Социальная работа с детьми 'группы риска' в государственных учреждениях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,09 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная работа с детьми 'группы риска' в государственных учреждениях

1. Научные подходы к работе с детьми «группы риска

1.1 Социальное обслуживание и защита семьи и детства

Переход России к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоёв населения, потребовал создания и развития нового социального института - социальной защиты населения.

Развитие системы социального обслуживания различных категорий населения как самостоятельного направления социальной защиты было обусловлено возрастающей потребностью в предоставлении различного рода социальных услуг, помощи и поддержки. Кризис экономики переходного периода обострил общественные противоречия и способствовал появлению новых категорий граждан, нуждающихся в социальных услугах, что, в свою очередь, повлияло на развитие новых типов учреждений социального обслуживания и социальных технологий работы с различными категориями граждан. В системе социального обслуживания населения произошла существенная модернизация в целях удовлетворения потребности общества в социальной поддержке, особенно семьи и детей, как самостоятельных объектов социальной политики РФ.

Социальное обслуживание - это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуги материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Система социального обслуживания призвана создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями, способствовать решению возникающих у них социальных проблем, восстанавливать их способность к самообеспечению и самообслуживанию.

Понятие «социальное обслуживание» населения в одних научных работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других - как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условии сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, как принципиально важный сектор социальной сферы.

Анализируя процесс становления социальной профессии, науки и практики, ее теоретики говорят, что в современных условиях социальное обслуживание выступает в большей степени в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.

По мере быстрого формирования команд квалифицированных социальных работников и других специалистов в сфере социальной педагогики, социальной работы и психологии и создания и усовершенствования сети территориальных социальных служб возможность реализации социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и заметной.

Реформы последних лет в политической и экономической жизни: пересмотр законодательных положений, реорганизация государственного управления, изменения в социокультурной сфере и общественном сознании, затронули и сферу семейной жизни россиян. Нужно констатировать, что на сегодняшний день одна из базовых платформ государства - социальный институт семьи - находится в эпицентре системного кризиса, а дети - являются наименее защищённой категорией населения. И дело не только в несовершенстве современной законодательной базы, но и в проблемах правового образования и правоприменения на местах.

Тенденции, обнаружившие себя к началу 90-х гг. 20 века, такие как: рост числа беспризорников, обострение вопроса социального сиротства, увеличение количества неблагополучных семей, семей с детьми-инвалидами, рост преступности среди несовершеннолетних - выявили потребности общества в усовершенствовании социального обслуживания незащищённых категорий населения, в первую очередь детей группы риска. Появилась необходимость в институционализации государственной социальной политики в отношении семьи и детства в контексте произошедших изменений.

Институционализация - 1) выработка норм права в какой-либо области общественных отношений(институтов), тех или иных форм общественного устройства; 2) учреждение социальных институтов; 3) процесс превращения какого-либо явления или движения в организованное учреждение(институт). Процессы институционализации социальной политики в последние два десятилетия носили сложный и противоречивый характер. В условиях ускоренного перехода к рыночной экономике, роста дефицита материальных и административных ресурсов государство во многом утратило свою главенствующую роль в урегулировании социальных процессов, что привело к резкому нарушению не только принципа социальной справедливости, но и принципа равных возможностей.

Существуют следующие предпосылки процесса институционализации:

1.возникновение общественных потребностей в новых типах социальной деятельности.

2.развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм.

.интернализация индивидами новых норм и ценностей.

В сфере сказанного процессы институционализации государственной политики и развития социального обслуживания населения можно трактовать как процесс образования, закрепления и признания основными политическими акторами политических норм, процедур, ценностей и эталонов политического поведения, а так же способов контроля со стороны государства за их соблюдением. Институционализация есть одно из важнейших условий политической и социальной стабильности российского общества.

Итак, рассмотрим процесс институционализации государственной социальной политики в отношении семьи и детства, акцентируя внимание на проблему детей «группы риска».

Для снижения негативных последствий перехода на рыночную экономику на фоне кризисной демографической ситуации государство было вынуждено стихийно начать корректировать социальную политику, направленную на защиту семьи и детства. В этот период изменился статус Российской Федерации в связи с её интеграцией в систему Организации Объединённых Наций. Став правопреемницей СССР, Российская Федерация взяла на себя обязательства по выполнению международного законодательства о правах ребёнка, в рамках принятого мировым сообществом пакта документов. Потребность в придании правам детей более высокого юридического статуса проявилась в принятии Конвенции о правах ребёнка (20 ноября 1989 г.) 13 июня 1990 г. Конвенция о правах ребёнка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу. Именно этим актом наша страна заявила о желании интегрироваться в систему ООН по соблюдению положений и принципов Конвенции и в случаях их невыполнения нести ответственность перед международным сообществом.

В поддержку Конвенции в 1990 г. в Нью-Йорке состоялась Всемирная встреча, где были приняты Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы и План действий по осуществлению этой декларации. Россия подписала настоящую декларацию 31 января 1992 г. Государства-участники провозгласили, что благополучие детей требует принятия мер политического характера на самом высоком уровне и обязались придавать первостепенное значение правам детей, их выживанию, защите и развитию. Принятие Декларации и Плана действий по её осуществлению - это не только совместное обязательство, но и документ, свидетельствующий о создании нового нравственного критерия в мировом сообществе.

Теперь России предстояло принять меры в первую очередь законодательного характера, в целях исполнения принятых на себя обязательств. Рассмотрение принятых законодательных актов будут приведены в исторической последовательности.

Основным стал Указ Президента РФ от 01.06.1992 г. №543 «О первоочерёдных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», в котором проблема выживания, защиты и развития детей была признана приоритетной. Правительству Российской Федерации, федеральным и региональным органам исполнительной власти было поручено обеспечить решение поставленных приоритетных задач, осуществить финансирование целевых мероприятий по проблемам детства, разработать неотложные меры, направленные на улучшение положения детства в Российской федерации. В первую очередь предлагалось доработать в соответствии с Планом действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы Федеральную программу «Дети России», включив в неё целевые программы «Индустрия детского питания», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», и утвердить эту федеральную программу к 01.10.1992. В частности, было предложено разработать и утвердить научно-обоснованный перечень обязательных бесплатных социальных услуг женщинам и детям, а так же разработать проекты нормативных актов о государственной системе социальной помощи семье и детям.

В связи с кризисным положением семьи, детей и молодёжи и резким усилением негативных тенденций в социальной сфере целью государственной социальной политики стало обеспечение необходимых условий для реализации семьёй её экономической, воспроизводящей, воспитательной и культурно-психологической функции, повышение уровня и улучшение качества жизни семьёй. К числу важнейших мер социального обслуживания были отнесены следующие:

А) В области поддержки семьи:

§Развитие новых социальных технологий поддержки семьи: сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодёжи, расширение перечня оказываемых социальных услуг, в том числе консультативных, психотерапевтических, по определению неблагополучия, выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;

Б) В области улучшения положения женщин:

§Формирование системы государственных мер по предотвращению насилия в отношении женщин, социальной реабилитации пострадавших от жестокого обращения и насилия;

В) В области улучшения положения детей:

§Безусловная реализация и укрепление государственных социальных гарантий жизнеобеспечения детей, направленных, в первую очередь, на бесплатную и всестороннюю медицинскую помощь, охрану здоровья, социальную поддержку и защиту, на бесплатное образование, а так же на общедоступное дополнительное образование;

§Создание дополнительных гарантий по социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе детей, ставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей жертв военных конфликты, экологических и техногенных катастроф, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей Севера и приравненных к нему территорий и других);

§Создание эффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, системы социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социально дезадаптированных детей, детей с ограниченными возможностями.

§Защита прав несовершеннолетних оформилась как самостоятельное приоритетное направление государственной семейной политики. Объективная необходимость закрепления конституционных гарантий защиты прав несовершеннолетних в национальном законодательстве предопределила принятие трёх значимых федеральных законов регулирующих общественные отношения в сфере реализации прав и законных интересов несовершеннолетних. Семейный кодекс РФ, введённый в действие с 1 марта 1996 г., выделил ребёнка как самостоятельного субъекта права и установил режим защиты его прав.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был принять в целях поддержания и защиты прав и законных интересов наиболее уязвимой категории несовершеннолетних. Он регулировал отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные гарантии прав и законных интересов ребёнка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка были установлены федеральным законом №124 от 24.07.1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями в редакции от 21.12.2004 г.) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

В целях предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявления и пересечения случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий был принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних». Закон в соответствие с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права установил основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

В данной работе уже говорилось о том, что государство является безусловным гарантом обеспечения прав и интересов ребёнка и должно своевременно принимать адекватные меры по защите и обеспечению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в случаях когда родители в силу жизненных обстоятельств или по иным причинам не в состоянии справиться со своими обязанностями в отношении детей, либо уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей.

Оказание социально-правовой защиты законных прав и интересов семьи и ребёнка возложено на ряд органов и учреждений различных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной и муниципальной.

Законодательная власть. В компетенцию законодательной власти входит принятие законов и иных нормативно-правовых актов в социальной сфере. Законодательная власть осуществляется через Законодательное собрание Санкт-Петербурга, в состав которого входят 50 депутатов. Депутаты и их помощники проводят непосредственный приём граждан и способны принимать действенные практические и законодательные меры по разрешению социальных проблем. Поэтому крайне важны технологии информационного взаимодействия между депутатским корпусом и социальными службами по вопросам социальной защиты населения.

Судебная власть. Наиболее сложные случаи защиты прав и законных интересов ребёнка, такие, как лишение и ограничение родительских прав, решается через систему судебных органов.

Особую роль в системе социальной защиты семьи и детства играет прокуратура. Прокуратура - специальный орган (система органов), который осуществляет надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе. В структуре прокуратуры условно выделены:

§Городская прокуратура

§отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних

§районные прокуратуры

Исполнительная власть. Исполнительная власть представляет собой иерархическую совокупность различных отраслевых и территориальных подразделений органов Администрации Санкт-Петербурга и подведомственных учреждений - «социальных служб», образовательных, лечебно-профилактических учреждений и других подразделений. В настоящее время в системе исполнительной власти и её подведомственной сети сконцентрирован основной объём социальных услуг и форм социально-правовой защиты населения. Межведомственную координацию работы организаций выполняют различные городские комиссии и советы (коллегиальные органы). Комиссия по делам несовершеннолетних при губернаторе осуществляет важную координационную контрольную функцию в отношении государственных и негосударственных организаций, участвующих в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охране их прав. В каждом из 20 районов Санкт-Петербурга действуют районные Комиссии по делам несовершеннолетних, в состав которых входят представители органов управления образованием, ГУВД, здравоохранения, социальных служб, общественных организаций и другие.

Решение проблем детства и контроль за положением категорий детей и семей обеспечивают отраслевые Комитеты исполнительной власти города. Координацию работы этих комитетов осуществляет руководитель органа Администрации, образованного для решения социальных вопросов, который также обеспечивает взаимодействие с Комитетом занятости населения и Миграционной службой Санкт-Петербурга. В настоящее время в Санкт-Петербурге функционируют:

§Комитет по труду и социальной защите населения

§Комитет по делам семьи, детства и молодёжи

§Комитет по образованию;

§Комитет по науке и высшей школе

§Управление социального питания

Территориальные органы Администрации города. В структуре территориальных управлений действую подразделения, обеспечивающие важные функции защиты семьи и детства, среди них:

üУправление социальной защиты населения, включающий в себя отдел детских пособий, материально-бытовую службу, пенсионную службу

üЦентры социального обслуживания населения, которые могут иметь отделение по работе с детьми-инвалидами, отделения срочной социальной помощи, социально-консультативное отделение и другие

üОтделы семьи, детства и молодёжи

üРайонные управления образований

üРайонные комиссии по делам несовершеннолетних

Местное самоуправление. В системе местного самоуправления функционируют специальные подразделения охраны прав и детей. В этих подразделениях обязанности по охране прав детей по месту их жительства возложены на специалистов по охране прав детей, которые решают следующие вопросы:

·выявление и учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

·обследование жилищно-бытовых условий и условий воспитания детей, которым требуется государственная защита

·обеспечение временного устройства детей, оставшихся без попечения родителей и сохранность их имущества

·участие в решении комплекса вопросов по устройству детей в семью - усыновление, опека, устройство в приёмную семью

·участие в исполнении решений судов о передаче и отобрании детей

·рассмотрение споров родителей о воспитании детей

·рассмотрение заявлений и жалоб граждан по вопросам социально-правовой защиты детей.

Таким образом, социальные службы функционируют не только в системе исполнительной власти, но и в системе местного самоуправления (негосударственной власти), также и в общественном секторе, включающем различные общественные организации и объединения.

1.2 Понятие «группы риска»

Понятие «группа риска» первоначально использовались в медицине. В конце 60-х годов XX в. они были перенесены в психологию, переосмыслены и постепенно распространены с анализа патологии на проблемы психического развития ребенка в рамках нормы, например, те или иные трудности в поведении, обучении и формировании личности. В советский период, в контексте приоритета общественных интересов, понятие «группа риска» определяло категорию детей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. В последние годы эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому они сами подвергаются в обществе: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для развития.

Олиференко Л.Я., доктор педагогических наук, в своих работах, посвящённых исследованию методологии работы с детьми группы риска, считает, что само понятие «дети группы риска» имеет различные трактовки и нуждается в уточнении и развитии. Так в своей работе «Социально-педагогическая поддержка детей группы риска» она пишет, что «слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежеланного, что может произойти или не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Речь идёт о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось ещё в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей поведение которых могло представлять определённую опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития».

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

§Медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.)

§Социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков).

§Психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми)

§Педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образцу школьника)

1.3 Дети «группы риска»: терминологический анализ

Итак, в работе были отражены основные подходы к определению «группы риска». Дети группы риска является не менее многозначным понятием, изучаемым с точки зрения разных подходов.

В научной литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд синонимических определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально опасных условиях», «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства». Изучив работы исследователей, можно сделать вывод, что существует два подхода к определению «детей группы риска».

Согласно правовому подходу, понятие «дети группы риска» приравнивается к принятому в законодательстве понятию «детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». В данном случае риск можно понимать как риск таких детей для общества. Беспризорники, безнадзорные, дети сироты и т.д. вследствие невозможности самостоятельно справиться с трудностями жизни, незащищённые государством, потерявшие контакт с обществом, не способны полноценно социализироваться, реализоваться и быть нужными данному обществу. Они нуждаются в государственной помощи и поддержке.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» определил круг детей, нуждающихся в особой заботе и защите со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по причине нахождения их в трудной жизненной ситуации.

Категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

§Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях

§Дети, имеющие недостатки в психическом или в физическом развитии

§Дети-инвалиды

§Дети - жертвы насилия

§Дети, проживающие в малоимущих семьях

§Дети - жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий

§Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

§Дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи

§Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях

§Дети, оставшиеся без попечения родителей

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» внёс уточнения и определил ещё одну категорию детей, нуждающихся в особой защите государства, - дети, находящиеся в социально опасном положении, так как указанная категория может быть включена в понятие «дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельства и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи», установленную Федеральным Законом от 24.07.1998 г. №124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ». Таким образом было расширено понятие одной из категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для лучшего понимания и точного определения детей к определённой категории необходимо разобрать, что именно подразумевается под социально опасным положением.

Говоря о социально опасном положении принято рассматривать два случая:

1)Семья, находящаяся в социально опасном положении

2)Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении

-й случай подразумевает:

. Семья, где родители или законные представители несовершеннолетних:

a)не выполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей

b)отрицательно влияют на поведение детей или жестоко обращаются с ними

. Семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении

-й случай подразумевает:

. Лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке:

a)не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию

b)представляющей опасность для его жизни или здоровья

. Лицо, совершающее правонарушение или антиобщественные действия

Исходя из выше написанного, можно сделать вывод, что социально опасное положение ребёнка так или иначе связано с безнадзорностью или беспризорностью. Необходимо определить эти два немаловажных понятия:

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и / или содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Дети-сироты и социальное сиротство.

На сегодняшний день в официальных документах, в соответствие с Федеральным законом РФ, используются понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»:

§Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

§Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, неспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умерших, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а так же в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке

Но существует огромное количество детей, имеющие «номинальных» родителей и лишённые должной заботы и внимания с их стороны уходят на улицу, образуя армию безнадзорных и беспризорных детей. Таким образом, приблизительное число детей, лишённых реальной родительской заботы и опеки на территории РФ гораздо больше (4 млн). Трудности с определением их числа отчасти зависят от смещения понятий «уличных» и «беспризорных» детей. Понятие «уличные дети» гораздо шире по своему значению и включает в себя различные категории детей, которые можно классифицировать в соответствии с двумя критериями:

1.степень вовлечённости ребёнка в уличную жизнь

2.степень сохранности у детей социальных связей с «нормальными» социальными институтами (семья, школа, детские учреждения)

В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей:

-я группа - дети подростки, у которых продолжительность непрерывного проживания в условиях улицы не менее 6 месяцев

-я группа - дети и подростки, которые пребывают на улице в светлое время суток. Постоянное проживание на улице непродолжительно.

-я группа - старшие подростки и совершеннолетние, у которых продолжительность непрерывного проживания на улице составляет от суток до месяца.

Подобная классификация детей по группам, каждая из которых предполагает свои, особые технологии социальной работы, необходима для эффективной работы с ними. Таким образом создаются типологизации, основывающиеся на различных критериях. Например, для классификации «уличных детей» применяется «индекс благополучия», т.е. степень включённости ребёнка в позитивные развивающиеся среды.

Опираясь на конвенцию о правах ребёнка в рамках этого исследования к категории социальных сирот можно отнести детей, «которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в собственных интересах не могут оставаться в таком окружении».

В России основными законодательными актами, обеспечивающими защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей, являются Семейный кодекс Российской Федерации принятый Государственной думой 8 декабря 1995 г. и включающий раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Указанные законы создают правовую основу системы государственного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. Эта система включает: совокупность норм, гарантирующих соблюдение прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей; совокупность норм, обеспечивающих использование различных форм устройства детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей; специальные организационные структуры.

Существующее законодательство в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка предусматривает различные формы устройства детей, оказавшихся без попечения родителей: усыновление(удочерение); установление опеки или попечительства; передача на воспитание в приёмную семью; передача на воспитание в специальные учреждения для данной категории детей и другие. Законодательство также предусматривает создание особых структур, функцией которых является защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. Это - органы опеки и попечительства, а также воспитательные, лечебные и другие учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей, избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Органы опеки и попечительства являются частью органов местного самоуправления.

Существует и другой подход к определению исследуемой категории детей. Дети группы риска рассматриваются, наравне с детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми-правонарушителями, как объекты социально-педагогической деятельности.

Так, доктор психологических наук Шульга Т.И. к детям группы риска относит следующие категории детей:

§Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики

§Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств

§Дети из неблагополучных, асоциальных семей

§Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке

§Дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

В свою очередь исследователь А.Л. Лихтарников изучал данную категорию детей как «трудных», с точки зрения педагогики. Дети «группы риска» - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

К ним относятся:

§Дети с нарушениями в аффективной сфере,

§педагогически запущенные дети,

§дети с задержкой психического развития,

§дети с проблемами в развитии (олигофрены),

§дети с психопатоподобным поведением и многие другие.

Изучив литературу по дефектологии и психологии, оказалось, что к данной категории можно отнести и леворукого ребенка, детей с эмоциональными нарушениями. В последнее время о трудных школьниках пишется и говориться немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми.

Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:

) педагогической запущенностью;

) социальной запущенностью;

) отклонениями в состоянии здоровья.

Поскольку ребёнок, имеющий риск в поведении, обучении, отношениях, часто называется трудным, исследователь А.Л. Лихтарников провёл опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом «трудный». Оказалось, что чаще всего речь идёт о ребёнке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведёт борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознаёт своей ответственности ни за слова, ни за поступки и действия. Получается что «трудным» ребёнок становится тогда, когда взрослые не могут найти к ним подход.

Таким образом, можно заключить, что такие категории детей, как дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители, характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства (сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел), которые выявляют таких детей и устанавливают их статус, а так же специальные учреждения для таких детей. Что же касается последней выделенной категории - дети группы риска, к которой обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения, то эта категория рассматривается как «неофициальная». С подобной позиции можно отметить, что отличительной особенностью детей группы риска является то, что юридически они могут считаться детьми, не требующих особых подходов, но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере их базовые права, закреплённые конвенцией ООН о правах ребёнка и другими законодательными актами, - право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование.

2. Дети группы риска, рождённые от ВИЧ-инфицированных матерей

2.1Категории детей, рождённые от ВИЧ-инфицированных матерей

В мире ежегодно рождается от 6 до 7 тыс. детей от ВИЧ-инфицированных женщин и около 1,6 на 1000 новорожденных составляют ВИЧ-позитивные. В России в начале 2003 года официально зарегистрировано около 240 тыс. ВИЧ-инфицированных пациентов (в 2002 году родилось 4500 детей от ВИЧ-инфицированных женщин).

Прогноз инфицирования новорожденного ребенка от ВИЧ-инфицированной матери зависит от стадии болезни в период беременности, уровня вирусной нагрузки, от проведенной в период беременности и родов химиопрофилактики, от химиопрофилактики, проводимой новорожденному. Диагноз ВИЧ-инфицирования исключается или устанавливается чаще всего в возрасте 12-18 месяцев.

ВИЧ-инфицированная женщина может родить как здорового, так и ВИЧ-инфицированного ребенка. При условии прохождения полного курса профилактики перинатальной передачи ВИЧ-инфекции вероятность рождения ВИЧ-инфицированного ребенка не превышает 3%. При отсутствии профилактики риск инфицирования ребенка возрастает до 30%. Уже во втором полугодии жизни ребенка можно определить, является ли он ВИЧ-инфицированным. Два раза в течение полугода берётся специфический анализ, два раза он должен быть отрицательным. Если результаты анализов подтверждают, что ВИЧ-инфекции у ребенка нет, то проявиться впоследствии она никаким образом не может.

Таким образом, существует 2 категории детей, рождённые от ВИЧ-инфицированной матери: ВИЧ-позитивный ребёнок и ребёнок с отрицательным ВИЧ-статусом. Рассмотрим эти две группы детей более подробно.

Дети с позитивным статусом ВИЧ.

У детей с ВИЧ-инфекцией отмечается задержка психомоторного развития, отмечается гипотрофия, часто анемия. Около 50% их низ рождаются с низким весом (менее 2500 г.) и явлениями морфофункциональной незрелости. Примерно у 80% детей отмечается неврологическая симптоматика (гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром нервно-рефлекторной возбудимости, синдром двигательных нарушений), абстинентный синдром.

До назначения антиретровирусной терапии ребёнок с ВИЧ позитивным статусом проходит регулярное обследование

Раннее выявление ВИЧ-инфекции у ребенка необходимо для определения тактики дальнейшего наблюдения, определения сроков начала антиретровирусной терапии, помогает социально адаптировать ребенка и его семью.

ВИЧ-инфицированные дети пожизненно наблюдаются в Центре СПИД, где бесплатно получают необходимое обследование и лечение.

ВИЧ-инфицированные дети являются инвалидами детства, получают денежное пособие и определенные законом РФ льготы.

Таким образом, ВИЧ-инфицированные дети согласно законодательству относятся к одной из категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно к категории «дети-инвалиды». Существует законодательная база, которая поддерживает детей до 18 лет с ВИЧ-статусом. Вступили в силу изменения к Закону Санкт-Петербурга от 24.11.2004 №587-80 «О социальной поддержке семей, имеющих детей в Санкт-Петербурге», которыми предусмотрено ежемесячное пособие на ВИЧ-инфицированного ребенка в возрасте до 18 лет на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов, оказание услуг (далее - ежемесячное пособие на ВИЧ-инфицированного ребенка);

Ежемесячное пособие на ВИЧ-инфицированного ребенка назначается по заявлению обладателя права в размере 4186,15 руб. и с 01.01.2012 года составит 4437,32 руб. Это в 2,5 раза меньше размера пособий для детей с особыми потребностями. Можно сделать вывод, что дети с позитивным ВИЧ-статусом признаются инвалидами, но в то же время обособляются в отдельную группу и в научной литературе. Понятия «дети ВИЧ-инфицированные» и «дети-инвалиды» не синонимичны. Отношение к этим категориями детей с законодательной точки зрения так же различно. Для детей с ВИЧ-инфекцией не подразумевается социальная пенсия, как для детей-инвалидов.

В Российском законодательстве отражены следующие документы, обеспечивающие поддержку детям с ВИЧ-статусом.

«Приказ Минздрава СССР от 14 мая 1991 г. №134 «О порядке назначения и выплаты пособия на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом»

Учитывая, что ВИЧ - инфицированные дети признаются инвалидами с детства, работающим родителям для ухода за ними до достижениями детьми возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.

Порядок предоставления и оплаты дополнительных выходных для ухода за детьми - инвалидами утверждён совместным постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. №26/64 «Об утверждении разъяснения и «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами», зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2000 г. №2238.»

ВИЧ-позитивные дети, как правило, рождаются от матерей, которые не проходили антиретровирусную терапию, не посещали женскую консультацию и мало знакомы со своим заболеванием. Такие женщины, кроме того, что у них есть проблем со здоровьем, зачастую подвержены зависимости от наркотиков.

По статистике, около пяти процентов ВИЧ-положительных матерей отказываются от своих детей еще в роддоме. После прохождения необходимого медицинского обследования «отказники» попадают в дом ребенка - обычный или специализированный.

Из-за сложившихся в обществе стереотипов, вызванных страхом перед ВИЧ и отсутствием информации об этом заболевании, в период с 1991 до 2005-06 гг. только один ВИЧ-позитивный ребенок из ста находил свою семью. Однако за последнее время ситуация изменилась. За последние 5-6 лет усыновлены или взяты под опеку более 50% ВИЧ-инфицированных детей. Нет ни одного случая возврата ВИЧ-позитивного ребенка в сиротское учреждение. Некоторые семьи опекают 2 и более ВИЧ-инфицированных малышей.

Таким образом, дети с ВИЧ-инфекцией, оставленные матерью, попадают в группу риска детей, оставшихся без попечения родителей.

Ребёнок с ВИЧ требует особого внимания к своему здоровью. При наличии данного диагноза необходимо вести здоровый образ жизни и регулярно обследоваться. В то же время, малыш, живущий с ВИЧ, растет и развивается точно так же, как и его сверстники. Поэтому уход за ним в целом ничем не отличается от ухода за любым другим ребенком.

Основные правила ухода за ВИЧ-инфицированным ребёнком:

- Необходимо регулярно ходить с ребенком на прием к педиатру и на диспансеризацию в Центры профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом. Тщательно соблюдать все рекомендации, которые предлагают специалисты. В срок проходить все назначенные анализы и обследования.

- Вовремя давать ребенку все назначенные специалистами препараты и внимательно контролируйте их дозы.

- В соответствии с рекомендациями врача соблюдать график прививок. Малыши, живущие с ВИЧ, могут быть более уязвимы к другим инфекциям, и прививки помогут их иммунной системе создать дополнительную защиту от болезней.

- Тщательно следить за здоровьем малыша и сообщать врачу, если у ребенка появились симптомы заболевания или он даже просто необычно себя ведет. Обращать особое внимание на следующие признаки:

-потеря аппетита,

-плохая прибавка в весе,

повышение температуры,

сыпь на коже,

понос или рвота,

кашель и затрудненное дыхание.

Соблюдение здорового режима дня

В более взрослом возрасте важно организовать его общение со сверстниками - прогулки на площадке, походы в гости. Позже ребенок сможет посещать все детские учреждения наравне с другими детьми без каких-либо ограничений.

Важно помнить, что дети с ВИЧ-положительным статусом более подвержены инфекционным заболеваниям, чем их сверстники. Из-за этого другие малыши даже с признаками легкой простуды могут представлять реальную опасность для ребенка с ВИЧ-инфекцией. Но не наоборот.

Дети с отрицательным ВИЧ-статусом.

Дети, рожденные от ВИЧ-положительной матери, но не унаследовавшие от неё заболевания так же находятся в группе риска. Согласно подходу В.Е. Летуновой в данной ситуации действует медико-биологический фактор риска, который выражен в заболевании матери ВИЧ-инфекцией. То, насколько активно мать будет принимать участие в воспитании ребёнка зависит от каждого конкретного случая, и связано с особенностями личности женщины. Важно понимать, что образ жизни ВИЧ-инфицированной матери, её самочувствие, её трудности будут сильно отличаться от образа жизни любой другой женщины с ребёнком. В процессе прохождения АРВ-терапии женщина переживает различные симптомы от недомогания, до симптомов гриппа. Многие ВИЧ-инфицированные женщины являются наркозависимыми. Они не занимаются своими детьми. Наркозависимые женщины отличаются особыми психологическими характеристиками. Они находятся в затяжной депрессии, мало мотивированы на лечение, изменение своей жизни, не признают свою болезнь. Дети таких женщин отстают в развитии, перестают ходить в школу, уходят на улицу. Таким образом, они попадают в группу риска «безнадзорных», то есть тех детей, которые находятся в социально опасном положении.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и / или содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.

В случае, если мать, не следившая за своим здоровьем, умирает от какого-либо инфекционного заболевания ребёнок может попасть в категорию «Социального сиротства». Как правило, женщины с ВИЧ статусом являются матерьми-одиночками и ребёнок остаётся без попечителей.

Изучив все возможные ситуации, связанные с рождением и воспитание ребёнка ВИЧ-инфицированной матерью можно сделать вывод, что такие дети могут быть отнесены к таким группам риска, как:

-Дети-инвалиды

-Безнадзорные

Социальное сиротство

Важно отметить, что работа с детьми, рождёнными от ВИЧ-инфицированной матерей, отличается от работы с любой из указанных категорий. Данная группа детей нуждается в особом подходе, так как обладает своей спецификой. Для работы с детьми из ВИЧ-инфицированных семей необходимо применение индивидуального подхода в социальной работе, а так же дифференцированного подхода и использование особые методологии, направленные на работу как с матерьми-ВИЧ, так и с их детьми, учитывая личностные и другие особенности данной категории.

2.2 Пути постановки на учёт в отделение детей, рождённых от ВИЧ-инфицированных матерей

В данном вопросе многое зависит от того, откажется ВИЧ-инфицированная мать от своего ребёнка или нет. В обоих случаях способы и критерии вступления на учёт в организации социальной помощи разные. Рассмотрим оба варианта более подробно.

Дети, оставшиеся в семье с ВИЧ-инфицированной мамой.

Как только мать узнаёт о своём диагнозе, она может обратиться за социальной поддержкой в отделение помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Именно под таким названием работает отделение, оказывающее помощь ВИЧ-инфицированным женщинам. Это необходимо, чтобы сохранить конфиденциальность информации о личной жизни клиентки, которая обратится за помощью в государственное учреждение социального обеспечения. О специализированном отделении женщина может узнать в центре СПИД, а так же на женской консультации в районной поликлинике.

В отделении помощи женщинам начинается основная работа по поддержке матери с ВИЧ-позитивным статусом и её ребёнка. Таким образом, обнаружение матерью ВИЧ-инфекции и обращение её за помощью к специалистам - один из способов вступления ребёнка на учёт социального учреждения. Далее работа с ребёнком ведётся через общение с матерью, а так же напрямую, если мать решается привести ребёнка с собой.

Ребёнок ВИЧ-инфицированной матери, которая заранее проходила АРВ-терапию стояла на учёте в городском центре СПИД, так же ставится на учёт в этот центр, где его регулярно осматривают, берут анализы и тестируют на ВИЧ-статус до 18 месяцев. После достижения этого возраста при условии отрицательного теста на ВИЧ-инфекцию ребёнок снимается с учёта центра СПИД.

Дети, оставленные ВИЧ-инфицированной мамой.

Другой способ вступления на учёт социального учреждения детей данной группы риска - через поликлинику. После рождения ребёнок сразу попадает на учёт в районную поликлинику. У него берут все необходимые анализы крови и, если обнаруживается ВИЧ-инфекция, то об этом сразу, в закодированной форме, отмечается в индивидуальной карточке ребёнка.

В наши дни всё большую часть среди детей-сирот составляют так называемые «социальные сироты». Вопрос о том, какова перспектива развития здоровья ребёнка, рождённого от социально-неблагополучной матери, крайне важен не только для персонала специальных детских учреждений (родильные дома, больницы, дома ребёнка и др.), но и для потенциальных усыновителей, а также работников служб опеки.

К сожалению, в большинстве случаев приходится сталкиваться с недостатком данных о биологических родителях таких детей. Как правило, их матери не наблюдаются в женских консультациях в период беременности и поступают в родильные дома без каких-либо документов, а после родов исчезают из жизни своих детей. Прогнозировать развитие новорожденного, не имея данных медицинского наблюдения о его матери, очень и очень сложно.

Сегодня особую актуальность приобретает вопрос о том, как оценить перспективу развития новорожденного ребёнка, появившегося на свет внешне совершенно здоровым.

Прежде всего, необходимо сказать, что вся имеющаяся информация о состоянии здоровья ребенка должна отражаться медицинскими работниками в истории его развития, а также должна быть отражена в обобщенном варианте в выписке из его истории болезни (развития). Всем роженицам в обязательном порядке должны проводиться лабораторные исследования крови для исключения инфекционных заболеваний, которые могут передаться ребёнку (гепатиты, ВИЧ-инфекция, сифилис и др.).

инфицированный риск ребенок группа

2.3Индивидуальное сопровождение детей группы риска, рождённых от ВИЧ-инфицированных матерей

От того, к какой категории относится ребёнок, рождённый от матери с ВИЧ-позитивным статусом, зависит то, как с ним будет организована социальная работа.

Социальное сиротство - наиболее актуальная проблема для современного общества. ВИЧ-положительные женщины составляют группу высокого риска по отказу от детей. Это вызвано их низким социально-экономическим положением, наркопотреблением, ВИЧ-статусом, конфликтами в семье, отсутствием жилплощади и регистрации по месту жительства и связанной с этим недоступностью социальной и медицинской помощи. Каждый пятый ребенок, рожденный ВИЧ-положительной женщиной, оказывается на попечении государства. Для профилактики ранних отказов от детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями, требуются инновационные межведомственные модели. Такие модели были разработаны, апробированы и внедрены в практику государственных учреждений социальной защиты населения г. Санкт-Петербурга в партнерстве с организациями «Врачи детям» и «Право на здоровье». Эти модели помощи детям, затронутым проблемой ВИЧ-инфекции, будут предложены для распространения в других регионах Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно как организуется индивидуальное сопровождение детей группы риска, от которых отказались матери с данным заболеванием.

Работа с ВИЧ-инфицированными детьми в домах ребёнка

Учитывая особенности реабилитации детей с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции, было принято Положение о порядке приема, реабилитации и перевода воспитанников СПб ГУЗ Специализированный Дом ребенка №10 (психоневрологический), в котором на основании распоряжения Комитета по здравоохранению Администрации СПб от 27.12.2001 №497-р «О профиле и мощности Специализированного дома ребенка №10», приказа отдела здравоохранения территориального управления Центрального административного района СПб от 27.11.2001 №146-п «О профиле и мощности СПб ГУЗ Специализированный дом ребенка №10 (психоневрологический)», а также совместного распоряжения Комитета по здравоохранению и ЦГСЭН СПб от 04.02.2002 №29-р/4 «О совершенствовании оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным беременным женщинам и детям, рожденным от ВИЧ-инфицированных» и распоряжения Комитета по здравоохранению от 02.10.2002 №364-р «О создании Комиссии по диагностике и лечению ВИЧ-инфекции у детей», определен следующий порядок приема и перевода воспитанников Специализированного дома ребенка №10 в другие Дома ребенка, учреждения системы образования и социального обеспечения Санкт-Петербурга:

. Принимаются дети с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции и ВИЧ-инфицированные дети в возрасте до четырех лет, оставшиеся без попечения родителей или помещаемые в Дом ребенка на срок по заявлению родителей в связи с социальными и другими показаниями.

. Обязательными условиями для приема являются:

а) перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции (дети, рожденные от матерей из группы риска по ВИЧ-инфекции поступают в Дома ребенка общего профиля);

б) положительные результаты лабораторных исследований на ВИЧ-инфекцию в ИФА и иммуноблотинге;

в) отсутствие показаний для стационарного лечения или в периоде ремиссии по основному заболеванию (ВИЧ-инфекция);

. Специализированное обследование воспитанников Дома ребенка проводится в медицинских учреждениях, определенных совместным распоряжением Комитета по здравоохранению и Центра Госсанэпиднадзора в СПб от 04.02.2002 №29-р/4.

. Врачи Дома ребенка организуют диспансерное наблюдение, своевременное квалифицированное обследование и лечение, проведение комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий, а также готовят материалы для Комиссии «По диагностике и лечению ВИЧ-инфекции у детей» с целью консультирования по вопросам ведения ВИЧ-инфекции у детей, в том числе назначения антиретровирусной терапии (АРВТ), подтверждения или снятия диагноза ВИЧ-инфекции.

. Лабораторные исследования проводятся в Центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. Забор и транспортировка исследуемого материала производится персоналом дома ребенка в вакуумных системах.

. Диагноз ВИЧ-инфекции подтверждается двумя положительными результатами вирусологических исследований в сроки, предусмотренные приложением №3 к распоряжению от 04.02.2002 №29-р/4.

. Диагноз ВИЧ-инфекции исключается при наличии двух или более отрицательных результатов вирусологических исследований, один из которых выполнен в возрасте 4-6 месяцев и старше и при отсутствии клинических проявлений ВИЧ-инфекции.

. Дети, с лабораторно подтвержденным диагнозом ВИЧ-инфекции, воспитываются в доме ребенка до трех-четырех летнего возраста. Комиссия «Диагностика и лечение ВИЧ-инфекции у детей» дает заключение о возможности перевода детей с неподтвержденным диагнозом в Дома ребенка общего профиля. В дальнейшем наблюдение и обследование ребенка организуется по месту его пребывания под наблюдением специалистов Центра СПИДа до исполнения 18 месяцев. Оригинал заключения Комиссии находится у педиатра Городского Центра СПИДа, в дом ребенка передается ксерокопия данного заключения.

. Перевод детей из Дома ребенка №10 осуществляется:

в другие дома ребенка, в случае неподтверждения диагноза ВИЧ-инфекции, по направлению координационно-методического центра по работе домов ребенка Санкт-Петербурга;

в учреждения системы образования или социального обеспечения по достижении 3-4 летнего возраста, по направлению городской медико-педагогической комиссии по переводу детей из домов ребенка Санкт-Петербурга.

Данное Положение может корректироваться в соответствии с поступлением новых нормативных актов, распоряжений и приказов по работе с детьми с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции и ВИЧ-инфицированными.

2.4 Изучение опыта работы с детьми ВИЧ-инфицированных матерей в социальных учреждениях Санкт-Петербурга (на основе социологического исследования)

Методологическая часть

Актуальность проблемы. Актуальность изучения и исследования жизни детей, рождённых от ВИЧ-инфицированных матерей и работы с данной категорией «группы риска» обусловлена стремительным распространением ВИЧ-инфекции на территории России, в том числе городе Санкт-Петербурге, и ростом количества беременных женщин и матерей с ВИЧ-инфекцией. Вот некоторые статистические данные, которые подтверждают актуальность выше указанной проблемы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. «На протяжении последних 3 лет в Ленинградской области растет доля женщин с ВИЧ-инфекцией и, соответственно, увеличивается количество детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. В 2009 году закончили беременность родами 270 ВИЧ-инфицированных женщин (в 2008 - 227). 94,3% беременных женщин с ВИЧ-статусом получили 2-х этапную и 73,0% 3-х этапную профилактику вертикального заражения ВИЧ, из них только 77% состояли на учете в женской консультации по поводу беременности. Дети получили профилактическое лечение в 98,5% случаев. Диагноз ВИЧ-инфекции был установлен 10 детям. Всего на 30.04.2010 года под наблюдением находилось 640 детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. Из них 127 - с подтвержденным диагнозом ВИЧ-инфекция и 513 - имеют неокончательный лабораторный результат. Получают антиретровирусную терапию 67 детей. Эффективность перинатальной профилактики в Ленинградской области составляет 93,0%, то есть заражается ВИЧ-инфекцией 7% детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей. Среднероссийский показатель составляет 8,2%. За 4 мес. 2010 года от ВИЧ-инфицированных женщин родилось 64 ребенка (2009 г. - 39), из них 97,8% получили профилактику.

Объект исследования: специалисты СПб ГУ «Комплексного центра социального обслуживания населения Красносельского района» Отделения помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию - №2 и дети группы риска, рождённые от ВИЧ-инфицированных матерей.

Предмет исследования: процесс организации и особенности социальной работы с детьми группы риска, рождённых от ВИЧ-инфицированных матерей

Основная цель: исследование особенностей работы с детьми данной группы риска, выявление основных трудностей процесса работы и разработка рекомендаций по организации социальной работы с детьми, рождёнными от ВИЧ-инфицированных матерей.

Данная цель определяет следующие задачи:

.Выявить мнение специалистов, работающих с ВИЧ-инфицированными женщинами и их детьми, об актуальности проблемы работы с ВИЧ-инфицированными

.Выявить особенности работы с детьми данной группы риска

.Проанализировать мнения специалистов центра, как можно было бы увеличить эффективность работы с детьми, рождёнными от ВИЧ-инфицированных матерей.

.Разработать рекомендации по организации социальной работы с детьми, рождёнными от ВИЧ-инфицированных матерей и определить перспективные направления исследования особенностей работы с детьми данной группы риска.

Основной гипотезой является:

Для эффективной социальной работы с детьми, рождёнными от ВИЧ-инфицированных матерей необходимо выделение данной категории детей в отдельную самостоятельную группу риска, подразумевающую свою методологию и технологию работы.

Операционализация понятий:

Дети группы риска - дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

ВИЧ-инфекция - инфекционная болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), который поражает клетки иммунной системы и приводит к развитию синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД).

ВИЧ-инфицированные - это лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека.

Методическая часть

Опираясь на научные работы В.А. Ядова и В.И. Ильина, данное исследование было проведено в традиции качественного исследования. Ядов отмечает, что «качественные исследования позволяют также изучать новые явления или процессы, не имеющие массового распространения, особенно в условиях резких социальных изменений».

Социологическое исследование по выявлению особенностей работы с детьми, рождёнными от ВИЧ-инфицированных матерей, будет проведено с помощью метода глубинного неформализованного интервью. Данное интервью имеет полуструктурированный вид. В.И. Ильин в своей работе «Драматургия качественного полевого исследования» так описывает данный вид интервью: «…с одной стороны, в нем есть структура, а с другой - она имеет гибкий, нежесткий характер. Это проявляется в следующих особенностях формы:

  1. Имеется перечень тем и вопросов.
  2. Этот порядок, как и форма вопросов, открыт для изменений.
  3. Ответы имеют открытый характер, т.е. заранее не готовятся и формулируются информантом в той форме, какая ему кажется наиболее подходящей».

Анализ результатов социологического исследования

В рамках исследования было проведено 4 интервью: с заведующей отделения, с психологом, с иммунологом и с социальным работником. Подробно анализировалось интервью с заведующей отделения помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, Анной Викторовной Шпилевской.

В результате интервью с Анной Викторовной было выяснено, что отделение работает не только с женщинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, но и с их детьми. Для конкретного ребёнка составляется отдельный план работы специалистов: социального педагога, иммунолога, социального работника. С ним ведётся активная работа как индивидуально, так и в группе. Ребёнок ВИЧ-инфицированной мамы вместе с ней привлекаются к участию в различных праздниках, мастер-классах, экскурсиях, что способствует социализации ребёнка, общению с другими здоровыми детьми, а так же развивают отношения матери и ребёнка. Работа с ребёнком во много ведётся через маму, которая регулярно должна консультироваться со специалистами об особенностях развития и роста ребёнка, о возможных трудностях общения с ним.

В процессе интервью выяснилось, что при работе с детьми матерей с позитивным ВИЧ-статусом сотрудники не придерживаются заранее выработанной стратегии, определённых методов и технологий, свойственной какой-либо группе риска. Работа ведётся с каждым конкретным случаем и список мероприятий разрабатывается для каждой семьи индивидуально. Допускается выделение 2 категорий детей, работа с которыми будут несколько отличаться друг от друга: 1 - дети здоровые, 2 - дети с ослабленным иммунитетом и ВИЧ-инфицированные. Во втором случае важно активно подключать в комплексную работу консультации с врачом и иммунологом, вносить коррективы общий план работы, учитывая здоровье ребёнка.

В результате исследования были выделены несколько направлений эффективного развития социальной работы с детьми, рождёнными от ВИЧ-инфицированных матерей:

-организация работы с окружением ВИЧ-инфицированного ребёнка (с учителями, с воспитателями детских садов, мед. сёстрами). Это направление необходимо развивать, так как ВИЧ-инфицированный ребёнок в течение своей жизни проходит различные этапы социализации и личностного развития и будет сталкиваться с разными конфликтными ситуациями, в которых поддержка взрослых для него будет очень важна. Если он ВИЧ-инфицирован, то ему необходимо понимать, что это за болезнь и как к ней относятся люди в обществе, с какими сложностями он может столкнуться.

- Организация взаимодействия и сотрудничества отделения помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и центра СПИД с целью увеличения эффективности работы с женщинами и детьми, затронутыми проблемой ВИЧ-инфекции. Возможность получать информацию из центра СПИД о реальном состоянии приверженности АРВ-терапии клиентки отделения позволит избежать трагических последствий и организовать все необходимые условия для женщины и её ребёнка для получения жизненно важной терапии.

- Работа с ближайшими родственниками ребёнка как способ предотвращения социального сиротства. Матери с ВИЧ-инфекцией часто умирают, не успев вырастить своего ребёнка до совершеннолетнего возраста. Чтобы дети не попадали в государственные учреждения и не становились социальными сиротами важно вести активную работу с ближайшими родственниками об особенностях заболевания ребёнка или его матери. Такая работа направленная на сближение этих родственников с ребёнком, снижает уровень тревоги, позволяет им принять его, не опасаясь за свою жизнь.

- Долгосрочное мониторинговое сопровождение семей с ВИЧ-инфекцией. Семья проходит различные этапы своего развития, на каждом этапе возникают новые конфликты. Важно, чтобы ВИЧ-инфицированная женщина всегда чувствовала поддержку со стороны специалистов и знала, что она может к ним в любую минуту обратиться.

Список литературы

1.Аверин, А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения: учебное пособие/А.Н. Аверин. - М.: Изд-во РАГС, 2009 - 116 с.

2.Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. М., Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2006.

.Бесчасная А. Детство: история и современность. - СПб.: Нестор-История, 2007 - 181 с.

.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2001 - 160 с.

.Васильчиков Ю.В. Правовое обеспечение социальной работы. - М. 2009

.Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы. - СПб.: СПбГУП, 1999 - 164 с. (центры для детей)

7.ВИЧ/СПИД и дети (для медицинских и социальных работников) /Под ред. проф. А.Г. Рахмановой. - СПб.: Изд-во «АБТ», 2007

.Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы. - СПб: Питер - 2009

9.Волков Б.С. Дошкольная психология - М.: Академия проекта. 2007-285 с.

10.Волков Б.С. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. - М.: Питер, 2008 - 240 с.

11.Гулина М.А. Психология социальной работы. - СПб.: Питер принт, 2002 - 350 с.

12.Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы - М.: АО «Аспект пресс», 1995 - 237 с.

.Доэл М. Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы/ Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу - М.: Аспект Пресс, 1997. - 223 с.

.Карлсон А. Шведский эксперимент в демографической политике. - М. 2009

.Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сборник научных очерков. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998 - 223 с.

16.Кузнецова Л.В. Методика работы социального педагога/ Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семёнов. - М.: Школьная Пресса, 2004 - 96 с.

17.Кузьмин К.В. История социальной работы за рубежом и в России. - М.:Трикста: Академия проекта, 2005 - 620 с.

.Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.

.Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы - М.: Академия, 2007

.Нестерова Г.Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учебник для студ. сред. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2009 - 288 с.

.Олифиренко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256

.Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие для студентов вузов - М.: ИНФРА-М, 2009 -271 с.

.Поддубная Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2008

.Пэйн Малькольм. Социальная работа: современная теория. - М.: Академия, 2007 - 390 с.

26.Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. - М.: Академия проекта, 2006 - 223 с.

.Симонова Т.М. Социальные проблемы в социологии и в социальной работе: определение, анализ, решение. - СПб.: Роза мира, 2005. - 241 с.

.Смирнова Е.О. Конфликтные дети - М.: Эксмо 2010

.Социальная защита детства: Материалы XIII Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги». - СПб.: «Астерион», 2006 г. - 342 с.

.Справочник социального работника. - М.:Б.И., 2009

.Урунтаева Т.О. Практикум по психологии дошкольника - М.: Академия, 2009

.Тейлор Ш. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2004 - 766 с.

.Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. - М.: Инфа - М, 2009

.Тригер Р. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008 - 190 с.

.Туслова. Теория и методика Социальной работы - М.: Академия, 2007

.Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 280 с.

.Холостова Е.Н. Социальная работа с инвалидами. - М.: Данилов и К, 2006 - 236 с.

Похожие работы на - Социальная работа с детьми 'группы риска' в государственных учреждениях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!