практическая - «эмпирическая».
Направление «конкретной социологии искусства»
А. Вахеметсы и С. Плотникова делят социологию искусства на две группы:
«ситуация создания искусства» - это отношения между художником, произведением искусства и распределителем этого произведения;
«ситуация потребления искусства» - в нее входят динамически взаимосвязанные звенья: художественное произведение, канал распределения, потребитель художественного произведения.
Стремление к целостному анализу проявлялось по - разному. Если в 1960-е г. рассматривался интерес различных групп населения к отдельным видам искусства, то в 1970-е г. анализировалось отношение некоторых категорий населения сразу к нескольким видам искусства. В эпицентре исследований чаще находились городские рабочие, сельские жители и студенчество, реже - интеллигенция.
Другим направлением на пути к целостному изучению функционирования искусства было исследование его места в структуре досуга населения. Тем самым искусство ставилось в контекст с другими элементами свободного времени, исследовалась связь искусства с образом жизни людей.
Основной задачей представлялось построение типологии главных слагаемых объекта изучения - публики и искусства. Работа шла в двух направлениях:
строило типологии на основе особенностей интересов людей к искусству;
пробовало создать типологию личностей, предполагая потом уже выяснить, что нравиться в искусстве людям того или иного типа.
Первым шагом стали типологии, опирающиеся преимущественно на количественные характеристики. Респондентов дифференцировали по интенсивности интереса к искусству, обычно по частоте посещения театра, кинотеатра и т.д.
В типологиях художественного интереса человек представал неким отражением искусства, так как фиксировались его художественные предпочтения и не выяснялось, чем вызваны эти и интересы и что они человеку дают.
Комплексные исследования.
Из концепции М. Кагона разработчики исходили из того что теоретически возможно 4 вида человеческой деятельности:
преобразовательная(созидательная, творческая);
познавательная (гносеологическая);
ценностно - ориентационная (аксиологическая);
коммуникативная (общение).
Эти четыре вида названные духовными потенциалами человека составляют его духовный мир.
По сформированности четырех духовных потенциалов и ориентации людей на выполнение своих социальных ролей все обследованные респонденты были разделены на четыре типа, представлявших собой известную иерархию по разновидности духовного мира и включенности в социальную практику. С помощью этой типологии удалось выявить ряд важных закономерностей в отношениях человека и искусства.
Разработка этой типологии стала одним из шагов, которые предполагали целостное рассмотрение функционирующего в стане искусства.
Изучение бытия искусства, его взаимодействия с человеком сложились в достаточно зрелое направление исследований. Создан, по сути, новый раздел науки, где предметом изучения стало взаимодействие с искусством широких масс населения в процессе их художественной деятельности. Накоплен богатый материал, зафиксированы существенные закономерности в социальном функционировании искусства, наметились определенные теоретико - методологические подходы к анализу рассматриваемых явлений и процессов. Все это служит хорошей предпосылкой для нового витка развития научной мысли в изучении художественной жизни общества.