурных капиталистов, многие из которых сделали свою карьеру в расположенных в этих кластерах отраслях промышленности. Близость большого количества фирм облегчает обмен идеями и передачу знаний от специалистов входящих в кластер фирм, начинающих свое собственное дело.

Задача формирования и укрепления региональных инновационных кластеров в США была поставлена в число важнейших национальных приоритетов в последнем докладе Национального совета по конкурентоспособности США 2001 г. В нем говорится: «В эпоху, когда национальные границы становятся менее важными по мере глобального движения капитала, технологий и таланта, двигатели инноваций, как никогда, приобретают локальный характер».

Важным направлением государственной поддержки на всех уровнях является содействие развитию венчурного предпринимательства. Эффективность венчурного бизнеса в США подтверждается примерами успешного развития предприятий ведущих промышленных отраслей. Так, большинство компаний в области компьютерной техники и технологий, уже являющихся ведущими в этой области, такие, например как Hewlett Packard, были профинансированы в свое время венчурными фондами. В США обороты предприятий, пользующихся поддержкой венчурного капитала, растут быстрее, чем у 500 крупнейших (по списку журнала «Fortune») американских промышленных компаний. Успех этих фирм обусловлен тем, что они осуществляют более высокие расходы на НИОКР в расчете на одного работающего.

Принципиальная схема механизма венчурного финансирования такова. Венчурный фонд или управляющая компания от его имени приобретает долю (пакет акций) венчурного предприятия по их минимальной стоимости и вводит в его орган управления своих представителей, являющихся, как правило, профессиональными менеджерами. Последние принимают активно участие в регулировании инновационного процесса и контроле за расходованием средств. Так обеспечивается блокирующий пакет венчурного инвестора при сохранении свободы предпринимательской инициативы основных владельцев предприятия.

Анализ практики венчурного инвестирования в США показал, что, несмотря на то, что венчурное инвестирование продолжительно по сроку (венчурное предпринимательство по высокотехнологичным проектам охватывает в среднем 5-7 лет, что требует политической и экономической стабильности в стране) и характеризуется повышенными рисками, оно соответственно отличается более высокими доходами на капитал. Венчурные инвестиции в предприятия, акции которых, как правило, не зарегистрированы на фондовой бирже и не участвуют в свободном обращении на фондовом рынке, используются преимущественно для проведения НИОКР, увеличения оборотного капитала, приобретения новых компаний или улучшения структуры баланса для получения инвесторами прибыли после выхода акций венчурных предприятий на фондовый рынок или продажи доли в предприятии.

Наиболее активными участниками рынка венчурного бизнеса являются частные инвесторы и крупные финансовые организации, образующие венчурные фонды и нанимающую управляющую компанию, которая от имени инвесторов осуществляет инвестиции, как правило, во вновь созданные малые и средние предприятия, ориентированные на освоение новых технологий.

В случае финансирования стратегически важных высокотехнологичных и наукоемких проектов в США используются схемы партнерского участия государства и частных инвесторов, реализуемые, в частности, посредством создания специальных венчурных фондов. Эти фонды образуются на паритетных началах с одной стороны, за счет равных по сумме средств, бюджетных, а с другой, банков, страховых компаний, пенсионных фондов и иных финансовых институтов.

Отдельного рассмотрения заслуживает всеобъемлющая система государственной поддержки малого бизнеса в США, координируемая федеральным органом - Администрацией малого бизнеса. Малый бизнес в США, особенно инновационный, выступает одним из важнейших факторов динамизма и стабильности американской рыночной модели. В 1994 г. почти 4 млн. частных предприятий имели число занятых от одного до четырех человек, а на предприятиях с персоналом до 20 человек было занято свыше 25 млн. работников.

2.6 Другие косвенные инструменты поддержки создания новшеств

Эффективное участие государства в процессах укрепления конкурентоспособных позиций частного сектора промышленности США обусловливает активное использование широкого набора косвенных средств регулирования НТП для привлечения частных инвестиций в сферу науки и технологий. К числу таких средств прежде всего относятся следующие.

Внешнеторговая политика. Внешнеторговая политика заключается в регулировании и стимулировании экспорта и прямых иностранных инвестиций или же ограничении доступа американских компаний к иностранным технологиям и ограничении иностранных инвестиций в национальные исследования и разработки.

Регулирование используемых нормативов. Это средство является эффективным инструментом стимулирования частных инвестиций в инновации. При этом такое регулирование должно быть гибким и учитывать возможные последствия, в частности в области экологии.

Упрощение разработки стандартов. Стимулирование установления коммерчески опробованных стандартов (в отличие от директивно устанавливаемых) способствует процессу инновационного развития и развитию рынка.

Законодательство об охране интеллектуальной собственности. Патентная политика и политика в области авторских прав является интегральной частью федеральной технологической политики при создании государственно-частных партнерств.

Федеральная контрактная система. Громадная покупательная способность государства является мощным рычагом для создания новых высокотехнологичных рынков. В рамках партнерств государство может выступать также заказчиком научно-технологической продукции и услуг.

Антимонопольное законодательство и политика в области конкурентоспособности. Глобализация и другие факторы изменили природу современной конкуренции. Политики учитывают международную конкуренцию и новые, кроме ценовых, конкурентные параметры. При этом расширяются условия создания новых технологических партнерств.

Анализ научно-технологической политики и достижение консенсуса при ее формировании. Учет мнений различных общественных кругов при выработке государственной научно-технической политики является очень важной отличительной чертой системы формирования государственной научно-технологической политики США.

Заключение

Подводя итоги следует отметить, что необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.

Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Исходя из всего, что было сказано в работе, можно сделать вывод о том, какой должна быть инновационная политика государства (на примере США).

Для проведения эффективной политики необходимы:

·активизация деятельности государственных предприятий, различных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобретений и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности.

·создание общегосударственного центра, занимающегося проблемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США).

·разработка программ по использованию передовых технологий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии. Из-за недостатков нормативно-правовой базы и отсутствия необходимых финансовых средств программы по разработке и реализации передовых технологий очень часто так и остаются программами, не претворяясь в жизнь (за исключением особо важных для государства программ - секретные разработки, оборона и т.д.)

·формирование инновационной инфраструктуры, которая может включать акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, представленных в данном консорциуме;

·выпуск специальных изданий, регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для экономики.

Список литературы

1.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер,2001 - 304 с.

2.Весенин В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект, 2007. - 512 с.

.Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.- М.: Проспект, 2007. - 128 с.

.Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2004.-295 с.

Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 446 с.

.Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 127 с.

7.Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 238 с.

.Хотящева О. М. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2006. - 230 с.

.Васильев Ю.П.Развитие инновационной деятельности в США, или как удвоить ВВП. Серия: Мировая экономика. Зарубежные страны и Россия. 2005.

.Инновационный процесс в странах развитого капитализма (Формы, методы, механизмы) / Под. ред. И.Е. Рудаковой. М.: МГУ, 1999.

.Хотяшева О. Организационные формы управления инновационной деятельностью американских компаний / О. Хотяшева // Проблемы теории и практики управления, 1997. - 6. - С. 58-63.

.Современные Соединенные Штаты Америки. - М.: Политиздат. - 1988.

Похожие работы на - Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности в США

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!