Анализ механизма финансового менеджмента

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    78,65 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ механизма финансового менеджмента














Курсовая работа

на тему:

«Финансовый менеджмент»

Введение

Развитие рыночных отношений в стране обусловило повышение роли финансов в целом и финансов предприятий в частности. Финансы предприятий стали основными показателями, характеризующими конечные результаты их деятельности, причем, количественные и качественные параметры финансового состояния предприятия определяет его место на рынке. Все это привело к повышению роли управления финансами как на макро -, так и на микро-уровне. Если следовать дословному переводу английского слова «менеджмент» (управлять) - финансовый менеджмент - управление финансами, т.е. процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятий. Это также система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами. Следует сразу отметить, что термин «финансовое управление» применительно к финансовому менеджменту будет несколько неточным, т.к. финансовое управление является одним из методов управления, а не всеохватывающей системой управления финансами.

Финансовый менеджмент - искусство управления финансами предприятий - уверенно входит в отечественную практику хозяйствования, используя богатый арсенал методов, накопленных рыночной экономикой. Эту сферу экономики составляют как довольно весомые достижения, так и довольно существенные экономические катастрофы. Если рассматривать достижения, то наибольшее число Нобелевских премий было присуждено за разработки эффективных методов финансового менеджмента. К катастрофам же можно отнести катастрофы «местного» уровня каждого хозяйствующего субъекта - их банкротства, причем, если зарубежная практика базируется именно на плохо организованных и неработоспособных предприятиях, то отечественный перечень организаций - банкротов в первую очередь составляют бывшие государственные предприятия (в основном из военно - промышленного комплекса), которые после перевода экономики в рыночное русло не смогли организовать эффективную работу и выпуск продукции, пользующейся спросом. Отечественный финансовый менеджмент, в отличие от западного, «отстоявшегося» в условиях рыночной экономики, характеризуется динамизмом своих подходов и методов, определяемыми быстрыми изменениями внешних и внутренних условий хозяйствования предприятий. Те управленческие решения, которые вчера обеспечивали предприятию финансовый успех, сегодня могут привести к противоположному результату. В связи с этим искусство управления финансами предприятия требует на современном этапе своевременной корректировки его финансовой идеологии и стратегии, постоянного поиска новых методических приемов обоснования управленческих решений, новых финансовых инструментов реализации этих решений. Однако, несмотря на высокий динамизм финансового менеджмента, ему присущи и свои стабильные принципы, без знания которых довольно рискованно принятие решений в условиях рыночной экономики. Это относится к принципам формирования структуры капитала и состава активов, методам управления денежными потоками и финансовыми рисками, механизмом финансового управления в условиях кризисного развития предприятия. Знание и практическое использование современных принципов и механизмов, методов эффективного управления финансовой деятельностью предприятий позволяет обеспечить их относительно безболезненный переход к новому качеству экономического развития в рыночных условиях.

Финансовый менеджмент - управление денежными фондами и денежными отношениями, то есть тем, что составляет понятие «финансы». Финансовый менеджмент самым простейшим образом можно определить как управление финансовыми потоками.

Актуальность темы данной курсовой работы обосновывается тем, что финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.

Целью данной курсовой работы является анализ механизма финансового менеджмента на предприятиях и в организациях. В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы финансового менеджмента. Задачи, которые стояли при изложении данной курсовой работы, заключилась в следующем:

-              Изучить содержание и цели финансового менеджмента; определить, что по содержанию финансовый менеджмент сводится к процессу выработки управляющих воздействий на движение финансовых ресурсов и капитала с целью повышения эффективности их использования и приращения. Цели финансового менеджмента реализуется через функции объекта и субъекта управления.

-              Обозначить субъекта управления, т.е. выяснить, что управляющей подсистемой финансового менеджмента являются финансовая дирекция и ее отделы, а также финансовые менеджеры.

Переход к рыночной экономике и применение новых форм в управлении финансами способствовали рождению новой специальности в сфере управления - финансового менеджера. Руководитель финансовой службы предприятия (финансовый менеджер) должен быть высокообразованным, творческим, мыслящим специалистом с широким кругозором, знающим и умеющим применять в своей работе результаты развития таких наук как: финансы, статистика, бухгалтерский учет, финансовый и экономический анализ, ценообразование, налогообложение и др.

-              Обозначить функции и экономические методы финансового менеджмента.

-              Определить цель анализа финансовой отчетности фирм. В зависимости от целей анализа финансовой отчетности и заинтересованных в его результатах пользователей применяются различные виды анализа и разный набор показателей - финансовых коэффициентов.

-              Дать характеристику системы бюджетирования, и определить ее роль в менеджменте. Наилучшей системой учета для принятия управленческих решений является система бюджетирования, основанная на фактически полученных результатах в предыдущем году в сопоставлении с планом на следующий период планирования.

-              Показать структуру основного бюджета предприятия, привести иллюстрированный пример.

-              Проанализировать деятельность предприятия, исследуемого в рамках данной курсовой работы.

Во второй главе курсового проектирования проведена практическая работа. Произведены следующие расчеты:

Расчет численности промышленно-производственного персонала предприятия.

Определение стоимости основных производственных средств предприятия и их структуры.

Расчет себестоимости и отпускной цены одного изделия.

менеджмент бюджет себестоимость изделие

1. Финансовый менеджмент

1.1 Содержание и цели финансового менеджмента

Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления.

Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением.

Управление представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие - это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу управляющих воздействий и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.

Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента - это мероприятие экономического характера. В основе менеджмента лежат целенаправленный поиск, непрерывное обучение и организация работы для наиболее эффективного использования всех ресурсов, в том числе финансовых. Финансовый менеджмент является частью общего менеджмента.

Финансовый менеджмент можно определить как систему рационального и эффективного использования капитала, как механизм управления движением финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания объема капитала.

Общее представление о финансовом менеджменте как о механизме управления движением финансовых ресурсов. Конечная цель такого управления соответствует целевой функции хозяйствующего субъекта - получению прибыли. Ведь любые экономические отношения (в том числе и мировые) базируются на стремлении получить прибыль. Прибыль (выгода) потребителя появляется в том случае, когда он покупает по самой низкой цене при наилучшем соотношении качества и цены. Такое положение способствует развитию наиболее совершенных производств и хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты-производители или продавцы могут удержаться на рынке только тогда, когда в условиях конкуренции им удается реализовать хотя бы минимальную прибыль, чтобы обеспечить свое выживание, т.е. рассчитаться по своим обязательствам и долгам и закупить средства для дальнейшего производства товаров или торговли. Известны две основные возможности увеличения прибыли: рост объема выпуска и реализации товаров (выручка) и уменьшение затрат (себестоимость), так как прибыль в общем виде - это разница между выручкой и себестоимостью.

Финансовый менеджмент, управляя движением капитала, может направить его на увеличение производственных мощностей, а, следовательно, выручки; при управлении движением финансовых ресурсов, появляется возможность использовать их для снижения себестоимости и увеличения капитала.

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.

Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Финансовый менеджмент как экономический орган управления хозяйствующего субъекта представляет собой часть аппарата управления, часть руководства этим хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция является одной из центральных служб аппарата управления, создаваемых правлением или дирекцией хозяйствующего субъекта. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, например финансового отдела, планово-экономического отдела, бухгалтерии, лаборатории (бюро, сектор) экономического анализа, отдела (сектор) внутрихозяйственного подряда, отдела валютных операций и др. Дирекция и каждое ее подразделение функционируют на основе Положения о финансовой дирекции или подразделении, которое включает в себя общие моменты ее организации, задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями (дирекциями) и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции.

Финансовая дирекция и ее подразделения выполняют следующие основные функции: обеспечивают финансовую деятельность (использование финансовых ресурсов, получение прибыли и т.п.) хозяйствующего субъекта и его подразделений.

Финансовый менеджер должен знать теорию финансов, кредита и финансового менеджмента, бухгалтерский учет, действующее законодательство Российской Федерации в области финансовой, кредитной, банковской, биржевой и валютной деятельности, порядок совершения операций на финансовом рынке (рынке капитала, рынке кредитных ресурсов, рынке ценных бумаг, валютном рынке), основы экономики хозяйствующего субъекта, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, методику и методологию экономического анализа. Особо важно для финансового менеджера уметь читать бухгалтерский баланс, так как последний является конкретным отчетным документом, характеризующим использование финансовых средств хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджер должен уметь разбираться в финансовой информации (отечественной и зарубежной), анализировать результаты финансовой деятельности и эффективность мероприятий по вложению капитала, составлять финансовый план, рассчитывать и прогнозировать результаты от использования капитала, оценивать рациональность и эффективность разрабатываемых финансовых программ, составлять отчет по использованию финансовых ресурсов.

1.2 Функции и экономические методы финансового менеджмента

Цели финансового менеджмента реализуется через функции объекта и субъекта управления.

Основными функциями объекта управления в финансовом менеджменте являются:

Воспроизводственная, т.е. деятельность по обеспечению эффективного воспроизводства капитала, авансированного для текущей деятельности и инвестированного для капитальных и финансовых вложений в долгосрочные и краткосрочные активы предприятия. Простое воспроизводство капитала обеспечивает самоокупаемость производственно-коммерческой деятельности предприятия. Расширенное воспроизводство капитала обеспечивает самоокупаемость и самофинансирование производственно-коммерческой деятельности предприятия.

Оценку эффективности реализации воспроизводственной функции «финансовый менеджмент» можно провести по следующим показателям:

рост собственного капитала. Собственные оборотные средства - это величина, на которую общая сумма оборотных средств обычно превышает сумму краткосрочных обязательств (краткосрочные займы и кредиты). Смысл показателя в том, что текущие обязательства являются долгами, которые должны быть выплачены в течении одного года, а оборотные средства - это активы, которые представляют наличность, или должны быть превращены в неё, или израсходованы в течении года. По определению текущие обязательства должны быть погашены из оборотных средств. Если сумма оборотных средств оказывается больше величины текущих обязательств, то разница даёт величину собственных оборотных средств, предназначенных для продажи. Именно из величины оборотных средств осуществляется покупка товаров, она служит основанием для получения кредита и для расширения объёма реализуемой товарной массы. Недостаток собственных оборотных средств может привести к банкротству предприятия. Поэтому изменения величины собственных оборотных средств от одного отчётного периода к другому анализируется с большим вниманием. Этот показатель определяется вычитанием из общей величины оборотных активов величины краткосрочных обязательств или: Ec=4П - 1А= источники собственных средств - основные средства и вложения, где Ес - собственный оборотный капитал, 4П - капитал и резервы, 1А - необоротные активы;

превышение темпов роста собственного капитала над темпами роста валюты баланса (всё имущество предприятия). Коэффициент автономии определяется на начало и конец отчетного периода как отношение величины собственного капитала к величине всего имущества предприятия ПАс/К, где Кс - собственный капитал, К - все имущество (валюта баланса). На начало: ПА= 1696/1937=0,88, на конец: ПА= 1883/2277=0,84. В мировой практике ПА=0,5, и это означает, что до достижения ПА=0,5 можно пользоваться заемным капиталом;

степень капитализации прибыли, т.е. доли прибыли, направленной на создание фондов накопления и доли нераспределенной прибыли в чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

повышение доходности (рентабельности) капитала;

повышения скорости оборота капитала, сопровождаемое ростом его доходности.

Производственная, т.е. регулирования текущей производственно-коммерческой деятельности предприятия по обеспечению эффективного размещения капитала, созданию необходимых денежных фондов и источников финансирования текущей деятельности.

Оценку эффективности реализации производственной функции финансовый менеджмент можно провести по следующим показателям:

-             структура капитала;

-             структура распределения балансовой прибыли;

-             уровень и динамика с/с продукции и затрат на единицу продукции;

-             уровень и динамика затрат на единицу продукции;

-             уровень и динамика фонда оплаты труда.

Контрольная, т.е. контроль рублем за использованием финансовых ресурсов. Каждая хозяйственная операция должна отвечать интересам предприятия, исходя из его конечных целей. Поэтому контроль за финансовой целесообразностью операций должен осуществляться непрерывно, начиная от платежей за поставку сырья, материалов, услуг посреднических организаций и т.д. и кончая поступлением денежных средств от выручки за реализованную продукцию.

Функции объекта финансового менеджмента реализуются через функции субъекта управления, которые заключаются в следующем:

-             прогнозирование финансовых состояний (ситуаций);

-             планирование финансовой деятельности;

-             регулирование денежного оборота;

-             учет затрат и результатов производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

-             анализ и оценка эффективности использования и вложения капитала;

-             контроль за расходованием и поступлением денежных средств на всех этапах производственно-коммерческого цикла.

Функции и экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на два блока: блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.

Блок по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая собственные дочерние компании, выступающими в качестве клиентов, заимодателей, поставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционерами и финансовыми рынками. Сюда входят:

управление оборотными активами фирмы: движением денежных средств, расчетами с клиентами, управление материально-производственными запасами и пр.

привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.

Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает:

- контроль за ведением производственного учета;

составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;

сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;

составление и контроль за правильностью финансовой отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др.;

анализ финансовой отчетности и использование его результатов для внутреннего и внешнего аудита;

оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.

В функции финансового менеджмента входят: анализ финансовой отчетности; прогнозирование денежных средств; выпуск акций; получение займов и кредитов; операции с инвестициями; оценка операций слияния и поглощения фирм. Ответственность за достижение конечных целей финансового менеджмента обычно возлагается в крупных фирмах на вице-президента фирмы по финансовым вопросам, который входит в состав Совета директоров, а в небольших фирмах - на заместителя директора по финансам. Вице-президенту по финансовым вопросам подчиняются казначей и контролер с соответствующим аппаратом (службами, отделами, секторами). К функциям казначея относится блок по управлению внешними финансами; в функции контролера входит блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.

1.3 Анализ финансовой отчетности фирм

Цель анализа финансовой отчетности фирмы - дать оценку результатов эффективности деятельности фирмы за отчетный год и оценку ее текущего финансового положения. Анализ финансовой отчетности должен дать ответ на вопросы: имеет ли фирма прибыль по результатам своей хозяйственной деятельности за год; в состоянии ли фирма выполнить взятые обязательства и не приведет ли такое выполнение к ликвидации фирмы в связи с недостатком ресурсов.

Поэтому информация, которую дают балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках, содержит сведения о:

-       размерах капитала и имущества фирмы в абсолютных цифрах (балансовый итог);

-       структуре капитала и имущества (баланс);

-       изменении собственного капитала в течение отчетного периода;

-       размерах полученной прибыли или понесенных фирмой убытках в течение отчетного периода.

Финансовая отчетность составляется фирмами с учетом существующих национальных стандартов, а также международных стандартов, разрабатываемых международными экономическими организациями, а для стран - членов ЕС - также стандартов ЕС. Фирмы, имеющие заграничные дочерние предприятия, применяют консолидированную финансовую отчетность, составляемую на основе информации, получаемой от всех родственных фирм, и представляемую как единую отчетность компании.

Анализ финансовой отчетности проводится прежде всего финансовыми менеджерами своей фирмы для выявления и устранения проблем в текущей деятельности фирмы, для выработки и принятия оптимальных решений по вопросам повышения эффективности производственно-сбытовых операций, рационального использования имеющихся ресурсов, повышения платежеспособности и усиления устойчивости финансового положения фирмы, а также для обеспечения выполнения плановых финансовых показателей и обязательств фирмы перед кредиторами и инвесторами.

Анализ финансовой отчетности проводится также аудиторами с целью ревизии отчетности и определения правильности уплаты налогов. Аудиторы на основе анализа делают официальное заключение о финансовом состоянии фирмы, которое включается в годовой отчет, представляемый высшим руководством фирмы собранию акционеров.

Акционеров интересует в первую очередь прибыльность и надежность ценных бумаг, держателями которых они являются.

Финансовая отчетность фирм, зарегистрированных на фондовой бирже, анализируется специалистами-аналитиками этих бирж, поскольку от состояния дел фирмы зависит цена ее акций на бирже. Крупные институциональные инвесторы - банки, страховые компании, различные специализированные фонды - содержат в своем штате профессиональных аналитиков, которые постоянно следят за изменением показателей в финансовой отчетности интересующих их фирм.

Банки, обслуживающие фирму, также находятся постоянно в курсе ее финансовых дел и тщательно анализируют балансовые показатели, показатели отчета о прибыли и другие отчетные документы. Они следят за состоянием кредитоспособности фирмы, за наличием у нее средств, гарантирующих возврат в установленный срок полученных займов и кредитов.

Специализированные консультационные фирмы, предоставляющие своим клиентам информацию о финансовом положении фирм и делающие оценку перспектив их развития, также систематически следят за состоянием хозяйственной деятельности фирм на основе их финансовой отчетности и публикуют или выдают такую информацию за весьма высокую плату. Это относится и к справочно-кредитным фирмам, которые в результате изучения показателей финансовой отчетности составляют заключения о платежеспособности фирмы, предоставляемые своим клиентам или разовым пользователям за заранее установленную в абонементе плату.

Такая информация интересует предпринимателей, которые либо обращаются к специализированным фирмам, либо получают финансовые отчеты от фирм-контрагентов и тщательно их изучают. Предпринимателей интересует в первую очередь надежность и кредитоспособность контрагента, т.е. в каких размерах фирма может нести ответственность по своим обязательствам и что ее партнер получит в случае ликвидации (банкротства) фирмы, а также сможет ли фирма-контрагент погасить в срок свою задолженность.

Международная практика выработала определенные методы анализа финансовой отчетности, которые основываются на различных абсолютных и относительных типовых показателях, позволяющих проводить не только анализ балансовых статей отдельной фирмы, но и сопоставительный анализ по ряду фирм одной отрасли хозяйства или занимающихся аналогичными видами деятельности. Такие сопоставления обычно проводятся не только за отчетный год, но и за ряд лет, отражающих довольно длительный период деятельности фирмы. Это позволяет определить тенденции развития фирмы на перспективу, что имеет большое значение в практической деятельности фирм, поскольку они осуществляют как долгосрочное, так среднесрочное и текущее внутрифирменное планирование.

В зависимости от целей анализа финансовой отчетности и заинтересованных в его результатах пользователей применяются различные виды анализа и разный набор показателей - финансовых коэффициентов, а именно:

-       абсолютные показатели для ознакомления с отчетностью, позволяющие сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений, источниках поступления денежных средств, размеров полученной прибыли, системы распределения дивидендов:

-       сравнимые процентные показатели (Percentage Changes) для чтения отчетности и выявления отклонений по важнейшим статьям финансовой отчетности;

-       анализ горизонтальных процентных изменений (Horizontal Percentage Changes), характеризующих изменения отдельных статей финансовой отчетности за год или ряд лет. Например, рост в процентах: чистых продаж, себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, чистой прибыли, производственных расходов и др.;

-       анализ вертикальных процентных изменений (Vertical Percentage Analyses), предполагающий соотношение показателей различных статей по отношению к одной выбранной статье. Например, доля в процентах от объема продаж: себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, производственных расходов, дохода от основной деятельности, чистого дохода;

-       анализ тенденций (трендовый анализ), характеризующих изменение показателей деятельности фирмы на протяжении ряда лет по сравнению с базовым показателем, равным 100. Его цель - оценка работы финансовых менеджеров в прошлый период и определение прогноза их поведения на будущее;

-       сравнительный анализ, проводимый с целью сопоставления отдельных показателей деятельности своей фирмы с показателями фирм-конкурентов одной отраслевой принадлежности и примерно одинаковых размеров (с учетом различных методов отчетности). Этот анализ позволяет выявить стратегию конкурентов и перспективы их развития;

-       сравнение со среднеотраслевыми показателями, показывающее устойчивость положения фирмы на рынке. Проводится с учетом общих изменений состояния хозяйственной конъюнктуры в отрасли и в экономике страны в целом, в частности, уровня цен, динамики процентной ставки, степени обеспеченности сырьем и материалами;

-       анализ показателей путем использования финансовых коэффициентов (Ratios), расчет которых основывается на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Значение таких коэффициентов определяется возможностью сопоставления полученных результатов с существующими общепринятыми стандартными нормами - усредненными отраслевыми коэффициентами, а также с применяемыми в стране или в конкретной фирме показателями анализа финансовой отчетности.

Финансовые коэффициенты используются для оценки деятельности финансовых менеджеров и учитываются ими при принятии управленческих решений. Такие коэффициенты доступны и акционерам, которые на их основе могут самостоятельно проанализировать эффективность деятельности фирмы и ее текущее финансовое положение.

Финансовые коэффициенты как показатели деятельности фирмы публикуются в годовых отчетах фирм, причем каждая фирма обычно имеет свой набор таких коэффициентов и собственную их систематизацию.

2. Технико-экономическое обоснование проекта машиностроительного предприятия

2.1 Расчет численности промышленно-производственного персонала предприятия

Промышленно-производственный персонал (ППП) предприятия - основной состав квалифицированных работников предприятия. Он делится на пять категорий:

Рабочие (производственные и вспомогательные);

Специалисты;

Технические служащие;

Руководители;

Профессионалы.

Списочная численность производственных рабочих определяется по формуле:

,        (1.1)

Рпр.раб= (87*28 529)/1 976 = 1 256 чел.

где  - трудоемкость изготовления единицы изделия н-час;зап - годовая программа запуска изделий, шт.;эф - эффективный годовой фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего, час;

Годовой эффективный фонд времени работы рабочего:

,     (1.2)

Fэф= 2 080*(1 - (5/100)) = 1 976,0 час

где Fном - номинальный фонд времени работы рабочего;

- процент невыходов на работу, %.

,         (1.3)

Fном= (8,75-0,75)*1*260 = 2 080,0 час

где Тсм - продолжительность рабочего дня, час;

Тпер - длительность перерывов, час;- количество смен, S = 1;

Драб - количество рабочих дней в году, дн.

Производственная программа изготовления деталей (программа запуска деталей в обработку) будет отличаться от программы их выпуска, т.к. в процессе производства возможен брак некоторых деталей и, кроме того, для обеспечения нормального хода производства необходимо наличие некоторого запаса деталей (страховой запас), призванного компенсировать различные отклонения.

В связи с этим производственная программа изготовления деталей 1-го наименования определяется по формуле:

  (1.4)

зап= (26 900+545)*(1/(1-0,038)) = 28 529,0 шт.

где Птехн - процент возможных технологических потерь, % от программы выпуска;

Зстрах - страховой запас изделий, шт.

, (1.5)

Зстрах= 5*(26 900/247) = 545,0 шт.

где Нстр - норматив страхового запаса, дн.

 - эффективный годовой фонд рабочего времени, дни;

    (1.6)

= 1 976,0/(8,75-0,75) = 247 дн

Списочная численность остальных категорий ППП определяется укрупнено:

-        численность вспомогательных рабочих:

;   (1.7)

Рвсп.раб.= 0,28*1 256 = 352 чел.

где Д всп.раб - удельный вес вспомогательных рабочих, %

-        численность специалистов:

;   (1.8)

Рсп= 0,1*(1 256+352) = 161 чел.

где Дспец - удельный вес специалистов, %

-        численность технических служащих:

; (1.9)

Рт.сл= 0,1*(1 256,0+352) = 161 чел.

где Д т.сл. - удельный вес технических служащих, %

;    (1.10)

Ррук= 0,1*(1 256,0+352) = 161 чел.

где Д рук - удельный вес руководителей, %

-        численность профессионалов:

.  (1.11)

Рпроф= 0,04*(1 256,0+352) = 65 чел.

где Д проф - удельный вес профессионалов, %

Рассчитаем показатели эффективности использования трудовых ресурсов:

Среднегодовая выработка одного рабочего, шт./раб.:

  (1.12)

= 28 529,0/1 256,0 = 23 шт./раб

Среднегодовая выработка одного работающего, шт./чел.:

    (1.13)

= 28 529,0/2 156,0 = 14 шт./чел.

Результаты расчетов численности ППП сводим в таблицу 1. Здесь же определяем структуру ППП.

Таблица 1.1. Списочная численность ППП

Численность категорий ППП

Численность, чел.

%

Численность производственных рабочих

1 256

58,2

Численность вспомогательных рабочих

352

16,3

Численность специалистов

161

7,5

Численность технических служащих

161

7,5

Численность руководителей

161

7,5

Численность профессионалов

65

3,0

ИТОГО численность ППП предприятия

2 156

100,0


2.2 Определение стоимости основных производственных средств предприятия и их структуры

Общая стоимость ОПС в балансовых ценах, т.е. в тех, по которым они числятся на балансе предприятия, ОСобщ, грн., определяется по формуле:

, (2.1)

ОС общ= 1 019 362,0+24 076 640,0+626 390,0+93 566,2+1 203 832,0+9 180,0 = 27 028 970,2 грн.

где  - балансовая стоимость отдельных составляющих ОС, грн.;

ОСзд, ОСоб, ОСтр, ОСсоор, ОСинв, ОСмт - общая балансовая стоимость всех зданий, всего оборудования, транспортных средств, сооружений и передаточных устройств, производственного инвентаря и инструмента, офисной мебели и техники предприятия, грн.

Рассмотрим определение всех составляющих ОСобщ в отдельности.

Балансовая стоимость всех зданий ОСзд, грн.:

         (2.2)

ОС зд= 935 662,0+61 200,0+22 500,0 = 1 019 362,00 грн.

где ОСзд.пр, ОСзд.адм, ОСзд.скл - стоимость производственных, административно-бытовых зданий и зданий складов и гаражей, грн.;

Балансовая стоимость производственных зданий ОСпр.зд, грн.

,      (2.3)

ОС зд.пр= 26 733,2*35 = 935 662,00 грн.

где V зд.пр - объем производственных зданий, м3;

Ц зд.пр. - цена 1 м промышленного здания, грн/м3;

         (2.4)

Vзд. пр.= 106*9,7*26 = 26 733,2 м3

Балансовая стоимость административно-бытовых зданий ОСадм.зд, грн.

,        (2.5)

ОС зд.адм.= 720*85 = 61 200,00 грн.

где V адм - объем административно-бытовых зданий, м3;

Ц адм - цена 1 мадминистративно-бытовых зданий, грн/м3;

       (2.6)

зд. адм.= 30*3*8 = 720 м3

Балансовая стоимость складов ОСзд.скл, грн.

,     (2.7)

ОС скл= 750*30 = 22 500,00 грн.

где V скл - объем складов, м3;

Ц скл - цена 1 м зданий складов, грн/м3;

менеджмент бюджет себестоимость изделие

        (2.8)

V скл.= 15*5*10 = 750,00 м3

Первоначальная стоимость единицы оборудования, грн.:

,         (2.9)

37 000,0+37 000,0*0,12 = 41 440,00 грн.

где Ц об - цена единицы оборудования, грн.;

Зтр - затраты на транспортировку и монтаж, % от Ц об, грн.

При расчетах необходимое количество оборудования определяется в зависимости от трудоемкости производственной программы и эффективного фонда работы оборудования.

Расчетное количество оборудования, шт.:

,   (2.10)

Z= (87*28 529,0)/4 277,0 = 581 шт.

где Z - расчетное количество станков, шт.;

 - эффективный фонд работы оборудования, час.

Эффективный фонд работы оборудования определим как:

, (2.11)

= 4 550,0*(1 - (0,06)) = 4 277,0 час

где Ппл - планируемые простои оборудования в ремонте, %;

- номинальный фонд работы единицы оборудования, час.

,

= 8,75*2*260 = 4 550,0 час

где  - количество смен работы оборудования.

Балансовая стоимость всего оборудования определяется по формуле:

      (2.12)

= 581*41 440,0 = 24 076 640,00 грн.

Балансовая стоимость всех транспортных средств, грн:

 

,      (2.13)

 

ОС тр= 370 640,0+66 000,0+189 750,0 = 626 390,00 грн.

где ОСавт, ОСэ.к, ОСкр - балансовая стоимость всех автомобилей, электрокар и электромостовых кранов, грн.

Укрупненная балансовая стоимость транспортных средств:

,     (2.14)

ОС авт= 4*(82 000,0+82 000,0*0,13) = 370 640,00 грн.

,   (2.15)

ОС э.к.= 4*(15 000,0+15 000,0*0,1) = 66 000,00 грн.

, (2.16)

ОС кр= 1*(165 000,0+165 000,0*0,15) = 189 750,00 грн.

где Цкр, Цавт, Цэк, - средняя оптовая цена одного транспортного средства, грн.;

Ккр, Кавт, Кэ.к - количество транспортных единиц каждого типа соответственно, задано в исходных данных, шт.,

Зтр.авт - затраты на транспортировку автомобилей, % Цавт,

Зтр.э.к - затраты на транспортировку электрокар, % Цэ.к,

Зтр.кр - затраты на транспортировку электромостовых кранов, % Цкр.

Стоимость сооружений и передаточных устройств, производственного инвентаря и инструмента, офисной мебели и техники предприятия определяем, укрупнено, как часть от стоимости уже вычисленных ОПС.

Стоимость сооружений и передаточных устройств:

, (2.17)

ОС соор= 0,1*935 662,0 = 93 566,20 грн.

где Дсоор - удельный вес стоимости сооружений, %.

Стоимость производственного инвентаря и инструмента:

,    (2.18)

ОС инв= 0,05*24 076 640,0 = 1 203 832,00 грн.

где Динв - удельный вес стоимости инвентаря и инструмента, %.

Стоимость офисной мебели предприятия:

    (2.19)

ОС оф= 0,15*61 200,0 = 9 180,0 грн.

где Доф - удельный вес стоимости офисной техники и мебели, %.

Результаты расчета общей стоимости ОПС приводим в табл. 2.1. Здесь же рассчитаем структуру (т.е. соотношение составляющих) основных производственных средств предприятия.

Таблица 2.1. Основные производственные средства предприятия и их структура

Наименование составляющих основных производственных средств предприятия

Балансовая стоимость ОСбал, грн.

%

Здания

1 019 362,00

3,77

Оборудование

24 076 640,00

89,08

Транспортные средства

626 390,00

2,32

Сооружения и передаточные устройства

93 566,2

0,35

Производственный инвентарь и инструмент

1 203 832,00

4,45

Офисная мебель и техника

9 180,0

0,03

Всего ОФ

27 028 970,2

100,00


2.3 Расчет себестоимости и отпускной цены одного изделия

себестоимость - это денежное выражение используемых в процессе производства продукции сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат на ее изготовление. Себестоимость продукции включает в себя следующие составные части:

 1   Материальные расходы за вычетом возвратных отходов.

 2      Основная зарплата производственных рабочих.

3       Дополнительная зарплата производственных рабочих

4       Отчисления на социальное страхование.

5       Общепроизводственные расходы.

Материальные расходы

Эти расходы включают расходы на основные материалы и расходы на топливо и энергию для технологических целей.

,      (3.1)

Змат = 591,04+82,75 = 673,79 грн.

где Зм - расходы на основные материалы, грн;

Зтэн - расходы на топливо и энергию для технологических целей, грн.

Расходы на основные материалы на единицу продукции определяются по формуле:

,          (3.2)

Зм= 534/1 000*1 287-96,22 = 591,04 грн.

где М - масса используемых материалов на одно изделие, т;

Цм - цена 1 т материала, грн.;

Св.о - стоимость возвратных отходов, грн.:

,   (3.3)

С в.о.= 0,14*534/1 000*1 287,0 = 96,22 грн.

где Дв.о. - доля возвратных отходов, %.

Расходы на топливо и энергию для технологических целей Зтэн укрупнено определим как% от Зм.

,  (3.4)

З тэн = 0,14*591,04 = 82,75 грн.

где Дтэн - удельный вес топлива и энергии, %.

Основная зарплата производственных рабочих.

Эти расходы включают в себя расходы на основную заработную плату, рассчитанную по сдельно-премиальной форме оплаты труда.

Основная заработная плата рассчитывается по формуле:

,  (3.5)

= 87*4,5*1,2 = 469,80 грн.

где tш - к - трудоемкость изготовления единицы изделия, н - ч;

 - часовая тарифная ставка основных рабочих, грн./час;

Кпр - коэффициент премирования основных рабочих.

Дополнительная зарплата производственных рабочих.

Эти расходы включают в себя расходы на дополнительную заработную плату производственных рабочих, участвующих в изготовлении соответствующей продукции.

Дополнительная зарплата основных рабочих ЗПдоп определяется по зависимости:

,         (3.6)

ЗП доп = 469,8*0,32 = 150,34 грн.

где Кд - коэффициент, определяющий соотношение основной и дополнительной зарплаты.

Отчисления в социальные фонды

Эти расходы включают в себя отчисления в социальные фонды (от суммы основной и дополнительной заработной платы основных производственных рабочих).

Отчисления в фонд социального страхования -              1,5%.

Отчисления в пенсионный фонд -                                    33,2%.

Отчисления в фонд занятости -                                        1,3%.

Отчисления в фонд страхования от несчастных случаев -         0,6%.

Отчисления от фонда зарплаты:

,       (3.7)

О1= 620,14*0,015 = 9,31 грн.

О2= 620,14*0,332 = 205,89 грн.

О3= 620,14*0,013 = 8,06 грн.

О4= 620,14*0,006 = 3,72 грн.

где % отч - процент отчислений в соответствующие фонды.

Общепроизводственные расходы.

Эта статья является комплексной и включает:

-       амортизационные отчисления основных средств производственного назначения;

-       затраты энергии на отопление и освещение основных средств производственного назначения;

-       расходы воды на санитарно-технические и бытовые нужды;

-       затраты на зарплату с отчислениями прочих категорий работников.

Величина общепроизводственных расходов определяется на весь объем производства за планируемый период (в нашем случае на год), а затем распределяется на каждое изделие пропорционально основной зарплате производственных рабочих.

Расчет амортизационных отчислений и остаточной стоимости по каждой группе основных средств производится на второй год экслплуатации (Тэксп.факт).

Амортизационные отчисления производственных зданий за год определяется по прямолинейному методу.

Амортизационные отчисления:

,       (3.8)

= (1 019362,0 - 30 580,86)/12 = 82 398,43 грн.

где  - первоначальная (балансовая) стоимость производственных зданий, грн;

 - ликвидационная стоимость производственных зданий, грн;

 - экономически эффективный срок эксплуатации производственных зданий, лет.

Амортизационные отчисления каждый год будут одинаковыми.

Ликвидационная стоимость производственных зданий определяется как:

     (3.9)

 = 1 019362,0 *0,03 = 30 580,86 грн.

где Дликв - доля ликвидационной стоимости, %.

Остаточная стоимость производственных зданий определяется по формуле:

  (3.10)

= 1019362,0 - 82 398,43= 936 963,57 грн.

= 936 963,57 -82 398,43 = 854 565,14 грн.

Амортизация сооружений и передаточных устройств определяется кумулятивным методом.


    (3.11)

ОС ликв пер устр = 93 566,2*0,03 = 2 806,99 грн.

где Ккум - кумулятивный коэффициент;

    (3.12)

К_кум_1 =8/(1+2+ … +8) = 0,22

К_кум_2 =7/(1+2+ … +8) = 0,19

где Тдо к.экспл - количество лет до конца экономически эффективного срока эксплуатации сооружений и передаточных устройств;

Тсумма экспл - арифметический ряд срока экономически эффективного срока эксплуатации сооружений и передаточных устройств;

Остаточная стоимость сооружений и передаточных устройств определяется по формуле:

     (3.13)

АО1 =0,22*(93 566,2 - 2 806,99) = 19 967,03 грн.

ОСост1 =93 566,2 - 19 967,03 = 73599,17 грн.

АО2= 0,19*(93 566,2 - 2 806,99) = 17 244,25 грн.

ОСост2=73 599,17 - 17 244,25 = 56 354,92 грн.

Амортизация транспортных средств рассчитывается по методу уменьшения остаточной стоимости.

Норма амортизации:


.  (3.14)

 = 626 390,0*0,03 = 18 791,7 грн.а = 1 - ((18 791,7/626 390,0)^(1/5)) = 0,504

где Тэкспл - экономически эффективный срок эксплуатации транспортных средств, лет.

Амортизационные отчисления транспортных средств:


.     (3.15)

 

Остаточная стоимость транспортных средств:


         (3.16)

АО1=626 390,0*0,504 = 315 700,56 грн.

ОСост1= 626 390,0 - 315 700,56 = 310 689,44 грн.

АО2= 310 689,44*0,504 = 156 587,48 грн.

ОСост2= 310 689,44 - 156 587,48 = 154 101,96 грн.

Амортизация оборудования, производственного инвентаря и инструмента, офисной техники определяется по методу ускоренного уменьшения остаточной стоимости.

Оборудование:

Норма амортизации:


.        (3.17)

a= 100/5 = 20,0%

Амортизационные отчисления:


.   (3.18)

 

Остаточная стоимость ОС:


.      (3.19)

 

 = 24 076 640,0*0,03 = 722 299,2 грн.

АО1=24 076 640,0 *2*0,2 = 9 630 656,0 грн.

ОСост1=24 076 640,0 - 9 630 656,0 = 14 445 984,0 грн.

АО2= 14 445 984,0*2*0,2 = 5 778 393,6 грн.

ОСост2=14 445 984,0 -5 778 393,6 = 8 667 590,4 грн.

Производственный инвентарь:

 = 1 203 832,0*0,03 = 36 114,96 грн.a= 100/5 = 20,0%

АО1= 0,2*2*1 203 832,0 = 481 532,8 грн.

ОСост1= 1 203 832,0 - 481 532,8 = 722 299,2 грн.

АО2= 722 299,2*2*0,2 = 288 919,68 грн.

ОСост2= 722 299,2 - 288 919,68 = 433 379,52 грн.

Офисная техника:

 = 9 180,0*0,03 = 275,4 грн.a= 100/6 = 16,67%

АО1= 9 180,0*2*0,1667 = 3 060,61 грн.

ОСост1= 9 180,0 - 3 060,61 = 6 119,39 грн.

АО2= 6 119,39*2*0,1667 = 2 040,21 грн.

ОСост2= 6 119,39 - 2 040,21 = 4 079,18 грн.

Общая сумма амортизационных отчислений по всем группам основных средств на второй год эксплуатации определяется:


(3.20)

∑АО=82 398,43+17 244,25+156 587,48+5 778 393,6+288 919,68+2 040,21 =6 325 583,65 грн.

Затраты на воду на приготовление охлаждающих жидкостей определяются исходя из их нормы расхода в год:

, (3.21)

 =16*581*1,5 = 13 944,00 грн.

где Z - количество станков;

Нпотр - расход технической воды одним станком в год, м3;

Св - стоимость 1 м воды, грн/м3.

Расход воды на бытовые нужды рассчитывается как:

,     (3.22)

 =2 156,0*25/1000*1,5*260 = 21 021,00 грн.

где - Нбыт - расход воды на бытовые нужды, литр.

Расходы воды для душевых рассчитывают на каждого рабочего (основного и вспомогательного).

,         (3.23)

Здуш =(1 256,0+352)*60/1000*1,5*260= 37 627,2 грн.

где Н - расходы воды для душевых, литр.

Затраты на отопление участка (цеха) определяются по формуле:

        (3.24)

Зот =24 303,0*7*6 = 1 020 726,0 грн.

где Vвн - внутренний объем производственных зданий, м3;

Тотоп - тариф за отопление 1 м3, грн.- число месяцев отопительного сезона, принимаем n=6.

(3.25)

вн =(26 733,2)/1,1 = 24 303,0 м3

Затраты на заработную плату прочих категорий работающих:

Фонд заработной платы руководителей:

     (3.26)

ФЗПрук= (161*900*12)*(1+0,35) = 2 347 380,00 грн.

Фонд заработной платы специалистов:

    (3.27)

ФЗПспец= (161*800*12)*(1+0,35) = 2 086 560,00 грн.

Фонд заработной платы технических служащих:

   (3.28)

ФЗПт.сл.= (161*440*12)*(1+0,35) = 1 147 608,00 грн.

  (3.29)

ФЗПпроф= (65*800*12)*(1+0,35) = 842 400,00 грн.

Фонд заработной платы вспомогательных рабочих:

,    (3.30)

ФЗПвсп.раб.= (352*1 976*3,0)*(1+0,35) = 2 816 985,6 грн.

где Р, Р, Р, Р- списочная численность соответствующих категорий работников;

, , , - среднемесячный оклад соответствующих категорий работников;

- процент премирования прочих категорий работающих;

 - часовая тарифная ставка вспомогательных рабочих, грн;

- эффективный годовой фонд рабочего времени одного рабочего, час.

Суммарный фонд заработной платы прочих категорий работающих определяется по формуле:

    (3.31)

= 2 347 380,0+2 086 560,0+1 147 608,0+842 400,0 + 2 816 985,6 = 9 240 933,6 грн.

Отчисления на социальное страхование прочих категорий работающих:

         (3.32)

= 9 240 933,6*(0,015+0,332+0,013+0,006) = 3 382 181,7 грн.

Итого общепроизводственные расходы определим как:

     (3.33)

= 6 325 583,65+13 944,0+21 021,0+37 627,2+1 020 726,0+9 240 933,6+3 382 181,7 = 20 042 017,15 грн.

Определим процент общепроизводственных расходов:

,  (3.34)

%ОПР= (20 042 017,15 /13 402 924,2)*100 = 150%

где  - основная зарплата производственных рабочих на весь объем производства;

     (3.35)

ЗП= 28 529,0*469,8= 13 402 924,2 грн.

где Nзап - годовая программа запуска изделий, шт.

Величина ОПР, приходящаяся на одно изделие составит:

      (3.36)

 = 1,5*469,8 = 704,7 грн.

Производственная себестоимость продукции:


 (3.39)

Спр = 673,79+469,8+150,34+226,98+704,7 = 2 225,61 грн.

Административные расходы и расходы на сбыт продукции рассчитываются как% от производственной себестоимости продукции.

Административные расходы:


.,   (3.40)

 

Задм = 0,07*2 225,61= 155,8 грн.

где Дадм - доля административных расходов, %.

Расходы на сбыт


       (3.41)

 

Зсб = 0,02*2 225,61= 44,51 грн.

где Дсб - доля расходов на сбыт%.

Цена оптовая отпускная


,        (3.42)

= 2 225,61+155,8+44,51+606,48+606,48 = 3 638,88 грн.

где П - прибыль от основной деятельности, грн.,

НДС - налог на добавленную стоимость.

Прибыль от основной деятельности:

 

      (3.43)

 

П = 25/100*(2 225,61+155,8+44,51) = 606,48 грн.

где Nпр - норма прибыли, %


.       (3.44)

НДС = 0,2*(2 225,61+155,8+44,51+606,48) = 606,48 грн.

Результаты расчёта производственной себестоимости и отпускной цены единицы изделия сводим в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Калькуляция производственной себестоимости и цены единицы продукции и её структура

Наименование расходов, обозначение и откуда взяты данные

Сумма

%

1

Материальные расходы за вычетом возвратных отходов

673,79

30,27

2

Основная зарплата производственных рабочих

469,8

21,11

3

Дополнительная зарплата производственных рабочих

150,34

6,76

4

Отчисления на социальное страхование

226,98

10,2

5

Общепроизводственные расходы

704,7

31,66

6

Производственная себестоимость единицы продукции

2 225,61

100,00

7

Административные расходы

155,8

-

8

Расходы на сбыт

44,51

-

9

Прибыль от основной деятельности

606,48

-

10

НДС

606,48

-

11

Цена оптовая отпускная

3 638,88

-




Заключение

В условиях рынка меняется структура собственности. Ранее существовавшая монопольно государственная собственность теперь стала лишь одним из видов собственности, появляется много собственников, которые заинтересованы в результатах деятельности предприятия, поскольку вложили в него свои средства. Предприятие вынуждено искать такие управленческие решения, которые обеспечили бы ему победу в конкурентной борьбе и необходимые финансовые результаты. С этой целью оно изучает рыночную конъюнктуру, самостоятельно планирует свою деятельность, находит поставщиков и покупателей, устанавливает цены. Бюджетное финансирование и государственное кредитование уже не являются для большинства предприятий основными источниками финансовых ресурсов. Поэтому предприятие вступает в конкурентную борьбу не только за покупателей и рынки сбыта, но и за кредитные ресурсы банков, а также средства других потенциальных партнеров. В результате всего этого у предприятия, с одной стороны, возникает потребность в наличии своевременной и полной информации для принятия управленческих решений и оценки их результатов.

С другой стороны, предприятие должно предоставить соответствующую информацию и тем, кто инвестировал или еще собирается инвестировать в него свои средства. Наряду с этим и в условиях рыночной экономики продолжает сохраняться необходимость отчета перед государством о правильности налоговых отчислений. В мировой практике это обычно называют финансовой бухгалтерией, являющейся фундаментальным базовым звеном. Как известно, на любом предприятии имеется бухгалтер, задачей которого является ведение учета оборота финансовых средств на предприятии. Но в связи с тем, что функции бухгалтера ограничены только учетом оборота этих средств и составлением отчетной документации, встает вопрос о необходимости управления финансовыми ресурсами предприятия с целью извлечения дополнительного дохода. Именно эту роль берет на себя финансовый менеджер. Его деятельность настолько широка и многофункциональна. Финансовый менеджер в современной рыночной экономике есть высококвалифицированный профессионал своего дела. В работе финансового менеджера, как и в работе любого другого, находятся все те же 4 основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. В данном случае объектом приложения этих функций являются финансы предприятий. И только объектом мотивации является сам менеджер и его желание хорошо выполнить и улучшить свою работу. В свою очередь, эффективный финансовый менеджмент позволяет формировать высокие темпы производственного развития хозяйствующего субъекта, обеспечивая постоянный рост собственного капитала, существенно повышать конкурентную позицию на рынке, обеспечивать стабильное экономическое развитие в перспективе. Однако, финансовый менеджмент на уровне малых предприятий еще не развит. На сегодняшний день малые предприятия занимаются в основном перепродажей товаров, а производители зажаты налоговым кольцом, но жесткие законы рынка все равно окажут свое воздействие на них в плане эффективности финансового управления.

Если раньше предприятия не уделяли финансовому менеджменту достаточного внимания, то в настоящее время данная практика становиться распространенным явлением, и более того - объективной необходимостью в складывающихся условиях жесткой конкуренции.

Перечень литературы

1.     Методическое пособие к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика предприятия» студентами экономических специальностей всех форм обучения / Сост.: Рыжиков В.С., Ровенская В.В., Подгора Е.А., Беличенко Н.А., Яковенко М.Н. - Краматорск: ДГМА, 2009. - 80 с.

2.      Балабанов И.Т. «Основы финансового менеджмента. Как управлять финансовым капиталом?» - М. 1994 г.

.        Бланк И.В. «Финансовый менеджмент» - М. 1999 г.

.        Бригхэм Ю. «Финансовый менеджмент» - С.-П. 1997 г.

.        Шеремет А. Д, Сайфулин Р.С. «Финансы предприятий». - М. 1997 г.

.        Ковалев В.В. «Введение в финансовый менеджмент» - М. 1999 г.

.        Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - К: Ника - Центр, 1999 г.

.        «Финансы», под ред. Родионовой В.М. Учебник - М: Финансы и статистика, 1995 г.

9.     Финансовый менеджмент: теория и практика: Ученик / Под ред. Е.С. Стояновой. - 5-е узд., перераб. и доп.-М.: Узд-во «Перспектива», 2002.-656 с.

10.    Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп.-К.:Эльга, Ника-Центр, 2006.-552 с.

11.   Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры.-М.: Финансы и статистика, 2002.-560 с.

12.    Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб.пособие.-М.:ЮНИТИ_ДАНА, 2002.-479 с.

Похожие работы на - Анализ механизма финансового менеджмента

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!