Российская социология искусства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    0
  • Опубликовано:
    2012-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Российская социология искусства













Российская социология искусства

Выполнили

студ-ки Г.Ф. СО-81

Иванова Д.Д

Немчинова Е.В

общественный жизнь культура население искусство

До 60-х г. тоталитарная власть объявила социологию буржуазной лженаукой и на исследования в этой области был наложен запрет. Но сначала «Хрущевской оттепели» стало возможным обсуждать роль искусства в общественной жизни.

г. организуется Советская социологическая ассоциация.

г. Институт конкретных социальных исследований АН СССР.

-70е гг. в нашей эстетики все более широко начало распространяться представление о полифункциональности искусства.

С 1980-х г. начинаю изучать взаимодействие с искусством широкиз масс населения.

В результате в нашей стране сложилось самостоятельное научное направление - социология художественной культуры, задачей которой стало изучение искусства как одной из форм общественного сознания.

Социологические исследования художественной жизни.

Социологию делят на:

vТеоретическая - «философская»;

vпрактическая - «эмпирическая».

Направление «конкретной социологии искусства»

А. Вахеметсы и С. Плотникова делят социологию искусства на две группы:

«ситуация создания искусства» - это отношения между художником, произведением искусства и распределителем этого произведения;

«ситуация потребления искусства» - в нее входят динамически взаимосвязанные звенья: художественное произведение, канал распределения, потребитель художественного произведения.

Стремление к целостному анализу проявлялось по - разному. Если в 1960-е г. рассматривался интерес различных групп населения к отдельным видам искусства, то в 1970-е г. анализировалось отношение некоторых категорий населения сразу к нескольким видам искусства. В эпицентре исследований чаще находились городские рабочие, сельские жители и студенчество, реже - интеллигенция.

Другим направлением на пути к целостному изучению функционирования искусства было исследование его места в структуре досуга населения. Тем самым искусство ставилось в контекст с другими элементами свободного времени, исследовалась связь искусства с образом жизни людей.

Основной задачей представлялось построение типологии главных слагаемых объекта изучения - публики и искусства. Работа шла в двух направлениях:

строило типологии на основе особенностей интересов людей к искусству;

пробовало создать типологию личностей, предполагая потом уже выяснить, что нравиться в искусстве людям того или иного типа.

Первым шагом стали типологии, опирающиеся преимущественно на количественные характеристики. Респондентов дифференцировали по интенсивности интереса к искусству, обычно по частоте посещения театра, кинотеатра и т.д.

В типологиях художественного интереса человек представал неким отражением искусства, так как фиксировались его художественные предпочтения и не выяснялось, чем вызваны эти и интересы и что они человеку дают.

Комплексные исследования.

Из концепции М. Кагона разработчики исходили из того что теоретически возможно 4 вида человеческой деятельности:

преобразовательная(созидательная, творческая);

познавательная (гносеологическая);

ценностно - ориентационная (аксиологическая);

коммуникативная (общение).

Эти четыре вида названные духовными потенциалами человека составляют его духовный мир.

По сформированности четырех духовных потенциалов и ориентации людей на выполнение своих социальных ролей все обследованные респонденты были разделены на четыре типа, представлявших собой известную иерархию по разновидности духовного мира и включенности в социальную практику. С помощью этой типологии удалось выявить ряд важных закономерностей в отношениях человека и искусства.

Разработка этой типологии стала одним из шагов, которые предполагали целостное рассмотрение функционирующего в стане искусства.

Изучение бытия искусства, его взаимодействия с человеком сложились в достаточно зрелое направление исследований. Создан, по сути, новый раздел науки, где предметом изучения стало взаимодействие с искусством широких масс населения в процессе их художественной деятельности. Накоплен богатый материал, зафиксированы существенные закономерности в социальном функционировании искусства, наметились определенные теоретико - методологические подходы к анализу рассматриваемых явлений и процессов. Все это служит хорошей предпосылкой для нового витка развития научной мысли в изучении художественной жизни общества.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!