Поездка в метро как социальный опыт

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,42 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Поездка в метро как социальный опыт

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет государственного и муниципального управления




Эссе

По дисциплине

«Общая социология»

На тему

«Поездка в метро как социальный опыт»



Выполнила:

Студентка 1 курса очного отделения

Факультета государственного

и муниципального управления

Шевченко Е.Н.



Москва

г.

Социальный опыт - одна и из основополагающих частей социальной жизни отдельного индивида, которая также является частью процесса социализации и становления его в обществе. Прежде всего, установим наиболее корректное и исчерпывающее определение социального опыта. Социальный опыт - это важнейшая содержательная часть компонента культуры, представляющая собой исторически сложившиеся в общественном сознании членов какого-либо общества формы осуществления любых социально ощутимых действий людей. Подобное действие показывает свою состоятельность не только с позиции утилитарной эффективности, но и в поддержании требуемого в существующих условиях уровня социальной интеграции общества и его функциональных элементов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной деятельности.

Традиционно выделяются три основные социокультурные функции социального опыта:

выработка способов поддержания определенного уровня интегрированности людей в обществе, на основе которых выделяются приемлемые и неприемлемые правила поведения людей в обществе, которые в свою очередь позитивно \ негативно санкционируются, что также выражается в выработке определённых правил и социальных установок. Социальный опыт заключает в себе функционирование и применение личностью на практике усвоенных ею ранее ценностных ориентаций, без которых невозможно представить процесс социализации и интеграции личности в общество. Анализируя исследования английского психолога Милтона Рокича, разработавшего оригинальную концепцию ценностных ориентаций, можно заключить, что ценность - это «устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности некоторых целей или способов существования перед другими», а ценностные ориентации отдельных индивидов различных общественных объединений неоднородны, однако в целом одинаковы. Отсюда следует следующая функция социального опыта.

социальный опыт предполагает выявление правил поведения индивида в социальной среде, способствующих поддержанию общественного порядка и безопасности, не только на примере какого-либо конкретного общества, но и на глобально-человеческом уровне, так как ценностные установки членов различных обществ в силу общечеловеческих характеристик схожи между собой.

неотъемлемая связь процесса социализации, инкультурации и социального опыта выражается именно через третью функцию социального опыта. Культурные ценности и правила поведения в обществе консолидируются в общественном сознании посредством приобретения социального опыта, который передаётся от поколения к поколению при помощи первичной и вторичной социализаций. Накопленные знания о сосуществовании в обществе, ценностях и принятых порядках транслируются поколениями именно благодаря социальному опыту.

На основе работ немецкого социолога Макса Вебера установим определение социального действия. Социальное действие - «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него». Исходя из этого, можно заключить, что поездка в метро - это социальное действие, так как совершая свой путь в пространстве метрополитена, индивид действительно соотносит свои действия с действиями других членов социума, однако его действия конкретно не направлены на них. Так может ли социальное действие стать социальным опытом? Если поездка в метро действительно является социальным опытом, следовательно, у этого действия должны быть вышеприведённые функции социального опыта. социальный опыт поездка метро

Вычленим основною часть из первой функции социального опыта - ею будет являться выявление, усвоение и использование общепринятых правил поведения индивидом в процессе его действий в социальной среде. Представим себе классический пример: студент каждый будний день добирается до университета посредством метрополитена. Его индивидуальный социальный опыт выражается в ежедневном опосредованном взаимодействии с другими членами общества (в данном случае, стихийная толпа людей в метро). Студент, на основе массового поведения людей, делает выводы о том, как нужно вести себя на территории метрополитена: если на эскалаторе обе стороны занимаются пассажирами, то он не старается пройти вперёд, а занимает определённое место, не препятствует пассажиропотоку; в зданиях метрополитена нет конкретно обусловленных направлений движения, т.к. они возникают стихийно, однако упомянутый выше студент будет двигаться согласно движению той толпы, направление движения которой необходимо именно ему ради достижения конечного пункта назначения. Во время особенно обильного скопления людей в вагонах (так называемый «час-пик») люди обыкновенно стараются встать поближе к дверям выхода из вагона по мере приближения к нужной им станции. (Подобный метод позволяет не задерживать выход из поезда и препятствует образованию «давки» и задерживанию поезда) - наш студент будет действовать точно так же, исходя из приобретённого им социального опыта на основе своих собственных действий и действий других индивидов - членов данной временной группы (пассажиры метро). За нарушение общепринятых форм поведения в метрополитене будут следовать санкции (которые берут корень происхождения опять же из социального опыта общества). Неформальные - такие, как порицание обществом, и формальные - за неподобающее поведение, нарушающее общественный порядок, индивид может быть задержан местными органами охраны правопорядка.

Социальный опыт формирует определённые правила поведения в конкретной ситуации - в случае поездки в метрополитене (на примере московского метро) данные правила не просто индивидуально формируются каждым отдельным пассажиром (включая приведённого нами в пример студента), они структурированы формально в документе «Правила пользования Московским метрополитеном», копии которого можно прочесть в каждом вагоне. Данный документ указывает на примеры желательного поведения пассажиров, а так же на те действия, совершение которых влечёт за собой юридическую ответственность (например, курение на территории метрополитена или проезд по станции на велосипеде \ мотоцикле).

Рассмотрим следующую функцию социального опыта - формирование правил поведения в обществе на локальном уровне. Каждое социальное объединение людей обладает набором своих ценностных ориентаций (различия в которых, к слову, являются одной из причин возникновения межгрупповых конфликтов), однако в силу общих черт человеческой природы у каждого отдельного члена разных обществ, их социальный опыт будет формировать в сознании людей схожие понятия о (не)приемлемом поведении в обществе. Например, и пассажир московского метро, и пассажир питерского, исходя из своего личного социального опыта, не будут стараться проникнуть в метро после часа ночи и конфликтовать с его работниками, так как знают, что метрополитен не будет функционировать до шести часов утра. Подобным образом формируется социальный опыт общества - из отдельных элементов складывается групповое осознание того, в какое время возможно воспользоваться метрополитеном.

Третья, и, на мой взгляд, наиболее важная функция социального опыта заключается в его участии в процессе вторичной социализации индивида, в передаче (воспроизводстве) накопленных знаний о принятых в обществе порядках и правилах поведения. Представим себе следующую ситуацию: в метро едут мать с шестилетним ребёнком. В метро жарко и душно, много людей, но когда ребёнок начинает громко плакать, кричать, капризничать, мать успокаивает его и объясняет, как не нужно вести себя в метро, объективно говоря, указывает, что приемлемо данным обществом в данной ситуации (поездка в метро). Ребёнок наблюдает за поведением других людей, за поведением своей матери и учится элементарным правилам поведения, которое принимается данным обществом. От матери, других старших, он узнает о том, какие нормы вежливости приняты в обществе во время поездки в метрополитене, усваивает ценностные ориентиры - тем самым интегрируясь в данное общество и приобретая индивидуальный социальный опыт посредством усвоения общественного опыта.

На основе данной работы можно сделать следующий вывод: поездка в метро как социальное действие так же является социальным индивидуальным опытом каждого отдельного индивида, так как оно содержит в себе все вышеперечисленные функции социального опыта и отвечает основным характеристикам этого определения. В ходе данного социального действия (поездка в метро) отдельным индивидом приобретаются следующие знания о том, как:

максимально функционально и рационально для собственной выгоды действовать, совершая поездку в метро (индивидуальный социальный опыт)

вести себя согласно принятым нравственным установкам данного общества (общественный социальный опыт)

Список использованной литературы

1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978

. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986

3. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени <http://www.sad26.ru/files/sad26/library/leontyev-cs.doc> // Психологическое обозрение, № 1, 1998.

4. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

5. Вебер М. Основные социологические понятия <http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Weber/osn_soc.php> // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!