Общественное призрение и благотворительность в Англии, Франции, Германии, Италии в конце XIX – начале ХХ вв.

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,38 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общественное призрение и благотворительность в Англии, Франции, Германии, Италии в конце XIX – начале ХХ вв.

Содержание

Введение

. Теоретические основы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии в конце XIX - начале 20 вв

.1 Понятие и сущность общественного призрения и благотворительности

.2 Предпосылки системы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 - начале 20 в

. Особенности общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 - начале 20 вв

.1 Общая характеристика общественного призрения и благотворительности в Западной Европе в конце 19 - начале 20 вв

.2 Системы общественного призрения и благотворительности Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 - начале 20 вв

Заключение

Литература

Введение

Складывание системы государственного призрения в странах Западной Европы было важным явлением на рубеже 19 - 20 вв. Вопросы общественного призрения указанного периода весьма актуальны, так как оказали существенное влияние на дальнейшее развитие этой системы в странах Западной Европы уже в 20 в.

На рубеже 19 - 20 вв. европейская система государственного призрения находилась в состоянии формирования и во многом была несовершенна и противоречива. Она сочетала в себе, с одной стороны, государственную помощь бедствующим и страждущим через приюты, лечебницы, организацию общественных работ, социальное страхование, а с другой стороны, осуществление исправительно-принудительных мер в отношении профессиональных нищих и других маргинальных слоев общества через работные дома, дома призрения нищих.

Усилия многих правительств стран Запада в конце 19 - начале 20 вв. были направлены на реализацию второго компонента призрения. Сохраняя за собой надзор за функционированием системы призрения, государственные структуры возлагали основную деятельность по оказанию помощи на местные общины и самоуправления. Следовательно, в реальной жизни государственное призрение нередко сочеталось с общественным, а в некоторых случаях дополнялось и благотворительностью.

Цель настоящей курсовой работы - изучить особенности общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 - начале 20 в.

Объект исследования - общественное призрение и благотворительность в странах Западной Европы.

Предмет исследования - предпосылки, условия, особенности общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 - начале 20 в.

Исходя из цели, объекта, предмета исследования, курсовая работа направлена на решение следующих задач:

. Рассмотреть теоретические основы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 - начале 20 вв.

. Выявить особенности общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 - начале 20 вв.

При выполнении курсовой работы была использована учебная (С.И. Григорьев, И.Г. Зайнышев, В.П. Мельников, Е.С. Новак, П.Д. Павленок, С.В. Тетерский, Е.И. Холостова), научная (Л.В. Бадя, Л.И. Демина, В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова, К.В. Кузьмин, А.И. Ляшенко, В.И. Митрохин, П.И. Нещеретний, Ш. Рамон, Р. Сарри, В.М. Фирсов), периодическая (А.С. Щеглова), справочная (Р. Баркер) литература.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы. В первой главе приводятся понятие и сущность общественного призрения и благотворительности, предпосылки системы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 - начале 20 в. Во второй главе даются общая характеристика общественного призрения и благотворительности в Западной Европе, а также системы общественного призрения и благотворительности Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 - начале 20 вв. Заключение содержит главные выводы о проделанной работе.

. Теоретические основы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 - начале 20 вв.

.1 Понятие и сущность общественного призрения и благотворительности

Термин «благотворительность» происходит от слов «творить благо» и возник ещё в глубокой древности. Благотворительность - это проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему.

Предметом благотворительности является материальная или нематериальная помощь: финансовые средства (субсидии, льготы, пособия), продукты, одежда.

Содержание и семантика основных терминов в процессе исторического развития существенно менялись:

общественное презрение;

благотворительность;

милосердие;

благодеяние.

Долгое время процесс социальной поддержки и благотворительности не был терминологически определён.

Благотворительность - это проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему, стремление исполнить «некоторую религиозно-нравственную потребность». Благотворительность могла выступать в виде материальной помощи нуждающимся, вклада в строительство или содержание богоугодных заведений, стипендий и пособий, участия в благотворительных акциях.

Теоретическое обоснование благотворительной деятельности не на основе догматов, а на принципах реальной филантропии и теории солидарности во второй половине 19 в. дал А. Горовцев, который исследовал происхождение понятия «благотворительность» и анализировал его генезис. А. Горовцев пришел к выводу, что понятие благотворительности в полном объёме определить невозможно, так как оно имеет ряд доминант, изменяющихся в зависимости от их интерпретации:

добро;

благо;

милость.

Объективность последних дефинций связана с индивидуальной оценкой различных субъектов, что и затрудняет её определение.

При всей сложности определения понятия и явления благотворительности А. Горовцев установил некоторую закономерность, которая подразумевает, что благотворительность и бедность - два взаимосвязанных явления, не существующих в обществе раздельно.

Понятие «общественное призрение» впервые появилось во второй половине 18 в. Оно происходит от слов «призреть, призревать», то есть обратить взор с сочувствием, вниманием, участием, милосердием.

Цель призрения - разумное и организованное обеспечение нуждающихся всем необходимым и предупреждение нищеты.

С. Рункевич и В. Гаген в начале 20 в. выделяли различные формы общественного призрения. В своих трудах они отмечали, что призрение имеет отчётливую интерпретацию, которая зависит от субъекта помощи и включает:

призрение бедных;

церковное призрение;

частное призрение;

публичное призрение.

С. Рункевич и В. Гаген впервые провели границу между общественным призрением в широком и в узком смысле. При этом понимание общественного призрения в узком смысле связано с такой формой помощи, которая направлена на удовлетворение первейших человеческих потребностей.

Во второй половине 19 в. выработались основные научные подходы к изучению проблем общественного призрения и благотворительности. Известный исследователь М.В. Фирсов выделяет следующие основные подходы к теории общественного призрения:

конфессиональные подходы;

правовые подходы;

социально-административные подходы;

подходы к проблеме с позиций социальной патологии.

Конфессиональное направление характеризуется тем, что на основе традиционалистских принципов защищало догматы милосердия и благотворительности церкви. Однако на рубеже 19 - 20 вв. наметилась тенденция конфессионального осмысления сущности проблем государственной благотворительности, социальной справедливости.

Важным направлением общественной мысли являлись правовые подходы, оформившиеся в качестве самостоятельного направления в самом конце 19 в. Общественная благотворительность рассматривалась в комплексе проблем. Среди них основными являлись вопросы обязательного и необязательного общественного призрения:

роль государства;

роль частных лиц и организаций в деле общей и частной благотворительности;

проблемы нищенства и его профилактики.

Проблемы администрирования и управления частным и общественным призрением, их соотношение и роль в деле помощи нуждающимся - совершенно иной пласт проблем, который рассматривался в рамках социально-административного подхода.

Можно отметить, что наметилось стремление к упорядочиванию деятельности частных благотворительных организаций, определение сфер их деятельности в системе общественного призрения.

Итак, общественное призрение может быть определено как культурная форма благотворительности. Первичная форма благотворительности - это подаяние милостыни нищему, встречающееся в самые отдаленные времена и впоследствии возведенное в религиозную обязанность. От милостыни общественное призрение отличается организацией, мотивами и целями. Организация в общественном призрении проявляется двояким способом: по отношению к получающим помощь и к оказывающим ее. Милостыня по своей сути не поддается организации; она подается тому, кто протягивает руку, хотя бы он мог эту руку приложить и к труду; общественное призрение распространяется только на тех, кто не в состоянии себя призреть и не делает из своей нужды промысла. Милостыня исходит от индивидуума; субъектом общественного призрения является коллективное лицо - община или земская единица, организованная в общину призрения. Мотивами милостыни бывают субъективное ощущение, инстинкт сострадания, исполнение религиозной заповеди, забота о спасении души; мотивами общественного призрения являются сознание гражданской солидарности между членами общины, общественный интерес, забота правительства о благе населения. Цель милостыни - минутная помощь, в то время как цель общественного призрения - разумное обеспечение нуждающегося и предупреждение нищеты. Толчком для перехода от милостыни к общественному призрению послужило развитие нищенства и бродяжничества в местностях, где подавалась щедрая милостыня.

.2 Предпосылки системы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 - начале 20 в.

благотворительность призрение нищенство

Англия, Франция, Германия и Италия имели свои экономические, культурологические, национальные, исторические особенности общественного призрения. Проблема нищеты всегда волновала общество, и одним из первых способов борьбы с ней, который существует и в настоящее время, была религиозная благотворительность. Но по мере того, как общество начало осознавать значение труда в жизни народа, взгляд на нищенство стал изменяться: в нем стали видеть общественное зло, которое требует не потворства, а искоренения. Государство долгое время держалось вдали от благотворительности. Государи как частные лица, как христиане, давали богатую милостыню, держали в своем придворном штате особое почетное лицо для производства милостыни, но благотворительность не была предметом их заботы как правителей государства.

С 14 в. западноевропейское государство вело политику преследования и карания нищенства: первоначально эти попытки носили местный и временный характер, затем они постепенно усиливались и приобрели системность. Преследуя нищих, власть оберегала тем самым интересы остального населения, обремененного тяжелыми налогами, и в то же время руководствовалась соображениями государственного порядка.

Неразборчиво подававшаяся милостыня, помогая нужде, вместе с тем и питала нищенство, развивала его в особый помысел и поддерживала бродяжничество. Бродяжничество, в свою очередь, порождало опасные скопления, превращалось в разбойничество. В особенности усвоила этот взгляд правительственная власть в слагавшихся тогда из средневекового дробления государствах. В 1350 г. французским королем Иоанном был издан указ против нищих и тунеядцев, в котором оговаривалось, что «здоровые между ними люди, мужчины и женщины должны были быть заключаемые в тюрьму на 4 дня, при вторичной поимке поставлены к позорному столбу, третий раз клеймены раскаленным железом и изгнаны».

Через десять лет подобный закон был издан в Англии. Германия не отставала от своих соседей в решении проблем нищенства, и с конца 14 в. почти каждый год был отмечен его воспрещением в каком-нибудь из ее имперских городов.

Последующие три века (15 - 17 вв.) для западных стран характерны еще большим ужесточением существующих законов. Однако такая политика не давала ожидаемого результата, и правительства западноевропейских стран постепенно перешли на иной путь. Первыми шаги были предприняты вольными, то есть самостоятельными городами, поскольку они имели средства и ограниченное пространство, внутри которого легче было бы провести цельную организацию благотворительности. Например, во Франкфурте на Майне, лежавшем на большом торговом пути из Южной германии в Северную, уже в 1438 г. упоминаются попечители о бедных. В 16 в. один город за другим, по примеру Аугсбурга (1522 г.), - Нюрнберг (1522 г.), Страсбург и Бреславль (1523 г.), Регенсбург, Магдебург (1524 г.) - организуют у себя призрение бедных.

Вслед за этим в Англии, Франции, Германии и Италии провозглашается основной принцип борьбы с нищенством и избирается путь систематической помощи нуждающимся. Так, в 1530 г. германским имперским сеймом был обнародован устав, обязывающий местные власти наблюдать, чтобы каждый город и каждая община сами кормили и содержали своих бедных. В 1531 г. Карлом V был оглашен такой же указ, который распространился на земли в Нидерландах. А в1536 г. король Франциск I издал «Ордонанс», по которому немощные бедные, имевшие оседлость, должны были кормиться и содержаться приходами, для чего священникам и церковным старостам приказывалось вести им списки, для раздачи им на дому «сообразной милостыни». В королевском приказе прозвучала необходимость введения так называемых кружков в каждом приходе, а церковные люди каждое воскресение были обязаны приглашать к пожертвованиям всех прихожан. Через 30 лет ситуация изменилась - принцип призрения приобрел несколько иную окраску. Карл IX ордонансом, изданным в Мулене в 1566 г., перенес обязательства кормить бедных на общины, которые состояли из жителей города, местечка или деревни, в свою очередь, нищим запрещалось просить милостыню вне общины и бродяжничать. Жители обязаны были способствовать содержанию этих бедных по своему состоянию и под наблюдением мэров, советников и приходских старост; а бедные обязывались брать от названных лиц свидетельства на случай болезни и отправляться в богадельни и госпитали.

В Англии в начале 16 в. Генрихом VIII были изданы указы, которые, по сути, не отличались от ордонанса Франциска I. В этих указах запрещалась частная милостыня под угрозой штрафа; здоровых людей, ведущих нищенский образ жизни, заставляли работать, немощных же должны были содержать церковные приходы за счет «добровольных» пожертвований, а на отказывающихся от уплаты пожертвований прихожан налагали пени. Эта мера была сначала дополнена указом Эдуарда VI (1551 г.) и получила большее развитие при Елизавете (1601 г.). Так, мировые судьи обязаны назначать 3 - 4 человека в качестве попечителей над бедными, из влиятельных жителей в каждом приходе, для осуществления функций контроля по обеспечению нищих либо содержанием, либо работой. Эти указы легли в основание систематически развивавшегося и усовершенствованного в прошлом веке попечительства о бедных в Англии.

Подобные меры были предприняты и во Франции Генрихом VIII, однако они не получили практического результата из-за сохранения прежней организации католической церкви, которая верховодила благотворительностью: устраивала учреждения-госпитали, богадельни и детские приюты. Только в 17 в. государство начало политику преследования нищих и создания работных домов с принудительной работой.

Наступление нового, третьего периода в истории борьбы с нищенством отмечено участием общества и преобладанием организованной систематической помощи над мерами преследования и случайной щедростью. От искоренения синдрома болезни перешли к излечению ее корня. В непосредственном попечении о каждом больном, в попечении, сопровождаемом личным к нему участием, стали усматривать лучшее и самое деятельное средство для борьбы с нищенством и предотвращения его.

Этот переворот связан с распространением гуманных идей в 18 в., которые носили филантропический характер. Идеи гуманизма несли чувствительность и сострадание. Забота о бедных, детях, подсудимых, заключенных преступников, рабов стала уделом филантропических устремлений. Главная заслуга филантропии заключается в том, что она сумела привлечь внимание всего общества к нищенству. Так, в Гамбурге усилиями политэконома Бюша и купца Фохта было устроено в 1778 г. «всеобщее попечительство о бедных». Основной его принцип состоял в том, что каждый бедняк должен сам зарабатывать пропитание в меру своих сил и возможностей, но в случае нужды и нехватки необходимого минимума для жизни ему оказывали поддержку попечительства; неспособные к работе находились на полном содержании. Помощь и надзор за бедными осуществляли добровольные попечители, которые рассматривали всякий случай индивидуально и контролировали положение дел относительно каждого нуждающегося.

Благодаря этой деятельности, впервые 10 лет численность вспомоществуемых на дому бедных сократилась на 4 300 человек, а пристроенных в благотворительных заведениях - на 5026 человек. В 1791 г. направление попечительства имело основание заявить в своем отчете, что в Гамбурге нет больше нищих и никто не терпит нужды. Таким способом гамбургское попечительство сумело избежать участи, которая постигла современную ему английскую систему благотворительности. Под влиянием гуманитарных идей в конце 18 в. английские приходские попечительства заменили прежнюю систему содержания бедных в работном доме подаянием помощи на дому; для этой цели составлялись местные таксы, сообразно с ценой на хлеб и количеством членов вспомоществуемой семьи, и весь недобор заработной платы, получаемый известной семьей, выдавался ей приходским попечительством. Следствием этого было сильное понижение заработной платы и значительное повышение расходов со стороны попечительств и налога для бедных. Гамбургское попечительство стало образцом для многих городов, а императоры Наполеон и Франц Австрийский обращались к Фохту за советом относительно организации благотворительности в их государствах.

На заре эпохи Франция, Германия, Англия, Италия, а также Испания, Голландия, Бельгия и Австрия, признали и провозгласили, что призрение бедных есть обязанность соседей, то есть местных общин и властей. В Германии имперская законодательная власть не была облечена правительственной властью и не располагала исполнительными органами; к тому же она была парализована расколом между католицизмом и протестантизмом; поэтому действительная власть стала переходить к местным правительствам, то есть имперским князьям и городам. Французское правительство в своих заботах о бедных не пошло далее по начатому пути, и только английское правительство последовательно развивало провозглашенный принцип и нашло средства к полному его осуществлению.

Итак, предпосылки общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 - начале 20 вв. складывались постепенно. До 19 в. основными организаторами помощи бедным, больным, старикам, одиноким являлись монастыри, которые кормили убогих, нищих, организовывали приюты, госпитали, собирали пожертвования в пользу бедных.

В конце 18 - 19 вв. было положено начало становления общественной и частной формы организации благотворительной помощи. В исторической практике благотворительной деятельности имела место филантропическая деятельность как общественных организаций, так и частных благотворителей. Общество и организации осуществляли свою социальную деятельность в учреждениях призрения детей (младенцев, сирот), учреждениях призрения взрослых, не могущих содержать себя (слепых, увечных, глухонемых), учреждениях медицинской помощи, тюрьмах. Частная благотворительность также активно развивалась. Представители разных сословий оказывали филантропическую помощь в самых разнообразных формах и направлениях. Их деятельность характеризовалась тесной связью с просвещением и воспитанием, организацией пансионов, школ и мастерских, училищ для слепых и детей-сирот. Они покровительствовали той или иной категории нуждающихся.

Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, и это продолжается вплоть до Реформации. Большое влияние на развитие идей и практики благотворительности, призрения и милосердия в Западной Европе оказали адепты христианства (И. Богослов, И. Златоуст, А. Блаженный, М. Лютер).

К 19 в. сложились все предпосылки к тому, чтобы государственная помощь и взаимопомощь слились в единый социокультурный процесс, со своими традициями, принципами, ценностями, формами. К этому же периоду сложились определенные подходы к пониманию таких социальных феноменов, как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство и т.п. Возникла потребность не только в системном осмыслении всех этих явлений, но и практических шагов в решении связанных с ними проблем. Становление теории социальной работы во второй половине 19 в. и начале 20 в. тесно переплетается с социологическими и социально-психологическими концепциями позитивизма и фрейдизма. При разработке проблем социализации детей и взрослых использовались идеи Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Лебона, Г. Зиммеля. При разработке концепции социальной работы на уровне индивида использовались положения теории психоанализа З. Фрейда. Значительное влияние на становление теории социальной работы оказали идеи и принципы марксизма.

Таким образом, подводя итоги первой главы, посвященной теоретическим основам общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 - начале 20 вв., отметим, что общественное призрение определяется как культурная форма благотворительности с целью разумного и организованного обеспечения нуждающихся всем необходимым и предупреждения нищеты. Общественное призрение проявляется двояким способом: по отношению к получающим помощь и к оказывающим ее. Благотворительность понимается как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему. Предметом благотворительности является материальная или нематериальная помощь: финансовые средства (субсидии, льготы, пособия), продукты, одежда.

Предпосылки общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 - начале 20 вв. складывались постепенно и к 19 в. оформились окончательно: государственная помощь и взаимопомощь слились в единый социокультурный процесс, со своими традициями, принципами, ценностями, формами; сложились определенные подходы к пониманию таких социальных феноменов, как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство; возникла потребность не только в системном осмыслении всех этих явлений, но и практических шагов в решении связанных с ними проблем.

. Особенности общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 - начале 20 вв.

.1 Общая характеристика общественного призрения и благотворительности в Западной Европе в конце 19 - начале 20 вв.

Бурное развитие капиталистического способа производства в Европе в 19 в. сопровождавшегося серией научных открытий, технических и технологических изобретений, находивших немедленное практическое применение в промышленности, выражалось в феноменальном росте производительности во многих отраслях. Высокие темпы развития капитализма создали условия для развития межгосударственной (межнациональной) конкуренции и приводили к неравномерности экономического развития государств - их расслоению по уровню благополучия. Этот период развития характеризовался, с одной стороны, исключительными социальными страданиями в слаборазвитых государствах, а с другой, - возможностью повышения жизненного уровня в массовом масштабе которого мир никогда не видел в государствах - лидерах экономического развития.

Германия, подходя к рубежу 19 - 20 вв. являлась экономическим лидером в Европе. Дальнейшее стабильное развитие экономики сдерживалось накопившимися социальными проблемами. Поэтому в 1889 г. канцлером Бисмарком впервые в мире была разработана и введена пенсионная система, основной целью которой являлось повышение уровня благосостояния пожилых людей, утрачивающих работоспособность. Двумя годами позже, в 1891 г., в Дании была разработана иная модель, учитывающая слабость экономического развития государства, целью которой было сокращение уровня бедности и поддержка пенсионеров. Создание пенсионной системы в этих странах, с различным уровнем экономического развития, стало примером для других государств.

Франк де Баттер и Удо Кок предлагают краткую трехстадийную модель развития системы общественного призрения и благотворительности в Западной Европе:

) первый этап - благотворительность была главным источником социальной поддержки для бедных в средние века, а уровень поддержки - уровень физического выживания бедных;

) второй этап - после индустриальной революции страны ввели схемы социального страхования для покрытия рисков по старости, производственных травм и болезней для рабочих в отдельных отраслях, в дальнейшем эти схемы были расширены на всех рабочих;

) третий этап - после Второй мировой войны, когда необходимость сохранения стабильности общества привела к тому, что практически все страны Западной Европы были вынуждены расширить систему социальной защиты на все аспекты производственной и частной жизни.

Общественное призрение и благотворительность находились в центре внимания медицины, педагогики и практики, поскольку особо остро стала проблема психических нарушений не только взрослых, но и детей, нуждавшихся в особых условиях воспитания, обучения и содержания.

Медико-клиническая линия представлена исследованиями врачей-психиатров. Французский врач Филипп Пинель (1745 - 1826) дает классификацию душевных болезней, на основе которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Он выделяет и две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную.

Медицинскую линию продолжил Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772 - 1840), ученик и последователь Ф. Пинеля. Он ввел в оборот понятия «имбецилизм», «идиотия», «умственная отсталость», создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных. После его изучения слабоумие стало самостоятельной психиатрической, а затем и психолого-педагогической областью исследования.

Вторая половина 19 и начало 20 вв. ознаменовались тем, что наряду с клиническим изучением глубоких форм умственной отсталости стали обращать внимание и на легкие формы слабоумия. С расширением сети школьного образования все острее вставала проблема неуспеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии, так как они не справлялись с программами народных школ. Учеников отчисляли из школы, они оказывались на улице, пополняли ряды антисоциальных элементов. Поэтому изучение слабоумных детей рассматривается не только как медицинская, но и как социальная проблема, как средство предупреждения социальной запущенности молодежи.

Вопросами изучения этиологии и анатомо-физиологической сущности слабоумия детей на рубеже 19 - 20 вв. занимаются В. Айрленд, Б. Морель, Д. Бурневиль, Э. Крепелин, Ж. Демор. Наибольший вклад в разработку проблем слабоумия в этом направлении внес немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856 - 1926), который объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития», ввел термин «олигофрения» (малоумие) для обозначения группы врожденных болезненных состояний.

Педагогический подход в деле помощи детям с недостатками в развитии и поведении, в деле обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии интеллекта формируется в 19 в. За его реализацию выступают как педагоги, так и врачи, общественные деятели.

Сторонником медико-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей выступил известный французский психиатр Жан Итар (1775 - 1838).

В связи с необходимостью дифференциации содержания обучения в зависимости от психических возможностей и способностей детей выделяется психолого-педагогическое направление в работе с аномальными детьми. В первой четверти 20 в. французский педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур, изучая школьников с психическими аномалиями, пришли к выводу, что критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным образом. Они разделяли таких детей на две группы: неизлечимых или малоизлечимых детей, чья жизнь в обществе невозможна без опеки, и излечимых детей, у которых умственная отсталость обусловливается отставанием в развитии от нормальных сверстников.

На рубеже веков известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870 - 1952) создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. В разработке основ новой научной педагогики М. Монтессори опиралась на сочетание ее с антропологией, психологией и медициной.

Итак, развитие общественного призрения и благотворительности в Западной Европе шло по следующим этапам: сначала благотворительность была главным источником социальной поддержки для бедных и направлялась на физическое выживание бедных; затем западноевропейские страны ввели социальное страхование для покрытия рисков по старости, производственных травм и болезней для рабочих в отдельных отраслях, в дальнейшем эти схемы были расширены на всех рабочих; позже, в начале 20 в. страны Западной Европы расширили систему социальной защиты на все аспекты производственной и частной жизни.

При этом общественное призрение и благотворительность находились в центре внимания не только государства с точки зрения нормативно-правового регулирования, но и медицины, педагогики и практики в связи с проблемами психических нарушений не только взрослых, но и детей, нуждавшихся в особых условиях воспитания, обучения и содержания.

.2 Системы общественного призрения и благотворительности Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 - начале 20 вв.

Рассматривая общественное призрение и благотворительность в Англии, отметим, что в 1834 г. было произведено коренное преобразование общественного призрения. Реформа коснулась, во-первых, органов общественного призрения: приходы оказались слишком мелкими единицами и были заменены группами приходов. Во главе этих новых территориальных единиц (участков) был поставлен совет попечителей, избираемых плательщиками налога; прежние должностные лица городских попечительств сохранились в качестве оценщиков и сборщиков налога. Круг ведомства этих советов стал постепенно расширяться, особенно в сельских округах, так как на налог в пользу бедных были отнесены расходы на санитарные и школьное дело и отчасти на пути сообщения. Для проведения указанной реформы и для группировки приходов понадобился центральный орган. Сначала это была особая комиссия, избранная парламентом на 5 лет; позже эта комиссия получила характер постоянного учреждения и образовала ведомство местного управления, которому подчинена и санитарная часть. Оно наблюдает за местными органами общественного призрения через посредство 17 инспекторов и 37 аудиторов, проверяющих счетную часть; ему было предоставлено право переверстки округов и издания правил для выдачи пособий. Вместе с тем государственная казна взяла на себя уплату жалованья служащим по общественному призрению чиновникам от правительства, учителям в школах для бедных, врачам для бедных и пособие в 4 шиллинга в неделю на содержание каждого душевнобольного.

Одновременно с реформой вновь получил силу принцип оказания помощи посредством работного дома; центральное управление стало, однако, в своих инструкциях определять случаи исключения от общего правила, вследствие чего быстро развилось призрение на воле, то есть вне рабочего дома. В 1894 г. число призреваемых в рабочих домах было 221551, призреваемых на воле - 600229. Общее число в Англии постепенно уменьшалось: в 1863 г. (промышленный кризис) они составляли 5,3 % населения, в 1887 г. - 3 %, в 1894 г. - менее 3 %.

В Англии, наряду с официальным общественным призрением, в конце 19 - начале 20 вв. существовала широко резвившаяся частная благотворительность, служившая дополнением первой, в особенности в Лондоне, и для объединения их деятельности образовалось особое общество, с разветвлениями по всему городу.

Совершенно иначе, хотя и из одинаковых начал, развились общественное призрение и благотворительность во Франции, сообразно с организацией государства и ходом его исторического развития. Три черты обусловливали собой характер французского общественного призрения, по сравнению с английским:

антагонизм между привилегированным и податным слоями населения, что мешало образованию в деревнях общественного органа местного призрения с правом самообложения;

сохранение монашества и могущества католической церкви с многочисленными примыкавшими к ней богоугодными заведениями;

сильное развитие королевской власти с централизацией и бюрократизмом управления.

Во Франции исторически сложилась система автономных благотворительных учреждений и местных органов для помощи на дому. Автономных благотворительных учреждений было в 1884 г. 1654, с доходом в 125 миллионов и расходом в 113 миллионов. В том же году было 14700 попечительств (на 36117 общин), причем общины, имевшие у себя попечительства, заключали в себе большую часть жителей, а именно - 22 миллиона из 36. Распространены были эти бюро по департаментам очень неравномерно: например, в Северном департаменте приходилось на 661 общину 631 бюро, на Корсике - 5 бюро на 364 общины. Доходы бюро также были очень неравномерны: 644 бюро бездействовали по неимению доходов, более 1000 имели доход ниже 100 франков, в 5216 доход колебался между 100 и 500 франками, у 5000 доход превышал 1000 франков, но только в 278 общинах он был более 10000 франков.

В 1884 г. французские бюро выдали в виде пособий свыше 29 млн. франков и истратили на управление свыше 5 млн. из общего прихода в 50 млн. Раздаваемые суммы распределялись также весьма неравномерно: в Сенском департаменте средний ежегодный размер пособий на лицо составлял в 1884 г. 45 франков 50 сантимов, в других департаментах - от 15 до 16 франков. Эти пособия расходовались преимущественно в городах.

Главными причинами недостаточного распространения благотворительных бюро во Франции следует считать их необязательность для общины и затем их бюрократический характер: они находились в заведовании не городского управления, а особых, под председательством мэра, комиссий, 2 члена которых избирались муниципальным советом, 4 - префектом. Общинам, где не было бюро, разрешено было заменять их благотворительными комиссиями, которых в 1871 г. было 5878, выдавших пособий на 1 млн. франков.

Далее нужно принять во внимание, что и благотворительные учреждения тратили часть своих доходов (около 7 млн.) на открытое призрение. Весьма обширна была также деятельность духовных корпораций, например общества св. Винцента, имевшего 20 лет после своего возникновения около 900 отделений, с доходом в 4 млн. франков.

Средства благотворительных учреждений и бюро во Франции были трех видов. Главный из них - доходы с имуществ и капиталов; из этого источника черпалась почти половина дохода благотворительных учреждений (46,8 млн. из 111 млн.) и больше трети чистого дохода благотворительных бюро (14,6 млн. из 37,8). Второй источник представляли налог на увеселения и разные сборы, третий - приплата со стороны общин и департаментов. В 1884 г. общины отпустили благотворительным бюро 12,6 млн., департаменты - за исключением Сенского - израсходовали 30 млн. на душевнобольных, детей.

Пособия, выдаваемые общинами, были крайне неравномерны: приплата Парижа составила в 1885 г. 15 млн., то есть 10 франков с каждого жителя столицы; в других крупных городах на жителя приходилось 3 франка 17 сантимов, в мелких городах - 1 франк 40 сантимов, в остальных общинах - лишь 28 сантимов. Зато парижским благотворительным учреждениям приходится помогать бедноте, стекающейся со всей страны: по данным 1872 г., из 101719 призреваемых только 22,69 % были уроженцы Парижа.

Общий расход на общественное призрение во Франции исчислен был в 1885 г. в 184 млн. франков (в эту сумму, впрочем, включен и расход на больницы), что составляет около 5 франков на каждого жителя. Сюда вошел также расход на борьбу с нищенством и устройство особых домов для нищих. Вследствие того, что французские благотворительные учреждения со средних веков были одновременно больницами и приютами, лечение больных и теперь во Франции составляет как бы особую отрасль общественного П. Так как больницы сосредоточивались в городах, то сельское население до нынешнего века было лишено медицинской помощи. По общепринятой системе, в каждом кантоне назначался особый врач для бедных. Рядом с этим развилась другая система: бедному выдавалась особая карта, с которой он мог обращаться к врачу по своему выбору, а врач получал вознаграждение от общины по количеству данных им советов.

После падения империи дальнейшее развитие этого дела остановилось; число департаментов с врачебной помощью даже уменьшилось. Закон 1893 г. сделал даровую лечебную помощь обязательной для общин; для этой цели он предоставил общинам право взимать дополнительные сборы к налогам.

Дальнейший важный шаг на пути развития общественного призрения во Франции представляет доклад парламентской комиссии, составленный Равареном, по которому проектировалось сделать обязательным для общин содержание стариков свыше 70 лет и неизлечимых и принять меры против тех, кто просит милостыню или добывает ее обманом.

Италия отмечена еще большим, чем Франция, преобладанием благотворительных учреждений, находившихся в большей или меньшей связи с церковью и духовными корпорациями. Но Италия не переживала, подобно Франции, периода бюрократической централизации и государственных реформ; ее многочисленные благотворительные учреждения представляли в 19 в. полный застой.

В Германии в конце 19 - начале 20 вв. общественное призрение и благотворительность основывались на инициативе граждан, общественности. Заметное улучшение дел по части общественного призрения и благотворительности следствием просветительного и филантропического течений в литературе и в обществе, вызвавших почин отдельных лиц и так называемых патриотических обществ. Особенного внимания достойна деятельность патриотического общества в Гамбурге, находившегося под руководством политико-экономиста Бюша и купца Фохта. Они организовали в Гамбурге под названием Armenanstalt образцовую систему общественного призрения на основании принципа индивидуализации помощи, то есть того самого принципа, которому обязана своей известностью эльберфельдская система. Индивидуализация проявлялась в том, что попечение о каждом бедном поручалось особому лицу, сама помощь индивидуализировалась, то есть сообразовалась со свойствами и потребностями вспомоществуемого. Для этого понадобилось значительное число деятелей; в Гамбурге на 100000 жителей было 180 попечителей о бедных. Организация оказалась успешной: дирекция «учреждения» могла заявить, что «в Гамбурге нет более нищенствующих, никто не терпит нужды». Гамбургское «учреждение» обратило на себя всеобщее внимание: императоры Франц II Германский и Наполеон призывали к себе Фохта и советовались с ним.

Через несколько лет, однако, в «учреждении» оказался дефицит, и оно начало падать, частью вследствие неблагоприятного времени (войн), частью под влиянием заимствованной из Англии системы доплаты к заработку, что вело к понижению заработной платы. Главной причиной неудачи нужно считать частный характер «учреждения», которое не имело опоры в городском бюджете. Гамбургское «учреждение для бедных» было личным подвигом, а не общественным призрением. Дело стало на твердую почву, когда эти два элемента слились в одно.

Пример Гамбурга нашел подражателей в других городах Германии. Особенно выдвинулся в этом отношении фабричный город Эльберфельд (в нынешней Рейнской провинции Пруссии). Забота о бедных лежала там на старшинах четырех приходов, а щедрая милостыня, подававшаяся гражданами из окон домов, привлекала в город множество профессиональных нищих и бродяг. Для устранения этого зла граждане образовали из себя попечительство о бедных, наподобие гамбургского «учреждения». И в Эльберфельде оказался дефицит; тогда городская дума постановила покрывать расход на призрение из городских средств, так что добровольное призрение стало общественным. В 1853 г. эльберфельдская организация была преобразована на основании полной индивидуализации. По данным за 1885 г., в городе было 364 попечителя (на 106942 жителя); на каждого попечителя приходилась забота о 2,14 призреваемых. 14 попечителей составляли из себя участковое попечительство; в неотложных случаях попечителю было предоставлено право оказывать немедленное пособие; об остальных случаях он докладывал попечительству, которое собиралось каждые 2 недели; никакое пособие не могло быть выдано иначе, как на двухнедельный срок, и должно было выдаваться лично попечителем, который был обязан посещать призреваемых не менее одного раза в 2 недели.

Во главе всей организации стоял комитет, состоявший из председателя и 8 членов - 4 гласных и 4 граждан. Благодаря организации 1853 г. расходы на общественное призрение упали: хотя число жителей с тех пор удвоилось, число призреваемых и сумма расхода на них ни разу не достигали цифр 1852 г., несмотря на войны и эпидемии.

Наряду с этим движением из среды граждан, история общественного призрения в Германии представляла и ряд правительственных мер. Расторжение в 1866 г. старого федеративного строя и возникновение нового, более сплоченного Северогерманского Союза под руководительством Пруссии содействовали развитию общественного призрения на основании принципа индивидуальной свободы. Конституция нового Союза предоставила всем жителям вошедших в Союз государств индигенат, то есть право гражданства, на всем протяжении Союза, закон 1 ноября 1867 г. обеспечил за ними повсюду право свободного переселения; затем последовала отмена прав общин препятствовать вступлению в брак, и наконец, закон 6 июня 1870 г. распространил на все общины Северной Германии обязанность призревать пришельцев по истечении двухлетней давности - что было сделкой между прусским законом и более продолжительным сроком других немецких законодательств.

После образования Германской империи этот закон был распространен и на Южную Германию, за исключением Баварии. Исполнение закона 6 июня 1870 г. регулировалось в каждом из германских государств местными законами; к их числу принадлежал прусский закон 8 марта 1871 г., обязывавший всех избирателей известной общины принимать на себя на 3 года безвозмездную деятельность по общественному призрению под угрозой утраты избирательного права и увеличения до одной четверти прямых общинных налогов.

По специальной переписи 1885 г. призреваемых в Германии было 1592386 (считая жен и детей лиц, получающих пособие или призрение), то есть 3,40 % населения. Стоимость призрения была 90 млн. марок - средним числом 66 марок на каждого призреваемого и 195 марок на каждые 100 жителей. Местные цифры представляют большие уклонения от средней цифры; так, в сельских общинах процент призреваемых - 2,09, в городских - 5,30, в больших городах - 9,60. Это показывает, что число призреваемых пропорционально благосостоянию местности, и объясняется тем, что в богатых городах призрение распространяется на такие лица, которые в бедных общинах не призреваются.

В Германии насчитывалось около 160 общин, где на деле не было никакого общественного призрения. В особенности ценны статистические данные переписи 1885 г., указывающие на причины бедности. Главнейшие из них: болезнь призреваемого - 28 %, смерть кормильца - 18 %, дряхлость - 15 %, физические или душевные недуги (слепые, калеки) - 12 %; все эти причины вместе дают три четверти призреваемых; между остальными важнейшие: большое число детей - 7 %, безработица - 5 %, пьянство - 2 %, несчастные случаи - 2 %, тунеядство - 1 %.

Весьма деятельное общество для призрения бедных в своих многочисленных изданиях неоднократно возбуждало вопрос о реформах в общественном призрении. Пересмотра существующего закона требовали также различные факторы общественного призрения - крупные и мелкие города, сельские общины, помещики, желая уменьшить падавшее на их долю бремя общественного призрения и требуя более справедливого распределения его.

Но германские правительства не решались на пересмотр принятой системы ввиду важных законодательных мер 80-х гг. 19 в. по страхованию рабочих на случай болезни, старости и увечья; им казалось необходимым выждать, чтоб выяснилось влияние этих мер на общественное призрение.

Тем не менее, закон 1894 г. в двух отношениях внес в систему общественного призрения значительные поправки:

) условием для приобретения права на призрение по месту пребывания был признан 18-летний возраст вместо 24-летнего, что клонилось в пользу сельских общин, из которых молодежь рано уходит на заработки;

) срок, в течение которого община местопребывания обязана безвозмездно лечить и призревать заболевших на ее территории прислугу, мастеров, учеников, был увеличен с 6 недель до 13 с распространением этой обязанности на всех состоящих в услужении или на жалованье, а также на членов их семейств.

Этот же закон внес поправку в уголовное уложение, значительно увеличив ответственность и наказуемость тех лиц, которые недобросовестным образом покидают и предоставляют нужде свои семейства, обременяя общественное призрение.

Итак, в 19 в. в законодательстве европейских стран появилось указание на то, что общество ответственно и за нуждающихся в призрении физически неполноценных людей. В Германии имперская законодательная власть не была облечена правительственной властью и не располагала исполнительными органами; к тому же она была парализована расколом между католицизмом и протестантизмом; поэтому действительная власть стала переходить к местным правительствам, то есть имперским князьям и городам.

Французское правительство в своих заботах об инвалидах не пошло далее по начатому пути, и только английское правительство последовательно развивало провозглашенный принцип и нашло средства к полному его осуществлению.

Важное значение для формирования за рубежом системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В середине 19 в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов лежали: самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел; индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого инвалида; привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения инвалидов.

Параллельно с государственной системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, направленных на оказание в первую очередь индивидуальной помощи инвалидам. В 1869 г. в Лондоне основывается Благотворительное общество для координации оказываемой помощи (составляется центральный каталог ходатайствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с организациями, которые могли им ее оказать).

Одной из наиболее известных и уважаемых организаций, занимающихся социальной работой в мире является Армия спасения. Армия спасения - международная организация, занимающаяся благотворительной и евангелистской работой. Образованная в 1878 г. английским священником Уильямом Бутом, Армия спасения построена по военному принципу, включая ношение формы, присвоение военных званий. Ее целью является борьба со злом и человеческими страданиями. У нее была своя программа, которая реализовалась в разных странах. Международный центр Армии спасения находился в Лондоне. В Армию входили корпуса, а также медицинские, образовательные и другие общественные службы. Международная программа Армии спасения включала и направления помощи именно инвалидам: помощь слепым: обеспечивали жильем и обучением слепых; помощь инвалидам: приюты для инвалидов; организовывали также лиги для глухонемых.

Таким образом, завершая вторую главу, посвященную особенностям общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии, Италии в конце 19 - начале 20 вв., отметим, что развитие общественного призрения и благотворительности в Западной Европе сначала было направлено на социальную поддержку, на их физическое выживание бедных, затем западноевропейские страны ввели социальное страхование, а позже, в начале 20 в., страны Западной Европы расширили систему социальной защиты на все аспекты производственной и частной жизни.

При этом общественное призрение и благотворительность находились в центре внимания не только государства с точки зрения нормативно-правового регулирования, но и медицины, педагогики и практики в связи с проблемами психических нарушений детей, нуждавшихся в особых условиях воспитания, обучения и содержания.

В 19 в. в законодательстве европейских стран появилось указание на то, что общество ответственно и за нуждающихся в призрении физически неполноценных людей. Важное значение для формирования за рубежом системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы (самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел; индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого инвалида; привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения инвалидов).

Параллельно с государственной системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, направленных на оказание в первую очередь индивидуальной помощи инвалидам. В 1869 г. в Лондоне было основано Благотворительное общество для координации оказываемой помощи.



Заключение

В данной курсовой работе изучены особенности общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии в конце 19 - начале 20 в. Для этого в работе рассмотрены теоретические основы общественного призрения и благотворительности в Англии, Франции, Германии и Италии, а также выявлены их особенности периода конца 19 - начала 20 вв.

Таким образом, при выполнении курсовой работы была реализована ее цель и решены все поставленные задачи, что дает основание сформулировать главные выводы.

Общественное призрение понимается как культурная форма благотворительности с целью разумного и организованного обеспечения нуждающихся всем необходимым и предупреждения нищеты и проявляется двояким способом: по отношению к получающим помощь и к оказывающим ее. Благотворительность понимается как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему. Предметом благотворительности является материальная или нематериальная помощь

До 19 в. в странах Западной Европы основными организаторами помощи бедным, больным, старикам, одиноким являлись монастыри, которые кормили убогих, нищих, организовывали приюты, госпитали, собирали пожертвования в пользу бедных.

В конце 18 - начале 19 вв. было положено начало становления общественной и частной формы организации благотворительной помощи. В исторической практике благотворительности имела место филантропическая деятельность общественных организаций и частных благотворителей.

Хотя благотворительность и помощь бедным берут свое начало в более ранний период европейской истории, в 19 в. им были присущи некоторые характерные особенности: церковь, традиционно занимавшаяся благотворительностью, стала подвергаться постоянным нападкам со стороны гражданских реформаторов; индустриализация и урбанизация сделали бедность более заметной; средний класс подвергал сомнению обоснованность благотворительной деятельности.

Общественное призрение и благотворительность в странах Западной Европы в конце 19 - начале 20 вв. имели как нравственное, так и юридическое основание (снижение налогов или освобождение от них). На протяжении всего 19 в. благотворительность являлась краеугольным камнем в оказании помощи бедным. В Лондоне в 1880-х гг. существовало свыше семисот благотворительных организаций, в Париже - несколько сотен. Суммы, выделяемые благотворительными организациями, намного превышали затраты государства. Предоставление и получение частной благотворительной помощи были важным элементом городской жизни в Европе 19 в. и находились в центре общественной жизни, чего нельзя было сказать о помощи государственной.

До 1920-х гг. благотворительность и помощь бедным играли в Европе важную роль, но ограничивались предоставлением минимума, необходимого для выживания. Благотворительные организации зачастую заботились о нравственном и религиозном контроле за людьми не меньше, чем о денежной помощи.

В 19 в. в законодательстве европейских стран появилось указание на то, что общество ответственно и за нуждающихся в призрении физически неполноценных людей. Важное значение для формирования за рубежом системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы (самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел; индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого инвалида; привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения инвалидов).

Параллельно с государственной системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, направленных на оказание в первую очередь индивидуальной помощи инвалидам. Так, в 1869 г. в Лондоне было основано Благотворительное общество для координации оказываемой помощи.

В 1878 г. английским священником Уильямом Бутом была образована Армия спасения, целью которой была борьба со злом и человеческими страданиями. Армия спасения имела свою программу, которая реализовалась в разных странах. Международный центр Армии спасения находился в Лондоне. Международная программа Армии спасения включала и помощь инвалидам: помощь слепым: обеспечение жильем и обучение слепых; помощь инвалидам: приюты для инвалидов; лиги для глухонемых.

Литература

1.Бадя, Л.В. Благотворительность и меценатство в России / Л.В. Бадя. - М.: Академия, 1993.

.Бадя, Л.В., Демина, Л.И. и др. Исторический опыт социальной работы в России / Л.В. Бадя, Л.И. Демина. - М.: Центр социальной педагогики, 1994.

.Баркер, Р. Словарь социальной работы: пер. с англ. / Р. Баркер. - М.: Норма-Инфра-М, 1993.

.Егошина, В.Н., Елфимова, Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России / В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова. - М.: Институт молодежи, 1993.

.Кузьмин, К.В. История социальной работы за рубежом и в России с древности и до начала ХХ века): учеб. пособие / К.В. Кузьмин. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005.

.Ляшенко, А.И. Организация и управление социальной работой в России / А.И. Ляшенко. - М.: Союз, 1995.

.Мельников, В.П., Холостова, Е.И. История социальной работы в России: учебное пособие / В.П. Мельников, Е.И. Холостова. - М.: Социально-технологический институт, 1998.

.Нещеретний, П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России / П.И. Нещеретний. - М.: Союз, 1993.

.Обучение практике социальной работы: международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла, С. Шадлоу: пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1997.

.Обучение социальной работе. Преемственность и инновации / под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри: пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1996.

.Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999.

.Социальная работа за рубежом: учебное пособие / под общ. ред. Е.С. Новак. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001.

13.Социальная работа: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов р/Д: Феникс, 2003.

14.Теория и методика социальной работы: учеб. пособие / рук. авт. кол-ва И.Г. Зайнышев. - Ч. 1. - М.: Союз, 1994.

.Теория и методология социальной работы: учеб. пособ. для вузов / под ред. С.И. Григорьева. - М.: Наука, 1994.

.Теория социальной работы: учебник / под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Академия,1998.

.Тетерский, С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. - М.: Норма-Инфра-М, 2003.

.Философия социальной работы. Монография / Под ред. В.И. Митрохина. - М.: МГСУ Союз, 1998.

.Фирсов, М.В. История социальной работы в России / М.В. Фирсов. - М.: Академия, 1999.

.Щеглова, А.С. Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии / А.С. Щеглова // Ученые записки. - 2001. - № 5.

Похожие работы на - Общественное призрение и благотворительность в Англии, Франции, Германии, Италии в конце XIX – начале ХХ вв.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!