Системное моделирование народно-хозяйственных пропорций

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    859,7 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Системное моделирование народно-хозяйственных пропорций

Министерство образования и науки

Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный университет

Механико-математический факультет

Кафедра математической экономики






Выпускная квалификационная работа бакалавра

МУСАЕВА Эрвина Ризаевича

Системное моделирование народно-хозяйственных пропорций (согласование решений)

Научный руководитель

к.э.н. , доцент

Л.В. Машкина





Новосибирск 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Опыт применения оптимизационных межотраслевых межрегиональных моделей

1.1      Необходимость межотраслевого и межрегионального подхода для прогнозирования национальной экономики

.1.1     Использование Оптимизационной Межотраслевой Межрегиональной Модели (ОМММ) для оценки важнейших условий развития экономики страны

1.1.2 ОМММ в отраслевом анализе

1.2      Подходы к согласованию решений в многоуровневых системах

Глава 2. Системная реализация ОМММ

2.1 Модификации ОМММ

.2 Представление задачи большой размерности (ОМММ) в виде набора детализированных моделей

.3 Взаимодействие комплекса моделей

Глава 3. Экспериментальные расчеты по двухуровневому комплексу моделей

3.1 Базовые решения ОМММ (Исходные решения моделей)

.1.1 ОМММ27

.1.2 Решения агрегированной и детализированных моделей

.2 Итерационные расчеты

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность:

Необходимость получения согласованных прогнозов народно-хозяйственных пропорций является одной из важнейших задач регулирующих органов. Оптимальные прогнозы для отдельных отраслевых систем народного хозяйства, полученные путем решения специализированных моделей, позволяющих нивелировать влияние ряда упрощающих моментов, связанных с однопозиционным представлением исследуемой отраслевой системы, должны быть согласованы с прогнозом по экономике в целом. Этим и определяется актуальность исследования, в котором рассмотрена система прогнозов, построенных с использованием народнохозяйственной модели с детализацией отраслевых комплексов и их согласование.

Цель: Уметь получать решение модели большой размерности, заменив ее комплексом моделей с детализированным представлением отдельных отраслей.

При этом необходимо, чтобы в наборе детализированных моделей была представлена вся номенклатура отраслей модели большой размерности, а решения были согласованы.

Предмет: проблемы согласования решений в многоуровневых системах моделей, построенных на основе единой модельной конструкции.

Объект: двухуровневая система оптимизационных моделей, построенная на основе оптимизационной межрайонной межотраслевой модели.

В первой главе обосновывается необходимость прогнозирования отраслевых систем с позиций народного хозяйства, дается обзор межотраслевых межрегиональных моделей и опыта их применения, а также подходов к согласованию решений в многоуровневых системах.

Во второй главе рассмотрены системная реализация ОМММ, поясняется схема представления исходной задачи большой размерности в виде набора детализированных моделей, а также схема взаимодействия детализированных моделей как метода решения задачи большой размерности (подходы к агрегированию детализированных моделей, передача информации, связи комплекса).

Третья глава посвящена экспериментальным расчетам по двухуровневому комплексу моделей. Рассмотрены базовые решения исходных моделей, и приведены результаты итерационных расчетов с использованием предложенной схемы согласования информационных массивов.

Глава 1. Опыт применения оптимизационных межотраслевых межрегиональных моделей

.1 Необходимость межотраслевого и межрегионального подхода к прогнозированию

Межрегиональные межотраслевые модели необходимы для прогнозирования и регулирования пространственной структуры национальной экономики. С одной стороны, они синтезируют региональные межотраслевые модели, с другой - представляют собой пространственную развертку сводных («точечных») межотраслевых моделей национальной экономики.

Оптимизационные межрегиональные межотраслевые модели (ОМММ) представляют собой результат такого объединения региональных моделей, при котором сохраняются все условия и информация региональных моделей и включаются условия согласования межрегиональных связей. При этом сохраняются возможности выбора межотраслевых и межрегиональных связей с точки зрения определенных критериев. Поэтому такие модели применяются как инструменты оценки возможностей регионов, обоснований вариантов региональных структур производства и использования ресурсов, альтернатив территориального размещения производства, соотношений спроса и предложения, условий экономического равновесия. Основные элементы ОМММ - это критерии оптимальности, условия региональных межотраслевых блоков (включая особенности транспорта), условия межрегиональных связей.

По своему экономическому содержанию ОМММ являются инструментом получения системы взаимосвязанных непротиворечивых межотраслевых балансов регионов и оптимизации их совокупности по выбранному критерию (как правило, это максимизация используемого конечного продукта или конечного потребления в заданной отраслевой и территориальной структуре). Оптимальное решение модели представляет собой фиксированное состояние рынка, на котором достигнуто равновесие между спросом и предложением на взаимосвязанных рынках товаров и услуг.

.1.1 Использование ОМММ для оценки важнейших условий развития экономики страны

Теоретические модели пространственной экономики, имеющие научно-познавательное значение, могут отражать взаимодействие очень большого числа экономических, социальных, технических, природных, демографических и других факторов и сколь угодно сложную математическую структуру. В отличие от прикладных моделей (специально предназначенных для прогнозных расчетов), они могут опираться только на известные количественные связи между факторами, должны быть приспособлены к существующим источникам информации, разработанному математическому аппарату и наличным вычислительным средствам. Все это вынуждает отказаться от попыток построения всеобъемлющей и детализированной пространственной модели народного хозяйства, приводит к необходимости ограничения сферы моделирования лишь важнейшими аспектами, сознательного упрощения большинства условий моделей и значительного агрегирования показателей.

Оптимизационные межотраслевые межрегиональные модели могут использоваться для научного обоснования только основных контуров перспективных территориальных пропорций народного хозяйства и по степени детализации значительно уступают отраслевым и региональным моделям.

Главное преимущество ОМММ заключается в возможности совместного исследования с позиции народнохозяйственного оптимума важнейших условий развития и размещения производственных сил всей страны и отдельных подразделений народного хозяйства [1]:

а)       имеющегося экономического потенциала,

б)      перспективных общегосударственных и региональных ресурсов,

в)      региональных различий производственных затрат (материальных, трудовых, капитальных),

г)       географического положения и транспортных затрат на перемещение продукции,

д)      межотраслевых связей внутри регионов,

е)       региональных различий уровня и структуры потребления и т.д.

.1.2 ОМММ в отраслевом анализе

В качестве одного из центральных направлений, способствующих последовательной реализации комплексного межотраслевого межрегионального подхода к прогнозированию долгосрочных перспектив развития и размещения отраслевых систем, можно назвать внедрение в практику управления системы экономико-математических моделей территориально-производственного прогнозирования.

В системе моделей, описывающей экономику страны в целом, выделяется блок моделей отраслевых систем, взаимодействующий с моделями остальных блоков: моделями верхнего уровня, региональными, предприятий и объединений. В этой связи несомненный интерес представляет разработка подходов, которые позволяют учитывать особенности объекта прогнозирования - конкретной отраслевой системы. Одним из перспективных направлений в этом отношении представляется использование ОМММ, разработанной в ИЭОПП СО РАН под руководством А.Г. Гранберга, которая учитывает важнейшие факторы экономического развития страны в целом, особенности отдельных отраслей и регионов, производственно-технологические и социально-экономические связи между регионами и отраслями.

Предлагаемый подход к использованию ОМММ при решении проблем долгосрочного прогнозирования развития комплексов взаимосвязанных отраслей состоит в следующем: в качестве центрального объекта оптимизации выступает конкретная отраслевая система. Условия функционирования исследуемого комплекса отраслей в ОМММ могут отражаться двояко: в агрегированном и детализированном виде.

Агрегированное представление отраслевого комплекса в ОМММ приводит к постановке задачи, обладавшей рядом упрощающих моментов, ограничивающих широту анализа, например, затрудняется возможность оптимизации внутриотраслевой структуры, затрудняется дифференцированный анализ влияния отдельных факторов в развитии исследуемой отраслевой системы и др.

Поэтому использование ОМММ в анализе отраслевых проблем связывается с детализированным представлением исследуемого комплекса взаимосвязанных отраслей. Под детализированным представлением отраслевых систем в ОМММ понимается более детальное описание условий развития и размещения, как всей системы, так и ее элементов (подотраслей, продуктов и др.) по сравнению с условиями других отраслевых систем, представляемых агрегировано. Это приводит к необходимости разработки на основе ОМММ специализированной модели со встроенным отраслевым блоком. ОМММ такой конструкции сохраняет свои основные черты как модель сводного территориально-производственного планирования. Она позволяет использовать условия развития остальных отраслевых систем в качестве народнохозяйственного фона для определения ключевых характеристик развития и размещения выделяемой отраслевой системы (внутри- и межотраслевых), в наибольшей степени способствующих решению глобальных задач. С другой стороны, данная модель позволяет глубже изучать взаимосвязи и взаимовлияние исследуемой отраслевой системы и народного хозяйства в целом

ОМММ со встроенным отраслевым блоком занимает "промежуточное" положение между ОМММ с "равноправным" представлением отраслевых систем (агрегированная ОМММ) и координирующей моделью отраслевого комплекса.

Детализация отраслевой системы и переход к модели со встроенным блоком позволяют нивелировать влияние ряда упрощающих моментов, связанных с однопозиционным представлением исследуемой отраслевой системы.

Преимущество ОМММ подобной конструкции по сравнению с координирующей моделью выделяемого отраслевого комплекса состоит в том, что потребность в продукции отраслей комплекса и ее дифференциация по территории не задаются, а являются эндогенными параметрами модели. В отраслевых моделях эта величина обычно является экзогенным параметром. В отраслевых моделях затруднен учет межотраслевой взаимозаменяемости продукции - одного из факторов, который оказывает определенное влияние на развитие и размещение производства. Одним же из параметров свободы (в постановке соответствующей модификации) является частичная взаимозаменяемость отдельных видов продукции.

Кроме того, получаемые характеристики развития и размещения отраслевого комплекса ориентированы на достижение максимального народнохозяйственного эффекта с позиций используемого в модели критерия. При этом одновременно с разработкой таких обобщающих параметров, как валовая продукция, численность занятых, объем межрегиональных поставок подотраслей комплекса, исчисляются также потребности в материально-технических ресурсах, необходимых для обеспечения реализуемости планов. Разработка перспектив развития и размещения отраслевой системы по регионам осуществляется на основе имеющихся там сырьевых, топливных, трудовых и других ресурсов при одновременном учете перспектив развития других отраслевых комплексов. Применение ОМММ позволяет получить оптимальные региональные оценки продукции и ресурсов, которые имеют хорошую экономическую интерпретацию и могут использоваться в анализе.

ОМММ со встроенным отраслевым блоком может использоваться в двух режимах: автономном и в рамках общей системы моделей отраслевой оптимизации. Использование модели в автономном режиме ориентировано на изучение, оценку и анализ взаимодействия и взаимного влияния различных альтернатив развития народного хозяйства на развитие исследуемой отраслевой системы и различных альтернатив развития исследуемой отраслевой системы на эффективность функционирования экономики страны.

.2 Подходы к согласованию решений в многоуровневых системах

Для разработки методов согласования математических моделей при разных способах задания внешней и собственной исходной информации обычно используется следующий методический подход.

Изучаемая иерархия систем сначала описывается с помощью исходной математической модели. Затем, в соответствии с принятым составом иерархии из исходной модели выделяется агрегированная модель центральной системы и детализированные модели. Ставится задача - найти оптимальное решение исходной математической модели путем взаимодействия условно-оптимальных решений отдельных моделей, после чего выполняется сопоставление различных формальных методов декомпозиции по заранее намеченным критериям.

Реализация подобного подхода наталкивается на следующие трудности.

Во-первых, в настоящее время отсутствуют общепризнанные критерии оценки эффективности методов согласования математических моделей. При этом существуют относительно частные критерии (в том числе использованные в данной работе) - скорость сходимости процесса согласования и объемы обменной информации. Если предельное число итераций зафиксировать каким-то малым числом (например, 2-4)[2], имитирующим количество циклов согласования в реальной схеме управления производственными системами, то появляется возможность оценки предпочтительности различных методов согласования математических моделей только одним параметром - объемом (или составом) обменных показателей.

Во-вторых, до последнего времени не разрабатывались формальные методы, пригодные для взаимоувязки условно-оптимальных решений математических моделей при достаточно общей постановке задач управления иерархическими системами. Действительно, анализ известных формальных методов декомпозиции показывает, что все они разработаны при допущении, что задача управления изучаемой иерархии систем формируется в виде простейшей двухуровневой иерархии задач оптимизации, при которой на верхнем уровне оптимизируется только распределение общесистемных лимитированных ресурсов между локальными системами, а все остальные задачи переносятся на нижний уровень иерархии.

Между тем изучение реальной иерархии производственных систем свидетельствует о том, что системы верхнего уровня иерархии, как правило, решают значительно более сложные задачи: наряду с распределением общесистемных лимитированных ресурсов они определяют оптимальную производственную структуру каждой локальной системы в агрегированной номенклатуре и выявляют оптимальную укрупненную структуру связей выпуск - затраты в каждой локальной системе.

Анализ различных методов декомпозиции позволяет дать качественную оценку предпочтительных областей их применения для согласования математических моделей.

Методы итеративного агрегирования, включающие в себя и методы многоступенчатой оптимизации, предназначаются для взаимодействия моделей разных уровней иерархии. При этом модель верхнего уровня строится путем агрегирования моделей нижнего уровня в соответствии с предварительно полученными на них условно-оптимальными решениями. В свою очередь, агрегированное решение, найденное с помощью модели верхнего уровня, передается в модели нижнего уровня и используется для создания контура, в рамках, которого отыскивается детализированное решение.

Для данного класса методов декомпозиции характерны следующие отличительные черты:

обмен информацией между агрегированными и детальными моделями осуществляется в агрегированной номенклатуре, что позволяет сократить трудоемкость процесса взаимоувязки решений;

производственно-технологическая структура локальных систем может быть полностью сохранена и на верхнем уровне иерархии, что позволяет давать хорошую экономическую интерпретацию агрегированной модели;

В отличие от этого методы блочного программирования в основном имеют хорошее математическое обоснование и экспериментально проверены. Но как первый и первое время единственный инструмент взаимодействие моделей, этот метод приобрел излишний универсализм. В действительности же в качестве инструмента взаимодействия по вертикали методы блочного программирования имеют принципиальные недостатки, поскольку позволяют учитывать лишь наиболее простой вид вертикальных взаимосвязей, а именно распределение общесистемных ресурсов между локальными системами.

Вместе с тем этот класс методов декомпозиции хорошо зарекомендовал себя в качестве инструмента горизонтального взаимодействия, что особенно относится к равновесным алгоритмам. Отличительная черта таких алгоритмов состоит в том, что они не используют координирующей модели центра, и поиск оптимума в них осуществляется непосредственно путем согласования условно-оптимальных решений моделей взаимодействующих систем.

Глава 2. Системная реализация ОМММ


.1 Постановки ОМММ

По своей структуре ОМММ представляет собой систему региональных блоков (описывающих развитие хозяйства регионов), связываемых условиями использования общегосударственных ресурсов, достижения общегосударственных целей, межрегионального перераспределения продукции, развитие магистрального транспорта и т.д. (Рис.1). Совокупность всех условий ОМММ образует область выбора возможных вариантов развития и размещения производительных сил, т.е. региональных объемов производства продукции всех отраслей, объемов капитальных вложений и направлений их использования, межрегиональных постановок продукции, общего и регионального уровней потребления.





Рис.1. Структура Оптимизационной Межрегиональной Межотраслевой Модели.

Общее число уравнений зависит (и неравенств, сводимых к уравнениям) зависит от числа ингредиентов, т.е. перечня включаемых в задачу продуктов и ресурсов с учетом их территориальной принадлежности. Понятия «продукт» и «ресурс» могут быть формально определены. Продукты - это воспроизводимые в рамках моделируемой системы блага (результаты деятельности), а ресурсы - это блага, не воспроизводимые в рамках системы.

ОМММ включает  ингредиентов (и соответственно - уравнений), где  - число народнохозяйственных ингредиентов, а  - число региональных ингредиентов,  - число регионов. Конкретное экономическое содержание ингредиентов определяется особенностями моделей. Если ОМММ строится как «полностью динамическая» (выделяется Т временных отрезков планируемого периода), то общее число уравнений приближается к .

Спецификой региональных блоков по сравнению с точечными народнохозяйственными моделями являются условия по использованию природных ресурсов. При достаточно детальной классификации отраслей необходимо учитывать ограниченность многих природных ресурсов многоцелевого назначения, возможности их трансформации и различных направлений использования. В развитых модификациях ОМММ региональные блоки приобретают некоторые свойства пространственных моделей: в них непосредственно учитывается внутрирегиональное размещение производственных сил.

В настоящее время уже разработали несколько типов ОМММ. Переход от одних моделей к другим, более совершенным, осуществлялся по мере решения специальных вопросов моделирования (например, по транспорту, межрегиональным связям, труду, потреблению и т.п.), накопления необходимой информации и расширения вычислительных возможностей. Можно выделить следующие основные признаки классификации ОМММ[1]:

1.      Тип сочетания в модели условий производства и транспортировки:

а)  в районных балансах продукции учитываются межрегиональные поставки,

б)  в региональных балансах продукции учитываются только сальдо межрегионального обмена,

в)      балансы по транспортабельной продукции даются в целом по стране с выделением регионов в качестве способов производства.

2.      Способ учета динамики развития регионов:

а)  расчет основных показателей (производства, потребления, межрегиональных связей) ведется на последний год планового периода при ограничениях на фонды капиталовложений в целом в последнем плановом году,

б)      расчет основных показателей также ведется на последний год при заданных законах роста фонда капиталовложений, на абсолютные размеры фондов капиталовложений по регионам определяются в процессе оптимизации.

В случае а) и б) возможно поэтапное определение динамики оптимального развития и размещения производительных сил от последнего года к началу планового периода[1].

Как уже было сказано выше, по своей конструкции ОМММ представляет систему региональных блоков. Каждый регион представлен полудинамической межотраслевой моделью с расчетом состояния экономики на последний год прогнозного периода и включает в себя балансовые ограничения по производству и распределению продукции, ограничение по трудовым ресурсам, инвестициям, и внешней торговле и ограничения на объемы выпуска, экспорта и импорта продукции. Региональные блоки объединены способами транспортировки и условиями выравнивания уровней потребления населения. Связь между инвестициями базового года и последнего года периода осуществляется с помощью функции . Изменение капитальных вложений может быть описано линейным или экспоненциальным законом.

ОМММ является задачей линейного программирования достаточно большой размерности (в данном случае примерно 300×1500).

Основные балансовые соотношения модели представлены для двух лет - нулевого (базового) года и последнего (T-го) года. Ниже приводится алгебраическая запись ограничений модели[4].

Региональные блоки модели

Балансовые ограничения по производству и распределению продукции:

(1)

соответствующие ограничения для капиталообразующих отраслей:

       (2)

соответствующие ограничения для транспортной отрасли ():

    (3)

Балансовые ограничения по трудовым ресурсам

прогнозирование национальный экономика страна

  (4)

Балансовые ограничения по инвестициям

; (5)

Ограничения на региональное внешнеторговое сальдо

(6)

Ограничения на объемы выпуска и приросты объемов выпуска:

(7)

Ограничения на максимально и минимально допустимые объемы экспорта и импорта (экспортно-импортные квоты):

         (8)

Общесистемные ограничения

Ограничения на территориальную структуру конечного потребления населения

   (9)

Ограничения внешнеторгового баланса

(10)

Целевая функция

(11)

Обозначения:

Переменные:

 - объем выпуска в i-ой отрасли r-го региона, получаемый в последнем году прогнозного периода с производственных мощностей, действовавших на начало периода;

 - прирост выпуска в i-й отрасли r-го региона за период;

- объем перевозок продукции i-й отрасли из r-го региона в s-ый регион в последнем году периода;

 - объем перевозок продукции i-й отрасли из s-го региона в r-ый регион в последнем году периода;

 - объем конечного продукта r-го региона в последнем году периода;

 - объем экспорта продукции i-й отрасли r-го региона в последнем году периода;

 - объем импорта продукции i-й отрасли r-го региона в последнем году периода;

- валовые инвестиции r-го региона в последнем году периода (в части капиталообразующей отрасли g), которые определяются как сумма инвестиций базисного года  и приростов инвестиций , где T - продолжительность периода.

 - объем максимизируемой части конечного продукта в последнем году периода;

 - доля r-го региона в максимизируемой части конечного продукта в последнем году периода;

Параметры:

 - коэффициенты текущих материальных затрат (расхода продукции отрасли i на единицу валового выпуска в отрасли j), необходимые для обеспечения объема выпуска в последнем году периода., не превышающего базовый объем выпуска в отрасли j региона r;

 - коэффициенты текущих материальных затрат, необходимые для обеспечения прироста объема выпуска отрасли j региона r за период;

 - доля продукции (услуг) i-й отрасли региона r в максимизируемой части конечного продукта в последнем году периода;

- транспортные затраты на перевозку единицы продукции отрасли j из региона r в регион s последнем году периода;

- транспортные затраты на перевозку единицы продукции отрасли j из региона s в регион r в последнем году периода;

 - фиксированная часть конечного потребления) i-й отрасли региона r в последнем году периода;

- транспортные затраты на экспорт единицы продукции отрасли j региона r в последнем году периода;

- транспортные затраты на импорт единицы продукции отрасли j региона r в последнем году периода;

- коэффициенты затрат труда, обеспечивающие объем выпуска отрасли i региона r в последнем году периода, не превышающих объем выпуска базового года;

- коэффициенты затрат труда в последнем году периода, обеспечивающие прирост выпуска отрасли i региона r за период;

- коэффициенты капитальных затрат, необходимых для поддержания объема выпуска продукции отрасли i региона r в течение периода на уровне, достигнутом в базовом году (в части затрат, приходящихся на долю фондообразующей отрасли g);

- коэффициенты капитальных затрат, необходимых для увеличения объема выпуска продукции отрасли i региона r за период (в части затрат, приходящихся на долю фондообразующей отрасли g);

- базовый объем инвестиций в части затрат продукции фондообразующей отрасли g региона r;

- функция зависимости суммарных инвестиций региона r за период от значений базового их объема и достигнутого в последнем году периода (для заданного закона их роста);

- коэффициенты перевода внутренних рублевых основных цен во внешнеторговые рыночные цены (выраженные в долларах) для продукции отрасли i, экспортируемой из региона r в последнем году периода;

- коэффициенты перевода внутренних рублевых основных цен во внешнеторговые рыночные цены (выраженные в долларах) для продукции отрасли i, импортируемой регионом r в последнем году периода;

- ограничения на численность трудовых ресурсов региона r в последнем году периода;

- ограничения на величину сальдо торгового баланса региона r в в последнем году периода;

- ограничения на значения переменных объемов выпуска и приростов объемов выпуска региона r . в последнем году периода;

- максимально и минимально допустимые объемы экспорта продукции отрасли i в последнем году периода;

- максимально и минимально допустимые объемы импорта продукции отрасли i в последнем году периода;

- ограничение на величину сальдо торгового баланса страны в последнем году периода;

Информационное обеспечение ОМММ

Эффективность используемой методики прогнозирования на базе межотраслевых моделей находится в прямой зависимости от качества и полноты информации, отображающей современное (стартовое для прогнозного периода) состояние экономики. Информационная база модели разрабатывалась применительно к 8-региональной территориальной сетке - федеральные округа с выделением в качестве отдельного региона Тюменской области.

Специфика используемых моделей требует наличия информации об объемах производства, материалоемкости и ее структуре, общей численности занятых и отраслевой структуре занятости, объеме валовых инвестиций и их технологической структуре, объемах конечного потребления, экспорта и импорта и их отраслевой структуре. В качестве единого информационного массива, соединяющего воедино всю эту информацию, и осуществляющего одновременно функцию контроля над ее непротиворечивостью, выступает межотраслевой баланс производства и распределения продукции.

Разработка отчетных (оценочных) межотраслевых балансов России и регионов предполагает разработку баланса в целом для России и территориальную разверстку оценочного межотраслевого баланса. Только для страны в целом имеются в наличии отчетные (построенные на достоверном статистическом материале) межотраслевые балансы за 2008 - 2002 гг., разрабатываемые Госкомстатом РФ. Именно эти балансы и являются исходной отправной базой для построения оценочного баланса для 2005 года. (В качестве такой базы использовался отчетный баланс за 2002 год). Оценочный баланс 2005 года России был разработан в основных среднегодовых ценах 27-отраслевой классификации с учетом 8 регионов.

.2 Представление задачи большой размерности в виде набора детализированных моделей

Построение прогноза развития экономической системы тесно связано с организационной структурой его использования, которая определяет иерархию прогнозов. Существует два важнейших направлений анализа, прогнозирования и управления - территориального и отраслевого. В данной работе построение прогнозов рассматривается с позиций отраслевого комплекса.

В рамках поставленной задачи перехода от задачи большой размерности к комплексу детализированных систем меньшей размерности, с обязательным наличием в этом наборе всей номенклатуры отраслей, представленных в исходной «большой» 27-отраслевой модели, был использован следующий подход. Выделение агрегатов (агрегированных комплексов, представленных одной отраслью в системах, где данный комплекс не был «ведущим» и, следовательно, детализированным) происходило естественным образом так, как это делалось ранее при описании и создании 27-отраслевой модели.

В итоге 3 отрасли остались в своем неизменном виде («Машиностроение», «Строительство» и «Транспорт и связь»), также были выделены 4 агрегированных комплекса - «Тяжелая промышленность» (включает в себя 9 отраслей исходной 27-отраслевой модели), «Химико-лесной комплекс» (4 отрасли), «Прочие» (7 отраслей) и «Услуги» (4 отрасли).

Согласно этому разбиению были составлены четыре детализированных модели, названных в соответствии с той отраслью, которая была детально представлена в этой модели, а также агрегированная 7-отраслевая модель.

На приведенной таблице подробно представлено соответствие отраслей и их агрегатов для всех используемых моделей:


Нетрудно видеть, что задача сохранения полного набора отраслей была естественным образом разрешена, а полученные модели являются задачами гораздо меньшей размерности.

Источником исходной информации для этих моделей выступают те же данные, что и в исходной 27-отраслевой модели. Все модели имеют одинаковую структуру, а новые файлы данных (со значениями коэффициентов материальных затрат, транспортных затрат, трудовых затрат и т.д.) были получены из исходного файла «Данные27.xls», соответствующего 27 отраслям, по общей схеме линейного агрегирования.

Рассмотрим этот процесс более подробно. Например, первые 9 отраслей исходной 27-отраслевой модели агрегируются в одну отрасль «Тяжелая промышленность» во всех моделях кроме детализированного комплекса соответствующего этой отрасли. Посмотрим, как это происходит.

Пусть


-        матрица коэффициентов материальных затрат (расхода продукции отрасли i на единицу валового выпуска в отрасли j), тогда выделенным блокам после процедуры агрегирования в новой матрице размерности (19х19) должны соответствовать новые коэффициенты материальных затрат для отрасли «Тяжелая промышленность»:

матрице в левом верхнем углу - коэффициент  в новой матрице

выделенной строке в левом нижнем углу - коэффициент

выделенному столбцу в правом верхнем углу - коэффициент

Эти коэффициенты получаются из исходных коэффициентов  следующим образом.

Пусть

( ) - вектор объемов производства на старых мощностях в начальном году периода, или, по другому, валовой продукт по отраслям.

Тогда:

 - поток (объем) продукции i-й отрасли расходуемый на валовой выпуск j-й отрасли

 - поток отрасли «Тяжелая промышленность», расходуемый на валовой выпуск j-й отрасли

 - поток продукции i-й отрасли, расходуемый на валовой выпуск отрасли «Тяжелая промышленность»

Тогда, учитывая что

 - валовой продукт отрасли «Тяжелая промышленность»,

Имеем:

 - расход продукции i-й отрасли на единицу валового выпуска в отрасли «Тяжелая промышленность»

 - расход продукции отрасли «Тяжелая промышленность» на единицу валового выпуска в i-й отрасли.

В том числе имеем


Таким образом, мы получили новую матрицу коэффициентов материальных затрат меньшей размерности, с агрегированным представлением отрасли «Тяжелая промышленность»:


Агрегирование других отраслей происходит аналогично, с той лишь разницей, что в случае, когда эти отрасли в номенклатуре отраслей 27-отраслевой модели идут не по порядку (например, Химико-лесной комплекс), в исходной матрице сначала производится перестановка строк и столбцов с тем расчетом, чтобы коэффициенту  в новой матрице отвечала соответствующая квадратная подматрица, стоящая на диагонали в исходной матрице:

Агрегирование тех параметров задачи, представленных идентичным образом (в виде таблиц коэффициентов), осуществляется точно так же. Агрегирование остальных параметров осуществляется аналогично (например, в случае приростов продукции - простым суммированием), и мы не будем останавливаться на этом так же подробно.

В итоге, как уже упоминалось, мы получили пять новых моделей - четыре с детализированным представлением одной из отраслей, и одну полностью агрегированную.








Сконструированные подобным образом специализированные модели синтезируют объекты различных уровней иерархии: народное хозяйство - отраслевая система - элементы встраиваемых отраслевых систем. ОМММ такой конструкции сохраняет свои основные черты как модель сводного территориально - производственного планирования. Она позволяет использовать условия развития остальных отраслевых систем в качестве народнохозяйственного фона для определения ключевых характеристик развития и размещения выделяемой отраслевой системы (внутри - и межотраслевых) в наибольшей степени способствующих решению глобальных задач.

С другой стороны, данная модель позволяет глубже изучать взаимосвязи и взаимовлияние исследуемой отраслевой системы и народного хозяйства в целом.

Детализация отраслевой системы и переход к модели со встроенным блоком позволяют нивелировать влияние ряда упрощающих моментов, связанных с однопозиционным представлением исследуемой отраслевой системы.

Следуя нашей основной цели - получить согласованные решения этих комплексов, мы должны теперь построить систему взаимодействия этого набора моделей, дающую нам возможность получать достоверные детализированные решения (в смысле близости значения функционала к решению исходной 27-отраслевой модели). При этом решения по каждой отрасли, полученные с использованием специализированных комплексов, должны быть близки к решениям других моделей набора (где это отрасль не была детализирована), в том числе к решению управляющей агрегированной 7-отраслевой модели.

.3 Взаимодействие комплекса моделей

Итак, путем агрегирования данных из базовой 27-отраслевой ОМММ мы получили комплекс моделей, состоящий из 4 детализированных моделей - «Тяжелая промышленность», «Химико-лесной комплекс», «Прочие», «Услуги», - и одной полностью агрегированной 7-отраслевой ОМММ.

Для достижения поставленной задачи построения согласованных решений по всему набору моделей мною был реализован метод согласования моделей систем, который может быть охарактеризован как использующий конструкцию вертикального согласования, а также метод последовательного горизонтального согласования моделей систем на нижнем уровне иерархии - как одного из этапов общего процесса согласования моделей.

Общий итерационный алгоритм можно описать так:

Этап 1

На основе решения агрегированной 7-отраслевой модели, полученного на предыдущем этапе, формируются модели детализированных систем путем передачи управляющей информации к моделям нижнего уровня. Это происходит путем непосредственного замещения информации в файлах исходных данных каждой из детализированных моделей (ДанныеN.xls) по прямым ссылкам на файл данных (Данные7.xls) агрегированной модели. Замещению подлежит информация, не относящаяся к отрасли, представленной в специализированной модели детально. Данные по этой отрасли считаются экзогенной информацией.

Этап 2

Решение детализированной модели как задачи линейного программирования позволяет найти условно-оптимальное решение, характеризующее желательные с точки зрения этой системы значения основных показателей, таких как прирост объемов производства и валовой выпуск по отраслям, формирующих значение функционала.

Этап 3

Найденное решение детализированной модели используется при агрегировании этой модели, приводя ее к виду 7-отраслевой (т.е. происходит агрегирование детально представленной отрасли). На этом этапе был применен новый подход к агрегированию, позволяющий получать более достоверные значения агрегированных параметров по сравнению с описанным выше подходом, применявшимся ранее. Дело в том, что при агрегировании таких параметров, как: коэффициентов материальных затрат на новых мощностях, трудоемкости на новых мощностях, капиталоемкости на новых мощностях, раньше использовался вектор объемов производства на старых мощностях в начальном году периода. Для параметров, относящихся к стартовому году, это является естественным, чего не скажешь о коэффициентах, отвечающих за последний год периода. Причиной тому служило отсутствие других удовлетворительных показателей объемов производства для прогнозного года, могущих быть использованными для агрегирования коэффициентов на новых мощностях. Данная проблема была решена следующим образом: теперь при той же схеме агрегирования, описанной выше, вместо ( ) - вектора объемов производства на старых мощностях в начальном году периода, используется ( ) - вектор прироста объемов производства на новых мощностях, взятый из решения детализированной модели, полученного на втором этапе. Это позволяет получить коэффициенты, более подходящие для описания ситуации прогнозного года.

Далее, было также применен новый подход к заданию ограничений на значения переменных объемов выпуска и приростов объемов выпуска в последнем году периода .

Дело в том, что в исходной модели интервал изменения этих переменных был фиксирован, здесь же мы применяем следующую схему получения верхних и нижних ограничений в агрегированном представлении отрасли, детально представленной в текущей модели:


где , , а суммирование ведется по индексам, соответствующим компонентам детально представленной отрасли. Здесь параметры  и , зафиксированные в начале итерационного процесса, определяют интервал изменения переменной :


(В экспериментальных расчетах по этому алгоритму нами были использованы следующие значения параметров:  =  = 0.5)

Такое задание ограничений так же, как и в случае с коэффициентами, отвечающими новым мощностям, более обоснованно с экономической точки зрения, кроме того, в случае небольших значений параметров  и  оно, очевидно, позволяет влиять на скорость сходимости процесса, так как интервал изменения переменных существенно уменьшается.

Все вышеописанные процедуры выполняются нажатием кнопки «Агрегировать» в листе «Агрегирование» в специально созданной для этого книге AGR[Name].xls, где [Name] изменяется для каждой из моделей (например, для модели «Тяжелая промышленность» эта книга называется AGR15тяж.xls), а результат агрегирования записывается в файл Данные7.xls, имеющего тот же формат и те же размерности таблиц коэффициентов и параметров, что и файл данных для агрегированной 7-отраслевой модели.

Этап 4.

Полученная в результате решения и последующего агрегирования осведомляющая информация по детально представленной в текущей специализированной модели отрасли, в агрегированном виде, по прямым ссылкам из файла Данные7.xls в папке с файлами текущей модели, замещается в файле Данные7.xls в директории агрегированной модели. В файлах данных остальных моделей настроены прямые ссылки на файл данных управляющей модели, следовательно, обновленная информация по этой отрасли сразу замещается и в файлах данных других детализированных моделей, т.е. осведомляющая информация на этом этапе передается не только в центральную систему, но и в модели нижнего уровня:

Этап 5

Теперь этапы 2 - 4 повторяются для остальных трех специализированных моделей, то есть каждый раз после решения модели производится агрегирование обновленных с учетом полученного решения данных, и их передача в другие детализированные системы, а также в центральную систему.

Осведомляющая информация по

отрасли «Тяжелая промышленность»








Это соответствует механизму горизонтального согласования по схеме последовательного обмена информацией, когда некоторым образом упорядоченные модели (в нашем случае порядок решения детализированных систем не играет существенной роли, важно лишь, что на каждом шаге обменная информация сразу же поступает в следующую модель) оптимизируются последовательно.

Этап 6

После последовательного решения специализированных систем, в агрегированной 7-отраслевой модели изменились данные по всем четырем отраслям: «Тяжелая промышленность», «Химико-лесной комплекс», «Прочие» и «Услуги». Передаваемые осведомляющие показатели используются для формирования модели центральной системы, учитывающей теперь желательные с точки зрения детализированных систем значения основных показателей по этим отраслям. При этом описание остальных трех агрегированных отраслей, представленных в одинаковом агрегированном виде также и в моделях нижнего уровня, зависит только от решения самой агрегированной системы, полученном на предыдущем шаге итерационного процесса, и не зависит от тех оптимальных значений, которые были получены по этим отраслям в специализированных моделях.

Этап 7

Решение агрегированной модели, как общей задачи линейного программирования, позволяет найти условно-оптимальные значения переменных, характеризующие рекомендуемый центральной системой план развития для каждой специализированной модели для отраслей, представленных в этих моделях детально.

Этап 8

Вопрос о критерии прекращения итерационного процесса согласования моделей является, безусловно, узловым. Поэтому он считается главным объектом экспериментальной проверки. Целесообразным будет считать критерием прекращения итеративного процесса согласования моделей стабильность значений функционала агрегированной системы на нескольких последовательных итерациях, т.е.:


где значение  должно быть достаточно малым. Учитывая порядок значений функционала (около ), предложенное значение , могло бы считаться «слишком малым» ( от значения функционала), но это не так. Дело в том, что близость значений функционала в общем случае не гарантирует такую же, или лучшую близость значений прироста объемов производства на новых мощностях по исследуемым отраслевым системам, агрегированно представленных в главной системе. Именно с этой целью величина  взята «с запасом».

Итак, если критерий остановки выполнен, то полученные условно-оптимальные решения центральной и каждой детализированной системы считаются окончательными, и итерационный процесс прекращается. В противном случае процесс согласования продолжается, и этапы 1-8 повторяются.

На следующей схеме все этапы описанного выше процесс обмена информацией между моделями представлены по шагам для всех задействованных систем.

Глава 3. Экспериментальные расчеты по двухуровневому комплексу моделей

.1 Базовые решения ОМММ

.1.1 ОМММ 27 отраслей

Базовый комплекс ОМММ27, долгое время применявшийся в различных задачах прогнозирования развития экономики страны, служит своего рода эталоном при проверке адекватности решений моделей, полученных в рамках поставленной задачи перехода от задачи большой размерности к комплексу моделей меньшей размерности с сохранением всей номенклатуры отраслей исходной задачи. Большим преимуществом используемых комплексов является то, что структура ОМММ позволяет осуществлять проверку полученных решений в разных плоскостях и с учетом различных показателей. Тем не менее, основным объектом исследования на данном этапе, помимо близости значений функционала ФНП, были выбраны отраслевая структура производства, а также приросты объемов производства по отраслям, ибо близость именно этих значений являлась одной из основных целей процесса согласования решений детализованных моделей с решением агрегированной.

Рассмотрим сейчас базовое решение исходной 27-отраслевой системы ОМММ27 в разрезе упомянутых ранее основных показателей.

Таблица 1

Объем и динамика максимизируемой части конечного потребления

В целом за периоды (млн.руб)

2005 (оценка)

2020

Центральный ФО

5 246 204

12 264 690

Северо-Западный ФО

1 362 804

3 840 189

Южный ФО

1 522 322

4 532 471

Приволжский ФО

2 309 752

7 038 134

Уральский ФО без Тюменской области

765 327

2 168 719

Тюменская область

500 406

1 433 578

Сибирский ФО

1 618 732

4 938 622

Дальневосточный ФО

717 209

2 108 707

В целом по России

14 042 756

38 325 110


Здесь была приведена таблица из файла Решение2020.xls из директории базовой 27-отраслевой модели, лист «ОпКП».

Приведем теперь более подробную таблицу, поясняющую региональную и отраслевую структуру производства (Решение2020.xls, лист «Произ»):

Таблица 2

Объем, динамика и структура производства


2020 год

В целом по России

Центральный ФО

Северо-Западный ФО

Южный ФО

Приволжский ФО

Уральский ФО без Тюменской области

Тюменская область

Сибирский ФО

Дальневосточный ФО

Объемы производства 2020 года- всего (в млн.pуб)

90634613

28293548.37

10337045.4

7865667.1

16807471.95

5484754.856

5637374.72

11547736.8

4661013.533

1

Электро- и теплоэнергетика

2452994

491529

327425

225295

516308

173827

156597

394208

167805

2

Продукты нефтедобычи

2533844

0

148416

96471

452349

0

1642332

157569

36707

3

Продукты нефтепереработки

1935050

328562

204680

183618

773626

0

67053

267375

110136

4

Продукты газовой промышленности

400585

0

7947

11337

12123

154

347013

16380

5631

5

Уголь и прочее топливо

340037

413

13941

5776

0

3914

0

37334

6

Руды черных металлов и нерудное сырье для черной металлургии

284082

98867

53210

915

592

89423

0

41074

0

7

Черные металлы

2730173

551463

487378

125271

236864

947699

5412

367476

8611

8

Руды цветных металлов

416162

0

27494

1216

64151

17790

0

48780

256731

9

Цветные металлы

1690875

93104

109934

43986

85650

362579

0

924537

71085

10

Продукты химической промышленности

1191753

171176

223685

96282

476098

11617

15642

191698

5556

11

Продукты нефтехимической промышленности

708019

242002

32946

58145

285302

28600

3999

53912

3114

12

Машиностроение

10331112

3189994

1245240

540940

3397605

647228

206867

821357

281880

13

Продукция лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности

653066

138290

165081

25087

144518

16425

9681

115580

38403

14

Продукция целлюлозно-бумажной промышленности

297308

23718

184069

5140

24864

3007

6495

39318

10698

15

Промышленность стройматериалов, стекольная и фарфорофаянсовая промышленность

1049379

342718

117465

94710

207455

105870

28566

109055

43540

16

Легкая промышленность

306579

147633

29638

37674

54245

10157

2790

19210

5232

17

Пищевая промышленность

3429342

1096173

653469

517251

485871

123052

36255

315241

202030

18

Прочие отрасли промышленности

702815

323120

69762

50987

114308

30035

9576

81146

23881


Промышленность - всего

31453173

7238762.07

4101778.73

2120100.81

7331927.45

2571378.34

2538277.15

4242575.41

1308373.48

19

Строительство

10066827

2368936

1201037

872405

1639338

496917

1196200

1497894

794401

20

Сельское и лесное хозяйство

2395132

550765

125298

618588

551877

115444

47486

306911

78764

21

Транспорт и связь

6009364

1504131

733375

652234

1040784

407578

447570

782000

441692

22

Торговля и общественное питание, заготовки, материально-техническое снабжение и сбыт

23232568

10650455

2188403

1921175

3478745

1082863

538732

2505119

867076

23

Прочие отрасли материального производство

589923

213795

57921

47040

71040

16566

99728

55622

28211

24

Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание

2194348

557123

303208

249534

368213

116292

92540

314233

193205

25

Здравоохранение, физическая культура и соц.обеспечение, образование, культура и искусство

5197825

1337899

595624

566336

958932

290782

270899

803207

374146

26

Другие услуги

1382365

626957

216792

55044

221024

56371

63267

104489

38423

27

Управление, финансы, общественные объединения

8113088

3244726

813909

763211

1145592

330564

342677

935687

536723



Для того, чтобы сравнивать это базовое решение с решениями, полученными в комплексе моделей меньшей размерности, нужно провести агрегирование решения по отраслевым комплексам согласно новой номенклатуре отраслей (очевидно, в случае сравнения с детализированной моделью агрегирования решения по отрасли, представленной детально, не требуется, так как номенклатуры отраслевого комплекса в обоих моделях в этом случае совпадают). Для полностью агрегированной 7-отраслевой модели таблица, построенная на основе решения 27-отраслевой системы, будет выглядеть следующим образом:

Таблица 3

Объем, динамика и структура производства (агрегированное представление)

Объемы производства 2020 года (в млн. pуб.)

По России

Централь-ный ФО

Северо-Западный ФО

Южный ФО

Приволж-ский ФО

Ураль-ский ФО

Тюмен-ский ФО

Сибир-ский ФО

Дальне-восточный ФО

Тяжелая промышленность

12882423

2146499

1107769

821872

2945177

1031014

2022997

2238843

568252

Химико-лесной комплекс

2743084

550512

668606

172241

835076

62595

37001

343156

73898

Машиностроение

10418125

2886178

1245240

540940

3525022

881418

206867

821357

311102

Прочие

30256223

12596408

3303270

3109119

4399945

1415714

973717

3168242

1289808

Строительство

10756501

2531283

1265060

1006350

2081111

442195

1096632

1500258

833613

Транспорт и связь

5915979

1521900

784243

667112

1029457

318157

419203

735626

440281

Услуги

15127587

5164146

1727211

1456371

2431423

708346

697467

1922056

1020567


Аналогичным образом возможно как детальное, так и агрегированное представление решения базовой модели для показателей прироста объемов производства продукции на новых мощностях. Мы не будем этого делать, так как основной упор в сравнении результатов, полученных при решении по комплексу моделей, делается на агрегированные показатели в силу их универсальности и применимости для сравнения как агрегированных, так и детализированных моделей (в которых в этом случае необходимо провести агрегирование). Поэтому приведем сразу агрегированное представление решения ОМММ27:

(Решение2020.xls, лист «ПрТ»)

Таблица 4

Прирост объемов производства продукции (в млн.pуб) (агрегированное представление)

2020 год

Тяжелая промышленность

Химико-лесной комплекс

Машиностроение

Прочие

Строительство

Транспорт и связь

Услуги

Центральный ФО

1246834

2207456

7128562

1639167

737294

2463358

Северо-Западный ФО

382684

384093

968520

2032977

904985

424644

988463

Южный ФО

426952

89572

430544

1866590

742800

377104

889523

Приволжский ФО

1386929

369374

2685731

2387012

1642136

521420

1473878

Уральский ФО без Тюменской области

219698

30078

676437

868575

327880

138955

407068

Тюменская область

159819

20097

150957

622376

817599

122922

365044

Сибирский ФО

903372

128038

634685

1893658

1250215

372443

1156204

Дальне-восточный ФО

171736

39527

237030

792279

621291

234497

597800

В целом по России

4898024

1346591

7991361

17592029

7946072

2929279

8341338


На этом мы заканчиваем описание тех значений максимизируемой части конечного потребления, объемов производства продукции и прироста производства, на которые в дальнейшем будем опираться при оценке исходных решений моделей меньшей размерности, и, далее, согласованных решений полученных в результате итерационных расчетов.

.1.2 Решения агрегированной и детализированных моделей

Схема обмена информацией (предполагающее использование значений прироста объемов производства продукции при агрегировании ряда параметров для их представления в номенклатуре 7-отраслевой модели) и само построение итеративного алгоритма, описанное в главе 2, на каждом шаге требует наличие данных решений по каждой задействованной модели. На первой итерации в качестве этих данных мы будем использовать данные решений центральной 7-отраслевой модели и детализированных моделей как задач линейного программирования, полученных после агрегирования исходной 27-отраслевой модели.

В данном параграфе приведены значения функционалов этих задач (в таблицах «Объем и динамика максимизируемой части конечного потребления») как основного параметра, позволяющего судить об адекватности полученного решения:

Таблица 5 Объем и динамика максимизируемой части конечного потребления,

Агрегированная модель

В целом за периоды (млн. руб.)

2005 (оценка)

2020

Центральный ФО

5 246 204

10 879 790

Северо-Западный ФО

1 362 804

3 406 564

Южный ФО

1 522 322

4 020 676

Приволжский ФО

2 309 752

6 243 406

Уральский ФО без Тюменской области

765 327

1 923 832

Тюменская область

500 406

1 271 702

Сибирский ФО

1 618 732

4 380 966

Дальневосточный ФО

717 209

1 870 598

В целом по России

14 042 756

33 997 534

Таблица 6 Объем и динамика максимизируемой части конечного потребления,

Услуги (10 отраслей)

В целом за периоды (млн.руб)

2005 (оценка)

2020

Центральный ФО

5 246 204

12 937 253

Северо-Западный ФО

1 362 804

3 903 837

Южный ФО

1 522 322

4 295 714

Приволжский ФО

2 309 752

6 004 342

Уральский ФО без Тюменской области

765 327

2 193 927

Тюменская область

500 406

1 059 387

Сибирский ФО

1 618 732

4 493 302

Дальневосточный ФО

717 209

1 497 730

В целом по России

14 042 756

36 907 235


Таблица 7Объем и динамика максимизируемой части конечного потребления,

Химико-Лесной комплекс (10 отраслей)

В целом за периоды (млн.руб)

2005 (оценка)

2020

Центральный ФО

5 246 204

11 994 683

Северо-Западный ФО

1 362 804

5 194 396

Южный ФО

1 522 322

5 402 857

Приволжский ФО

2 309 752

6 904 385

Уральский ФО без Тюменской области

765 327

2 573 013

Тюменская область

500 406

1 789 834

Сибирский ФО

1 618 732

4 931 598

Дальневосточный ФО

717 209

2 134 903

В целом по России

14 042 756

40 250 348


Таблица 8 Объем и динамика максимизируемой части конечного потребления,

Прочие (13 отраслей)

В целом за периоды (млн.руб)

2005 (оценка)

2020

Центральный ФО

5 246 204

11 923 701

Северо-Западный ФО

1 362 804

5 830 298

Южный ФО

1 522 322

5 291 847

Приволжский ФО

2 309 752

6 791 187

Уральский ФО без Тюменской области

765 327

2 583 925

Тюменская область

500 406

1 715 396

Сибирский ФО

1 618 732

5 295 629

Дальневосточный ФО

717 209

1 929 718

В целом по России

14 042 756

37 627 703


Таблица 9 Объем и динамика максимизируемой части конечного потребления,

Тяжелая промышленность (15 отраслей)

В целом за периоды (млн.руб)

2005 (оценка)

2020

Центральный ФО

5 246 204

14 827 923

Северо-Западный ФО

1 362 804

4 823 419

Южный ФО

1 522 322

5 925 392

Приволжский ФО

2 309 752

6 985 278

Уральский ФО без Тюменской области

765 327

3 915 720

Тюменская область

500 406

1 805 653

Сибирский ФО

1 618 732

6 703 937

Дальневосточный ФО

717 209

2 935 330

В целом по России

14 042 756

44 180 416


3.2 Итерационные расчеты

Теперь мы можем приступить к проведению экспериментальных расчетов по проверке эффективности предложенного итеративного алгоритма согласования решений межрегиональных межотраслевых комплексов малой размерности, решающих исходную задачу оптимизации 27-отраслевой модели.

Напомним основные задачи, которые стояли перед нами:

Ø  Уметь получать решение задачи большой размерности, заменив ее комплексом задач меньшей размерности с детализированным представлением отдельных отраслей. При этом необходимо, чтобы в наборе моделей малой размерности была сохранена вся номенклатура отраслей большой размерности.

Эта задача была нами успешно решена - был построен двухуровневая иерархическая система, центральным комплексом которой является агрегированная 7-отраслевая модель, а на нижнем уровне находятся четыре специализированные системы с детализированным представлением какого-либо отраслевого комплекса. Как самостоятельные задачи, каждая из этих моделей давала оптимальное решение, но, как видно из таблиц, представленных в пункте 3.1.2., эти решения сильно расходились между собой. В связи с этим возникла следующая задача:

Ø  Построить алгоритм, позволяющий согласовывать решения агрегированной модели верхнего уровня и моделей с детализированным представлением отдельных отраслевых комплексов, и получить, таким образом, «корректное» решение, в том смысле, что решения задач оптимизации отдельных отраслевых комплексов, решаемые детализированными системами, будучи одновременно согласованы с решением агрегированной модели, в сумме дают решение задачи оптимизации в терминах исходной 27-отраслевой модели.

Для достижения поставленной цели был построен алгоритм итеративного агрегирования, совмещающий в себе элементы вертикального и горизонтального согласования моделей систем, подробно описанный в параграфе 2.3. По этому алгоритму была проведена серия экспериментальных расчетов, включающая как решение самих систем ОМММ, так и запуск программ агрегирования на указанных ранее этапах алгоритма.

Результаты этих расчетов представлены ниже в виде таблиц значений функционалов, модуля разности значений функционала на последовательных итерациях, а также подробного представления значений прироста производства продукции.

Таблица 10. Итерационные расчеты по двухуровневому комплексу моделей.

Z→max

AGR7

AGR10усл

AGR10х-л

AGR13прч

AGR15тяж

Исходные значения

33 997 534

36 907 235

40 250 348

37 627 703

44 180 416

1 итерация

34 207 671

33 273 112

35 001 675

35 455 129

35 284 938

2 итерация

34 281 338

34 010 846

34 594 741

34 813 861

34 479 815

3 итерация

34 286 365

34 022 628

34 591 720

34 798 167

34 470 685


Далее представлена таблица модуля разности значений функционала на двух последовательных итерациях, т.е. функции:


Таблица 11 Итерационные расчеты по двухуровневому комплексу моделей.

AGR7

AGR10усл

AGR10х-л

AGR13прч

AGR15тяж

1 итерация

210 137

3 634 123

5 248 673

2 172 574

8 895 478

2 итерация

73 667

737 734

406 934

641 268

805 123

3 итерация

5 027

11 782

3 021

15 694

9 130


Таким образом, для достижения требуемой точности потребовалось всего 3 итерации, что, как отмечалось ранее, является показателем эффективности предложенного метода согласования.

Представим теперь значения объемов прироста продукции по каждой из моделей, полученных на последней итерации:

Таблица 12. Прирост объемов производства продукции (в млн.pуб)

Агрегированная модель

2020 год

Тяжелая промышленность

Химико-лесной комплекс

Машиностроение

Прочие

Строительство

Транспорт и связь

Услуги

Центральный ФО

751782

200529

1937037

7790262

1538971

808091

2417428

Северо-Западный ФО

782645

214583

968520

1954372

990789

462464

992623

Южный ФО

361079

71720

430544

709276

562973

353738

877556

Приволжский ФО

717514

447106

2685731

2583789

1423720

569057

1455329

Уральский ФО без Тюменской области

1051727

33292

676437

676832

469098

415769

Тюменская область

228713

19704

150957

622376

865260

134124

365314

Сибирский ФО

700366

309233

634685

2102226

1250215

344732

1148634

Дальне-восточный ФО

222763

18892

237030

792279

632009

227710

595275

В целом по России

4816589

1315059

7720942

17231412

7733032

3088089

8267928


Таблица 13. Прирост объемов производства продукции (в млн.pуб)

Услуги (Агрегированное представление)

2020 год

Тяжелая промышленность

Химико-лесной комплекс

Машиностроение

Прочие

Строительство

Транспорт и связь

Услуги

Центральный ФО

765936

133686

1914795

7081967

1511472

810439

3114379

Северо-Западный ФО

526597

268303

968520

1606542

917140

501262

1215835

Южный ФО

361303

47229

430544

1636444

694012

417802

1094905

Приволжский ФО

543344

352464

2196986

2418578

1337019

647080

1764907

Уральский ФО без Тюменской области

692632

22195

519549

623618

457779

312370

507515

Тюменская область

280065

13136

87816

454460

899088

160110

443700

Сибирский ФО

825130

327736

634685

1742763

486622

127994

48829

Дальне-восточный ФО

311009

12595

215625

613470

640512

263093

737806

В целом по России

4306015

1177342

6968521

16177843

6943644

3240151

8927879


Таблица 14 Прирост объемов производства продукции (в млн.pуб)

Химико-Лесной комплекс (Агрегированное представление)

2020 год

Тяжелая промышленность

Химико-лесной комплекс

Машиностроение

Прочие

Строительство

Транспорт и связь

Услуги

Центральный ФО

1090004

167107

1438307

7356007

1657903

768138

2870268

Северо-Западный ФО

382684

177758

968520

1877073

959267

430669

1131859

Южный ФО

426952

63252

430544

1634320

794438

412816

1028330

Приволжский ФО

1340798

473113

2685731

1143266

1828972

633286

2040105

Уральский ФО без Тюменской области

136662

30623

676437

791393

435520

284748

473859

Тюменская область

159819

16420

150957

585960

842602

129888

420308

Сибирский ФО

903372

273114

634685

2102226

539227

146871

38293

Дальне-восточный ФО

171736

15743

237030

699031

693208

255842

688593

В целом по России

4612027

1217129

7222212

16189275

7751136

3062257

8691615


Таблица 15. Прирост объемов производства продукции (в млн.pуб)

Прочие (Агрегированное представление)

2020 год

Тяжелая промышленность

Химико-лесной комплекс

Машиностроение

Прочие

Строительство

Транспорт и связь

Услуги

Центральный ФО

765936

133686

988219

7817966

660878

334549

2455983

Северо-Западный ФО

526597

190816

436111

1903878

1800375

237571

962357

Южный ФО

240869

59673

187232

1866153

312385

216055

869710

Приволжский ФО

467864

352464

1416723

2867878

718451

313767

1419578

Уральский ФО без Тюменской области

1038947

22195

314851

937411

454411

180425

400877

Тюменская область

280065

13136

67092

378717

750431

65432

349311

Сибирский ФО

825130

218491

343663

1964507

352226

115719

58980

Дальне-восточный ФО

171736

18892

89198

709929

320369

116797

581742

В целом по России

4317143

1009352

3843088

17410946

5369526

1580314

7098538


Таблица 16. Прирост объемов производства продукции (в млн.pуб)

Тяжелая промышленность (Агрегированное представление)

2020 год

Тяжелая промышленность

Химико-лесной комплекс

Машиностроение

Прочие

Строительство

Транспорт и связь

Услуги

Центральный ФО

623175

200529

2405829

7555208

1505273

672981

2480593

Северо-Западный ФО

547392

214583

968520

2032977

892939

360721

1001226

Южный ФО

298780

71720

430544

1751216

656120

336503

897157

Приволжский ФО

500536

575310

2685731

2559468

1404475

518809

1482062

Уральский ФО без Тюменской области

775853

33292

676437

693114

466961

217511

422269

Тюменская область

350072

19704

150957

518864

933724

132472

376489

Сибирский ФО

1028776

218736

343663

1589012

1250215

379038

1162228

Дальне-восточный ФО

384447

18892

183192

792279

229150

613632

В целом по России

4609031

1352765

7844874

17492138

7802855

2847185

8435657


Из приведенных таблиц, сравнив результаты прироста объемов производства продукции по отдельным отраслям в агрегированной модели и в агрегированном представлении отраслевых комплексов детализированных моделей, можно сделать вывод о хорошей согласованности также и этого показателя, что подтверждает правильность выбора «завышенных» требований к параметру остановки итерационного процесса.

Для параметра  модуля разницы значений прироста объемов производства в специализированных и агрегированной моделях (которая, впрочем, оказалась положительной во всех четырех случаях), хорошим считался разброс в пределах 10%, и как, видно из следующей таблицы, данный результат был достигнут:

ФНП, млн.руб.

Агрегированная модель

Специализированная модель

∆, млн. руб.

(∆/ZA )х100%

Услуги

8267928

8927879

659951

7.982

Химико-лесной комплекс

1217129

1315059

97930

8.045

Прочие

17231412

17410946

179534

1.041

Тяжелая промышленность

4609031

4816589

207558

4.503


Следующий график наглядно показывает поведение функционалов моделей в процессе итерационных расчетов:


Быстрая сходимость являлась необходимым условием при оценке эффективности предложенного алгоритма, поэтому полученные результаты свидетельствуют об его высокой практической ценности и применимости к данному типу оптимизационных задач.

Заключение

1.      Для анализа прогноза требуется детализированное представление отраслевых комплексов в народнохозяйственной модели. Такое представление отраслевых систем позволяет учитывать специфические условия их функционирования.

.        Реализация единой детализированной модели затруднена не только из-за ее размерности, но и из-за того, что отдельные блоки предполагают привлечение разных специалистов.

.        Представленная схема разбиения общей задачи на комплекс «детализированных отраслевых» является конструктивным подходом для решения этой проблемы.

.        Схема согласования, предложенная и апробированная в данной работе, основанная на «естественной» передаче информации через агрегированную модель верхнего уровня, является вполне адекватным инструментом получения детализированного согласованного решения.

.        Построенный алгоритм согласования решений, сочетающий в себе элементы вертикального и горизонтального согласования моделей систем, показал свою высокую эффективность для данного класса задач, удовлетворив требованию получить решение за малое число итераций.

.        Решения детализированных комплексов, полученные на последней итерации, как и ожидалось, оказались согласованы также по целому ряду основных показателей, не требуя при этом наложения каких-либо дополнительных условий, что лишний раз свидетельствует об эффективности предложенного алгоритма.

Список литературы

1.       Албегов М.И. Проблемы оптимизации территориального планирования.// «Экономика и математические методы», 1975.

2.      Блам Ю.Ш., Машкина Л.В., Ибрагимов Н.М. курс "Прикладной экономический анализ", Ч.2 // Системная оптимизация

.        Блам Ю.Ш. Структурное проектирование и реализация программно-модельных комплексов. / Отв. ред. Г.М. Мкртчян. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2002. 111 с.

.        Блам Ю.Ш., Машкина Л.В. Структурный подход к формированию модельно-программных комплексов // Исследования многорегиональных экономических систем: опыт применения оптимизационных межрегиональных межотраслевых систем / Под ред. В.И. Суслова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010.

.        Гранберг А.Г., Суслов В.И., Суспицын С.А.. Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование. - Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2010. - 371 с.

.        Гузнер С.С. Проблемы использования оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели в отраслевой оптимизации. // [сб. ст.] «Комплексное планирование отраслевых систем», 1982 г.

.        Ершов Ю.С., Ибрагимов Н.М., Мельникова Л.В. Современные постановки прикладных межрегиональных моделей. // Исследования многорегиональных экономических систем: опыт применения оптимизационных межрегиональных межотраслевых систем / Под ред. В.И. Суслова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010.

.        Отчет по прикладному экономическому исследованию «Моделирование пространственного развития экономики России до 2015 года» - М.: 2005

.        Промышленность России. 2010: Стат.сб. / Росстат.-М., 2011.

Похожие работы на - Системное моделирование народно-хозяйственных пропорций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!