Семейные отношения в России: особенности и перспективы развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,35 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семейные отношения в России: особенности и перспективы развития














КУРСОВАЯ РАБОТА

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие семья в современной социологии

.1Понятие семья и основные функции семьи как социального института

1.2Особенности современной семьи в России

Глава 2. Семейные отношения как объект исследования в социологии

.1 Семейные отношения: понятие и основные аспекты изучения

.2 Перспективы развития семейных отношений в современной России

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Семья - важный социальный феномен, довольно сложное социальное образование, в котором проходит большая часть жизни людей, а также их первичная социализация. Можно говорить о том, что семья - первичная ячейка общества, так называемое общество в миниатюре. Именно здесь происходит становление индивида личностью. Социальный институт семьи несёт в себе множество функций, начиная репродуктивной и заканчивая психологической, эмоциональной поддержкой своих членов. Важность данного феномена для общества в целом бесспорна. Но, в современном российском обществе институт семьи претерпел и до сих пор претерпевает многие изменения, направленные далеко в лучшую сторону. Данные изменения вызваны происходящими социально-политическими изменениями в государстве в целом. Это и смена государственно-политического режима, и переход страны к капиталистическим отношениям, и, вызванные этим трансформации в социально-культурных ценностях. Современная российская семья находится в состоянии глубокого кризиса. Показателями данного кризиса служат такие проблемы института семьи как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, жестокое обращение мужа с женой и родителей с детьми. Это далеко не все проблемы современной российской семьи. Отчего происходит кризис семьи и семейных отношений, каковы тенденции и дальнейшие перспективы развития данного социального института в нашей стране, а также, способы решения данных проблем в условиях современных российских реалий. Как преодолеть данный кризис, как вернуть семье стабильность, вновь сделать её крепкой, жизнеспособной, дать возможность в полной мере выполнять свои основные функции, в том числе репродуктивную, что особо важно в современных условиях малодетности в России. Эти вопросы предстоит решать учёным, в частности, социологам. Всё это представляет научный интерес, актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Общетеоретические подходы к анализу проблем семьи, взаимодействия семьи и общества разрабатывали зарубежные и отечественные классики социологической мысли: М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Спенсер, П. А. Сорокин, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.

Семья с точки зрения структурно-функционального подхода представлена в работах Т. Парсонса, Р. Бейлза, С. Минухина. Семья рассматривалась также с точки зрения теории социального обмена, основным представителем которой является П. Блау.

Начало традиции изучения семьи как социально-демографической группы заложили в своих теориях З. Фрейд, Ч. Кули.

А.И. Антонов А.И., Медков В.М., А. Г. Харчев в своих работах исследовали функции и жизненный цикл семьи.

В отечественной науке проблематика, связанная с трансформированием в социальном функционировании института семьи, анализ ее институциональных функций нашли широкое отражение в работах А. И. Антонова, И.В. Бестужева-Лады, С.И. Голода, А. Г. Харчева, М.С. Мацковского.

С точки зрения неоэволюционизма институт семьи исследовали Т. Парсонс, Р. Бейлз.

Объектом исследования являются семейные отношения в условиях современного российского общества.

Предметом исследования выступают особенности семейных отношений в России.

Цель работы: изучить особенности и перспективы развития семейных отношений в России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1)изучить понятие семьи и основные функции семьи;

2)рассмотреть особенности современной семьи в России;

)изучить понятие «семейные отношения»;

4)определить перспективы развития семейных отношений в современной России.

Методология, применяемая при написании работы:

) социологический анализ

) сравнительный анализ

) обобщение

) анализ документов

) анализ эмпирических данных

Значимость темы курсового исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении семьи как феномена, как важнейшего социального института, а также в теоретической разработке вопросов, связанной с основными направлениями изучения семьи, её формами, функциями и тенденциями её развития.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов, основных положений и выводов для работы специалиста по социальной работе с семьей, в разработке социальных программ, направленных на повышение ценности семьи в жизни человека.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

семья социальный институт брачный

Глава 1. Понятие семья в современной социологии

.1Понятие семья и основные функции семьи как социального института

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Его значимость, сложность и проблематичность обуславливают многообразие подходов и определений данного феномена, встречающихся в научной литературе. Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать свою, специфическую трактовку данному понятию, а также определить её основные функции. К важнейшим и наиболее давним объектам исследования социологии, безусловно, относятся семья и брак. Семья как объект исследования прослеживается в трудах практически всех социологов, начиная с О. Конта. Как и О. Конт, Г. Спенсер начинает свою научную деятельность с постановки и изучения проблем семьи, брака, воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменения внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.

«В современной социологии семья понимается в двух значениях - как социальный институт и как малая социальная группа». При этом феномен семьи в социологии зачастую рассматривается с точки зрения таких подходов: теория социальных групп, структурно-функциональная теория, теория конфликта, а также новейшего подхода к изучению семьи и брака - теории социального обмена.

Определённое влияние на социологию семьи оказала теория социальных групп, автором которой является Ч. Кули. Семья с точки зрения теории социальных групп, ничто иное, как первичная социальная группа. Ч. Кули ввёл различение первичных групп и вторичных общественных институтов. «Первичные социальные группы характеризуются неформальными связями, устойчивостью, малым размером. Здесь происходит социализация личности. Первичные социальные - основные общественные ячейки. К первичным социальным группам и относится семья наряду с соседством, детскими группами».

С точки зрения структурно-социального подхода семья - это структура, выполняющая какие-либо социально-значимые функции. Согласно Т. Парсонсу, Р. Бейлзу и другим структурным функционалистам, для любой малой группы, чтобы она функционировала эффективно и выжила, должны быть распределены цели и ролевая дифференциация. Т.е. семья должна иметь определённую структуру. Наиболее полно структурный подход к анализу семьи представлен в теории Сальвадора Минухина. Сальвадор Минухин выделял в структуре семьи следующие подструктуры: «отдельный индивид (роль папы, мамы, ребёнка), супружеская подструктура (супруги в семье), родительская подструктура (кроме родителей, в неё могут входить бабушки, дедушки и старший ребёнок), братско-сестринская подструктура (группа людей, равных для ребёнка)». Функции, же осуществляемые семьёй, удовлетворяют как общественные, так и каждого в отдельности индивида потребности. В данном подходе акцент делается на стабильное развитие общества за счёт стабильного развития социальных институтов, одним из которых является семья и выполнения ими своих специфических функций.

Теоретики конфликтного подхода напротив, полагают, что общество развивается не стабильно, ему всегда присущи конфликты. К. Маркс и Ф. Энгельс были основателями теории конфликта. Конфликт присущ и семье. «Женщины были подавлены и эксплуатировались мужчиной из-за своей экономической зависимости. Половая дифференциация, существующая в семье - всегда являлась и будет являться источником конфликта, до тех пор, пока она имеет место быть в семье».

Одной из новейших теорий, применяемых при исследовании семьи и брака, является теория социального обмена. Автор данной теории П. Блау. Суть теории состоит в том, что индивиды в процессе интеракций пытаются максимизировать выгоды и минимизировать убытки для достижения выгодных результатов. Например, когда мужчина предлагает женщине поужинать в ресторане, он вкладывает в неё деньги и время, взамен надеясь получить приятное общение, удовольствие, углубления взаимоотношений, женщина, надеясь на приятно проведённый вечер в компании данного мужчины, взамен может дать мужчине углубление отношений. Если же ожидания обеих сторон не оправданы, затраты оказались больше полученной выгоды, тогда их общение, скорее всего, прекратится. Если же нет- возможно его продолжение. Таковы основные подходы к рассмотрению феномена семьи в современной социологии.

Если рассматривать семью с точки зрения малой социальной группы, то классическим определением семьи в социологии принято считать следующее. «Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью». В сущности, семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию. Юридическая закреплённость данного объединения людей не является непременным условием.

Если же рассматривать семью как социальный институт, следует отметить несколько ключевых моментов. «Существуют две формы социальных институтов: простая и сложная. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему». Семья как раз является классическим примером простого социального института. «Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Это определение подчёркивает тот факт, что понятия семьи и брака, часто ошибочно отождествляемые в повседневной жизни, на самом деле тесно связаны, но не равнозначны. «Брак - это исторически обусловленная, регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям». Понятие семьи шире, оно включает в себя понятие брака. Семья более сложная, чем брак система. Она представляет собой совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Как у любого социального института у семьи имеются свои специфические для неё функции. Причём функции направлены как на общество в целом, так и на каждого члена семьи. Функцией семьи называют се жизнедеятельность, непосредственно связанную с удовлетворением определенных потребностей ее членов. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет». А.Г. Харчев выделяет следующие функции семьи.

Репродуктивная функция. Данная функция включает в себя две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. «Противоположность типов, по мнению Э. Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье». Изолированные друг от друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают. Одним словом, «разделение полового труда источник супружеской солидарности», утверждает Э. Дюркгейм. И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

Семья включает в себя всю систему общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря им семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности, передачи культурного наследия новым поколениям, а также воспитательная функция. Данная функция состоит в социализации молодого поколения, поддержании культурного воспроизводства общества. «Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые, в частности для выполнения в будущем роли взрослых. Индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семью этой функции. Введение системы массового среднею образования, а также детских садов привело к тому, что дети стати воспитываться вне дома и глубокие влияния на них стали оказывать учителя».

«Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и г.д.), содействует сохранению их здоровья, уходу за детьми и престарелыми членами семьи». Эту функцию называют еще функцией поддержания социального благосостояния. Следует отметить, что с развитием общества и ростом его благосостояния семью в решении этих проблем в какой-то степени заменили медицинская служба и служба страхования. Большинство во сторонников функционализма согласны, что эти перемены произошли в течение двух веков, но их значение является предметом споров. Так, У. Огборн и М. Нимкофф считают, что такого рода перемены способствуют разрушению семьи. Они говорят, что возрастание преступности среди молодежи, увеличение числа разводов, ослабление власти родителей свидетельствуют о распаде семьи как социальной силы. Вместе с тем другие исследователи, в частности Т. Парсонс и Бейлз утверждают, что семья, частично утратившая присущие: ей функции и ставшая более специализированным институтом, осуществляющим, главным образом, социализацию детей в раннем детстве и обеспечивающим их эмоциональное удовлетворение, играет более эффективную роль, чем прежде, в подготовке детей к исполнению будущих ролей взрослых в современном обществе.

«Экономическая функция предполагает получение материальных средств одними членами семьи для других, экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества». В любом обществе семья играет основную экономическую роль. Она является совместным трудовым объединением в крестьянских хозяйствах и ремесленном производстве. С возникновением и развитием промышленного производства произошло уничтожение этой кооперативной системы производства. Члены семьи стали трудиться вне дома, а экономическая роль семьи сводилась лишь к трате денег.

Функция первичного социального контроля предполагает моральную регламентацию поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентацию ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений. «Эта функция обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами».

«Духовного (культурного) общения - эта функция предназначена для удовлетворения потребностей в совместном проведении досуга, для развития личностей членов семьи, духовного обогащения и взаимообогащения.

Социально-статусная - представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

Досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов.

Эмоциональная (экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов) - удовлетворение членами семьи потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья».

Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделяют кроме вышеперечисленных функций сексуально-эротическую. Она предусматривает удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

Однако, функции семьи на протяжении истории несколько трансформировались. В разные исторические эпохи, в разных типах, формах организации семьи, на первый план выходила какая-либо функция.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить следующее. Семья - очень важный общественный феномен, являющийся предметом изучения многих общественных наук, в частности, социологии. Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении семьи как феномена, как важнейшего социального института, а также в теоретической разработке вопросов, связанной с основными направлениями изучения семьи, её формами, функциями и тенденциями её развития. В социологии существует несколько основных подходов к данному понятию: теория социальных групп, структурно-функциональный подход, теория конфликта и довольно новый подход к изучению семьи и брака - теория социального обмена. Кроме того, термин семья в социологии используется в двух основных значениях - как малая социальная группа и как социальный институт. А.Г. Харчев выделял следующие функции семьи: репродуктивная (является основной), функция социализация личности, передачи культурного наследия новым поколениям, воспитательная функция, хозяйственно-бытовая, экономическая, функция первичного социального контроля, функция духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная (экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов). В разные исторические эпохи, в разных организационных типах семьи превалировали определённые функции, преобладание которых зависело от социально-экономических условий.

1.2Особенности современной семьи в России

Для того чтобы дать социологическую характеристику современной российской семьи, необходимо привести существующие в социологии классификации семей, а также, на основании этих классификаций, описать историю развития семьи в России, проследить трансформацию структуры и функции семьи.

Самый распространенный тип семьи - нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе нуклеарной семьи лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). При этом нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим о расширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц. Общественный уклад предписывает определенную доминирующую модель власти в семье. При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии - старший по возрасту мужчина в семье. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. В третьем типе семейного уклада - эгалитарном - власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира.

Для семейного строя русских, как и большинства славянских народов, было характерно длительное сохранение большесемейных патриархальных традиций. До VIII века для славянских племён, проживающих на территории современной России, Украины была характерна общинная форма организации жизни. Ранние формы семьи ещё плохо изучены.

«К концу XIX века заканчивают складываться первые русские города. Состояние семей в них отличается от продолжавшей своё существование сельской общины. Начинают складываться феодальные отношения. Им присуща большая семья: в такой семье сосуществовало несколько супружеских пар разного поколения. Имущество находилось в распоряжении отца». Иными словами, данная форма семьи относилась к семье расширенного, патриархального типа. В то же время складывается и укрепляется так называемый феодальный род, экономической основой которого было владение землёй с крестьянами. «Уже в начале развития феодальных отношений семья у феодалов была малочисленной, нуклеарной». Этому способствовал обычай ранних браков и выделение новым семьям владений.

К концу XVIII века основными типами русской семьи были:

) нуклеарные семьи

) расширенные семьи, включающие супружескую пару с детьми и родственников, не находящихся друг с другом в брачных отношениях

Патриархальное устройство - неотъемлемый признак семьи вплоть до 1917 года. «В его основе - принцип «вселенской» иерархии: миром правит Бог, государством - царь, семьёй - муж, активно поддерживаемый и пропагандируемый русской православной церковью. Уклад семейной жизни обеспечивал ничем не ограниченное господство главы семьи над женой, детьми и домочадцами». Как мы видим, такая организация семейных отношений не случайна, она отражала в себе весь строй Московского царства. Социальные институты общества отражают его состояние в целом.

«Уже к середине XVIII века, под влиянием петровских реформ начал распад патриархальных отношений, а преобладающими в российском обществе стали малые нуклеарные семьи. Это было вызвано усилившимся контролем государства за частной жизнью граждан, в частности, родителям запрещалось приневоливать детей к браку, обязательным условием заключения брака стало образование юноши. Т.е. постепенно власть отца, традиционная для патриархального уклада семейной жизни уменьшалась. Но данные преобразования затронули преимущественно дворянство». Крестьянство и городские низы в это время, вынося на себе основную тяжесть реформ, в целом сохраняли устоявшийся семейный строй и быт. Важной особенностью внутрисемейных отношений среди городских сословий было то, что они носили публичный характер. «Отдельные семь и не представляли из себя крепости, куда запрещён был вход посторонним лицам».

К середине XIX века в связи с превращением аграрных отношений в торгово-промышленные малая семья среди городского христианского населения стала уже распространенной формой семейной организации. Во второй половине XIX - начале XX века появляется всё больше возможностей для экономического освобождения отдельных членов семьи. Патриархальные отношения под влиянием урбанизации и капитализма постепенно разрушались. Однако, затрагивало это вновь в основном лишь городские слои населения. «С развитием капитализма семья перестаёт существовать как целостная хозяйственная единица, при этом весь уклад современной жизни ведёт к распаду семьи. Мы застаём семью русского народа в переходном состоянии в каком-то брожении патриархальных начал со стремлением задавленной ими отдельной личности выйти из них и занять самостоятельное положение, но среди этого поворота мы ясно замечаем, что патриархальные начала ещё живут среди народных масс и больше всего они отражаются на положении женщины как в семье отца, так и в семье мужа».

Как мы видим, форма организации семейной жизни на протяжении истории в России менялась: расширенные семьи были в основном всегда характерны для крестьян; у дворян, городских жителей форма организации семейной жизни менялась в зависимости от социокультурных условий (расширенный тип семьи сменялся нуклеарным), но практически неизменным оставался патриархальный уклад жизни вплоть до революции 1917 года, а также, как отмечает С.И.Голод приблизительно до конца XIX века характерным для любого общества, в частности, российского, являлось требование к традиционной моногамии. «Оно состояло в обязательности, неразрывности и однозначной последовательности вступления в брак, начала сексуальных отношений и рождения детей. Добрачные сексуальные контакты и внебрачные рождения рассматривались как нарушения социокультурных норм и резко осуждались».

Разрушение института семьи относится к послереволюционному периоду.

«В дореволюционной России качество и эффективность выполнения институтом семьи репродуктивной социальной функции находились на очень высоком уровне, что было обусловлено, прежде всего, превосходным состоянием данного социального института. Этому способствовали объединённые усилия ещё как минимум двух базовых социальных институтов традиционного общества - религии и государства. В конце XIX - начале XX века это проявилось в резком росте численности населения России, поскольку указанный период характеризуется отсутствием большинства объективных факторов ограничения такого роста».

Вместе с тем, не вполне правомерно называть причиной всех негативных изменений института российской семьи в ХХ веке смену политического режима в нашей стране в 1917 году. «Разрушение семьи после Октябрьской революции в России происходило на фоне общемировых тенденций изменения функций и структуры данного социального института. Эти же явления были характерны и для других индустриально развитых стран если не в указанный период, то несколько ранее».

Семья современного типа вызвано во многом процессом модернизации. Новый тип семьи, характерный для современной России, зарождается на Западе в 60-е годы ХХ столетия. Он вызван к жизни изменениями, происходящими в институте семьи под влиянием процесса модернизации. К анализу процесса модернизации традиционных обществ были привлечены модели структурной дифференциации, основывающиеся ещё на идеях Г.Спенсера и Э.Дюркгейма. Данное направление в социологии стало именоваться неоэволюционизмом, а его основоположником является Т.Парсонс.

«В качестве характерных признаков традиционного общества неоэволюционистами обычно называются низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, преобладание аграрного сектора в экономике, низкий уровень развития технологий, жёсткий внешним социальный контроль, низкая социальная мобильность и т.д.; в качестве основных характеристик современного - развитая промышленность, её преобладание в экономике, крупное машинное производство, отделение места работы от места жительства, высокий уровень развития технологий, значительный прибавочный продукт, высокая социальная мобильность и т.д.». Изменения, происходящие в обществе, безусловно, ведут к изменениям в функционировании каждого его института. В связи с этим семья утратила некоторые функции.

Т.Парсонс признаёт утрату семьёй некоторых её функций, таких как экономическая, социально-статусная. Однако, он не считает это её разрушением как социального института. Каждый социальный институт выполняет специфические функции, которые необходимы обществу в данный момент. По его мнению, «семья становится лишь более специализированным институтом, реализующим, главным образом, функцию социализации детей в раннем детстве и обеспечивающим их эмоциональное удовлетворение». Современная семья, таким образом, по сравнению с традиционной играет более эффективную роль в подготовке детей к исполнению в будущем ролей взрослых. Этот тип семьи уже более похож на современный тип семьи - элигитарный. А также преобладающим в обществе становится нуклеарная семья. «В связи с изменение уровня структурной дифференциации уменьшается важность в обществе всех единиц родства, кроме нуклеарной семьи».

Таким образом, современная российская семья - довольно сложное социокультурное явление. Место расширенной семьи, характерной для России ещё в середине ХХ века, устойчиво заняла нуклеарная семья. Это привело к ослаблению родственных, экономических связей родственников, живущих раздельно. Семья стала замкнутой. Современная российская семья, в основном, эгалитарного типа. «Эгалитарная семья - семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации». Данный тип семьи характерен для стран с демократическим устройством. «В современном российском обществе преобладает тип семьи, который можно назвать детоцентристским, главная его характеристика - изменение отношения родителей к детям, которые часто становятся главным смыслом существования». Но в то же время детей в российских семьях рождается очень мало. «Преобладающим типом семьи по рождению детей становится тип малодетной семьи (1-2 ребёнка)».

Таким образом, подытоживая вышесказанное, следует отметить. Семья - довольно гибкая и динамичная структура. Если взглянуть на неё в исторической ретроспективе, то можно увидеть, что в России семья довольно чутко реагировала на происходившие с течением времени социально-экономические изменения в стране и быстро подстраивалась под них, меняя формы и типы своей структурной организации. Современная российская семья представляет собой довольно сложно устроенную динамичную структуру. Основная её характеристика: нуклеарная, малодетная семья эгалитарного типа. Семьи с данной характеристикой превалируют в российском государстве. Но встречаются и другие разновидности устройства семьи.

Современная российская семья, вместе с тем, имеет много проблем, вызванных именно её внутренней организацией. Поэтому для отечественных социологов очень значимо изучение российской семьи в условиях современных реалий.

Глава 2. Семейные отношения как объект исследования в социологии

.1 Семейные отношения: понятие и основные аспекты изучения

Под семейными отношениями в социологии (как и в других науках) принято понимать отношения между членами семьи друг к другу. Причём это могут быть как отношения между супругами (брачные, супружеские отношения), так и отношения между родителями и детьми, между другими родственниками в семье.

Значительный вклад в развитие взглядов на семейно-брачные отношения внесли ученые-социологи, философы, демографы разных стран: Льюис Морган, Фридрих Энгельс, Эмиль Дюркгейм, Максим Ковалевский, Фредерик Ле Пле, Бронислав Малиновский. Главная идея данных авторов заключается в том, что в ходе истории семейные отношения изменялись от матриархата а патриархату.

Льюис Морган занимался изучением проблемы семьи в полевых условиях, исследуя быт индейских племен. В своих основных трудах - «Древнее общество» и «Дома и домашняя жизнь американских туземцев» - он разработал идею прогрессивного развития человечества. Как утверждает ученый, первобытное общество было родовым и трансформировалось от низших форм к высшим. Род - это совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом (животное, от которого, считалось, произошел данный род) и связанных узами крови. Л. Морган четко отграничил род от семьи, показав, что он является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Значит, первобытный род не мог состоять из семей. Исходя из этого, «первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах». Также Л. Морган отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования.

Известный труд, посвященный развитию института семьи, принадлежит Ф. Энгельсу - автору «Происхождения семьи, частной собственности и государства». Ф. Энгельс считает, что периоду дикости соответствовал групповой брак. Это значит, что происходило непрерывное сужение лиц, имевших право на сексуальные контакты. Таким образом, варварству - парный брак; цивилизации - моногамия.

«Моногамия отличается от парного брака большей прочностью брачных уз, поскольку они не могут быть расторгнуты по желанию одной из сторон. Теперь право расторгнуть союз имеет только мужчина». В основе моногамии, по Ф. Энгельсу лежат экономические факторы. Моногамия - это порабощение одного пола другим, провозглашение противоречия между мужчиной и женщиной.

Французский социолог Ф. Ле Пле, используя собственную методику, сконструировал три базовых типа семьи. В основу классификации был положен принцип передачи имущества по наследству молодому поколению:

патриархальный: живут расширенной семьей, включая детей, имеющих собственные семьи, вся власть безраздельно принадлежит отцу, которая после его смерти переходит к сыну согласно завещанию;

неустойчивый: дети обосновываются вне родительского дома, при этом каждый получает равную долю наследства; по мнению исследователей, такой порядок приводил к социальной неустойчивости;

устойчивый, или коренной: наследство переходит к одному из сыновей, который наследует профессию отца ;

Основав традицию изучения семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада, Ле Пле испытал влияние О. Конта о семьях как о «мельчайших обществах», устойчивых при смене поколений, благодаря склонности к солидарности.

Суть теории Ле Пле заключена в следующем: «чтобы понять общество, необходимо понять семью». Внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, а значит, и формирует тип семьи, который в свою очередь влияет на общественные процессы.

Немецкий ученый-философ А. Шопенгауэр обосновал теорию о том, что «мировая воля» использует семью для производства потомства. Интересы рода преобладают в нашей жизни. Влечение, которое испытывает мужчина по отношению к женщине, объясняется стремлением сохранить свой родовой тип.

По мнению Б. Малиновского в истории человечества в принципе не могло быть любых проявлений группового брака. «Культура сформировала новый тип отношений в человеческом роде - семью, аналогов которому не было, нет и не будет в животном мире».

Русский философ XIX века, приверженец христианского направления в социологии, В. Соловьев не отрицал определенного влияния на выбор супруга, партнера по сексуальным контактам, но считал, что не мировая воля, не род влияют на эти процессы, а «Промысел Божий», который соединяет в подходящие пары мужчин и женщин.

В XIX в. возникает направление эмпирического изучения семьи - акцент делается на эмоциональную близость членов семьи, на их потребности и влечения.

Большой вклад в социологию семьи внес Э. Дюркгейм - родоначальник «функционализма». Он рассматривал роль каждого члена семьи в семейной жизни и обратил внимание на то, что семья под влиянием урбанизации теряет ряд своих важных функций (добровольность брака, уменьшение хозяйственных дел, малодетность и т. д.).

На идеи Э. Дюркгейма относительно вопросов семьи, брачно-семейных отношений опирались социологи неоэволюционизма, основоположником которого можно назвать Т. Парсонса. Т. Парсонс признаёт за семьёй, как и за любой социальной системой набор определённых функций. Но, Т. Парсонс отмечает, что в процессе модернизации семья теряет некоторые свои функций, таких, например, как экономическая, социально-статусная. Однако, он не считает это её разрушением как социального института.

Итак, как видно из вышесказанного по типам семейных отношений семьи можно разделить на полигамные (групповой брак) и моногамные. Нужно также обратить внимание на то, что, в свою очередь, полигамные браки делятся на полиандрию и полигинию.

«Полиандрия - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов». Данная форма семейных отношений имеет место быть во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

«Полигиния - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов». Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

Существование полигамных форм брака неслучайно. В любые исторические периоды оно вызвано определёнными социокультурными, социально-экономическими условиями, характерными для данного государства.

Представляет интерес и деление семьи по иным критериям:

детоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;

супружеская семья. По словам социолога Голода С. И., «в последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским. В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а супружеством, т. е. личностными взаимоотношениями партнеров».

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. «Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутрисемейные ссоры, является ответственным за поведение членов семьи перед общиной, представляет семью вовне. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи»

Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла биархатная, эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в России преобладала патриархальная семья (80%). Но уже в 1960-1970 гг. патриархальных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных - уже более 50% и семей переходного типа - 40%. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. «Экономической основой эгалитарной семьи стала новая система формирования семейных доходов: высокая занятость женщины в народном хозяйстве, стипендия или заработки детей служат экономической базой независимости и самостоятельности. Изменились социальные функции семьи. Если в патриархальной семье основной функцией была хозяйственно-экономическая, то в эгалитарной - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности».

Таким образом, подытоживая вышесказанное, следует отметить. Семейные отношения - отношения между членами семьи. Семейные исследования являются предметом исследования многих учёных, в частности социологов. Значительный вклад в развитие взглядов на семейно-брачные отношения внесли ученые-социологи, философы, демографы разных стран: Льюис Морган, Фридрих Энгельс, Эмиль Дюркгейм, Максим Ковалевский, Фредерик Ле Пле, Бронислав Малиновский. Главная идея данных авторов заключается в том, что в ходе истории семейные отношения изменялись от матриархата к патриархату. Кроме деления семейных отношений по типу власти «матриархат», «патриархат», также имеет место быть деление по отношению к детям (детоцентристская, супружеская семья), а также по типам цивилизационной эволюции (патриархальный, эгалитарный тип).

Социологическое изучение семейных отношений в современной России вызвано глубоким кризисом современной российской семьи.

.2 Перспективы развития семейных отношений в современной России

С развитием промышленного производства в семье происходят изменения. Семья из производственной ячейки становится потребительской. Рождение большего количества детей теряет свое экономическое значение. Снижение смертности и занятость женщин на производстве ослабляет нормы многодетности. Нормой становится малодетность. Современная семья характеризуется как супружеская, с ослаблением уз родства и родительства.

В целом российская семья, как во всем мире, находится в состоянии кризиса. «Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей - 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей».

Показателем кризиса семьи выступает также резкое сокращение уровня брачности и одновременно активный рост внебрачной рождаемости. Число браков, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается. «Так, если в 1990 г. в I квартале было заключено 301 тыс. браков, то в 1993 г. - 246,1 тыс. браков. Доля внебрачных детей в общем числе родившихся в 1992 г. составила 17%».

По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. Как отмечает С. А. Липина «в 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%, значительно превысив число заключенных браков. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность - 16,2 человек. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Катастрофически растут темпы сокращения населения. В 1992 г. коэффициент сокращения населения составил (-0,7), в 1993 г. (-5,0), 1994 г. - (-6,6).

Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер.

При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество. «Это переход (будем надеяться, к цивилизованному) к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни».

«При отсутствии государственной программы адаптации семьи к переходному состоянию общества семья сама методом проб и ошибок, ценой больших лишений «нащупывает» механизмы выживания. В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Рыночные отношения значительно ускорили отказ от патерналистского, иждивенческого сознания семьи и понимание того, что выживание семьи - дело рук самой семьи (по принципу «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих»)». На основе изменения отношений собственности семья все чаще начинает выступать хозяйственно-экономической единицей различных альтернативных видов собственности: семейной, арендной, фермерской, индивидуальной, кооперативной, личной приусадебной и др. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, рыночные виды деятельности: частно-предпринимательскую, «челночно»-коммерческую, спекулятивно-посредническую. «По мере осуществления структурной перестройки экономики безработица коснется каждой семьи. В этих условиях гарантированной поддержкой семейного бюджета все более выступает личное подсобное, дачное и приусадебное хозяйство. Его доля в семейном бюджете за последние 5 лет резко возросла».

«Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям». Что, в свою очередь, требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне, что порождает по существу новую важнейшую функцию семьи - персоналитарную (от лат. persona - особа, личность). «Это означает формирование такого типа семьи, где высшей ценностью станут индивидуальность личности, ее права и свободы, где будут созданы условия для творческого развития и самовыражения каждого члена семьи, включая родителей и детей, на основе уважения достоинства личности, любви и согласия. Персоналитарная функция семьи в перспективе должна стать ведущей, определяющей сущность семьи в информационном обществе».

«Серьезным изменениям подвергнется и репродуктивная функция семьи». Социологи заметили, что в городах детей рождается меньше, чем в сельской местности. На количество детей в семье влияет не только урбанизация и связанная с ней экология, но и уровень образования женщины. Однако наибольшее влияние на преобразование воспроизводящей функции семьи оказывает изменение основы обмена веществ между человеком и природой в связи с информатизацией общества. «Развитие информационного производства потребует определенного соответствия между новейшими предметами и средствами труда, новейшими технологиями и способностью работника к труду: его общей культурой, информированностью, интеллектуальными способностями, профессионализмом, состоянием здоровья, интересом к работе, работоспособностью, способностью к быстрой адаптации, умением самостоятельно принимать решения. Резко возрастает ценность каждой жизни». Человек в информационном обществе будет активно заниматься повышением информированности, сохранением здоровья, хорошей формы.

Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения. Одним словом, возрастает потребность в качестве жизни.

«Алгоритм «качество информационного производства - качество информационного работника - качество жизни» неизбежно ставит семью в условия ограничения числа детей в семье».

Таким образом, «репродуктивная функция семьи будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества». Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого отдельного члена семьи - серьезная причина для конфронтации и отчуждения. «Современная семья активно реагирует на возрастание автономности своих членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур».

Отмечают возникновение разнообразных форм как «моногамной (парной) семьи, так и полигамной (групповой) семьи. Среди парных семей распространены внебрачные семьи (семьи без отца): материнская семья, неполная семья и конкубинат (разновидность материнской семьи, когда отец принимает некоторое участие в воспитании ребенка, оказывает и помощь матери)».

Появились новые формы полигамного брака: брак-коммуна, групповой брак (двоеженство или двоемужество, обмен партнерами).

Некоторые ученые (например, С. И. Голод) постсовременный тип семьи именуют супружеским. В супружеской семье стратегическое отношение определяется не родством (как в патриархальной) и не родительством (как в детоцентристской), а свойством. Понять это можно так. «Норма семейной жизни меняется: родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Основные семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для межпоколенных отношений «родители-дети». Характерным признаком постсовременной семьи является автономия супругов. «Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, чем ярче член такого социума сознает себя как индивидуальность, тем, в принципе, насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция, без сомнения, прослеживается и в семье. Здесь, в частности, автономность выражается в том, что интересы каждого из супругов шире семейных и круг значимого общения для каждого из них выходит за рамки супружества». Их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим идеалом и нравственными ценностями.

«Ребенок в постсовременной семье осознает, что его обязанности (и ответственность) по отношению к родителям состоят не столько в регулярной помощи в домашнем хозяйстве или в успешной учебе, сколько в том, чтобы полнее использовать возможности, предоставляемые ему для развития и реализации своих способностей и таланта. В свою очередь, родители, отходя от скрупулезной регламентации, поддерживают этику самореализации как социально-нравственную ценность».

«В современном типе семьи опека подростка, как правило, продолжается долго - вплоть до брака. Для постсовременного же, напротив, характерно поощрение юношеской самостоятельности». Супружеская семья - исторически наименее стереотипизированное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь открываются уникальные возможности для разнообразных и богатых отношений между полами и между поколениями, появляются широкие возможности индивидуальной самореализации для всех.

В то же время возрастут требования к качеству межличностных отношений, взаимной терпимости, уважению прав и достоинства личности каждого члена семьи.

«Одной из важных задач становления новых семейно-брачных отношений является опережающее воспитание семейной культуры подрастающего поколения. Знание молодежи о семье ограничивается главным образом опытом семейной жизни родителей или дополняется далеко не лучшими образцами массового искусства, заполонившего экраны телевидения и кино, прессу и печать. Если преемственность в передаче семейных традиций и представляет определенную ценность, то «идеалы» секса, насилия и страха, насаждаемые западной поп-культурой, причиняют непоправимый вред молодому поколению». Опасность такого воздействия усугубляется тем, что сегодня закладываются основы семьи будущего, формируются исходные принципы и нормы взаимоотношений новой персоналитарной семьи. Необходимо переломить отрицательную тенденцию и создать систему подготовки молодого поколения к новому типу семейной жизни, используя образование, искусство, средства массовой информации, общественное мнение, общественные организации. «Система семейного воспитания должна включать в себя: воспитание нравственной ценности семьи как оптимальной среды социализации и самовыражения личности; формирование личной психологической готовности к браку; воспитание культуры межличностных отношений; формирование культуры половых отношений; правильное понимание и выполнение супружеских обязанностей, установку на компромиссы, терпеливое и уважительное отношение друг к другу; ответственность и готовность строить брачно-семейные отношения новой персоналитарной семьи». Наиболее эффективным же воспитание нравственных ценностей семьи происходит под вилянием религиозных ценностей, например, что особо характерно для нашей страны, в мировоззренческой оболочке православия.

Таким образом, подробно освятив выше проблемы и перспективы семейных отношений в современной России, можно сделать следующий вывод. Семья - малая, первичная, и, наверное, самая главная ячейка общества, которая в условиях современных российских реалий переживает глубочайший кризис, вызванный во многом изменением государственно-политического строя, переходом к капиталистическому типу отношений, активным развитием промышленного производства, и, как следствие этого, изменением социально-культурных ценностей в обществе. Кризис семейных отношений проявляется в падении рождаемости, нестабильности семьи, росте числа разводов. Современную семью можно назвать супружеской, с ослаблением уз родства и родительства. В перспективе кризис семейных отношений будет не ослабевать, а, напротив, усугубляться. Проявление общемировых тенденций индивидуализации отразится и на институте семьи. Внутрисемейные конфликты будут происходить из-за эгоистических желаний членов семьи. Преодоление данного кризиса видится в воспитании молодого поколения в контексте высоких нравственных ценностей, во многом культивируемых институтом религии. Ценности супружеской верности, терпимого и уважительного отношения друг к другу, детям, правильное понимание половых отношений, готовность к компромиссам, всё это есть залог крепкой семьи.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можем заключить следующее.

Семья - довольно сложный социокультурный феномен, в рамках которого, в сущности, проходит вся жизнь человека. Именно поэтому семью как объект изучения не могли обойти своим вниманием учёные всех времен и народов.

Особый интерес семья представляет для социологии. Наиболее распространенные традиции изучения семьи и брака в социологии следующие: структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Бейлз), конфликтологический подход, основные положения которого был представлены еще К. Марксом, Ф. Энгельсом, подход к семье как малой социальной группе (Ч. Кули, З. Фрейд), а также теория социального обмена, основные положения которой были разработаны П. Блау.

В социологии данный феномен принято рассматривать с двух основных позиций: семья как малая социальная группа (первичная ячейка общества, «Общество в миниатюре»), а также семья как социальный институт.

Но это далеко не единственная функция семьи как социального института. Первая, и, можно сказать, главная его функция - репродуктивная, т.е. простое воспроизводство населения. Следующей важной для общества в целом функцией, которую выполняет семья, является первичная социализация подрастающего поколения. Примечательны при изучении семьи также функции: хозяйственно-бытовая, экономическая, досуговая, эмоциональная, психологическая поддержка своих членов. Успешное выполнение семьей своих основных функций в результате дает стабильное, устойчивое, прогрессивное общество.

На протяжении истории, как и все социальные институты, институт семьи и брака прошёл трансформацию. Семейные отношения изменялись от матриархата к патриархату, от полигамии, групповых браков к полигинии. Изменения института семьи продиктовано требованием времени, новыми веяниями в социальной жизни государства. Семь отражает государство в целом, как и любой другой социальный институт. Так групповой брак явился отражением существующего в сопутствующий ему исторический момент социального устройства общества. Ведь и государства, с присущей ему во всем строгой дифференциацией как такового еще не существовало. А характерной формой организации общественной жизни явилась община. Полигамия, характерная для восточных стран была ответом на постоянно происходящие войны на данной территории, в связи с чем погибало большое количество лиц мужского пола. Оставшихся после их смерти вдов мог взять в семью уцелевший брат погибшего мужа. Данная форма решения проблемы недостатка мужчин была в последующем закреплена в традициях данных стран в форме религиозных норм. В последующем многоженство в восточных странах переросло в традицию.

Также трансформация института семьи проявлялась в изменении функций семьи, а также изменении их превалирования в определённые исторические моменты. Так, например, досуговая функция семьи - явно продукт современно, постиндустриального общества. В то время как в средневековье основной функцией семьи помимо репродуктивной являлась хозяйственно-бытовая функция.

Что касается современной российской семьи. Долгое время, вплоть до революции 1917 года она ярко выражала патриархальный тип власти в семье, являлась расширенной и многодетной. Патриархальный тип власти делает семью очень стабильной.

После революции 1817 года семья провозглашалась основой построения коммунистического, свободного общества. Но на деле, произошло лишь разрушение традиционного для России института семьи, но ничего нового в замен так и не смогли построить. Одной из главных проблем стало резкое сокращение рождаемости. Институт семьи уже не мог выполнять свою основную функцию в полной мере.

С этими проблемами из советского периода семья плавно перешла в российский. Плюс прибавились проблемы, вызванные переходом страны к капиталистическим отношениям, сменой государственного строя, вызванными этими изменениями изменения в культурных ценностях и ориентациях граждан, общества в целом. Упал уровень духовности населения, ярко выраженным стало преобладание в жизненных установках людей экономических ценностей. Всё это обусловило глубокий кризис, который переживает семья в современном российском обществе. Самыми вопиющими проблемами семьи в условиях современных российских реалий являются: падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, жестокое обращение мужа с женой и родителей с детьми.

Кризис семьи, достигшей своего расцвета, требует скорейшего разрешения. Основными мерами к его устранению являются, в первую очередь, воспитательные: воспитание молодого поколения в контексте высоких нравственных ценностей, во многом культивируемых институтом религии. Ценности супружеской верности, терпимого и уважительного отношения друг к другу, детям, правильное понимание половых отношений, готовность к компромиссам, всё это есть залог крепкой семьи.

Список литературы

.Абашина Т.Г. Типология семей: исторический опыт / Т. Г. Абашина - М.: ЦСПГИ. 2005. - 150 с.

.Антонов А. И. Давайте разберемся // Социологические исследования. - 1986. - №1 - С. 2-45.

.Антонов А. И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления/А.И. Антонов, В.А. Борисов. - М.: ЦСПГИ, 1992. - 218 с.

.Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребенок: социолого-демографическое исследование / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Наука, 1987. - 215 с.

.Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века/А.И Антонов, С.А. Сорокин. - М.: Наука, 2000. - 380 с.

.Антонов Г.В. Демография: учебно-метод. пособие / Г.В. Антонов, В.И. Мажников. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. - 68 с.

.Бачинин В.А. Архаический протосоциум патриархального типа/В.А. Бачинин. - М.: Мысль, 2009. - 123 с.

.Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну/ Пер. с нем. Седельникова В и Федоровой Н. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 282 с.

.Бестужев-Лада И.В. Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования//Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. - 1986. - №5. - С 13-20.

.Блау П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель /Американская социологическая мысль//Науч. ред. В. И. Добренькова. - М.: ЦСПГИ, 1994.- 321 с.

.Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // Социологические исследования. 1992.- № 7. - С. 135-140.

.Голод С.И. Перспективы моногамной семьи: сравнительный межкультурный анализ//Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - №2. - С. 106-119.

.Голод С.И. Современная семья: мачизм, феминизм, трибадизм // Человек. - 2006. - № 6.- С. 69-81.

.Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи//СОЦИС. - 2008. - №5. - С. 2-24.

.Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты/С.И. Голод. - Л.: Наука, 1984. - С. 8 - 19.

.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие А. Б. Гофмана. - М.: РОССПЭН, 1990. - 387 с.

.Захарова О. Ю. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости/Социология в России//Под ред. В.А. Ядова. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. - 252 с.

.Клецин А.А. Социология семьи / Социология в России //Под ред. В.А. Ядова.- М.: РОССПЭН, 1996. - 213 с.

.Ковалевский М. М. Клан у аборигенных племен России / Пер. с фр. Д. В. Миронова // Социологические исследования. - 2002. - № 5. - С 20-31.

.Кон И.С. Ребёнок и общество/И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 160 с.

.Конт О. Система позитивной политики/ Родоначальники позитивизма. - М.: ЦСПГИ,1910. -- 546 с.

.Кули Ч. Первичные группы /Американская социологическая мысль//Науч. ред. В. И. Добренькова. - М.: ЦСПГИ, 1999. - 421 с.

22.Кули Ч. Первичные группы /Американская социологическая мысль//Науч. ред. В. И. Добренькова. - М.: ЦСПГИ, 1999. - 390 с.

.Ле Пле Ф. Основная конституция человеческого рода/ Ф. Ле Пле. - М.: Хранитель, 1897. - 452 с.

.Липина С. А. Накануне трагедии// Реформирование России: мифы и реальность. - М.: ИСПИ РАН. - 1994. - № 1. - С. 30 - 45.

.Лисовский В.Т. Нелегитимные молодежные сексуальные стандарты//Человек. - 2002. - № 5. С. - 140-149.

.Лодкина, Т.В. и др. Семья как объект и субъект деятельности / Т.В. Лодкина, Л.И. Краева, И.Ю. Краева и др. // Семья в современном социуме (конец XX - начало XXI вв.) : коллект. моногр. / Т.В. Лодкина, Л.И. Краева, И.Ю. Краева и др. - Вологда, 2007. - 237 с.

.Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры / Пер.: И. Ж. Кожановская и др. - М.: РОССПЭН, 2004. - 960 с.

.Маркс К., Энгельс Ф.Манифест Коммунистической партии/ К. Маркс., Ф. Энгельс. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 4. -М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - 659 с.

.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура/Р. Мертон. - М.: Хранитель, 2006. - 867 с.

.Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии /Пер. с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 385 с.

.Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (ХVIII-начало ХХ в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства/Б.Н. Миронов. - Сочинения. - Т. 2. - СПб.: Питер, 1999. - 548 с.

.Морган Л. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации/ Западноевропейская социология XIX века.// Науч. ред. В.И. Добренькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1959. - 568 с.

.Морган, Г.Л. Дома и домашняя жизнь американских туземцев / Г. Л. Морган - М.: Книга по Требованию, 2011. -. 208 с.

.Мурдок Ж.П. Типология семей/Ж.П. Мурдок. - М.: РОССПЭН, 1996. - 542 с.

.Пискунов В.П., Стешенко В.С. К теоретическому обоснованию демографической политики развитого социалистического общества// Демографические тетради. - 1972. - № 7. - С 5-19.

.Сергеева Т.Д. Историческое развития семейных взаимоотношений/ Т.Д. Сергеева - СПб.: Питер, 2001. - 469 с.

.Соловьев В. Духовные основы жизни/В. Соловьев. - М.: Хранитель, 1899. - 544 с.

.Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня / Н.Я. Соловьев. - Вильнюс.: Минтис, 1977.- 226 с.

.Соркин П.А. Кризис современной семьи/П.А. Сорокин. - М.: Мысль, 1991. - 227 с.

.Социология: справочное пособие/А.И. Кравченко. - М.: РОССПЭН, 1996. - 340 с.

.Спенсер Г. Основания социологии / Западноевропейская социология XIX века.// Науч. ред. В.И. Добренькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - 431 с.

.Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - С. 103 - 124.

.Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - 180 с.

.Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. - М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. - 220 с.

.Фрейд З. Психоанализ, религия, культура/ З. Фрейд. - М.: Ренессанс, 1992. - 293с.

.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек/Пер. с англ. Левина М. Б. - М.: АСТ «Ермак», 2005. - 485 с.

.Харчев А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. - М.: Мысль, 1979. - 187 с.

.Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы / А. Г. Харчев. - М.: Мысль, 1997. - 224 с.

.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление/А. Шопенгауэр. - М.: РОССПЭН, 1986. - 343 с.

.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. «Психология и психотерапия семьи» / Э.Г. Эйдемиллер., В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1999 - 302 с.

.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства/ Ф. Энгельс. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - 432 с.

.Янкова З. А. Городская семья/З. А. Янкова. - М.: Мысль, 1979. - 115 с.

53.Parsons Т., Bales R F., Olds J., Zeldich M. Slater Ph Family, socialization, and interaction process// NY Free Press. - 1967. - vol.17. - 250p.

54.Лекция №4. Социальные институты [Электронный ресурс]/ Социология. Лекции. - Режим доступа: <http://abc74.ru/library/details_38.html?p=5>. - (Время доступа - 05.02. 2012 г.)

.Семья и её основные функции [Электронный ресурс]/ Социология. - Режим доступа: <http://psychologiclub.com/semya-i-eyo-osnovnye-funkcii/>. - (Время доступа - 12.03.2012 г.)

.Типы семьи [Электронный ресурс]/Социология. - Режим доступа: <http://socnauka.ru/?p=311>. - (Время доступа - 07.11. 2011 г.)

Похожие работы на - Семейные отношения в России: особенности и перспективы развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!