в существовании разделения труда как внутри племени, так и между племенами;
Теория функционализма
Одним из первых ученых, давших научное объяснение неравенства, был французский социолог Э.Дюркгейм (1858-1917). В своей работе "О разделении общественного труда" (1893) он приходит к выводу, что в каждом обществе одним видам деятельности отдается большее предпочтение, чем другим. Исходя из этого все функции общества - семья, религия, закон, труд и т.д. располагаются в иерархическом порядке в соответствии с тем, насколько они высоко ценятся. Так на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих.
Далее Дюркгейм считает, что поскольку все люди в разной степени талантливы (одни в большей, другие в меньшей),то в процветающем обществе наиболее важные функции должны поручаться самым талантливым и их заслуги должны соответствующим образом вознаграждаться.[4]
Концепцию Э.Дюркгейма в 40-е годы нашего столетия продолжили американские социологи К.Дэвис и У.Мур.
Согласно их теории, перед каждым обществом стоит проблема размещения и мотивации индивидов в социальной структуре. Социальный порядок вобществе будет обеспечен при распределении индивидов по социальным статусам (в соответствии с их максимальным вкладом н достижение целей общества)и стимулироватьих к выполнению социальных ролей, соответствующих данным статусам. Общество может двумя способами симулировать индивидов для наилучшего исполнения ими социальных ролей. Так, конкурентная система мобилизует индивидов в отношении достижения наиболее привлекательного статуса, а неконкурентная система делает ставку на мотивацию исполнения должностных обязанностей.[5]
Несмотря на разные акцепты, оба типа мотивации применяются н системах.
Далее отмечается, что каждое общество должно иметь определенный тип вознаграждения, во-первых, для побуждения успешного выполнения индивидами своих ролей, во-вторых, для поддержания системы неравного распределения в соответствии с занимаемыми статусами.
Общество имеет в своих руках вознаграждения различных видов, которые могут:
а) обеспечитьлюдям средства к существованию и комфорт,
б) удовлетворять различные их склонности и развлечения,
в) поддерживать в них чувство собственного достоинства и давать возможность самовыражения.
Почему же в обществе возникает и поддерживается система неравенства в вознаграждении?
По мнению К. Дэвиса и У Мура, во всех обществах существуют такие виды деятельности, которые представляют собой наибольшую важность и требуют больших способностей и таланта. К ним относятся: религия, управление, технология.
Религиозные деятели символизируют высшие ценности и цели общества. Они создают моральный кодекс, которому люди следуют на протяжении всей своей жизни. Поскольку эта функция очень важна, то и труд религиозных лидеров пользуется признанием и уважением, хотя и не всегда высоко вознаграждается.
Кроме религиозной деятельности, во все времена и у всех народов ценится статус управляющих и политических деятелей. В их руках концентрируется политическая власть, благодаря которой они становятся обладателями большего богатства, по сравнению с остальными.
Наконец, в сложных обществах высоко ценится труд специалистов-техников, обладающих глубокими знаниями н способствующих продвижению научно-технического прогресса. Поскольку этот вид деятельности требует длительной и тщательной подготовки, то их труд должен оплачиваться выше, по сравнению с другими.
Также К.Дэвис и У.Мур отмечают, что в каждом обществе есть виды деятельности менее привлекательные, опасные для здоровья, связанные с риском и т.п. В утих случаях для заполнении статусов общество прибегает к дополнительный способам вознаграждения (за вредность, за суровые климатические условия, за работу в ночное время). Эго труд шахтеров, физиков-ядерщиков, геологов, военных.
К.Дэвис и У.Мур приходят к выводу, что неравенство в вознаграждении и статусное распределение в обществе основаны на функциональной значимости данного статуса, требованиях к исполнению роли и трудности заполнения данного статуса, функционально необходимого для общества.
Таким образомпредставители теории функционализма рассматривают неравенство как естественный способ обеспечения выживания общества, видя причину социального неравенства в разделении функций в обществе. Многие современные исследователи находили в этой теории ряд существенных недостатков, а именно: субъективный подход. На самом деле, почему та или иная функция рассматривается как более важная, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия?
Другим недостатком считается игнорирование фактора власти, который играет существенную роль в распределении вознаграждения в обществах. Несмотря на ряд недостатков, данная теория в настоящее время является самой разработанной и теоретически обоснованной.
Теория конфликта
Классическим представителем конфликтологического подхода к социальной структуре являетсяК.Маркс (1818-1883).
В марксистской социологии главным элементом социальной структуры считаются классы. О существовании классов было известно задолго доК.Маркса. Однако в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса учение о классах получало наибольшее развитие. Возникновение классов они объяснили экономическими причинами - общественным разделением труда и обладанием собственностью. Процесс появления классом в марксизме объясняется следующим образом.
В первобытном обществе, где отсутствует имущественное неравенство, между его членами имеются несущественные различия по физической силе, выносливости, уму, возрасту, наличию авторитета и т.п. Каждое племя выбирает себе вождя из числа наиболее авторитетных и уважаемых соплеменников. Первоначально вождь племени на равных со всеми участвует в поисках пищи, строительстве жилья, в военных действиях с врагами. В результате удачной охоты, победы в войне и т.п. в племени появляются излишки продуктов, одежды и других ресурсов, которые присваиваются вождями племени в силу своего особого положения.
Впоследствии вожди племен перестаю! участвовать в поисках пищи и в других совыесгных мероприятиях, но при этом присвоение ими результатов груда своих сородичей превращается в закон Так появляется частная собственность и как следствие - классы. Обладание собственностью давало право родовой знати эксплуатировать свою: обнищавших соплеменников.
Таким образом* по Марксу процесс клаесообразовання шел двумя путями:
а) путем выделения родовой знати и превращением ее в эксплуататоров,.
б) за счет обнищавшие соплеменников, а также путем обращения в рабство военнопленных.
По критерию наличия или отсутствия собственности общество делилось на два противоположных полюса, класс собственников (рабовладельцы.феодалы, капиталисты) и кпаос, лишенный собственности на средства производства (рабы, про.1.1! Щ.1.Ц) или имеющий весьма ограниченные права на собственность (крестьяне). А такие социальные группы и слои, как городская мелкая буржуазия, государственные служащие» чиновники, интеллигенция не брались во внимание, и считалось, что по мере развития капитализма они сольются с одним из двух основных классов.
По К.Марксу наличие собственности дает право их владельцу эксплуатировать, т.е. присваивать себе результаты труда другого класса, лишенного собственности. При феодализме - феодалы угнетают крепостных, при капитализме - буржуазия эксплуатирует пролетариат. Так, при капитализме владелец собственности покупает труд рабочих. Рабочие производят продукт, которой превращается в товар. После продажи товара собственник получает прибыль -прибавочную стоимость Маркс надеялся, что рабочие в конечном итоге поймут, что созданная их руками прибавочная стоимость поступает в карманы владельцев средств, т.е. осознают факт эксплуатации. К.Маркс предсказывал, что по мере развития капитализма будет нарастать напряженность между двумя противоположными классами из-за концентрации богатства в руках немногих и массового обнищании пролетариата. Это приведет к классовому конфликту между буржуазией и пролетариатом, который завершится социалистической революцией.
И хотя многие прогнозы Маркса не подтвердились, обоснование экономических причин социальною неравенства по-прежнему является достижением его теории.
Теория М.Вебера
Макс Вебер (1864-1920) - выдающийся немецкий социолог, один из классиков мировой социологии.
Вебер высоко ценил методологию К.Маркса, признавал важность экономических причин социального неравенства и так же, как и К.Маркс, в обладании собственностью видел одну из причин социального расслоения.
Итак, первый компонент имущественного неравенства по Веберу - это богатство, порождающее социальное расслоение.Богатство - это накопленные доходы. В зависимости ш размера дохода население делится на богатых, занимающих верхнюю ступеньку, зажиточных - среднюю, бедных - низшую ступеньку иерархической лестницы.
Доход - это сумма денег, полученная индивидом или семьей за определенный период времени (месяц, год) в виде зарплаты, пенсий, пособий, гонораров и т.п. Основной источник дохода - человеческий капитал. Это - знания и навыки, которые люди приобретают посредством образованы, профессиональной подготовки и практического опыта. Доход получают работающие, а также пенсионеры и безработные. Доходы дают средства к существованию, но сени они очень высоки, то их владельцы могут накапливать, превращая их в богатство. Таким образом, богатство - это нечто большее, чем доход. Владельцы богатства считаются собственниками.
Богатства передаётся по наследству - как работающим, так и неработающим членам семьи. Наличие богатства позволяет его владельцам не работать.
Престиж - это уважение, который пользуется в обществе та или иная профессия, должность, род занятия. Престижность профессии зависит от особенностей социальной системы. В примитивных обществах самый высокий статус имеют воины и целители; в сложных обществах - инженеры и врачи.
Вебер вводит понятие «статусных групп».[5] В отличие от классов, выделяемых по экономическому признаку, статусная группа идентифицируется с точки зрения положительной или отрицательной социальной оценки репутации. Для статусных групп характерны специфический стиль жизни, манера общения, стиль одежды. Они употребляют особые блюда, пьют одинаковые напитки, запрещенные дляостальные и приглашают на вечеринки только людей своего «общества».
Богатство может служить основой для приобретения престижа в обществе, но нередки случаи, когда престиж может совершенно не зависеть от богатства. Например, профессии врача, доцента вуза у нас считаются престижными, хотя и не относятся к высокооплачиваемым, А вот наркоторговец богат, но его социальный престиж минимален.
Наряду с богатством и престижем Вебер в качестве основания неравенства называет власть.
Под властью он понимает «возможность одного человека или группы людей реализовать свою волю в совместном действии даже вопреки сопротивлению других людей, участвующих в данном действии». В простых обществах власть анонимна, т.е. основана на уважении и авторитете вождя; в сложных обществах власть институализирована, т.е. охраняется законами и традицией. Различают политическую, экономическую, религиозную впасть. Носители власти образуют элиту общества, они окружены привилегиями и имеют широкий доступ к социальным благам. Они определяют внутреннюю и внешнюю политику государства в выгодных для себя условиях.
Таким образом, Вебер выдвигает три компонента социального неравенства: богатство, престиж, власть. Все три названных компонента он считал взаимосвязанными, но все же в существенных отношениях независимыми.
Мы рассмотрели теории трех классиков мировой социологии: Э.Дюркгейма, К.Маркса и М.Вебера на причины социального неравенства. Несмотря на различия в подходах, есть основание полагать, что теории эти не являются взаимоисключающими, что в любом обществе система социального расслоения может складываться в результате сочетания различных компонентов, среди которых главными являются богатство, власть, престиж.
В дальнейшем социологи предлагали другие критерии стратификации, например, уровень образования.
В 30-40- е годы американский социолог У.Л.Уорнерпредложил определял, стратификационнуюструктуру на основе принципа самоидентификации, т.е. индивиды должны были сами отнести себя к тем или иным слоям.
Таким образом, стратификационная картина общества многоплановаа, отсюда и многомерность ее кричсрнсв Из всех нред-1а1аемых оснований социальною неравенства наиболее важными в ссареиенном обществе признаны:
Уровень богатства и дохода;
. Уровень социального престижа,
. Уровень обладания политической властью
.Уровень образования
Значимость каждого из них будет определиться культурными приоритетами конкретного общества.
Отношение индивида к социальному неравенству
До сих пор проблема стратификации рассматривалась с точки зрения ее места и роли в жизни общества. Теперь посмотрим на эту проблему с другой стороны, а именно: как члены общества относятся к социальному неравенству» к какое место стратификация занимает в их жизни.
Опыт истории свидетельствует, что люди остро реагируют на социальное неравенство, имеют свое мнение на существующую иерархическую структуру, достаточно определенно называют свое место в ней, и очень часто считают его несправедливый. Но поскольку каждое общество имеет отлаженную систему механизмов защиты социальной иерархии, в большинстве своем люди мирятся с существующим неравенством, принимая его логику и принципы. Тем не менее время от времени в истории любого общества отмечаются всплески борьбы за социальную справедливость и равенство, за перераспределение доходов. Особенно это проявляется в периоды экономических кризисов, когда недавно благополучный социальный слой утрачивает привычный уровень потребления и опускается на "социальное дно".
Говоря о равенстве, следует уточнить, какой именно смысл вкладывается в это понятие, т.к термин "равенство" имеет несколько интерпретаций, а именно.
а) личное равенство;
б) равенство стартовых возможностей;
в) равенство результатов.
Также формально вое люди равны перед Законом
Суть второго понимания равенства - равенства стартовых возможностей наиболее точно раскрывается в лозунге времен Французской революции: "Таланта» все пути открыты!" Этот лозунг был подхвачен Распространившейся в XIX веке идеологией либерализма,и система равенства стартовых возможностей стала отождествляться со свободно-рыночным капитализмом.
Заключение
Рассмотрев тему социальная стратификации можно сделать вывод о том, что теория, получившая своё становление в ХХ веке, в наше время время приобретает всё большую актуальность, так как общество динамически развивается, и с его развитием всё больше появляется необходимость самоидентификации человека.
Изучив понятие социальной стратификации можно сделать следующие выводы:
)Исходным пунктом в понятии стратификации выступает социальное неравенство.
)Доход, власть, престиж и образование определяют социально-экономический статус индивида.
Список использованной литературы
.Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996. С.152
.Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. М., 1994 С.274.
.Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность// Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.305.
.Дюркмейм Э.О разделении общественного труда. Метод социологии. Л-М., 1991
.Дэвис К., Мур У. Некоторые принципы стратификации// Кравченко А.И.
.Социология: хрестоматия для студентов вузов//Екатеринбург, 1998. С.247.